Научная статья на тему 'Становление законодательства о гражданстве в России (октябрь 1917 г. 1922 г. )'

Становление законодательства о гражданстве в России (октябрь 1917 г. 1922 г. ) Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
2713
421
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГРАЖДАНСТВО / ПРИВИЛЕГИЯ / КЛАССОВОЕ НЕРАВЕНСТВО / ИНОСТРАНЕЦ / ДЕКРЕТ / СОВЕТСКОЕ ГРАЖДАНСТВО / НОРМАТИВНЫЙ АКТ / ПОДДАНСТВО / ДИСКРИМИНАЦИЯ / CITIZENSHIP / PRIVILEGE / CLASS INEQUALITY / FOREIGNER / DECREE / SOVIET CITIZENSHIP / NORMATIVE ACT / ALLEGIANCE / DISCRIMINATION

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Осипенкова Екатерина Александровна

В результате исторических событий Октября 1917 г. вместо института российского подданства возник институт гражданства РСФСР. Первым и вместе с тем наиболее четко отражавшим политику и идеологию советской власти стал изданный 10 ноября 1917 г. декрет «Об уничтожении сословных и гражданских чинов», согласно которому было упразднено существовавшее ранее социально-политическое деление. Взамен чинам, званиям и титулам было установлено одно равное для всех наименование гражданин Российской Республики. Подавляющее большинство изданных в то время декретов были посвящены вопросам гражданства иностранцев. В этих документах явно прослеживаются устанавливаемые советской властью принципы пролетарского интернационализма, согласно которым рабочие-иностранцы, не использовавшие чужой труд, были наделены большими правами, нежели российские кулаки или помещики, и имели возможность получить гражданство без всяких затруднительных формальностей. В то время на территории РСФСР проживали большие массы просоветски настроенных иностранцев, попавших сюда во время войны. Дискуссионный характер носил вопрос о гражданстве соотечественников, находящихся за рубежом. В этом случае Советы ставили вопрос о лишении гражданства представителей определенных категорий граждан, находившихся за границей (например, добровольно служивших в белой армии, участвовавших в контрреволюционных организациях и т. д.), согласно декрету от 5 апреля 1921 г. Помимо вышеизложенных проблем, декреты, изданные в первые годы советской власти, регулировали вопросы двойного гражданства и гражданства детей. Особое внимание автор статьи уделяет становлению авторитарности института получения гражданства, где нейтральное «приобретение гражданства» (такая формулировка носит оттенок волеизъявления самого гражданина) сменяет декрет о «принятии в гражданство» (что можно расценивать как оказание милости со стороны государства желающему вступить в гражданство).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FORMATION OF CITIZENSHIP LAW IN RUSSIA (OCTOBER, 1917 1922)

As a result of the historical events of October, 1917 there appeared an institution of RSFSR citizenship instead of the institution of Russian allegiance. The first and also the most clearly revealing the policy and ideology of the Soviet regime was a decree “On elimination of class and civil ranks” published on November 10, 1917, according to which the pre-existing socio-political stratification was abolished. Instead of ranks, statuses and titles there was established the only concept the citizen of the Russian Republic. The vast majority of published decrees of that time dealt with issues of citizenship of foreigners. These documents expose principles of proletarian internationalism established by the Soviet government, according to which the foreign workers, who had not used hired labour, had more rights than the Russian kulaks or landlords, and could receive citizenship without any challenging formalities. At that moment there were a lot of Soviet-minded foreigners living in the RSFSR, who came there during the war. The question of citizenship of compatriots living abroad was of controversial nature. The Soviet state raised the issue of deprivation of citizenship of certain categories of people who were abroad at the moment (for example, those who voluntarily had served in the White Army, who had participated in the counter-revolutionary organizations, and so on), according to the decree of April 5, 1921. Besides, the decrees adopted during the first years of the Soviet power regulated the issues of dual citizenship and citizenship of children. The author pays particular attention to the development of authoritarianism of the citizenship institution, where neutral “acquisition of citizenship” (the wording carries a tinge of will declaration by a person) is replaced by “admission to citizenship” (which can be regarded as the state condescends to a person applying for citizenship).

Текст научной работы на тему «Становление законодательства о гражданстве в России (октябрь 1917 г. 1922 г. )»

УДК 342.712

Осипенкова Екатерина Александровна

СТАНОВЛЕНИЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА О ГРАЖДАНСТВЕ В РОССИИ (ОКТЯБРЬ 1917 Г. - 1922 Г.)

Резюме:

В результате исторических событий Октября 1917 г. вместо института российского подданства возник институт гражданства РСФСР. Первым и вместе с тем наиболее четко отражавшим политику и идеологию советской власти стал изданный 10 ноября 1917 г. декрет «Об уничтожении сословных и гражданских чинов», согласно которому было упразднено существовавшее ранее социально-политическое деление. Взамен чинам, званиям и титулам было установлено одно равное для всех наименование - гражданин Российской Республики.

Подавляющее большинство изданных в то время декретов были посвящены вопросам гражданства иностранцев. В этих документах явно прослеживаются устанавливаемые советской властью принципы пролетарского интернационализма, согласно которым рабочие-иностранцы, не использовавшие чужой труд, были наделены большими правами, нежели российские кулаки или помещики, и имели возможность получить гражданство без всяких затруднительных формальностей. В то время на территории РСФСР проживали большие массы просоветски настроенных иностранцев, попавших сюда во время войны. Дискуссионный характер носил вопрос о гражданстве соотечественников, находящихся за рубежом. В этом случае Советы ставили вопрос о лишении гражданства представителей определенных категорий граждан, находившихся за границей (например, добровольно служивших в белой армии, участвовавших в контрреволюционных организациях и т. д.), согласно декрету от 5 апреля 1921 г.

Помимо вышеизложенных проблем, декреты, изданные в первые годы советской власти, регулировали вопросы двойного гражданства и гражданства детей.

Особое внимание автор статьи уделяет становлению авторитарности института получения гражданства, где нейтральное «приобретение гражданства» (такая формулировка носит оттенок волеизъявления самого гражданина) сменяет декрет о «принятии в гражданство» (что можно расценивать как оказание милости со стороны государства желающему вступить в гражданство).

Ключевые слова:

гражданство, привилегия, классовое неравенство, иностранец, декрет, советское гражданство, нормативный акт, подданство, дискриминация.

Osipenkova Ekaterina Aleksandrovna

FORMATION OF CITIZENSHIP LAW IN RUSSIA (OCTOBER, 1917 - 1922)

Summary:

As a result of the historical events of October, 1917 there appeared an institution of RSFSR citizenship instead of the institution of Russian allegiance. The first and also the most clearly revealing the policy and ideology of the Soviet regime was a decree “On elimination of class and civil ranks” published on November 10, 1917, according to which the pre-existing socio-political stratification was abolished. Instead of ranks, statuses and titles there was established the only concept - the citizen of the Russian Republic.

The vast majority of published decrees of that time dealt with issues of citizenship of foreigners. These documents expose principles of proletarian internationalism established by the Soviet government, according to which the foreign workers, who had not used hired labour, had more rights than the Russian kulaks or landlords, and could receive citizenship without any challenging formalities. At that moment there were a lot of Soviet-minded foreigners living in the RSFSR, who came there during the war.

The question of citizenship of compatriots living abroad was of controversial nature. The Soviet state raised the issue of deprivation of citizenship of certain categories of people who were abroad at the moment (for example, those who voluntarily had served in the White Army, who had participated in the counter-revolutionary organizations, and so on), according to the decree of April 5, 1921.

Besides, the decrees adopted during the first years of the Soviet power regulated the issues of dual citizenship and citizenship of children.

The author pays particular attention to the development of authoritarianism of the citizenship institution, where neutral “acquisition of citizenship” (the wording carries a tinge of will declaration by a person) is replaced by “admission to citizenship” (which can be regarded as the state condescends to a person applying for citizenship).

Keywords:

citizenship, privilege, class inequality, foreigner, decree, soviet citizenship, normative act, allegiance, discrimination.

Началом развития законодательства о гражданстве в России, несомненно, является Октябрь 1917 г., ведь именно с этого события начинается история нового государства на территории бывшей Российской империи.

Первый основополагающий документ - декрет ВЦИК от 10 ноября 1917 г. «Об уничтожении сословий и гражданских чинов», который декларировал упразднение всех ранее существовавших в России сословий и сословных делений граждан, а также сословных привилегий и ограничений, сословных организаций и учреждений, всех гражданских чинов. Согласно декрету, вместо званий, титулов и чинов было установлено одно равное для всех наименование - гражданин Российской Республики. Это был первый прогрессивный акт нового государства по вопросам

гражданства, уничтоживший оставшееся от феодально-сословного периода социально-политическое деление российского общества.

В первые годы существования нового государства процедура установления советского гражданства не получила законодательной регламентации. До 1924 г. вопросы гражданства регулировались законодательством РСФСР. Советское законодательство о гражданстве касалось только вопросов принятия иностранцев в советское гражданство, лишения советского гражданства и выхода из него.

Законодательной базой, на основе которой появились и получили свое развитие правовые нормы, регулирующие приобретение гражданства, была Конституция РСФСР 1918 г. [1].

В ней указывалось, что исходя из принципа солидарности трудящихся всех наций Российская Социалистическая Федеративная Советская Республика «предоставляет все политические права российских граждан иностранцам, проживающим на территории Российской Республики для трудовых занятий и принадлежащим к рабочему классу или к не пользующемуся чужим трудом крестьянству, и признает за местными Советами право предоставлять таким иностранцам, без всяких затруднительных формальностей, права российского гражданства» (ст. 20). Все это являлось отражением так называемого пролетарского интернационализма, согласно которому российскому рабочему иностранец пролетарского происхождения был ближе и роднее, чем собственный помещик или кулак. Классовое неравенство наложило свой отпечаток на значительную часть последующего законодательства советской власти о гражданстве.

Необходимо отметить еще одну характерную черту советского законодательства рассматриваемого периода о гражданстве - стремление сблизить трудящегося иностранца с советским гражданином, выражавшееся в предоставлении трудящемуся иностранцу политических прав, в установлении упрощенного порядка приема в гражданство трудящихся иностранцев. Это объяснялось наличием в то время на советской территории больших масс иностранцев, попавших на эту территорию во время войны и революции, вполне просоветски настроенных и принадлежавших к пролетариату и крестьянству. Многие из них сражались в рядах Красной армии, и каждая советская республика считала своими гражданами всех советских граждан, находившихся в ее пределах, и отличала граждан других республик от своих только в случае желания заинтересованного лица. В редких встречавшихся на практике случаях это выражалось в специальных отметках в удостоверявших личность документах в соответствии с циркуляром НКВД РСФСР 1921 г.

Более подробно порядок перехода иностранцев в советское гражданство определял декрет ВЦИК «О приобретении прав российского гражданства» от 5 апреля 1918 г. По этому декрету каждый иностранец, проживавший в РСФСР, мог приобрести российское гражданство. Для этого ему было необходимо подать заявление в местный Совет, где указывались род занятий и сведения о том, что он не подвергался судебному преследованию за уголовно наказуемые на территории РСФСР деяния. К заявлению прилагалось удостоверение личности заявителя. По окончании рассмотрения данных документов местным Советом выдавалось удостоверение о приобретении российского гражданства.

В исключительных случаях допускалось принятие в гражданство РСФСР иностранцев, находившихся в момент подачи заявления за пределами Российской Республики. В таких случаях заявления подавались на имя председателя ВЦИК и этим же органом рассматривались. Формулировка выдаваемого удостоверения давала основание считать, что данный декрет закрепил не институт принятия в гражданство, а институт приобретения гражданства.

Строго говоря, принципиальной юридической разницы между принятием и приобретением, конечно, нет. Вопрос состоит, скорее, в морально-психологической оценке, в отношении к данному акту со стороны заинтересованного физического лица. Когда речь идет о принятии, то подтекстом данного действия звучит оказание милости со стороны государства. Оно хочет - принимает, а не хочет - не принимает. Когда же используется термин «приобретение», то акценты меняются. Здесь в подтексте звучит свобода выражения физическим лицом своей воли: хочу - приобретаю, а не хочу - не приобретаю. Переводя эту проблему в политическую плоскость, можно заметить, что в термине «принятие в гражданство» более ярко выражен авторитарный характер государства, а «приобретение гражданства» хотя с юридической точки зрения и остается двусторонним актом, но звучит нейтрально.

В развитие этого декрета СНК РСФСР издал 22 августа 1922 г. новый декрет «О принятии иностранцев в российское гражданство» [2]. Новый декрет содержал ряд положений, из которых следовало, что советское законодательство предусмотрело не приобретение прав гражданства, а принятие в гражданство. Декрет СНК устанавливал, что вопросы принятия в российское гражданство теперь находятся в компетенции губернских исполнительных комитетов. В том случае, если иностранец принадлежал к рабочему классу и не пользовавшемуся чужим трудом крестьянству, он принимался в гражданство местными Советами без всяких формальностей. В процедуру принятия в гражданство входила подписка, которую давали лица, принимаемые в гражданство, о том, что они «обязуются уважать и защищать от всяких посягательств установленный Конституцией государственный строй РСФСР».

Декретом от 22 августа 1922 г. вопрос о гражданстве детей разрешался следующим образом: «При переходе в российское гражданство обоих супругов дети моложе 18 лет следуют гражданству родителей. При разногражданстве супругов дети моложе 14 лет остаются в прежнем гражданстве, если между родителями не состоится по этому предмету иного соглашения. Дети, достигшие 14-летнего возраста, имеют право заявить о желании следовать гражданству одного из родителей».

Декрет затрагивал проблему двойного гражданства: «Лица, проживающие в пределах РСФСР, принятые в российское гражданство и не ликвидировавшие своих отношений по гражданству (подданству) к иностранному государству, лишаются права апеллировать для защиты своих интересов к правительству той страны, гражданами которой они ранее состояли». Эта мера оправдывала классовый подход к решению вопросов гражданства и в целом взаимоотношений РСФСР с «буржуазными» государствами.

Первые декреты по вопросам гражданства в основном регламентировали порядок принятия в гражданство РСФСР. Вопрос о выходе из гражданства принципиального разрешения не получил. Отдельные декреты и постановления НКВД касались «порядка выхода из российского гражданства проживающих в пределах Российской Республики постоянных жителей местностей, отторгнутых от России в силу Брестского мирного договора», а также граждан, «желающих вступить в украинское подданство» [3].

Вопрос о выходе из гражданства оставался неурегулированным до 16 сентября 1918 г., когда Кодекс законов об актах гражданского состояния РСФСР предоставил вступающим в брак лицам разного гражданства оптировать то или иное гражданство по их усмотрению: жена следовала гражданству мужа, и наоборот, при наличии согласия, выраженного на то брачующимися сторонами при заключении брака (ст. 103). Лишь три года спустя, 21 июля 1921 г., циркуляром НКВД РСФСР было установлено, что такая оптация должна отмечаться в выписке о заключении брака. В том же 1921 г. циркуляром НКВД РСФСР от 7 июля было допущено восстановление добрачного гражданства для женщины, вышедшей замуж за иностранца и затем разведшейся с ним или овдовевшей [4].

В упомянутых актах решались главным образом вопросы о принятии иностранцев в советское гражданство и выходе из него [5]. Однако жизнь выдвигала необходимость разрешения и других вопросов. Важнейшим среди них и беспокоившим советскую власть в первую очередь был вопрос о гражданах страны, находившихся за рубежом.

Политика, проводимая новым государством, поставила на повестку дня вопрос лишения гражданства. Его разрешил декрет ВЦИК и СНК от 5 апреля 1921 г. «О лишении прав гражданства некоторых категорий лиц, находящихся за границей». К такой категории законодатель отнес лиц: пробывших беспрерывно за границей свыше 5 лет и не получивших от советских представительств заграничных паспортов и иных документов; выехавших из России после 7 ноября 1917 г. без разрешения советской власти; добровольно служивших в белой армии и сражавшихся против советской власти; участвовавших в любой форме в контрреволюционных организациях; имевших право оптации и не воспользовавшихся этим правом в установленный срок; находившихся за границей и в определенный срок не зарегистрировавшихся в представительствах РСФСР.

Именно в этот исторический период впервые было закреплено гражданство иных государств, образовавшихся на территории Российской империи. Так, временными правилами «О порядке выхода из российского гражданства лиц, проживающих на территории Российской Республики и желающих вступить в украинское подданство, и о регистрации российских граждан, проживающих на территории Украины», утвержденными НКВД РСФСР 10 сентября 1918 г., было установлено, что все бывшие подданные Российской империи, проживавшие в пределах Российской империи, признавались состоящими в российском гражданстве до выхода из него в порядке, предусмотренном этими правилами.

Таким образом, рассмотренные нормативные акты по вопросам гражданства ликвидировали институт российского подданства и создали новый институт гражданства РСФСР. В отличие от актов Российской империи, декреты закрепляли принципы равного гражданства, отсутствие каких-либо цензов, натурализации и иных ограничений, кроме классового подхода. Так же как российское подданство, российское гражданство сохраняло право дискриминации отдельных лиц путем насильственного лишения гражданства и условия приема в гражданство РСФСР иностранных граждан в зависимости от их социальной принадлежности.

Ссылки:

1. СУ (Собр. узаконений) РСФСР. 1918. № 51. Ст. 582.

2. СУ РСФСР. 1918. № 31. Ст. 405.

3. СУ РСФСР. 1922. № 62. Ст. 437.

4. СУ РСФСР. 1918. № 50. Ст. 577.

5. СУ РСФСР. 1921. № 53. Ст. 589.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.