Научная статья на тему 'Государственное регулирование финансов организаций'

Государственное регулирование финансов организаций Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
2808
266
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

A public adjustment of corporate finance is based on the reciprocity the separate parts of the country’s financial system. The main object of the public adjustment is set and control financial proportions in an allocation and formation in the country using reasonable combinations of corporate and public interests. It is fulfilled with administrative, law, economic and social approaches. A public adjustment of corporate finance includes the following basic instruments: laws and law acts of public adjustment departments, charges in budget, financial privileges and sanction, total and special subsidies, public norms and standards system.

Текст научной работы на тему «Государственное регулирование финансов организаций»

СОВРЕМЕННЫЕ ПРОБЛЕМЫ ФИНАНСОВ И КРЕДИТА

УДК 658.1

С.А. Гаранина

Омский государственный университет

ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ФИНАНСОВ ОРГАНИЗАЦИЙ

A public adjustment of corporate finance is based on the reciprocity the separate parts of the country’s financial system. The main object of the public adjustment is set and control financial proportions in an allocation and formation in the country using reasonable combinations of corporate and public interests. It is fulfilled with administrative, law, economic and social approaches. A public adjustment of corporate finance includes the following basic instruments: laws and law acts of public adjustment departments, charges in budget, financial privileges and sanction, total and special subsidies, public norms and standards system.

Финансы организаций являются основным звеном системы финансов государства. Именно здесь формируется основная часть национального дохода. Вместе с тем финансы организаций занимают в системе финансов соподчиненное положение по сравнению с другим ее элементом - государственными и муниципальными финансами.

Финансовые отношения в государстве выражают распределение/перераспределение созданного за определенный период валового внутреннего продукта. Таким образом, сфера возникновения и функционирования финансов - вторая стадия общественного воспроизводства, на которой осуществляется распределение валового внутреннего продукта по целевому назначению (фонды возмещения, фонды потребления, прибыль) и субъектам хозяйствования.

Носителем финансовых отношений служат финансовые ресурсы, которые образуются в своей основной массе у хозяйствующих субъектов из выручки от продажи товаров (работ, услуг). У государства финансовые ресурсы состоят преимущественно из налогов и сборов, изымаемых у хозяйствующих субъектов в ходе общественного перераспределения. Соответственно налоговые доходы всех видов бюджетов в государстве есть не что иное, как перераспределенные в пользу общества финансовые ресурсы хозяйствующих субъектов.

Взаимосвязь и взаимообусловленность финансовых ресурсов отдельных звеньев финансов страны обуславливают объективную необходимость их государственного регулирования.

На что же в первую очередь направлено государственное воздействие? Естественно, на создание оптимальных условий реализации целей финансов организаций, а именно:

- формирование капитала, доходов и денежных фондов;

- использование капитала, доходов и денежных фондов;

- регулирование капитала, доходов и денежных фондов;

- контроль за эффективным функционированием капитала, денежных фондов.

Поэтому основной задачей, решаемой в ходе государственного регулирования финансов организаций, становится установление и контроль финансовых пропорций распределения накоплений в стране при разумном сочетании и сбалансированности корпоративных и общественных интересов.

В связи с этим основные направления государственного регулирования финансов организаций касаются следующих сторон хозяйственной деятельности:

1. Обслуживание смены форм стоимости. В процессе кругооборота фондов денежная форма стоимости превращается сначала в товарную (сырье, материалы, полуфабрикаты), затем, после завершения процесса производства, вновь преобразуется в первоначальную денежную (выручка от реализации товаров, работ, услуг).

2. Распределение доходов от хозяйственной деятельности. Выручка от реализации товаров (работ, услуг) после уплаты косвенных налогов направляется в фонд возмещения материальных затрат (затрат на средства и предметы труда), фонд оплаты труда и чистый доход (прибыль).

3. Перераспределение чистого дохода. Прибыль организаций распределяется на платежи в бюджет (налог на прибыль и иные аналогичные платежи) и прибыль, оставляемую в распоряжении организаций (чистая прибыль).

© С.А. Гаранина, 2003

98

Государственное регулирование финансов организаций

4. Использование чистой прибыли. Остающаяся в распоряжении организаций прибыль образует фонды накопления, потребления, резервный и другие, предусмотренные регламентами деятельности организаций.

5. Контроль за состоянием финансовых ресурсов и капитала организации. Финансовое состояние оценивается системой показателей платежеспособности, ликвидности, финансовой независимости.

Решая основной финансовый вопрос, государство использует весь арсенал методов и инструментов государственного регулирования.

Воздействие на финансы организаций со стороны государства осуществляется с помощью следующих методов:

- административно-правовых,

- экономических,

- социальных.

Институт государственности традиционно использует в первую очередь административноправовые методы регулирования. С их помощью производится формализация системы финансовых отношений между государством и корпоративным собственником, легитимизация конкретных форм и инструментов регулирования. На практике это реализуется путем законодательства государства, прямо или опосредованно воздействующего на финансовые отношения.

Достичь сбалансированности финансовых интересов хозяйствующих субъектов и государства возможно только экономическими методами регулирования. Эта группа методов дополняет воздействие первой, создавая необходимые предпосылки для применения административно-правовых методов регулирования. Наличие товарно-денежных отношений обуславливает использование экономического принуждения при построении финансов в государстве.

Взаимопроникновение этих двух групп методов в системе государственного регулирования на современном этапе настолько велико, что практически невозможно вычленить обособленное воздействие каждой группы. Так, система норм налогового законодательства есть результат административно-правовых методов регулирования, а ставки налогов, закрепленные налоговым законодательством -экономических.

Регулируя и направляя денежные потоки для образования финансовых ресурсов, государство достигает своей основной цели - обеспечения благоденствия своих граждан. Это становится возможным, если система применяемых методов регулирования включает в себя социальные методы, которые обеспечивают исполнение социальных нормативов. Однако в настоящее время степень воздействия социальных методов настолько мала, что не позволяет выявить конкретные инструменты государственного финансового регулирования в данной области.

Реализация методов финансового регулирования осуществляется через финансовые инструменты - регуляторы, которыми в нашем государстве являются:

1) государственные нормы, нормативы и лимиты;

2) налоги и платежи в бюджет;

3) льготы и санкции;

4) субсидии и субвенции;

5) цены и ценообразование;

6) доходы и расходы организаций;

7) деньги (валюта) и ценные бумаги.

Остановимся подробнее на основных финансовых регуляторах, применяемых для организаций.

С помощью системы норм, нормативов и лимитов устанавливаются предельные значения финансовых показателей, характеризующих финансовую деятельность организаций.

Система норм и нормативов в соответствии с государственной иерархией управления подразделяется на четыре блока: федеральный, региональный, местный и отраслевой.

Наиболее многочисленна группа федеральных норм и нормативов. Эти регуляторы обязательны для применения на всей территории России. К ним относятся:

• минимальный размер уставного капитала (для акционерных обществ, обществ с ограниченной ответственностью);

• ставки налогов;

• тарифы взносов на социальное страхование (пенсионное и страхование от несчастных случаев на производстве);

• ставка рефинансирования коммерческих банков;

• нормативы размещения страховых резервов страховщиков;

99

С.А. Гаранина

• норматив обязательной продажи экспортной выручки;

• минимальный размер оплаты труда;

• нормативы формирования отчислений из чистой прибыли (например, в резервные фонды акционерных обществ);

• нормы амортизационных отчислений по отдельным группам основных средств;

• норматив обязательной продажи экспортной выручки и т. п.

Государственные нормы и нормативы могут назначаться как в твердых величинах, так и в определенном диапазоне. Так, ставки налогов - всегда твердые величины (например, основная ставка налога на прибыль - 24 %), а нормы амортизационных отчислений определены в диапазоне значений.

На уровне региональных и муниципальных образований регуляторы не столь многочисленны. Они действуют на отдельных территориях Российской Федерации и утверждаются представительными и исполнительными органами власти. В основном эти блоки представлены в виде ставок региональных налогов (для регионального блока) и ставок местных налогов (для местного блока), если такое предусмотрено федеральным налоговым законодательством.

На уровне отрасли обязательность действия норм и нормативов предусмотрена в первую очередь лицензионными требованиями, а также необходимостью соблюдения пропорций развития отрасли. Эту группу норм и нормативов составляют:

• нормативы достаточности собственного капитала (для кредитных учреждений, страховых организаций, профессиональных участников рынка ценных бумаг);

• нормы обязательных резервов, депонируемых в Центральном банке России;

• лимит остатка наличных денег в кассе организации;

• нормы расчетов наличными денежными средствами между юридическими лицами.

Вторая группа регуляторов - налоги и платежи в бюджет Российской Федерации - наиболее значима для организаций при осуществлении текущей деятельности. Как мы видели, ставки налогов есть государственные нормативы. В виде отдельной группы регуляторов налоги и платежи представляют собой совокупность доходов организаций, направляемых в бюджет на безвозмездной, принудительно-властной основе для реализации общегосударственных интересов. Используя этот регулятор, государство устанавливает правила исчисления и уплаты налогов, сборов и платежей; виды налоговых изъятий для каждого корпоративного собственника.

В настоящее время налоговая система Российской Федерации состоит из трех блоков: федеральных, региональных и местных налогов. Федеральные налоги уплачивают все субъекты на территории государства в обязательном порядке. Их подсистему для организаций составляют налог на добавленную стоимость, акцизы, налог на прибыль, единый социальный налог, налог на добычу полезных ископаемых, таможенные и государственные пошлины, налог на операции с ценными бумагами, федеральные лицензионные сборы.

Подсистема региональных налогов находится на стации реформирования. В пореформенный период в нее будут входить налог на имущество организаций, транспортный налог, налог на игорный бизнес, региональные лицензионные сборы, существующие в настоящее время, а также дорожный налог и налог на недвижимость, не имеющие аналогов в действующей налоговой системе. Аналогична ситуация с блоком местных налогов. Из всей совокупности разрешенных на местном уроне налогов и сборов в пореформенное время для организаций останутся налог на рекламу и местные лицензионные сборы.

Региональные и местные налоги, в отличие от федеральных, могут носить факультативный характер. Так, факультативным региональным налог являлся налог с продаж, взимание которого отменяется с 2004 г. Факультативный налог, входящий в местный блок - налог на рекламу.

Действующая налоговая системы позволяет организациям - субъектам малого предпринимательства - заменить совокупность налогов специальным налоговым режимом, предусматривающим уплату единого налога. По выбору им может быть единый налог по упрощенной системе налогообложения или на вмененных доход для отдельных видов деятельности, а также единый сельскохозяйственный налог.

Кроме налогов и сборов, образующих налоговую систему России, организации уплачивают платежи в бюджеты государственных обязательных фондов социального обеспечения: пенсионного и социального страхования. Так, первый платеж на обязательное пенсионное страхование введен с 2002 г., его взимание регламентировано Федеральным законом «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» № 167-ФЗ от 15 декабря 2001 г. В бюджет Фонда социального страхования

100

Государственное регулирование финансов организаций

организации направляют платеж сбора на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний.

Третий регулятор - льготы и санкции, активно применяется государством для управления пропорциями финансового развития хозяйствующих субъектов. Так, широко известны льготы и санкции, применяемые в налоговой системе России. За неисполнение в установленные сроки обязанности по перечислению налогов и сборов в бюджет, все налогоплательщики (а организации - основные из них) должны уплатить пени за каждый день просрочки платежа в размере 1/300 от ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации. В качестве налоговых льгот широко используется снижение налоговых ставок, изъятие отдельных элементов налоговых баз и отдельных субъектов налогообложения. К примеру, общественные организации, учрежденные инвалидами, не уплачивают социальный налог, а доходы от реализации продуктов первой необходимости облагаются налогом на добавленную стоимость по пониженной ставке - 10 %.

Если с помощью второй и третьей группы регуляторов государство изымает финансовые ресурсы организаций, то четвертая группа, наоборот, отвечает за пополнение финансовых ресурсов организации за счет государства. Это осуществляется с помощью субсидий и субвенций. Наиболее распространены субсидии - бюджетные средства, передаваемые организациям на условиях долевого финансирования целевых расходов. Основная группа получателей субсидий среди коммерческих организаций - предприятия, занимающиеся производством и переработкой сельскохозяйственной продукции (например, субсидии на приобретение элитных семян).

Субвенции организации получают от государства на определенный срок на безвозмездной и безвозвратной основах на осуществление целевых расходов. Обычно они предоставляются в рамках реализации государственных социальных программ.

Пятый финансовый регулятор, активно применяемый государством, - цены и ценообразование. Проводя политику государственного ограничения цен с помощью косвенных налогов и контроля за установлением цен на услуги, оказываемые предприятиями социальной инфраструктуры, государство регламентирует объем финансовых ресурсов, поступающих в организации в виде доходов.

Применение государственных регуляторов в формировании и использовании доходов и расходов организаций, на первый взгляд, не производится. Однако правила учета доходов и расходов организаций заданы нормативными регуляторами ПБУ 9/99 «Доходы организаций» и ПБУ 10/99 «Расходы организаций». Таким образом, величины доходов и расходов в любой момент времени определяются по государственным регламентам.

Седьмой государственный регулятор - деньги и ценные бумаги, в силу существования товарноденежных отношений и первичного определения финансовых отношений как отношений денежных, -является одним из основных. Государством задается вид валюты, с помощью которого осуществляются финансовые операции организаций, правила ее обращения. Так, на территории Российской Федерации единственным расчетным валютным ресурсом служит рубль Российской Федерации, свободное обращение иностранной валюты на территории страны запрещено. Стандарты ее использования в денежных расчетах организаций закреплены Законом РФ «О валютном регулировании и валютном контроле» № 3615-1 от 9 декабря 1992 г. Эмиссия и обращение ценных бумаг также регламентированы государством.

Финансовое регулирование деятельности организаций зависит от выбора его формы. Различают прямое, косвенное и смешанное регулирование.

Прямое воздействие государства достигается посредством прямого налогообложения текущих и накопленных доходов хозяйствующих субъектов, взимания штрафов и неустоек, установления государственных финансовых ограничителей в ценообразовании, денежном обращении, а также путем прямого финансирования расходов организаций.

Косвенное регулирование затрагивает организацию косвенного налогообложения на территории страны, установление социальных денежных нормативов, разработку рекомендательных государственных норм, нормативов и лимитов.

Смешанная форма регулирования предусматривает наличие системы неналоговых платежей в бюджет, льготное финансирование, льготное налогообложение, систему нормативов финансового состояния организаций.

Воздействие государства на хозяйствующий субъект в конкретный момент времени осуществляется одновременно во всех трех формах регулирования. Так, реализуя свою продукцию предприятие является плательщиком прямых и косвенных налогов (в бюджет), взносов на обязательное пенсионное (в Пенсионный фонд) и социальное страхование от несчастных случаев на производстве (в Фонд социального страхования).

Государственное финансовое регулирование предполагает:

101

С.А. Гаранина

— регулирование «рождения» и «смерти» организаций, финансовых сторон различных форм финансов организаций (по формам собственности, организационно-правовым формам, сферам деятельности);

— регулирование информационных баз управления финансовой деятельностью;

— налоговое регулирование и контроль;

— таможенное регулирование и контроль;

— валютное регулирование и контроль;

— регулирование операций на кредитном рынке;

— регулирование инвестиционных операций;

— регулирование операций на фондовом рынке;

— регулирование операций страхования на финансовом рынке;

— регулирование денежного оборота и форм расчетов;

— регулирование порядка и форм санации организаций;

— регулирование процедур банкротства и ликвидации организаций.

Содержание конкретных механизмов и форм государственного финансового регулирования определяется тактическими и стратегическими задачами управления страной.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Рассмотрим изменения, произошедшие в механизмах реализации отдельных направлений государственного финансового регулирования за неполный 2003 г.

Наибольшее революционное изменение государственных финансовых регуляторов связано с введением в действие положения по бухгалтерскому учету «Учет расчетов по налогу на прибыль» ПБУ 18/02, утвержденного приказом Министерства финансов РФ № 114н от 19 ноября 2002 г. Казалось бы, как может существенно повлиять нормативный бухгалтерский документ, регламентирующий расчеты с бюджетом, на финансы организаций?

Регулирование информационной базы по налогу на прибыль организаций привело к изменению информации о налоге на прибыль, чистой прибыли организаций, и, соответственно, собственного капитала организации. Таким образом, в результате чисто технических учетных операций изменяется информационная база для принятия основных финансовых решений, касающихся капитала и прибыли организации.

Применение ПБУ 18/02 потребовало изменений в действующий план счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций, утвержденный приказом Министерства финансов № 94н от 30 ноября 2000 г. В него были введены новые счета: «09» - «Отложенные налоговые активы» и «77» - «Отложенные налоговые обязательства». В финансовом учете теперь отражаются все новые учетные категории, рожденные ПБУ 18/02: постоянные налоговые разницы, временные налоговые разницы, постоянное налоговое обязательство, отложенные налоговые активы, отложенные налоговые обязательства, условный расход (доход ) по налогу на прибыль, текущий налог на прибыль.

Текущий налог на прибыль исчисляется сейчас как сумма условного расхода (дохода) по налогу на прибыль, постоянного налогового обязательства, отложенных налоговых активов, уменьшенных на величину отложенных налоговых обязательств.

Все налоговые разницы возникают из-за различных принципов признания доходов и расходов в бухгалтерском и налоговом учете. Постоянные разницы появляются тогда, когда в течение будущих хозяйственных периодов отклонения в значениях учетных показателей доходов и расходов в бухгалтерском и налоговом учете по отдельным операциям не изменяются. В обратном случае возникают временные налоговые разницы. В зависимости от характера влияния на прибыль они делятся на вычитаемые (появляются в случае превышения бухгалтерских расходов над налоговыми) и налогооблагаемые (появляются в случае превышения налоговых расходов над бухгалтерскими). На счетах бухгалтерского учета находят свое отражение постоянное налоговое обязательство (сумма налога на прибыль, исчисленная по постоянной налоговой разнице), отложенные налоговые активы (сумма налога по временным вычитаемым разницам) и отложенные налоговые обязательства (сумма налога по налогооблагаемым временным разницам).

Постоянные разницы наиболее часто возникают при превышении фактических расходов организаций над величиной расходов, принимаемых для целей налогообложения, по которым предусмотрены ограничения (например, сверхнормативные расходы по оплате командировок). Временные разницы являются результатом применения различных способов перенесения стоимости активов на стоимость готовой продукции, работ, услуг или признания расходов в бухгалтерском и налоговом учете. Они, например, возникают при применении различных способов расчета амортизации у всех организаций, учета транспортных расходов - у торговых.

102

Государственное регулирование финансов организаций

Ведение финансового учета отложенных налоговых активов и отложенных налоговых обязательств приводит к изменению структуры активов и пассивов организации.

Так, отложенные налоговые активы увеличивают величину внеоборотных активов организации. Общая величина активов организаций, отражающая в финансовой отчетности размер финансовых ресурсов, завышается на размер не погашенных на отчетную дату отложенных налоговых активов.

Отложенные налоговые обязательства отражаются в финансовой отчетности в составе долгосрочных обязательств, что приводит к увеличению размера заемного капитала и, соответственно, к ухудшению структуры всего капитала организации.

С 2003 г. изменился также порядок расчета чистых активов организаций, бухгалтерского аналога финансового показателя, характеризующего размер собственного капитала организации. В финансовом учете порядок оценки стоимости и чистых активов производится в соответствии с приказом Минфина России № 10н, ФКЦБ РФ № 03-6/пз от 29 января 2003 г. «Об утверждении порядка оценки стоимости чистых активов акционерных обществ». Отложенные налоговые активы при определении величины чистых активов общества должны включаться в состав активов, а отложенные налоговые обязательства - в состав пассивов, участвующих в расчете. При этом оценка чистых активов производится ежеквартально и в конце года на соответствующие отчетные даты, а информация о стоимости чистых активов раскрывается в промежуточной и годовой финансовой отчетности. Поэтому выделенные отложенные налоговые активы и обязательства, в зависимости от их величины, могут неблагоприятно повлиять на расчетный показатель стоимости чистых активов.

Дальнейшее государственное регулирование информационных баз для принятия управленческих финансовых решений выразилось в изменении стандарта представления публичной финансовой информации. Начиная с финансовой отчетности за 2003 г., организации должны раскрывать сведения о размерах и структуре финансовых ресурсов и финансового капитала в новых формах бухгалтерской отчетности, утвержденных приказом Минфина России № 67н от 22 июля 2003 г. «О формах бухгалтерской отчетности организаций». Наряду с вышеотмеченными изменениями размера внеоборотных активов и долгосрочных обязательств в балансе организаций, а также величины чистых активов, наиболее существенные изменения коснулись формата информации о движении капитала (форма № 3 отчетности). Так, теперь подлежит раскрытию информация об изменении капитала, связанная с новациями в учетной политике, выпуском дополнительных акций, номинальной стоимости акций, реорганизации юридического лица за два отчетных периода: текущий и предшествующий.

С 28 июня 2003 г. вступил в действие Федеральный закон «О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт» № 54-ФЗ от 22 мая 2003 г. В сферу действия этого закона вовлечены все наличные денежные расчеты организаций в случае продажи товаров, выполнения работ, оказания услуг. Ранее действующая норма требовала применение контрольно-кассовых машин только при осуществлении наличных денежных расчетов с физическими лицами. Для организации наличных расчетов (или расчетов с применением платежных карт) в соответствии с требованиями Закона № 54-ФЗ все организации, включая кредитные учреждения, обязаны иметь контрольно-кассовую технику с фискальной памятью, что для большинства хозяйствующих субъектов означало необходимость приобретения новых кассовых аппаратов.

Требование проведения наличных денежных расчетов посредством контрольно-кассовой техники породило много проблем на практике. Наиболее насущная из них в настоящее время - учетная. Правилами бухгалтерского учета в РФ определены унифицированные формы первичных учетных документов для ведения кассовых операций, в которых не предусмотрено выдачи каждому клиенту-юридическому лицу наряду с кассовым чеком корешка приходного кассового ордера. Приходный кассовый ордер оформляется как унифицированный первичный кассовый документ по отчету кассира-операциониста, а клиенту - юридическому лицу - для возмещения сумм НДС необходим первичный кассовый документ, в котором указано наименование покупателя. Эта нужная клиенту информация в кассовом чеке также не содержится. Для возмещения НДС необходима счет-фактура, а действующие правила их выписки не предусматривают выдачи счетов-фактур по операциям, оплаченным с помощью контрольно-кассовой техники, так как в книгу продаж в данном случае подшивается суточный отчет кассира (кассовая лента). Данные нестыковки законодательного акта и нормативных документов, принятых для его исполнения, приведут в будущем к финансовым санкциям за нарушение налогового законодательства.

Таким образом, рассмотрев теоретические и практические аспекты государственного финансового регулирования финансов организаций на современном этапе, можно прийти к выводу о неуклонном повышении роли государственных регуляторов финансов хозяйствующих субъектов.

103

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.