Научная статья на тему 'Государственный протекционизм в условиях мирового экономического кризиса'

Государственный протекционизм в условиях мирового экономического кризиса Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
1317
214
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
Инвестиционная политика / равноправное партнерство / внешнеэкономическая деятельность / Глобализация / внутригосударственный протекционизм / equal partnership / external economic activity / globalization / internal state protectionism / investment politics

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Ряховский Д. И.

В статье рассматриваются некоторые негативные последствия развивающейся глобализации, снижения роли национальных государств в регулировании мирохозяйственных связей, а также направления совершенствования системы государственного протекционизма с целью снижения негативного воздействия указанных явлений. Отмечается особая роль восстановительной политики протекционизма с целью стимулирования инвестиционной деятельности российских промышленных компаний и регионов. Анализируется опыт эффективной инвестиционной политики на примере Казахстана.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article discusses some negative consequences of the developing globalization, decrease of the role of national states in regulation of global economic ties, as well as improving of the system of state protectionism to redeem these negative results. State protectionism plays particular role in stimulating of investment activity of Russian industrial companies and regions. The case of Kazakhstan is discussed as an example of effective investment politics.

Текст научной работы на тему «Государственный протекционизм в условиях мирового экономического кризиса»

ГЛОБАЛЬНЫЙ КРИЗИС И ПЕРЕХОД К НОВОЙ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ МОДЕЛИ РАЗВИТИЯ

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПРОТЕКЦИОНИЗМ В УСЛОВИЯХ МИРОВОГО ЭКОНОМИЧЕСКОГО КРИЗИСА

Д.И. Ряховский,

проректор Института экономики и антикризисного управления (г Москва),

кандидат экономических наук

В статье рассматриваются некоторые негативные последствия развивающейся глобализации, снижения роли национальных государств в регулировании мирохозяйственных связей, а также направления совершенствования системы государственного протекционизма с целью снижения негативного воздействия указанных явлений. Отмечается особая роль восстановительной политики протекционизма с целью стимулирования инвестиционной деятельности российских промышленных компаний и регионов. Анализируется опыт эффективной инвестиционной политики на примере Казахстана.

Ключевые слова: равноправное партнерство, внешнеэкономическая деятельность, глобализация, внутригосударственный протекционизм, инвестиционная политика.

Структура экономики России, степень ее зависимости от мировой экономики1 свидетельствуют о критическом положении, о том, что в кратчайшие сроки необходима разработка научнообоснованной системы мер защиты национальной экономики от иностранной конкуренции, создание конкурентных преимуществ для национальных товаров, рациональное применение государственного протекционизма в регулировании рыночной экономики. На современном этапе развития экономика России характеризуется серьезным отставанием от промышленно развитых стран и относится к странам с невысоким техникотехнологическим уровнем, что в значительной мере снижает ее возможности выступать в качестве равноправного партнера при международном товарообмене и позволяет развитым странам получать несравнимо более значимую выгоду от торговли с нашей страной.

Другой негативной стороной технологического отставания России является замедление темпов развития отдельных отраслей хозяйствования, а в ряде случаев их неоправданное сокращение (например, производство медикаментов). В этой связи, политика протекционизма России на современном этапе должна формироваться по двум направлениям: 1) в отношениях с другими государствами; 2) внутригосударственная политика. Совершенствуя применяемую ранее внешнеэкономическую политику, необходимо иметь в виду, что в современных условиях развивающейся глобализации и усиления взаимосвязи национальных хозяйств роль национальных государств при регулировании мирохозяйственных связей уменьшается, а вместе с ней и возможность защитить себя от разрушительных сил мирового рынка, экспансионизма более могущественных конкурентов, массированных отливов капитала, разрушительных финансовых и экономических кризисов2. При этом указанные процессы неоднозначно сказываются на политике различных государств, обладающих разными экономическими потенциалами и конкурентоспособностью, т.к. основные преимущества извлекают наиболее развитые страны мира, перед которыми открывается более широкое экономическое пространство с едиными стандартами ведения хозяйственной деятельности. Менее успешные страны сталкиваются в процессе интегрирования в глобальную экономику с болезненными проблемами, в том числе из-за действия целого ряда аномалий, связанных со свободой торговли, ухудшающей положение значительного числа развивающихся стран, что не может быть объяснено в рамках теории конкурентных преимуществ. Торговая политика развитых стран затрудняет развивающимся странам использование их конкурентных преимуществ, приводя к получению развитыми странами львиной доли выигрыша от торговли. Несмотря на то, что свобода торговли приводит к созданию большего числа рабочих мест в развивающихся странах в краткосрочной перспективе, в долгосрочной перспективе ее влияние на занятость не определено. В то же время свобода торговли приводит к снижению социальных и экологических стандартов во всех странах из-за растущей международной конкуренции. В этой связи многие зарубежные ученые объясняют принцип таможенной защиты влиянием аномалий в международной

торговле и считают необходимым создание специальной теории международной торговли для развивающихся стран. Конечно, Россию нельзя отнести к числу развивающихся стран. Однако в условиях мирового финансового и экономического кризиса и кризиса российской экономики назрела насущная необходимость совершенствования внешнеэкономической деятельности, всей системы государственного протекционизма с целью снижения негативных явлений и последствий глобализации мировой экономики.

Кроме этого необходимо развивать и совершенствовать внутригосударственную политику протекционизма в целях стимулирования инвестиционной деятельности российских промышленных компаний и регионов. Это является насущной задачей современного этапа развития российской экономики, обусловленной тем, что в условиях кризиса в стране происходит крупномасштабное сокращение инвестиций в технологическую сферу, что в значительной степени увеличивающее наше отставание от промышленно развитых стран. Так, общие расходы на инновации в технологическую сферу за I квартал 2009 г. в целом по стране сократились более чем на 75% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года и составили 35,0 млрд рублей. При этом изменилась и структура вложений: доля частных вложений в инновационный малый бизнес сократилась с 27% в августе 2008 г. до 13% в марте 2009 г., что не позволяет использовать все его преимущества, несмотря на значительные усилия государства по нормативно-законодательному регулированию их деятельности.

Приведенные данные свидетельствуют о том, что все остальные меры, предпринимаемые государством в отношении малого бизнеса, будут безрезультатными, если будут превалировать законодательные новации, а не финансовое стимулирование инновационного процесса и жесткий контроль за использованием бюджетных ресурсов.

К числу важнейших проблем инновационного малого бизнеса относится отсутствие инновационных научных разработок, а также отсутствие спроса на имеющиеся и внедренные в производство.

Таким образом, к числу важнейших задач государства сегодня относится стимулирование реализации современных инфраструктурных проектов, что позволит в значительной степени преодолеть технологическую отсталость российского производства и обеспечить занятость значительной доли работоспособного населения в реальном секторе экономики.

Однако, уделяя особое внимание малому бизнесу, необходимо учитывать, что на его базе возможно внедрение и реализация небольших по масштабам инновационных проектов, необходимых российской экономике, но не решающих всех ее проблем. Так, снижая остроту проблемы занятости населения, малый бизнес, тем не менее, не решает ее в полной мере, т.к. численность занятых растет очень медленно; за 10 лет число занятых возросло на 35% (на 2,8 млн чел.), в то время как в трудоустройстве нуждается около 10 млн чел. Это свидетельствует о том, что для обеспечения занятости населения необходима реализация инвестиционных проектов на крупных и средних предприятиях.

ГЛОБАЛЬНЫЙ КРИЗИС И ПЕРЕХОД К НОВОЙ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ МОДЕЛИ РАЗВИТИЯ

К сожалению, на современном этапе развития экономики России большинство инвестиций в создание и развитие современных производств пока неконкурентны, т.к. содержат значительные риски по сравнению с другими способами инвестирования, что обусловливает направление инвестиционных ресурсов в более выгодные сферы с быстрой отдачей и высокой прибылью (например, торговля, валютные рынки), либо вообще бегство капиталов из России. Так, по данным ЦБ РФ, в 2008 г. вывод капитала за рубеж составил 129,9 млрд руб., в I квартале 2009г. эта величина составила 19,7 млрд руб. Их объем вырос в 2,7 раза по сравнению с апрелем-мартом прошлого года. При этом корпоративная задолженность российских компаний по итогам 2008 г. составила более 500 млрд долл.

В этой связи важнейшей задачей российского государства и правительства, является создание привлекательных условий для размещения инвестиций внутри страны, повышение уровня социальной ответственности бизнеса до такой степени, чтобы ему можно было доверить бюджетные ассигнования с их последующим вложением сначала в инфраструктурные проекты, а затем в конкретные предприятия, социальная организация которых находится на соответствующем уровне, качество трудового капитала является высоким.

При этом во всех развитых странах мира инвестирование в развитие инфраструктуры, повышение качества человеческого капитала оценивается как естественный и наиболее выгодный инструмент поддержки экономики, борьбы с падением производства, ростом безработицы, что является макроэкономической проблемой находящейся под постоянным государственным мониторингом.

Инвестиционный климат России ухудшается так же из-за резкого сокращения объема иностранных инвестиций, который составил в первом квартале 2009 г. 12 млрд долл., что на 30,3% меньше, чем за тот же период 2008 г. При этом падение прямых инвестиций составило 43%, портфельных — 6,5%, прочих — 24,4%.

Однако предпринимаемые правительством России меры по поддержке конкретных производств малоэффективны. Например, многомиллиардная помощь Автовазу и автопрому в целом не принесла практически никаких положительных результатов, за исключением погашения кредитной задолженности, значительная доля которой приходится на задолженность перед бюджетами разных уровней и внебюджетными фондами. Практически отсутствуют реальные результаты и у госкорпораций, наделенных огромными инвестиционными ресурсами для развития конкретных отраслей и производств, незначительны успехи и в сельском хозяйстве.

При этом следует иметь ввиду, что степень разрушения народного хозяйства настолько велика, что несмотря на принимаемые государственной властью меры по финансовой поддержке отечественного производства, в короткий срок его не восстановить. Локомотивом роста российской экономики может стать сельское хозяйство, потенциал которого обусловлен значительным количеством земель и диверсифицированной структурой собственности.

Примером эффективной инвестиционной политики, реализуемой на уровне государства, оптимального государственного протекционизма, может служить программа Казахстана, который, как и Россия, особое внимание уделяет иностранным инвестициям, их суммарная величина превысила 70 млрд долл. Научно обоснованная инвестиционная политика Казахстана, базирующаяся на индустриализации и диверсификации экономики, совершенствовании правовой системы, оптимизации налогообложения, модернизации энергетического сектора, развитии Каспийского региона способствовали улучшению его инвестиционного имиджа и на этой основе-реализации крупномасштабных проектов. Это начало строительства Южно-Каспийского нефтепровода, пуск индустриального гиганта — завода по сборке локомотивов (ввод до конца 2009 г.) 100 предприятий с созданием 10 тыс. рабочих мест. В рамках реализуемой программы пятилетки форсированного индустриально-инновационного развития определены приоритетные отрасли индустриальных проектов, экономический эффект от реализации которых будет равен половине ВВП страны — около 50 млрд долл.

Особое внимание при этом уделяется не просто привлечению иностранных инвестиций, а созданию условий по стимулированию направления их в реальный сектор производства, преимущественно в отрасли группы «А», как экономической основы государственной самостоятельности, увеличению доли участия Казахстана в инвестиционных проектах до 50% (в настоящее время — 10-15%). При этом государство не только активно формирует институциональную среду для инвестирования важнейших отраслей, но и само выступает одним из основных субъектов инвестиционного процесса. Разработанный и активно реализуемый механизм взаимодействия бизнеса и государства позволяет реализовать ряд крупномасштабных, долгосрочных программ и проектов.

В этой связи на современном этапе развития российской экономики, в условиях мирового финансового и экономического кризиса необходимо кардинальное обновление методов, инструментария и структуры системы государственного протекционизма в инвестиционной деятельности, четкого разграничения функций государства в этой сфере, повышения ответственности органов исполнительной власти, а также бизнес-сообщества.

Литература

1. Воронин Б.И. Проблемы обеспечения продовольственной независимости РФ в условиях финансово-экономического кризиса // Безопасность, менеджмент, бизнес. — 2009. — № 1-2. — С.30.

2. Братимов О.В., Горский Ю.М., Делягин М.Г., Коваленко А.А. Практика глобализации: игры и правила новой эпохи. — М: ИН-ФРА — М, 2000. — С. 38.

3. Ряховский Д.И. Особенности государственного протекционизма в инвестиционной сфере. — М.: ИЭАУ,2006. — 120 с.

4. Ряховский Д.И. Инвестиционные механизмы структурных изменений в промышленности // Проблемы современной экономики. — 2008. — №4(28).

1 Так, например, в общем объеме российского продовольственного фонда импорт составляет свыше 42% (при международном показателе доли импорта продовольствия не свыше 20%), что свидетельствует об утрате продовольственной безопасности и угрозе утраты продовольственной независимости российского государства ( Б.И. Воронин, проблемы обеспечения продовольственной независимости РФ в условиях финансово-экономического кризиса, (Безопасность, менеджмент, бизнес., № 1-2, 2009, с.30)

2 Братимов О.В., Горский Ю.М., Делягин М.Г, Коваленко А.А. Практика глобализации: игры и правила новой эпохи. — М.: ИНФРА-М, 2000. — С. 38.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.