Научная статья на тему '11. 10. Лицензирование и налогообложение в системе правового государственного регулирования нефтяной отрасли Норвегии'

11. 10. Лицензирование и налогообложение в системе правового государственного регулирования нефтяной отрасли Норвегии Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
2712
367
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЛИЦЕНЗИРОВАНИЕ / НАЛОГООБЛОЖЕНИЕ / ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ / ОПЫТ / LICENSING / THE TAXATION IN OIL BRANCH / STATE REGULATION / BEST PRACTICES

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Липинский Александр Викторович

Норвежская система государственного регулирования нефтегазового комплекса продемон-стрировала свою эффективность на протяжении длительного периода, показывая пример того, как необходимо распоряжаться природными ресурсами для укрепления экономики страны. Законодательст-во в области недропользования является своего ро-да ориентиром для многих стран, стремящихся по-лучить максимальный доход в государственный бюджет при сохранении заинтересованности пред-принимателей в развитии нефтегазовой промыш-ленности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

LICENSING AND TAXATION IN SYSTEM OF LEGAL GOVERNMENT CONTROL OF OIL INDUSTRY IN NORWAY

The Norwegian system of state regulation of oil and gas complex has demonstrated the efficiency throughout the long period, setting an example how it is necessary to dispose of natural resources for national economy strengthening. The legislation in subsoil area is some kind of a reference point for many countries, aspir-ing to receive a maximum return in a public finance at pre-servation of interest of businessmen in development of the oil and gas industry.

Текст научной работы на тему «11. 10. Лицензирование и налогообложение в системе правового государственного регулирования нефтяной отрасли Норвегии»

11.10. ЛИЦЕНЗИРОВАНИЕ И НАЛОГООБЛОЖЕНИЕ В СИСТЕМЕ ПРАВОВОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ НЕФТЯНОЙ ОТРАСЛИ НОРВЕГИИ

Липинский Александр Викторович, соискатель. Место учебы: кафедра административного и финансового права, Московский государственный институт международных отношений (университет) МИД России. Должность: Ведущий специалист. Место работы: Префектура Западного административного округа города Москвы. E-mail: a.lipinskiy@gmail.com Аннотация: Норвежская система государственного регулирования нефтегазового комплекса продемонстрировала свою эффективность на протяжении длительного периода, показывая пример того, как необходимо распоряжаться природными ресурсами для укрепления экономики страны. Законодательство в области недропользования является своего рода ориентиром для многих стран, стремящихся получить максимальный доход в государственный бюджет при сохранении заинтересованности предпринимателей в развитии нефтегазовой промышленности.

Ключевые слова: лицензирование, налогообложение, государственное регулирование, опыт.

LICENSING AND TAXATION IN SYSTEM OF LEGAL GOVERNMENT CONTROL OF OIL INDUSTRY IN NORWAY

Lipinskiy Alexander Victorovich, competitor. Place of study: administrative and financial law chair, Moscow State Institute of International Relations (University), Russia’s Foreign Ministry. Position: leading expert. Place of employment: Administration of West administrative district of Moscow. E-mail:

a.lipinskiy@gmail.com Annotation: The Norwegian system of state regulation of oil and gas complex has demonstrated the efficiency throughout the long period, setting an example how it is necessary to dispose of natural resources for national economy strengthening. The legislation in subsoil area is some kind of a reference point for many countries, aspiring to receive a maximum return in a public finance at preservation of interest of businessmen in development of the oil and gas industry.

Keywords: licensing, the taxation in oil branch, state regulation, best practices.

Система государственного регулирования ТЭК Норвегии основана на государственной собственности и активном влиянии государства на его развитие. Норвегия является третьим в мире экспортером нефти и занимает восьмое место в мировом производстве газа. О целях норвежского государства при определении нефтяной политики заявил известный норвежский политик, министр торговли Йенс Эвенсен, который сформулировал знаменитые "десять заповедей" государственного управления нефтяной промышленности, среди них: государственное управление и контроль над всеми видами деятельности на континентальном шельфе; государственное участие должно быть реализовано на всех уровнях: координация норвежских интересов в нефтяной промышленности и интеграция промышленности в отрасль; создание государственной нефтяной компании для защиты государственных

интересов и для кооперации с норвежской промышленностью.

Согласно норвежскому законодательству, государству принадлежат все права собственности на минеральные ресурсы континентального шельфа в исключительных экономических зонах и право распоряжаться добытыми ресурсами. К добыче нефти и газа на шельфе допускаются норвежские и иностранные компании с любой формой собственности. Однако, как законодательная, так и исполнительная ветви власти ведут жесткий управленческий и финансовый контроль за этой важнейшей для страны деятельностью. Такие главные вопросы, как предоставление новых акваторий для разведки углеводородов и утверждение крупных производственных проектов, решаются парламентом Норвегии. Выдачу разрешений на производство разведывательных работ и добычу нефти и газа осуществляет Министерство нефти и энергетики. Разработка нормативных актов, регламентирующих работу нефтегазового сектора, ведется Управлением Министерства нефти и газа.

Государство осуществляет контроль над топливными ресурсами страны, используя государственные компании по добыче и разведке нефти и газа, налоги и сборы, лицензионную систему, практику выделения государственной доли в каждом месторождении, а также законодательство, которое определяет направления и формы регулирования ТЭК. Норвежское законодательство в области недропользования является своего рода ориентиром для многих стран, стремящихся получить максимальный доход в государственный бюджет при сохранении заинтересованности предпринимателей в развитии нефтегазовой промышленности.

21 июня 1963 г. был принят закон "Об исследовании ресурсов и добыче нефти на норвежской территории и на континентальном шельфе", определявший позиции государства по отношению к новому сектору национальной экономики - национальный суверенитет над природными ресурсами, находящимися на континентальном шельфе, устанавливавший, что только государство может предоставлять норвежским и иностранным гражданам, коммерческим компаниям и другим объединениям доступ к геологоразведке на шельфе или промышленной добыче нефти. Первый свод нефтяных законов в Норвегии появился в 1972 году в виде Правил, утвержденных на заседании Правительства под руководством Короля1. В целях перехода основной доли прибыли в руки государства 13 июня 1975 г. был принят закон "О налогообложении в нефтяной деятельности", который обозначил новый подход к налогообложению нефтедобывающего комплекса, выделив его среди остальных отраслей национальной экономики. В 1996 году в него были внесены поправки. Фундаментальный закон «О нефтяной деятельности» был принят только в 1985 году2, который впоследствии был заменен новой версией, вступившей в силу с 1 июля 1997 года и действующей по настоящее время3. То есть, к этому времени в стране сложилась общая система правового регулирования

1 Gjennom bedriftens historie forbi I 2000. Stavanger. 1997. S.2. Законодательство Норвегии по нефти и газу. М.,1999.^23.

2 Закон о нефтяной деятельности №11 от 25 марта 1985г., вступивший в силу 1июня 1985г., см.: Постановление к Закону о нефтяной деятельности. Королевский указ от 14 июня 1985 г. в соответствии с Законом от 22 марта 1985 г. № 11, регулирующим нефтяную деятельность, Ст. 57. Поправки внесены Королевским указом от 20 декабря 1996 г. М.Эпицентр.1999г.

3 Рогинский С.В. История развития нефтяной промышленности

Норвегии 1962-2000. Автореферат диссертации. М.,2001. C.10.

отрасли, затронувшая все аспекты деятельности и объединившая их в единую правовую систему. Для нефтяной деятельности данный закон является основным. Другие норвежские законы применимы в меру своей уместности, если только иное не оговорено в отдельном законе или же не содержится в решении Короля (Ст. 2 «Закона о нефтяной деятельности»). Согласно данному закону «никто иной, кроме государства, не может осуществлять нефтяную политику без лицензий»4.

Национальная промышленность получает существенную долю в каждой лицензии, но при этом учитывается и наличие иностранного капитала, как "катализатора" роста эффективности, а также непосредственное участие иностранных компаний в лицензиях на разведку и разработку ресурсов недр, организацию взаимодействия всех фирм, участвующих в лицензии на основе «Соглашений о совместной разработке» (Joint Operating Agreement; Unitization Agreement). Из двух методов предоставления лицензий на геологоразведочные работы - аукционного и административного - норвежцы выбрали последний, что позволяет им не только контролировать деятельность нефтяной отрасли и получать доходы в течение всего срока действия лицензий, но и создавать равные условия для всех компаний. Конституционная ответственность за этот вид деятельности первоначально лежала на Министерстве промышленности. Однако, в 1970 году правительство учредило комитет для разработки плана создания организации будущего управления нефтяной промышленностью. 14 июня 1972 года Стортинг (парламент) принял решение о создании Норвежского директората нефти и «Den norske stats oljeselskar a.s.» (Statoil). Норвежский директорат - контролирующее агентство, ему были делегированы ряд полномочий, среди которых было поручено координация практической проверки системы внутреннего контроля обладателя лицензии и выдачи основных разрешений.

Законодательством предусматривается два вида лицензий на пользование недрами: лицензия на поиски нефти и лицензия на разведку и добычу. Поиск, добыча нефти и газа находятся под государственным контролем, обеспечиваемым, в том числе, путем предоставления лицензий на конкурсной основе (конкурс проводится один раз в два года) и участием государства во всех лицензионных разработках; кроме того, государство контролирует распределение долей участников в каждой лицензии5. Лицензия на поиски нефти предоставляется Королевским Министерством промышленности и энергетики и разрешает проведение геологических, геофизических изысканий, включая неглубокое бурение. Срок действия указанной лицензии -до 3 лет. Лицензия не предоставляет ее владельцу исключительного права разведки в районе, указанном в лицензии, а также не дает никаких преимуществ при выдаче лицензий на добычу. Лицензия на разведку и добычу может быть выдана юридическим и физическим лицам-гражданам стран, являющихся членами ЕЭС. В соответствии с лицензией пользователю недр предоставляются исключительные права на разведку, разведочное бурение и добычу углеводородов в рамках разграниченных районов. При этом обладатель

4Закон от 22 марта 1985 г. № 11 «О нефтяной деятельности» с изм. от 15 июня 1995 г. № 61. М.Эпицентр. 1999г.

Законодательство Норвегии по нефти и газу. М.,1999. Закон от 22 марта 1985г. №11 «О нефтяной деятельности», ст.5 «Предоставление лицензий на разведку нефти и пр.», ст.8 «Предоставление лицензий на добычу и пр.» ст.8, ст.8а «Участие государства».

лицензии является владельцем добытых углеводородов.

Но статья 56 «Закона о нефтяной деятельности» уточняет, что Министерство может устанавливать для получения лицензии, согласий и одобрений, иные условия, чем те, что указаны в Законе. Предоставление лицензий на разведку и добычу осуществляется Королем (ст.8) после опубликования информации о районах, на которые могут быть лицензии. Король также, в отдельных случаях может выдать лицензии без предварительного оповещения. Критериями выдачи лицензии являются техническая компетенция и финансовая возможность заявителя, а также план заявителя по разведке и добыче нефти в районе, на который подается заявление (ст.ст. 23, 24). Все лицензии на разведку и добычу должны регистрироваться в Нефтяном регистре (rn.IV, ст.31).

Лицензия на разведку и добычу выдается на срок до 10 лет, который может быть продлен до 30 лет, а в отдельных случаях - до 50 лет (ст. 13). Пользователь может отказаться от всего района, указанного в лицензии, либо от его части (ст.14). Обладатель лицензии, в соответствии со статьей 15, нефтяного законодательства6, должен платить за лицензию на добычу определенную сумму за квадратный километр (плата за район лицензии) и плату, исчисленную на основе количества и ценности добытых углеводородов, в точке отгрузки района добычи (плата за добычу).

Министерство может, оповестив обладателя лицензии заблаговременно за шесть месяцев, установить, что плата за добычу должна полностью, или частично вноситься в форме добытых углеводородов. По требованию Министерства, обладатель лицензии должен обеспечить, чтобы эти углеводороды транспортировались, обрабатывались, хранились, и поставлялись по ценам и другим условиям, не уступающим тем, которые применимы к собственным углеводородам обладателя лицензии для соответствующего района добычи. Министерство может, оповестив обладателя заблаговременно, вернуться к прежним условиям, т.е. к плате за добычу в денежной форме. В этой же статье говорится о том, что Король может принимать решения о полном или частичном освобождении от платы за добычу или отсрочке платы за добычу.

Полная или частичная передача лицензии, включая прямую или косвенную передачу доли или участия в лицензии, в том числе передача акций или других долей собственности, которые могут обеспечить решающий контроль над компанией, без одобрения Министерства не допускаются. С согласия Министерства лицензия либо ее часть может быть заложена с целью финансирования деятельности, связанной с добычей углеводородов (ст.33). Залог в соответствии с данной статьей получает правовую защиту путем регистрации в Нефтяном регистре.

Назначение или одобрение оператора, который будет ежедневно управлять деятельностью по лицензии, осуществляется Министерством (ст.9 «Оператор»). Смена оператора также происходит лишь с согласия Министерства. Разработка нефтяных месторождений может осуществляться только после одобрения Министерством подробного плана разработки и эксплуатации месторождения, включающего размещение установок для добычи нефти. Размещение и эксплуатация

6 Законодательство Норвегии по нефти и газу. М.,1999. Закон от

22 марта 1985г. №11 «О нефтяной деятельности», ст.15 «Плата

за район лицензии, плата за добычу и пр.»

установок для транспортировки и использования нефти также требует получения государственных разрешений (лицензий - ст.24). В случае серьезных и повторяющихся нарушений условий лицензии, а также положений законодательства лицензии могут быть отозваны Королем (ст.63).7

В соответствии со статьей 27 «О поставке для удовлетворения национальных потребностей», Король может принять решение о том, что обладатель лицензии должен делать поставки из своих добытых углеводородов для удовлетворения национальных потребностей и обеспечивать их транспортировку в Норвегию. Поставленные углеводороды оплачиваются, как и транспортные расход. Также Король может наложить на владельца лицензии более детальные рабочие обязательства (ст. 10) и соглашения о сотрудничестве (ст. 11). Как мы видим из содержания законов, государство при выдаче лицензий всесторонне оговаривает в них свой приоритет и национальный интерес. Представляется целесообразным, например, и для России использование норвежского опыта в деле формирования доступа к природным ресурсам на основе административного лицензирования. Наилучшими средствами при этом будут использование конкуренции проектов различных нефтяных компаний и управление доходами государства и компаний с помощью налогообложения.

Таким образом, важнейшими особенностями норвежской модели недропользования в нефтегазовой отрасли являются: активная роль государства, присутствующего не только в сфере нормативно правового регулирования, но и напрямую участвующего в нефтегазодобыче. Это достигается посредством участия в компаниях Statoil и Norsk Hydro, а также прямым финансирование работ по освоению шельфа. Так спустя 10 лет для непосредственного участия в нефтяных проектах была создана государственная компания Sta-toil, которая длительное время обеспечивала государственный надзор за нефтересурсами и до последнего времени бывшая главным инструментом в развитии государственного предпринимательства. Другой норвежской компанией, интересовавшейся нефтью, была Norsk Hydro, в которой государству принадлежал 51% акций. В 2007 г. эти две компании объединились и государство получило 62,5% акций. Освоение норвежского шельфа проводится консорциумами с участием частных компаний и государства, доля которого первое время не могла быть менее 50%. Поскольку углеводородные ресурсы принадлежат народу, в Норвегии существует очень жесткая система налогообложения, которая регулируется «Законом о налогообложении нефти»8.

Налоговая политика Норвегии в отношении недропользования, изначально и в настоящий момент направлена на то, чтобы максимально извлечь через налоги прибыль из топливно-энергетического комплекса. Разница между рыночной ценой добытых полезных ископаемых и затратами на их исследования, развитие месторождений и промышленную добычу, включая капиталовложения, рабочую силу и оборудование, может быть различной в зависимости от природногеологического фактора данного региона. Эта разница является экономической рентой, которая в Норвегии

7 Законодательство Норвегии по нефти и газу. М.,1999.

8 Закон о налогообложении нефти № 35 от 13 июня 1975г. С поправками от 6 декабря 1996г. № 79 и от 20 декабря 1996г. № 95.

стала объектом специального налогообложения.9 Налоги в области недропользования в этой стране, по существу, являются финансовой нагрузкой в обмен на исключительные права нефтяных компаний добывать и реализовывать нефть и природный газ, принадлежащие государству, которые оно передает компаниям по условию соглашений о лицензировании месторождений.

Средний размер запасов на Норвежских месторождениях составляет около 130 млн.т., поэтому механизм рентных платежей ориентирован на простую, но достаточно жесткую схему изъятия нефтяной ренты. Поскольку норвежский континентальный шельф находится за пределами территории Норвегии, то самая важная задача, которая стояла при создании первого Закона о налогообложении добычи нефти (1965г.), заключалась в формировании надежного гарантированного дохода с реализации нефти, добываемой на шельфе. Более того, на этапе разведки, освоения и обустройства месторождений требовалось некоторое послабление в отношении налогообложения нефтяных доходов.

В 1975 г. специальную систему налогообложения, где обычный подоходный налог с компаний, составлявший в то время 50,8% (на нефтедобычу) дополняется 25% специальным налогом на прибыль нефтяных компаний10. Кроме того, с нефтедобывающих предприятий взимаются: пошлина на производство, региональная пошлина, пошлина на углекислый газ (согласно «Закону о налоге»), на загрязнение ^2 в связи с нефтяной деятельностью (на континентальном шельфе этот налог платят обладатели лицензий)11. В общей сложности компании платят налоги в объеме до 80% от суммы получаемых доходов. Вместе с тем, налоговая система страны не только жесткая, но и в какой то мере гибкая, так как предусматривает для компаний, вкладывающих средства из полученного дохода в освоение континентального шельфа, право на налоговую скидку, что является достаточно эффективным средством стимулирования инвестиций.

Появление специального налога на нефтяную деятельность в Норвегии, как уже было отмечено ранее, связано с принятием Закона о налогообложении нефти от 13 июня 1975 г. №35, который действовал вплоть до его замены новым Законом, вступившим в силу с 1 июля 1997 года12. Законодательный акт по нефтяному налогообложению, вступивший в силу в 1975 г., стал важнейшим этапом в государственной политике, поскольку создание специального налогового режима послужило абсолютно новым прецедентом урегулирования юридических и экономических вопросов, связанных с топливно-энергетическим комплексом. Новым словом в норвежской юриспруденции было то, что правительство впервые ввело специальный налог для единственной отрасли промышленности, а не распространяло его на все секторы норвежской экономики, преследуя определенные цели главной из которых было кардинальное перераспределение дохода между компаниями и государством13.

9 Рогинский O.B. Государство и нефтегазовый комплекс: опыт Норвегии и Россия. М., 2002.C.122.

10 Moses J. Open states: Norwegian Macroeconomic policy-making in changing global economy. Oslo. 1999.P. 146.

11 Закон от 21 декабря 1990г. №72 «О налоге на загрязнение СО2 в связи с нефтяной деятельностью на континентальном шельфе, с изм. От 20 декабря 1996г. №100.

12 Act 29 November 1996 No. 72 relating to petroleum activities.

13 Noreg Sh. Petroleum taxation in Norway. Oslo. BI. 1999. P.53.

В статье 5 Закона о налогообложении нефти Норвегии 1975 г. указано, что налогоплательщики, занятые добычей, переработкой и транспортировкой нефти по трубам... должны платить специальный налог государству с доходов, полученных от такой деятельности... Специальный налог определяется по ставке принимаемой ежегодно Стортингом14(Парламентом). Таким образом, ставка специального налога на нефть в Норвегии зависит от общей макроэкономической ситуации на мировом рынке нефтедобычи и внутренних показателей ВВП государства. Специальный налог на нефтяную деятельность был разработан исключительно для того, чтобы охватить доходы транснациональных компаний от освоения континентального шельфа страны. Перераспределение дохода от нефтегазовой отрасли было осуществлено следующим образом: корпорации получали примерно 30%, а государство соответственно 70%15. В первой половине 1980-х, чтобы ослабить политический вес государственной компании Statoil, но сохранить присутствие государства в отрасли, Норвегия ввела новую форму собственности - прямая доля государства в месторождениях и трубопроводной системе (SDFI). Доходы от продажи нефти и газа SDFI стали напрямую поступать в бюджет государства, и следовательно, не подлежали налогообложению. Новые изменения в налоговой политике в сфере нефтегазового комплекса были реализованы в 1992 г. в контексте общей налоговой реформы в стране.

Согласно современной норвежской системе специального налогообложения общий государственный доход должен определяться в зависимости от размеров месторождений при использовании нормативной цены. В Норвегии специальный налог на нефтяную деятель-ность16 показывает возможность перераспределения прибыли между компаниями и государством в одном отдельно взятом секторе народного хозяйства страны. Кроме того, важным моментом является то, что до этого шага в стране существовала единая налоговая система, которая являлась одним из механизмов государственного регулирования экономики. Путем введения специального налогообложения нефтегазовый комплекс по своему значению был признан доминирующим для национальной экономики Норвегии17.

Фактическое соглашение компаний с условиями специального налогообложения рассматривались ими в качестве допуска в наиболее прибыльный сектор норвежской экономики. Компании понимая, что ресурсы являются собственностью государства, осознавали тот принцип, что большая часть экономической ренты должна принадлежать государству. Норвежские исследователи с удовлетворением отмечают тот факт, что «разногласия по налоговым ставкам и техническим деталям налогообложения было незначительной проблемой в пределах общего согласия»18.

В некоторых странах для изъятия сверхдоходов в природопользовании используются нормативные (или справочные) цены, которые предусматривают специальные правила определения капитала и доходов на

14 Act of 13 1975 No. 35 relating to the Taxation of Subsea Petroleum Deposits, etc. (the Petroleum Taxation Act).

15 Законодательство Норвегии по нефти и газу. М., 1999. C. 31. Norges lover 1685-1989. Oslo, 1990. S. 1877.

16 Закон о налогообложении нефти от 20 декабря 1996г. № 95. Act of 20 1996 No. 35 relating to the Taxation of Subsea Petroleum Deposits, etc. (the Petroleum Taxation Act).

17 Bjerkholt O. Interaction between model builders and policy makers in the Norwegian tradition. Oslo, 1998. P.59.

18 Noreng. Petroleum taxation in Norwey. Oslo. BL. 1999.P.90.

принципах, близких к методам, применявшимся в практике плановой экономики. К примеру, на нефтедобыче в Норвегии нормативные цены19 формируются по трем направлениям: для целей налогообложения добычи нефти, для определения размера платы за недра и при транспортировке нефти. Предусмотрено, что нормативная цена может пересматриваться раз в квартал (а при необходимости и чаще) в связи с изменением условий транспортировки нефти. Обязанность формирования нормативных цен введена указом Ко-роля20 «Об установлении нормативной цены» (от 25.06.1976), принятого в соответствии с законом «О налогообложении нефти» (от 13.06.1975). Благодаря нормативным ценам, в доход общества изымается не только прибыль сверх нормального уровня рентабельности, но и нефтяная рента21.

Одной из существенных черт различия в ведении нефтедобывающего бизнеса Норвегии является особое отношение к недропользованию, так как норвежское Правительство и бизнесмены осознают, что нефтяной бизнес должен быть построен, исходя из того, что основную прибыль от него должен получить все же собственник природных ресурсов - государство. Отсюда и другое, в отличие от нашей страны, отношение к налогообложению данного вида деятельности, - цель налогообложения нефтегазового комплекса Норвегии

- есть изъятие максимального объема прибыли при сохранении минимальной рентабельности для организаций, занимающихся добычей природных ресурсов. Учитывая рентный характер платежей в области недропользования и собственность на недра, которая принадлежит государству, подход Норвегии следует признать правильным.

Структура норвежского нефтяного налогообложения, состоящая из лицензионных выплат, налога на прибыль организаций, специального налога на нефтяную деятельность, налога на выброс СО2 в связи с нефтяной деятельностью, сбора за территорию и за добычу полезного ископаемого представляется на деле довольно простой и отражает стремление к обращению экономической ренты норвежским правительством в пользу государства.

Лицензионные платежи функционируют в качестве части налоговой системы для того, чтобы обеспечивать государству постоянную долю экономической ренты и допуск компаний к освоению континентального шельфа. Вследствие такого государственно - правового регулирования, норвежская нефтяная налоговая система является одной из самых последовательных в мире систем по структуре ставок налогообложения, что отражает степень непрерывности при достижении государственных целей и устойчивой позиции правительства по отношению к различным компаниям по вопросу перераспределения экономической ренты и обеспечения государственных доходов.

Однако стимулирование новых капиталовложений в дальнейшее развитие отрасли и использование новых технологий в различных областях требует либо сокращения налогообложения, либо другого подхода к данной проблеме, например осуществления частичной приватизации государственного сектора и введения новых налоговых льгот для компаний, осуществляю-

19 Закон о налогообложении нефти от 20 декабря 1996г. № 95. Ст. 4

20 The decree of King «On establishing the standard price» 25.06.1976г. . Norges lover 1685-1989. Oslo, 1990. S. 1877.

21 Законодательство Норвегии по нефти и газу. М., 1999. C. 32.

щих масштабные инвестиции в освоение новых месторождений.

Норвежское правительство сделало свой выбор в пользу частичной приватизации государственной нефтяной компании Statoil, это произошло в 2001 году. 81% акций компании остался у государства. Частичная приватизация была вызвана активной законотворческой деятельностью Евросоюза по либерализации энергетического рынка государств-членов ЕС, развитию конкуренции и оказала существенное влияние на энергетическую политику Норвегии. Правительство Норвегии было вынуждено пересмотреть основные подходы к системе управления национальными нефтегазовыми комплексами. Прямое государственное участие в освоении нефтегазовых ресурсов обеспечивает норвежскому государству контроль за основной (около 80%) долей нефтяных доходов, и экономическую ренту от месторождений. Соответственно государственные доходы, полученные за счет налогов и сборов, взимаемых с нефтегазодобывающих компаний (два вида налогов и три вида сборов), растут. В 1994 году они составили 28,3 млрд. норвежских крон, в 2000

г. - 65,5 ., в 2003 г. - 102,9 млрд. норвежских крон. К 2007 г. Норвежский нефтяной фонд вырос до $299,6 млрд. При этом Норвегия сумела сделать континентальный шельф привлекательным для крупнейших компаний мира, привлечь иностранные технологии и иностранный капитал и одновременно совместить это с надзором за деятельностью иностранных и норвежских компаний, обеспечив защиту национальных интересов.

Географическая близость наших двух стран и растущие перспективы широкого сотрудничества, особенно в области освоения континентального шельфа, подтверждают необходимость изучения модели государственно-правового регулирования топливноэнергетического комплекса Норвегии для обеспечения эффективности взаимодействия российского и норвежского государств. Очень важно то, что эта модель не является застывшей схемой, она постепенно видоизменяется вследствие изменения тех или иных условий деятельности в сфере нефтегазовой промышленности.

Список литературы:

1. Василевская Д.В. Правовое регулирование отношений недропользования в Российской Федерации и зарубежных странах. М. 2007.

2. Клюкин Б.Д. Горные отношения в странах Западной Европы и Америки. М. 2000.

3. Рогинский С,В. Государство и нефтегазовый комплекс: опыт Норвегии и Россия. М.2002.

5. Norges lover 1685-1989. Oslo, 1990.

6. Gjennom bedriftens historie forbi I 2000. Stavanger. 1997. S.2.

7. Act 29 November 1996 No. 72 relating to petroleum activities.

8. Act of 13 1975 No. 35 relating to the Taxation of Subsea Petroleum Deposits, etc. (the Petroleum Taxation Act).

9. Законодательство Норвегии по нефти и газу. М.,1999.

10. Bjerkholt O. Interaction between model builders and policy makers in the Norwegian tradition. Oslo, 1998.

11. Moses J. Open states: Norwegian Macroeconomic policy-making in changing global economy. Oslo. 1999.

12. Norsk Hydro Annual Report 1999-2001.

13. Noreg. Petroleum taxation in Norway. Oslo. BI. 1999. P.53.

14. Official Energy Statistics from the U.S. Government.

- Washington: Energy Information Administration, 2002. -406 p.

15. Statoil Annual Report 1999-2001.

Рецензия

На статью Липинского Александра Викторовича, соискателя кафедры административного и финансового права Московского государственного института международных отношений (университета) МИД России

«Лицензирование и налогообложение в системе государственно-правового регулирования нефтяной отрасли Норвегии»

Актуальность данного исследования основывается на том, что Норвежская система государственного регулирования нефтегазового комплекса продемонстрировала свою эффективность на протяжении длительного периода, показывая пример того, как необходимо распоряжаться природными ресурсами для укрепления экономики страны. Норвежское законодательство в области недропользования является своего рода ориентиром для многих стран, стремящихся получить максимальный доход в государственный бюджет при сохранении заинтересованности предпринимателей в развитии нефтегазовой промышленности. Система государственного регулирования ТЭК Норвегии основана на государственной собственности и активном государственном регулировании его развития, поэтому многолетний положительный опыт этой страны является предметом научного интереса автора данной работы.

Статья рекомендована к публикации в журналах ВАК.

Зав кафедрой международного частного права и гражданского процесса ВГНА Минфина России,

Профессор МГИМО (У) МИД России,

д.ю.н, профессор Петрова Г.В.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.