Научная статья на тему 'Государственный финансовый контроль'

Государственный финансовый контроль Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
2211
249
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Journal of new economy
ВАК
Область наук

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Измоденов Андрей Константинович

Анализируются теоретические и практические вопросы становления и развития государственного финансового контроля на территории Российской Федерации. Исследуются теоретические положения сущности финансового контроля, государственного и муниципального контроля.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The state financial control

The theoretical and practical questions of making and development state financial control in Russian Federation are analysed. The theoretical positions of financial control essence, state and municipal control are examined in the article.

Текст научной работы на тему «Государственный финансовый контроль»

Андрей Константинович Измоденов

Председатель Счетной палаты Свердловской области

Г осударственный финансовый контроль

Обусловленное известными историческими событиями глобальное качественное отставание России объективно вызвало необходимость проведения реформ во всех сферах государственной деятельности. В процессе проведения политической реформы произошло разделение государственной власти на три ветви - законодательную, исполнительную и судебную. В ходе реформы имущественных отношений возник класс собственников, что потенциально создает необходимые условия для увеличения экономической эффективности использования собственности. Административная реформа ставит целью повышение эффективности работы государственного аппарата и, в конечном счете, функционирования всей системы государственной власти и управления государственным сектором. Реформирование налоговой системы в какой-то степени позволило решить двуединую задачу - облегчить налоговую нагрузку на производителей и в то же время получить достаточные источники доходной части консолидированного бюджета государства. Реформа местного самоуправления, межбюджетных отношений и, наконец, реформирование бюджетного процесса с внедрением бюджетирования по результатам - все эти меры призваны повысить эффективность экономики, вывести государство на новый уровень политических и экономических отношений.

В этой ситуации состояние государственного контроля должно быть адекватно происходящим процессам. Недооценка роли государственного контроля как одной из функций государственного управления, и в первую очередь государственного регулирования экономических процессов, значительно снижает эффективность этих управляющих воздействий. Следует заметить, что переход к цивилизованным рыночным отношениям естественным образом сужает сферу непосредственного государственного управления экономическими процессами, обусловливает переход к опосредованному государственному регулированию. Адекватные изменения неизбежно должны претерпеть подходы к организации государственного контроля. Однако государственный контроль как функция российского государственного управления исследован недостаточно: «в нашей стране ни среди политических элит, ни в рамках гражданского общества не существует общепринятых представлений о роли и предназначении государственного контроля в государственном управлении демократической России. Следствием этого является отсутствие общеприня-

тых целей, а также единообразных принципов и методов при осуществлении контроля» [8. С. 78]. Несмотря на немалое количество теоретических разработок в области государственного контроля, тема эта остается недостаточно исследованной, а российское законодательство в этой сфере не отвечает требованиям времени. Следует более внимательно рассмотреть роль и место государственного контроля во всех его проявлениях, чтобы активно использовать его и как элемент, и как функцию государственного управления, и, в качестве обратной связи, как самостоятельный управленческий процесс, и как инструмент в руках государства, способный выявить и устранить нарушения законности.

Необходимость преобразования российской системы государственного управления обусловлена изменением факторов, определяющих на современном этапе особенности развития социально-экономической системы, в том числе состояния ее элементов и форм их взаимодействия. Являясь способом согласования векторов (тенденций) развития этих элементов, система государственного управления должна изменяться адекватно их состоянию. В противном случае она не сможет выполнить основную системную задачу - обеспечение взаимодействия базовых элементов с минимальным ущербом для каждого из них и максимальной выгодой для социально-экономической системы в целом. Решение такой системной задачи невозможно без выполнения функции координации, важнейшей составляющей которой является обеспечение управляющего элемента адекватной экспертно-аналитической информацией о состоянии системы и ее элементов, полученной в результате наблюдения и контроля.

Для получения информации, организации управляющего воздействия и защиты граждан государство осуществляет технический, экономический, хозяйственный, административный, экологический, финансовый контроль [7. С. 14].

Автор придерживается следующей точки зрения: контроль является частью управления, а финансовый контроль является элементом (частью) системы управления финансами [11. С. 126-127].

Ю.М. Воронин пишет: «Финансовый контроль проявляется через деятельность органов финансового контроля, осуществляющих государственный, внутрихозяйственный и независимый от властных органов и субъектов хозяйствования контроль (аудит)» [3. С. 34].

Н.Д. Погосян считает, что «контроль в сфере финансов можно определить как совокупность регулярных и непрерывных процессов, посредством которых их участники в легитимной форме обеспечивают эффективное функционирование государственного сектора, а также деятельность иных хозяйствующих субъектов независимо от форм собственности» [5. С. 109].

Расширительную трактовку финансового контроля дает авторский коллектив под руководством В.М. Родионовой: «Финансовый контроль - это совокупность действий и операций по проверке финансовых и связанных с ними вопросов деятельности субъектов хозяйствования и управления с применением специфических форм и методов организации» [10. С. 87].

Существуют и другие емкие определения: «Финансовый контроль -контроль за ведением финансовой документации, ее соответствием установ-

ленным нормам и правилам; контроль за соблюдением законов и нормативных актов при осуществлении финансовых операций, сделок юридическими и физическими лицами» [6. С. 368]. Или: «Финансовый контроль - это форма проявления стоимостного контроля» [12. С. 154].

Ю.М. Воронин справедливо отмечает: «Содержательная составляющая финансового контроля исходя из сущности финансов и сущности контроля состоит в выявлении законности и целесообразности мобилизации финансовых и материальных (в денежной форме) ресурсов в процессе реализации экономической политики; создание необходимой обратной связи, позволяющей оценить, насколько эффективно использованы ресурсы для достижения поставленной цели (экономического роста, снижения инфляции, ускорения научно-технического прогресса и т.д.), отклонения от целевой функции» [3. С. 34].

На основании вышеизложенного можно утверждать, что при определении сущности финансового контроля основными критериями являются: стоимостные (денежные) отношения; объектом финансового контроля является (может являться) весь воспроизводственный процесс деятельности различных экономических субъектов (государства, территориальных административных образований, хозяйствующих субъектов и физических лиц) через существование стоимостных (денежных) отношений; субъектами финансового контроля являются (могут являться) государство, территориальные административные образования, хозяйствующие субъекты.

Таким образом, финансовый контроль в той или иной мере могут осуществлять все экономические субъекты, только формы взаимодействия экономических субъектов будут различными.

Э.А. Вознесенский определял финансовый контроль как «деятельность государственных и общественных органов, состоящую в проверке обоснованности процессов формирования и использования централизованных и децентрализованных денежных фондов в целях соблюдения плановых пропорций в расширенном социалистическом воспроизводстве» [2. С. 36].

«Финансовый контроль» - понятие более широкое по отношению к понятию «государственный финансовый контроль». В то же время, по мнению автора, государственный финансовый контроль является частью финансового контроля, поскольку он не будет включать финансовый контроль, осуществляемый самостоятельно хозяйствующими субъектами внутри своей деятельности.

Определяющим в понятии «государственный финансовый контроль», по мнению автора, является именно государство и движение финансовых и материальных (в стоимостном выражении) ресурсов. Поэтому нельзя согласиться со следующим определением Ю.М. Воронина: «государственный финансовый контроль - экономические отношения по поводу формирования и эффективного использования государственных финансовых ресурсов и государственной собственности, проявляющиеся в деятельности регулируемых правовыми нормами субъектов финансовых правоотношений (органов государственной власти, местного самоуправления и созданных ими структур) по контролю за поступлением, движением и расходованием государственных

(и муниципальных) финансовых средств и государственной (и муниципальной) собственности» [3. С. 50].

В конкретном случае Ю.М. Воронин свел государственный финансовый контроль к экономическим отношениям субъектов финансовых правоотношений по контролю за государственными (и муниципальными) финансовыми ресурсами и государственной (и муниципальной) собственностью. В то же время, как уже отмечалось ранее, финансам присуща контрольная функция, которая выражается не только в деятельности контролирующих органов.

В.В. Бурцев рассматривает государственный финансовый контроль как явление, значение которого в широком смысле состоит в формировании полной и объективной картины о государственных финансовых потоках. Государственный финансовый контроль позволяет оценивать финансовую систему в ее динамике, используя финансовые потоки «как агрегированный объект ... в двух основных аспектах:

1) с точки зрения субъектов хозяйственных отношений (операций) с участием государства;

2) с точки зрения видов хозяйственных отношений с участием государства» [1. С. 15].

Нельзя согласиться с определением А.В. Филиппова: «Государственный финансовый контроль - часть финансового контроля, установленная законодательством деятельность органов государственной власти и управления всех уровней и специальных органов по проверке законности и целесообразности действий в сфере формирования, распределения и использования денежных фондов государства и органов местного самоуправления, а также предприятий и организаций различных организационно-правовых форм» [9. С. 10]. В конкретном случае автор выделяет и государственные, и негосударственные денежные средства, причем последние касаются только хозяйствующих субъектов.

Контрольная функция финансов проявляется, как уже отмечалось ранее, в «перераспределении стоимости общественного продукта и распределении его» [2. С. 124]. Таким образом, контрольная финансовая функция государства проявляется в отношении всех хозяйствующих субъектов.

Отличие финансового контроля от государственного финансового контроля, по мнению автора, заключается в следующем:

финансовый контроль включает контроль, осуществляемый самостоятельно хозяйствующими субъектами различных организационно-правовых форм, а государственный финансовый контроль в части деятельности данных хозяйствующих субъектов будет ограничен только в части обоснованности движения денежных средств государства (налоги и расходование государственных средств, если таковые через предприятие проходят);

через государственный финансовый контроль осуществляется организующая деятельность государства, связанная с практическим использованием финансов - части экономической политики государства;

государственный финансовый контроль будет включать как прямое, так и косвенное регулирование государством определенных денежных отношений.

Таким образом, государственный финансовый контроль - понятие, включающее деятельность государства по прямому и косвенному регулиро-

ванию финансовых отношений в обществе, которая реализуется через субъекты финансовых правоотношений.

В Лимской декларации руководящих принципов контроля, принятой в октябре 1977 г. на К конгрессе Международной организации высших органов государственного контроля, указано, что организация государственного финансового контроля - это обязательный элемент управления, который влечет за собой ответственность перед обществом [4]. Основными принципами, изложенными в Лимской декларации, являются: законность, независимость, объективность, ответственность, гласность, системность.

Сущность государственного финансового контроля, по мнению автора настоящей работы, проявляется в контрольной функции финансов за образованием и использованием централизованных и децентрализованных денежных средств.

Литература

1. Бурцев В.В. Организация системы государственного финансового контроля в Российской Федерации: теория и практика. М.: Дашков и К°, 2002.

2. Вознесенский Э.А. Финансы как стоимостная категория. М.: Финансы и статистика, 1985.

3. Воронин Ю.М. Государственный финансовый контроль: вопросы теории и практики. М.: Финансовый контроль, 2005.

4. Лимская декларация руководящих принципов контроля // Правовое регулирование государственного финансового контроля в зарубежных странах. М.: Прометей, 1988.

5. Погосян Н.Д. Счетная палата Российской Федерации. М.: Юристъ,

1998.

6. Райзберг Б.А., Лозовский Л.Ш., Стародубцева Е.Б. Современный экономический словарь. 2-е изд., испр. М.: ИНФРА-М, 1999.

7. Ревизия и контроль: учеб. пособие / М.В. Мельник, А.С. Пантелеев, А.Л. Звездин; под ред. М.В. Мельник. 2-е изд., стер. - М.: КНОРУС, 2006.

8. Степашин С.В., Двуреченских В.А., Чегринец Е.А., Чернавин Ю.А. Власть - Демократия - Контроль. М.: Финансовый контроль, 2005.

9. Филиппов А.В. Финансовый контроль за расходованием средств федерального бюджета в условиях казначейского исполнения: дис. . канд. экон. наук. Екатеринбург, 2001.

10. Финансы / В.М. Родионова, Ю.Я. Вавилова, Л.И. Гончаренко и др.; под ред. В.М. Родионовой. М.: Финансы и статистика, 1994.

11. Финансы и кредит: учебник / А.Ю. Казак и др.; под ред. А.Ю. Казака. Екатеринбург: АОЗТ Изд. дом «Ява», 1996.

12. Финансы и кредит субъектов Российской Федерации: учебник / Л.И. Сергеев, А.Н. Соколов, В.П. Жданов, А.Г. Мнацаканян и др.; под ред. Л.И. Сергеева. Калининград: Балтийский институт экономики и финансов,

1999.

■к -к -к -к -к

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.