Научная статья на тему 'Государственные долговые обязательства Российской Федерации на внутреннем рынке в постсоветский период'

Государственные долговые обязательства Российской Федерации на внутреннем рынке в постсоветский период Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
268
80
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГОСУДАРСТВЕННЫЕ ДОЛГОВЫЕ ОБЯЗАТЕЛЬСТВА / ОБЛИГАЦИИ ВНУТРЕННЕГО ВАЛЮТНОГО ЗАЙМА / ПРИВАТИЗАЦИОННЫЙ ЧЕК / КАЗНАЧЕЙСКИЕ ОБЯЗАТЕЛЬСТВА / ЗОЛОТЫЕ СЕРТИФИКАТЫ / ГОСУДАРСТВЕННЫЕ КРАТКОСРОЧНЫЕ ОБЛИГАЦИИ / ОБЛИГАЦИИ ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАЙМА / ОБЛИГАЦИИ ГОСУДАРСТВЕННОГО СБЕРЕГАТЕЛЬНОГО ЗАЙМА / ГОСУДАРСТВЕННЫЕ СБЕРЕГАТЕЛЬНЫЕ ОБЛИГАЦИИ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Ануфриенко М. С.

В статье рассматривается рынок государственных внутренних заимствований Российской Федерации в постсоветский период. Дана классификация государственных ценных бумаг: их характеристики, особенности обращения на первичном и вторичном рынках, доля в государственном внутреннем долге.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Государственные долговые обязательства Российской Федерации на внутреннем рынке в постсоветский период»

ГОСУДАРСТВЕННЫЕ ДОЛГОВЫЕ ОБЯЗАТЕЛЬСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ НА ВНУТРЕННЕМ РЫНКЕ В ПОСТСОВЕТСКИЙ ПЕРИОД

© Ануфриенко М.С.*

Пятигорский государственный лингвистический университет, г. Пятигорск

В статье рассматривается рынок государственных внутренних заимствований Российской Федерации в постсоветский период. Дана классификация государственных ценных бумаг: их характеристики, особенности обращения на первичном и вторичном рынках, доля в государственном внутреннем долге.

Ключевые слова государственные долговые обязательства, облигации внутреннего валютного займа, приватизационный чек, казначейские обязательства, золотые сертификаты, государственные краткосрочные облигации, облигации федерального займа, облигации государственного сберегательного займа, государственные сберегательные облигации.

Современный этап развития фондового рынка России начал формироваться с распадом Советского Союза и появлением на нем негосударственных эмитентов, а так же диверсификацией обращаемых ценных бумаг. Развитие и трансформация рынка напрямую зависела от складывающейся конъюнктуры, динамики макроэкономических показателей, и что важно ситуацией в реальном секторе экономики.

Непосредственно государственный сектор ценных бумаг следует рассматривать сквозь появление, развитие и исчезновение конкретных финансовых инструментов фондового рынка. Именно исчезновение многих государственных ценных бумаг явилось отличительной чертой российского фондового рынка в начале его становления и развития в 90-х гг. прошлого века.

Рассмотрим непосредственно все виды государственных ценных бумаг Российской Федерации, которые обращались на первичном и вторичном рынках, и которые сегодня остаются в обращении. Некоторые долговые обязательства были выпущены разово для решения конкретной задачи. К числу таковых следует отнести облигации внутреннего валютного займа (ОВВЗ) и приватизационные чеки (ваучеры).

Облигации внутреннего валютного займа были выпущены 14 мая 1993 г. с целью погашения внутреннего валютного долга, который образовался в связи с банкротством Внешэкономбанка СССР. В результате банкротства банка на его счетах оказались замороженными средства клиентов и вклад-

Аспирант кафедры Экономической теории.

132 ЭКОНОМИКА И УПРАВЛЕНИЕ: АНАЛИЗ ТЕНДЕНЦИИ И ПЕРСПЕКТИВ РАЗВИТИЯ

чиков. Государство решением об эмиссии данных ценных бумаг гарантировало возврат денежных средств населению. Выпуск ОВВЗ был нацелен главным образом на иностранных инвесторов, и был выражен в иностранной валюте - долларах США. Облигации выпускались номиналом в 1, 10 и 100 тысяч долларов. В действующем сегодня законодательстве России, регулирующем функционирование фондового рынка, обозначено, что государственные и муниципальные ценные бумаги, составляющие внутренний долг должны быть выражены в валюте Российской Федерации, которой является рубль (п. 1 статьи 6 Федерального закона № 136 «Об особенностях эмиссии и обращения государственных и муниципальных ценных бумаг») [2].

Следует отметить, что данный выпуск делился на 5 траншей со сроками погашения 1 год, 3 года, 6, 10 и 15 лет. Облигации были выпущены в наличной форме на предъявителя с постоянным купонным доходом 3 % годовых [6].

Другим видом государственных ценных бумаг целевого назначения являются приватизационные чеки, получившие неофициальное название среди населения - ваучеры. Данный вид ценных бумаг был предназначен для разгосударствления и передачи в частную собственность государственных и муниципальных предприятий, и выпускался с января 1992 г. по январь 1993 г. Приватизационные чеки имели ограниченный срок действия, в течение которого они принимались в уплату за приватизируемые предприятия. По окончании данного срока они теряли свою ценность. Согласно данной программе каждый гражданин должен был получить часть государственного имущества, став акционером какого-либо предприятия. Номинал приватизационного чека составлял 10 000 р. Данная цифра получилась в результате деления стоимостного выражения государственной собственности на число граждан России. Однако в ходе процесса приватизации большинство населения было обмануто. Что ухудшило и без того негативное отношение населения к государственным ценным бумагам.

Некоторые российские заемные обязательства не получили своего развития и распространения или прекратили обращение в связи с конъюнктурными изменениями российского рынка. К числу таковых относятся казначейские обязательства, золотые сертификаты и облигации государственного сберегательного займа.

Казначейские обязательства (КО) - вид ценных бумаг Российской Федерации, выпущенный в обращение в связи с государственной задолженностью перед предприятиями. Данная ситуация сложилась в нашей стране к началу 1994 г., и по мнению экспертов долг государства по федеральным программам, государственному заказу и государственным закупкам, порождал долг предприятий друг перед другом в размере 200-300 % от государственного долга. Исходя из сложившихся условий правительство страны нашло выход в без эмиссионном погашении долга, обмене его на государственные облигации. Казначейские обязательства выпускались в бездокумен-

Финансовые рынки и инвестиции

133

тарной форме в виде записей на счетах депо в уполномоченных депозитариях. Выпуск осуществлялся сериями, которым присваивался код, состоящий из семи разрядов. Первый разряд номера - буквы русского алфавита, указывающей на отрасль народного хозяйства, четыре последующие цифры указывали дату выпуска: день и месяц, и последние две цифры - порядковый номер серии. Первыми держателями КО являлись федеральные министерства и ведомства, которые распределяли их среди предприятий своей отрасли. Передача Казначейских обязательств осуществлялась с помощью индоссаментов, минимальное число которых устанавливалось для каждой отдельной серии. После прохождения всех установленных лимитов передачи прав собственности, ценная бумаг могла свободно обращаться на вторичном рынке.

Владелец казначейского обязательства мог выполнять с ним следующие действия: погасить кредиторскую задолженность, передать в виде залога под выдачу кредита, обменять на налоговые освобождения, продать третьим лицам, либо получить процент за срок обращения и номинальную стоимость при погашении данного долгового обязательства эмитентом. Однако под давлением Международного валютного фонда, не признававшего казначейские обязательства Российской Федерации ценной бумагой из-за их высокой доходности, которая доходила до 40 % в год, выпуск данных инструментов был прекращен уже в следующем 1995 г. [3].

Золотые сертификаты - именные ценные бумаги, выпускавшиеся министерством финансов России, обеспеченные золотом 0,9999 пробы. Один сертификат был эквивалентен 10 килограммам золота. На первичном рынке размещение осуществлялось среди уполномоченных банков. Далее банки могли свободно продавать сертификаты на вторичных торгах на внебиржевом рынке российским и иностранным инвесторам, включая физических лиц. Исходя из того что номинальная стоимость ценной бумаги была достаточно большой банкам разрешалось дробление сертификатов на части, с установленным минимальным лимитом 100 г. золота. Дробление производилось одним из двух способов. В первом случае банк продавал один сертификат нескольким инвесторам, которые владели им на правах долевой собственности. Во втором случае банк дробил сертификат на доли и на основании этого выпускал собственные облигации, которые приобретали инвесторы. По золотым сертификатам была гарантирована годовая доходность на уровне трехмесячной ставки ЛИБОР (Лондонский межбанковский рынок депозитов) по долларам США, плюс 3 %. Выплаты производились ежеквартально, на их величину влияли колебания цен на золото и курса рубля к доллару.

Следует отметить, что золотые сертификаты были важным элементом в системе государственных ценных бумаг. Это был первый вид ценных бумаг, учитывающий изменение рыночной конъюнктуры: ставкам ЛИБОР, ценам золота, курсу рубля; а так же подтвержденным твердыми активами. Однако

134 ЭКОНОМИКА И УПРАВЛЕНИЕ: АНАЛИЗ ТЕНДЕНЦИИ И ПЕРСПЕКТИВ РАЗВИТИЯ

золотые сертификаты не получили своего развития. Инвесторы считали рынок золотых активов менее привлекательным с точки зрения доходности по отношению к другим инструментам фондового рынка. Плюс номинальная стоимость сертификата была очень высокой. За весь 1993 г. было продано только 10 % всей суммы эмиссии. Основными покупателями золотых сертификатов являлись крупные финансовые учреждения, такие как банки «Менатеп», «Российский кредит», «Промстройбанк», а также «АвтоВАЗ» [6].

Облигации государственного сберегательного займа (ОГСЗ) - государственные именные купонные облигации, выпускавшиеся в документарной форме. Причиной выпуска облигаций в сентябре 1995 г. послужила необходимость расширения участников вторичного рынка государственных заимствований путем привлечения средств частных инвесторов. В тот период на рынке сложилась следующая ситуация. На вторичного рынке государственных облигаций и облигаций федерального займа, о которых речь пойдет дальше, действовали, в основном, дилеры, приобретающие облигации на первичном рынке, и крупные инвесторы. Данные игроки, являясь крупными вкладчиками, продавали большие портфели облигаций, что не позволяло мелким инвесторам с незначительными портфелями вкладывать деньги в государственные облигации. А так как государство было заинтересовано в привлечении свободных денежных средств населения, в обращение поступили ОГСЗ. Первичное размещение ОГСЗ осуществлялось Минфином по средствам аукциона среди уполномоченных банков. Которые в свою очередь были обязаны распродать не менее 90 % всех купленных облигаций в период не более 60 дней со дня приобретения, причем 60 % за наличный расчет. Данные облигации выпускались сроком на один или два года. В связи с расширением рынка ОФЗ, и увеличением сроков до погашения облигаций, большим процентом прибыли и большей ликвидностью по ним по сравнению с ОГСЗ, государство прекратило выпуск последних в 1998 г. [8].

Наиболее распространенные и занимающие большую часть рынка государственных долговых обязательств Российской Федерации являются государственные краткосрочные облигации (ГКО) и облигации федерального займа (ОФЗ), которые имеют множество сходных характеристик и сводятся специалистами в единый рынок.

На раннем этапе становления российского фондового рынка в начале 90-х. годов с целью погашения дефицита государственного бюджета в обращение были выпущены государственные краткосрочные облигации, имеющие срок обращения до 1 года. Данный вид ценных бумаг является бескупонным, доходность по нему представлена дисконтом - разницей между ценой покупки и номиналом, выпускается в бездокументарной форме с обязательным централизованным хранением. Данные о ценной бумаге и ее владельце находятся на специальных счетах депо в реестрах или депозитариях. С декабря 2012 г. такой организацией является центральный депозитарий.

Финансовые рынки и инвестиции

135

Первый выпуск ГКО состоялся в 1993 г. Вначале выпускались в обращение облигации с малым сроком погашения: 3 и 6 месяцев. Это было напрямую связано с серьезными проблемами в реальном секторе экономики страны, нестабильностью основных макроэкономических показателей, в первую очередь большие темпы инфляции, обесценивание стоимости рубля и др. Что снижало рейтинг кредитоспособности российского государства в среднесрочной перспективе и повышало риски для инвестиций на более длительный срок. С постепенным выходом из кризиса и стабилизации российской экономики, появилась возможность выпуска ГКО сроком на 1 год и выводом из обращения 3 и 6-месячных выпусков. Полностью выпуски ГКО были прекращены министерством финансов в 2004 г. В соответствии с положениями долговой концепции Российской Федерации на 2014-2015 гг., выпуск краткосрочных облигаций допускается как крайняя мера, в связи с неблагоприятными изменениями рыночной конъюнктуры [5].

Такая ситуация может возникнуть уже в 2015 г., говорится в заявлении помощника министра финансов РФ Светланы Никитиной, сделанное 25 ноября 2014 г. Минфин может прибегнут к выпуску ГКО не более двух-трех раз в год. Так же Никитина добавила, что новые ГКО будут отличаться от облигаций 90-х гг., однако не пояснила чем именно. В действительности возвращение к краткосрочным государственным заимствованиям может произойти уже в этом году, данная мера будет вызвана дефицитом федерального бюджета, возникшим вследствие падения цен на нефть [9].

Отличительной особенностью ГКО являлась их привлекательность как на первичном так и на вторичном рынках капитала. Первичное размещение облигаций проходило в рамках аукциона, проводимого Центральным Банком России по поручению Минфина. К торгам допускались профессиональные участники рынка - дилеры, имеющие соответствующие соглашения с Центробанком на осуществление такой деятельности. Дилеры могли подавать заявки на приобретение от своего имени по собственным расчетам и на собственные активы, и могли подавать заявки так же от своего имени, по запросам инвесторов и за их счет. На вторичном рынке ГКО обращались в рамках торговой системы на Московской межбанковской валютной бирже (ММВБ) [10].

Рынок ГКО тесно связан с рынком облигаций федерального займа (ОФЗ), которые явились своего рода продолжение развития ГКО на фондовом рынке. Данные ценные бумаги рассчитаны на обращение в среднесрочной и долгосрочной перспективе, что делает облигации более конкурентоспособными перед ГКО, имеющими срок обращения до года. Но данное преимущество связано со стабильностью экономики. По состоянию на декабрь 2014 г. рынок ОФЗ занимал 82 % внутреннего долга Российской Федерации. ОФЗ в отличие от ГКО являются купонными ценными бумагами, доход по ним представлен ежеквартальной выплатой процента и при погашении ценной бумаги, выплатой ее номинала. ОФЗ выпускаются в бездокументарной

136 ЭКОНОМИКА И УПРАВЛЕНИЕ: АНАЛИЗ ТЕНДЕНЦИИ И ПЕРСПЕКТИВ РАЗВИТИЯ

форме с обязательным централизованным хранением и являются именными ценными бумагами. На сегодняшний день рынок ОФЗ достаточно диверсифицирован и представлен целым рядом облигаций, имеющих отличия друг от друга [10].

Облигации федерального займа с переменным купонным доходом (ОФЗ-ПК). Облигации имеют переменную ставку купонного процента, который может изменятся в зависимости от изменения макроэкономических показателей, например: уровня инфляции, изменения валютного курса и др. Этот вид долговых заимствований может нести меньшие риски как для эмитента так и для инвестора, при нестабильной рыночной ситуации. Сегодня на долю рынка ОФЗ-ПК приходится менее 0.1 % всего внутреннего долга. Отметим, что возможность использования данного инструмента в 2015 г. по сравнению с ГКО представляется более эффективной, так как инвесторы с большими свободными финансовыми портфелями, заинтересованы в долгосрочном получении прибыли.

Облигации федерального займа с постоянным купонным доходом (ОФЗ-ПД). Облигации имеют единую ставку для всех купонов на весь период до погашения. В структуре внутреннего государственного долга на конец 2014 г. ОФЗ-ПД занимают 58.5 % всех заимствований [10].

Облигации федерального займа с фиксированным купонным доходом (ОФЗ-ФК). Облигации имеют неизменные ставки купонного дохода, установленные перед началом выпуска облигаций, но имеющие различный процент для траншей данного выпуска. В настоящее время на рынке нет ни одного выпуска данного вида государственных заимствований.

Облигации федерального займа с амортизацией долга (ОФЗ-АД). Вид облигаций с возможностью погашения номинальной стоимости облигаций по частям в конкретные даты периода обращения. Даты погашения определяются перед выпуском облигаций. Погашаемые части фиксируются в процентах от номинала, размер их может отличаться по датам погашения. На декабрь 2014 г. выпуски облигаций с амортизацией долга занимают 23.5 % всего внутреннего долга [10].

Еще одним новым рынком государственных долговых обязательств является недавно появившийся рынок государственных сберегательных облигаций (ГСО). Первое размещение Министерство финансов провело в 2006 г. ГСО являются именными облигациями, выпущенными в документарной форме с обязательным централизованным хранением, депозитарием по которым является Сбербанк России. ГСО представляют собой нерыночные инструменты, предназначенные для институциональных инвесторов. Данные облигации не имеют свободного обращения на вторичном рынке. Владельцами их могут являться только юридические лица резиденты Российской Федерации: инвестиционные фонды, страховые компании, негосударственные пенсионные фонды и др. Размещение ГСО проходит в рамках тор-

Финансовые рынки и инвестиции

137

говой системы Московской биржи в виде аукциона или по закрытой подписке, проводимые Сбербанком. Для покупки ГСО на аукционе с размещением по различным ценам, инвесторы подают конкурентные заявки с указанием цены покупки ГСО и неконкурентные заявки, предусматривающие приобретение облигаций по средневзвешенной цене аукциона. Выделяют несколько видов ГСО:

Государственные сберегательные облигации с постоянной процентной ставкой купонного дохода (ГСО-ППС). Данный вид ГСО представляет собой облигации, имеющие постоянную, установленную в начале выпуска, величину процентного дохода. На долю данного рынка в системе государственного внутреннего долга России по состоянию на декабрь 2014 г. приходится 13 % [10].

Государственные сберегательные облигации с фиксированной процентной ставкой купонного дохода (ГСО-ФПС). Ценные бумаги этого типа имеют фиксированную процентную ставку по купонам, установленную в начале выпуска облигации, причем размер ставки может отличаться по периодам. К декабрю 2014 г. в структуре государственного внутреннего долга размер ГСО-ФПС составляет 3 % [10].

Подводя итог всему вышесказанному, следует отметить, что рынок государственных заимствований России динамично развивался после распада Советского Союза, на нем обращались разные типы ценных бумаг. Одни из которых заняли достойное место в системе государственных долговых обязательств и сегодня активно обращаются на первичном и вторичном рынках капитала, другие по разным причинам не получили широкого распространения и более не применялись государством. В настоящее время перечень облигаций, выпускаемых государством, не является окончательно сформированным и может быть расширен другими инструментами, в зависимости от потребностей государства и конъюнктурных изменений экономики страны.

Список литературы:

1. Бюджетный кодекс Российской Федерации: Федеральный закон от 17.07.1998 № 145-ФЗ; действующая редакция от 26.12.2014 [Электронный ресурс] // Справочно-правовая система «Консультант Плюс» / «Консультант Плюс». - Послед. обновление: 15.01.2015.

2. Об особенностях эмиссии и обращения государственных и муниципальных ценных бумаг: Федеральный закон от 29.07.1998 № 136-ФЗ; действующая редакция от 14.06.2012 [Электронный ресурс]// Справочно-право -вая система «Консультант Плюс» / «Консультант Плюс». - Послед. обновление 15.01.2015.

3. О рынке ценных бумаг: Федеральный закон от 22.04.1996 № 39-ФЗ; действующая редакция от 21.07.2014 [Электронный ресурс] // Справочноправовая система «Консультант Плюс» / «Консультант Плюс». - Послед. обновление 15.01.2015.

138 ЭКОНОМИКА И УПРАВЛЕНИЕ: АНАЛИЗ ТЕНДЕНЦИИ И ПЕРСПЕКТИВ РАЗВИТИЯ

4. О генеральных условиях эмиссии и обращения облигаций федеральных займов: Постановление Правительства РФ от 15.05.1995 №458; действующая редакция от 24.09.2012 [Электронный ресурс] // Справочно-правовая система «Консультант Плюс» / «Консультант Плюс». - Послед. обновление 15.01.2015.

5. Основные направления государственной долговой политики Российской Федерации на 2013-2015 гг.: Концепция Российской Федерации [Электронный ресурс] // Справочно-правовая система «Консультант Плюс» / «Консультант Плюс». - Послед. обновление 15.01.2015.

6. Берноз Н.И. Фондовый рынок: учеб. пособие / Н.И. Берноз, Е.А. Буянова, М.А. Кожевников, А.В. Чаленко. - М.: Вита-Пресс, 1998. - 400 с.

7. Никифорова В.Д. Государственные и муниципальные ценные бумаги. -СПб.: Изд-во СПбГУЭФ, 2011. - 105 с.

8. Проблемы международных отношений и глобального развития / С.В. Ануфриенко, Р.Т. Базаров, Э.И. Басырова и др. / Под общ. ред. С.С Чернова. - Новосибирск: Центр развития научного сотрудничества, 2013. - 258 с.

9. Россия избавилась от комплекса ГКО // Коммерсантъ. - 2014. - № 213, ноябрь. С. 1.

10. Сайт группы «Московская биржа» [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.moex.com/ru/.

11. Сайт Министерства финансов Российской Федерации [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.minfin.ru/ru/.

12. Сайт Центрального банка России [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.cbr.ru/.

ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ МЕДИЦИНСКОГО ТУРИЗМА В ТУРЦИИ

© Ковалева И.П.*

г. Новороссийск

Турецкие медицинские клиники на рынке медицинского туризма добились в последнее время значительных успехов, благодаря многим факторам и прежде всего хорошей базе - оздоровительному туризму, в частности благодаря развитию термальных СПА-курортов и грязевых ванн. На государственном уровне в лице Департамента по медицинскому туризму разрабатываются проекты по привлечению иностранных пациентов: это и добровольная международная аккредитация, регулируемая ценовая политика и работа по росту профессионализма турецких врачей путем стажировок в США, Германии, Израиле и др. На

Кандидат экономических наук.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.