Научная статья на тему 'Государство: взгляд с позиций конституционного права'

Государство: взгляд с позиций конституционного права Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
1224
170
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГОСУДАРСТВО / STATE / КОНСТИТУЦИОННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ / КОНСТИТУЦИЯ / CONSTITUTION / КОНСТИТУЦИОННЫЕ ОСНОВЫ / CONSTITUTIONAL BASIS / CONSTITUTIONAL LEGISLATION / STAAT / VERFASSUNGSRECHTLICHE REGELUNG / VERFASSUNG / VERFASSUNGSRECHTLICHE GRUNDLAGEN

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Авакьян С.А.

В статье анализируются пути воплощения категории государства в конституционно-правовом регулировании. По мнению автора, государство надо рассматривать как организацию, которой общество поручило, конституционно оформленным путем, выполнение четко обозначенных публичных дел при непременном условии общественного контроля.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

State: Constitutional Law Point of View

The article analyzes variants of embodiment of the “state” category in constitutional legal frame. The author argues that state should be considered as an organization that is constitutionally authorized by the society to execute its power in strictly limited public affairs, under condition of social control.

Текст научной работы на тему «Государство: взгляд с позиций конституционного права»

С.А. Авакьян*

ГОСУДАРСТВО: ВЗГЛЯД С ПОЗИЦИЙ КОНСТИТУЦИОННОГО

ПРАВА

В статье анализируются пути воплощения категории государства в конституционно-правовом регулировании. По мнению автора, государство надо рассматривать как организацию, которой общество поручило, конституционно оформленным путем, выполнение четко обозначенных публичных дел при непременном условии общественного контроля.

«-о Государство, конституционное регулирование, конституция, конституционные основы.

В анализе государства главными являются два подхода: общетеоретический и конституционно-правовой. С позиций теории государства ключевые аспекты - сущность данного феномена, предназначение, функции, механизмы их осуществления, с позиций конституционного права - способы, пути, средства нормативного оформления всего названного.

Лучше, когда оба подхода переплетаются. Иными словами, в сущностной характеристике государства желательно оперировать такими категориями, которые одновременно могут (способны) стать содержанием конституционно-правовых и даже просто конституционных (т.е. размещаемых в конституции) норм. А сами эти конституционные правила желательно формулировать так, чтобы они четко отражали предназначение государства, были понятны любому индивиду и не скрывали в себе подтекст, который проявляется так же, как при реставрации ценных полотен, когда снятие позднейших наслоений обнажает изначальные замыслы создателя.

И, конечно, приходится констатировать, что в политическом и правовом анализе государства политическое начало чаще всего господствует над правовым, конституционно-правовым. Можно сказать и несколько иначе: политическое может просто не считаться с тем, нормально (естественно) ли выглядит конституционно-правовое оформление (закрепление) политических лозунгов.

* Заведующий кафедрой конституционного и муниципального права юридического факультета МГУ имени М.В. Ломоносова, доктор юридических наук, профессор, заслуженный деятель науки РФ (e-mail: avakian@law.msu.ru).

К тому же содержанием норм права, в том числе регламентирующих деятельность государств, обычно становятся «благостные», позитивные характеристики. Приходящие к власти даже с явно корыстными целями - подчинить государство своим амбициям - все равно включают в конституции только яркие лозунги о своем намерении «служить народу». Негативные оценки обычно адресованы государствам-предшественникам, свергнутым режимам - они, мол, были «душителями свободы», «авторитарными», «диктатурой меньшинства над большинством», «орудием кучки богатых для принуждения в отношении всех остальных» и т.п.

Итак, новые силы, пришедшие к власти, о себе и своем государстве говорят только хорошее. Порой используются прежние термины, но у них такая «начинка», которую даже трудно назвать новым содержанием, это просто терминологическая попытка противостояния прежнему. Например, те, кто совершал в России социалистическую революцию, программировали замену «государства эксплуататоров», «государства помещиков и капиталистов» на государство «диктатуры пролетариата», причем сразу после прихода к власти, желая укрепить связь государства с социальными слоями, провозгласить его их выразителями, оперативно перешли к формулировке «диктатура пролетариата и беднейшего крестьянства», впрочем, так же скоро они отказались и от «беднейшего» в пользу просто «крестьянства».

Надо сказать, что в психологии людей в различные эпохи и в зависимости от конкретных условий складываются различные представления о государстве и его предназначении.

В частности, исследование одной из первых так называемых буржуазных конституций - Конституции Франции 1791 г. - свидетельствует о том, что главной задачей революций в этой стране было создание нового общества, что не могло не отразиться на структуре и содержании Конституции. Ее текст не начинается с определения государства, само это слово встречается ближе к концу, в связи с характеристикой «вооруженных сил государства». Где-то в середине использовано понятие «королевство», которое едино и неделимо. В общем и целом конституционный текст пронизан идеями государства как пространства, где существует суверенитет нации, люди рождаются и остаются свободными и равными в правах, цель каждого политического союза составляет обеспечение естественных и неотъемлемых прав человека. Создается впечатление, что

здесь выпукло отражена роль государства именно как территории, площадки для нации (народа), личностей и их объединений, общественных институтов, а наряду с этим и как организации для управления территорией.

Несколько иной подход в странах, где психология населения в большей мере ориентируется на то, что именно государство и есть инструмент управления если не всеми, то многими делами общественной жизни, причем ключевыми. И даже если конституции отражают роль личности в стране, обществе и его структуре, то все же соответствующие положения содержатся после норм о роли государства.

Наглядный пример - Веймарская конституция 1919 г., хорошо известная и часто восхваляемая как одна из демократических. Она не содержит определения государства, ее авторы ограничились упоминанием о том, что Германская империя - республика, а государственная власть исходит от народа (ст. 1). «Государственная власть осуществляется по имперским делам органами империи на основании имперской конституции, по делам областей - органами областей на основании конституции областей» (ст. 5). Много норм посвящено органам империи, т.е. государства.

Но вместе с тем в данную Конституцию включены блоки норм, посвященных обществу и личности - основные права и обязанности немцев, общественная жизнь, религия и религиозные общества, просвещение и школа, хозяйственная жизнь. Тем самым демонстрировалось, что в государстве существуют ценности, имеющие самостоятельное содержание. В какой-то мере такое конституционное регулирование перекликается с французским идеализмом конца XVIII в. и попытками отдать должное обществу. И в то же время очевидно, что всесильность государства здесь более ощутима, служение конституции авторитарности государственной власти неизбежно.

Предназначенность конституции - быть площадкой для нового общества и фундаментом для государства - весьма своеобразно сказалась на отечественных конституциях.

В первой Конституции нашего государства, Конституции РСФСР 1918 г., ставшей своеобразным провозглашением триумфа новой, социалистической власти, можно найти немало такого, что навеяно революционной победой зарождаемой общественной системы и первыми шагами нового государства. Было очевидно, что

в этой системе триумфаторами являются рабочие и (беднейшие) крестьяне, из них теперь будет состоять общество, другие субъекты из него изгоняются (лишением прав - физическое уничтожение пришло чуть позже, да оно и не могло быть провозглашено в конституции), ключевыми становятся общественная собственность, новый уклад хозяйственной жизни, исключающий то, что идеологи назвали эксплуатацией человека человеком, управление всеми публичными делами организуется по принципу участия самого населения и т.д.

Можно сказать, что по данной Конституции общество и государство переплетены и неразделимы в новом порядке. Российская Республика, говорится в ст. 10, есть свободное социалистическое общество всех трудящихся России. Вся власть в пределах РСФСР принадлежит всему рабочему населению страны, объединенному в городских и сельских Советах. Эксплуататорам не может быть места ни в одном из органов власти (ст. 7). Основная задача Конституции заключается в установлении диктатуры городского и сельского пролетариата и беднейшего крестьянства, полном подавлении буржуазии, уничтожении эксплуатации человека человеком и водворении социализма, при котором не будет ни деления на классы, ни государственной власти (ст. 9). Включенная в Конституцию Декларация прав трудящего и эксплуатируемого народа провозглашала объявление всего земельного фонда общенародным достоянием, так же как и курс на полный переход фабрик, заводов, рудников, железных дорог и прочих средств производства, банков в собственность республики.

Исходя из приведенных положений было ясно, в каком направлении будет осуществляться государственное развитие. То, что было далее воплощено в жизнь, по сегодняшней модной терминологии можно назвать созданием «живой конституции». Собственность тотально стали национализировать, превращать в государственную собственность, а хозяйственную инициативу подавлять настолько, что уже через два года стране грозил голод, и сам лидер большевиков выступил за новую экономическую политику, возрождавшую частную инициативу. Якобы поголовное участие трудящихся в управленческих делах быстро было заменено Советами депутатов как органами государственной власти, а их весьма оперативно подмяли под себя исполкомы, над которыми, в свою очередь, молние-

носно возобладали партийные комитеты правящей социал-демократической партии большевиков, вскоре переименовавшей себя в коммунистическую партию.

Таким образом, авторитарность, заложенная в Конституции, быстро стала спецификой государства в связи с претворением в жизнь ее норм.

Последующим советским конституциям было присуще единство характеристик государства и общества; по существу, они рассматривались как тождественные. Напомним некоторые начальные и соответственно ключевые нормы Конституции СССР 1936 г.: «Союз Советских Социалистических Республик есть социалистическое государство рабочих и крестьян» (ст. 1); «Политическую основу СССР составляют Советы депутатов трудящихся, выросшие и окрепшие в результате свержения власти помещиков и капиталистов и завоевания диктатуры пролетариата» (ст. 2); «Вся власть в СССР принадлежит трудящимся города и деревни в лице Советов депутатов трудящихся» (ст. 3); «Экономическую основу СССР составляют социалистическая система хозяйства и социалистическая собственность на орудия и средства производства, утвердившиеся в результате ликвидации капиталистической системы хозяйства, отмены частной собственности на орудия и средства производства и уничтожения эксплуатации человека человеком» (ст. 4); «Хозяйственная жизнь СССР определяется и направляется государственным народно-хозяйственным планом в интересах увеличения общественного богатства, неуклонного подъема материального и культурного уровня трудящихся, укрепления независимости СССР и усиления его обороноспособности» (ст. 11).

И все же здесь сказались опыт Веймарской конституции, да и собственные достижения. Большой идеологический потенциал данной Конституции выражался в том, что в нее была включена гл. Х «Основные права и обязанности граждан». Таким образом, миру демонстрировалось, что создана абсолютно иная государственная система, но в ней есть место человеку как господствующей единице, с ее правами и свободами. И неважно, что эти «единицы» были нещадно «замордованы», сделаны «винтиками» государственной машины, главное, что, как в песне того времени, «человек проходит как хозяин необъятной Родины своей».

Олицетворение государства, общества и личности долго оставалось не только идеологическим штампом системы, но и содержанием как политики, так и конституционного, в целом правового регулирования.

Некая косвенная (прямо это невозможно было сделать) попытка показать, что в СССР есть не только государство, но и общество, хотя и переплетенное с ним, но все же неизбежно являющееся средой жизни людей помимо государства, общество, состоящее из личностей не только как граждан - деталей государственной машины, но чуть-чуть автономных от государства, нашла отражение в Конституции СССР 1977 г., за что надо сказать спасибо создателям ее текста, особенно сегодня, когда охаивается все, что было сделано в предшествующие этапы.

В данной Конституции, в целом яркой для того времени, особенно впечатляют преамбула, ряд норм разд. I «Основы общественного строя и политики СССР» и разд. II «Государство и личность».

Конечно, это тоже было время нераздельного существования общества и государства. И преамбула, естественно, исходила из того, что новое общество в СССР построено государством. И все же в ней говорилось о создании развитого социалистического общества, и уже начинаешь помышлять о том, что возможны зачатки самостоятельного существования этого общества, что не только государство - его фундамент, но и само такое общество стало фундаментом государства.

Вдумаемся в текст и смысл ряда статей первой главы: «Союз Советских Социалистических Республик есть социалистическое общенародное государство, выражающее волю и интересы рабочих, крестьян и интеллигенции, трудящихся всех наций и народностей страны» (ст. 1); «Вся власть в СССР принадлежит народу... Народ осуществляет государственную власть через Советы народных депутатов, составляющие политическую основу СССР... Все другие государственные органы подконтрольны и подотчетны Советам народных депутатов» (ст. 2); «Советское государство, все его органы действуют на основе социалистической законности, обеспечивают охрану правопорядка, интересов общества, прав и свобод граждан. Государственные и общественные организации, должностные лица обязаны соблюдать Конституцию СССР и советские законы» (ст. 4); «Наиболее важные вопросы государственной жизни выносятся на

всенародное обсуждение, а также ставятся на всенародное голосование (референдум)» (ст. 5).

Таким образом, СССР провозглашался как государство всего народа, выражающее волю и интересы всех составных частей общества. Более того, в ч. 1 ст. 19 записано: «Социальную основу СССР составляет нерушимый союз рабочих, крестьян и интеллигенции». И хотя Конституция не могла обойтись без ритуальных слов о руководящей роли КПСС (ст. 6), следом идут статьи о роли общественных организаций и трудовых коллективов в обсуждении и решении государственных и общественных дел, а завершается первая глава, посвященная политической системе, ст. 9: «Основным направлением развития политической системы советского общества является дальнейшее развертывание социалистической демократии: все более широкое участие граждан в управлении делами государства и общества, совершенствование государственного аппарата, повышение активности общественных организаций, усиление народного контроля, укрепление правовой основы государственной и общественной жизни, расширение гласности, постоянный учет общественного мнения».

Отметим еще раз, что Конституция служила закреплению «политической системы советского общества», в котором государство было хотя и первым, но все же одним из элементов. Закрепление широкого спектра прав и свобод, гарантируемых как государством, так и обществом, в ее разд. II «Государство и личность» характеризовало статус личности в данной конституционно-политической системе.

С этим конституционно-идеологическим багажом страна пришла к развалу СССР и возникновению Российской Федерации как самостоятельного государства. Есть все основания для выводов о том, что основные конституционные ценности нового времени, подсказанные и последним этапом пребывания России как союзной республики в составе Союза ССР, и новейшими документами мирового сообщества, нашли отражение в Конституции РФ 1993 г.

Она содержит примечательную преамбулу, начинающуюся со слов «Мы, многонациональный народ Российской Федерации...». Глава 1 имеет название «Основы конституционного строя», что само по себе вызывает вопрос: «конституционного строя» чего - государства, общества или того и другого? Собственно, сама же гл. 1 и содержит ответ. В ней дается определение государства Российской

Федерации - России: это «есть демократическое федеративное правовое государство с республиканской формой правления». Здесь же декларируется: «Человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства» (ст. 2). И далее провозглашается народовластие в качестве одной из ключевых композиций власти в государстве, причем впервые закреплено: «Народ осуществляет свою власть непосредственно, а также через органы (курсив мой. - С. А. ) государственной власти и органы местного самоуправления» (ч. 2 ст. 3).

Не продолжая перечислять положения Конституции - читатель и сам в состоянии это сделать, - позволим себе сразу перейти к выводу: данная Конституция, в которой ни разу не упоминается слово «общество», тем не менее может считаться его основой, что наиболее зримо проявляется в ряде конституционных понятий, которые просто не могут быть исключительной принадлежностью государства: виды собственности и ресурсов (ст. 8, 9), идеологическое и политическое многообразие, многопартийность (ст. 13), свобода личности, права и свободы человека и гражданина (гл. 2), в особенности личные, ряд политических и экономических, религиозная свобода.

Все сказанное выше позволяет утверждать, что конституционное регулирование, будучи зачастую привязано к государству словесно, по сути является одновременно и фундаментом для общества и общественной жизни.

Почему мы подчеркиваем это? Дело в том, что есть опасность, о которой нельзя не сказать. Выше отмечалось, что государство, возникнув в обществе для управления частью общественных дел, которые тем самым из общественных превратились в государственные, постепенно и само, и при попустительстве общества, и при его непротивлении, и с применением принуждения к обществу не просто расширяло круг общественных дел, которыми оно, государство, начинало управлять, но и превращало себя в единственный механизм управления обществом. Наличие общественных организаций ничего не меняло, поскольку они не имели влияния, а главное - над ними стало «смыкующее всех и вся» государственно-общественное объединение в виде политической партии. Официально провозглашенная многопартийность по сути ничего не изменила, поскольку при обилии партий все равно понадобилось одну из них сделать «руководящей и направляющей».

Однако для нового времени характерен ряд явлений, вызывающих беспокойство.

Во-первых, если ранее партийно-государственная система рождала лидеров, то сейчас стало происходить обратное: лидеры приспосабливают под себя партийно-государственную систему. Во-вторых, допустимость частной собственности привела к появлению относительно небольшого по численности, но сумасшедше обеспеченного слоя людей, ставших в результате приватизации обладателями ранее принадлежавшего всему обществу богатства.

Соединение названных двух начал - а) имущества, денег и б) своих представителей в государственной власти - привело к возрождению в новом виде старого явления, смысл которого состоит в том, чтобы попытаться поставить себе на службу государство. Это явление называют «приватизацией государства».

Итак, при вполне демократической характеристике государства и всей политической системы в конституционных нормах мы наблюдаем такую трансформацию: от прежнего возвышения государства как силы, владевшей собственностью и властью, использовавшей эти инструменты в интересах всех граждан и всего общества, - к новому порядку, при котором государство лишают его собственности (как общенародной собственности) в интересах небольшого круга владельцев, и в то же время этот узкий круг ставит себе на службу весь государственный механизм «правления» людьми и всем обществом, так же как и все государственное законодательство.

Что этому противопоставить? Пути более или менее очевидны.

Либо произойдет новая революция: очередная волна сначала честных политиков организует государственный переворот, перекроит власть, собственность вернет в ведение государства, однако сценарий дальнейших событий известен: раздел собственности, самообогащения, при этом простые люди снова будут одурачены и станут сначала исполнителями подобных планов, а затем, как и положено, окажутся разочарованными жертвами, обреченными на новые потрясения.

Либо мы, теоретики государства и конституционного права, предложим гарантии того, чтобы государство, общество, граждане и их объединения смогли бы на равных взаимодействовать, при этом договорившись о рациональном служении государственной власти и собственности всему народу. Прежде всего для этого с позиций

конституционного права надо смотреть на государство как на организацию, которой общество поручило, конституционно оформленным путем, выполнение четко обозначенных публичных дел, при непременном условии общественного контроля.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.