Научная статья на тему 'Развитие железнодорожного транспорта в системе национальной экономики'

Развитие железнодорожного транспорта в системе национальной экономики Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
1148
249
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РАЗВИТИЕ / НАЦИОНАЛЬНАЯ ЭКОНОМИКА / ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНЫЙ ТРАНСПОРТ / ФАКТОРЫ / МИССИЯ / DEVELOPMENT / NATIONAL ECONOMY / RAILWAY TRANSPORT / FACTORS / MISSION

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Остапюк Б. Я.

Развитие железнодорожного транспорта, железнодорожных международных транспортных коридоров, интеграция отечественного железнодорожного транспорта в мировую транспортно-логистическую систему определены ключевыми факторами экономического развития Украины, что позволит создать условия для наращивания транзитных грузопотоков, эффективного использования мощного транзитного потенциала, открыть доступ к высокотехнологическим новейшим комплектующим, полуфабрикатам и материалам со стран Европы и Азии, обеспечивая активизацию процессов восстановления промышленности Украины. Определено значение железнодорожного транспорта в экономическом развитии национальной экономики и препятствия развитию железнодорожного транспорта Украины как высокоэффективного участника организации перевозок по евро-азиатским маршрутам. Рассмотрены факторы развития железнодорожного транспорта Украины в системе национальной экономики.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Development ofrail transport, railway internationaltransportcorridors, integrationof nationalrail transportin theglobal transportand logisticssystem identifiedkey driversof economicdevelopmentin Ukraine. This will create conditions for increasing transit traffic, the effective use of powerful transit potential, open access to high-tech newest kit, semi-finished products and materials from Europe and Asia, providing the activation processes of recovery industry in Ukraine. Determined value of rail transport in the economic development of the national economy and barriers to the development of railway transport of Ukraine as a highly effective party organization of transport along the Euro-Asian routes. Considered factors in the development of railway transport of Ukraine in the system of the national economy.

Текст научной работы на тему «Развитие железнодорожного транспорта в системе национальной экономики»

УДК 330.34: 656.078.

РАЗВИТИЕ ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОГО ТРАНСПОРТА В СИСТЕМЕ НАЦИОНАЛЬНОЙ ЭКОНОМИКИ

Остапюк Б. Я., генеральный директор (Укрзализныця)

Развитие железнодорожного транспорта, железнодорожных международных транспортных коридоров, интеграция отечественного железнодорожного транспорта в мировую транспортно-логистическую систему определены ключевыми факторами экономического развития Украины, что позволит создать условия для наращивания транзитных грузопотоков, эффективного использования мощного транзитного потенциала, открыть доступ к высокотехнологическим новейшим комплектующим, полуфабрикатам и материалам со стран Европы и Азии, обеспечивая активизацию процессов восстановления промышленности Украины. Определено значение железнодорожного транспорта в экономическом развитии национальной экономики и препятствия развитию железнодорожного транспорта Украины как высокоэффективного участника организации перевозок по евро-азиатским маршрутам. Рассмотрены факторы развития железнодорожного транспорта Украины в системе национальной экономики.

Ключевые слова: развитие, национальная экономика, железнодорожный транспорт, факторы, миссия.

РОЗВИТОК ЗАЛ1ЗНИЧНОГО ТРАНСПОРТУ В СИСТЕМ1 НАЦ1ОНАЛЬНО1 ЕКОНОМ1КИ

Остапюк Б.Я., генеральный директор (Укрзалiзниця)

Розвиток залiзничного транспорту, залiзничних мiжнародних транспортних коридорiв, ттегращя втчизняного залiзничного транспорту в свтову транспортно-логiстичну систему визначет ключовими чинниками економiчного розвитку Украши, що дозволить створити умови для нарощування транзитних вантажопотоюв, ефективного використовування могутнього транзитного потенщалу, вiдкрити доступ до високотехнологiчних новттх комплектуючих, натвфабрикатам i матерiалам з краш Свропи i Азп, забезпечуючи активiзацiю процеЫв вiдновлення промисловостi Украти. Визначено значення залiзничного транспорту в економiчному розвитку нацюнально! економжи i перешкоди розвитку залiзничного транспорту Украши як високоефективного учасника оргашзаци перевезень по евро-азиатским маршрутах. Розглянутi чинники розвитку залiзничного транспорту Украши в системi нащонально! економжи.

Ключовi слова: розвиток, нащональна економка, залгзничний транспорт, чинники, мая

DEVELOPMENT OF RAILWAYS IN THE NATIONAL ECONOMY Ostapyuk B.J., general Director (Ukrainian Railways)

Development of rail transport, railway international transport corridors, integration of national rail transport in the global transport and logistics system identified key drivers of economic development in Ukraine. This will create conditions for increasing transit traffic, the effective use of powerful transit potential, open access to high-tech newest kit, semi-finished products and materials from Europe and Asia, providing the activation processes of recovery industry in Ukraine. Determined value of rail transport in the economic development of the national economy and barriers to the development of railway transport of Ukraine as a highly effective party organization of transport along the Euro-Asian routes. Considered factors in the development of railway transport of Ukraine in the system of the national economy.

Keywords: development, national economy, railway transport, factors, mission.

Постановка проблеми та и зв'язки з науковими та практичними завданнями. Для стран ЕС все больше значение приобретают товарно-транспортные потоки в азиатском направлении. Ежегодные общие объемы торговли между Европой и Азией составляют свыше 600 млрд дол. США.

Потенциальные возможности привлечения грузоперевозок евразийского потока через территорию Украины оцениваются объемом свыше 150 млн. т (преимущественно грузы из России, Китая, Японии и Южной Кореи). Но на

фоне этого динамического роста Украина продолжает терять транспортные потоки, статус, а соответственно, экономические и социальные преимущества транзитного государства, тем самым ограничивая источники наполнения бюджетов, уменьшая возможности развития национальной экономики.

Теоретики и практики в сфере управления национальной экономикой разделяют общую точку зрения относительно необходимости развития инфраструктурных отраслей экономики. Так от функционирования и развития транспорта

© Остапюк Б.Я.

BiciiiiK' економжи транспорту i промисловост1 № 46, 2014

значительно зависит состояние и перспективы национального хозяйства, возможности завоевания страной достойного места в системе глобального распределения производства, в современной системе международных отношений.

Решению проблем обеспечения эффективного функционирования транспортной системы страны, повышения эффективности деятельности и социально-экономического развития железнодорожного транспорта Украины в своих научных работах уделяют внимание такие ученные, как Ю. Бараш, В. Галабурда, А. Дейнека, В. Дикань, Е. Кирдина, В. В. Мямлин, А. Н. Пшинько, Н. Чебанова, Н. Якименко и др. [1-7].

Однако, множество проблем так и нерешено, что снижает эффективность функционирования национального транспортного рынка. Для одного из его главных участников, которым является железнодорожный транспорт, проблемы функционирования имеют технико-технологический, организационно-

управленческий, кадровый, инвестиционный характер. В таких условиях преодоление основных препятствий развитию железнодорожного транспорта Украины как высокоэффективного участника организации перевозок по евроазиатским маршрутам является одной из ключевых целей развития национальной экономики.

Целью статьи определено изучение теоретико-прикладных аспектов развития железнодорожного транспорта в системе национальной экономики.

Изложение основного материала исследования. В процессе экономического роста страны реализуют различные модели развития своих национальных экономик. По товарному критерию, а именно в зависимости от того, что производит и продаёт экономика - ресурсы, товары, технологии, инновации, её условно можно определить как ресурсную, товарную, технологическую и инновационную. Поэтому все модели развития национальной экономики, возможно, разделить на четыре большие группы: ресурсная экономика; товарная экономика; технологическая экономика и инновационная экономика. Ресурсная экономика основана на ресурсах. Этими ресурсами выступают: труд земля, капитал в денежной и натурально-вещественной формах. Ресурсы продаются или сдаются в аренду, а полученные средства тратятся на поддержание и развитие национальной экономики. Могущество товарной экономики основано на производстве товаров и услуг на продажу. Производство и продажа товаров и услуг составляют основу товарной экономики. Технологическая экономика основана на производстве и продаже технологий. Трудности разработки и продажи технологий окупаются достаточно хорошо, поскольку сегодня именно

технологии являются самым ценным товаром. Наконец, инновационная экономика связана с внедрением самых современных и передовых технологий в массовое производство товаров и услуг. От скорости и оперативности внедрения современных технологий зависит успех или неудача национальной экономики в конкурентной борьбе между экономиками разных стран. Украинская модель экономики является ресурсной моделью. Но для трансформации ресурсной модели экономики в инновационную модель вовсе не требуется повторять все исторические стадии развития национальной экономики от ресурсной к инновационной модели. В современных условиях, моно-векторная модель развития национальной экономики может быть заменена поливекторной моделью развития национальной экономики. В этом случае возможно в полной мере использовать те преимущества, которые исторически сложились в экономике - богатство и разнообразие природных и экономических ресурсов, имеющиеся технологии и опыт их внедрения в различных областях экономики, что в целом направлено на обеспечение развития эффективности экономики [1].

Эффективность экономики - это комплексное понятие. «Эффективной»

экономикой, с точки зрения А.Н. Пшинько, В.В. Мямлина, С.Я. Мямлина, является экономика, при которой нет кризисов, нет безработицы, нет инфляции, нет дефицита бюджета, деньги не скапливаются в одном месте, а быстро «вращаются», на рынке присутствует изобилие товаров и услуг, наблюдается постоянная тенденция к снижению цен, оплата труда производится по справедливости, в соответствии с затраченными усилиями, созданы условия для максимального раскрытия человеческого и научно-технического потенциала, существует мощная поддержка социальных слоёв населения, люди уверены в завтрашнем дне и не находятся в принять точку зрения уважаемых ученых, но все же, не обходимо подчеркнуть, что все это возможно при условии системного и совместного развития производственного и инфраструктурного секторов экономики, которые смогут обеспечить рост ВВП и пополнение бюджета страны [7]. При этом необходимо в целом поддержать позицию Диканя В.Л., который утверждает, что «участие Украины в глобальном экономическом процессе ограничено из-за ряда факторов, обуславливающих ее сложное экономическое положение. В первую очередь, следует обратить внимание на упадок национального промышленного комплекса, что проявляется снижением объемов выпуска и реализации отечественной продукции на внутреннем и внешних рынках, преобладанием сырьевой продукции в экспорте, изношенной и не эффективной технико-производственной базой.

Кроме того, существует ряд проблем в других секторах экономики, например транспорте, что в совокупности снижает объемы валового внутреннего продукта, негативно отражается на уровне человеческого развития, экономической безопасности государства в целом, его производственно-экономической мощи [4]. В таких условиях ключевым фактором экономического развития Украины является развитие железнодорожного транспорта, железнодорожных международных транспортных коридоров, интеграция отечественного железнодорожного транспорта в мировую транспортно-логистическую систему, что позволит создать условия для наращивания транзитных грузопотоков, эффективного использования мощного

транзитного потенциала, открыть доступ к высокотехнологическим новейшим

комплектующим, полуфабрикатам и материалам со стран Европы и Азии, обеспечивая активизацию процессов восстановления промышленности Украины.

Транспорт, являясь, по определению классиков, стержнем национальной экономики, задает основной тон при формировании экономических отношений, независимо от общественного строя в тех странах, в которых присутствует транспортная отрасль. Транспорт, наряду с другими инфраструктурными отраслями, обеспечивает базовые условия жизнедеятельности общества, являясь важным инструментом достижения социальных, экономических, внешнеполитических целей. Транспорт - не только отрасль, перемещающая грузы и людей, а, в первую очередь, межотраслевая система, преобразующая условия жизнедеятельности и хозяйствования. На фоне роста спроса на транспортные услуги и еще более значительного его увеличения в прогнозной перспективе в транспортной системе в целом и отдельных ее подотраслях сохраняется ряд нерешенных внутренних проблем. Так, на транспорте не завершены структурные преобразования, не преодолены тенденции старения основных фондов (не во всех секторах транспортного комплекса сложились современные механизмы устойчивого воспроизводства и современные бизнес-модели развития транспортных операторов); недостаточен технический и технологический уровень транспортной техники и оборудования; далеко не полностью реализованы возможности

взаимодействия транспорта с отечественным транспортным машиностроением, отраслями нефтехимии, приборостроения и связи; отсутствует необходимая комплексность в управлении развитием и функционированием транспортной системы, а также в координации и взаимодействии различных видов транспорта; на пассажирских перевозках различными видами транспорта

отсутствуют эффективные механизмы финансовой компенсации перевозок льготных категорий пассажиров, что приводит к значительным убыткам транспортных организаций.

Проблемы в развитии транспорта усиливают инфраструктурные ограничения, создают угрозу замедления социального развития и формирования единого экономического пространства. Их скорейшее разрешение становится особенно важным в условиях перехода национальной экономики в фазу устойчивого роста. Для Украины развитие транспорта, его технический и технологический уровень, являются ориентирами для других отраслей экономики. Именно от прогрессивных тенденций развития транспортной отрасли и зависит глобальное развитие национальной экономики.

Значение железнодорожного транспорта в экономическом развитии национальной экономики, как основного элемента транспортной отрасли, определяется:

1) влиянием на эффективность функционирования субъектов экономической деятельности:

A) уровень тарифов на железнодорожные перевозки непосредственно влияет на затратоемкость производства субъектов хозяйственной деятельности;

Б) уменьшение времени нахождения грузов в пути (в результате увеличения скорости перевозок, уменьшение барьеров на пути прохождения грузов, времени обработки на перерабатывающих пунктах и опорных пунктах взаимодействия разных видов транспорта и др.) создает возможность ускорения оборачиваемости финансовых ресурсов и уменьшения величины тех, которые используются для обслуживания запасов;

B) способствует уменьшению разрыва между временем возникновения потребности в любых видах продуктов или услуг и временами ее удовлетворения. Это в условиях конкурентной борьбы за потребителя является условием завоевания устойчивых позиций на рынке и получения конкурентных преимуществ;

Г) является представителем интересов товаропроизводителей на отечественном и международном рынках, обеспечивая безопасность и надежность перевозок в международном сообщении, тем самым уменьшая возможность получения финансовых убытков от потери грузов;

Д) создает предпосылки для расширения деятельности на территории, где существуют запасы сырья, а также обслуживает кооперационные связи предприятий, тем самым увеличивая их устойчивость и способствует образованию крупных промышленных

объединений, которые в перспективе способны создать конкуренцию зарубежным

транснациональным компаниям.

Таким образом, опережающее развитие и эффективная работа железнодорожного транспорта обеспечивает условия для ускорения экономического роста в стране и осуществляет мультипликативное влияние на рост ВВП;

2) созданием предпосылок увеличения транзитного потенциала Украины, что имеет приоритетное значение в перечне мероприятий, которые позволят не только эффективно использовать выгодное экономико-географическое положение и получать экономический эффект от участия в международных перевозках, но

создавать новые инструменты влияния Украины на мировые экономические процессы. Украинская железнодорожная сеть должна стать центральным элементом евразийской транспортной системы, которая обеспечивает развитие торговых связей между мировыми геополитическими и геоэкономическими центрами. Этому должно способствовать ликвидация физических и нефизических затруднений, которые препятствуют развитию железнодорожного транспорта Украины как высокоэффективного участника организации перевозок по евро-азиатским маршрутам (табл.).

Таблица

Препятствия развитию железнодорожного транспорта Украины как высокоэффективного участника организации перевозок по евро-азиатским маршрутам

Человеческий ресурс Материальная инфраструктура Методы организации работы Процедуры

Недостаточный уровень квалификации кадров по обслуживанию маршрутов евроазиатских транспортных связей Недостатки проектирования и планирования железнодорожной инфраструктуры Низкий уровень развития интермодальных перевозок Низкий уровень применения дифференцированного подхода к грузоотправителям

Недостаточный уровень изученности персоналом современных разработок мировой практики Критический износ основных фондов Недостаточный уровень применения логистических технологий товародвижения Недостаточное использование информационно-коммуникационных технологий

Низкий уровень оплаты труда Низкая степень обновления основных фондов Неприменение или неправильное применение методов регулирования рисков Недостаточное применение современных систем обеспечения безопасности движения

Текучесть кадров Недостаточное количество современной терминальной инфраструктуры Недостаточный уровень контроля и отслеживания транзита грузов

«Узкие места» железнодорожной инфраструктуры (мосты, переезды, путь и др.) Длительность и сложность таможенного контроля и оформления при пересечении границ государства

Технические сложности при переходе на путь при изменении его ширины

Низкий уровень контейнеризации перевозок

Следствием, определенных в таблице - непредсказуемость функционирования

препятствий являются: цепей экспортных, импортных и транзитных

перевозок;

- превышение уровня складских запасов у товаропроизводителей;

- отказ иностранных инвесторов от прямых капиталовложений в обрабатывающую промышленность Украины, где отсутствует возможность налаживания предсказуемых поставок, где таможенные и пограничные процедуры непрозрачны и усложнены; где транзакционные издержки не поддаются прогнозированию;

- неоправданная задержка поставки национальной продукции на международный рынок и т.д.

3) ролью катализатора инновационного процесса в промышленности. Потребности железнодорожного транспорта Украины удовлетворяются большим количеством разнообразных предприятий, что принадлежат к разным видам экономической деятельности. Это предприятия химической и нефтехимической промышленности, металлургическое производство и производство готовых металлических изделий, машиностроение, легкая промышленность и др. Кроме того железнодорожный транспорт действует в конкурентной среде, что создает необходимость постоянного усовершенствования деятельности соответственно потребностям внутреннего и внешнего рынка. В настоящее время стремительно изменяются требования к скорости, экологичности, безопасности, комфортности, технологичности железнодорожного транспорта, его совместимости с другими видами транспорта и железнодорожным транспортом других стран. Поэтому отечественный железнодорожный транспорт нуждается в глубокой модернизации и обновлении. Отечественные предприятия вышеупомянутых видов деятельности для удерживания крупного потребителя продукции в лице железнодорожного транспорта должны учитывать современные требования функционирования

железнодорожного транспорта и своевременно и как можно в полном объеме их удовлетворять.

Этим объясняется взаимосвязь темпов инновационного развития железнодорожного транспорта с темпами инновационного развития других отраслей народного хозяйства.

Таким образом, общее значение железнодорожного транспорта в экономике страны определяется его влиянием на общую конкурентоспособность национальной экономики, а следовательно ее привлекательность для развития бизнеса и притока инвестиций.

Миссия государства в сфере функционирования и развития железнодорожного транспорта Украины определяется как содействие экономическому росту и повышению благосостояния населения и эффективности деятельности товаропроизводителей через доступ к

безопасным и качественным транспортным услугам.

На реализацию данной миссии направлены следующие стратегические цели:

1) развитие современной, развитой и эффективной железнодорожной и логистической инфраструктуры, обеспечивающей ускорение движения потоков пассажиров, товародвижения, снижение транспортных издержек в экономике. Достижение этой цели позволит обеспечить экономический рост и социальное развитие, укрепление связей между регионами страны, повышение конкурентоспособности и эффективности других отраслей экономики (прежде всего, за счёт снижения уровня транспортных издержек в конечной стоимости российской продукции), рост предпринимательской и деловой активности, непосредственно влияющей на качество жизни и уровень социальной активности населения;

2) повышение доступности услуг железнодорожного транспорта. Достижение данной цели означает удовлетворение в полном объеме растущих потребностей населения и товаропроизводителей по передвижению, отсутствие дефицита мощностей, высокую пропускную способность и техническую оснащенность транспортной инфраструктуры, ликвидацию ограничений на развитие существующих и освоение новых территорий, а также повышение ценовой доступности услуг транспорта;

3) повышение конкурентоспособности железнодорожного транспорта Украины и реализация его транзитного потенциала. Достижение данной цели будет означать формирование железнодорожной и логистической инфраструктуры мирового уровня и создание таким образом прочной основы для успешной интеграция Украины в мировую транспортную систему и превращение экспорта транспортных услуг в один из крупнейших источников доходов страны;

4) повышение комплексной безопасности и устойчивости железнодорожного транспорта;

5) улучшение инвестиционного климата и развитие рыночных отношений в сфере железнодорожного транспорта. Достижение этой цели означает наличие надлежащим образом подготовленных проектов и механизмов перераспределения финансового капитала, наличие законодательной базы государственно-частного партнерства в том числе по концессионной схеме, определенность и устойчивость планов государства по развитию объектов железнодорожного транспорта (рис.).

ФАКТОРЫ РАЗВИТИЯ ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОГО ТРАНСПОРТА УКРАИНЫ

й.

о

н а

о в

н

а о

п

и

о со о о н

к» о

Глобальные

•Мировой уровень научно-технического прогресса • Международное движение капиталов •Мировые политические процессы

•Мировые тенденции регионализации и интеграции •Объемы мировой торговли

•Тарифная политика мировых игроков транспортного ринка •Строительство альтернативных транспортных маршрутов

• Уровень научно-технического прогресса в Украине

• Объемы государственного заказа

• Экономический потенциал транспортной системы

• Уровень развития логистических технологий и инфраструктурных объектов в стране

• Эффективность и конкурентоспособность национальных компаний, объемы их внешнеэкономической деятельности

Национальные

• Насыщенность и доступность транспортного рынка Украины

• Комплексность в управлении развитием элементами транспортного рынка Украины

• Уровень развития национального промышленного и сельскохозяйственного секторов экономики

• Транспортная политика в Украине

• Уровень использования потенциала международных транспортных коридоров

Отраслевые

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

•Стратегия инновационного развития железнодорожного транспорта

•Инвестиционная привлекательность отрасли •Комбинированные перевозки •Обновление и модернизация основных фондов •Электронный документообмен и современные технологии обеспечения сохранности грузов

•Реформирование отрасли

•Внедрение принципов и механизмов логистического управления процессами •Логистическая терминальная инфраструктура

•Максимальное использование железнодорожных объектов и коммуникаций для обеспечения внутренних, внешнеторговых и транзитных перевозок •Снижение энергоемкости транспортной работы, использование новых источников энергии и создание новых транспортных средств и т.д.

И

о*

Я

Я

Я

л

Я

о

Я

о

я

Н

■а

15

Я п Я о ■а

н

^

я ■а

о

г

п

и о 9 О п Н

Рис. Факторы развития железнооорожного транспорта Украины в системе национальной экономики

Выводы. Таким образом, развитие железнодорожного транспорта, железнодорожных международных транспортных коридоров, интеграция отечественного железнодорожного транспорта в мировую транспортно-логистическую систему определены ключевыми факторами экономического развития Украины, что позволит создать условия для наращивания транзитных грузопотоков, эффективного использования мощного транзитного потенциала, открыть доступ к высокотехнологическим новейшим

комплектующим, полуфабрикатам и материалам со стран Европы и Азии, обеспечивая активизацию процессов восстановления промышленности Украины. Определено значение железнодорожного транспорта в экономическом развитии национальной экономики и препятствия развитию железнодорожного транспорта Украины как высокоэффективного участника организации перевозок по евро-азиатским маршрутам. Рассмотрены факторы развития железнодорожного транспорта Украины в системе национальной экономики.

СПИСОК Л1ТЕРАТУРИ

1 Абалкин Л.И. Логика экономического роста / Л.И. Абалкин. - М.: Институт экономики РАН, 2002. - 228 с.

2 Бараш Ю. С. Управлшня залiзничним транспортом краши: монографiя / Ю. С. Бараш. — [2-е вид.]. — Дншропетровськ, 2006. — 259 с.

3 Дейнека О. Г. Теоретичш та методолопчш складовi розвитку залiзничного транспорту Украши / О. Г. Дейнека, Л. О. Позднякова // Вюн. економiки трансп. i пром-стi : зб. наук.-практ. ст. / Укр. держ. акад. залiзн. трансп. — Х., 2008. — № 25. — С. 62-65

4 Дикань В. Л. Перспективы развития экономики Украины в условиях формирования международных транспортных коридоров в системе мировой глобализации экономики / В. Л. Дикань // Вюник економiки транспорту i промисловостi . - 2013. - Вип. 42. - С. 144-149.

5 Юрдана О. Г. Аспекти впливу залiзничного транспорту на економжу краши / О. Г. Юрдана // Вюник економiки транспорту та промисловостi. - 2010. - № 29. - С. 221 - 226.

6 Мямлин С.В. Прогресс транспорта -залог развития национальной экономики / Сэ.В. Мямлин // Наука та прогрес транспорту. Вюник Дшпропетровського нацюнального ушверситету залiзничного транспорту. - 2013. - Вип. 1 (43). - С. 7-12.

7 Пшинько А. Н. Переход на модель высокоэффективной национальной экономики -реальный путь решения экономических проблем в государстве / А. Н. Пшинько, В. В. Мямлин, С. В. Мямлин // Вюник Дшпропетр. нац. ун-ту залiзн. трансп. iм. акад. В. Лазаряна. -2012. -Вип. 41. - Д. : Вид-во Дшпропетр. нац. ун-ту залiзн. трансп. iм. акад. В. Лазаряна, 2012. - С. 294-303.

Рецензент д.э.н., профессор УкрГАЖТ Кирдина О.Г. Эксперт редакционной коллегии д.э.н., доцент УкрГАЖТ Якименко Н.В.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.