Научная статья на тему 'Сложившаяся система государственного регулирования производства продукции животноводства'

Сложившаяся система государственного регулирования производства продукции животноводства Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
158
24
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЖИВОТНОВОДСТВО / ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ / ПРОГРАММЫ / СУБСИДИИ / ЗАТРАТЫ / ПРОИЗВОДСТВО

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Кононов Виктор Юрьевич, Жмакина Ольга Сергеева

На основе проведенного анализа развития государственного регулирования животноводства выявлено, что, несмотря на большое количество законов и программ, рост объемов финансирования, выделенных средств недостаточно для развития отрасли и удовлетворения потребности населения в животноводческой продукции в основном за счет отечественного производства.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Кононов Виктор Юрьевич, Жмакина Ольга Сергеева

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Сложившаяся система государственного регулирования производства продукции животноводства»

СЛОЖИВШАЯСЯ СИСТЕМА ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ПРОИЗВОДСТВА ПРОДУКЦИИ ЖИВОТНОВОДСТВА

В.Ю. Кононов, О.С. Жмакина

Аннотация. На основе проведенного анализа развития государственного регулирования животноводства выявлено, что, несмотря на большое количество законов и программ, рост объемов финансирования, выделенных средств недостаточно для развития отрасли и удовлетворения потребности населения в животноводческой продукции в основном за счет отечественного производства.

Ключевые слова: животноводство, государственное регулирование, программы, субсидии, затраты, производство.

Продуктивное сельское хозяйство в современном мире не может существовать без участия государства. В странах с развитым сельским хозяйством помощь государства весьма значительна. В России шаг за шагом удалось сформировать, пусть и неполную, но систему аграрной политики, получившую правовое оформление в Федеральном законе «О развитии сельского хозяйства» и Государственных программах «Развитие сельского хозяйства и регулирование рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 20082012 годы», «Развитие сельского хозяйства и регулирование рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2013-2020 годы», в которые был трансформирован приоритетный национальный проект «Развитие АПК».

Несмотря на декларативный характер, принятый закон «О развитии сельского хозяйства РФ» решил ряд принципиально важных задач. Он позволил перевести отношения органов власти с сельскохозяйственными товаропроизводителями на правовую основу, в нем была дана четкая формулировка понятий устойчивого сельского развития, сельскохозяйственного производства, сельскохозяйственного товаропроизводителя, рынка сельскохозяйственной продукции, государственной аграрной политики и мер по ее реализации, государственной программы развития сельского хозяйства и регулирования рынков АПК [1].

Основной целью программ развития сельского хозяйства и регулирование рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия является: устойчивое развитие сельских территорий; создание общих условий функционирования сельского хозяйства; развитие приоритетных подотраслей сельского хозяйства; достижение финансовой устойчивости сельского хозяйства области [2, 3].

Областная целевая программа «Развитие сельского хозяйства Курской области на 2013-2020 годы» разработана в целях обеспечения занятости и повышения уровня жизни сельского населения области, повышения конкурентоспособности продукции агропромышленного комплекса, обеспечения населения Курской области качественными продовольственными товарами, сохранения и воспроизводства используемых сельским хозяйством природных ресурсов и определяет аграрную политику Курской области на период 2013-2020 гг., направления развития сельского хозяйства, финансовое обеспечение и механизмы реализации предусмотренных мероприятий, показатели их результативности.

Областная целевая программа предполагает мероприятия по поддержке племенного животноводства, целью осуществления которых является формирование племенной базы, обеспечивающей потребность сельскохозяйственных товаропроизводителей области в племенной продукции [4].

С момента реализации национального проекта «Развитие АПК» в рамках первого его направления «Ускоренное развитие животноводства» привлечены кредитные ресурсы и государственные гарантии, выданные администрацией области в сумме 5 млрд. рублей, что позволило осуществить строительство 11 комплексов, из них -7 свиноводческих и 4 молочных.

В селекционно-генетическом центре ООО «Псель-ское» Беловского района, свинокомплекса ОАО «Надежда» Большесолдатского района, возведенных в рамках приоритетного национального проекта, внедрены самые современные технологии. Труд животноводов, облегченный механизмами и автоматикой, стал более привлекательным для молодежи. Это стало возможным благодаря существенной бюджетной поддержке. За шесть последних лет АПК области получено около 750 млн. руб.

Развитие специализированного мясного скотоводства является одним из перспективных направлений по увеличению производства высококачественной говядины. С целью создания экономических условий для формирования отрасли мясного скотоводства принята отраслевая программа «Развитие мясного скотоводства на 2013-2020 годы». В ее рамках реализуется 22 региональные программы.

Государство обязано защищать интересы отечественных товаропроизводителей при экспорте и импорте сельскохозяйственной продукции. Защитные меры применяются в форме количественных ограничений или введения таможенных пошлин. Правительство устанавливает порядок и условия введения и применения пороговых цен, на основе которых определяются таможенные пошлины. Пороговые цены рассчитываются с учетом цен, сложившихся на внутреннем рынке на отдельные виды продукции и сырья.

Положительную роль сыграла в развитии животноводства внешнеэкономическая политика страны. В 2003-2008 гг. квоты на импорт мяса год от года росли, а таможенные пошлины на импорт сверх квот сокращались. В 2009 г. этот тренд был сломлен - квоты на импорт мяса впервые за пять лет были снижены, а таможенные тарифы на сверхквотный импорт повышены.

Постановлением Правительства РФ от 24.12.2010 г. №1111 установлены тарифные квоты на ввоз в 2011 г. говядины, свинины и мяса домашней птицы. Утверждено их распределение между странами-поставщиками. Квоты не распространяются на продукцию, происходящую и ввозимую из государств-участников СНГ.

Благоприятными для развития животноводства можно считать политику импортозамещения, получившую развитие в 2012-2013 гг., значение которой существенно возросло в условиях введения экономических санкций против России и ответных антисанкционных мероприятий в 2014-2015 гг.

Что касается молочного скотоводства, то в области действует программа «Развитие молочного скотоводства в Курской области на 2013-2020 годы», которая направлена на техническое и технологическое перевооружение молочного скотоводства. Определенной модернизации подверглось производство на Большесол-датском молокозаводе. Глубокая переработка сырья была организована на Горшеченском маслозаводе. Наконец, подошла к завершению модернизация Олымско-го молочно-консервного комбината.

В рамках реализации программы запланировано увеличение производства животноводческой продукции. Объем производства мяса скота и птицы (в живом весе) к

2020 г. предположительно достигнет 570 тыс. т., что превысит уровень 2012 г. более чем в 3 раза, производство молока к 2020 г. достигнет 4480 тыс. т, что превысит уровень 2012 г. на 12 % [3].

Курская область располагает благоприятными условиями для развития молочного скотоводства как ведущей отрасли животноводства [5-7]. Однако ситуация в отрасли остается неустойчивой. Прежде всего, налицо отрицательная динамика снижения поголовья крупного рогатого скота, в том числе коров, что лишь в небольшой мере компенсируется ростом продуктивности дойного стада.

Анализ уровня и мер государственного регулирования сельскохозяйственного производства, основанный на материалах Курской области, показал, что на региональном уровне, на протяжении нескольких последних лет важное значение для сельскохозяйственных предприятий имели субсидии из бюджетных средств. Эти средства являются целевыми, выплачиваются на производство определенных видов продукции и устанавливаются индивидуально для каждого сельскохозяйственного предприятия, т.е. учитывают конкретные условия производства.

Принятым областным комитетом АПК положением предусмотрено, что субсидии выплачиваются тем хозяйствам, которые занимаются развитием животноводства и наращивают производственные показатели, без чего область не сможет обеспечить выполнение целевых обязательств по соглашению с Минсельхозом.

В Государственной программе «Развитие сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2008-2012 годы» были заложены довольно крупные бюджетные средства. Однако уже в 2009 г. было значительно урезано финансирование социальных программ, на 2010 г. сокращено или прекращено финансирование ряда программных мероприятий. Основная доля субсидий федерального бюджета направлялась на компенсацию старых и пролонгированных долгосрочных обязательств государства по кредитам, взятым в предыдущие годы.

Несмотря на увеличение в Государственной программе «Развитие сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2013-2020 годы» государственных расходов, госпрограмма реализуется не достаточно эффективно, о чем свидетельствует сравнение целевых показателей с фактическими. На начало 2013 г. из 9 агрегированных показателей 6 не достигли запланированного уровня, из 49 целевых индикаторов - 22. В ходе проверки реализации программы Счетной палатой России установлено несоответствие между показателями ресурсного обеспечения и фактическим финансированием из федерального бюджета отдельных ее направлений. Усугубило ситуацию несвоевременное утверждение региональных нормативных правовых актов, регулирующих условия предоставления субсидий из федерального бюджета. Неоднократная корректировка объемов финансирования по направлениям Госпрограммы негативно сказалось на равномерном и своевременным доведении денежных средств до сельскохозяйственных производителей. Необходимо усилить контроль достижения основных показателей и целевых индикаторов Госпрограммы.

Важнейший инструмент в системе государственного регулирования сельского хозяйства - кредитная политика -нуждается в совершенствовании. Доля обслуживающих системой кредитования сельскохозяйственных предприятий еще незначительна. Кредитами банков пользуются в основном крупные и состоятельные предприятия, а сроки возврата для тех и других одинаковы.

Развитие инвестиционной деятельности в современных условия приобретает особое значение, что связано с процессами перехода России от политики государственного

изоляционизма к открытию рынков и интеграции в мировую экономику. В настоящее время в Курской области объем инвестиций в аграрном секторе экономики значительно ниже, чем в производстве промышленного назначения. Ограничены и возможности использования заемных средств. К факторам, сдерживающим участие банков инвестиционной деятельности сельского хозяйства, следует отнести: возможность получения большей прибыли от краткосрочного кредитования коммерческой сферы; ненадежность возврата долгосрочных инвестиций; низкая доходность и относительно низкая отдача на вложенный капитал в сельскохозяйственных предприятиях; необработанность механизма залоговых операций, не ликвидность имущества и нерешенность земельного вопроса.

Проводимые в агропромышленном комплексе экономические преобразования не создали условий для равноправного, взаимовыгодного сотрудничества, и прежде всего в сфере ценообразования между партнерами АПК. Диспаритет в товарообмене между сельским хозяйством и другими отраслями по-прежнему не устранен. Практически не используются гарантированные цены, применяемые государством для случаев, когда рыночная цена может опуститься ниже предела самоокупаемости хозяйств. В настоящее время крайне слабо используются такие экономические методы регулирования цен в условиях рынка, как товарные интервенции из государственных запасов через систему государственной и негосударственной торговли.

Государственная поддержка развития животноводства за последние годы увеличилась более чем в 5 раза, однако, в общем объеме бюджетных средств, выделенных на развитие сельского хозяйств, осталась ниже уровня шестилетней давности.

Анализ соотношения размеров государственных субсидий с величиной производственных затрат в сельскохозяйственных предприятиях Курской области показал, что произошло увеличение доли государственных субсидий в сумме затрат на производство продукции сельского хозяйства. По животноводству увеличение произошло более чем в 2 раза. Несмотря на это доля субсидий в сумме производственных затрат очень незначительна как в целом по сельскому хозяйству, так и по основным отраслям (рисунок 1).

Анализ государственных субсидий выделенных на отдельные виды сельскохозяйственной продукции в рамках государственных программ свидетельствует о том, что субсидии на поддержку выращивания и откорма крупного рогатого скота, отрасли находящейся в глубоко убыточном состоянии, осталось за последние три года практически неизменными, средства, выделяемые на субсидирование молока, уменьшились в 3 раза.

12 10

Удельный вес государствен 8 ных субсидий в сумме 6 затрат на производство 4 продукции, %

2

□ сельского хозяйства

□ животноводства

ш

2009 г. 2010 г. 2011 г. 2012 г.

Рисунок 1 - Соотношение производственных затрат и государственных субсидий по отраслям в сельскохозяйственных предприятиях Курской области

Анализ государственных мероприятий регулирования сельскохозяйственного производства показал, что на фе-

0

2013 г

деральном и региональном уровнях принято значительное количество законов, постановлений и программ, касающихся развития сельского хозяйства. Однако в 2009 г. было значительно урезано финансирование социальных программ, на 2010 г. сокращено или прекращено финансирование ряда программных мероприятий. Не изменилась ситуация и в 2012-2013 гг. Основная доля субсидий федерального бюджета направляется на компенсацию старых и пролонгированных долгосрочных обязательств государства по кредитам, взятым в предыдущие годы. Ограничены возможности использования заемных средств, крайне слабо используются методы регулирования цен в условиях рынка, несовершенна кредитная политика.

Несмотря на увеличение объемов государственных субсидий, их величина остается невысокой в общем объеме бюджетных средств и сумме производственных затрат. Планируемый в программе «Государственной поддержки животноводства Курской области» объем средств на поддержку животноводства в 2011-2013 гг. фактически финансирован лишь наполовину.

Вследствие этого планируемый объем производства мяса скота не выполнен в 2011 г. на 60%, молока - на 20 %. Несколько меньшим отставание от плана было в 20122013 гг. Однако возможность достижения результатов, намеченных в госпрограмме, подвергается сомнению.

Все это свидетельствует о необходимости совершенствования форм и методов государственного регулирования сельскохозяйственного производства, прежде всего производства продукции животноводства, позволяющего обеспечить удовлетворение потребностей населения в основном за счет отечественного производства.

Список использованных источников

1 Федеральный Закон РФ «О развитии сельского хозяйства» №264-ФЗ от 29 декабря 2006 г. Принят Государственной Думой 22 декабря 2006 г. // Собрание законодательства РФ. - 2007. - №1 (Ч.1).

2 Государственная программа развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2008-2012 годы. Утверждена постановлением Правительства Российской Федерации от 14 июля 2007 г. №446 / Птицефабрика. - 2007. -№11. - С. 29-38; №12. - С. 45-54.

3 Государственная программа развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2012-2020 годы. // www.consultant.ru.

4 Соглашение между Министерством сельского хозяйства РФ и Администрацией Курской области от 21.12.2012 года № 2825/17 «О реализации мероприятий Государственной программы развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2013-2020 годы». Официальный сайт Администрации Курской области.

5 Повышение рентабельности сельскохозяйственного производства / В.И. Векленко, М.М. Булгакова, Р.В. Солошенко, В.А. Долгополов //Аграрная наука. - 2008. - № 3. - С. 2-4.

6 Векленко В.И., Петренко Н.Н. Прогнозирование инновационного развития Курской области // Вестник Курской государственной сельскохозяйственной академии. -2013. - № 6. - С. 2-4.

7 Векленко В.И., Солошенко Р.В., Соклаков К.С. Интенсификация сельскохозяйственного производства // Аграрная наука. - 2005. - № 2. - С. 6-7.

Информация об авторах

Кононов Виктор Юрьевич, аспирант ФГБОУ ВО Курская ГСХА, тел. (4712)53-14-25.

Жмакина Ольга Сергеева, магистрант Белорусского государственного аграрного технического университета.

THE CURRENT SYSTEM OF STATE REGULATION OF LIVESTOCK PRODUCTION

V. Yu. Kononov, O.S. Zhmakina

Abstract. On the basis of the analysis of development state regulation of the livestock revealed that, despite the large number of laws and programs, the growth in funding allocated was insufficient for the industry's development and meet the needs of the population in livestock products mainly due to the domestic production.

Keywords: animal production, state regulation, programs, subsidies, costs, production.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.