Научная статья на тему 'Графика А. Д. Силича: новые материалы (2010 г. )'

Графика А. Д. Силича: новые материалы (2010 г. ) Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
84
22
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СИБИРСКАЯ ГРАФИКА / ХХ ВЕК / НОВОСИБИРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ МУЗЕЙ

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Голикова С. П.

Статья посвящена творческой биографии новосибирского художника Александра Дмитриевича Силича (1901 – 1945), автора городских пейзажей и карикатур, регулярно публиковавшихся в газете «Советская Сибирь» в 1930-е годы. В статье рассматриваются акварели и рисунки А.Д. Силича, поступившие в коллекцию Новосибирского государственного художественного музея в начале 2000-х годов и делающие наследие этого художника более доступным для исследования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Alexander Silich''s graphics: new materials

The article considers the art biography of Novosibirsk artist Alexander Silich (1901 – 1945), who was the author of cityscapes and caricatures regularly published in Sovetskaya Sibir in 1930s. The author of the article describes A. Silich’s watercolors and drawings which came into the collection of Novosibirsk State Art Museum in the beginning of 2000s. These masterpieces are available for study.

Текст научной работы на тему «Графика А. Д. Силича: новые материалы (2010 г. )»

С.П. Голикова, г. Новосибирск ГРАФИКА А.Д. СИЛИЧА: НОВЫЕ МАТЕРИАЛЫ (2010 г.)

В истории сибирского искусства первой половины XX в. есть немало имен талантливых мастеров, творчество которых было хорошо знакомо современникам, но оказалось почти не известным в наши дни. За привычными словами «незаслуженно забытый художник» скрываются превратности личных судеб, по различным причинам приведшие к утрате наследия этих авторов или к недоступности его для сегодняшних исследователей.

К числу таких художников принадлежит новосибирский живописец и график Александр Дмитриевич Силич (1901-1945). Его творческая жизнь была активной и многообразной. Первые художественные опыты Силича начала 1920-х гг. связаны с его оформительской работой в воинских клубах, в газете «Красноармейская звезда». Профессиональное образование он получил в Омском художественно-педагогическом техникуме имени М.А. Врубеля одном из лучших учебных заведений Сибири 1920-х гг., многие выпускники которого работали в Новосибирске. А.Д. Силич входил в состав ведущих творческих объединений своего времени: Ассоциации художников революционной России (1925-1926), общества «Новая Сибирь» (1926-1931), Союза советских художников (с 1933). Его произведения экспонировались на Первой Всесибирской выставке живописи, скульптуры, графики и архитектуры (1927), западно-сибирских краевых художественных выставках (1934, 1939), Пятой новосибирской областной художественной выставке (1940). В военные годы он принимал участие в тематических экспозициях «Художники Сибири в дни Великой Отечественной войны» (1942), «Героическое прошлое русской армии» (1943), «Сибирь - фронту» (1944), которые были организованы

при содействии сотрудников Третьяковской галереи, эвакуированных в Новосибирск, и стали заметными событиями в культурной жизни города. В конце 1930-х - начале 1940-х гг, Силич неоднократно получал заказы Новосибирского областного отдела но делам искусств и кооперативного товарищества «Художник» на создание больших жанровых картин: «Связь на Алтае», «Выборы в Верховный Совет в Ойротском крае», «Геологоразведочная партия за работой», «Возвращение с работы». Творческие поездки по Алтаю и Горной Шории, связанные с выполнением этих заказов, давали ему множество натурных впечатлений, отражавшихся в обширных этюдных материалах. Значительное место в деятельности художника занимала журнальная графика, привлекавшая многих сибирских мастеров его поколения. С 1920-х гг. Силич активно сотрудничал с редакциями газеты «Советская Сибирь», журналов «Настоящее», «Сибирские огни», на страницах которых печатались его городские зарисовки и карикатуры, афиши театральных спектаклей и кинофильмов; в 1940-е гг. работал для «Окон ТАСС».

В 1944 г., незадолго до безвременной смерти, А.Д. Силич переехал из Новосибирска в Харьков — и это обстоятельство предопределило судьбу его наследия, которое на долгие последующие годы оказалось вне поля зрения сибирских искусствоведов, музейных собирателей и зрителей. До недавнего времени в фондах Новосибирского художественного музея хранилось только одно произведение Силича - живописный «Портрет старика», поступивший в коллекцию в 1962 г. из запасников краеведческого музея. Нынешнее местонахождение многих заказных полотен, по свидетельству самого автора, принадлежавших в 1930-е - 1940-е гг театрам, клубам и другим учреждениям Новосибирска, Прокопьевска, Горно-Алтайска, еще предстоит устанавливать (сведения об этом содержатся в анкете и заявлении А.Д. Силича, составленных им в 1944 г. для вступления в Харьковское отделение Союза советских художников и хранящихся в архиве семьи художника (Харьков)). Практически единственным источником для суждения об индивидуальном стиле и тематических пристрастиях художника являются многочисленные газетные и журнальные публикации его рисунков 1930-х гг.

Произведения Силича, увезенные на Украину, бережно сохранила его приемная дочь Валентина Юрьевна Юрченко. В семейном собрании находилось более ста живописных этюдов, акварелей, рисунков, среди которых были портреты близких, виды Новосибирска, Алтая и Крыма, жанровые наброски.

В 2001 и 2004 гг. В.Ю. Юрченко при содействии харьковского искусствоведа

Н.Н. Черкасской передала в дар Новосибирскому художественному музею несколько графических листов А.Д. Силича. Их появление в музейной коллекции заново привлекло внимание к творчеству этого автора и прежде всего - к его новосибирским пейзажам, интересным не только для историков искусства, но и для краеведов, знатоков архитектуры города.

Произведения А.Д. Силича, поступившие в художественный музей, позволяют увидеть в нем прекрасного мастера городского пейзажа, владевшего различными образными интонациями. Практика художника-журналиста побуждала его обращаться к характерным для Новосибирска мотивам строительства и тесного, контрастного соседства разностильных сооружений; делала его внимательным наблюдателем, насыщавшим свои рисунки множеством живых подробностей. Таков пейзаж с одноэтажными постройками на фоне темного силуэта конструктивистского здания, помещенный в одном из декабрьских номеров газеты «Советская Сибирь» 1933 г. под названием «Старый и новый Новосибирск» (рис. 1). Таковы недатированная акварель «Проспект днем» и рисунок «Каменка. Новосибирск» (1937, рис. 2) с фигурками прохожих и велосипедистов, автомобилями и конными повозками. В этих работах выражен интерес художника к городской повседневности и сиюминутности, им присущи черты репортажности и документальности.

В то же время в листе «Каменка» ощутима спокойная созерцательность. Изображенный здесь заснеженный овраг с маленькими домиками обрамлен высоким пролетом моста и словно отгорожен от шумной суеты. Линии этого рисунка отличаются легкой

непринужденностью, а свободное поле бумаги выразительно используется в передаче глубокого пейзажного пространства.

Иронический дар Силича-карикатуриста раскрывается в шарже «Квартиры на Мостовой, 44» (рис. 3), тема которого также связана с городским районом, прилегающим к долине реки Каменки. В наименовании рисунка приведен адрес самого художника, а в облике изображенного человека, небрежно расположившегося на заборе ветхого деревянного дома, угадываются автопортретные черты.

Хорошо знакомый Силичу тихий уголок в центре Новосибирска с видом на Стоквартирный дом в глубине предстает на двух акварелях 1938 г.: «Зимний городской пейзаж» (рис. 4) и «Каменские домики» (рис. 5). Этот мотив не раз привлекал внимание художника, о чем свидетельствует и более ранняя композиция, опубликованная в 1933 г. в «Советской Сибири» с подписью: «Бетонные гиганты новых строек ведут наступление на бревенчатые избы старого Новосибирска» [1]. Здесь острый интерес к деталям городского быта вновь уступает место мягкому лирическому чувству - и цельность акварельной живописи не противопоставляет, но гармонично вводит в общую пространственную среду уютные домики на ближнем плане и многоэтажные здания вдали, объединенные розовато-серой морозной дымкой в зимнем этюде и теплыми, медовыми тонами осеннего пейзажа.

Произведениям А.Д. Силича, достоверно и многогранно запечатлевшим виды Новосибирска далеких 1930-х гг., принадлежит достойное место в художественной летописи города.

Рис. 1.А.Д. Силыч. Старый и новый Новосибирск. 1933. Бумага, тушь

Рис. 3. А.Д. Силич. Квартиры на Мостовой. 44. Бумага, тушь, акварель

Рис. 4. А.Д. Силич. Зимний городской пейзаж. 1938. Бумага, акварель

Рис. 5.Л.Д. Силич. Каменские домики. 1938. Бумага, акварель

Литература

1. Советская Сибирь. — 1933. - 28 декабря.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.