Научная статья на тему 'Государственно-правовое регулирование недропользования, налогообложения и инвестиций в нефтяной промышленности Ливии'

Государственно-правовое регулирование недропользования, налогообложения и инвестиций в нефтяной промышленности Ливии Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
595
145
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОНТРОЛЬ ГОСУДАРСТВА / НЕДРОПОЛЬЗОВАНИЕ / СРП / ИНОСТРАННЫЕ ИНВЕСТИЦИИ / НАЛОГООБЛОЖЕНИЕ / CONTROL OF STATE POWER / INVOLVEMENT OF FOREIGN INVESTMENTS / TAXATION / SUBSOIL / PRODUCTION SHARING AGREEMENT

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Липинский Александр Викторович

Большое влияние на развитие экономики Ливии оказывают принципы проведения государственной политики в сфере недропользования, налогообложения, а также совершенствования законодательства о недрах. Своеобразие государственно-политического устройства Ливии отражается и на особенностях регулирования всех перечисленных проблем. Учитывая, что в Ливии установлен военный режим, исповедующий идеи арабского национализма, социализма и ислама и в стране нет Конституции, а «Основным законом общества» является Коран, то исследование вопросов о правовом регулировании топливно-энергетического комплекса, являются главной составляющей интереса автора к данной теме.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

State-legal regulation of subsoil, taxation and investments in the petroleum industry of Libya

The great influence on economic development of Libya is rendered by principles of realization of a state policy in sphere of subsoil, taxation, and also legislative development of subsoil law. The originality is state-political system of Libya is reflected in features of regulation of all remitted problems. Considering that in the Libya the military regime professing ideas of the Arabian nationalism, a socialism and Islam, and there is no Constitution, and «fundamental law» is the Koran, so, researching of questions on legal regulation of a fuel and energy complex are a main component of interest of the author to the given theme. In the article features of granting of subsoil in the use which main condition is making agreement about working out and production section, and also that fact are marked that in the country the competitive system of granting of subsoil operates, and subsoil is paid. Also it is analyzed principal views of taxes which should face the foreign petroleum companies working in Libya. As of today, when the Russian-Libyan relations leave on absolutely new level mainly at the expense of constructive cooperation in sphere of a fuel and energy complex, these questions are especially actual.

Текст научной работы на тему «Государственно-правовое регулирование недропользования, налогообложения и инвестиций в нефтяной промышленности Ливии»

8.5. ГОСУДАРСТВЕННОПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ НЕДРОПОЛЬЗОВАНИЯ, НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ И ИНВЕСТИЦИЙ В НЕФТЯНОЙ ПРОМЫШЛЕННОСТИ ЛИВИИ

Липинский Александр Викторович, соискатель кафедры административного и финансового права Московского государственного института международных отношений (университета) МИД России, ведущий специалист Префектуры Западного административного округа города Москвы

Контакты автора: a.Hpinskiy@gmail.com

Аннотация. Большое влияние на развитие экономики Ливии оказывают принципы проведения государственной политики в сфере недропользования, налогообложения, а также совершенствования законодательства о недрах. Своеобразие государственнополитического устройства Ливии отражается и на особенностях регулирования всех перечисленных проблем. Учитывая, что в Ливии установлен военный режим, исповедующий идеи арабского национализма, социализма и ислама и в стране нет Конституции, а «Основным законом общества» является Коран, то исследование вопросов о правовом регулировании топливно-энергетического комплекса, являются главной составляющей интереса автора к данной теме.

Ключевые слова: контроль государства,

недропользование, СРП, иностранные

инвестиции, налогообложение

STATE-LEGAL REGULATION OF SUBSOIL, TAXATION AND INVESTMENTS IN THE PETROLEUM INDUSTRY OF LIBYA

Lipinskiy Alexander, the competitor of administrative and financial law department, Moscow State Institute of International Relations (University), Russia’s Foreign Ministry, the leading expert, Administration of West administrative district of Moscow

Annotation: The great influence on economic development of Libya is rendered by principles of realization of a state policy in sphere of subsoil, taxation, and also legislative development of subsoil law. The originality is state-political system of Libya is reflected in features of regulation of all remitted problems. Considering that in the Libya the military regime professing ideas of the Arabian nationalism, a socialism and Islam, and there is no Constitution, and «fundamental law» is the Koran, so, researching of questions on legal regulation of a fuel and energy complex are a main component of interest of the author to the given theme.

In the article features of granting of subsoil in the use which main condition is making agreement about working out and production section, and also that fact are marked that in the country the competitive system of granting of subsoil operates, and subsoil is paid. Also it is analyzed principal views of taxes which should face the foreign petroleum companies working in Libya.

As of today, when the Russian-Libyan relations leave on absolutely new level mainly at the expense of constructive cooperation in sphere of a fuel and energy complex, these questions are especially actual.

Keywords: control of state power, involvement of foreign investments, taxation, subsoil, Production Sharing Agreement

Активно развивающийся минерально-сырьевой комплекс, является основой социально-экономического развития и стабильности не только России, но и многих зарубежных стран, в том числе стран Ближнего Востока и Африки. Одним из ведущих производителей нефти и газа на африканском континенте и Ближнем Востоке является Ливия, и в ближайшее время она может стать одной из самых быстроразвивающихся нефте- и газодобывающих стран Ближнего Востока и Африки1.

Ливия - бесспорный лидер на африканском континенте по размерам подтвержденных запасов нефти (по данным из разных источников, они составляют от 3,1 до 4,1 млрд. т). Ливия также располагает запасами природного газа. При этом территория страны считается недостаточно разведанной. Ливия является весьма привлекательной с точки зрения перспектив развития нефтегазодобычи ввиду значительных ресурсов, низкой стоимости нефтедобычи, близкого расположения к рынкам Европы и хорошо развитой инфраструктуры.

В Ливии установлен военный режим, исповедующий идеи арабского национализма, социализма и ислама. Конституции в стране нет, «основным законом общества» является Коран. Официальной идеологической доктриной является «третья мировая теория» М. Каддафи, основные положения которой изложены им в «Зеленой книге».2 Особенностью ливийского законодательного процесса является обладание лидера революции правом единолично издавать законы в силу занимаемого им поста верховного главнокомандующего, что выражает собой законотворчество в его непосредственной форме.

В 1955 году, еще только предвидя возможность обнаружения нефти, правительство Ливии приняло закон о нефтяных концессиях. Заключение таких соглашений регламентировано Законом о нефти № 25 от 1955 г.3. После появления соглашений о разделе продукции Нефтяной Закон не был отменен, но рамки его применения были ограничены деятельностью Ливийской Национальной Нефтяной Корпорацией (NOC). К этому закону было издано несколько дополнений и на сегодняшний день он пересматривается и уже составлен проект нового Закона о нефти. Существует несколько регулирующих нефтяных законодательных актов, предназначенных для реализации закона. Наиболее упоминаемые - регулирующие законодательные акты № 84 и № 95. По существу, Закон о нефти регулирует

1 См. Василевская Д.В. Правовое регулирование отношений недропользования в Российской Федерации и зарубежных странах. Монография. М.: ООО «Издательство «Нестор Академик», 2007. - с. 5.

2 Каддафи М. Зеленая книга: перевод / М. Каддафи. - М.: Международные отношения, 1989. С.160.

3 Petroleum Law No. 25 of 1955 // Published in Official Gazette 1955.

4 Petroleum Regulation No. 8 for the conservation of petroleum resources // Published in Official Gazette 57/1968.

5 Petroleum Regulation No. 9. The financial, administrative and technical control for the preservation of the oil wealth // Issued by The

Secretary of Petroleum Decision No. 75 for 1973 and Published in the

Official Gazette No. 38/1973.

устаревшую концессионную модель контрактов, которую с 70-х годов заменили на соглашения о разработке и разделе продукции.

Закон о нефти и регулирующие законодательные акты предусматривают следующие основные обязательства: невмешательство в политическую деятельность; принятие необходимых юридических шагов для соответствия с правилами Торгового кодекса и соответствующим законодательством, регулирующим деятельность иностранной компании; проведение всех нефтяных операций в соответствии с правилами регулирующего законодательного акта № 8, по стандартам безопасности, нефтяным ресурсам; соответствие требованиям регулирующего законодательного акта № 9 по финансовому, административному и техническому контролю за сохранностью нефтяного богатства; в ходе нефтяных операций принятие необходимых мер для предотвращения опасности человеческой жизни, собственности, природным ресурсам, пляжам, археологическим, религиозным или туристическим объектам, кладбищам, общественным объектам; обязательное страхование машин, оборудования, материалов, используемых в нефтяных операциях, а также: получение лицензий на реэкспорт любых товаров, которые не используются более в нефтяных операциях.

Любое нарушение требований Закона о нефти или требований законодательных актов предполагает уплату штрафа. Согласно Закону о нефти, вся существующая в Ливии нефть, находящаяся под землей в естественном состоянии, считается собственностью ливийского государства и ни одно лицо не имеет права искать или осуществлять разведку или добывать нефть на территории Ливии, если у него нет соответствующего разрешения.6

Среди стран-экспортеров нефти Ливия наиболее последовательно проводит курс на усиление контроля государства над нефтяной промышленностью. Нефтегазовый комплекс Ливии представлен единственной нефтяной компанией, осуществляющей функции отраслевого министерства и решающей все вопросы освоения и функционирования месторождений - Национальной нефтяной корпорацией (NOC - Libyan National Oil Company), созданной в 1970 году. Национальная нефтяная корпорация (NOC) Ливии контролирует более половины нефтяной промышленности страны, ее нефтедобывающие мощности превышают 40 млн. тонн год. В компетенцию корпорации до сих пор входит решение всех практических вопросов, связанных с разведкой, добычей, переработкой и сбытом нефти непосредственно через существующие в Ливии филиалы иностранных юридических лиц и путем долевого участия в работе смешанных компаний. С 2000 г. она осуществляет функции отраслевого министерства. В состав NOC входят государственные компании, на 100% принадлежащие ей. Национальная нефтяная компания Ливии получила право заключать соглашения с иностранными компаниями на основании решения № 10 от 1979 г.7 Указанное решение является важной частью законодательства, касающегося деятельности NOC и ее взаимодействия с партнерами по контрактам.

Основным условием предоставления недр в пользование в Ливии является заключение соглашения о

6 Petroleum Law No. 25 of 1955. - Article 1. // Published in Official Gazette 1955.

7 Decision of General Secretariat of General People's Congress No. (10) for 1979 concerning the re-organization of NOC // Issued on: 12th Ramadan 1388 APD Corresponding with 5th August 1979.

разработке и разделе продукции (ЕРБА}8, которое заключается между государством и инвестором и представляет собой договор, согласно которому государство предоставляет инвестору на возмездной основе и на определенный срок исключительные права на поиск, разведку, добычу минерального сырья на участке недр, указанном в соглашении, а инвестор осуществляет проведение работ за свой счет и на свой страх и риск, а компенсацию своих затрат получает от реализации своей доли минерального сырья после раздела добытой продукции с государством. Исключительные права на добычу нефти предоставлены только Ливийской национальной корпорации. Однако наряду с ней, свою деятельность в стране осуществляет множество иностранных нефтяных компаний. Зарубежные нефтяные компании получили право участвовать в тендерах на разведку и разработку ливийских месторождений. Но только Ливийская национальная корпорация, получила полномочия заключать соглашения о разделе продукции с заинтересованными зарубежными нефтяными компаниями, при условии, что предложенное и обсужденное соглашение было представлено правительственным властям (в Общий Народный Комитет} для одобрения.

Специфическая особенность первых ливийских контрактов состояла в том, что надзор за операциями с нефтью осуществлялся не Ливийской национальной корпорацией, а Комитетом управления, состоявшим из двух членов, представляющих ливийское государство, и одного члена, представляющего подрядчика. Позже положение сильно изменилось, поскольку двух членов от Ливии стала назначать N00. Решения в комитете принимаются простым большинством, следовательно, N00 полностью контролирует ситуацию, так, как это было бы, если бы корпорация сама по себе являлась органом надзора. На сегодняшний день в Ливии действует четвертый вариант типового соглашения о разделе продукции (ЕРБА IV}9.

По этому соглашению на период разведки и освоения месторождений устанавливается пяти-шести летний, а на период развития 25-ти летний срок. Все исследовательские работы финансируются оператором проекта или консорциумом инвесторов. На начальном этапе минимум в течение пяти лет все расходы несет инвестор, а исключительные права на собственность сохраняет за собой национальная нефтяная компания. Управление ведется руководством из двух членов нефтяной компании и представителем инвестора. Если в процессе сотрудничества будут сделаны промышленно значимые открытия, то сторонами создается совместное предприятие с долей национальной нефтяной компании (N00} 51%, инвестора 49%, капитальные вложения финансируются поровну. Эксплуатационные затраты для инвестора составляют долю, равную компенсационной продукции (около 10-30%}, а

8 Decision of General Secretariat of General People's Congress No (10) for 1979 concerning the re-organization of NOC // Issued on: 12th Ramadan 1388 APD Corresponding with 5th August 1979. - Article 5; www.eoearth.org/article/Energy_profile_of_Libya#EPSAIV.

9 См. Жданов С.В. Арабские страны в мировой экономике. М.: Панорама, 2006. - С. 135; Худяков Н. Период забвения подходит к концу // Мировая энергетика. - 2008. - № 1. - С. 58-60; Сапронова М.А. Арабский Восток: власть и конституции. М.: Московский государственный институт международных отношений (Университет); «Российская политическая

энциклопедия» (РОССПЭН), 2001. - С. 158-163.

остальная доля принадлежит национальной нефтяной компании10.

Таким образом, соглашение о разделе продукции представляет собой специальный налоговый режим, предусматривающий специфический механизм учета и возмещения затрат, а также раздела прибыли между государством и инвестором. Подобные отношения в Ливии являются при этом единственной формой недропользования, существующей на сегодняшний день в стране11. При заключении контрактов в области недропользования существует ряд особенностей.

На начальном этапе необходимо получение разрешения на право пользования недрами. Основным условием которого является заключение соглашения о разработке и разделе продукции, а также тот факт, что в стране действует конкурсная система предоставления участков недр для пользования, а само недропользование является платным.

Среди источников, регулирующих вопросы иностранных инвестиций, основными являются законы об иностранных инвестициях. И что наиболее важно, самыми урегулированными (с законодательной точки зрения} являются иностранные инвестиции на условиях соглашений о разделе продукции. Основными источниками права, регулирующими инвестиционную деятельность в Ливии, являются следующие нормативно-правовые акты: Торговый кодекс Ливии; Закон об иностранных инвестициях 1997 г.; Закон о создании комитета по содействию и гарантиям иностранным инвестициям 1997 г.; Закон о возможном заключении контракта, минуя тендер, 1972 г.; Таможенный закон 1972 г.; Таможенные тарифы 1974 г12.

Налоговая система Ливии является крайне специфической в силу низкого уровня прозрачности и отсутствия четких кодифицированных ориентиров. Основными видами налогов Ливии, с которыми приходится сталкиваться иностранным компаниям, являются: гербовый сбор за регистрацию (пошлина на доходы}; налог на корпорации; налог на заработную плату рабочих и служащих; подоходный налог; налог на «Джихад»; ИНАС (социальное страхование}; удерживаемые сборы13.

В соответствии с Законом № 65 от 1973 года каждый контракт, заключенный в Ливии на любой вид производственной деятельности, подлежит регистрации в Налоговом Управлении в течение 60 дней начиная, с даты его подписания. При регистрации контракта взимается пошлина в размере 2% от его общей стоимости и 1 % - в случае регистрации субконтракта. Все счета на оплату должны иметь печать Налогового Управления, которая свидетельствует об уплате пошлины за регистрацию.

В случае несвоевременной уплаты регистрационного сбора предусматривается штраф, размер которого определяется следующим образом: за каждый месяц задержки в регистрации контракта или субконтракта начисляется и подлежит погашению штраф в размере 3% от суммы причитающегося налога.

10 См. Галаджий И. Во имя Аллаха и идеалов революции // Нефть России. - 2008. - № 4. - С. 97; Худяков Н. Период забвения подходит к концу // Мировая энергетика. - 2008. - № 1.

11 Law No. 44 for the year 1973. Nationalizing 51% of occidental of Libya inc. // Issued on 12 Rajab 1393 (11 august 1973) and published in Edition No. 39 of the Official Gazette on 11 September 1973.

12См.www.pages.ghattour.com/index.asp?documentid=9 и

www.libyaonline.com/business/pages.php?cid=95

13 См. www.libya on line.com/business/pages.php?cid=95

«Налог на корпорации» (налог на прибыль} введен Законом № 64 от 1973 года. Взимание налога осуществляется двумя способами: предварительное налогообложение (при поступлении от компании расчета прибыли и убытков}; конечное налогообложение (обычно после 2-х летнего изучения счетов компании}. Предварительное налогообложение основывается на планируемом компанией расчете прибыли и убытков, который представляется в Налоговое Управление. Налог взимается ежеквартально по приведенным ниже ставкам одновременно с налогом на «Джихад», который для корпораций составляет 4%. Ливийское законодательство не предусматривает права подачи апелляции в отношении предварительного налогообложения. Выплата налога не производится только в том случае, если расчет прибыли и убытков показывает убыток. Конечное налогообложение предусматривает взимание Налоговым Управлением налога на прибыль компании или на основании рассмотрения счетов компании после исключения тех расходов, которые, по мнению Налогового Управления, неправомерно включены в издержки производства, или на основании «расчетного» уровня прибыли, который варьируется в зависимости от сферы деятельности компании.

На практике филиалы иностранных компаний, которые по необходимости часто несут расходы за пределами Ливии, обычно облагаются налогом на прибыль в соответствии с «расчетной» прибылью. При этом филиал иностранной компании в Ливии обязан представить в Налоговое Управление отчет о прибыли не позднее, чем через 7 месяцев после завершения отчетного года. Те расходы, которые признаются Налоговым Управлением как ведущие к прибыли, с которой должен взиматься налог на заработную плату рабочих и служащих, включаются в налогооблагаемую базу компании и облагаются налогом в размере 15-25 %. Налог, независимо от того, каким образом он взимается - по предварительной или конечной оценке, должен быть выплачен 4 равными взносами 10 марта, 10 июня, 10 сентября и 10 декабря. Налогоплательщик может согласиться с оценкой Налогового Управления или может возразить. В таком случае возражение должно быть направлено либо в Арбитражный комитет, либо в суд. За несвоевременную уплату налога налогоплательщик подвергается штрафу в размере 1 % за каждый месяц задержки от невыплаченной суммы с оплатой соответствующих издержек. Выплата штрафа не освобождает налогоплательщика от оплаты самого налога. Ответственным лицом за исчисление, удержание и уплату налога является работодатель. Налоговое Управление производит сверку ежемесячных выписок, сопровождающих налоговые платежи, с годовым отчетом компании о прибылях и убытках.

Подоходный налог является персонифицированным налогом, взимание которого осуществляется в соответствии с Законами № 64 от 1973 года и № 15/1428 от 1998 года на сумму «чистой заработной платы», превышающую 6000 ливийских динаров в год. «Чистый заработок» определяется как полный заработок плюс полученные выгоды за минусом выплаченного налога на заработную плату рабочих и служащих. Налоговые декларации должны быть представлены до конца февраля года, следующего за отчетным. Иностранные служащие должны представлять свои налоговые декларации по крайней мере за 80 дней до своего окончательного отъезда из Ливии.

Налог на «Джихад» введен Законом № 44 от 1970 года и им облагаются личные доходы граждан и при-

были корпораций. Размер налога на «Джихад» на прибыли корпораций составляет 4 %.

Выплата взносов в Фонд социального обеспечения предусмотрена Законом № 13 от 1980 года с соответствующими поправками, внесенными согласно Законам № 1 от 1991 года и № 10/1428 от 1998 года. Налог выплачивается всеми служащими, как ливийцами, так и иностранцами, работающими в Ливии.

Налогом облагается и ежемесячный валовой доход, а в случае с иностранным работником в валовой доход должны быть включены также расходы на его проживание и пропитание, независимо от того, были указанные суммы выплачены иностранному работнику или нет. Платежи по данному налогу должны быть переведены в Фонд социального обеспечения до десятого числа месяца, следующего за месяцем выплаты заработной платы. Любая задержка влечет за собой штраф в размере 5 %. Ответственность за исчисление, удержание и своевременную уплату налога «ИНАС» лежит на работодателе. Дополнительно производятся платежи в Фонд Солидарности в размере 1 % от «валового дохода» служащих.

Правительственные органы удерживают гербовый сбор в размере 0,5 % от всех совершенных ими платежей. Кроме того, удерживается также 0,2 % за выдачу любой официальной квитанции, включая квитанцию об уплате гербового сбора за регистрацию контракта, налога на корпорации, подоходного налога и т.д. Помимо гербового сбора за регистрацию существует также коммерческий гербовый сбор в размере 5 % от стоимости продаваемых на местном рынке товаров, который добавляется к сумме счета на продажу. Экспорт товаров в Ливию освобожден от уплаты налогов в Ливии при условии, что обязательства поставщика завершены до начала таможенной очистки и поставщик не зарегистрирован в Ливии. Если контракт на поставку товаров сопровождается контрактом на установку и пуск в эксплуатацию, то такой контракт подлежит обложению налогом.

Между Ливией и Россией до настоящего времени не подписано соглашение «Об избежании двойного налогообложения», но наметились положительные сдвиги в сотрудничестве стран. В ноябре 2005 года «Татнефть» выиграла аукцион на изыскание и разработку блока площадью 2,3 тыс. кв. км в провинции Гадамес, к юго-западу от Триполи. Соответствующий контракт на условии раздела продукции был подписан 8 декабря 2005 года. «Татнефть» является единственной российской компанией, которой удалось добиться успеха на аукционах по исследованию и освоению ливийских недр. В апреле 2008г. российская нефтяная компания и Ливийская национальная корпорация объявили о заключении контрактов на право разведки и разработки углеводородов на трех участках в Ливии общей площадью более 16 тыс. кв. км.

В 2006-2007 годах по результатам тендеров Газпром получил право разведки и разработки углеводородов на перспективных лицензионных участках N19 (шельф Средиземного моря) и N64 (в 300 км к югу от Триполи). В декабре 2007 года в результате завершения сделки по обмену активами с компанией БАБР Газпром получил 49% в ливийских нефтяных концессиях, принадлежащих компании Wintershall АО. Соглашения по этим концессиям рассчитаны до 2026 года.

Сегодня нефтеперерабатывающая отрасль Ливии находится в сложном положении. С 1993 г., когда приняли санкции, ввоз в страну оборудования для переработки был запрещен. Теперь, когда санкции отмене-

ны, Ливия намеревается практически полностью модернизировать отрасль. Однако на это требуются огромные финансовые ресурсы, а также подходящие партнеры. Ливия также заинтересована в привлечении иностранных компаний для развития своей энергетики и объектов инфраструктуры. Заинтересована страна и в привлечении финансов, и в кредитах. По оценке МЭА, например, до 2030 г. совокупные инвестиции, необходимые Ливии, превышают 40 млрд. долл. в нефтяной отрасли, 14—21 млрд. — в газовой. Совершенно очевидно, что Ливии придется расширять, а не сужать круг партнеров.

Таким образом, работа над изменением законодательства Ливии будет иметь решающее значение, в плане сотрудничества и все будет зависеть от режима налогообложения, по которому иностранная компания будет работать в Ливии. Но государственно-правовая политика регулирования ТЭК в стране останется без изменений, то есть она по - прежнему будет ориентирована на политические интересы руководства страны.

Список литературы:

1. Нормативно-правовые акты Ливийской Республики Джамахирия.

2. Petroleum Law No. 25 of 1955 // Published in Official Gazette 1955.

3. Petroleum Regulation No. 8 for the conservation of petroleum resources // Published in Official Gazette 57/1968.

4. Закон о возможном заключении контракта, минуя тендер, 1972 г.

5. Таможенный закон 1972 г.

6. Petroleum Regulation No. 9. The financial, administrative and technical control for the preservation of the oil wealth // Issued by The Secretary of Petroleum Decision No. 75 for 1973 and Published in the Official Gazette No. 38/1973.

7. Таможенные тарифы 1974 г.

8. Decision of General Secretariat of General People's Congress No. (10) for 1979 concerning the re-organization of NOC // Issued on: 12th Ramadan 1388 APD Corresponding with 5th August 1979.

9. Горный закон 1992г.

10. Закон об иностранных инвестициях 1997 г.

11. Закон о создании комитета по содействию и гарантиям иностранным инвестициям 1997 г.

Монографии, статьи

12. Василевская Д.В.Правовое регулирование отношений недропользования в Российской Федерации и зарубежных странах. Монография. М.: Нестор Академик, 2007.

13. Халимов Э.М. Разработка нефтяных месторождений в условиях рынка. СПб: Недра, 2005.

14. Lybya welcomes President Putin // The Tripoli post / Saturday, April 19-25, 2008.

15. Petroleum, Industry and Governments. An Introduction to Petroleum Regulation, Economics and Government Policies. - Kluwer Law International.

16. Selected documents of the international petroleum industry. Algeria, Indonesia, Libya, Saudi Arabia. 1979-1989. The Secretariat OPEC. - Vienna, 1993.

РЕЦЕНЗИЯ

Активно развивающийся минерально-сырьевой комплекс является основой социально-экономического развития и стабильности не только России, но и многих зарубежных стран, в том числе стран Ближнего Востока и Африки. Одним из ведущих производителей нефти и газа на африканском континенте и Ближнем Востоке является Ливия.

Большое влияние на развитие экономики страны оказывают принципы проведения государственной политики в сфере недропользования, налогообложения и инвестиций, а также совершенствования законодательства о недрах.

На сегодняшний день, когда российско-ливийские отношения выходят на совершенно новый уровень сотрудничества в сфере топливно-энергетического комплекса, эти вопросы являются особенно актуальными.

Статья рекомендована к публикации в журналах ВАК.

Научный руководитель

д.ю.н, профессор И.И.Веремеенко

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.