Научная статья на тему 'Графо-аналитический метод выбора инновационного проекта с учетом ресурсосбережения'

Графо-аналитический метод выбора инновационного проекта с учетом ресурсосбережения Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
127
35
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МЕТОД / ИНТЕГРАЦИОННО-МАТРИЧНЫЙ АНАЛИЗ / ИННОВАЦИИ / ПРОЕКТ / РЕСУРСОСБЕРЕЖЕНИЕ / РЕШЕНИЕ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Бабанова Ю.В., Томашева В.В.

В условиях инновационной экономики, в которых наука и техника становятся основой конкурентоспособности и непосредственной производительной силой, особую актуальность приобретают инструменты, обеспечивающие эффективный выбор инновационного проекта. Авторами разработан метод интеграционно-матричного анализа, позволяющий формализовать процесс принятия управленческого решения в части инновационного развития продукта.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Бабанова Ю.В., Томашева В.В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Графо-аналитический метод выбора инновационного проекта с учетом ресурсосбережения»

Методы анализа

УДК 330.322

графо-аналитический метод выбора

инновационного проекта с учетом ресурсосбережения

Ю. В. БАБАНОВА,

кандидат экономических наук, доцент кафедры антикризисного управления E-mail: uv_babanova@mail. ru

В. В. ТОМАШЕВА,

старший преподаватель кафедры

антикризисного управления E-mail: valentine_tomas@yahoo. com Южно-Уральский государственный университет

В условиях инновационной экономики, в которых наука и техника становятся основой конкурентоспособности и непосредственной производительной силой, особую актуальность приобретают инструменты, обеспечивающие эффективный выбор инновационного проекта. Авторами разработан метод интеграционно-матричного анализа, позволяющий формализовать процесс принятия управленческого решения в части инновационного развития продукта.

Ключевые слова: метод, интеграционно-матричный анализ, инновации, проект, ресурсосбережение, решение.

Современный бизнес развивается в условиях инновационной экономики, в которых наука и техника становятся основой конкурентоспособности и непосредственной производительной силой. В отличие от более ранних этапов, когда конкурентная позиция определялась близостью к ресурсам, в современном мире ключевую роль играют креативность и умение использовать возможности за пределами контролируемых на данный момент ресурсов, то есть инновации. Переход от идеи к инновации требует существенных

затрат ресурсов. Понятие «ресурсы» в соответствии с межгосударственным стандартом о ресурсосбережении ГОСТ 30166-95 [4] включает в себя ценности, запасы и возможности получения дохода. В общем виде ресурсы делятся на природные и экономические (материальные, трудовые, финансовые).

Неотъемлемой частью эффективного управления является экономическая, техническая, научная, практическая и информационная деятельность, комплекс организационно-технических мер и мероприятий, сопровождающих все стадии жизненного цикла объектов, направленные на рациональное использование и экономное расходование ресурсов. То есть то, что в соответствии с национальным стандартом о ресурсосбережении ГОСТ Р 52104-2003 определяет понятие ресурсосбережения [5].

Требования ресурсосбережения подразделяют на три группы [5]. К первой группе относят требования ресурсосодержания, определяющие совершенство процессов, продукции, работ и услуг, например по составу и количеству использованных материалов, массе, габаритам, объему изделия и т. д. Ко второй группе относят требования ресурсоемкости (по технологичности), определяющие возможность

ЭКОНОМИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ: жеорпя -и ЪР^тжгсх*

45

достижения оптимальных затрат ресурсов при изготовлении, ремонте и утилизации продукции, а также выполнении различных работ и оказании услуг с учетом требований экологической безопасности. К третьей группе относят требования ресурсоэко-номичности изделия, определяющие возможность достижения оптимальных затрат ресурсов при эксплуатации, ремонте и утилизации продукции, а также при выполнении работ и оказании услуг.

Указанные группы требований взаимосвязаны:

- при разработке продукции, планировании работ и услуг (устанавливают проектные требования ресурсосодержания и ресурсоэкономичности, рекомендации по ресурсоемкости);

- при изготовлении продукции, выполнении работ и оказании услуг (устанавливают уточненные (контрольные) требования ресурсоемкости (по технологичности);

- при эксплуатации продукции, выполнении работ и оказании услуг (устанавливают уточненные (контрольные) требования ресурсоэко-номичности и ресурсоемкости);

- при утилизации продукции (устанавливают требования ресурсоемкости и ресурсоэконо-мичности).

Большинство управленческих решений принимается в условиях ограниченности ресурсов и высокой неопределенности, так как они зависят от множества факторов, динамику развития которых не всегда можно оценить с приемлемой точностью. Это обусловлено отсутствием полной информации и изменчивостью условий организационной среды. Инновационные проекты относятся к категории наиболее высокого риска для инвестиций [7]. Любой инновационный проект, реализуемый на предприятии, является открытой системой. Он оказывается частью целого комплекса проектов, обеспечивающих достижение конечного результата. Как следствие возникает необходимость не только грамотного управленческого обоснования принятия решения о запуске инновационного проекта, но и составления эффективных портфелей инновационных проектов, обеспечивающих достижение стратегических целей предприятия, и определения оптимальной последовательности запуска данных проектов.

Как показал анализ имеющихся научных подходов, инструментов и методов управления инновационными проектами в настоящее время в существующих теоретических и методологических наработках недостаточно внимания уделяется обос-

нованию выбора инновационного проекта и его взаимозависимости с иными проектами, реализуемыми или планируемыми к реализации на предприятии. Решение этой проблемы представляет научный и практический интерес, так как позволит упростить процесс выбора и одновременно повысить качество принимаемых управленческих решений.

В рамках исследовательской работы было выявлено, что существующие методы обоснования принятия управленческих решений в большинстве своем носят экспертный характер. В настоящее время для моделирования экономических ситуаций, в том числе и в инновационном направлении, все чаще используются физические (механические) аналогии, в частности тензорное исчисление, графовое [2] или когнитивное [3] моделирование, а также векторный анализ, которые позволяют понять, что происходит в областях, далеких от естественных наук, и на основе научного понимания соответствующих процессов выработать возможные ответы на новые изменения. Исключая обвинения в механицизме, можно отметить, что речь идет не о перенесении законов физики и механики в экономическую науку, а о признании эффективности математического описания и анализа рассматриваемых систем и объектов, пользуясь положительным опытом, апробированным в физике и механике.

Коллективом авторов кафедры антикризисного управления международного факультета ЮжноУральского государственного университета был разработан метод интеграционно-матричного анализа, опирающийся на мировой опыт [8] и позволяющий формализовать процесс принятия управленческого решения в части инновационного развития продукта.

Предлагаемый метод сочетает в себе матричный анализ и векторное исчисление. Матричный анализ - это инструмент, позволяющий выявить логические связи между различными заданными параметрами. Векторное исчисление выполняет функцию интерпретации полученных в результате матричного анализа данных в виде наглядного графического представления выявленных взаимосвязей и их последствий.

Принятие управленческого решения о выборе инновационного проекта можно представить как процесс, состоящий из десяти этапов (см. рисунок). Целью этого процесса является разработка совокупности альтернативных вариантов развития продукта и выбор наиболее экономически эффективного проекта на основе интеграции требований потребителя (так как он является источником дохода), инноваци-

46

ЭКОНОМИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ: жеб7>ЪЯ -и ЪРЛЖкЫ

Модель процесса разработки и выбора инновационного проекта

ЭКОНОМИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ: Ж£брпя к ЪР^тжгсх*

47

онных технических характеристик продукта или их сочетания (конкурентное преимущество продукта) и производственных возможностей организации (исходные условия для реализации проекта). То есть выбор инновационного проекта тесно связан с элементами ресурсосбережения.

Этапы процесса принятия управленческого решения о выборе инновационного проекта включают последовательность ряда действий.

I этап. Формулировка цели исследования. Для формулировки цели исследования необходимо определиться с объектом, на который будет направлено внимание. Следует выбрать продукт, в который будут вноситься инновационные изменения. Это можно сделать следующими способами:

- исходя из потребностей организации;

- исходя из фактически существующих потребностей рынка;

- исходя из предполагаемых будущих потребностей рынка.

Определившись с объектом исследования, необходимо дать ему общую характеристику. При описании особое внимание следует уделить потребностям клиента, которые удовлетворяются изучаемым продуктом. Анализ товаров-заменителей, выполняющих такую же или похожую функцию, что и рассматриваемый продукт, позволит наиболее полно описать потребительские свойства, обеспечивающие удовлетворенность клиента.

Для выявления необходимости инновационного изменения рассматриваемого продукта следует проанализировать финансово-экономические результаты, получаемые организацией от производимого в настоящее время продукта, и построить гипотезу об их положительном изменении в результате увеличения объема продаж. Необходимо также сформулировать SMART-цель об увеличении объема продаж и определить ее место в дереве целей организации.

Результатом первого этапа процесса принятия управленческого решения о выборе инновационного проекта является обоснованная цель исследования, отражающая особенности продукта, тенденции и условия его инновационного изменения.

II этап. Анализ потребител ьских требований. Определив особенности исследуемого продукта, потребность клиента и удовлетворяющие ее свойства продукта, далее необходимо с помощью опроса и составления на его основе древовидной диаграммы выявить все потребительские требования, за которые клиент способен и желает платить, т. е. требования,

определяющие спрос. При этом следует помнить как о реальном, так и потенциальном размерах спроса.

Опрос начинается с выборки опрашиваемой аудитории, которая должна представлять все множество потенциальных потребителей рассматриваемого продукта. Такая выборка называется репрезентативной [1]. Затем провести опрос выбранной аудитории, чтобы на основе его результатов определить, каким требованиям должен отвечать продукт, чтобы его захотели купить. При этом важно правильно составить опросную анкету, которую предлагают потенциальным потребителям. Она должна содержать вопросы как с закрытыми ответами, так и с открытыми, но при этом объем времени, затрачиваемый опрашиваемым на всю анкету, не должен быть значительным (3-5 мин.), иначе пострадает качество получаемых ответов.

Кроме того, при формулировке вопросов необходимо участие как минимум трех специалистов: инженер по данному виду продукции, психолог или лингвист, который умеет правильно задавать вопросы, и аналитик, который понимает, как потом данные будут обрабатываться.

Результаты опроса представляются в форме перечня ожидаемых выгод, которые покупатель может получить от продукта. Далее производится группировка выгод по принципу сродства. Каждой группе выгод присваивается общее название в форме потребительского требования ТП.. Представленная совокупность требований ранжируется по выбранной шкале Я .

г тт

Конечным результатом второго этапа должна быть ранжированная идентификация важнейших характеристик продукта, соответствующих желаниям потребителя.

III этап. Позиционирование продукта. На этом этапе осуществляется оценка уровня удовлетворенности каждого потребительского требования аналогичными конкурентными продуктами или товарами-заменителями Р а также собственным продуктом до проектных изменений Рб если он ранее выпускался.

Используемый метод, который носит название бенчмаркинг продукта, дает возможность рейтинговой оценки потребительских требований для улучшения параметров объекта исследования в целях увеличения его ценности для потребителя и повышения конкурентоспособности.

IVэтап. Проектирование потребительских характеристик нового продукта. На этом этапе формируется список целевых значений в баллах

48

ЭКОНОМИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ: ШбТ^сЯ те ЪР/ГКЖЪХА

для каждого потребительского требования Р ,, которыми должен обладать новый продукт, для обеспечения высокого уровня спроса.

Целевые значения потребительского требования, не нуждающиеся в изменениях, принимаются равными базовому: Р = Рб.. Другие целевые значения принимаются равными или выше, чем у конкурентов : Р . > Р . Используя полученные данные,

Р .

рассчитывают степень улучшения К, . Здесь

Рб,

же устанавливается вес V каждого потребитель-

тпг ^ г

ского требования как цели проекта Vmni = Крг Ятпг.

Далее определяется сумма весов целей проекта ^Утп,, и определяется доля каждого веса цели Vmni

V .

ту тпг

в общей сумме = у^— •

/ : тпг

V этап. Выбор инженерных характеристик, обеспечивающих проектные потребительские характеристики нового продукта. На этом этапе определяются ключевые невзаимосвязанные инженерные (технические) характеристики проектируемого продукта ИХ, позволяющие обеспечить избранные ранее потребительские характеристики. Кроме того, для более глубокого анализа инженерных характеристик определяются их количественные параметры, характерные как для базового собственного продукта, для продуктов конкурентов, так и для проектируемого собственного продукта.

VIэтап. Сопоставление инженерных характеристик и потребительских характеристик. Сопоставление осуществляется с помощью матрицы, где по вертикали откладываются требования потребителя ТП,, а по горизонтали - инженерные характеристики ИХ,. На пересечении указываются коэффициенты взаимной связи А, Каждый коэффициент показывает, насколько каждая инженерная характеристика обеспечивает реализацию потребительской характеристики нового продукта.

Коэффициент, отражающий силу взаимного влияния инженерных и потребительских характеристик, может изменяться от нуля до единицы. Единица означает максимальное (полное) взаимодействие факторов. При нуле какая-либо связь отсутствует. Промежуточные значения говорят о тенденции зависимости.

Кроме коэффициента, отражающего силу взаимного влияния инженерных и потребительских характеристик, необходимо знать направленность этой силы. Направленность силы отражается знаком: если с ростом инженерных характеристик удов-

летворенность потребителя растет, то коэффициент имеет знак плюс, а если падает - минус.

Для определения значения коэффициента обычно используются здравый смысл, теоретические представления, экспертное суждение, литературные данные, наблюдения, практический опыт, специальный спланированный эксперимент.

VIIэтап. Корреляционная матрица инженерных характеристик и выбор наиболее значимых из них для целей организации. Поскольку выполнение одних инженерных характеристик влияет на возможность реализации других, то необходимо выявить, насколько сильно они воздействуют друг на друга.

Последующие действия ничем не отличаются от тех, которые осуществлялись ранее. Только теперь инженерные характеристики будут сопоставляться между собой. Взаимосвязь характеристик можно отразить через коэффициент К По диагонали будут стоять заштрихованные квадратики, которые заполнять не нужно, а все остальные клетки должны быть заполнены. На данном этапе для полноценного заполнения таблицы должны быть привлечены специалисты инженерной службы.

Сопоставление полученных на предыдущих этапах данных позволяет проанализировать связь между требованиями потребителей и взаимосвязанными инженерными характеристиками посредством ввода коэффициентов взаимосвязи А,, между ТП. и ИХ

А,=А, + у К, А,

г=1-п

где ,(п) - номер (количество) потребительского

требования;

](к) - номер (количество) инженерной характеристики.

Данный этап позволяет создать уточненную матрицу, отражающую тройственную взаимосвязь инженерных характеристик и требований потребителей.

VIII этап. Оценка сложности реализации проектов. На этом этапе необходимо определить мероприятия, необходимые для реализации инновационного проекта, и сопоставить их с выбранными ранее инженерными характеристиками, взяв последние за цель проекта. В результате будет выявлена доля затрат, которые требуются для реализации каждого из проектов. Результатом этапа станет выбор инновационного проекта, который является оптимальным по соотношению результат - затраты.

IX этап. Оценка экономической эффективности инновационных проектов. Для углубления обоснования выбранного на предыдущем этапе

ЭКОНОМИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ: шгбТЪЯ те ЪР*?жг(Ъ4

49

проекта необходимо определить показатели экономической эффективности реализации проекта для каждой инженерной характеристики. Для этого проводится экономический анализ каждого проекта, позволяющий определить следующие показатели: cash flow, чистый дисконтированный доход, чистую текущую стоимость, норму прибыли на капитал, рентабельность продаж.

X этап. Сравнительная оценка инвестиционных проектов. Целью последнего этапа при выборе инновационного проекта является ранжирование инновационных проектов по целесообразности и порядку их реализации.

Таким образом, цель данного процесса - выбор наиболее экономически эффективного инновационного проекта - достигнута. Научная новизна предлагаемой методики интеграционно-матричного анализа заключается в объединении ряда матриц, позволяющих в достаточной мере обосновать инновационный проект на основе анализа потребительской ценности продукта, его конкурентной позиции и инженерных возможностей предприятия. При этом ключевым отличием предлагаемого метода от широко известного структурирования функции качества [6] является наличие аналитических коэффициентов взаимной связи между отдельными инженерными и потребительскими характеристиками, которые учитывают влияние одной характеристики на другую. В исходных моделях была представлена только балльная оценка взаимного влияния инженерных характеристик, установленная экспертным путем.

Интерпретация информации, полученной в результате интеграционно-матричного анализа, может осуществляться через векторное отображение нормированных показателей.

Предположим, что исследуемый объект имеет несколько потребительских требований Y имеющих в результате взаимодействия общую цель Y (максимальное удовлетворение общего потребительского требования). Тогда будет верно следующее: Y = £ Yt.

Если под каждым потребительским требованием понимать цель проекта и обозначить ее через Y ,, а под Af - амплитуду суммы инженерных характеристик по каждому -му потребительскому требованию, то потребительское требование можно представить в виде вектора

Y =Z(Af cos Ф. ^

где ф. - угол между общим направлением цели

проекта и вектором данного ТП ..

Этот угол определяет, насколько данное потребительское требование согласуется с общей целью проекта и связано с рейтингом R данного ТП. по

г г mm ^ .

отношению к общей цели проекта. Например, общая цель образовательного учреждения - выпуск высококвалифицированных специалистов, а требование потребителей - минимум затрат на подготовку специалиста. Рейтинг такого потребительского требования будет иметь отрицательное значение по отношению к общей цели. Упомянутая степень влияния (рейтинг) определяется углом ф между принятым направлением на скорейшее достижение максимума функции Y и принятым направлением влияния вектора потребительского требования.

При этом возможны следующие случаи для каждого фактора:

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

- ф. = 0о: требование направлено на скорейшее достижение максимума общей функции Y;

- ф. = 90о: требование не влияет на изменение общей функции Y;

- ф. = 180о: требование противодействует достижению максимума Y.

Остальные промежуточные положения вектора в разной степени влияют на достижение максимума общей функции Y.

Таким образом, общее выражение, определяющее влияние требований (или векторов) на конечную функцию Y, имеет вид Y = ^ (Af cos ф.).

Это основное гармоническое уравнение связи общей цели проекта и отдельных потребительских требований.

Для исследования зависимости искомой функции Y от изменяемых факторов, многие из которых в исходном состоянии могут не иметь численного выражения, целесообразно применить систему нормирования. Примем порядок расчетов исследуемых величин.

Во-первых, определяются технические характеристики ТХ, влияющие на данное потребительское требование.

Во-вторых, расчетным путем определяется значение амплитуды A.. каждого . -го фактора по j-й инженерной характеристике и по балльной оценке от 0 до 10 баллов и выводится сумма всех инженерных характеристик по каждому -му потребительскому требованию.

В-третьих, проводится расчет факторов в относительных единицах.

В-четвертых, кроме амплитуды требования на достижение общей цели влияет рейтинг. Определяется, насколько рейтинг каждого требования со-

50

ЭКОНОМИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ: жгвТЪсЯ те ЪРЛЖкЫ

гласуется с общей целью проекта. Можно принять, что балльная оценка влияния показателя направленности требования потребителей на достижение общей цели колеблется от 10 (направление вектора полностью согласуется с направлением достижения общей цели) до - 10 (направление показателя полностью противодействует достижению общей цели). При 10 баллах исследуемый вектор направлен согласно с общим направлением (угол рассогласования общего и частного векторов равен нулю). При - 10 баллах угол между векторами общего и частного направлений составляет 180е. При 0 баллов угол между векторами равен 90е и данный фактор, хотя и имеет определенное амплитудное значение, но его направление действия не влияет на скорость достижения общего результата.

Обозначим через q балльную оценку величины отклонения каждого требования от достижения общей цели.

Экспертно определяем:

- qa = 10 - действие частного требования и общего вектора цели полностью согласно;

- qь = - 10 - действие частного требования полностью противодействует общему вектору достижения цели;

- qc = 3 - действие частного требования частично (на 3 балла из 10) согласно.

В-пятых, производится перевод принятой балльной системы отклонений qa дс) в градусы угла рассогласования суммарного и частных векторов, исходя из следующих условий: 10 баллов > ф = 0е; 0 баллов > ф = 90е; - 10 баллов > ф =180е.

В-шестых, определяется угол отклонения ф в градусах произвольного частного вектора потребительского требования от основного направления цели с учетом балльного рассогласования q

ф = q Яа + 90, где Яа - коэффициент перевода принятых баллов отклонений векторов от направления достижения общей функции цели к величинам углов отклонений при условиях: q = - 10 > ф = 180е; q = 0 > ф = 90е; q = 10 > ф = 0е. Тогда коэффициент перевода примет вид Лф_ 0-90

Ra =-

■ = -9 град / балл.

Aq 10 - 0

Откуда функция перевода из баллов в градусы примет вид ф = - 9 q + 90.

В-седьмых, по формуле производится перевод значений углов отклонений ф из градусов в радианы и расчет значений cos ф.

В-восьмых, по полученным значениям балльного распределения амплитуд векторов A^ и направлений их согласования с общей функцией цели (значения cos фг) рассчитывается общее значение искомой функции Y . Это общая нормированная величина функции цели, определенная фиксированным состоянием требований потребителей Y (факторов а, b и с). Факторы в свою очередь определены нормированными параметрами амплитуд A^,, и углов q ..

Таким образом, предлагаемые методики учета взаимной связи между инженерными характеристиками, потребительскими требованиями и векторным (гармоническим) отображением исследуемых потребительских характеристик расширяют возможности аналитического представления проектных изменений, необходимых для улучшения потребительских свойств объекта. Кроме того, упомянутые методики расчетно и графически реализуются в программе Microsoft Exel, что упрощает и расширяет их применение для разработки инновационных проектов на основе ресурсосбережения.

Список литературы

1. Кокрен У. Методы выборочного исследования: пер. с англ. / под ред. А. Г. Волкова. М.: Статистика, 1976.

2. Корноушенко Е. К., Максимов В. И. Управление процессами в слабоформализованных средах при стабилизации графовых моделей среды // Труды ИПУ РАН, 1998.

3. Максимов В. И., Корноушенко Е. К., Качаев С. В., Григорян А. К. Когнитивный подход к анализу проблемы демонополизации в транспортном комплексе // Труды ИПУ РАН, 1998.

4. Межгосударственный стандарт ГОСТ 30166-95. Ресурсосбережение. Основные положения: постановление Государственного комитета Российской Федерации по стандартизации и метрологии от 26.04.2001 № 194-ст.

5. Национальный стандарт Российской Федерации ГОСТ Р 52104-2003. Ресурсосбережение. Термины и определения: постановление Государственного комитета Российской Федерации по стандартизации и метрологии от 03.07.2003 № 235-ст.

6. РамперсадХ. К. Общее управление качеством: личностные и организационные изменения / пер. с англ. М.: Олимп-Бизнес, 2005.

7. Самоволева С. А. Оценка инновационных рисков проекта // Технологический бизнес. URL: http:// www. techbusiness. ru/tb/archiv/ number4/page12.htm.

8. Akao Y. I. Quality Function Deployment (QFD) . Integrating Customer Requirements into Product Design. Portland, OR: Productivity Press, 1990.

ЭКОНОМИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ: Ш5б7>ЪЯ те ЪР*?жгеЪ4

51

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.