Научная статья на тему 'Формирование профориентационно-значимой компетентности будущего специалиста в соответствии с требованиями ФГОС'

Формирование профориентационно-значимой компетентности будущего специалиста в соответствии с требованиями ФГОС Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
185
31
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОФОРИЕНТАЦИОННО-ЗНАЧИМЫЕ КОМПЕТЕНТНОСТИ / PROFORIENTACIONNO-SIGNIFICANT COMPETENCE / ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ САМООПРЕДЕЛЕНИЕ / PROFESSIONAL SELF-DETERMINATION / ПРОФОРИЕНТАЦИОННАЯ РАБОТА / VOCATIONAL WORK / ВЫБОР ЖИЗНЕННОЙ ТРАЕКТОРИИ / CHOOSING A LIFE PATH

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Шабалина Е.П.

В статье рассматриваются основы профориентационно-значимой компетентности. Исследуются основные аспекты профориентационной работы в современной общеобразовательной школе

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article discusses the basics of career guidance and relevant competence. Examines the major aspects of career guidance in secondary modern school.

Текст научной работы на тему «Формирование профориентационно-значимой компетентности будущего специалиста в соответствии с требованиями ФГОС»

УДК 373.1

ФОРМИРОВАНИЕ ПРОФОРИЕНТАЦИОННО-ЗНАЧИМОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ БУДУЩЕГО СПЕЦИАЛИСТА В СООТВЕТСТВИИ С ТРЕБОВАНИЯМИ ФГОС

Е.П. Шабалина

Алтайская государственная академия образования имени В.М. Шукшина,

Бийск, Россия.

Аннотация. В статье рассматриваются основы профориентационно-значимой компетентности. Исследуются основные аспекты профориентационной работы в современной общеобразовательной школе.

Abstract. The article discusses the basics of career guidance and relevant competence. Examines the major aspects of career guidance in secondary modern school.

Ключевые слова: профориентационно-значимые компетентности, профессиональное самоопределение, профориентационная работа, выбор жизненной траектории.

Keywords: proforientacionno-significant competence, professional self-determination, vocational work, choosing a life path.

В настоящее время в связи с изменением социально-экономических условий в России значимость проблемы осознанного выбора профессии является одной из главных задач общества, социальных институтов.

Для системы общего образования основополагающим является процесс профессиональной ориентации и профессионального самоопределения. Система образования должна не только обеспечить фундаментальные знания, дающие базу для освоения целого спектра профессий, но и ориентироваться на потребности рынка труда в будущем.

Передовой педагогический опыт, результаты научных исследований показывают, что только комплексный подход к решению вопросов самоопределения молодежи способствует успеху профориентационной деятельности.

По мнению С.Н. Чистяковой, следует рассматривать социально -профессиональное самоопределение личности с позиций сопровождения. Сопровождение рассматривается как помощь подростку в его личностном росте, установке на эмпатийное понимание обучающегося [1].

Под психолого-педагогическим сопровождением понимают оперативную помощь в развитии и содействии в саморазвитии учащихся. Одной из важнейших задач любого образовательного учреждения является подготовка обучающихся к самостоятельной жизни, развитие способностей разрешать возникающие жизненные и профессиональные затруднения не только в ходе образовательного процесса, но и после его завершения. Успех в решении проблемы готовности выпускников предполагает успешную в жизни и про-

фессии личность, имеющую позитивную профессиональную мотивацию, реально оценивающую собственные возможности.

Важным компонентом готовности построения и реализации профессиональной и жизненной перспективы является самоопределение, связанное с глубокими, сильными, эмоциональными переживаниями развивающегося человека.

Профессиональное самоопределение рассматривают как постепенное формирование у человека внутренней готовности самостоятельно и осознанно планировать и осуществлять стратегию профессионального выбора и развития [2, с. 363]. Гибкость, постоянное уточнение и корректировка профессиональных планов и перспектив - это важнейшее условие самоопределения, особенно в условиях постоянного изменения самой личности и значительных социально-экономических перемен, происходящих в современном обществе.

Перспективным направлением в организации профориентации в соответствии с требованиями ФГОС является психолого-педагогическое сопровождение профессионального самоопределения обучающихся общеобразовательных учреждений.

Введение нового стандарта общего образования существенно изменяет всю образовательную ситуацию в общеобразовательной школе, определяя точное место формам и видам приложения психолого-педагогических знаний в содержании и организации образовательной среды современной школы.

Общеобразовательная школа всегда решала проблему оказания помощи обучающимся в выборе профессии. Мир профессий очень подвижен, одни профессии уходят в прошлое, другие социально значимы.

В связи с данной ситуацией, обучающиеся нуждаются в разносторонней информации о профессиях, в поддержке и помощи в начале профессионального становления.

Формирование профориентационно-значимой компетентности происходит в результате профориентационной работы, которая осуществляется через различные формы, методы и технологии.

С.Н. Чистякова профориентационно-значимую компетентность рассматривает как интегральную характеристику личности, проявляющуюся в способности и готовности к профессиональному самоопределению, к проектированию ближайшего образовательно-профессионального будущего в социокультурной среде [1].

Профориентационно-значимые компетентности выражаются в проектировании образовательно-профессионального выбора и базируются на совокупности объективных знаний обучающихся о своих интересах и склонностях, способностях, индивидуальных особенностях, личностных свойствах и качествах, о многообразии мира профессий, о предметной стороне профессиональной деятельности, что обеспечивает самореализацию личности.

На современном этапе развития системы образования возникает потребность в организации психолого-педагогического сопровождения профес-

сионального самоопределения обучающихся общеобразовательных учреждений через образовательную область «Технология» [5, с. 233].

Создание образовательной среды по формированию профориентацион-но-значимых компетентностей предполагает также овладение педагогами технологиями интеграции, проектного обучения, профессиональных проб. В образовательных программах предусматриваются часы на формирование представлений о профессиях, связанных с обучением в данной образовательной области [2, с. 364].

В образовательной области «Технология» имеется особо благоприятные условия для проведения систематической, целенаправленной профори-ентационной работы с обучающимися [4, с. 87].

В зависимости от условий проведения занятия профориентационный материал занимает соответствующее место в теоретической или практической его части. Учитель должен сформулировать конкретные задачи проф-ориентационной работы на занятиях. Так в 5-7 классах на уроках технологии учителю необходимо раскрыть содержание труда по профессиям. Профессия рассматривается как средство для достижения жизненного успеха, нахождения своего места в обществе, самореализации личности.

Проблема самоопределения становится актуальной как для самого обучающегося, так и для общества. На этом этапе учащиеся должны реально сформировать для себя задачу выбора будущей сферы деятельности с учетом психологического и психофизиологического ресурсов. В это время у учащихся формируется отношение к определенным профессиям, осуществляется выбор учебных предметов в соответствии с выбранной профессией.

В 8-9 классах в рамках курса «Я и моя карьера», направленный на изучение личностных особенностей школьников, ознакомление с миром профессий, с требованиями рынка труда и образовательных услуг, с правилами выбора профессии, планирование карьеры, формируется готовность к личному и профессиональному самоопределению. На занятиях необходимо использовать различные активные методы обучения: деловые игры; тренинги; дискуссии; проектную деятельность. С помощью анкетирования изучаются профессиональные намерения учащихся с целью формирования общего представления о себе, профессии родителей, их отношения к профессиональному выбору ученика; выявление познавательного интереса школьников к учебным предметам, что позволит определить соответствие профессионального выбора. Для изучения интересов школьников к учебным предметам следует использовать методику «Карта интересов» или методику Л. Голомштока, О. Мешковской «Ориентировочно - диагностическая анкета направленности интересов»; профессиональных склонностей школьников - методику Е.А. Климова «Дифференциально-диагностический опросник» [3, с. 10].

Заключительным этапом профессиональной ориентации является профессиональная консультация, цель которой - оказание помощи в установлении соответствия между требованиями, предъявляемыми человеком к про-

фессии, и его индивидуально-психологическими особенностями. Различают несколько типов профессиональных консультаций:

- справочно-информационная консультация знакомит учащихся с более глубоким содержанием профессии, требованиями к ней, возможностями трудоустройства, повышения профессионального мастерства;

- диагностическая индивидуальная профессиональная консультация определяет возможные области деятельности, в которых учащиеся наиболее успешно могут трудиться. Результатом диагностической индивидуальной профессиональной консультации должно быть определение не одной какой-либо профессии, а группы родственных профессий;

- медицинская профессиональная консультация устанавливает степень соответствия здоровья человека требованиям профессии.

Результатом профессиональной консультации является создание индивидуальной программы для учащихся по дальнейшей подготовке к выбору жизненной траектории.

Важным аспектом содействия готовности к выбору профессии - это широкая информированность о возможных способах получения желаемого образования после школы; наличии собственной практической готовности и способностей для получения избранного образования; содержании и условиях возможной профессиональной деятельности; последствиях, которые могут иметь место по завершении обучения (востребованности специалистов на рынке труда); возможности реализовать свои жизненные цели и планы через избранный способ образования и последующую профессиональную деятельность.

Психолого-педагогическое сопровождение предполагает создание ори-ентационного поля профессионального развития личности, укрепление профессионального «Я», поддержание адекватной самооценки, оперативную помощь и поддержку, саморегуляцию жизнедеятельности, освоение технологий профессионального самосохранения.

Реализация сопровождения учащихся возможна при наличии целостной комплексной программы. Ее разработка основывается на следующих принципах: учет потребностей личности в самоорганизации, самоопределении и саморазвитии; признание приоритетом индивидуальности, самоценности обучаемого.

Результатом психолого-педагогического сопровождения профессионального самоопределения старшеклассников являются сформированность профориентационно-значимой компетентности и способности выступать в качестве субъекта профессионального выбора: испытывать потребность в осознанном выборе направления продолжения образования, в последующей самореализации в избранном образовательном профиле; в самовыражении в образовательном и профессиональном сообществе, в продуктивном освоении образовательной среды; ставить образовательную и профессиональную цель; выявлять ограничители свободы выбора направления образования и определять пути их преодоления.

Критериями для оценки эффективности профориентационной работы в образовательном учреждении являются:

- знание обучающимися своих склонностей, способностей, индивидуальных качеств, умений, желаний и необходимости профессионального выбора;

- владение способами самодиагностики и саморазвития;

- знание многообразия мира труда и профессий, способа приобретения профессии и перспектив профессионального роста;

- соответствие психических свойств требованиям избираемой профессии;

- волевая активность, стремление к овладению профессией;

- коммуникативность и самостоятельность в достижении результатов профессионально-значимым учебным дисциплинам;

- мотивационно-ценностная составляющая профориентационно-значимой компетентности:

- личностная и социальная значимость выбора профессии.

Многообразие и сложность задач формирования профориентационно-

значимой компетентности в условиях ФГОС делают данную проблему особо значимой, обеспечивая переход системы профориентационной работы на более качественный уровень.

Формирование профориентационно-значимой компетентности у обучающихся в условиях реализации ФГОС является сложной, многоплановой задачей, решение которой требует новых подходов, поиска средств и методов.

Библиографический список

1. Чистякова, С.Н. Проблемы и перспективы развития отечественной профориентации на современном этапе / С.Н. Чистякова [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.academia-proforient.ru.

2. Шабалина, Е.П. Управление профессиональным самоопределением будущего учителя в системе «школа-педвуз» / Е.П. Шабалина // Педагогическое образование на Алтае, 1999. - № 1. -С. 362-367.

3. Шабалина, Е.П. Теоретико-методологические предпосылки исследования профессионального самоопределения личности / Педагогика: семья-школа-общество: монография / [Т.Н. Банщикова, С.И. Беловицкая, А.Б. Измайлова и др.] под общей ред. проф. О.И. Кирикова. -Книга 26. - Воронеж: ВГПУ, 2012. - С. 7-22.

4. Шабалина, Е.П. Профессиональное самоопределение будущих педагогов как фактор личностно-ориентированного профессионального образования / Е.П. Шабалина, М.В. Довыдова // Мир науки, культуры, образования, 2013. - № 1(38). - С. 86-88.

5. Шабалина, Е.П. Внеклассная работа по технологии как средство формирования эстетической культуры учащихся / Е.П. Шабалина // Технологическое образование и устойчивое развитие региона, 2012. - Т. 1. - № 1(7). - С. 231-234.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.