Научная статья на тему 'Готовность обучающихся к профессиональному самоопределению в условиях политехнического колледжа'

Готовность обучающихся к профессиональному самоопределению в условиях политехнического колледжа Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
235
72
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Гончарова О. Л.

В статье автор ставит задачу определения уровня готовности обучающихся к профессиональному самоопределению.I

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

n the article the author speaks to determine the level of preparedness of students to professional self-determination

Текст научной работы на тему «Готовность обучающихся к профессиональному самоопределению в условиях политехнического колледжа»

ГОТОВНОСТЬ ОБУЧАЮЩИХСЯ К ПРОФЕССИОНАЛЬНОМУ САМООПРЕДЕЛЕНИЮ В УСЛОВИЯХ ПОЛИТЕХНИЧЕСКОГО

КОЛЛЕДЖА

ГОНЧАРОВА О.Л.

В статье автор ставит задачу определения уровня готовности обучающихся к профессиональному самоопределению.

In the article the author speaks to determine the level of preparedness of students to professional self-determination.

Готовность обучающихся к профессиональному самоопределению в условиях политехнического колледжа является актуальной проблемой, потому что перед каждым обучающимся стоит задача определиться в личностном, жизненном и профессиональном плане, что очень важно для каждого человека и общества в целом. Нами была поставлена задача определить уровень готовности обучающихся к профессиональному самоопределению.

Для выявления уровня готовности к профессиональному самоопределению нами использовались следующие диагностические методики: методика «Карта интересов»; методика «Ориентировочная анкета»; методика «Дифференциально-диагностический опросник» Е.А. Климова; методика «Опросник профессиональной готовности»; методика «Мотивы выбора сферы трудовой деятельности»; методика «Потребность в достижениях»; методика определения типа ценностных ориентаций; методика «Самооценка волевой регуляции»; методика «Образ будущего»; методика «Творческий потенциал»; методика «Словарь профессий»; сочинение «Моя будущая профессия»; экспресс-диагностика уровня самооценки; анкетирование; диалогическая беседа.

Перечисленные выше методики дают возможность выявить обучающихся, имеющих низкий, средний и высокий уровень готовности к профессиональному самоопределению.

Низкий уровень готовности к профессиональному самоопределению обнаруживается у обучающихся, которые не имеют представления о своей будущей профессиональной деятельности, выбор профессии осуществлялся ими под влиянием случайных факторов, у них слабо развита мотивационная основа выбора профессии, нет положительного активного отношения к ситуации выбора профессии, они не определяют свою ближайшую профессиональную перспективу и не заинтересованы в развитии своих потенциальных возможностей.

Средний уровень готовности к профессиональному самоопределению диагностируется у обучающихся, имеющих неясное представления о своей будущей профессиональной деятельности, у них неокончательно сформирована мотивационная основа выбора профессии, они имеют нечеткие намерения о своей ближайшей профессиональной перспективе, у них не обнаруживается стойкого интереса к развитию своих потенциальных профессиональных возможностей.

Высокий уровень готовности к профессиональному самоопределению проявляется у обучающихся, которые имеют представление о своей будущей профессиональной деятельности, заинтересованы в развитии своих потенциальных профессиональных возможностей.

Для формирования готовности к профессиональному самоопределению для обучающихся, имеющих низкий и средний уровень были разработаны и реализованы этапы педагогической поддержки, которые способствовали их повышению.

Реализация разработанных этапов осуществлялась на базе ГОУ СПО Политехнического колледжа № 31.

Основное содержание этапов заключалось в следующем:

- пропедевтический - обучающиеся получают информацию о мире профессий, об особенностях той или иной профессии, о важности выбора профессии;

- диагностический - с обучающимися проводится тестирование для исследования индивидуально-психологических особенностей личности, способностей, склонностей, интересов, а так же определяется готовность к профессиональному самоопределению;

- профконсультационный - с обучающимися проводятся индивидуальные, групповые консультации профессионального и общего характера;

- основной - с обучающимися проводятся тренинги, занятия по развитию профессиональной зрелости, игры;

- завершающий - обучающимся предлагается совместное преодоление препятствий, мешающих самостоятельному продвижению и саморазвитию в обучении.

Результаты эксперимента с обучающимися Политехнического колледжа № 31 г. Москвы приведены ниже на диаграммах 1, 2, 3.

Диаграмма 1. Уровень готовности обучающихся к профессиональному самоопределению в 2005/2006 учебный год

90%

80%

70%

60%

50%

40%

30%

20%

10%

0%

Низкий Средний Высокий

уровень уровень уровень

Как видно из диаграммы на конец года произошло существенное изменение обучающихся по группам: значительное уменьшение на 50 % обучающихся с низким уровнем готовности к профессиональному самоопределению и увеличение количества обучающихся на 48 %, имеющих высокий уровень готовности к профессиональному самоопределению.

Диаграмма 2. Уровень готовности обучающихся

к профессиональному самоопределению в 2006/2007 учебный год

100%

90%

80%

70%

60%

50%

40%

30%

20%

10%

0%

Низкий Средний Высокий

уровень уровень уровень

Как видно из диаграммы на конец 2006/2007 года произошло значительное сокращение на 53 % обучающихся, имеющих низкий уровень готовности к профессиональному самоопределению и повышение на 63% количества обучающихся, имеющих высокий уровень готовности.

Диаграмма 3. Уровень готовности к профессиональному самоопределению в 2007/2008

90% п 80%

70%

60%

50%

40%

30%

20%

10%

0%

Низкий Средний Высокий

уровень уровень уровень

За три года эксперимента произошло существенное перераспределение обучающихся по группам: значительное уменьшение на 60 % обучающихся, имеющих низкий уровень готовности к профессиональному самоопределению и увеличение числа обучающихся на 72 %, имеющих высокий уровень готовности к профессиональному самоопределению.

Таким образом, в результате реализации этапов педагогической поддержки: пропедевтического, диагностического, профконсультационного, основного, завершающего, произошло увеличение числа обучающихся с высоким уровнем готовности к профессиональному самоопределению, что подтверждают результаты эксперимента. Проделанная нами работа по осуществлению педагогической поддержки профессионального самоопределения позволила обучающимся реализовать свои потенциальные способности в профессиональной жизни.

□ 2007/2008 200 На начало года

□ 2007/2008 200 На конец года

Библиографический список

1. Беркутова Д.И. Педагогическая поддержка профессионального самоопределения школьников - Ульяновск: УлГПУ, 2006.

2. Критерии и показатели готовности школьников к профессиональному самоопределению. Методическое пособие/Под ред. Чистяковой С.Н., Журкиной А.Я. - М.: ИОСО РАО, 1997.

3. Материалы научно-практической конференции молодых ученных «Контроль знаний и умений как основа повышения качества образования», М.: ИСМО РАО, 2007.

4. Профессиональное самоопределение учащейся молодежи: становление и развитие методологии и практики: материалы II Всероссийской научно-практической конференции [Тест] / Под общ. ред. С.Н. Чистяковой.- М.: Издательство МЭСИ, 2008.

5. Чистякова С.Н. Педагогическое сопровождение самоопределения школьников: методическое пособие для профильной и профессиональной ориентации и профильного обучения школьников - 2-е изд., стер. - М.: Издательский центр «Академия», 2007.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.