Научная статья на тему 'Государственно-частное партнерство: стратегия развития в России'

Государственно-частное партнерство: стратегия развития в России Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
884
650
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГОСУДАРСТВЕННО-ЧАСТНОЕ ПАРТНЕРСТВО / КОМПОНЕНТ / МОДЕРНИЗАЦИЯ / МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / СУБЪЕКТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ / МИНИСТЕРСТВО РЕГИОНАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ / PUBLIC-PRIVATE PARTNERSHIP / COMPONENT / MODERNIZATION / MUNICIPAL FORMATION / THE SUBJECT OF THE RUSSIAN FEDERATION / THE MINISTRY OF REGIONAL DEVELOPMENT OF THE RUSSIAN FEDERATION

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Осинцев Юрий Валерьевич

В статье изложены основные принципы организации государственно-частных партнерств в России; показаны преимущества этой формы организации бизнеса, прежде всего в социально значимых сферах. Определено место Министерства регионального развития Российского Федерации, а также субъектов федерации и органов местного самоуправления в процессе создания ГЧП.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Public-private partnership: strategy of development of the Russian Federation

This article covers the basic principles of the organization of public-private partnerships in Russia; and presents the advantages of this form of business organization, first of all in the socially significant spheres. The Author determines the policy of the Ministry of regional development of the Russian Federation and the Russian regions in public-private partnership.

Текст научной работы на тему «Государственно-частное партнерство: стратегия развития в России»

ТЕМА НОМЕРА:

ГОСУДАРСТВЕННО-ЧАСТНОЕ ПАРТНЕРСТВО В РОССИИ

Ю.В. Осинцев

Государственно-частное партнерство: стратегия развития в России

В статье изложены основные принципы организации государственно-частных партнерств в России; показаны преимущества этой формы организации бизнеса, прежде всего в социально значимых сферах. Определено место Министерства регионального развития Российского Федерации, а также субъектов федерации и органов местного самоуправления в процессе создания ГЧП.

Ключевые слова: государственно-частное партнерство, компонент, модернизация, муниципальное образование, субъект Российской Федерации, Министерство регионального развития Российской Федерации.

Инфраструктура проблем

Современная эффективно функционирующая городская инфраструктура является важнейшей материальной предпосылкой экономического роста и повышения благосостояния населения. Несмотря на то что в инфраструктурную отрасль Российской Федерации направляются значительные ресурсы, ее нынешнее состояние отстает от потребностей быстро растущей экономики и не позволяет достичь целей инновационного развития нашей страны, прописанных в «Стратегии-2020».

Положение осложняется старением основных фондов инфраструктуры, значительная часть которых была создана десятки лет назад. Курс правительства на сокращение присутствия государства в экономике и снижение налогового бремени не позволяет выделять из бюджета средства, достаточные для ликвидации нарастающего «инвестиционного разрыва» в инфраструктурной отрасли.

Ситуация усугубляется низкой эффективностью использования имеющихся в инфраструктуре мощностей и ресурсов вследствие недостаточных стимулов к эффективной работе, слабого менеджмента и неспособности либо нежелания искоренить бесхозяйственность и коррупцию. Перечисленные проблемы требуют принятия срочных и действенных мер — в противном случае нарастающий дефицит

© Осинцев Ю.В., 2010

инфраструктуры станет преградой экономическому росту и обесценит достижения экономической политики последних лет по развитию частного сектора, улучшению предпринимательского и инвестиционного климата, достижению макроэкономической стабильности.

Жилищно-коммунальное хозяйство России представляет собой крупнейший многоотраслевой комплекс, который включает в себя жилищный фонд, многопрофильную транспортную и инженерную инфраструктуру, обеспечивающую поставку потребителям услуг тепло-, электро-, водоснабжения и водоотведения, производство работ по уборке, вывозу, утилизации твердых бытовых отходов и другие функции. Одной из наиболее важных проблем является развитие городской социальной и инженерной инфраструктуры, в том числе модернизация стареющей, обветшавшей инфраструктуры. Многолетний дефицит финансовых средств стал главной причиной, по которой в отрасли ЖКХ до сих пор не удается снизить остроту проблемы критического износа основных фондов. По данным Министерства регионального развития Российской Федерации, в целом по России физический износ объектов коммунального хозяйства в среднем достигает более 50%, а по отдельным муниципальным образованиям до 90%.

Выходом из сложившейся ситуации может стать развитие государственно-частного партнерства (ГЧП), которое позволит преодолеть «двойной дефицит», возникший в инфраструктурной отрасли, во-первых, нехватку ресурсов и, во-вторых, недостаточную эффективность их использования.

Международный опыт и «узкие места» развития ГЧП

В настоящее время во всем мире признано, что одним из действенных инструментов взаимодействия государства и бизнеса, переросшего из простой схемы привлечения инвестиций в эффективную форму управления социально-экономическими процессами, является государственно-частное партнерство. Public Private Partnership (PPP), что в переводе с английского означает сотрудничество государственного и частного секторов с целью экономически более эффективного выполнения общественных задач.

Государственно-частное партнерство — это долгосрочное сотрудничество, закрепленное договором, который позволяет сосредоточить в единое целое необходимые ресурсы (например, ноу-хау в области современных высоких технологий, финансовые средства, персонал и др.) и минимизировать риски за счет их равномерного распределения между партнерами. Это могут быть различные формы кооперации. Сюда относятся, прежде всего, проекты социального назначения: жилищное и коммунальное хозяйства, энергетика, транспортная инфраструктура. Также немаловажными являются социальная сфера: туризм, культура, защита окружающей среды, здравоохранение, школы, детские сады, общественная безопасность и другие.

Опыт стран Европейского союза в реализации проектов ГЧП в области строительства показал, что при реализации проектов частными фирма-

ми эффективность их стала более высокой. Затраты на сооружение объекта становятся более низкими. Эффективность проектов ГЧП в среднем на 10—20% выше, чем по альтернативным бизнес-моделям, за счет оптимизации общих затрат на протяжении всего жизненного процесса проекта. Адекватное разделение рисков — сердцевина любого проекта ГЧП. Именно этим они отличаются от прочих форм взаимодействия государства и бизнеса, например от государственных закупок. Идея ГЧП была выдвинута и первоначально реализована в промышленно развитых странах, но вскоре оказалась подхваченной и в развивающихся государствах, которые испытывали острую потребность в расширении и модернизации инфраструктуры, но не располагали необходимыми для этого бюджетными средствами и не могли обеспечить в рамках государственного сектора должную эффективность инфраструктурной отрасли.

В целом идея ГЧП оправдала ожидания. Опыт свидетельствует о значительном потенциале и жизнеспособности модели ГЧП. Об этом свидетельствуют внушительные масштабы реализации этой модели в странах-лидерах, таких как Бразилия, Аргентина, Китай, Малайзия, Индия, Филиппины, Турция и других. Частные инвесторы сумели расширить доступность инфраструктуры, так, например, в странах Латинской Америки доступ к водопроводу и канализации после внедрения ГЧП увеличился в диапазоне от 5 до 30%, а к электросетям — от 15 до 40%, добиться более эффективного использования ресурсов, сократить потери и радикально повысить качество и надежность услуг. Успешно реализованные проекты ГЧП оказали благотворное влияние на государственные финансы, позволив снизить бюджетные расходы на инфраструктуру, в том числе за счет отказа от субсидий, и вдобавок пополнить бюджет налогами, выплачиваемыми частными провайдерами.

Что касается тарифов на услуги, то они, как правило, вырастали в случае ликвидации глубоких субсидий; если же субсидии до приватизации были не слишком велики, то, обеспечивая экономию издержек от 10 до 30%, ГЧП позволило в ряде случаев добиться снижения цен, особенно при конкурсном выборе частного оператора. Выгода от реализации ГЧП затронула все, в том числе малообеспеченные, слои населения.

Вместе с тем при реализации модели ГЧП в развивающихся странах возникали и серьезные препятствия, следствием которых стал спад частных инвестиций в инфраструктуру, пришедший на смену «буму» начала 90-х годов. Широкие масштабы принял пересмотр контрактов ГЧП через два-три года после их заключения. Отчасти такая нестабильность объяснялась чрезмерной детализацией заключенных соглашений. Не доверяя органам государственного регулирования и институтам разрешения споров в развивающихся странах, инвесторы стремились прописать в контрактах все подробности проекта.

Извлекая уроки из проблем, с которыми столкнулись более ранние проекты ГЧП, инвесторы сейчас уделяют особое внимание сокращению

финансовых и иных рисков и стремятся вкладывать средства туда, где они с большей гарантией могут быть возвращены. Признаки защиты от рисков усматриваются в наметившихся в последние годы структурных сдвигах в сфере ЖКХ. Так, до 60% новых проектов ГЧП реализуются в телекоммуникационной отрасли, где проще установить рыночные тарифы, полностью возмещающие издержки.

Вторая стратегия минимизации рисков состоит в том, что частные инвесторы предпочитают контракты, в которых за услуги инфраструктуры рассчитывается государство, а не сами потребители. Наконец, увеличивается популярность проектов ГЧП на началах аренды, где инвестиционная компонента играет сравнительно скромную роль или вовсе отсутствует.

ГЧП: путь России

В каждой стране модель ГЧП реализуется по-своему и Россия — не исключение. Наиболее современными и перспективными инструментами ГЧП на текущий момент являются:

1) инвестиционный фонд;

2) банк развития;

3) другие государственные корпорации;

4) особые экономические зоны;

5) российская венчурная компания;

6) концессия.

Основная функция банковского финансирования инфраструктурных проектов по модели ГЧП в 2008 году была передана Внешэкономбанку (ВЭБ), которому поставлена задача к 2012 году довести долю финансируемых ГЧП-проектов до 30% кредитного портфеля банка. С целью реализации этой задачи в структуре Внешэкономбанка был создан Центр государственно-частного партнерства. К настоящему моменту ВЭБ заключил десятки соглашений с субъектами Российской Федерации, в том числе направленных на развитие ГЧП в регионах. Анализ препятствий к более массовому внедрению ГЧП в России выявляет ряд «узких мест», в том числе пробелы в законодательстве, ряд серьезных институциональных ограничений, недостаток опыта равноправного сотрудничества государственных органов и частных предприятий, несовершенство процедур конкурсного отбора и нерешенные проблемы при составлении и исполнении контрактов ГЧП.

Понимая это, Министерство регионального развития Российской Федерации продолжает свою работу по совершенствованию законодательной базы и механизмов взаимодействия государства и бизнеса при реализации проектов ГЧП, по созданию специальных институтов в поддержку ГЧП и разработку механизмов финансовой поддержки, а также по совершенствованию взаимодействия по вертикали (между центром и регионами) и по горизонтали (между различными ведомствами).

Это необходимо, прежде всего, для оптимального распределения рисков между государственными и частными партнерами, что в конечном счете снизит стоимость проекта для налогоплательщиков и потребителей (Межведомственная группа). Большая роль в реализации данных программ отводится Агентствам государственно-частных программ городского развития. Примером может служить успешная работа аналогичных структур в Череповце (Вологодская область) и Ленинск-Кузнецке (Кемеровская область). Это те города, где собственник градообразующего предприятия с большей долей ответственности эффективно подходит к реализации социально-экономических программ развития города на благо его жителей. Основными функциями данных агентств является: организация бизнес-инкубаторов и технопарков; содействие развитию малого и среднего бизнеса; оказание содействия субъектам малого и среднего предпринимательства в продвижении производимых ими товаров; обеспечение занятости и развитие самозанятости населения; увеличение доли производимых субъектами малого и среднего предпринимательства качественных товаров и услуг в объеме продукции, производимой предприятиями города.

Сейчас существует наиболее заинтересованный спрос на развитие инструментов ГЧП на уровне муниципалитетов и регионов. Основной сектор для развития ГЧП — это инфраструктура, в первую очередь коммунальная, социальная и транспортная, строительство зданий различного назначения, в том числе и «интеллектуальных» и «комфортных» домов, прокладка коммуникаций и дорог. Реализация проекта зависит не от наличия или отсутствия финансирования в стране во время или вне кризисных явлений, а от качества его подготовки.

С учетом административного деления, принятого в Российской Федерации, и опираясь на Федеральный закон «О муниципальном самоуправлении» от 06 октября 2003 года № 131-Ф3, а также на Федеральный закон «О малом и среднем бизнесе» от 24 июля 2007 года № 209-ФЗ, все вопросы создания ГЧП лучше всего решать на уровне муниципального образования. Муниципально-частное партнерство (МЧП) — объединение материальных и нематериальных ресурсов органов местного самоуправления и партнеров на долговременной и взаимовыгодной основе для решения вопросов местного значения муниципального образования: создания общественных благ или оказания общественных услуг.

Основными формами муниципально-частного партнерства являются: концессия; финансирование части расходов на реализацию социальных программ и инвестиционных проектов; предоставление муниципального имущества в пользование. Двигаясь по пути реализации ГЧП, важен взвешенный поиск баланса интересов, необходимый для реализации общественно значимых инфраструктурных проектов и программ.

Примерами успешного партнерства муниципальной власти и частного бизнеса является работа в области организации музейного дела. Можно

перечислить наиболее интересные реализованные проекты в Угличе. Это и Музей городского быта XIX века, Музей православного искусства «Под Благодатным Покровом», Музей гидроэнергетики России, Музей старинных музыкальных инструментов, историко-музыкальный музей «Угличские звоны», Музей мифов и суеверий русского народа, Музей детства, Музей истории Угличского машиностроительного завода, Музей часов часового завода «Чайка» и другие.

На сегодняшний день положительный опыт реализации программ социально-экономического развития регионов в формате муниципально-частного партнерства демонстрирует муниципальное образования «Ярце-во» (Смоленская область).

Можно также отметить Усольское районное муниципальное образование Иркутской области. Оно стало «пилотной» территорией в рамках работы по реализации основных принципов комплексного планирования социально-экономического развития территорий Сибирского федерального округа. В рамках развития государственно-частного партнерства ежегодно проводится планомерная работа с крупными, средними предприятиями и администрациями муниципальных образований по заключению соглашений о социально-экономическом сотрудничестве. Благодаря эксперименту (по сути — созданию концессии) в Куйтунском районе Иркутской области в частное управление были переданы 11 муниципальных теплоисточников. Это дало быстрый и качественный результат: повысилось качество коммунальной услуги, а собираемость платежей выросла с 35 до 92%.

Считаю, что успешная реализация проектов в сфере государственно-частного партнерства на местном уровне будет способствовать укреплению доверия между государством и бизнесом. А это очень важный момент, так как это доверие является не только фундаментом модернизации нашей экономики, но и создания точек эффективного инновационного и высокотехнологического роста и развития территорий, формирования центров достойной и благополучной жизни населения.

Пять компонентов стратегии развития ГЧП

Основная цель стратегии — укрепление потенциала Российской Федерации в области государственно-частного партнерства, включая совершенствование правовой базы, внедрение современных управленческих и финансовых инструментов в сфере ГЧП, развитие потенциала существующих и вновь создаваемых центров ГЧП и реализацию демонстрационных проектов в отдельных регионах России.

Стратегия предусматривает реализацию следующих взаимоувязанных пяти компонентов.

Компонент 1. Разработка национальной политики в сфере ГЧП и совершенствование федерального и регионального законодательства.

Основные задачи:

• разработка национальной политики в сфере ГЧП;

• анализ российского федерального и регионального законодательства;

• разработка предложений по совершенствованию законодательства на основании лучшего международного и российского опыта;

• разработка типовых (в том числе отраслевых) моделей ГЧП.

В рамках совершенствования законодательства необходимо пересмотреть принципы и возможности участия субъектов и муниципальных образований в проектах ГЧП, особенно в области транспортной и социальной инфраструктуры, где в сегодняшних условиях реализация ГЧП-проектов крайне затруднена. Одним из вариантов реализации таких проектов может являться строительство инвестором объекта инфраструктуры с условием выкупа в собственность субъекта Российской Федерации или муниципального образования в течение 15—25 лет. Любые инвестиции на территории порождают поток налогов в бюджеты всех уровней и внебюджетные фонды, а если строительство транспортной инфраструктуры связано еще и с освоением природных богатств, то это будет носить мультипликативный эффект.

При этом необходимо законодательно закрепить сохранение дополнительно полученных бюджетных средств всех уровней в результате реализации инвестиционных проектов, связанных со строительством данных объектов, за бюджетом, осуществляющим выкуп, в течение всего срока выкупа объекта. Такой подход откроет широкие возможности для реализации ГЧП во многих отраслях экономики Российской Федерации.

В процессе совершенствования законодательства надо уделить пристальное внимание изменению системы тарифообразования, в части перехода к долгосрочным тарифам и переформатированию инвестиционных составляющих в тарифах с учетом интересов государства, а также отмене платы за технологическое присоединение к любым сетям как несправедливому перераспределению собственности в пользу инфраструктурных компаний.

Компонент 2. Подготовка конкретных проектов ГЧП с перспективой дальнейшего их финансирования Внешэкономбанком.

Реализация ряда региональных «пилотных» проектов является ключевым компонентом. Каждый региональный «пилотный» проект будет направлен на подготовку не менее чем одного регионального проекта государственно-частного партнерства для дальнейшего финансирования Внешэкономбанком или другим финансовым институтом.

Подготовка каждого регионального «пилотного» проекта будет, в том числе, включать следующие мероприятия: разработка и принятие региональной и муниципальной нормативно-правовой базы, необходимой для развития ГЧП-проектов, запуск ГЧП-проекта, его разработка и структурирование, а также переговоры со всеми заинтересованными сторонами.

Предполагается, что демонстрационные проекты будут реализованы в следующих сферах регионального и муниципального хозяйства:

• водоснабжение и водоотведение;

• управление отходами производства и потребления;

• энергоэффективность (в т.ч. тепло-, малая электроэнергетика и энергосбережение);

• развитие транспортной инфраструктуры;

• строительство и обслуживание объектов социальной инфраструктуры.

Одним из направлений реализации «пилотных» проектов в области транспортной инфраструктуры могут стать несколько проектов строительства мостов в моногородах (проезд на платной основе).

Отбор регионов и демонстрационных проектов будет осуществляться совместно Министерством регионального развития Российской Федерации и Внешэкономбанком на основе согласованных сторонами критериев. Реализация отраслевых региональных проектов будет включать следующие этапы:

• содействие разработке отраслевых долгосрочных целевых программ на принципах ГЧП;

• разработка предложений по изменению нормативно-правовой базы, регулирующей процедуры реализации проектов ГЧП;

• содействие организации и проведению инвестиционных конкурсов;

• содействие подготовке документации для подачи заявок для дальнейшего финансирования ГЧП-проектов Внешэкономбанком.

Подготовка региональных проектов ГЧП будет осуществляться совместно партнерами-бенефициарами, включая федеральные министерства и ведомства, органы законодательной и исполнительной власти субъектов федерации и органы местного самоуправления, а также некоммерческие организации и частный бизнес.

Сегодня в качестве «пилотных» регионов рассматриваются муниципальные образования из Свердловской, Мурманской, Челябинской, Ярославской, Костромской, Волгоградской областей и Республики Татарстан.

Итогом реализации демонстрационных проектов должны стать следующие результаты:

• разработка и принятие отраслевых долгосрочных целевых программ развития, учитывающих мировой управленческий, технологический опыт;

• разработка и принятие регионального законодательства, позволяющего использовать инструмент ГЧП для реализации долгосрочных целевых программ;

• представители органов власти, коммунальных предприятий, частного бизнеса, участвующие в реализации проектов, получают достаточно знаний и приобретают навыки разработки ГЧП-проектов;

• разработка процедуры и документации по привлечению операционных компаний (инвесторов/операторов) к реализации ГЧП-про-ектов;

• проведение инвестиционных конкурсов, заключение инвестиционных контрактов с победившими инвесторами (операторами);

• операторы ГЧП-проектов получают доступ к кредитным ресурсам Внешэкономбанка.

Компонент 3. Содействие развитию сети региональных центров ГЧП и потенциала региональных и муниципальных властей в совместной разработке экономически обоснованных проектов ГЧП.

Основные задачи:

• создание и развитие региональных центров ГЧП, осуществляющих методологическую и экспертную поддержку деятельности региональных и муниципальных органов власти при организации проектов ГЧП;

• создание Банка городского развития как базового инструмента при реализации проектов ГЧП в муниципальных образованиях (корпорация городского развития).

Итогом реализации компонента должны стать следующие результаты:

• анализ лучших практик существующих центров ГЧП в мире, в особенности изучение опыта создания центров ГЧП в странах Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР);

• содействие развитию аналитического потенциала региональных центров ГЧП в России;

• повышение уровня осведомленности и понимания принципов ГЧП в России, в частности, среди потенциальных клиентов и партнеров (например, региональных органов власти, муниципалитетов, частных компаний), а также средств массовой информации;

• создание и развитие Банка городского развития.

Министерство регионального развития Российской Федерации видит

необходимость создания условий для устойчивого развития внутригородских территорий, повышения объемов жилищного строительства, ускорения темпов роста модернизации инженерной и социальной инфраструктуры.

Динамичное и эффективное развитие городских территорий должно стать не только общеэкономической предпосылкой успешного решения большинства накопленных в городах производственных, финансовых, социальных проблем, но и способом системного сокращения бедности и повышения уровня жизни населения страны, то есть должно обеспечить успешную реализацию всего комплекса целей социально-экономического развития страны в рассматриваемой перспективе.

При этом представляется, что это может потребовать формирования специального института для поддержки городского развития — Банк городского развития (далее — Банк) аналогично тому, как с учетом специ-

фики сельского хозяйства сформирован Россельхозбанк как специализированный институт развития.

Основной целью Банка городского развития будет обеспечение внебюджетного финансирования городского развития в части модернизации социальной (школы, детские сады, больницы) и инженерной инфраструктуры на базе ГЧП, а также контроль за расходованием бюджетных средств, направляемых на инфраструктурное развитие.

При этом основными задачами Банка должны стать:

• организация финансирования проектов реконструкции, модернизации транспортной, коммуникационной, инженерной и социальной инфраструктуры, инфраструктуры малого и среднего бизнеса — в муниципальной (региональной) собственности, капитального ремонта, модернизации и строительства жилой недвижимости во взаимодействии с объединениями управляющих компаний;

• построение эффективной системы формирования рынка инвестиционных проектов на базе ГЧП (детские сады, школы, больницы и т.д.), их отбор, экспертиза, финансирование и мониторинг реализации мер в сфере жилищного строительства, инженерной и социальной инфраструктуры, жилищно-коммунального хозяйства;

• разработка эффективных механизмов финансирования проектов на принципах государственно-частного партнерства;

• развитие комплексной системы управления рисками в сфере жилищного строительства и ЖКХ;

• организация выпуска проектных муниципальных облигаций;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

• расчетно-кассовые операции предприятий и организаций, коммунальных предприятий и управляющих компаний, развитие системы учета коммунальных ресурсов на базе единой муниципальной информационной базы.

Добиться этого возможно только при наличии специальной правоспособности Банка, которая могла бы включать в себя поддержку государством его кредитоспособности по обязательствам, принятым для гарантии исполнения долгосрочных контрактных обязательств муниципалитетов, освобождение от регулирования Центральным банком Российской Федерации, возможности распределения средств государственной поддержки в виде грантов или субсидий, регулирование процентной ставки через изменение инструментов Инвестиционного фонда, а также заключения договоров с региональными или муниципальными администрациями без конкурса (аналогично деятельности международных финансовых институтов развития Российской Федерации).

Создание такого Банка дало бы возможность продолжения деятельности, осуществляемой в рамках подпрограмм «Модернизация объектов коммунальной инфраструктуры», «Обеспечение жильем молодых семей», «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий

граждан, установленных федеральным законодательством» и «Обеспечение земельных участков коммунальной инфраструктурой в целях жилищного строительства» федеральной целевой программы «Жилище», утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 17 сентября 2001 года № 675 и при участии Фонда реформирования жилищно-коммунального хозяйства, Фонда содействия жилищному строительству, Агентства по ипотечному жилищному кредитованию уже на новой платформе, базирующейся на возвратной и экономически обоснованной основе.

Компонент 4. Обмен передовым опытом реализации проектов ГЧП и привлечение международных экспертов для подготовки и реализации проектов ГЧП.

Обмен передовым опытом реализации проектов ГЧП должен включать:

• проведение ежегодной международной конференции по ГЧП;

• проведение семинаров с привлечением международных специалистов по вопросам подготовки и реализации проектов ГЧП;

• изучение передового мирового опыта и адаптация лучших практик реализации проектов ГЧП по отраслям;

• проведение круглых столов в демонстрационных регионах с участием ведущих экспертов ГЧП, представителей местных и региональных органов власти и бизнес-сообщества.

Результатом деятельности по данному компоненту является:

• обобщение опыта разных стран мира в обучении кадров и развитии потенциала ГЧП;

• распространение опыта и знаний в области ГЧП в России;

• обмен опытом между специалистами ГЧП в России и за рубежом;

• привлечение международных экспертов для подготовки и реализации проектов ГЧП в России.

Компонент 5. Подготовка кадров и разработка программы обучения и повышения квалификации персонала и руководителей государственных и частных структур, участников рынка ГЧП.

Компонент по подготовке кадров ГЧП будет включать:

• разработку программ обучения и повышения квалификации;

• обучение различных групп участников рынка ГЧП;

• распространение и внедрение программ обучения ГЧП в российских вузах.

В рамках проекта предусматриваются такие направления деятельности, как обучение и повышение потенциала центров ГЧП; создание аналитических и образовательных продуктов, содействующих развитию ГЧП; информационная поддержка и выработка рекомендаций в области законодательства, содействующего развитию ГЧП; и содействие развитию региональных центров ГЧП в России и странах СНГ.

Обучающие мероприятия должны учитывать опыт реализации демонстрационных проектов, использовать методику обучения путем вы-

полнения конкретных заданий по практической разработке и реализации ГЧП-проектов.

На наш взгляд, выполнение в ближайшие годы данных пяти компонентов поможет совершить качественный рывок в развитие ГЧП в России и сможет стать заметным явлением как в экономике, так и в практике государственного управления.

Пока же можно говорить лишь о начале формирования практики его применения. Однако уже сейчас становится ясным, что реализовать глобальные инфраструктурные проекты силами исключительно государства либо частного бизнеса невозможно.

Проведение мудрой сбалансированной инвестиционной политики с использованием сильных сторон государственного и частного секторов, позволит достичь качественных результатов в реализации в России модели государственно-частного партнерства.

Литература

1. Федеральный закон от 21 июля 2005 года № 115-ФЗ «О концессионных соглашениях» (в ред. от 4 декабря 2007 года).

2. Федеральный закон от 22 июля 2005 года № 116-ФЗ «Об особых экономических зонах в Российской Федерации».

3. Федеральный закон от 06 октября 2003 года № 131-Ф3 «О муниципальном самоуправлении».

4. Федеральный закон от 24 июля 2007 года № 209-ФЗ.

5. «О малом и среднем бизнесе» Материалы к заседанию Экспертного совета по законодательству о ГЧП Комитета по экономической политике и предпринимательству Государственной Думы Российской Федерации, Москва, 28 апреля 2010 г.

6. Проект Программы повышения эффективности бюджетных расходов разработан Минфином России в соответствии с Посланием Президента Российской Федерации от 12 ноября 2009 года и Бюджетным посланием Президента Российской Федерации Федеральному Собранию от 20 мая 2009 года «О бюджетной политике в 2010—2012 годах».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.