ГЛОБАЛЬНЫЙ КРИЗИС И ПЕРЕХОД К НОВОЙ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ МОДЕЛИ РАЗВИТИЯ
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПРОТЕКЦИОНИЗМ В УСЛОВИЯХ МИРОВОГО ЭКОНОМИЧЕСКОГО КРИЗИСА
Д.И. Ряховский,
проректор Института экономики и антикризисного управления (г Москва),
кандидат экономических наук
В статье рассматриваются некоторые негативные последствия развивающейся глобализации, снижения роли национальных государств в регулировании мирохозяйственных связей, а также направления совершенствования системы государственного протекционизма с целью снижения негативного воздействия указанных явлений. Отмечается особая роль восстановительной политики протекционизма с целью стимулирования инвестиционной деятельности российских промышленных компаний и регионов. Анализируется опыт эффективной инвестиционной политики на примере Казахстана.
Ключевые слова: равноправное партнерство, внешнеэкономическая деятельность, глобализация, внутригосударственный протекционизм, инвестиционная политика.
Структура экономики России, степень ее зависимости от мировой экономики1 свидетельствуют о критическом положении, о том, что в кратчайшие сроки необходима разработка научнообоснованной системы мер защиты национальной экономики от иностранной конкуренции, создание конкурентных преимуществ для национальных товаров, рациональное применение государственного протекционизма в регулировании рыночной экономики. На современном этапе развития экономика России характеризуется серьезным отставанием от промышленно развитых стран и относится к странам с невысоким техникотехнологическим уровнем, что в значительной мере снижает ее возможности выступать в качестве равноправного партнера при международном товарообмене и позволяет развитым странам получать несравнимо более значимую выгоду от торговли с нашей страной.
Другой негативной стороной технологического отставания России является замедление темпов развития отдельных отраслей хозяйствования, а в ряде случаев их неоправданное сокращение (например, производство медикаментов). В этой связи, политика протекционизма России на современном этапе должна формироваться по двум направлениям: 1) в отношениях с другими государствами; 2) внутригосударственная политика. Совершенствуя применяемую ранее внешнеэкономическую политику, необходимо иметь в виду, что в современных условиях развивающейся глобализации и усиления взаимосвязи национальных хозяйств роль национальных государств при регулировании мирохозяйственных связей уменьшается, а вместе с ней и возможность защитить себя от разрушительных сил мирового рынка, экспансионизма более могущественных конкурентов, массированных отливов капитала, разрушительных финансовых и экономических кризисов2. При этом указанные процессы неоднозначно сказываются на политике различных государств, обладающих разными экономическими потенциалами и конкурентоспособностью, т.к. основные преимущества извлекают наиболее развитые страны мира, перед которыми открывается более широкое экономическое пространство с едиными стандартами ведения хозяйственной деятельности. Менее успешные страны сталкиваются в процессе интегрирования в глобальную экономику с болезненными проблемами, в том числе из-за действия целого ряда аномалий, связанных со свободой торговли, ухудшающей положение значительного числа развивающихся стран, что не может быть объяснено в рамках теории конкурентных преимуществ. Торговая политика развитых стран затрудняет развивающимся странам использование их конкурентных преимуществ, приводя к получению развитыми странами львиной доли выигрыша от торговли. Несмотря на то, что свобода торговли приводит к созданию большего числа рабочих мест в развивающихся странах в краткосрочной перспективе, в долгосрочной перспективе ее влияние на занятость не определено. В то же время свобода торговли приводит к снижению социальных и экологических стандартов во всех странах из-за растущей международной конкуренции. В этой связи многие зарубежные ученые объясняют принцип таможенной защиты влиянием аномалий в международной
торговле и считают необходимым создание специальной теории международной торговли для развивающихся стран. Конечно, Россию нельзя отнести к числу развивающихся стран. Однако в условиях мирового финансового и экономического кризиса и кризиса российской экономики назрела насущная необходимость совершенствования внешнеэкономической деятельности, всей системы государственного протекционизма с целью снижения негативных явлений и последствий глобализации мировой экономики.
Кроме этого необходимо развивать и совершенствовать внутригосударственную политику протекционизма в целях стимулирования инвестиционной деятельности российских промышленных компаний и регионов. Это является насущной задачей современного этапа развития российской экономики, обусловленной тем, что в условиях кризиса в стране происходит крупномасштабное сокращение инвестиций в технологическую сферу, что в значительной степени увеличивающее наше отставание от промышленно развитых стран. Так, общие расходы на инновации в технологическую сферу за I квартал 2009 г. в целом по стране сократились более чем на 75% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года и составили 35,0 млрд рублей. При этом изменилась и структура вложений: доля частных вложений в инновационный малый бизнес сократилась с 27% в августе 2008 г. до 13% в марте 2009 г., что не позволяет использовать все его преимущества, несмотря на значительные усилия государства по нормативно-законодательному регулированию их деятельности.
Приведенные данные свидетельствуют о том, что все остальные меры, предпринимаемые государством в отношении малого бизнеса, будут безрезультатными, если будут превалировать законодательные новации, а не финансовое стимулирование инновационного процесса и жесткий контроль за использованием бюджетных ресурсов.
К числу важнейших проблем инновационного малого бизнеса относится отсутствие инновационных научных разработок, а также отсутствие спроса на имеющиеся и внедренные в производство.
Таким образом, к числу важнейших задач государства сегодня относится стимулирование реализации современных инфраструктурных проектов, что позволит в значительной степени преодолеть технологическую отсталость российского производства и обеспечить занятость значительной доли работоспособного населения в реальном секторе экономики.
Однако, уделяя особое внимание малому бизнесу, необходимо учитывать, что на его базе возможно внедрение и реализация небольших по масштабам инновационных проектов, необходимых российской экономике, но не решающих всех ее проблем. Так, снижая остроту проблемы занятости населения, малый бизнес, тем не менее, не решает ее в полной мере, т.к. численность занятых растет очень медленно; за 10 лет число занятых возросло на 35% (на 2,8 млн чел.), в то время как в трудоустройстве нуждается около 10 млн чел. Это свидетельствует о том, что для обеспечения занятости населения необходима реализация инвестиционных проектов на крупных и средних предприятиях.
-о
ГЛОБАЛЬНЫЙ КРИЗИС И ПЕРЕХОД К НОВОЙ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ МОДЕЛИ РАЗВИТИЯ
К сожалению, на современном этапе развития экономики России большинство инвестиций в создание и развитие современных производств пока неконкурентны, т.к. содержат значительные риски по сравнению с другими способами инвестирования, что обусловливает направление инвестиционных ресурсов в более выгодные сферы с быстрой отдачей и высокой прибылью (например, торговля, валютные рынки), либо вообще бегство капиталов из России. Так, по данным ЦБ РФ, в 2008 г. вывод капитала за рубеж составил 129,9 млрд руб., в I квартале 2009г. эта величина составила 19,7 млрд руб. Их объем вырос в 2,7 раза по сравнению с апрелем-мартом прошлого года. При этом корпоративная задолженность российских компаний по итогам 2008 г. составила более 500 млрд долл.
В этой связи важнейшей задачей российского государства и правительства, является создание привлекательных условий для размещения инвестиций внутри страны, повышение уровня социальной ответственности бизнеса до такой степени, чтобы ему можно было доверить бюджетные ассигнования с их последующим вложением сначала в инфраструктурные проекты, а затем в конкретные предприятия, социальная организация которых находится на соответствующем уровне, качество трудового капитала является высоким.
При этом во всех развитых странах мира инвестирование в развитие инфраструктуры, повышение качества человеческого капитала оценивается как естественный и наиболее выгодный инструмент поддержки экономики, борьбы с падением производства, ростом безработицы, что является макроэкономической проблемой находящейся под постоянным государственным мониторингом.
Инвестиционный климат России ухудшается так же из-за резкого сокращения объема иностранных инвестиций, который составил в первом квартале 2009 г. 12 млрд долл., что на 30,3% меньше, чем за тот же период 2008 г. При этом падение прямых инвестиций составило 43%, портфельных — 6,5%, прочих — 24,4%.
Однако предпринимаемые правительством России меры по поддержке конкретных производств малоэффективны. Например, многомиллиардная помощь Автовазу и автопрому в целом не принесла практически никаких положительных результатов, за исключением погашения кредитной задолженности, значительная доля которой приходится на задолженность перед бюджетами разных уровней и внебюджетными фондами. Практически отсутствуют реальные результаты и у госкорпораций, наделенных огромными инвестиционными ресурсами для развития конкретных отраслей и производств, незначительны успехи и в сельском хозяйстве.
При этом следует иметь ввиду, что степень разрушения народного хозяйства настолько велика, что несмотря на принимаемые государственной властью меры по финансовой поддержке отечественного производства, в короткий срок его не восстановить. Локомотивом роста российской экономики может стать сельское хозяйство, потенциал которого обусловлен значительным количеством земель и диверсифицированной структурой собственности.
Примером эффективной инвестиционной политики, реализуемой на уровне государства, оптимального государственного протекционизма, может служить программа Казахстана, который, как и Россия, особое внимание уделяет иностранным инвестициям, их суммарная величина превысила 70 млрд долл. Научно обоснованная инвестиционная политика Казахстана, базирующаяся на индустриализации и диверсификации экономики, совершенствовании правовой системы, оптимизации налогообложения, модернизации энергетического сектора, развитии Каспийского региона способствовали улучшению его инвестиционного имиджа и на этой основе-реализации крупномасштабных проектов. Это начало строительства Южно-Каспийского нефтепровода, пуск индустриального гиганта — завода по сборке локомотивов (ввод до конца 2009 г.) 100 предприятий с созданием 10 тыс. рабочих мест. В рамках реализуемой программы пятилетки форсированного индустриально-инновационного развития определены приоритетные отрасли индустриальных проектов, экономический эффект от реализации которых будет равен половине ВВП страны — около 50 млрд долл.
Особое внимание при этом уделяется не просто привлечению иностранных инвестиций, а созданию условий по стимулированию направления их в реальный сектор производства, преимущественно в отрасли группы «А», как экономической основы государственной самостоятельности, увеличению доли участия Казахстана в инвестиционных проектах до 50% (в настоящее время — 10-15%). При этом государство не только активно формирует институциональную среду для инвестирования важнейших отраслей, но и само выступает одним из основных субъектов инвестиционного процесса. Разработанный и активно реализуемый механизм взаимодействия бизнеса и государства позволяет реализовать ряд крупномасштабных, долгосрочных программ и проектов.
В этой связи на современном этапе развития российской экономики, в условиях мирового финансового и экономического кризиса необходимо кардинальное обновление методов, инструментария и структуры системы государственного протекционизма в инвестиционной деятельности, четкого разграничения функций государства в этой сфере, повышения ответственности органов исполнительной власти, а также бизнес-сообщества.
Литература
1. Воронин Б.И. Проблемы обеспечения продовольственной независимости РФ в условиях финансово-экономического кризиса // Безопасность, менеджмент, бизнес. — 2009. — № 1-2. — С.30.
2. Братимов О.В., Горский Ю.М., Делягин М.Г., Коваленко А.А. Практика глобализации: игры и правила новой эпохи. — М: ИН-ФРА — М, 2000. — С. 38.
3. Ряховский Д.И. Особенности государственного протекционизма в инвестиционной сфере. — М.: ИЭАУ,2006. — 120 с.
4. Ряховский Д.И. Инвестиционные механизмы структурных изменений в промышленности // Проблемы современной экономики. — 2008. — №4(28).
1 Так, например, в общем объеме российского продовольственного фонда импорт составляет свыше 42% (при международном показателе доли импорта продовольствия не свыше 20%), что свидетельствует об утрате продовольственной безопасности и угрозе утраты продовольственной независимости российского государства ( Б.И. Воронин, проблемы обеспечения продовольственной независимости РФ в условиях финансово-экономического кризиса, (Безопасность, менеджмент, бизнес., № 1-2, 2009, с.30)
2 Братимов О.В., Горский Ю.М., Делягин М.Г, Коваленко А.А. Практика глобализации: игры и правила новой эпохи. — М.: ИНФРА-М, 2000. — С. 38.