Научная статья на тему 'Государственное регулирование развития инновационных предпринимательских структур в российской экономике'

Государственное регулирование развития инновационных предпринимательских структур в российской экономике Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
107
55
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИННОВАЦИОННЫЕ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКИЕ СТРУКТУРЫ / ИНФОРМАЦИЯ / ЗНАНИЯ / ИНФОРМАЦИОННЫЙ ФАКТОР / ИННОВАЦИОННАЯ СБАЛАНСИРОВАННОСТЬ / УСКОРЕННЫЕ ИННОВАЦИИ / ДИВЕРСИФИКАЦИЯ ПРОИЗВОДСТВА / ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ / INFORMATION / KNOWLEDGE / INFORMATION FACTOR / INNOVATIVE BALANCE / ACCELERATED INNOVATIONS / MANUFACTURE DIVERSIFICATION OF STATE REGULATION / INNOVATIVE ENTREPRENEURSHIP STRUCTURES

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Хасанова Л.Р.

В статье рассматриваются экономическое содержание инновационного предпринимательства и условия его реализации в современных условиях, раскрываются факторы и условия функционирования и развития инновационных предпринимательских структур, обосновывается роль государственного регулирования в функционировании и развитии данных процессов в российской экономике.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

State Regulation of Innovative Business Organizations' Development in Russian Economy

The article studies economic contents of innovation entrepreneurship and terms of its realization in modern conditions. Factors and terms of functioning and development of innovative entrepreneurship are revealed; the role of state regulation in the functioning and development of these processes in Russian economy are justified.

Текст научной работы на тему «Государственное регулирование развития инновационных предпринимательских структур в российской экономике»

Вестник экономики, права и социологии, 2010, № 3

Экономика

УДК 334.012:338.2

Государственное регулирование развития инновационных предпринимательских структур в российской экономике

Хасанова Л.Р.

Старший преподаватель кафедры экономической теории Академии управления «ТИСБИ»

В статье рассматриваются экономическое содержание инновационного предпринимательства и условия его реализации в современных условиях, раскрываются факторы и условия функционирования и развития инновационных предпринимательских структур, обосновывается роль государственного регулирования в функционировании и развитии данных процессов в российской экономике.

Ключевые слова: инновационные предпринимательские структуры, информация, знания, информационный фактор, инновационная сбалансированность, ускоренные инновации,

Устойчивое экономическое развитие в современных условиях зависит от формирования цивилизованного предпринимательства во всех экономических сферах общества в каждом регионе, на каждом предприятии и в их объединениях. Поэтому необходим переход на новый уровень предпринимательской активности - инновационное предпринимательство (ИП), создание его эффективно взаимодействующих структур во всех секторах и сферах отечественной экономики.

Сам процесс становления ИП основан на непрерывном совершенствовании производительных сил и производственных отношений на базе инновационного воспроизводства. Реализация ИП должна основываться на новых, передовых технологиях и соответствующей им технической основе. Необходимо задействовать имеющийся интеллектуальный потенциал (ученых, специалистов высшей квалификации, предпринимателей) с целью создания и эффективного использования инноваций.

Важнейшей и наиболее острой проблемой ускорения инноваций в народном хозяйстве является нахождение таких экономических механизмов взаимодействия науки и производства, которые в наибольшей степени стимулировали бы не только стремление ИП к удовлетворению потребностей рынка инноваций, к достижению наибольшего эффекта от научных разработок, но и потребность предпринимательских фирм в быстрейшем и наибо-

лее полном применении достижений научно-технической мысли.

ИП - это инициативная деятельность хозяйствования, основанная на реализации её результатов и направленная на практическую реализацию результатов инновационного процесса, осуществляемая с целью получения предпринимательского дохода.

Экономика будет находиться в постоянном развитии только тогда, когда в ней осуществляются «не просто рациональные комбинации производства» [1], а происходит процесс устойчивого, динамического воспроизводства результатов новых комбинаций всех факторов общественного производства и его хозяйствующих субъектов во всех секторах, сферах и на всех уровнях. Этот специфический вид экономической деятельности в экономической системе осуществляют национальные инновационные предпринимательские структуры (НИПС). НИПС - это сбалансированная и согласованная система инновационного взаимодействия хозяйствующих субъектов, регулятором которого является закон динамического обновления национальной экономической системы.

Активность НИПС определяется их носителями, хозяйствующими субъектами, которые осуществляют реальное обновление производства. Экономическое развитие общества в последние годы значительно актуализирует в НИПС роль мелких капиталов, индивидуальных инициаторов. Известно, что в последние десятилетия до половины всех нововведений

71

Вестник экономики, права и социологии, 2010, № 3

Экономика

в промышленности США обеспечивалось небольшими инновационными фирмами, предприятиями и лабораториями, составляющими национальную инновационную структуру США.

Именно предприятия малого и среднего бизнеса более подвижны и гибки, они успешно выполняют функцию разработки научно-технических идей, доводят их до приемлемых для внедрения и рентабельности технологий. В инновационных предпринимательских структурах экономической системы на первых стадиях внедрения результатов инновационного процесса роль мелких и средних предприятий весьма значительна.

НИПС представляют собой высокоэффективные взаимодействующие производства, рассчитанные на создание продуктов высокого качества. Процесс внедрения инновационных результатов, адаптация новых методов и продуктов чрезвычайно важны при распространении их в различных отраслях и сферах экономики. И в этом распространении инновационных потоков особое значение приобретают знания и информация, которые становятся одними из главных производственных ресурсов и элементов НИПС.

Информация в НИПС является объектом собственности на товар, она выступает не просто ресурсом, а является доминирующим экономическим фактором деятельности фирм малого и среднего бизнеса в инновационной сфере. Информация и знания составляют одновременно и исходный материал, и продукт деятельности НИПС.

Важность информационного фактора в производстве отмечал ещё Ф. Энгельс в своих «Набросках к критике политической экономии». Он писал, что «...духовный элемент, конечно, будет принадлежать к числу элементов производства и найдет свое место среди издержек производства в политической экономии». Умелое использование информации в инновационном предпринимательстве на всех этапах производственно-распределительного процесса становится серьезным фактором в современной конкуренции. По данным Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР), в середине 90-х годов объем мирового производства продукции, связанной с информационными и телекоммуникационными технологиями, оценивается в 711 млрд. долларов.

В последние десятилетия наблюдается тенденция все увеличивающегося использования ресурсных запасов в производственной деятельности. Именно НИПС, основанные на возрастающем использовании научной и технологической информации, призваны упорядочить и добиться наибольшей эффективности использования ограниченных производственных ресурсов. «Информация, знания способны абсолютно сократить удельные потребности в энергии, сырье, материалах, оборудовании. На смену человеку расточительному неуклонно грядет homo moderatus, человек умеренный. В конечном

итоге, реальное богатство создается все возрастающим господством разума над материальным миром, и поскольку человеческие идеи и изобретательность безграничны в своем развитии, безграничны и возможности увеличения реального богатства» [2]. В современных условиях информация способствует интенсивному развитию НИПС, обеспечивает ускорение внедрения результатов инновационного процесса в производство, повышая конкурентоспособность его результатов.

Наряду с информацией можно выделить следующие факторы, обеспечивающие конкурентоспособность деятельности НИПС. Это: наличие и полнота использования капитала и трудовых ресурсов, от которых зависит эффективность производства; цена потребления производимых товаров, что связано с престижностью инновационной фирмы; технический уровень и темпы обновления продукции, рыночная стратегия и другие. Конкурентная борьба дает толчок к улучшению действующего «пакета» данных факторов. В конечном итоге успех НИПС в конкурентной борьбе предопределяет высокую конкурентоспособность предлагаемой рынку продукции как результат фундаментальных исследований и опытно-конструкторских работ, реализованный с наименьшими затратами и отвечающий запросам потребителей.

НИПС воспринимаются на рынке как среда, охваченная постоянным циклическим движением, которое характеризуется высокой сложностью, динамичностью и нестабильностью в различных странах. Так, например, общий годовой объем инновационной продукции в России составляет всего 935 млрд.руб. или немногим более 2 % ВВП. Доля инновационной продукции в ВВП технологически развитых стран оценивается в 30-35 %, свыше 85 % такой продукции производят малые и средние предприятия промышленности [3]. Средства, выделяемые на технологические инновации в промышленности РФ в 2008 г., составили 24,5 млрд.руб., что в сопоставимых ценах на 16 % выше уровня 2005 г. и на 8 % - 2000 г. В структуре общих инновационных затрат почти 60 % финансовых ресурсов идет на нововведения. И фактически на прежнем уровне остаются расходы на приобретение патентных лицензий (0,4 %), обучение и подготовку персонала (0,4), маркетинговые исследования (0,5 %). Средняя величина показателей наукоемкости производства для инновационно активных предприятий составляла лишь 0,5 %. Высокие показатели (4 % и более) всего у 5 % предприятий. В машиностроении - это 60 %, в химической и пищевой промышленности соответственно - 12 и 8 %.

Основным источником финансовых затрат остаются собственные средства предприятий (84,5 %), а иностранные инвестиции занимают второе место после собственных средств предприятий (несмот-

72

Вестник экономики, права и социологии, 2010, № 3

Экономика

ря на сокращение в 2008 г. до 7 %, против 10 % в 2007 г.), которые направляются в основном в отрасли, обеспечивающие их быструю окупаемость. Итогом вышесказанного является устойчиво низкая отдача от инноваций.

Говоря о зарубежном опыте хозяйственного развития, можно заметить, что за последнее десятилетие высоких результатов достигают инновационно-ориентированные предприятия, где достигнута сбалансированность и согласованность взаимодействия НИПС, т.е. оптимизирована роль и величина их инновативности (способности воспринимать или имитировать инновации других хозяйствующих субъектов) и инновационности (способности создавать собственные инновации) [4, с. 237]. Примером могут служить корпорации Германии, США, Японии и др. Предприятия НИПС в основном тяготеют к диверсификации производства, внедрению импортозамещающей продукции с тем, чтобы добиться наиболее оптимального, быстрого удовлетворения отечественного спроса. Импортозамещение фактически определяет стратегию НИПС, хотя оно позволяет предприятиям укреплять свои позиции у себя в стране. Ускоренные инновации являются отличительной особенностью НИПС, что повышает конкурентоспособность инновационной деятельности предприятий, где импорт является основным источником новых машин, оборудования. На современном этапе решение проблем диверсификации и технологического обновления отечественного производства является одной из приоритетных в совершенствовании национальных инновационных предпринимательских структур.

В современных условиях диверсификация должна стать одной из форм совершенствования НИПС, эффективного использования капитала, инновационно-инвестиционных возможностей предприятий, корпораций, расширения производственных и других видов деятельности за счет включения в свой состав малых, средних, дочерних предприятий. Все это существенно расширяет возможности НИПС в конкурентоспособной борьбе за потребителя.

Что же мешает развитию НИПС, особенно их малых форм и внедрению результатов инновационной деятельности?

По рейтинговой оценке самих предприятий, это, прежде всего, экономические трудности: недостаток собственных денежных средств; финансовая поддержка со стороны государства; высокая стоимость нововведений; низкий платежеспособный спрос на новые продукты, высокий экономический риск и длительные сроки окупаемости нововведений. Среди факторов производственного характера, это: низкий инновационный потенциал предприятий, недостаток информации о новых технологиях, о рынках сбыта и возможностях для кооперирования с другими предприятиями и научными организация-

ми; отток кадров, как барьер, существенно препятствующий развитию инноваций и НИПС.

Вышеназванные проблемы указывают на необходимость создания организационно-хозяйственного механизма обеспечения функционирования и развития НИПС. Данный механизм определяется нами как способ организации НИПС с помощью научнообоснованной системы экономических и организационных форм, методов и рычагов.

Организационно-хозяйственный механизм обеспечения функционирования и развития НИПС включает в себя механизм рыночно-конкурентной системы самоорганизации и самоуправления воспроизводством НИПС и результатов их инновационной деятельности на всех уровнях, во всех сферах и секторах экономики и систему государственного регулирования данных процессов.

Анализируя международный опыт, можно отметить, что функционирование и развитие НИПС не может развиваться, тем более формироваться без государственного регулирования и поддержки. Государственное регулирование функционирования и развития НИПС представляет собой систему экономического, социального, организационного, правового и политического обеспечения государством благоприятной среды для формирования и устойчивого развития инновационных предпринимательских структур.

Основными функциями государственного регулирования функционирования и развития НИПС являются: создание режима наибольшего благоприятствования для внедрения результатов инновационной деятельности предпринимательских структур; формирование конкурентной среды, способствующей развитию экономической конкуренции (состязательности), в которой конкурентные преимущества обеспечиваются за счет непрерывного обновления технологии и техники на основе достижений науки и техники, внедрения инновационного менеджмента и маркетинга, отработанного эффективного механизма антимонопольной политики; регулирования уровня открытости российского рынка для иностранных конкурентов и экспортируемости наукоемкой конкурентоспособной продукции; создание условий для устойчиво развивающегося предложения инновационных товаров и услуг высокого качества, производимых в результате внедрения нововведений с помощью стимулирования, целенаправленной ориентации, поддержки хозяйствующих субъектов в сфере инновационного предпринимательства.

Таким образом, в современных условиях в НИПС вовлечены практически все хозяйствующие субъекты экономической системы, и государственное регулирование НИПС призвано обеспечить рост национального богатства и повысить уровень жизни населения страны.

73

Вестник экономики, права и социологии, 2010, № 3

Экономика

Литература:

1. Топсахалова Ф.М., Топсахалов Р.А. Экономическая сущность и принципы государственного регулирования предпринимательства // Фундаментальные исследования. - 2007. - № 11. - С. 113-115.

2. Цвылев Р.И. Постиндустриальное развитие. Уроки для России. - М., 2003. - 201 с.

3. Симонов В. Особенности антикризисной политики в России // Экономист. - 2009. - № 7. - С. 8-15.

4. Посталюк М.П. Инновационные отношения в экономической системе: теория, методология и практика. - Казань: Изд-во Казан. ун-та, 2006. - 331 с.

State Regulation of Innovative Business Organizations’ Development in Russian Economy

L. Hasanova

Academy of Management «TISBI»

The article studies economic contents of innovation entrepreneurship and terms of its realization in modern conditions. Factors and terms of functioning and development of innovative entrepreneurship are revealed; the role of state regulation in the functioning and development of these processes in Russian economy are justified.

Key words: innovative entrepreneurship structures, information, knowledge, information factor, innovative balance, accelerated innovations, manufacture diversification of state regulation.

74

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.