с
ИННОВАЦИИ
РЕШЕНИЕ ПРОБЛЕМ ИМПОРТОЗАМЕЩЕНИЯ РОССИИ В УСЛОВИЯХ ДЕЙСТВИЯ ЭКОНОМИЧЕСКИХ САНКЦИЙ
А. Н.Ряховская,
ФГОБУ ВПО «Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации» (Финансовый университет)
125993, ГСП-3, Москва, Ленинградский проспект, 49
Д. И. Ряховский,
АНОО ВПО «Институт экономики и антикризисного управления» 117312, Москва, ул. Вавилова, д. 53, корп. 3
Анализируются некоторые проблемы экономики России, в том числе проблема импортозамещения, возможные направления их решения, необходимость определения приоритетов и приоритетных отраслей, в первую очередь, не конкурирующих на внешнем рынке, в том числе строительное производство, ЖКХ, сельское хозяйство. Проведен анализ субсидирования сельского хозяйства в странах Европы, США, Китае и России, обоснована необходимость многократного увеличения выделяемых бюджетных средств сельхозпроизводителям, снижения налогового бремени. Исследованы некоторые особенности инвестиционной политики России, разработаны направления ее корректировки.
Ключевые слова: импортозамещение, кадровая составляющая, приоритетные отрасли развития, госсубсидирование сельского хозяйства, налоговая и кредитная политика государства, развития малые и средних предприятий, инвестиционная политика государства.
Сведения об авторах: Антонина Николаевна Ряховская, доктор экономических наук, профессор, Заслуженный экономист Российской Федерации, академик российской инженерной академии, заведующая кафедрой «Стратегический и антикризисный менеджмент» Финансового университета при Правительстве РФ, ректор Института экономики и антикризисного управления; Дмитрий Иванович Ряховский, доктор экономических наук, доцент, первый проректор АНОО ВПО «Институт экономики и антикризисного управления», профессор кафедры «Налоговое консультирование» Финансового университета при Правительстве РФ, Россия. Контакты: Антонина Николаевна Ряховская, [email protected]; Дмитрий Иванович Ряховский, [email protected]
Для ссылки: Ряховская А. Н., Ряховский Д. И. Решение проблем по импортозамещению России в условиях действия экономических санкций //МИР (Модернизация. Инновации. Развитие). 2014. № 4(20). С. 71-76.
SOLVING PROBLEMS IN THE RUSSIAN IMPORT SUBSTITUTION CONDITIONS OF ECONOMIC SANCTIONS
A. N. Rjahovskaja,
Financial University under the Government of the Russian Federation, Moscow, Russian Federation
D. I. Rjahovskij,
Institute of Economy and Anti-Crisis Management, Moscow, Russian Federation
The article analyzes some problems of the Russian economy, including the problem of import substitution, the possible directions of their solutions, the need to identify priorities and priority sectors in the first place, do not compete on the international market, including the production of construction, housing and agriculture. The analysis of agricultural subsidies in Europe, USA, China and Russia, the necessity of repeated increase in the budget allocated to farmers, reducing the tax burden. Studied some of the features of the investment policy of Russia, developed areas of its adjustment
Keywords: import substitution, the personnel component, the priority sectors of development, gossubsidirovanie agriculture, tax and credit policy of the state, the development of small and medium-sized enterprises, the investment policy of the state.
Information about the authors: Antonina Nikolaevna Ryakhovskaya, Doctor of Economics Science, Professor, Honored Economist of the Russian Federation, Head of the Chair of «Strategic and anti-crisis management», Financial University under the Government of the Russian Federation, rector of the Institute of economy and anti-crisis management; Dmitry Ivanovich Ryakhovsky, Doctor of Economics Science, Associate Professor, First Pro-rector of the Institute of economy and anti-crisis management, Professor of the Chair of «Tax advice», Financial University under the Government of the Russian Federation, Moscow, Russia.
Contacts: Antonina Nikolaevna Ryakhovskaya, [email protected]; Dmitry Ivanovich Ryakhovsky, [email protected]
Reference: Rjahovskaja A.N., Rjahovskij D.I. Solving problems in the Russian import substitution conditions of economic sanctions. MIR (Mod. innov. razvit.), 2014, no. 4 (20), pp. 71-76.
В современных условиях функционирования экономики России особую актуальность представляет поиск эффективных инструментов управления, сфер и видов деятельности, стабилизация которых позволит обеспечить комплектность, социально-экономическую стабильность реального сектора экономики, региональных и муниципальных экономических систем, а также экономики государства в целом. Особые условия российской экономики в настоящее время заключаются в воздействии нескольких факторов, главными из которых являются снижение цены на нефть и наличие различных экономических санкций, с началом действия которых стали активно обсуждать возникшую необходимость решения проблемы импортозамещения, решить которую, как представляется, будет непросто. При этом факт насущной необходимости решения проблемы импортозамещения является положительным, что при разработке научно-обоснованных методов, выявлении и применении эффективных инструментов позволит активизировать использование внутренних ресурсов и имеющийся потенциал государства.
В современных условиях российской экономики при положительном отношении к импортозамеще-нию необходимо признать, что сегодня возможно только выборочное замещение импорта, что его замещение в полном объеме невозможно и является практически нерешаемой.
При этом по оценке Федеральной разведывательной службы Германии, российская экономика способна противостоять санкциям Запада в течение шести лет. И даже в течение такого срока, как представляется, возможно только частичное им-портозамещение.
Для решения указанной задачи в первую очередь необходимо наличие высокопрофессионального кадрового потенциала [4], в том числе инженерно-технических работников и рабочих различных направлений деятельности, что в современных российских условиях является серьезной, трудно-решаемой проблемой, так как на восстановление кадрового потенциала необходимо продолжительное время.
Также важным является определение приоритетных отраслей экономики, которые в современных условиях смогли бы выступить ее своеобразными локомотивами. Как представляется сегодня целесообразно и необходимо развивать все отрасли, ко-
торые не конкурируют на внешнем рынке, а также инфраструктурные проекты, финансируемые государством с привлечением частного бизнеса 1, в том числе строительство дорог, мостов, тоннелей, коммунальной инфраструктуры [5], жилищное строительство. Это позволит создать тысячи рабочих мест, что в значительной степени снизит уровень безработицы, а значит нагрузку на местные бюджеты в связи с уменьшением выплат соответствующих пособий, обеспечит рост их доходов.
Обеспечение населения постоянной работой с выплатой соответствующей зарплаты будет способствовать многократному повышению его внутреннего потребительского спроса с необходимостью одновременного решения задачи его удовлетворения.
Строительство современной дорожной сети России также позволит в значительной степени повысить безопасность путешествий ввиду снижения аварийности на автотранспорте, а также расходов бензина и других горюче-смазочных материалов, что обеспечит рост объемов производства предприятий сопряженных отраслей (асфальтобетонных заводов, нерудных материалов (песка, щебня и др.), автотранспорта и т.д., что, в конечном итоге, окажет общее положительное воздействие на экономику государства, регионов, муниципальных образований, отдельных предприятий, а также домохозяйств.
Особое значение в решении задачи стабилизации российской экономики и снижении уровня негативного воздействия экономических санкций имеет жилищное строительство, что, наряду с отмеченными положительными факторами, позволит решить тяжелейшую проблему обеспечения населения жильем. А оснащение жилищного фонда современной инженерной коммунальной инфраструктурой многократно снизит потери воды, тепла, газа, электроэнергии при их транспортировке потребителям, что будет способствовать сокращению затрат населения на оплату дорогостоящих жилищно-коммунальных услуг, снижению уровня его бедности [3], а также уменьшению расходов местных бюджетов на выплату субсидий населению с низким уровнем доходов.
В рамках обеспечения продовольственной безопасности России и максимального снижения негативных последствий введения экономических санкций необходима реализация комплекса мер
1 Ряховская А.Н. Муниципально-частное партнерство в России: его необходимость и целесообразность // Жилищно-Коммунальное Хозяйство. 2014. № 8. С. 22-26.
в сельском хозяйстве страны, эффективность функционирования которого в настоящее время находится на низком уровне [2].
Исследуя масштабы возможного импортозаме-щения в этой сфере отметим, что по некоторым составляющим они значительны. Так, серьезные задачи стоят перед производителями сельхозтехники, производство которой сократилось в 30 раз по сравнению со временами СССР. Рынок комбайнов в России в этом году снизился на 18% с ростом валютной себестоимости отечественного комбайна с 50 тыс. долл. в 2002 году до 200 тыс. долл. в 2013 году; стоимость бензина возросла в 3 раза, электричества - 2,5 раза, газа - 4 раза 1.
Однако с учетом того факта, что в электроэнергетике, например, используется 50% иностранной техники, в переработке газа - 35%, его сжижении - 100% возможен дальнейший рост тарифов на услуги предприятий жизнеобеспечения. Кроме этого в ближайшее время могут возникнуть проблемы с производством электричества, газа и т.д., на решение проблем импортозамещения которых потребуется продолжительное время, наличие доступных по цене свободных кредитных ресурсов, а также помощь государства.
Серьезной проблемой российского сельского хозяйства является налоговое бремя, рост которого с 1 января 2015 г. ускорит банкротство мелких сельхоз - производителей на 15% 2.
Негативное влияние на финансовое состояние фермерских и иных хозяйств окажет кратное увеличение налога на имущество, во-первых, из-за введения расчета налога исходя из кадастровой стоимости, а во-вторых, из-за массового завышения кадастровой стоимости при проведении оценки, что также характерно в отношении налога на землю. Данные факторы влекут за собой увеличение долговой нагрузки на рассматриваемые субъекты экономики, 80% которых уже сегодня имеют кредиты и нестабильное финансовое состояние.
Негативным является факт разорения фермеров в Приволжском, Южном, Северо-Кавказском федеральных округах, на долю которых приходится около 70% производимого в России продовольствия.
Недопустимым представляется факт сокращения в 7 раз количества фермерских хозяйств Краснодарского края, по праву называемого житницей России.
Низкая эффективность реализуемой политики государства по оздоровлению сельского хозяйства либо ее полное отсутствие даже в современных экономических и политических условиях дает какой-то шанс стабилизации его функционирования, в то время как отмена санкций полностью обрушит рынок сельхозпродукции.
Рассмотренные примеры свидетельствуют о серьезнейших проблемах фермерских хозяйств, небольших по объемам производства отдельных сельскохозяйственных организаций и отрасли в целом, что требует срочной корректировки проводимой государственной политики.
При этом в программе импортозамещения заложены рост сельхозмонополий и сокращение подсобных хозяйств. При этом отмечается важность роста количества малых предприятий, основу которых могут составить подсобные хозяйства.
Важнейшим направлением ее корректировки является резкое снижение стоимости кредитных ресурсов, величина которой сегодня составляет 20%, что является одной из важнейших причин низкой рентабельности сельского хозяйства России, низких доходов фермерских хозяйств, их убыточности и банкротства. Однако в связи с очередным повышением ставки рефинансирования наблюдается удорожание кредитных ресурсов. В целях повышения доходности указанной категории субъектов рыночной экономики необходимо менять государственный подход, в том числе корректировку предусмотренного госпрограммой дохода сельского жителя, составляющего 55% от дохода горожанина, в то время как в США, Канаде, Европейских странах указанная величина равна в среднем 120% от дохода среднестатистического городского домохозяйства.
Важным направлением решения проблемы сельских товаропроизводителей является организация сбыта выращенной продукции, повышения качества ее упаковки, разработка механизма доставки в торговые сети и другим потребителям. Решение этой проблемы возможно посредством объединения фермерских хозяйств в кооперативы, которые должны быть крупнейшими поставщиками продовольствия сельхозпродукции в торговые сети.
Также необходимо многократно увеличивать размеры государственного субсидирования сельского хозяйства России, величина которого в настоящее время ничтожно мала.
1 www.rosagromash.ru
2 www.mirnov.ru
Так, в России субсидирование государства на 1га сельхозугодий составляет 36 долл., в то время как в США - 145 долл., в Китае - 1185 долл., в Японии
- 12 860 долл. Всего субсидии в российское сельское хозяйство составляют 4 млрд. долл., в США
- 24 млрд. долл., в ЕС - 108 млрд.долл., в Китае -147 млрд. долл., в Японии - 64 млрд. долл. 1
Приведенные данные свидетельствуют о необходимости многократного увеличения госсубсидий в сельское хозяйство России, что в современных условиях развития ее экономики, наличии санкций, серьезных вложениях в Республику Крым и т.д., является довольно проблематичным. Одним из направлений решения проблемы может быть резкое ограничение выделения бюджетных ассигнований госкомпаниям, показавшим свою несостоятельность, например, Роснано, убытки которой по итогам 2013 г. составили 39,8 млрд. руб. 2 при незначительных результатах ее деятельности.
Множество вопросов по целесообразности создания вызывает планируемый к созданию Фонд развития российской наноиндустрии с финансированием в сумме 100 млрд. руб., которые предполагается выделить из Фонда национального благосостояния.
Направление даже пятой части указанных ресурсов на решение проблем сельского хозяйства при условии их рационального использования позволит в значительной степени обеспечить продовольственную безопасность России посредством решения части задач импортозамещения.
Решению проблемы импортозамещения будет способствовать активизация предпринимательской деятельности в России, сохранение имеющихся предприятий малого и среднего бизнеса, а также рост их числа.
Что касается реализации первого из указанных направлений - развитие предпринимательства, в этом направлении у нас имеется значительный потенциал, что подтверждают следующие данные: в Европе каждый 11-й европеец имеет свой бизнес, в России - каждый 23-й; в Европе 24% жителей хотят стать предпринимателями, в России - только 3,8%; количество российских предпринимателей
за период с 2011 по 2013 годы сократилось на 674 тыс. человек.
Кроме этого на российском рынке доля бизнесменов, действующих более 3,5 лет, составляет лишь 33%.
Проведенный анализ предпринимательской среды свидетельствует об ее непривлекательности для большинства населения России, что ставит задачу импортозамещения в разряд труднорешаемых.
Одной из главных причин, тормозящих развитие предпринимательства, как уже отмечалось, является высокая налоговая нагрузка, а также бюрократический гнет, примитивная структура экономики, при которой ее сырьевой сектор не нуждается в предприятиях малого и среднего бизнеса, так как до недавнего времени была возможность закупки необходимого за рубежом.
В этих условиях недопустимым представляется реализация предложений Минфина России, дающих регионам возможность ограничивать доступ малого бизнеса к льготным режимам налогообложения и позволяющих снижать в 10 раз действующие в настоящее время показатели 3 отнесения субъектов экономики к указанной категории налогоплательщиков.
Также много вопросов вызывает предлагаемое введение патентов, стоимостью 20 тыс. руб., для самозанятых граждан, низкую эффективность которых подтвердил проводимый в Петербурге эксперимент по их внедрению, по результатам которого его приобрели лишь 486 предпринимателей 4. Следует уточнить стоимость патентов для иностранных граждан в целях ее увеличения и устранения существующего дисбаланса, когда российский предприниматель имеет более высокую налоговую нагрузку, чем иностранный гражданин.
В этой связи необходимым представляется разработка комплексной, четкой, выверенной системы развития российской экономики и ее отдельных отраслей с определением не только всей совокупности подлежащих решению задач, но и выделением из состава реализуемых первоочередных, т.е. приоритетных в новых экономических условиях. При этом особое место в указанной системе мер долж-
1 www.gks.ru,http://epp.eurostat.ec.europa.eu
2 www.finmarket.ru
3 В настоящее время упрощенную систему налогообложения применяют организации и индивидуальные предприниматели, чьи годовые доходы не превышают 60 млн.руб.
4 www.nalog.ru
ны занимать комплексность, непротиворечивость, научное обоснование взаимодополняющих мер.
Как уже отмечалось, особое внимание должно быть уделено сохранению имеющихся субъектов малого и среднего бизнеса и их развитию, как наиболее гибкой и мобильной форме капитала с особой ролью в структурной перестройке местных рынков в направлении их наполнения жизненно необходимыми отечественными товарами и услугами. Это позволяет обеспечивать выживание миллионам россиян, отдельных предприятий, в том числе градообразующих, а также населенных пунктов, что должно быть одним из важнейших стратегических приоритетов современной экономической политики России, в основе которой - политика импортозамещения.
Серьезной корректировке, по-нашему мнению, должна быть подвергнута инновационная политика государства, несмотря на то, что в последние годы инвестиционный процесс несколько активизировался, но довольно часто он не имеет инновационной направленности, предполагающей активизацию использования наряду с материальными и нематериальных ресурсов, что позволит в значительной мере ускорить развитие экономики государства. Низкий уровень инновационной направленности инвестиционной политики государства подтверждают данные Всемирного банка, согласно которым по индексу развития инновационной экономики (экономики знаний) Россия занимает 55-е место из 145 обследованных стран 1.
В ходе корректировки инвестиционной политики государства в условиях действия экономических санкций и необходимости решения в этой связи задачи импортозамещения на первоначальном этапе необходимо определить реальный инвестиционный потенциал государства и регионов с оценкой их инвестиционного климата и инвестиционной активности, существующие инвестиционные риски, а также качество и достаточность регламентирующей эти процессы нормативной законодательной базы.
В рамках корректировки инвестиционной политики необходим пересмотр применяемых практических инструментов, в том числе деление нематериальных ресурсов, требующих приоритетного развития, корректировка программ повышения инвестиционной привлекательности субъектов
экономики, разработка программ обучения госслужащих с целью обновления теоретических знаний, практических навыков, развития их компетенций, разработка систем по управлению знаниями с целью повышения качества и результативности принимаемых решений.
В ходе корректировки инвестиционной политики государства при решении проблемы повышения инвестиционной привлекательности российской экономики необходимо учитывать негативные последствия полученного в этой области опыта. Так, с целью привлечения иностранных инвестиций и стимулирования этого процесса разрешалось создание предприятий со 100% иностранным капиталом, в то время как в Китае, например, иностранное инвестирование возможно только путем создания совместных предприятий, в которых китайскому бизнесу принадлежит не менее 50%.
В нашем случае иностранным инвесторам отдавалось предпочтение в сферах, привлекательных также и для российского бизнеса. Кроме этого иностранные инвестиции не привели к формированию внутренней компетенции предприятий, которые открывались без передачи соответствующих технологий, для реализации некоторых операций, например, конечной сборки автомобиля, а не полного цикла по его производству.
С учетом негативного опыта в инвестиционной сфере России в настоящее время необходимо создавать условия привлекательности российских проектов для российских инвесторов, что становится фактором выживания для отечественной экономики.
В рамках решения рассматриваемой задачи своевременным представляется установление законодательного требования уплаты налогов в бюджет России компаний, зарегистрированных в оффшорах.
Проанализировав некоторые из множества проблем российской экономики современного этапа, рассмотрев возможные направления их решения, считаем целесообразным в рамках решения указанных задач, усиление роли государства и формирование прогрессивной структуры экономики по следующим направлениям:! • наращивание производства в отраслях с быстрым оборотом капитала и высокой эффектив-
1 Индекс экономики знаний и его показатели в странах мира [Электронный ресурс]. - Режим доступа:ЬНр://д1тагке1.ги/гаНпд$\ knowledge-economy-¡ndex/knowledge-economy-¡ndex-¡nfo (дата обращения:21.06.2013).
ностью, обеспечивающих товарное наполнение потребительского рынка;
• производство конкурентоспособной машиностроительной продукции как основы технической реконструкции экономики;
• сохранение и увеличение занятости населения и т.д.
Список литературы
1. Индекс экономики знаний и его показатели в странах мира [Электронный ресурс]. - Режим доступа:http://gtmаrket.ru/rаt¡ngs\knowledge-economy-index/knowledge-economy-index-info (дата обращения:21.06.2013).
2. Маркина Е.В., Ряховская А.Н. Совершенствование методов государственной поддержки сельхозорганизаций России. Национални-ят аграрен сектор-елемент на европейските земеделски региони в стратегията «Европа 2020», Том 1. Свищов, 2014.
3. Ряховская А.Н. Меры социальной поддержки населения в условиях кризиса / Бедность как социальное явление: ее национальная специфика и выводы в контексте глобализации. Выпуск № 1 / под ред. Силласте Г.Г. М.: Финансовая академия при Правительстве РФ, 2010.
4. Ряховская А.Н., Халимова Н.А., Акулова Н.Г. Непрерывность обучения арбитражных управляющих - важное условие реабилитационной направленности института банкротства России: кадровый аспект. Международный форум «Интеллектуальная собственность XXI века». Сборник материалов секции «Интеллектуальная собственность в сфере образования, науки, творчества и культуры». М.: ИЭАУ, 2014.
5. Ряховская А.Н. Усиление регулирующей» функции государства в сфере ЖКХ: целесообразность и необходимость // ЖКХ. 2013. № 4.
References
1. Index of economical knowledge's and its indicators in countries of the world [electronic source] access mode: http://gtmarket.ru/ ratings\knowledge-economy-index/knowledge-economy-index-info (date of appeal)
2. Markina E.V., Ryakhovskaya A.N. Improving methods of government support of agricultural organizations in Russia. National agrarian sector-element of Europe's rural areas in the strategy «Europe 2020», Volume 1, Svishtov, 2014.
3. Ryakhovskaya A.N. Measures of social support in times of crisis / Poverty as a social phenomenon: its national identity and conclusions in the context of globalization. Issue № 1. Edited by: Sillaste GG. Finance Academy under the Government of the Russian Federation, 2010.
4. Ryakhovskaya A.N. Halimova N.A., Akulova N.G. Lifelong learning arbitration managers - an important condition for rehabilitation orientation institution of bankruptcy in Russia: personnel aspect. International Forum on «Intellectual Property XXI century». Collected materials section «Intellectual Property in the field of education, science, art and culture». M.: IEAY, 2014.
5. Ryakhovskaya A.N. Strengthening the regulatory» functions of the state in the housing sector: the desirability and necessity // Housing and communal services. 2013. number 4.