Научная статья на тему 'Государственная поддержка развития отрасли животноводства в Нижегородской области'

Государственная поддержка развития отрасли животноводства в Нижегородской области Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
525
71
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Вестник НГИЭИ
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ВТО / ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОДДЕРЖКА / ЖИВОТНОВОДСТВО / ПРОИЗВОДСТВО / ПРОДОВОЛЬСТВЕННАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ / WTO / STATE SUPPORT / LIVESTOCK PRODUCTION / FOODSECURITY

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Шамина Ольга Викторовна

В статье рассмотрено государственное регулирование развития отрасли животноводства в связи вступлением России в ВТО, дана оценка состояния развития отрасли в Нижегородской области, рассмотрены программы поддержки животноводства на региональном уровне.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

STATE SUPPORT OF DEVELOPMENT OF THE LIVESTOCK INDUSTRY IN THE NIZHNY NOVGOROD REGION

The article considers state regulation of the formation of the livestock industry in connection with Russia's involving into the WTO, and an assessment of the state of the industry development in the Nizhny Novgorod area, support programs of livestock production at the regional level.

Текст научной работы на тему «Государственная поддержка развития отрасли животноводства в Нижегородской области»

УДК 338.43

О. В. ШАМИНА

ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОДДЕРЖКА РАЗВИТИЯ ОТРАСЛИ ЖИВОТНОВОДСТВА В НИЖЕГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ

Ключевые слова: ВТО, государственная поддержка, животноводство, производство, продовольственная безопасность.

Аннотация. В статье рассмотрено государственное регулирование развития отрасли животноводства в связи вступлением России в ВТО, дана оценка состояния развития отрасли в Нижегородской области, рассмотрены программы поддержки животноводства на региональном уровне.

Существующая система государственного регулирования и поддержки сельского хозяйства не имеет системного характера. Многочисленные ее элементы законодательно не оформлены, а потому не могут служить товаропроизводителям четкими ориентирами на будущее. К тому же меры поддержки применяются в отрыве от иных форм государственного регулирования (например, антимонопольных), а основной результат от их применения достается часто не селу, а смежным отраслям [1, с. 6].

Г осударственная поддержка организаций агропромышленного комплекса осуществляется посредством предоставления субсидий из областного и федерального бюджетов.

На развитие агропромышленного комплекса в 2012 году из областного бюджета выделено 3 713,6 млн рублей (в рамках действующих целевых программ и внепрограммных мероприятий), в т. ч. 506,8 млн рублей на социальное развитие села.

Финансирование основных мероприятий областного бюджета в 2012 году осуществлялось на условиях софинансирования расходов федерального бюджета, в рамках реализации «Государственной программы развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2008-2012 годы», областных целевых программ «Развитие агропромышленного комплекса Нижегородской области на 2011 - 2012 годы», «Сохранение и восстановление плодородия земель сельскохозяйственного назначения Нижегородской области на 2009-2013 годы», «Развитие социаль-

© Шамина О. В., 2014

ной и инженерной инфраструктуры как основы повышения качества жизни населения Нижегородской области на 2013-2015 годы» и других.

Основными видами финансовых поддержек из областного бюджета в 2012 году были:

- субсидии на поддержку животноводства - 1 439,1 млн руб.;

- субсидии на возмещение сельхозтоваропроизводителям, организациям агропромышленного комплекса, крестьянским (фермерским) хозяйствам, сельскохозяйственным потребительским кооперативам части затрат на уплату процентов по инвестиционным кредитам, полученным в российских кредитных организациях, и займам, полученным в сельскохозяйственных кредитных потребительских кооперативах в 2006-2012 годах на срок от 2 до 10 лет - 341,4 млн рублей;

- субсидии на возмещение сельхозтоваропроизводителям, организациям АПК, КФХ и организациям потребительской кооперации части затрат на уплату процентов по кредитам, полученным в кредитных организациях, сроком до 1 года - 229,5 млн рублей;

- субсидии на поддержку элитного семеноводства - 46,6 млн

рублей;

- на погашение реструктуризированной задолженности сельхозтоваропроизводителей перед бюджетами всех уровней и государственными внебюджетными фондами - 40 млн рублей и др.

Из федерального бюджета поступило 1 913,6 млн. рублей (в том числе 176,7 млн рублей - капитальные вложения). Основная часть средств была направлена на субсидии на возмещение части затрат на уплату процентов по инвестиционным кредитам, полученным в кредитных организациях - 513,7 млн рублей и субсидии на возмещение части затрат на уплату процентов по кредитам, полученным в кредитных организациях, и займам, полученным в сельскохозяйственных кредитных потребительских кооперативах на срок до 1 года -317,2 млн рублей, на элитное семеноводство, племенное дело, на возмещение части страховых платежей, на финансирование экономически значимых программ и на другие цели [2].

Таким образом, совокупная финансовая поддержка агропромышленного комплекса из бюджетов всех уровней составила 5,6 млрд рублей, что на уровне 2011 года.

В структуре финансирования агропромышленного комплекса областной бюджет занимает 66 %, федеральный - 34 %.

В 2012 году привлечено 12,4 млрд. рублей кредитных ресурсов с субсидированием части процентной ставки за счет средств федерального и областного бюджетов, в том числе 2,7 млрд рублей инве-

стиционных кредитов на приобретение племенного скота, техники и оборудования. Из общей суммы кредитных ресурсов 1 356,0 млн рублей использовано малыми формами хозяйствования.

В последние годы широкое распространение и актуальность преобретает долгосрочное планирование развития сельского хозяйства. Наметившаяся тенденция не случайна, а вполне закономерна. Глубокие преобразования отрасли животноводства и переход на инновационное развитие невозможно осуществить в краткосрочном периоде и, следовательно, требует определения стратегии на долгосрочную перспективу [3, с. 112].

Для этих целей на период с 2013 по 2020 годы в Россйской Федерации (8 лет после вступления России в ВТО) разработана Г осу-дарственная программа развития сельского хозяйства, которая включает в себя ведомственные и экономически значимые региональные программы. Основной особенностью программы является то, что впервые она сформирована на основе продовольственных цепочек: производство - переработка - логистика - рынок в растениеводстве и животноводстве.

Реализация государственной поддержки кредитования подотрасли животноводства, переработки ее продукции, развития инфраструктуры и логистического обеспечения рынков продукцией животноводства направлена на обеспечение устойчивого роста животноводческой продукции и продуктов ее переработки на основе расширенно -го воспроизводства и модернизации отрасли животноводства, организаций агропромышленного комплекса, пищевой и перерабатывающей промышленности.

В России созданы благоприятные условия для привлечения в подотрасли АПК частного капитала. На 1 рубль государственной поддержки в АПК привлекается 10 рублей частных инвестиций. Совокупный инвестиционный портфель составляет более 1,9 трлн руб. и обеспечивает устойчивые темпы развития и модернизации АПК в течение

5 лет [5].

В связи с вступлением России в ВТО меры государственной поддержки претерпели существенное изменение:

- часть действующих мер поддержки производства растениеводческой продукции, влияющих на себестоимость и качество продукции, трансформирована в новый вид - субсидии на повышение доходов сельскохозяйственных товаропроизводителей (15,2-37,6 млрд руб. ежегодно);

- развитие мясного скотоводства выелено в отдельную подпрограмму. Объем финансирования 6,8-9,5 млрд руб. ежегодно;

- введен новый вид поддержки: субсидии на 1 литр реализованного товарного молока. Объем финансирования 10-12,5 млрд руб. ежегодно;

- увеличено финансирование экономически значимых региональных программ (с13,0-21,3 млрд руб.) в рамках этого мероприятия будет проводиться поддержка наиболее приоритетных направлений

[4].

В рамках реализации Государственной программы в Нижегородской области разработана Областная целевая программа «Развитие агропромышленного комплекса на 2013-2020 гг. Мероприятия, включенные в программу, охватывают все направления деятельности агропромышленного комплекса области и позволяют сделать полноценную оценку производства и эффективности сельскохозяйственной продукции.

По итогам 2013 года производство валовой продукции сельского хозяйства составило 52,9 млрд руб, или 110,4 % к уровню 2012 года. Расход областного бюджета в расчете на 1 рубль производства сельскохозяйственной продукции составляет 6,6 копейки, что почти на уровне запланированного значения.

Оценивая состояние животноводства области, необходимо отметить, что в отрасли произошли позитивные технологические изменения, способствующие улучшению экономической эффективности отрасли.

Из 83 регионов Российской Федерации Нижегородская область занимает 16 место по валовому производству молока, 18 место -по производству мяса на убой и 11 место по производству яиц.

В 2013 году в Нижегородской области всеми категориями хозяйств произведено скота и птицы на убой в живом весе 129,6 тыс. тонн, что составляет 105,2 % к уровню 2012 года.

Объем производства молока составил 611,8 тыс. тонн (+121,3

тонны).

В рамках программы стабилизации и увеличения поголовья крупного рогатого скота введено в эксплуатацию 96 животноводческих объектов, из них 23 объекта - новое строительство, 73 объекта -реконструкция.

В Нижегородской области создана одна из лучших в Российской Федерации племенная база молочного животноводства, в которой содержится более 26 тыс. высокопродуктивных коров. Она представлена 32 племенными заводами, 25 племенными репродукторами и одним генофондным хозяйством, удельный вес племенных животных в общем поголовье составляет 19,1 %. За период действия программы

переведено на современные условия содержания 89,6 тыс. голов скота, сохранены и улучшены условия труда работников более чем в 250 населенных пунктах, ликвидирован спад производства молока и повышено его качество. Удельный вес реализованного молока первого и высшего сортов в 2013 году составил 98 %.

Меры поддержки предусматривают субсидии за 1 кг реализованного молока собственного производства в размере 1,85 рублей, а сельхозорганизациям, вступившим в программу строительства, реконструкции животноводческих помещений в 2013 году, - 3 рубля за 1 кг и 2 рубля за 1 кг соответственно [3, с. 116].

В целом, на реализацию программы было направлено 25,9 млрд руб., из них 8,4 % средств приходится на федеральный бюджет, 13,5 % областной бюджет, 0,2 местный бюджет, 77,9 % занимают средства организаций и кредитные ресурсы. Финансовая поддержка охватывает более 3 000 сельскохозяйственных товаропроизводителей.

Однако необходимо отметить, что часть индикаторов программы исполнены не на 100 %, что связано, в первую очередь, с недостатком финансовых средств, в связи с ростом цен на материальнотехнические ресурсы, используемые в сельскохозяйственном производстве (ГСМ, удобрения, электроэнергия), а также с сокращением числа занятых в сельскохозяйственном производстве и неблагоприятными погодными условиями в период посевных и уборочных работ.

Министерством сельского хозяйства и продовольственных ресурсов принимаются следующие меры:

- повышение качества производства сельскохозяйственной продукции путем обновления машинно-тракторного парка, модернизация оборудования;

- расширение посевных площадей;

- строительство новых помещений для содержания скота и птицы [5].

Кроме рассмотренной программы, Министерством сельского хозяйства и продовольственных ресурсов Нижегородской области совместно с Всероссийским научно-исследовательским институтом племенного животноводства разработана программа развития племенного молочного и мясного скотоводства области на 2011-2020 годы.

ЛИТЕРАТУРА

1. Белкина Е. Н. Методика оценки уровня господдержки животноводства в условиях модернизации отрасли // Экономика, труд, управление в сельском хозяйстве. 2012. № 3 (12). С. 6-9.

2. Государственная поддержка животноводства стала темой выездного заседания комитета по развитию АПК при Законодательном Собрании Нижегородской области [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://fermerskoe-hozyistvo.ru. html 10.08.2013

3. Хайруллина О. И. Стратегия государственной поддержки животноводства в Пермском крае // Аграрный Вестник Урала. 2012. №

6 (98). С. 112-116.

4. Официальный сайт Министерства сельского хозяйства http://www.mcx.ru/navigation/docfeeder/show/342.htm

5. Официальный сайт Министерства сельского хозяйства http://www.mcx-nnov.ru/zhivotnovodstvo/

STATE SUPPORT OF DEVELOPMENT OF THE LIVESTOCK INDUSTRY IN THE NIZHNY NOVGOROD REGION

Keywords: WTO, state support, livestock production, foodsecurity.

Annotation. The article considers state regulation of the formation of the livestock industry in connection with Russia’s involving into the WTO, and an assessment of the state of the industry development in the Nizhny Novgorod area, support programs of livestock production at the regional level.

ШАМИНА ОЛЬГА ВИКТОРОВНА - к.э.н., доцент кафедры экономики и статистики, Нижегородский государственный инженерно-экономический институт, аспирант, Россия, Княгинино, (Sh-oly2009@mail. ru).

SHAMINA OLGA VIKTOROVNA - candidate of economic sciences, senior lecturer of the chair «Economics and statistics», Nizhniy Novgorod state engineering and economic institute, Russia, Knyaginino, ^Sh-oly2009@mail.ru).___________________________________________

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.