УДК 330.34 (477)
ГОСУДАРСТВЕННОЕ УПРАВЛЕНИЕ РАЗВИТИЕМ ЭКОНОМИКИ УКРАИНЫ В УСЛОВИЯХ «ТРЕТЬЕЙ ВОЛНЫ» ГЛОБАЛИЗАЦИИ
Дикань В. Л., д.э.н., профессор (УкрГАЖТ)
В статье рассмотрено модель государственного управления, сформированную за годы независимости, исследовано недостатки, негативные последствия управления экономикой, базирующегося на отраслевых принципах. Предложено модель государственного управления развитием экономики Украины, основанную на установлении национальных приоритетов, которая позволит влиять на рациональное распределение, перераспределение финансовых ресурсов как на макро-, так и микроуровне и будет способствовать возрождению национальной экономики в условиях глобализации. Выделено три очереди национальных приоритетов, раскрыто основные направления развития экономики Украины, представлено механизм государственного управления развитием экономики Украины.
Ключевые слова.: государственное управление развитием экономики, экономика Украины, национальные приоритеты, промышленный комплекс Украины, экспорт, внутренний рынок, мировой рынок, глобализационные процессы
ДЕРЖАВНЕ УПРАВЛ1ННЯ РОЗВИТКОМ ЕКОНОМ1КИ УКРА1НИ В УМОВАХ
« ТРЕТВО1 ХВИЛ1 » ГЛОБАЛ1ЗАЦП
Дикань В.Л., д.е.н., професор ( УкрДАЗТ )
У сmаmmi розглянуто модель державного управлтня, сформовану за роки незалежностi, до^джено недолжи, негативт на^дки управлтня економжою, що базуеться на галузевих принципах. Запропоновано модель державного управлтня розвитком економжи Украши, засновану на встановленю нацюнальних прiориmеmiв, яка дозволить впливати на ращональний розподт, перерозподт фтансових ресурав як на макро-, так i мiкрорiвнi i сприятиме вiдродженню нащонально! економжи в умовах глобалiзацií. Видыено три черги нащональних прiориmеmiв, розкрито основш напрями розвитку економжи Украши, представлено мехатзм державного управлтня розвитком економжи Украши.
Ключовi слова державне управлтня розвитком економжи, економжа Украгни, нащональт прюритети, промисловий комплекс Украгни, експорт, внутршшй ринок, свтовий ринок, глобатзащйт процеси.
STATE DEVELOPMENT OF ECONOMY OF UKRAINE IN CONDITIONS OF "THE THIRD WAVE" GLOBALIZATIONS
Dykan V. L., Doctor of Economic Sciences, professor (USA ofRT)
In article it is considered the model of public administration created in years of independence, it is investigated shortcomings, negative consequences of management by the economy which is based on the branch principles. It is offered model of public administration by development of economy of Ukraine at the heart of which the to of establishment of national priorities lies. Such model will allow to influence rational distribution, redistribution of financial resources as on macro - and microlevel, will promote revival of national economy in the conditions of globalization. Three turns of national priorities are allocated: building of an export potential, saturation and development of domestic market, development of agro-industrial complex. On the basis of national priorities it is opened the main directions of development of economy of Ukraine concerning kinds of activity of the enterprises of the national industry. It is opened regulatory functions of the state, ways of the state stimulation of development of the industrial enterprises. It is presented the mechanism of public administration by development of economy of Ukraine.
Keywords: government control of development of the economy, the economy of Ukraine, national priorities, the industrial complex of Ukraine, exports, domestic market, global market, globalization processes.
Постановка проблемы. Фундаментальные изменения мировой экономики, обусловленные стремительным развитием глобализационных процессов, способствуют формированию нового инновационно-технического уклада, созданию новых структур мирового и европейского рынков, что приводит к смене стереотипов, делящих
экономики стран на стабильно цивилизованные и развивающиеся. Подтверждением этого являются: подрыв экономической мощи США в результате финансового кризиса 2008-2010 гг.; вспышки протестов в Греции, Испании, Италии, Франции, Кипре, Болгарии, в следствии сокращения производства, роста безработицы, инфляция, кризиса
© Дикань В.Л.
экономики ЕС; выход на передовую мирового господства Китая, Индии, Бразилии, Мексики, России.
Кроме того, глобальное проявление кризиса роста, кризиса рабочих мест, кризиса доверия к государству, власти, финансовым системам и международным организациям, сопровождающие «третью волну» глобализации, способствуют разрушению стереотипов не только мирового лидерства, но и государства, ставят под сомнение роль и целесообразность функционирования международных структур, среди которых: ВТО, МВФ, Мировой банк. Это способствует ужесточению конкуренции на мировом рынке, формированию новой архитектуры мировой экономики, что сопровождается усилением видимых и невидимых баталий (в т.ч. политические) за природные ресурсы: землю, энергия, минералы, воду, свидетельством чего являются военные действия в Ираке, политические перевороты в Египте, Сирии, усложняет условия экономического развития, и приводит к необходимости формирования новых императивов экономического развития страны.
Участие Украины в глобальных экономических процессах предусматривает выбор между азиатской моделью модернизации экономики, примером которой является Китай, и европейской, определение рациональной внешней и внутренней политики развития национальной экономики, актуализируя значимость интеграционных процессов, способствующих определению места Украины в формирующейся новой архитектуре мировой экономики.
К сожалению, за годы независимости Украины, экономика страны не смогла нарастить производственно-экономические мощности,
зарекомендовать себя конкурентоспособным, экономически развитым государством. Более того, страна так и не достигла уровня развития 90-х г. По макроэкономическим показателям, в частности ВВП на душу населения, который в 2012 году составил 7418 долл., что на 40% ниже среднемирового, Украина заняла 139 место в мире. Внешний долг страны на июнь 2013 г. составляет 68,197 млрд долл. [21]. Экономика современной Украины находится в жесткой зависимости от ценовой конъюнктуры на металлургическое сырье, азотные удобрения, зерновые культуры, на долю которых приходится около 40% украинского экспорта. Кроме того, следует обратить внимание на деградацию промышленного комплекса, что приводит к деиндустриализации страны. Структурные диспропорции экономики, снижение объемов выпуска отечественной продукции на внутренние и внешние рынки, доминирование перерабатывающей промышленности, преобладание
низкотехнологической и сырьевой продукции в экспорте, негативно отражаются на уровне жизни в стране, ее экономической безопасности, снижают
конкурентные позиции Украины в мировом сообществе, позиционируя ее сырьевой страной.
Причины сложившейся экономической ситуации в Украине определяются стихийным переходом к рыночным условиям хозяйствования в условиях отсутствия эффективной государственной политики, неэффективности выборочной
государственной поддержки предприятий реального сектора. Разрушение созданного во время советской власти потенциала развития страны происходило на фоне согласования реальных общественных потребностей, возможностей экономики с приоритетами тех, кто получил контроль над собственностью и финансовыми потоками.
Анализ исследований и публикаций. Сегодня самым актуальным вопросом остается поиск путей эффективного развития экономики Украины, а в условиях всемирной глобализации, и ее позиционирование на мировом рынке. Исследования трансформационных процессов экономики, проблемных аспектов промышленной политики, инновационно-инвестиционной модели развития экономики, устойчивого развития Украины отражены в работах таких ученых, как: Бодров В.Г., Вишневский В., Геец В.М., Киндзерский Ю., Лукинов И.И., Новицкий В., Цыганов С.А., Яншина А.Н., Якубовский Н. [1-10]. О необходимости участия государства в развитии экономики, государственных инициатив,
усовершенствования модели государственного регулирования экономики свидетельствуют многочисленные работы отечественных ученых, среди которых: Борейко В.И., Геец В.М., Даниленко И.А., Коваленко Б.Б. Подсолонко В.А., Подсолонко Е.А, Подсолонко М.В. [11-16].
Однако в условиях активизации глобализационных процессов, динамичности мирового хозяйства, проявления кризисных явлений возникает необходимость активного участия государства в развитии экономики Украины, разработки эффективной экономической политики, определения основных направлений развития, инструментов и механизмов обеспечения развития экономики, совершенствования механизмов государственного управления экономики Украины, что и обусловило цель данной статьи.
Изложение основного материала. Сложившаяся за годы независимости Украины модель государственного управления экономикой, базирующаяся на отраслевых принципах, не отвечает современным тенденциям развития, что подтверждается двадцатилетней практикой негативного воздействия на экономику страны. Так, формирование стихийного объема производства предприятиями Украины, зависимого от
конъюнктуры мирового рынка в 90-х.г., отсутствие торгового баланса, несовершенство рычагов тарифного регулирования импорта, привело к наращиванию объемов закупки на международном
рынке сырья и материалов, в то время как производство должно было налаживаться в Украине. Это еще больше усилило зависимость национальной экономики от внешних факторов и конъюнктуры мирового рынка, отрицательно повлияло на структурную перестройку национальной экономики.
Негативные последствия имела попытка устранить структурные диспропорции экономики Украины, сократить ее зависимости от внешних рынков, за счет приватизации государственных предприятий. В результате чего крупнейшие предприятия горно-металлургического комплекса, нефтехимии, машиностроения и др. отраслей перешли к крупным корпорациям. Высокий уровень концентрации частного капитала, возникновение в Украине мощных холдингов, которые стали центром управления группы предприятий, в частности промышленных, привело к снижению эффективности управления на отраслевых принципах, невозможности государства влиять на эффективность использования ресурсов, особенно остродефицитных финансовых. Государство потеряло реальные рычаги для координации деятельности предприятий Украины для достижения общегосударственной цели [13].
Отсутствие государственной поддержки предприятий легкой промышленности и отраслей, которые производили товары народного потребления, ненадлежащее регулирования внутреннего рынка обусловили отток инвестиций в экспортоориентированные производства, а именно металлургию, горнорудную, химическую и др., что привело к банкротству многих предприятий, утрате значительной части производства,
квалифицированных работников. И как следствие, углубление деформации структуры национальной экономики, усиление импортозависимости страны. Отсутствие доступных финансовых ресурсов обусловило преобладание в экспорте продукции низкотехнологического производства,
перерабатывающей промышленности, сырья. Государственное инвестирование предприятий осуществлялось по остаточному принципу.
В результате негативных последствий государственного управления, непоследовательной экономической политики, современный механизм государственного управления развитием экономики Украины сводится к политике «пополнение бюджета». Кроме того, в стране образовалось неравенство в доступе субъектов хозяйствования к ресурсам, информации и политической власти, созданы благоприятные условия для активизации деятельности монополий и повсеместного распространения практики двухсторонних соглашений. Государство не способно развивать отрасли и реализовывать крупномасштабные инвестиционно-инвестиционные проекты
национального значения.
Двадцатилетний опыт управления, основанного на отраслевых принципах, свидетельствует о необходимости изменения модели государственного управления с использованием ее новых форм, которые учитывали бы современные глобализационные процессы, реалии развития экономики Украины и положительный мировой опыт в этой сфере. Такое управление должно основываться на принципе концентрации всех имеющихся материальных, человеческих, финансовых ресурсов на определенных государственных приоритетах. Именно такой подход в течении 15-20 лет позволил достичь успехов в экономическом развитии Японии, Китаю, Республике Корея, Сингапур, Вьетнам и др.
За счет активного вмешательства государства в экономику страны Япония занимает третье место в мире по величине ВВП в номинальном выражении, который составляет 5,963 трлн. долл. США, четвертое место среди мировых лидеров по доли мирового экспорта товаров (4,5%). Основой беспрецедентного успеха Японии выступает государственное управление всех экономических процессов на макроуровне в условиях функционирования рыночной экономики. Государство не только определяло, что необходимо производить, но и способствовало аккумулированию на соответствующих направлениях
производственных ресурсов (финансовых, трудовых, материальных), при этом предприятия сохраняли частную форму собственности, правительство не вмешивалось в их операционную деятельность, что позволило эффективно работать рыночным механизмам [23].
Успешная модель управления экономикой в рыночных условиях азиатских стран основана на предложенном Дж. Маршалом «Плане воспроизводства экономического потенциала Европы». Именно этот план впервые предусматривал разделение отраслей и предприятий на «доллароприбыльные» (работающие на экспорт) и «долларосберигающие» (заменяющие импорт и наполняющие товарами внутренний рынок) [ 24]. Подобную модель использует Китай, выстраивая ее по приоритетам Экспорт-Инвестиции-Потребление, подчеркивая инвестиционно-инновационное
направление развития страны [25, 13].
В условиях активизации глобализационных процессов, развития международных экономических отношений, расширения промышленного производства, государственное управление экономики Украины на отраслевых принципах не эффективно и требует постепенного перехода к принципам управления развитием экономики на основе утвержденных национальных приоритетов и государственных инновационно-инвестиционных проектов, что позволит создать механизм государственного регулирования, который будет влиять на рациональное распределение, перераспределение финансовых ресурсов как на
макро-, так и микроуровне, и обусловит возрождение национальной экономики.
В современных реалиях развития экономики Украины, используя геоэкономическое положение страны, транзитного потенциала основным национальными приоритетами развития Украины следует определить:
- во-первых, наращивание экспортного потенциала, в соответствии с условиями и перспективами развития мирового рынка;
- во-вторых, насыщение и развитие внутреннего рынка за счет импортозамещающей продукции отечественных товаропроизводителей, произведенной по новому технологическому укладу.
В виду потенциальных возможностей Украины, постоянно нарастающей напряженности в продовольственном обеспечении населения мира, третьим приоритетом развития экономики Украины следует выделить развитие агропромышленного комплекса. Однако развитие АПК обеспечивается реализацией первых двух национальных приоритетов.
Внедрение государственного регулирования экономики Украины на основе национальных приоритетов позволит создать условия для целевого и эффективного вмешательства государства в регулирование развития предприятий, отраслей.
Наращивания экспортного потенциала, формирования рационального торгового баланса (экспорта - 60%, импорт - 40%), повышения конкурентоспособности экспорта в Украине, можно достичь за счет формирования такой структуры экономики, которая при использовании имеющихся природных, трудовых, материальных, финансовых ресурсов принесет Украине наибольший эффект.
Учитывая особенности экономической ситуации Украины, возможности предприятий,
Товарная структура внешней торговли Укр
особенностей внешнеэкономической деятельности, государству, в лице правительства, используя институциональный анализ и проектирование, необходимо сформировать научно-
производственный потенциал обеспечивающий реализацию национальных приоритетов развития.
В условиях либерализации торгового режима и достижения более тесного сотрудничества, существующие торговые связи следует не только сохранять, но и упрочнять, углублять. Внешнеторговая политика должна быть направлена на преимущественное развитие экспортно-импортных отношений с теми странами, наращивание торговли с которыми будет способствовать наращиванию экспорта по сравнению с импортом и увеличение в структуре нашего экспорта готовых промышленных изделий, машин, продукции. Украине необходимо ориентироваться на рынки где отечественная машинотехническая и другая высокотехнологическая продукция будет востребована. А это, в первую очередь, рынки СНГ, Латинской Америки, Африки, Южной Азии.
Основным показателем, подтверждающим необходимость развития производств
ориентированных на экспорт продукции в страны СНГ является структура товарной торговли с основными партнерами - странами ЕС и СНГ. Следует обратить внимание, что удельный вес Европы в экспорте Украины составляет 26,9%, в импорте - 32,7%, однако по отношению к странам Европы она выступает как отсталый «аграрно-сырьевой придаток» (табл.1). В экспорте основную часть занимают черные металлы, руда, сырье аграрного комплекса: зерно, жиры, масла, маслосемена [26].
Таблица 1
ины со странами ЕС в 2011
Страна Экспорт, % В т.ч. продукция экспорта, которая преобладает
Великобритания 14,1 Черные металлы -33,2%
Испания 1,6 Зерно - 53,9%, жиры и масла - 15,9%
Италия 0,7 Черные металлы - 66,7%
Нидерланды 6,4 Зерно - 16,8%, маслосемена - 18,5%, масла и жиры -22,9%, черные металлы - 14,8%
Германия 26,9% Электрические машины - 18,7%
Польша 11,1 Черные металлы - 25,3%, руды и т.п. - 18%
Румыния 3,1 Черные металлы - 50,7%
Венгрия 49,6 Электрические машины - 47,9%
Франция 8,1 Маслосемена - 27,4%, продукты неорганической химии - 25,4%
Чехия 11,5 Руды и т.п. -54,5%
Вторым направлением внешнеторговых отношений Украины являются страны СНГ, в экспорте которым, в отличие от стран Европы, преобладает продукция машиностроения - 42,1% (табл. 2), продукты питания - 17,6% и продукция
химического производства - 16%. Кроме того, главным торговым партнером Украины является Россия, на долю которой приходится 29,1% экспорта и 35,6% импорта, а с учетом Беларуси, Казахстана, соответственно 34,6% и 42,6% [26].
Таблица 2
Структура экспорта продукции Украины в страны СНГ
Продукция Удельный вес, %
Электрические двигатели и генераторы 93
Трансформаторы 80
Паровые турбины 89,8
Авиадвигатели 54,7
Тепловозы и грузовые вагоны 99
Космические аппараты 77
Невзирая на активные
евроинтеграционные процессы, подписание соглашения о создании зоны свободной торговли с ЕС, государственная политика должна быть направлена на развитие внешнеторговых отношений со странами СНГ, что позволит улучшить условия кооперации в машиностроении, снизить издержки совместных производств высокотехнологических товаров, улучшить торговый баланс. Это даст двукратное увеличение доли высокотехнологических товаров в структуре ВВП Украины (машины, оборудование, приборы, химия и прочие). Поэтому к основным приоритетным отраслям, ориентированным на экспорт предлагаем отнести: машиностроение, химическую промышленность, металлургию (продукцию глубокой переработки), 1Т-индустрию.
Основными векторами развития, роста наукоемкости и технологичности машиностроения Украины, ориентированного на экспорт следует выделить:
- производство авио- и аэротехники (производство пассажирских и грузовых самолетов разных классов для международных перевозок, производство вертолетов, пассажирских, грузовых, монтажно-подъемных, военных и д.р., производство военно-транспортных самолетов, ракетно-космической техники);
- транспортное машиностроение: судостроение (выпуск речных, морских судов разных классов, специальных судов для очистки рек, судов военного назначения), автомобилестроение (производство грузовых автомобилей разного предназначения и грузоподъемности, автомобильной строительной техники), вагоностроение;
- сельскохозяйственное машиностроение (производство сельскохозяйственной техники повышенной эргономичности, экологичности и экономичности);
- энергетическое и «экологическое» машиностроение (увеличение производства продукции для модернизации и строительства электростанций, производство технологического оборудования для выработки и использования альтернативных источников электроэнергии, производства машин, техники, оборудования для
очистки почв, вод, переработки и утилизации бытовых отходов и т.п.)
К части приоритетных предприятий химической промышленности следует определить предприятия, ориентированные на развитие наукоемких и высокотехнологических химических производств (к примеру, производство резиновых и пластмассовых изделий для промышленного назначения), расширение ассортимента химической продукции для потребностей АПК.
Для преодоления сырьевого уклона в структуре промышленного производства, образовавшегося за счет доминантного развития металлургии, горно-металлургический комплекс Украины должен постепенно перейти к новым, более прогрессивным технологиям с переориентацией в большей степени на потребности внутреннего рынка, чем внешнего. На мировой рынок должны поступать продукция металлургической промышленности только глубокой переработки (например, трубы с антикоррозионным покрытием, рельсы, металлургические конструкции и т.п.).
Определение приоритетных видов деятельности предприятий, ориентированных на наращивание экспортного потенциала Украины обусловит увеличение доли экспорта в торговом балансе страны, увеличение денежных поступлений в бюджет, модернизацию предприятий промышленности, что также позволит насытить и развить внутренний рынок за счет импортозамещающей продукции
отечественных товаропроизводителей.
Государственная поддержка постепенного технологического совершенствования и технического переоснащения основных металлургических процессов, переориентация металлургического производства на внутренний рынок позволит обеспечить металлопродукцией машиностроение, строительство.
К приоритетным видам деятельности промышленных предприятий производящих продукцию внутреннего потребления следует отнести:
- в машиностроении: транспортное (производство вагонов, локомотивов,
специального медицинского транспорта, специальной техники для городского хозяйства,
городской пассажирский рельсовый и колесный электротранспорт, специальной техники для строительства и ремонта автомобильных и железнодорожных путей); сельскохозяйственное (производство техники для АПК); станкостроение (производство технологического оборудования для модернизации основных отраслей
промышленности (угольной, металлургической, машиностроительной, химической, строительной, лейкой и др.) с повышенными показателями ресурсо- и энергосбережения, экологичности, экономичности); приборостроение (производство приборов контроля, измерения и регулирования, которые используются в технологических процессах, развитие производства медицинского диагностического и лечебного оборудования и аппаратуры, микроэлектроники);
- в химической промышленности (фармацевтическая промышленность, создание производственных мощностей по получению альтернативных источников энергии, производство удобрений, органический синтез);
- в легкой промышленности (производство качественной продукции народного потребления).
Реализация национальных приоритетов направленных на наращивание экспортного потенциала и развитие внутреннего рынка формируют предпосылки эффективного развития агропромышленного комплекса Украины, пищевой промышленности, а эффективное использование природно-климатических условий, достижений промышленности, соблюдение международных технических, санитарных, фитосанитарных норм позволят Украине стать одним из мировых производителей и поставщиком качественных продуктов питания.
С целью обеспечения
конкурентоустойчивости страны в долгосрочной перспективе целесообразно ежегодно
пересматривать приоритетность производства продукции.
Под влиянием современных требований к продукции, основными задачами современных отечественных предприятий являются
модернизация производства и переход на новые технологии, соответствующие шестому уровню технологический уклад в обществе. Ускорить такой переход позволит формирование на базе территориально-промышленных комплексов
промышленно-логистических кластеров,
обеспечивающих реанимацию экономического потенциала отечественных промышленных предприятий на основе их оптимального взаимодействия, создания инновационной продукции, маркетинга и транспортной логистики [27]. Сформированные на основе объединения промышленных предприятий разных отраслей (предприятий металлургического, энергетического, машиностроительного и д.р. комплексов),
промышленно-логистических центров,
обеспечивающие сочетание интересов государства и отдельных регионов, промышленно-логистические кластеры будут способствовать быстрой переориентации производства на выпуск приоритетной продукции.
Определение национальных приоритетов, приоритетных видов деятельности, приоритетной продукции подразумевает государственную поддержу инновационно-инвестиционных
проектов по модернизации, переориентировании определенных предприятий, отраслей. Одной из главных проблем отсутствия государственной поддержки в развитии экономики Украины является неспособность аккумулировать и предоставить необходимые для развития приоритетной продукции инвестиции, финансовые ресурсы.
Следует отметить, что причиной недостаточности финансовой поддержки в развитии экономики Украины являются ограниченные возможности государственного бюджета. Однако в государственном бюджете концентрируется только 30% ВВП, основная часть, которых направлена на финансирование социальных программ. Бюджетные средства не должны быть основными ресурсами для поддержания экономического развития. Источники инвестирования приоритетных видов
деятельности, производства приоритетной продукции должны концентрироваться во внебюджетном секторе экономики. Для этого следует разработать политику государства в секторе финансовых услуг, что позволит привлечь частных инвесторов для производства приоритетной продукции, сформировать внебюджетные фонды для инвестирования приоритетных проектов.
Создание такой политики предполагает регулирование рынка финансовых услуг, установление персонифицированной
ответственности за ее состоянием. Данные функции предлагаем возложить на один из уже созданных регуляторов финансового рынка, а именно на Национальную комиссию, которая осуществляет регулирования в сфере рынка финансовых услуг. Одной из основных задач данного органа должно стать не только реализация финансовой политики, но и разработка политики сектора финансовых услуг, с последующей координацией и контролем ее выполнения. Собранные внебюджетные средства,
предназначенные для инвестирования
предприятий, ориентированных на производство приоритетной продукции должны
аккумулироваться во «Внебюджетном фонде развития экономики Украины».
Регулирующая функция государства в развитии приоритетных видов деятельности отечественных предприятий, производства приоритетной продукции, ориентированной либо на экспорт либо на внутреннее потребление должна заключаться в создании соответствующих организационно-прававовых и финансовых условий модернизации производства, его перепрофилирование, удовлетворение спроса на продукцию внутреннего потребления.
Государство должно перейти к политике создания экономических стимулов для приоритетных видов деятельности, производства приоритетной продукции, что позволит формировать эффективную структуру
национальной экономики, новые источники конкурентоспособности отечественных
предприятий как на внешних, так и внутренних рынках. Среди экономических стимулов следует рассматривать, прежде всего, налоговые, в частности, введение пониженных ставок налога на прибыль. С целью недопущения миграции работников с предприятий не приоритетных видов деятельности в качестве экономических стимулов государство может использовать повышение ставок на оплату труда.
В контексте обеспечения предприятий, ориентированных на производство приоритетной продукции, финансовыми ресурсами государство должно предоставлять налоговые и кредитные преференции (в т.ч. инвестиционный налоговый кредит, инвестиционная налоговая премия, налоговые каникулы), которые следует рассматривать как инвестиционные льготы.
Предоставление инвестиционного
налогового кредита предполагает уменьшение налоговых обязательств по налогу на прибыль на определенный период и на сумму инвестиций, необходимых для модернизации,
переориентирования отечественного предприятия с возвратом суммы кредита в будущих налоговых периодах. Следует отметить, что стоимость такого кредита должна быть минимальной и не превышать половины ставки рефинансирования НБУ в год предоставления кредита или трети средней ставки по долгосрочным кредитам коммерческих банков. Для предприятий приоритетных видов деятельности инвестиционное налоговое кредитование целесообразно осуществлять по нулевой ставке. Инвестиционная налоговая льгота и инвестиционная налоговая премия заключаются соответственно в уменьшении обязательств по уплате налога на прибыль на сумму инвестиций без взимания этой суммы в будущих налоговых периодах и однократное уменьшение обязательств по налогу на прибыль на сумму превышающие инвестиционные расходы предприятия. Внедрения
государством таких стимулов позволит модернизировать промышленные предприятия и по необходимости переориентировать их на производство приоритетной продукции.
Государственную поддержу, в виде определенных целевых и экономически весомых налоговых льгот, целесообразно предоставить и частным инвесторам, заинтересованным в реализации инвестиционных проектов по развитию приоритетных видов деятельности. Кроме того, с целью недопущения формирования олигополий в приоритетных видах деятельности государству следует участвовать в создании интегрированных корпоративных объединений с государственно-частной и государственной формой собственности.
Также, одним из инструментов государственного управления развитием приоритетных видов деятельности, который в отличие от предыдущих, относится к предприятиям, ориентированных на производство приоритетной продукции внутреннего
потребления, является введения ограничений импорта (барьеры на ввоз импорта), сопровождающиеся требованиями государства к размещению производств соответствующей продукции внутри страны, например путем создания дочерних предприятий, с возможностью участия государства в их деятельности.
Задача государства в аспекте пополнения «Внебюджетного фонда развития экономики Украины», который является одним из главных источником инвестирования приоритетных видов деятельности, должна заключаться в разработке и реализации мер по ограничению вывода капитала за пределы страны в валютно-обменных операциях крупных размеров небанковскими учреждениями и физическими лицами, за исключением операций по плате импортных контрактов и погашения внешних займов.
Кроме того, требует ужесточения государственного регулирования в сфере детенизации экономики. В первую очередь, это создание антикоррупционного органа, усовершенствование антимонопольного
законодательств, внедрение действенных мер по его реализации, организация работы антирейдерской комиссии, с целью обеспечения взаимодействия государственных органов для современного реагирование на рейдерские захваты.
Обобщая выше сказанное, механизм государственного управления развитием экономии Украины, основанного на утверждении национальных приоритетов, государственной поддержке приоритетных видов деятельности отечественных предприятий можно представить в виде схемы, представленной на рис.
00
поток финансовых ресурсов, инвестиций, денежных средств, налоговые поступления поток интеллектуальных ресурсов, кадров »►поток инновационных разработок, инноваций
Л
■о
N »
03 X п
■О
л
п
^
и 5
03 га X
х
¡Q Л
Я о S о
т,
S
Рис. Механизм государственного управления развитием экономики Украины
Вывод. Таким образом, переход от управления экономикой на отраслевых принципах к государственному управлению развития экономики Украины на основе установления национальных приоритетов позволит обеспечить реальное участие государства в привлечении отечественных предприятий для решения вопросов, связанных с реализацией национальных приоритетов. Государственное регулирование деятельности предприятий будет осуществляться в основном экономическими методами, создавая стимулы для достижения поставленных целей. Государственная поддержка приоритетных видов деятельности отечественных предприятий позволит поэтапно модернизировать
промышленный комплекс Украины, устранить диспропорцию в экономике, уйти от сырьевого уклада к экспорту продукции глубокой переработки, перейти на новый технологический уклад производства.
Введение приоритетных видов
деятельности промышленных предприятий и инвестиционных проектов по их модернизации, развитии в государственное регулирование позволит создать реальные условия жесткого контроля целевого использования и эффективности предоставляемых льгот.
Кроме того, предложенный механизм государственного управления развитием экономики Украины создаст условия для эффективного использования ограниченных ресурсов, финансовой стабильности, повышения уровня жизни населения, экономического положения страны, ее эффективного позиционирования на мировом рынке. Однако такое управление требует пересмотра Бюджетной и Налоговой политики Украины,
усовершенствование законодательства (в частности, в сфере защиты интересов национальных производителей на внутреннем рынке), установления персонифицированной ответственности за реализацию приоритетных проектов, разработки механизмов наполнения «Внебюджетного фонда развития экономики Украины», инвестирования приоритетных видов деятельности отечественных предприятий.
В целом государственное управление развитием экономики Украины, основанного на определении национальных приоритетов может служить основой для разработки концепций, стратегий развития экономики Украины на 3, 5 и более лет.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Бодров В.Г. 1нновацшно-швестицшна модель нацюнально! економiки [Тест]: навч.-
метод. матерiали / В.Г. Бодров, О.В. Гусев, В.Ф. Мартиненко. - К.: НАДУ, 2009. - 60 с.
2. Вишневский В. Промышленная политика: теоретический аспект / В.Вишневский // Экономика Украины - 2012. - №2. -С. 4-15.
3. Геець В.М. Прюритети нацюнального економiчного розвитку в контексп глобалiзацiйних виклишв [Текст]: монографiя : у 2 ч. - Ч. 1 / за ред. В.М. Гейця, А.А. Мазараш. - К. : Кшв. нац. торг.-екон. ун-т, 2008. - 389 с.
4. Дикань В.Л. Стратепчш прюритети розвитку економiки Украши в умовах змши свггових цен^в економiчноl i политично! влади / В.Л. Дикань // Вюник економiки транспорту i промисловостi. - 2013. - №41. - С. 11-16
5. Юндзерський Ю. Проблеми розвитку промисловосп та розбудови ефективно! промислово! политики в Укра1ш / Ю. Юндзерський // Економiст. - 2012. -№8 - С. 15-22.
6. Лукшов 1.1. Економiчнi трансформацп наприкiнцi 20-го столитя [Електронний ресурс]. Режим доступу: http://zakoni.com.ua/node/660.
7. Потенщал нацiональноl промисловосп та механiзми ефективного розвитку / [Ю.В. Кiдзерський, М.М. Якубовський, 1.О. Глиця та iн.]; за ред.. Ю.В. Квдзерський; НАН Укра1ни; 1н-т екон. та прогнозув. - К., 2009. - 928 с.
8. Цыганов С.А. Проблемы устойчивого развития в контексте неолиберальной модели глобализации / С.А.Цыганов, А.Н.Яншина // Экономика Украины - 2013. - №4. -С. 4-16.
9. Якубовский Н. Концептуальные основы стратегии развития промышленности Украины на период до 2017 года / Н.Якубовский, В. Новицкий, Ю. Киндзерский // Экономика Украины. - 2007. -№11. -С. 4-20.
10. Якубовский Н.Н. Внутренний рынок как зеркало проблем украинской промышленности / Н.Н. Якубовский // Экономика Украины - 2012. -№8. -С. 4-15.
11. Борейко В.1. Державне регулювання соцiально-економiчного розвитку Украши (теорiя, методолопя, мехашзми): автореф. дис. ... д-ра екон. наук : 08.00.03 / В.1. Борейко ; 1н-т регюн. дослщж. НАН Украши. — Л., 2010. — 36 с.
12. Геец В.М. О единстве и противоречиях в развитии общества, государства и экономики [Текст] / В.М. Герц // Экономика Украины. - №10 (603). - 2012. - С. 4 - 23.
13. Даниленко И.А. Совершенствование модели управления экономикой и финансовые механизмы ее реализации // Экономика Украины -2013. - №5. -С. 4-29
14. Дикань В.Л. Роль государства в создании условий возраждения промышленного потенциала Украины / В.Л. Дикань // Вюник економiки
транспорту i промисловостi. - 2012. - №40. - С. 1317.
15. Коваленко Б.Б. К вопросу взаимодействия государства и бизнеса [Текст] / Б.Б. Коваленко // Проблемы современной экономики. - №1/2 (13/14). - 2005. - С. 24 - 33.
16. ПодсолонкоВ.А Государственные инициативы по развитию экономики инновационным путем / В.А. Подсолонко, Е.А.Подсолонко, М.В.Подсолонко // Экономика Крыма № 2(35), 2011 год - с. 25-41
17. СТРАТЕГ1Я штеграцп Украши до Свропейського Союзу [Электронный ресурс]. Режим доступу: http://zakon4.rada.gov.ua/laws/show/615/98
18. Стратепя шновацшного розвитку Украши на 2010-2020 роки в умовах глобалiзацiйних виклишв / Комггет з питань науки i освгга. - Режим доступу : http://kno.rada.gov.ua/komosviti/control/uk/publish/
19. Стратегия развития аграрного сектора до 2020г. [Электронный ресурс]. Режим доступу http://ptichki.net/novosti/1465-strategija-razvitija-agrarnogo-sektora-ukrainy-do-2020-goda
20. Правительство одобрило первые 3 проекта в рамках Государственной программы активизации экономики на 2013-2014 гг.
[Электронный ресурс]. Режим доступу
http://www.kmu.gov.ua/control/ru/puЫish/article?art_i d=246533527&cat_id=244845045
21. Госдолг Украины в июне снизился на 0,6% [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://economics.unian.net/rus/news/173398-gosdolg-ukrainyi-v-iyune-snizilsya-na-06.html
22. Черников А. Экономическая политика Украины. Когда же она появится? / А. Черников // Зеркало недели . - 2013. - № 24 (121). -С. 1,7
23. Арсенюк А. Уроки японского для украинской экономики / А.Арсенюк // Зеркало недели . - 2013. - № 20 (117). -С. 8
24. Пидлуцкий О. Джорж Маршала -реставратор Европы / О. Пидлуцкий // Зеркало недели. - 2013.- №2.
25. Сивоконь П. Инвестиции в мозги / П. Сивоконь // ИнвестГазета. - 2012. - №46. - С. 27
26. Королев Д. Торгово-геополитический баланс / Д. Королев [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://ric.ua/index.php?newsid=1814
27. Дикань В.Л. Перспективы развития экономики Украины в условиях формирования международных транспортных коридоров в системе мировой глобализации экономики // В.Л. Дикань // Вюник економiки транспорту i промисловосп. - 2013. - №42. - С. 144-149
Эксперт редакционной коллегии к.э.н., доцент УкрГАЖТ Токмакова И.В.
УДК 338.242
ОЦ1НКА УМОВ РЕГУЛЮВАННЯ П1ДПРИеМНИЦЬКО1 Д1ЯЛЬНОСТ1 В УКРА1Н1 НА ОСНОВ1 М1ЖНАРОДНИХ РЕЙТИНГ1В
Берест М. М., к.е.н., доцент (ХНЕУ)
Стаття присвячена до^дженню умов ведения бiзнесу в Укран на основi вивчення та аналiзу рейтингових показниюв, представлених у щорiчних звтах проекту Свтового банку та Мiжнародноl фтансовог корпорацп «Ведення бiзнесу» за 2011 - 2013 роки. В роботi проведено аналiз динамжи показниюв за тематичними категорiями та представлено оцтку позитивних або негативних зрушень урегулювант тдприемницького середовища в Украгт.
Ключовi слова рейтинг, показник, анатз, тдприемництво, економка, середовище, державне регулювання
ОЦЕНКА УСЛОВИЙ РЕГУЛИРОВАНИЯ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В УКРАИНЕ НА ОСНОВЕ МЕЖДУНАРОДНЫХ
РЕЙТИНГОВ
Берест Н. Н., к.э.н., доцент (ХНЭУ)
Статья посвящена исследованию условий ведения бизнеса в Украине на основе изучения и анализа рейтинговых показателей, представленных в ежегодных отчетах проекта Мирового банка и Международной финансовой корпорации «Ведение бизнеса» за 2011 - 2013гг. В работе проведен анализ динамики показателей по тематическим категориям и представлена оценка позитивных или негативных сдвигов в регулировании предпринимательской среды в Украине.
© Берест М.М.