Научная статья на тему 'Государственный контроль в области оказания гуманитарной помощи как средство обеспечения информационной безопасности'

Государственный контроль в области оказания гуманитарной помощи как средство обеспечения информационной безопасности Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
181
36
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНФОРМИРОВАНИЕ / ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОНТРОЛЬ / ГУМАНИТАРНАЯ ПОМОЩЬ / КОНТРОЛЬНЫЕ ПРАВООТНОШЕНИЯ / ИНФОРМАЦИОННАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ / INFORMATION / STATE CONTROL / HUMANITARIAN ASSISTANCE / LEGAL CONTROL / INFORMATION SECURITY

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Малышева Татьяна Александровна

В статье раскрываются сущность и признаки института государственного контроля при оказании гуманитарной помощи, выявляются проблемы, влияющие на его эффективность. Кроме того, определены особенности контрольных правоотношений в области гуманитарного содействия.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Малышева Татьяна Александровна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

STATE CONTROL OF HUMANITARIAN AID AS A MEANS OF INFORMATION SECURITY

The article describes the nature and features of the of state control while providing the humanitarian aid; identifies issues that affect its efficiency. Besides, the identified features of the control relations in the field of humanitarian assistance are determined.

Текст научной работы на тему «Государственный контроль в области оказания гуманитарной помощи как средство обеспечения информационной безопасности»

ПОЛИТИЧЕСКИЕ ИНСТИТУТЫ, НАЦИОНАЛЬНЫЕ И ПОЛИТИЧЕСКИЕ ПРОЦЕССЫ И ТЕХНОЛОГИИ

УДК 342.6

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОНТРОЛЬ В ОБЛАСТИ ОКАЗАНИЯ ГУМАНИТАРНОЙ ПОМОЩИ КАК СРЕДСТВО ОБЕСПЕЧЕНИЯ ИНФОРМАЦИОННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ

STATE CONTROL OF HUMANITARIAN AID AS A MEANS OF INFORMATION SECURITY

© Малышева Татьяна Александровна

Tatiana A. Malysheva преподаватель, аспирант кафедры публичного права, Саратовский государственный социально-экономический университет.

teacher, Saratov State Socio-Economic University, Russia.

И malysheva_tatyana@list.ru

В статье раскрываются сущность и признаки института государственного контроля при оказании гуманитарной помощи, выявляются проблемы, влияющие на его эффективность. Кроме того, определены особенности контрольных правоотношений в области гуманитарного содействия.

Ключевые слова: информирование, государственный контроль, гуманитарная помощь, контрольные правоотношения, информационная безопасность.

Законодательством Российской Федерации регламентируется обеспечение различных видов безопасности [1]. Следует отметить, что термин «информационная безопасность Российской Федерации» является нормативно закреплённым и отражает «состояние защищённости национальных интересов в информационной сфере, определяющихся совокупностью сбалансированных интересов личности, общества и государства» [2]. Информационная безопасность обеспечивается во многих сферах деятельности государства, в том числе политической, финансовой, гуманитарной и т. д.

Оказание гуманитарной помощи в условиях стихийных бедствий, вооруженных конфликтов, малоимущественности граждан является распространённым процессом в мире. Необходимость данного содействия выражается в отсутствии у нуждающейся стороны возможности предоставления помощи населению самостоятельно, без привлечения общественности. Видится логичным формирование государством

The article describes the nature and features of the of state control while providing the humanitarian aid; identifies issues that affect its efficiency. Besides, the identified features of the control relations in the field of humanitarian assistance are determined.

Key words: information, state control, humanitarian assistance, legal control, information security.

наиболее благоприятных условий для притока товаров в виде гуманитарной помощи.

Обеспечение безопасности при оказании гуманитарной помощи основывается, в частности, на соблюдении и защите прав и свобод человека и гражданина, законодательства, на применении информационных, правовых и иных мер. Так, конституционное право человека и гражданина на доступ к информации реализуется, в том числе, в условиях наступления чрезвычайных ситуаций. Следует говорить о необходимости информирования пострадавшего населения об организации и проведении гуманитарных акций. Отметим, что механизм предоставления информации при оказании гуманитарной помощи нуждающимся не получил правового закрепления в национальном законодательстве.

Видится логичным использование в качестве средства обеспечения безопасности, в том числе информационной, государственного контроля, нацеленного на реализацию принципа законности. Большинство областей жизнедея-

Научно-практический журнал. ISSN 1995-5731

тельности общества подвержены контролю со стороны государства и органов и организаций, уполномоченных им на осуществление таких функций.

В сфере государственного контроля над оказанием гуманитарной помощи информационная безопасность связана с определением достоверности информации, получаемой от лиц, заинтересованных в получении содействия.

Исследуя сущность государственного контроля, можно выделить следующие признаки данного института:

- является одним из направлений государственного управления;

- регламентирован нормативно-правовыми актами;

- осуществляется уполномоченными органами;

- взаимосвязан с правовым принуждением [3, с. 8-13];

- включает проверку фактического выполнения закона или иного общеобязательного предписания, проверку путей и средств такого выполнения, принятие мер в процессе контроля для оценки и т. д. [4, с. 180].

Таким образом, обязательным атрибутом контрольного правоотношения является государственно-властный характер, а это означает, что «каждый субъект контроля обеспечивается соответствующими властными полномочиями, необходимыми для выполнения целей, поставленных перед контролем» [5, с. 18].

Оказание гуманитарной помощи контролируется отдельными органами исполнительной власти. Это обстоятельство объясняется следующими особенностями:

- во-первых, содержание данного процесса заключается в передаче иностранными донорами продовольствия, медикаментов и иных товаров первой необходимости пострадавшим в результате различных чрезвычайных ситуациях, а также малоимущим семьям;

- во-вторых, деятельность в этом направлении безвозмездна для лиц, получающих помощь, при условии её целевого использования, то есть законодательством предусматривается освобождение от уплаты таможенных и налоговых платежей;

- в-третьих, учитывая различную государственную принадлежность донора и получателя гуманитарной помощи, данный процесс включает перемещение товаров через таможенную границу Таможенного союза.

В состав контрольных правоотношений в области оказания гуманитарной помощи, как и любых правовых отношений в целом, входят следующие элементы: объект, субъекты,

субъективное право и юридическая обязанность [6, с. 516].

Объектами рассматриваемых правоотношений могут выступать:

- товары, предоставляемые в виде гуманитарной помощи (к ним относятся продовольствие, изделия медицинского назначения, и т. д.);

- документы, которые содержат сведения о гуманитарном содействии (например, копии соответствующего международного соглашения, договора, в рамках которых осуществляется ввоз товаров в благотворительных целях);

- целевое использование товаров, при котором реализуется право получателей гуманитарной помощи на льготный порядок перемещения гуманитарных грузов, то есть с полным освобождением от уплаты таможенных и налоговых платежей; соответственно при нецелевом использовании помощи подконтрольным является процесс полной уплаты всех обязательных платежей;

- соблюдение запретов и ограничений по пользованию и распоряжению гуманитарной помощи (в качестве запрета может подразумеваться их продажа; в качестве ограничений -срок годности товаров, срок действия выданных документов, подтверждающих гуманитарный характер товаров).

При определении субъектов требуется привести классификацию лиц на контролирующих и контролируемых, а также содействующих проведению контроля.

В качестве контролирующих субъектов обособляют органы государственной власти, обладающих полномочиями в области контроля при оказании гуманитарной помощи. К ним относятся:

- таможенные органы РФ и их должностные лица (проверка предоставляемых документов и сведений при первоочередном порядке помещения под таможенную процедуру согласно ст. 178 Таможенного кодекса Таможенного союза (далее - ТК ТС); таможенный осмотр и досмотр в ходе таможенной проверки с целью установления факта использования товаров в соответствии с заявленными целями - ст. 200 ТК ТС;

- Комиссия по вопросам международной гуманитарной и технической помощи при Правительстве Российской Федерации (на основании Постановления Правительства от 23 июля 2004 г. № 377 «Об утверждении Положения о Комиссии по вопросам международной гуманитарной и технической помощи при Правительстве Российской Федерации» осуществление контроля за правильностью использования гуманитарной и технической помощи (содействия) получателями помощи

(содействия) в Российской Федерации, привлекая для этого соответствующие компетентные органы);

- Министерство здравоохранения Российской Федерации (согласно Постановлению Правительства от 3 сентября 2010 г. № 675 «Об утверждении Правил ввоза на территорию Российской Федерации лекарственных препаратов, предназначенных для оказания гуманитарной помощи (содействия) или помощи при чрезвычайных ситуациях», проводит проверку полноты и достоверности сведений, содержащихся в представленных заявителем документах при оформлении разрешения на ввоз лекарственных препаратов, предназначенных для оказания гуманитарной помощи);

Контролируемыми субъектами являются лица, получающие гуманитарную помощь на территории Российской Федерации. Получателями данных товаров, согласно Постановлению Правительства РФ от 4 декабря 2008 г. № 1335 «Об утверждении Порядка оказания гуманитарной помощи (содействия) Российской Федерации», могут выступать: Российская Федерация, её субъекты, органы государственной власти, местного самоуправления, юридические и физические лица. Получателям гуманитарной помощи вменяется в обязанность оформление удостоверения, подтверждающего гуманитарный характер грузов, в Комиссии по вопросам международной гуманитарной и технической помощи при Правительстве Российской Федерации; использование товаров в обозначенных целях; обеспечение учёта, хранения и распределения товаров, в рамках гуманитарной акции; уплата в бюджеты всех уровней налогов и других обязательных платежей, а также начисленных на них пеней и штрафов по действующим ставкам.

К лицам, содействующим проведению контроля, в частности в области таможенного дела, относят специалистов, понятых, экспертов и т. д.

Таким образом, деятельность контролирующих органов направлена на подтверждение достоверности сведений при оформлении гуманитарных грузов, использование получателями товаров по назначению, а также на выявление фактов нецелевого их использования и своевременное и полноразмерное пополнение бюджетов при выявлении нарушений. Правоотношения, связанные с перемещением товаров через таможенную границу Таможенного союза, регулируются таможенным законодательством, за соблюдение которого несут ответственность таможенные органы, призванные реализовать, в частности, правоохранительную и фискальную функции. Финансовая направленность госу-

Научно-практический журнал. ISSN 1995-5731

дарственного контроля в области оказания гуманитарной помощи является основополагающей. Следует говорить об осуществлении финансового контроля в области таможенного дела, целями которого являются: «соблюдение законности, достижение правопорядка, обеспечение эффективности использования финансовых ресурсов государства, укрепление финансовой дисциплины в таможенной сфере» [7, с. 17].

Следует отметить, что государственный контроль направлен на защиту интересов государства, обеспечение его общественной безопасности. Так, в области оказания гуманитарной помощи, с одной стороны, в законодательстве РФ заложены условия, благоприятствующие притоку товаров для гуманитарных целей, путём предоставления их получателям таможенных и налоговых льгот. С другой стороны, предусматриваются меры по защите финансовых интересов государства в виде санкций за нецелевое использование получателями товаров. При этом проводимый государственный контроль в секторе оформления гуманитарной помощи видится весьма жёстким, сдерживающим получателей во времени. В то же время контроль над качеством перемещаемых товаров является оправданным.

Таким образом, обеспечение безопасности в процессе оказания гуманитарной помощи может осуществляться посредством информирования пострадавшего населения при чрезвычайной ситуации. Данный механизм нормативно не урегулирован и требует правового закрепления в национальном законодательстве.

В качестве меры обеспечения информационной безопасности рассматривается государственный контроль, включающий в себя правоотношения в рамках таможенного, финансового контроля. Проведение контрольных мероприятий осуществляется с целью установления достоверности сведений, предоставляемых участниками гуманитарного содействия. Представляется логичным процесс разработки и внедрения комплекса контрольных мер, направленных на совершенствование правового регулирования в области гуманитарной помощи. Целесообразно принятие нормативно-правового акта, регулирующего основы взаимодействия контролирующих органов над гуманитарными акциями. Данная мера позволит упростить, ускорить процедуру оформления данных товаров, а также повысит эффективность государственного контроля.

Материалы поступили в редакцию 29.03.2013 г.

Библиографический список (References)

1. Российская Федерация. Законы. О безопасности : федеральный закон № 390-ФЗ : [принят 28 декабря 2010 г.] // Собрание законодательства Российской Федерации. 2011. № 1. ISSN 1560-0580.

2. Доктрина информационной безопасности Российской Федерации : утв. Президентом РФ 9 сентября 2000 г. № Пр-1895 / / Российская газета. 2000. 28 сент.

3. Бакаева О. Ю. Государственный контроль и надзор как юридические категории / О. Ю. Бакаева, И. В. Мильшина // межвуз. науч. сб. «Государственный контроль и надзор: актуальные правовые проблемы» / под общ. ред. О. Ю. Бакаевой. Саратов : СГСЭУ, 2012. С. 3-21. ISBN 978-5-4345-0129-3.

4. Манохин В. М. Российское административное право : учеб. пособие / В. М. Манохин, Ю. С. Адушкин. Саратов : СГАП, 2000. 416 с. ISBN 5-7924-0143-8.

5. Погодина Н. А. Таможенный досмотр товаров и транспортных средств как форма таможенного контроля (правовой аспект) : дис. ... канд. юрид. наук : 12.00.14. Саратов, 2010.

6. Матузов Н. И. Теория государства и права : курс лекций / Н. Матузов, А. Малько. М. : Юристъ, 2001. 767 с. ISBN 5-7975-0269.

7. Литвинова Ю. М. Финансовый контроль в области таможенного дела: проблемы правового регулирования и правоприменения : дис. . канд. юрид. наук : 12.00.14. Саратов, 2011.

1. (2011) Federal Law «About Security» № 390-FZ. Sobranie zakonodatel'stva Rossijskoj Federacii. No 1. ISSN 1560-0580.

2. (2000) Information Security Doctrine of the Russian Federation. Rossijskaja gazeta, 28 September.

3. Bakaeva O. Yu., Mil'shina I. V. (2012) State Control and Supervision as a Legal Category. Mezhvuz. nauch. sb. «Gosudarstvennyj kontrol' i nadzor: aktual'nye pravovye problemy», Saratov, SGSEU, pp. 3-21. ISBN 978-5-43450129-3.

4. Manohin V. M., Adushkin Yu. S. (2000) Russian Administrative Law. Saratov, SGAP, 416 p. ISBN 5-7924-0143-8.

5. Pogodina N. A. (2010) Customs Inspection of Goods and Vehicles as a Form of Customs Control (Aspect). Dis.... kand.jurid. nauk: 12.00.14. Saratov.

6. Matuzov N. I., Mal'ko A. (2001) Theory of Law. Moscow, Jurist, 767 p. ISBN 5-7975-0269.

7. Litvinova Yu. M. (2011) Financial Control in the Field of Customs Affairs: Problems of Legal Regulation and Enforcement. Dis. ... kand. jurid. nauk: 12.00.14. Saratov.

Саратовский государственный социально-экономический университет предлагает обучение в магистратуре — новой форме элитного образования для:

- выпускников бакалавриата и специалитета;

- желающих получить второе высшее образование.

Оптимальные сроки и удобные графики обучения:

- очная форма - 2 года (4 дня в неделю в вечернее время, возможность совмещать с работой и учёбой);

- заочная форма - 2,5 года (2 сессии в год).

Направления подготовки:

- экономика;

- финансы и кредит;

- менеджмент;

- управление персоналом;

- бизнес-информатика;

- социология;

- государственное и муниципальное управление.

Тел. деканата факультета магистратуры: (8452) 211-728

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.