ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОДДЕРЖКА СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА РОССИИ В УСЛОВИЯХ ЧЛЕНСТВА В ВТО
© Алхастова Э.М.*
Курская государственная сельскохозяйственная академия им. профессора И.И. Иванова, г. Курск
В статье рассмотрены меры государственной поддержки сельского хозяйства в условия членства России в ВТО. Проанализирован вопрос о соответствии мер внутригосударственной поддержки сельского хозяйства России Соглашению по сельскому хозяйству. Кроме того выявлены недостатки российского законодательства в сфере регулирования сельского хозяйства. Автором даны предложения по совершенствованию налогового регулирования сельскохозяйственной сферы, а также даны предложения в сфере кредитования вновь образовавшихся предприятий.
Ключевые слова: сельское хозяйство, ВТО, соглашения, государственная поддержка, национальное законодательство, налоговое регулирование, административные барьеры, льготные кредиты.
Одной из важнейших отраслей не только российской, но и мировой экономики является сельское хозяйство, позволяющее обеспечить человечество продовольствием. При этом отрасль сельского хозяйства поставляет сырье и для медицины, косметологии и легкой промышленности. «Сельское хозяйство, бесспорно, является социально значимым видом предпринимательской деятельности, нуждающимся в государственной поддержке, в том числе и путем грамотного совершенствования законодательной базы в рассматриваемой сфере» [9, с. 39].
Вопрос государственной поддержки сельского хозяйства особую актуальность приобрел с вступлением России во Всемирную торговую организацию. В процессе переговоров наше государство приняло ряд обязательств в различных экономических сферах, в том числе и в сельскохозяйственной. Указанные обязательства закреплены в Протоколе «О присоединении Российской Федерации к Марракешскому соглашению об учреждении Всемирной торговой организации от 15 апреля 1994 г.» [8]. В данном документе предусмотрен переходный период, в течение которого Россия обязана привести национальное законодательство в соответствие с правилами ВТО, а также разработать стратегию государственной поддержки российских производителей согласно требованиям ВТО [8].
Сельскохозяйственная сфера в ВТО регулируется такими правовыми актами, как Генеральное соглашение по тарифам и торговле (Гатт,
* Менеджер по продажам ОО «Курск» КБ «Юниаструм Банк» (ООО).
1947) [1, с. 2442-2511], Соглашение по сельскому хозяйству от 15.04.1994 г. [10, с. 2539-2565] и Соглашение по применению санитарных и фитосани-тарных мер от 15.04.1994 г. [11, с. 2566-2578]. Указанные документы согласно ч. 4. ст. 15 Конституции Российской Федерации являются составной частью ее правовой системы [4].
В процессе переговоров о вступлении России в ВТО, стороны, обсуждающие вопросы сельскохозяйственного сектора экономики, обратили внимание на три основных направления: изменение тарифно-таможенного законодательства, санитарные и фитосанитарные меры и положения о внутренней поддержке сельского хозяйства.
Наиболее активно обсуждался вопрос о соответствии мер внутригосударственной поддержки сельского хозяйства России Соглашению по сельскому хозяйству. В Протоколе о присоединении России к ВТО указано, что внутренняя поддержка государства по сельскому хозяйству будет ограничена фиксированной денежной суммой [8]. Эта сумма будет уменьшаться с 9 млрд. долл. в 2012 г. до 4,4 млрд. долл. в 2018 г. [8]. При этом разрешенными мерами государственной поддержки должны стать: исследования в связи с программами охраны окружающей среды, исследовательские программы по конкретным продуктам; борьба с вредителями и с болезнями; услуги по подготовке кадров; услуги по маркетингу и продвижению продукции на рынок; финансовое участие правительства в программах страхования и обеспечения доходов; выплаты в порядке помощи при стихийных бедствиях; платежи по программам охраны окружающей среды; выплаты по программам региональной помощи и т.п. [10, с. 2539-2565].
Так, статья 13 приложения 2 к Соглашению по сельскому хозяйству указывает, что «выплаты по программам региональной помощи предоставляются лишь производителям в неблагоприятных регионах. Каждый такой регион должен представлять собой четко обозначенную географическую зону, иметь определенные экономические и административные признаки и рассматриваться как неблагоприятный на основе нейтральных и объективных критериев, четко изложенных в законе или нормативном акте и свидетельствующих о том, что трудности данного региона порождены более серьезными причинами, чем просто временные обстоятельства» [10, с. 2539-2565]. Кроме того, данная статья также определяет суму таких выплат и их ограничения. При этом в законодательстве зарубежных стран содержится перечень социально-экономических показателей, позволяющих признать тот или иной регион неблагоприятным, а также устанавливаются пороговые значения ряда климатических, почвенных, географических факторов, влияющих на ведение сельского хозяйства [3, с. 165]. Однако в российском законодательстве отсутствуют определение неблагоприятного региона и условия выделения им денежных средств. Представляется необходимым закрепить данное определение в нашем законодательстве, что будет способствовать
выделению бюджетных средств для поддержки производителей в неблагоприятных субъектах Российской Федерации.
Сегодня в целях поддержки сельского хозяйства в условиях вступления в ВТО принята и реализовывается Государственная программа «Развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2013-2020 годы» [2]. Основной задачей программы является повышение конкурентоспособности российского агропромышленного комплекса до вступления в силу всех обязательств Российской Федерации в рамках ВТО. Программа предусматривает принятие Федерального закона «О ветеринарии», направленного на устранение противоречий между российским законодательством и Соглашением по применению санитарных и фитосанитарных мер, разработку перечня сельскохозяйственной продукции и продовольствия, в отношении которых установлен запрет на закупки для государственных и муниципальных нужд, усиление таможенного администрирования ввоза сельскохозяйственной продукции со стороны Федеральной таможенной службы; разработку российских национальных стандартов и систем оценки качества мяса крупного рогатого скота [2]. Реализация вышеуказанной Программы будет способствовать комплексному развитию всех отраслей и подотраслей, а также сфер деятельности агропромышленного комплекса с учетом вступления России в ВТО.
Одним из приоритетных направлений государственной политики в сфере агропромышленного комплекса является поддержка малых форм хозяйствования и кооперации на селе [5]. Проблемы в сельском хозяйстве вызваны, прежде всего, сложной обстановкой с правами собственности на землю, отсутствием программ и стимулов развития производств на селе, низкой плодородностью земель, колоссальными транспортными расходами, значительной изношенностью техники, отсутствием эффективных кадров, способных организовать рентабельное производство и сбыт продукции, недоступностью кредитных программ [12, с. 60]. При этом только реализацией государственных программ проблемы в сельском хозяйстве не решить, здесь требуется комплексный подход (строительство дорог, развитие инфраструктуры в сельской местности, обучение кадров для работы на земле). Кроме того, мерами государственной поддержки сельского хозяйства должны стать изменения в области налогового регулирования, сокращения административных барьеров и предоставление сельскохозяйственным товаропроизводителям комплекса преференций, в том числе и льготных кредитов.
В настоящее время приоритетной мерой государственной поддержки сельского хозяйства является льготное налогообложение. Так, для сельскохозяйственных товаропроизводителей установлена специальная льготная система налогообложения - единый сельскохозяйственный налог, который позволяет существенно снизить налоговую нагрузку и уменьшить объем налоговой отчетности. Налоговая ставка установлена в размере 6 % от разницы между доходами и расходами. Кроме того, с 1 января 2013 года уста-
новлена пониженная ставка налога на добавленную стоимость в размере 10 %, применяемая при совершении операций по реализации племенного крупного рогатого скота, племенных свиней, овец, коз, лошадей и т.д. [14]. Считаем, что мерами в области налогового регулирования так же должны стать предоставление вновь образованным предприятиям «налоговых каникул». С целью высвобождения дополнительных средств сократиться общая налоговую нагрузка на малые предприятия.
Позитивное влияние на сельскохозяйственную сферу будет оказывать и сокращение административных барьеров. Исследования предпринимательского климата в России свидетельствуют, что многие из тех, кто сталкивается со стандартами, лицензированием, таможенными процедурами, не считают их проблемными, а качество работы налоговых органов многие предприниматели из числа производственников оценивают как достаточно высокое [7]. Однако только 32 % опрошенных руководителей утверждают, что проверяющие инстанции никогда не создают проблем для развития бизнеса, а каждый пятый говорит о том, что они делают это достаточно часто или постоянно и что «проверки не дают бизнесу жить и развиваться» [7]. Учитывая, что развитый предпринимательский сектор - это основа экономики любой страны, необходимо снизить административную нагрузку, провести упрощение лицензирования, сертификации и аккредитации.
В настоящее время Российская Федерация пытается поддерживать формирование и развитие системы кредитования сельскохозяйственных товаропроизводителей, поскольку без доступа последних к доступному кредитованию сельское хозяйство не сможет развиваться. В этих целях из федерального бюджета ежегодно выделяются средства на субсидии регионам нашей страны на возмещение части затрат на уплату процентов по договорам, заключенным с российскими кредитными организациями. Однако данный вид государственной поддержки сегодня действует не во всех сферах сельскохозяйственной деятельности. Так, начиная с 2013 г. отменены субсидии по компенсации процентной ставки банковских кредитов на закупку сырья для предприятий глубокой переработки зерна, что привело к повышению себестоимости производства и снижению конкурентоспособности отечественной продукции. Однако по правилам ВТО поддержка сельхоз-производства должна осуществляться через субсидирование именно предприятий сельхозпереработки, а не через прямые субсидии сельхозпроизводителям. В свою очередь, процентные ставки по долго- и краткосрочным кредитам в странах с переходной экономикой, в том числе и в России, напрямую зависят от высоких ставок рефинансирования центральных банков. При этом во всех странах идет процесс концентрации банковско-финансовых услуг в столицах, что, безусловно, осложняет доступ к кредитованию сельским жителям [6]. К сожалению, и в России пока не произошло существенных сдвигов, несмотря на вступление в ВТО. Так, закупка зерна иностранными посредниками производится за счет кредитов, предоставляемых им
под 2-3 % годовых, в то время как российские компании, особенно занятые переработкой и хранением продукции, - под 16-20 %, а для производителей зерна - 10-13 % [15].
Учитывая, что отношения в сфере кредитования сельхозпроизводителей регулируются Федеральным законом «О развитии сельского хозяйства» [13], который распространяет свое действие в отношении кредитов, оформленных до 1 января 2013 г., считаем целесообразным продлить действие льготного режима кредитования, обеспеченного государственными субсидиями, еще на пять лет. Все это поможет сельскохозяйственному товаропроизводителю адаптироваться к новым условиям, связанным с членством России в ВТО. Для этого необходимо ч. 2 ст. 18 Федерального закона «О развитии сельского хозяйства» изложить в следующей редакции: «Порядок предоставления субсидий на возмещение части затрат на уплату процентов, указанных в части 3 статьи 11 настоящего Федерального закона, распространяется на кредиты (займы), оформленные в российских кредитных организациях и сельскохозяйственных потребительских кооперативах до 1 января 2018 года» [13].
Таким образом, рентабельность сельского хозяйства России в условиях членства в ВТО напрямую будет зависеть от налоговой политики государства, сокращения административных барьеров и предоставления субсидий по компенсации процентной ставки банковских кредитов во всех сферах сельскохозяйственной деятельности.
Список литературы:
1. Генеральное соглашение по тарифам и торговле (Гатт 1947) // Собрание законодательства Российской Федерации. - 2012. - № 37. - (приложение, ч. V). - С. 2442-2511.
2. Государственная программа «Развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2013-2020 годы» утв. Постановлением Правительства Российской Федерации от 19.11.2012 г. № 404 (ред. от 23.09.2013) // СПС КонсультантПлюс.
3. Дмитриева Г.К., Ершова И.В., Карташов А.В. и др. Правовое регулирование внешнеэкономической деятельности в условиях вступления российской Федерации во Всемирную торговую организацию: монография. -М.: Норма, Инфра-М, 2013. - 192 с.
4. Конституция Российской Федерации от 12.12. 1993 г. // Собрание законодательства Российской Федерации. - 2014. - № 9. - Ст. 851.
5. Основные направления деятельности Правительства Российской Федерации на период до 2018 года утв. Постановлением Правительства Российской Федерации от 31.01.2013 г. // СПС КонсультантПлюс.
6. Перская В.В., Огрызов А.А. О сельском хозяйстве России в условиях членства в ВТО и потенциале кредитной политики // Деньги и кредиты. -2014. - № 1. - С. 47-50.
7. Предпринимательский климат в России: индекс опоры 2012 (исследования института конкурентоспособности) [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.nisse.ru/business (дата обращения: 21.04.2013).
8. Протокол от 16.12.2011 г. «О присоединении Российской Федерации к Марракешскому соглашению об учреждении Всемирной торговой организации от 15 апреля 1994 г.» // Бюллетень международных договоров. - 2012. -№ 12 (декабрь).
9. Ручкина Г.Ф., Матвеева Н.А. О некоторых проблемах правового регулирования предпринимательской деятельности в сельском хозяйстве Российской Федерации (опыт сопредельных государств) // Международное публичное и частное право. - 2013. - № 5. - С. 38-43.
10. Соглашение по сельскому хозяйству от 15.04.1994 г. // Собрание законодательства Российской Федерации. - 2012. - № 37 (приложение, ч. VI). -С. 2539-2565.
11. Соглашение по применению санитарных и фитосанитарных мер от 15.04.1994 г. // Собрание законодательства Российской Федерации. - 2012. -№ 37 (приложение, ч. VI). - С. 2566-2578.
12. Тяпухин С.В. ВТО - глобальный коммерческий проект // Торговля: бухгалтерский учет и налогообложение. - 2012. - № 8. - С. 57-68.
13. Федеральный закон от 29 декабря 2006 г. № 264-ФЗ «О развитии сельского хозяйства» (в ред. от 28.02.2012) // Собрание законодательства Российской Федерации. - 2007. - № 1 (ч. I). - Ст. 27.
14. Федеральный закон от 02 октября 2012 г. № 110-ФЗ «О внесении изменений в часть вторую Налогового Кодекса РФ и признании утративших силу отдельных положений законодательных актов РФ» // СПС Консультант-Плюс.
15. http://www.rg.ru/2013/10/15/gospodderzka.html.
ИНСТИТУЦИОНАЛЬНЫЕ АСПЕКТЫ ПОСТРОЕНИЯ ФИНАНСОВОГО МЕХАНИЗМА В РЕГИОНАЛЬНОЙ ИННОВАЦИОННОЙ СИСТЕМЕ
© Заппаров Б.А.*
Казанский национальный исследовательский технологический университет,
г. Казань
Автор предпринимает попытку теоретического моделирования институциональной траектории развития финансового механизма стимулирования инновационной активности, как компенсаторного института современной модели трансформации отечественной экономики, кото-
* Ассистент кафедры Экономики.