Научная статья на тему 'Государственное регулирование предпринимательства и перспективы его развития в аграрной промышленности'

Государственное регулирование предпринимательства и перспективы его развития в аграрной промышленности Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
95
24
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ИННОВАЦИОННОЕ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВО / ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ / АГРАРНЫЙ СЕКТОР / ENTREPRENEURIAL ACTIVITY / INNOVATIVE ENTREPRENEURSHIP / STATE REGULATION / AGRARIAN SPHERE

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Курбанова Т. Г.

Рассмотрено вмешательство государства в экономику. Стимулирование предпринимателей со стороны государства и совершенствование правовой базы имеет важное значение.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

State regulation of entrepreneurship and prospects of its development in the agricultural industry

The article emphasizes that state intervention in the economy is essential. Creating incentives for entrepreneurs by the state and improving the legal framework is important. Financial loan mechanisms for the entrepreneurs have to be simplified, subsidization, budgetary assistance have to be consistent and it is expedient to apply tax remissions. At the same time, it notes that for the agrarian development purposes the experience of the foreign countries has to be studied, positive aspects that can be applied should be utilized as the development ofpositive factors in our country and their application impacts the mentioned sphere.

Текст научной работы на тему «Государственное регулирование предпринимательства и перспективы его развития в аграрной промышленности»

УДК 338. 43: 338. 242

Т.Г. Курбанова, диссертант Научно-исследовательского института экономики и организации сельского хозяйства, (+99412) 437 20 27, (+9970) 260 12 11, t qurbanova@rnail.ru. (Республика Азербайджан, Баку)

ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА И ПЕРСПЕКТИВЫ ЕГО РАЗВИТИЯ В АГРАРНОЙ ПРОМЫШЛЕННОСТИ

Рассмотрено вмешательство государства в экономику. Стимулирование предпринимателей со стороны государства и совершенствование правовой базы имеет важное значение.

Ключевые слова: предпринимательская деятельность, инновационное предпринимательство, государственное регулирование, аграрный сектор.

Предпринимательская деятельность — это самостоятельная деятельность, направленная на получение прибыли от производства продукции, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг, осуществляемая физическими и юридическими лицами с имущественной ответственностью в установленном законом порядке.

Основными факторами развития предпринимательства являются: самостоятельность предпринимательской деятельности, защита прав предпринимателей со стороны государства, совершенствование финансового механизма с уступками, здоровая конкурентоспособность, изъятие структуры экономики из монополий путем совершенствования, слияние экономики страны в систему международных экономических связей.

В последние годы в Азербайджанской Республике были сделаны важные шаги в направлении развития отношений государство - предприниматель и совершенствования системы государственного регулирования. В связи с этим улучшение бизнес-среды, совершенствование законодательной базы, привлечение местных и иностранных инвестиций, современных технологий и опыта управления, производство высококачественной, конкурентоспособной продукции является одним из приоритетов экономической стратегии развития страны.

В настоящее время проводящиеся реформы в этой области получили широкое развитие и заложена основа перехода на качественно новый — устойчивый — этап развития в области социально-экономического развития. Основная цель нового этапа состоит из обеспечения устойчивости динамичного социально-экономического развития на основе повышения конкурентоспособности отечественной экономики и эффективной интеграции в мировую хозяйственную систему, придерживаясь экономической эффективности, социальной справедливости и принципов экологической безопасности.

В процессе реформ с целью совершенствования правовой базы предпринимательства принято несколько целенаправленных законов:

- Об утверждении Государственной программы развития малого и среднего предпринимательства в Азербайджанской Республике (2002-2005 гг.) от 17 августа 2002 г.;

-Об утверждении Положения о Национальном фонде поддержки предпринимательства Азербайджанской Республики от 27 августа 2002 г.;

- О совершенствовании правил предоставления специального разрешения (лицензии) на некоторые виды деятельности от 2 сентября 2002 г.;

-О дополнительных мерах в области государственной поддержки развития предпринимательства в Азербайджанской Республике от 10 сентября 2002 г.;

- О предотвращении вмешательств, препятствующих развитию предпринимательства от 28 сентября 2002 г.;

-О создании Совета предпринимателей при Президенте Азербайджанской Республики от 27 августа 2002 г.;

-О некоторых вопросах регулирования предпринимательской деятельности от 2 мая 2003 г.;

- Об утверждении Положения о Совете Предпринимательства.

Эти и другие законы и нормативно-правовые акты дали сильный толчок развитию предпринимательской деятельности.

В результате осуществления Государственной программы по социально-экономическому развитию регионов Азербайджанской Республики (2004-2008 годы), утвержденного Указом от 11 февраля 2004 г., потенциально развиваются регионы, проведен ряд мероприятий в сфере развития предпринимательства, созданы новые производственные и перерабатывающие предприятия, экономическая и социальная инфраструктура, улучшается уровень жизни населения. Эти работы продолжаются в рамках Государственной программы по социально-экономическому развитию регионов Азербайджанской Республики (2009-2013 годы). Также согласно распоряжению О мерах обеспечения организации по принципу «одно окно» деятельности субъектов предпринимательской деятельности от 25 октября 2007 г. установлен единый государственный регистрационный орган — Министерство Налогов Азербайджанской Республики, и этим сокращен срок начала бизнеса до трех дней. И в то же время согласно Указу от 11 ноября 2008 г. при контроле проводимой продукции и транспортных средств через проходные пункты границы Азербайджанской Республики по принципу «одно окно» компетентность единого государственного органа возложена на Государственный Таможенный Комитет Азербайджанской Республики.

Подписано соглашение от 13 апреля 2010 г. О регулировании проверок в сфере бизнеса и о некоторых мерах по обеспечению защиты прав потребителей, что является продолжением совершенствования правовой базы

предпринимательской деятельности в стране. За прошедшие годы значительно либерализованы процедурные правила, регулирующие предпринимательство, отменены экспортные пошлины, установлены максимальные пошлины импорта в пределах 15 %.

Одновременно снижены ставки налогов на прибыль от 22 % до 20 %, налоги на доходы физических лиц от 35 % до 20 %, обеспечена выплата упрощенного налога раз в год, начато применение электронных налоговых расчетов-фактур, производители сельскохозяйственной продукции до 2014 г. освобождены от всех видов налогов, кроме поземельного налога.

Погашение со стороны государства 50 % стоимости горючего, моторных масел и минеральных удобрений для производителей сельскохозяйственной продукции, предоставление в лизинг ввозимой техники и технологического оборудования ОАО «Агролизинг», увеличение срока оплаты при продаже с пяти до десяти лет, предоставление дополнительной помощи — 40 манат на каждый гектар пшеницы, обеспечена выплата субсидий хозяйствам из государственного бюджета за семена первой и второй репродукции и саженцы, снижена сумма государственной пошлины за специальные разрешения (лицензии) по некоторым видам деятельности.

Наряду с этим в последние годы внесены позитивные изменения в правила пользования средств Национального фонда поддержки предпринимательства. Согласно изменениям увеличено количество льготных кредитов для предпринимателей, процентная ставка снижена с 7 до 6 и срок рассмотрения обращений составляет 25 дней. Наблюдается рост объема кредитов каждый год в направлении развития производства и перерабатывающих отраслей, а также развития туризма за счет средств фонда. Таким образом, возросли возможности доступа деловых людей к кредитам.

В 2003 г. в целях реализации увеличения экспортной способности страны, привлечения иностранных инвестиций был учрежден Азербайджанский Фонд Поощрения Экспорта и Инвестиций (АгРЯОМО). Фонд поддерживает предпринимателей в увеличении экспортного потенциала предпринимателей в стране, расширении инвестиционных возможностей, выявлении потенциальных партнеров и реализации совместных проектов сотрудничества. В 2010 г. в стране всеми субъектами предпринимательства было произведено промышленной продукции и услуг на сумму 27 434,6 млн манатов, из которых продукция и услуги на сумму 25 572,4 млн манатов (93,2 %) производится субъектами крупных и средних предприятий страны (рисунок).

Полученные результаты стали возможными благодаря развитию предпринимательства, состоящего из передовой линии реформ, за счет последовательных и систематизированных мер по улучшению бизнес-среды. Из мирового опыта известно, что аграрная сфера и фермерское хозяйство постоянно нуждается в государственной поддержке. С этой точки зрения

огромное значение имеет последовательный характер государственного регулирования и реформ.

ВДоха частного ¿«стара ■ ВВП ЯДоля государственного с**юра ж ВВП

Доля частного сектора в ВВП в 2010 г., в %

Из исследований становится ясным, что в результате проводимых реформ в Азербайджане в 2002 г. впервые было произведено 2195,7 тыс. т зерна, 694,9 тыс. т картофеля, 967,3 тыс. т овощей, 330,2 тыс. т бахчевых, 223,6 тыс. т мяса (живой вес), 1119,8 тыс. т молока, 561,6 млн шт. яиц, 11,8 тыс. т шерсти, что означает на 180,0 тыс. т больше зерна, на 89,1 тыс. т больше картофеля, на 51,0 тыс. т больше овощей, на 39,4 тыс. т больше бахчевых, на 18,2 тыс. т больше мяса, на 46,4 тыс. т больше молока, на 7,6 млн шт. больше яиц и на 0,6 тыс. т больше шерсти по отношению к 2001 г.

Также наблюдается рост в увеличении голов скота. Поскольку на 1 января 2003 г. в стране количество крупнорогатого скота достигло 2155,0 тыс. голов, количество овец и коз — до 6849,0 тыс. голов, что по сравнению с 2001 г. — 55,0 тыс. голов и 291,0 тыс. голов больше соответственно. Рост производства увеличил также рост экспорта страны. Поскольку в 2002 г. из республики было экспортировано продукции сельского хозяйства и перерабатывающей промышленности на 84,0 млн дол. США, что на 18,0 млн дол. больше по сравнению с 2001 г. Рост производимой в республике сельскохозяйственной продукции обусловил сокращение ввозимой продукции в республику [1, э. 44]. По данным Государственного комитета по статистике республики, в 2002 г. объем основных видов сельскохозяйственной продукции, поступившей в республику, уменьшился на 9,1 млн дол. США по сравнению с 2001 г. [6].

Без сомнения, в результате осуществления аграрной реформы у сельского населения растет чувство собственника, формируются новые формы производственных отношений, появляется слой сельских предпринимате-

лей, улучшаются условия для развития малого и среднего бизнеса, растет тенденция для снижения издержек на единицу продукции. Укрепление правовой базы и другие меры, перечисленные выше, являются основным критерием для производства продукции, соответствующей мировым стандартам, защиты внутреннего рынка, согласованности спроса и предложения в производстве сельскохозяйственных товаров и расширения соответствующих производственных сфер в результате создания конкурентной среды в республике. Все эти факторы обуславливают усиление тенденций в соответствии с принципами рыночной экономики.

Одной из важных особенностей в контексте государственного регулирования предпринимательства и развития — формирование условий для обеспечения связи индивидуального интереса предпринимателя с общим интересом государства [3, s. 18, 19]. Если принять во внимание сезонный характер сельскохозяйственного района, то производители сельскохозяйственной продукции сталкиваются на рынке с более жесткой конкуренцией, и это еще раз показывает, что аграрный сектор нуждается в регулярной поддержке.

Но наряду с развитием средних и крупных предприятий, в современных условиях необходимо немного увеличить роль мелких предприятий. Известно, что одним из факторов, способствующих деятельности мелкого бизнеса, является кредитование. А кредит предоставляется через залог или гарантию. Малые же предприятия в большинстве случаев этого сделать не могут. Сейчас специальных банков, непосредственно обслуживающих мелкий бизнес, очень мало. Ограниченность соответствующих возможностей для получения кредитов уменьшает возможности конкурировать мелким предпринимателям с другими предприятиями. Такие вопросы должны быть постоянно под контролем государства, особенно в регионах необходимо способствовать развитию мелкого предпринимательства [4, s. 426, 175].

• Не случайно, что в странах с развитой рыночной экономикой действуют специальные фонды по государственной поддержке малого бизнеса. Например, в Японии в этих целях из бюджета выделяют 2-3 млрд дол. В экономической практике государственная поддержка малым формам производства, вернее малому бизнесу преимущественнее, чем на средний и крупный бизнес.

В 70-х годах XX в. в западных странах и их экономиках произошли коренные изменения и в результате появилось инновационное предпринимательство. В такой форме предпринимательства всесторонне применяются новые технологии и хозяйственных процессах, уделяется большое внимание в сторону качества продукции и т. д.

Считается, что в процессе перехода к рыночным отношениям необходимо создание приемлемых условий для развития инновационного предпринимательства. Можно считать закономерным, что современный

этап развития мирового хозяйства не может обходиться без инновационного предпринимательства. Одновременно инновационное предпринимательство дает толчок экономическому подъему страны. Страны, которые не используют инновационное предпринимательство или критикуют его, несомненно, приговорены к банкротству.

В связи с поддержкой бизнеса представляет интерес опыт развития инновационного бизнеса в США. Начиная с 80-х годов в США сильно развивается инновационный бизнес индивидуального и группового характера. Опыт США показывает, что основное содержание инновационной политики государства, связанной с малым бизнесом, состоит из ориентирования мелких фирм на надежные финансовые источники и регулирования финансовой массы. Здесь выделяют два главных направления: первое — осуществление целенаправленных субсидий бюджета; второе — привлечение специального капитала на финансирование инновационной деятельности малых фирм [2, е. 120-122].

Итак, создание в Азербайджане инновационного предпринимательства и его развитие невозможно без целенаправленной деятельности правительства республики.

Для республики, делающей успешные шаги в направлении развития демократии на международной арене, известной как гарант сбалансированного и динамичного развития во всех сферах экономики, а также в области сельского хозяйства, очень эффективно применение опыта ведения сельского хозяйства в развитых странах.

В общем, в направлении государственного регулирования слоя предпринимателей в аграрном секторе следующие меры считаются целесообразными: поддержка предпринимательской деятельности перерабатывающих и обслуживающих предприятий, входящих в регионы; уделение большого внимания взаимоотношениям между банковскими финансовыми органами и предпринимателями, работающими в сельском хозяйстве; при кредитовании придерживаться принципа дифференциации в связи со специализацией производства; создание специализированного банка (агро-банк) и его филиалов в регионах для обеспечения кредитования производителей сельскохозяйственной продукции и их интересов; улучшение семян и посевных материалов, защита растений, карантин, ветеринарное обслуживание, улучшение почвы, ирригационные и мелиорационные мероприятия и охрана окружающей среды; предусмотрение выделения средств на лизинговый фонд для улучшения обеспечения материально-технической базы сельского хозяйства; целевые дотации и субсидии для льготной покупки материально-технических средств, применяющихся в сельском хозяйстве, должны носить устойчивый характер.

Библиографический список

1. Аббасов И. Сельское хозяйство Азербайджана. Баку: Издательство «Наука и образование», 2010. С. 590.

2. Аббасов Ч. Пути интеграции Азербайджана в мировую экономику. Баку: Издательство «Наука», 2005. С. 250.

3. Нифтуллаев В. Основы предпринимательства. Баку: Издательство «Заман», 2002. С. 618.

4. Велиев Д. Интеграция Азербайджана в глобальную экономику. Баку: Издательство «Адильоглу», 2008. С. 426.

T.G. Kurbanova

State regulation of entrepreneurship and prospects of its development in the agricultural industry

The article emphasizes that state intervention in the economy is essential. Creating incentives for entrepreneurs by the state and improving the legal framework is important. Financial loan mechanisms for the entrepreneurs have to be simplified, subsidization, budgetary assistance have to be consistent and it is expedient to apply tax remissions. At the same time, it notes that for the agrarian development purposes the experience of the foreign countries has to be studied, positive aspects that can be applied should be utilized as the development ofpositive factors in our country and their application impacts the mentioned sphere.

Key words: Entrepreneurial activity, innovative entrepreneurship, state regulation, agrarian sphere.

УДК 338.1

И.И. Афанасьева, канд. экон. наук, ст. преп. кафедры коммерции и логистики, 8-918-519-58-39, (863)240-73-38, kim-afanasveva@rambler.ru. (Россия, Ростов-на-Дону, РГЭУ (РИНХ))

ОСНОВЫ ИССЛЕДОВАНИЯ СТРУКТУРНО-ДИНАМИЧЕСКИХ ИЗМЕНЕНИЙ ЛОГИСТИЧЕСКОЙ СИСТЕМЫ ЗЕРНОВОЙ ОТРАСЛИ

Приведены методические основы исследования логистической системы экспортоориентированной зерновой отрасли, включающие диагностику мирового и отечественного рынка зерновых, выявление факторов сдерживающих/способствующих развитию логистической системы экспортоориентированной зерновой отрасли.

Ключевые слова: логистическая система, зерновая отрасль, экспортный потенциал, рынок зерновых.

Как объект исследования логистическая система экспортоориентированной зерновой отрасли отличается сложной иерархической структурой

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.