Научная статья на тему 'Государственная политика в области охраны здоровья детей: правовое обеспечение, структура и содержание'

Государственная политика в области охраны здоровья детей: правовое обеспечение, структура и содержание Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
5661
406
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
ЗДОРОВЬЕ ДЕТЕЙ / ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОЛИТИКА / КОНВЕНЦИЯ О ПРАВАХ РЕБЕНКА / CHILDREN'S HEALTH / STATE POLICY / CONVENTION ON THE RIGHTS OF THE CHILD

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Баранов А. А., Лапин Юрий Ерминингельдович

В СТАТЬЕ ПРЕДСТАВЛЕНЫ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО СОВЕРШЕНСТВОВАНИЮ ЗАКОНОДАТЕЛЬНОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ ПРАВ ДЕТЕЙ НА ОХРАНУ ЗДОРОВЬЯ. ПРЕДЛОЖЕНО УСТАНОВИТЬ ЗАКОНОДАТЕЛЬНУЮ НОРМУ, СОГЛАСНО КОТОРОЙ РЕШЕНИЕ ЗАДАЧ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ПРАВ ДЕТЕЙ НА ОХРАНУ ЗДОРОВЬЯ ЯВЛЯЕТСЯ «ЦЕЛЕВЫМ ОРИЕНТИРОМ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ». ПРЕДСТАВЛЕНА УСОВЕРШЕНСТВОВАННАЯ КОНЦЕПЦИЯ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОЛИТИКИ В ОБЛАСТИ ОХРАНЫ ЗДОРОВЬЯ ДЕТЕЙ. НАУЧНО ОБОСНОВАНА СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ЭТОЙ КОНЦЕПЦИИ В СООТВЕТСТВИИ С НОРМАМИ КОНВЕНЦИИ О ПРАВАХ РЕБЕНКА

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

STATE CHILDREN'S HEALTHCARE POLICY: ENFORCEABILITY, STRUCTURE AND SUBJECT MATTER

THE ARTICLE GIVES SPECIFIC RECOMMENDATIONS AS TO IMPROVE THE ENFORCEABILITY OF THE CHILDREN'S RIGHTS FOR THE HEALTHCARE. THE AUTHORS SUGGEST A LAW, PURSUANT TO WHICH TO SOLVE THE ENFORCEABILITY ISSUES OF THE CHILDREN'S RIGHTS FOR THE HEALTHCARE SHALL BE "THE OBJECTIVE OF THE SOCIAL AND ECONOMIC DEVELOPMENT OF THE RUSSIAN FEDERATION». THEY ALSO GIVE AN ADVANCED CONCEPT OF THE STATE CHILDREN'S HEALTHCARE POLICY. THE RESEARCHERS PROVIDE A SCIENTIFIC SUBSTANTIATION FOR THE STRUCTURE AND SUBJECT MATTER OF THIS CONCEPT IN FULL COMPLIANCE WITH THE REGULATIONS OF THE CONVENTION ON THE RIGHTS OF THE CHILD.

Текст научной работы на тему «Государственная политика в области охраны здоровья детей: правовое обеспечение, структура и содержание»

Редакционная статья

А.А. Баранов, Ю.Е. Лапин

Научный центр здоровья детей РАМН, Москва

Государственная политика в области охраны здоровья детей: правовое обеспечение, структура и содержание

В СТАТЬЕ ПРЕДСТАВЛЕНЫ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО СОВЕРШЕНСТВОВАНИЮ ЗАКОНОДАТЕЛЬНОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ ПРАВ ДЕТЕЙ НА ОХРАНУ ЗДОРОВЬЯ. ПРЕДЛОЖЕНО УСТАНОВИТЬ ЗАКОНОДАТЕЛЬНУЮ НОРМУ, СОГЛАСНО КОТОРОЙ РЕШЕНИЕ ЗАДАЧ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ПРАВ ДЕТЕЙ НА ОХРАНУ ЗДОРОВЬЯ ЯВЛЯЕТСЯ «ЦЕЛЕВЫМ ОРИЕНТИРОМ СОЦИАЛЬНОЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ». ПРЕДСТАВЛЕНА УСОВЕРШЕНСТВОВАННАЯ КОНЦЕПЦИЯ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОЛИТИКИ В ОБЛАСТИ ОХРАНЫ ЗДОРОВЬЯ ДЕТЕЙ. НАУЧНО ОБОСНОВАНА СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ЭТОЙ КОНЦЕПЦИИ В СООТВЕТСТВИИ С НОРМАМИ КОНВЕНЦИИ О ПРАВАХ РЕБЕНКА.

КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: ЗДОРОВЬЕ ДЕТЕЙ, ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОЛИТИКА, КОНВЕНЦИЯ О ПРАВАХ РЕБЕНКА.

Контактная информация:

Лапин Юрий Ерминингельдович, кандидат медицинских наук, заведующий лабораторией правовых проблем охраны здоровья детей отдела социальной педиатрии Научного центра здоровья детей РАМН Адрес: 119991, Москва, Ломоносовский проспект, д. 2/62, тел. (495) 967-15-71 Статья поступила 16.09.2007 г., принята к печати 15.12.2007 г.

ПОСТАНОВКА ПРОБЛЕМЫ

Исследование вопросов государственной политики в области охраны здоровья детей является актуальной комплексной проблемой педиатрии, для решения которой необходимо привлечение методологического инструментария права, философии, науковедения и других научных дисциплин. Столь широкий междисциплинарный подход отражает естественный процесс интеграции различных наук при рассмотрении сложного объекта. Характеризуя этот процесс,

В.И. Вернадский в свое время подчеркивал, что «мы все больше специализируемся не по науке, а по проблемам» [1].

До настоящего времени государственная политика в области охраны здоровья детей не являлась предметом специального научного исследования. В рамках данной разработки решены две задачи:

• обоснована необходимость совершенствования законодательства с целью приоритетного обеспечения прав детей на охрану здоровья;

• выработана усовершенствованная концепция государственной политики в области охраны здоровья детей*.

Основанием для проведения такого исследования в Научном центре здоровья детей РАМН послужили неудовлетворительные показатели детского здоровья в современной России, свидетельствующие о недостаточной эффективности осуществляемых стратегий по решению проблем детства, которые, хотя и ориентированы на так называемое межсекторальное взаимодействие, но в силу отсутствия законодательно закрепленной регуляции общественных отношений методами государственной политики в интересах детей реально не выходят за рамки сектора здравоохранения. По этому поводу Н.Ф. Герасименко,

* В 2003-2004 гг. авторами были разработаны методологические подходы к созданию пилотного проекта Концепции (идея, структура, содержание) [2].

5

A.A. Baranov, Yu.Ye. Lapin

Scientific Center of Children's Health, Russian Academy of Medical Sciences, Moscow

State children's healthcare policy: enforceability, structure and subject matter

THE ARTICLE GIVES SPECIFIC RECOMMENDATIONS AS TO IMPROVE THE ENFORCEABILITY OF THE CHILDREN’S RIGHTS FOR THE HEALTHCARE. THE AUTHORS SUGGEST A LAW, PURSUANT TO WHICH TO SOLVE THE ENFORCEABILITY ISSUES OF THE CHILDREN’S RIGHTS FOR THE HEALTHCARE SHALL BE «THE OBJECTIVE OF THE SOCIAL AND ECONOMIC DEVELOPMENT OF THE RUSSIAN FEDERATION». THEY ALSO GIVE AN ADVANCED CONCEPT OF THE STATE CHILDREN’S HEALTHCARE POLICY. THE RESEARCHERS PROVIDE A SCIENTIFIC SUBSTANTIATION FOR THE STRUCTURE AND SUBJECT MATTER OF THIS CONCEPT IN FULL COMPLIANCE WITH THE REGULATIONS OF THE CONVENTION ON THE RIGHTS OF THE CHILD.

KEY WORDS: CHILDREN'S HEALTH, STATE POLICY, CONVENTION ON THE RIGHTS OF THE CHILD.

Редакционная статья

О.Ю. Александрова и И.Ю. Григорьев справедливо отмечают, что «здоровье населения — не только мечта, ...но и соответствующая государственная политика» [3].

СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ПРАВОВОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ ОХРАНЫ ЗДОРОВЬЯ ДЕТЕЙ

Исходными положениями государственной деятельности по охране здоровья детей в Российской Федерации должны быть нормы международных документов, устанавливающие, что улучшение детского здоровья является «первостепенной обязанностью» государства и «ключевой целью национального развития в целом» [4, 5].

Как показало исследование, препятствием для реализации этих положений являются, среди прочих, пробелы в действующем федеральном законодательстве.

Так, в соответствии с Федеральным законом от 20 июля 1995 г. № 115-ФЗ «О государственном прогнозировании и программах социально-экономического развития Российской Федерации», в указанных программах должны фиксироваться основные приоритеты развития страны [6]. При этом в законе (статья 1) подчеркнуто, что программы представляют собой комплексную систему «целевых ориентиров социально-экономического развития Российской Федерации и планируемых государством эффективных путей и средств достижения указанных ориентиров». Анализ ныне действующей Программы социально-экономического развития Российской Федерации на среднесрочную перспективу (2006-2008 годы), определяющей «ключевые направления деятельности Правительства Российской Федерации», показал, что задачи по охране здоровья детей в них в необходимом объеме не отражены [7]. Некоторые вопросы, учтенные в пункте «д» раздела «Модернизация здравоохранения» Программы, не выходят за рамки секторальных медико-организационных мер (диспансеризация, медицинская помощь, наследственные и врожденные заболевания, репродуктивное здоровье, здоровье подростков и т.д.).

Для наиболее полного осуществления обязательств государства по решению проблем детства необходимо законодательно придать обеспечению прав детей на охрану здоровья высокий статус «целевого ориентира социальноэкономического развития Российской Федерации».

По нашим оценкам достижению этой цели будет способствовать внесение дополнения в пункт 8 статьи 4 Федерального закона от 20 июля 1995 г. № 115-ФЗ «О государственном прогнозировании и программах социально-экономического развития Российской Федерации», согласно которому государственная политика в области охраны здоровья детей закрепляется в качестве одного из постоянных разделов программ социально-экономического развития на среднесрочную перспективу. В настоящее время установленный законом свод таких постоянных параметров программ включает: макроэкономическую политику, инвестиционную политику, структурную политику, аграрную политику, экологическую политику, социальную политику, региональную экономическую политику, внешнеэкономическую политику и др.

Кроме того, для законодательного закрепления государственной политики в области охраны здоровья детей в качестве инструмента целенаправленной регуляции общественных отношений в интересах детства необходима выработка и принятие федерального закона «Об охране здоровья детей в Российской Федерации».

Ниже приведены научно обоснованные концептуальные представления о структуре и содержании указанного направления государственной политики. В рамках настоящего исследования понятие концепции рассматривается как изложение «общих, принципиальных подходов», «общей стратегии и приоритетных направлений» деятельности с целью «разрешения назревших проблем» [8, 9]. Значение концепции заключается в том, что она позволяет «определить соответствующие ориентиры, порядок их использования в конкретных отношениях» [10]. Исследование основано на обобщении результатов проведенного контент-анализа более 100 источников информации (федеральные нормативные правовые акты, международные документы и др.), а также логического анализа проблемы регулирования общественных отношений в интересах детства,

КОНЦЕПЦИЯ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОЛИТИКИ В ОБЛАСТИ ОХРАНЫ ЗДОРОВЬЯ ДЕТЕЙ

Основные понятия

Для целей настоящего исследования был выделен ряд базовых понятий, которым даны следующие научно обоснованные определения, отражающие современное положение в системе «здоровье ребенка — общество». Государственная политика в области охраны здоровья детей — законодательно закрепленное, приоритетное направление во внутренней политике, обеспечивающее регуляцию общественных отношений для достижения полного осуществления права каждого ребенка на охрану здоровья как целевого ориентира социально-экономического развития Российской Федерации.

Здоровье ребенка есть его индивидуальное физическое, психическое, умственное, культурное, духовное, нравственное и социальное развитие**, не ограниченное экзогенными или/и эндогенными (генетическими) условиями и факторами.

Охрана здоровья детей — направление государственной деятельности, осуществляемое в рамках законодательно закрепленной государственной политики в области охраны здоровья детей, с целью полного обеспечения прав каждого ребенка на жизнь, выживание и здоровое развитие, на профилактику болезней, беспрепятственное пользование наиболее совершенными услугами системы здравоохранения, а также современными, эффективными, высокотехнологичными средствами и видами лечения болезней и восстановления здоровья в условиях, максимально способствующих осуществлению этих прав. Приведенные определения имеют не только практическое значение, в том числе для закрепления в качестве правовых понятий, но и выполняют системообразующую функцию в формировании и развитии понятийно-категориального аппарата педиатрии и государственной политики в области охраны здоровья детей как предмета научного освоения.

Общие положения Концепции

Концепция государственной политики в области охраны здоровья детей представляет собой конкретную форму осуществления общей социальной направленности политики государства (статьи 7, 38, 41 Конституции Российской Федерации) и базируется на современных научно обоснованных представлениях о том, что благополучие каждого ребенка зависит от степени выполнения законо-

** Приведенные формы индивидуального развития ребенка обозначены в статьях 17, 23, 27, 32 Конвенции о правах ребенка.

дательно установленных обязательств в отношении его со стороны общества.

Государственная политика в области охраны здоровья детей выполняет функцию предупреждения и устранения противоречий в системе «здоровье ребенка — общество». Соответственно, цель государственной политики в области охраны здоровья детей заключается в создании и совершенствовании научно обоснованных правовых, административных, экономических и других механизмов регуляции общественных отношений в интересах детей. Объектом государственной политики в области охраны здоровья детей является каждый ребенок, что соответствует нормам Конвенции о правах ребенка, устанавливающей, что «каждый ребенок имеет неотъемлемое право на жизнь» и государства-участники «обеспечивают в максимально возможной степени выживание и здоровое развитие ребенка» (статья 6).

Основным субъектом государственной политики в области охраны здоровья детей является государство, осуществляющее эту функцию через органы власти на всех уровнях. Субъектами государственной политики также являются:

• государственные, муниципальные и частные организации здравоохранения, образования, организации социального обеспечения;

• семья, родители, родственники ребенка, опекуны;

• лица, заботящиеся о ребенке, лица, связанные с устройством ребенка, лица, сопровождающие ребенка-беженца, представители ребенка, община;

• межправительственные и неправительственные организации;

• другие лица и организации, установленные законом. При формировании структуры и содержания государственной политики в области охраны здоровья детей учтены основополагающие принципы, зафиксированные в качестве таковых в Конвенции о правах ребенка: недискрими-нация ребенка по любому признаку (статья 2), наилучшее обеспечение интересов ребенка (статья 3), уважение взглядов ребенка (статья 12), признание права ребенка на жизнь и обеспечение в максимально возможной степени выживания и здорового развития (статья 6). Исключительно актуальным для общества, испытывающего экономические трудности, является принцип, обязывающий государство «в периоды жесткой экономии и структурной перестройки» обеспечить права детей на охрану здоровья в полном объеме [5]. Иначе говоря, жесткость принципа, защищающего права ребенка в кризисном обществе, должна превосходить «жесткость экономии».

Общая направленность представленного ниже свода принципов государственной политики в области охраны здоровья детей отражает нормы Конвенции о правах ребенка, ориентирующие государства-члены Конвенции на максимальную мобилизацию моральных, правовых, материальных и иных ресурсов в интересах детства (статьи 4, 6, 18, 24 и др.).

Принципы государственной политики

Первый принцип. Обеспечение прав детей на охрану здоровья является функцией государства.

Второй принцип. Права детей на охрану здоровья обеспечиваются законами.

Третий принцип. Каждому ребенку гарантируется право на жизнь, выживание и здоровое развитие, на профилактику болезней, беспрепятственное пользование наиболее совершенными услугами системы здравоохранения, а также пользование современными, эффективными, высокотехнологичными средствами и видами лечения болезней и восстановления здоровья в условиях, максимально способствующих осуществлению этих прав.

Четвертый принцип. Государство гарантирует каждому ребенку бесплатное предоставление услуг по охране здоровья. Пятый принцип. Наилучшее обеспечение прав детей на охрану здоровья является важнейшим целевым ориентиром при выработке и осуществлении социально-экономической политики государства; выявленные или прогнозируемые неблагоприятные изменения в состоянии здоровья детей в соответствующих случаях являются основанием для адекватной коррекции социально-экономической политики государства. Шестой принцип. Государство в условиях гласности обеспечивает проведение единой политики в области охраны здоровья детей на всей территории Российской Федерации. Седьмой принцип. Обеспечение доступности и высокого качества медицинской помощи детям является приоритетным в деятельности органов власти на всех уровнях. Восьмой принцип. Государство обеспечивает ребенку-па-циенту, способному сформулировать свои собственные взгляды, право свободно выражать эти взгляды по всем вопросам, затрагивающим ребенка, причем взглядам ребенка уделяется должное внимание в соответствии с его возрастом и зрелостью.

Девятый принцип. Не допускается дискриминация ребенка по любому признаку в обеспечении его прав на охрану здоровья. Десятый принцип. Родители, или в соответствующих случаях, законные опекуны несут основную ответственность за охрану здоровья ребенка; наилучшие интересы ребенка в охране здоровья являются предметом их основной заботы; государство оказывает родителям и законным опекунам надлежащую помощь в выполнении ими своих обязанностей по охране здоровья ребенка.

Одиннадцатый принцип. Государство обеспечивает развитие первичной педиатрической помощи.

Двенадцатый принцип. В Российской Федерации не принимаются нормативные правовые акты, ущемляющие права детей на охрану здоровья или противоречащие нормам международного права (Конвенция о правах ребенка и др.), и не осуществляется политика, игнорирующая права детей на охрану здоровья.

Тринадцатый принцип. Государство реализует научно обоснованную политику в области охраны здоровья детей. Четырнадцатый принцип. Государство гарантирует максимальное осуществление права каждого ребенка на охрану здоровья в соответствии с настоящими принципами, как в благоприятных условиях общественного развития, так и в условиях нестабильности (колебания экономики, обострение экологических проблем, социальные, военные и иные конфликты и т.п.).

Формирование государственной политики и компетенция по ее осуществлению

Государственная политика в области охраны здоровья детей является предметом деятельности на всех уровнях власти. Президент Российской Федерации в соответствии с конституционными полномочиями (статья 80 Конституции Российской Федерации):

• определяет основные направления государственной политики в области охраны здоровья детей как составной части внутренней политики;

• в ежегодных посланиях, обращенных к Федеральному Собранию (статья 84 Конституции Российской Федерации), при освещении выполнения программы социально-экономического развития Российской Федерации на среднесрочную перспективу представляет анализ положения детей в Российской Федерации, включая вопросы охраны здоровья детей, вносит уточнения в указанную программу с выделением задач по решению проблем детства на предстоящий год [6].

ВОПРОСЫ СОВРЕМЕННОЙ ПЕДИАТРИИ/ 2007/ ТОМ 6/ № 6

Редакционная статья

Совет Федерации и Государственная Дума Федерального Собрания Российской Федерации согласно конституционным полномочиям осуществляют законодательную деятельность по реализации государственной политики в области охраны здоровья детей.

Правительство Российской Федерации:

• обеспечивает проведение единой политики в области охраны здоровья детей в Российской Федерации;

• при разработке программ социально-экономического развития страны на среднесрочную перспективу предусматривает меры по осуществлению указанного направления государственной политики, рассматривая обеспечение прав детей на охрану здоровья в качестве целевого ориентира социально-экономического развития Российской Федерации;

• при представлении Государственной Думе данных об итогах социально-экономического развития страны за прошедший период текущего года, а также прогноза социально-экономического развития на предстоящий год и перечня основных социально-экономических проблем (задач), на решение которых направлена политика Правительства Российской Федерации в предстоящем году акцентирует внимание на государственной политике в области охраны здоровья детей [6];

• представляет проекты федеральных законов, предусматривающих меры по реализации задач правового обеспечения охраны здоровья детей, как неотъемлемого компонента социально-экономического развития Российской Федерации в предстоящем году.

Федеральный орган исполнительной власти, исполняющий функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере здравоохранения разрабатывает и представляет в Правительство Российской Федерации проекты федеральных законов и других нормативных правовых актов по вопросам государственной политики в области охраны здоровья детей. Субъекты Российской Федерации осуществляют государственную политику в области охраны здоровья детей в соответствии с законодательством.

Основные направления и механизмы реализации государственной политики

Законодательные меры нацелены на правовое обеспечение государственной политики и включают: анализ федерального и регионального законодательства, а также законопроектов, с точки зрения соответствия количества и качества гарантий детям нормам международных соглашений; внесение обоснованных изменений и поправок в действующие федеральные и региональные нормативные правовые акты; анализ судебной практики, касающейся охраны здоровья детей; обеспечение эффективности и достаточности средств правовой защиты детей в случаях нарушения их прав на охрану здоровья; разработку механизмов правовой регуляции в интересах охраны здоровья детей экономической, социальной, культурной и других направлений государственной политики.

Указанные меры предусматривают также установление соответствующих норм для государственных, муниципальных и частных учреждений, осуществляющих медицинскую помощь детям, с целью обеспечения соответствия условий их деятельности требованиям безопасности для детей. Важной задачей является законодательное закрепление ответственности, прав и обязанностей родителей и в соответствующих случаях законных опекунов и лиц, несущих ответственность за благополучие ребенка, должным образом воспитывать ребенка, управлять и руководить ребенком в интересах охраны его здоровья.

Необходима разработка нормативных правовых актов для усиления защиты прав детей, относящихся к наиболее уязвимым группам (в том числе детей из семей беженцев и из семей мигрантов, а также несопровождаемых детей, детей с умственными или физическими недостатками и др.) на охрану здоровья в полном объеме, предусмотренном законодательством.

Среди законодательных мер особое значение имеет предотвращение употребления детьми наркотических средств и психотропных веществ, алкоголя, табака, а также других веществ, наносящих вред их здоровью, защита детей от всех форм экономической эксплуатации, выполнения любой работы, которая может представлять опасность для здоровья ребенка, сексуальной эксплуатации и сексуального совращения.

Недостаточно разработанной проблемой является создание механизма обеспечения права ребенка, помещенного на попечение с целью лечения или ухода за ним, на периодическую оценку лечения, а также всех других условий, связанных с таким попечением о ребенке. Общепризнанна необходимость разработки проекта федерального Закона «Об охране здоровья детей в Российской Федерации».

Институциональные меры включают: разработку плана действий по осуществлению государственной политики; определение полномочий органов государственной власти в формировании, реализации, руководстве государственной политикой; создание постоянно действующих механизмов управления государственной политикой и независимых институтов защиты прав ребенка (таких, как уполномоченный по правам ребенка); разработку соответствующих федеральных и региональных программ осуществления конкретного направления государственной политики и их приоритетное финансирование.

К данной группе мер также относится: обеспечение взаимодействия (в интересах детства) государственной политики в области охраны здоровья детей с другими направлениями государственной политики и федеральными программами; разработка мер для преодоления диспропорций между отдельными регионами и различными контингентами детей при осуществлении государственной политики в области охраны здоровья детей; создание условий для физического и психологического восстановления и социальной реинтеграции детей — жертв любых видов пренебрежения, эксплуатации или злоупотребления в условиях, обеспечивающих здоровье, самоуважение и достоинство ребенка.

Необходимо совершенствование работы по предоставлению консультативных услуг семьям, разработке программ образования родителей, проведению просветительных кампаний для родителей и детей по вопросам прав ребенка на охрану здоровья.

Необходимы меры для наиболее полного использования в интересах Российской Федерации возможностей сотрудничества с международными организациями по вопросам обеспечения прав детей на охрану здоровья, включая наиболее полный учет рекомендаций Комитета по правам ребенка, содержащихся в заключительных замечаниях по результатам рассмотрения докладов Российской Федерации об осуществлении Конвенции о правах ребенка.

Ресурсное обеспечение предусматривает финансирование государственной политики, приоритетность мер по охране здоровья детей при разработке и осуществлении государственной бюджетной политики, а также решение организационных, кадровых и информационных вопросов осуществления государственной политики.

Научное обеспечение охватывает решение таких задач, как анализ состояния здоровья детей; разработка прогнозов; определение роли государственной политики в области охраны здоровья детей в обеспечении национальной безопасности; разработка интегральных показателей эффективности государственной политики; анализ достижений и определение путей их закрепления; анализ трудностей, нерешенных проблем, их причин, определение путей решения. Необходима научная поддержка для обеспечения эффективности мониторинга федерального и регионального законодательства по правам ребенка, для получения объективной оценки соответствия осуществляемой государственной политики принципам и положениям Конвенции о правах ребенка, для определения приоритетных мер по реализации государственной политики.

Задачами специальных научных исследований являются: изучение этических и правовых проблем охраны здоровья детей; разработка методологии прогнозирования динамики социально-экономических процессов в связи с выработкой конкретных мер государственной политики в области охраны здоровья детей, оценка ее взаимодействия со стратегическими ориентирами государственного развития; оценка и прогноз эффективности разрабатываемого направления государственной политики, определение ее временных рамок (например, на период преодоления социально-экономического кризиса и т.п.).

К научным проблемам также относятся: разработка методологии учета результатов, полученных в ходе экспериментов и ранее проведенных мероприятий по плану реализации государственной политики; совершенствование понятийно-категориального аппарата комплекса научных дисциплин, исследующих проблемы государственной политики в области охраны здоровья детей; разработка методологических вопросов междисциплинарных исследований проблем охраны здоровья детей; совершенствование методов сбора и анализа статистических данных о положении в сфере обеспечения прав детей на охрану здоровья. Особое значение имеет наиболее полное использование методов научного анализа при подготовке ежегодных государственных докладов о результатах реализации государственной политики в области охраны здоровья детей в Российской Федерации.

Прогнозируемые результаты осуществления государственной политики в области охраны здоровья детей:

• улучшение показателей состояния здоровья детей в Российской Федерации;

• укрепление института семьи; консолидация общества вокруг объединяющей идеи повышения благосостояния детей; формирование массового сознания, наиболее благоприятного для решения проблем детства; положительное влияние на смежные сферы образования, социальной защиты и др.;

• преодоление демографического кризиса и, соответственно, повышение безопасности страны, сохранение ее суверенитета и территориальной целостности;

• повышение авторитета Российской Федерации в мировом сообществе;

• решение важных научных задач, касающихся изучения фундаментальных проблем функционирования сложной системы «здоровье ребенка — общество».

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Идея научного обоснования государственной политики в области охраны здоровья детей, отражающая современный моральный, научно-технический и экономический уровень развития цивилизации, заключается в том, что в каждый возрастной период детства каждый ребенок имеет право на такой объем материальных, духовных и иных благ, какой необходим ему для полноценного, здорового развития. Дети абсолютно зависимы от того, насколько полно государство учитывает это право в процессе своей преобразующей общество и природу деятельности. Разработка современной государственной политики в области охраны здоровья детей отражает потребность в дальнейшем развитии профилактической функции педиатрии, обладающей необходимым интегральным потенциалом и активно привлекающей наличное знание и методологический инструментарий других наук для достижения этой цели.

Законодательное закрепление государственной политики в области охраны здоровья детей позволит остановить в России процесс, совпадающий с оценками, данными в одном из аналитических докладов ПРООН, где констатировано, что «постоянно повторяется ситуация, когда страны, оказавшиеся в неблагоприятных экономических условиях, считают необходимым жертвовать потребностями детей в угоду экономической корректности, закрывая школы, клиники и больницы...» [11].

Представленная Концепция реально выводит задачу охраны здоровья детей с секторального здравоохранен-ческого на общегосударственный уровень путем мобилизации главного ресурса государства — его монополии на правовую регуляцию общественных отношений в интересах детства.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Вернадский В.И. Размышления натуралиста. Книга вторая. — М.: Наука. — 1977. — С. 54.

2. Концепция государственной политики в области охраны здоровья детей в Российской Федерации (проект) // Российский вестник перинатологии и педиатрии. — 2004. — № 5. — С. 8-11.

3. Герасименко Н.Ф., Александрова О.Ю., Григорьев И.Ю. Законодательство в сфере охраны здоровья граждан / Под ред. В.И. Стародубова. — М: МЦФЭР, 2005. — С. 20.

4. Всемирная декларация об обеспечении выживания, защиты и развития детей. Права ребенка: основные международные документы. — М.: Дом, 1992. — С. 34-37.

5. План действий по осуществлению Всемирной декларации об обеспечении выживания, защиты и развития детей в 90-е годы. — Права ребенка: основные международные документы. — М.: Дом, 1992. — С. 38-49.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

6. Федеральный закон от 20 июля 1995 г. № 115-ФЗ «О государственном прогнозировании и программах социально-экономического развития Российской Федерации».

7. Программа социально-экономического развития Российской Федерации на среднесрочную перспективу (2006-2008 годы), утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации от 19 января 2006 г. № 38-р.

8. Указ Президента Российской Федерации от 15 июня 1996 г. № 909 «Об утверждении Концепции государственной национальной политики Российской Федерации».

9. Постановление Правительства Российской Федерации от 8 января 1996 г. № 6 «О концепции улучшения положения женщин в Российской Федерации».

10. Зорин В.Ю., Хабриева Т.А. Государственная национальная политика Российской Федерации: проблемы реализации и совершенствования // Журнал российского права. — М.: Норма, 2003. — № 3. — С. 30-40.

11. Доклад о развитии человека за 1999 г. — Нью-Йорк: ПРООН, 1999. — С. 102.

ВОПРОСЫ СОВРЕМЕННОЙ ПЕДИАТРИИ/ 2007/ ТОМ 6/ № 6

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.