Научная статья на тему 'Государственная поддержка инвесторов как фактор инвестиционной привлекательности субъекта Федерации'

Государственная поддержка инвесторов как фактор инвестиционной привлекательности субъекта Федерации Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
1584
182
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СУБЪЕКТ ФЕДЕРАЦИИ / ИНВЕСТИЦИОННАЯ ПРИВЛЕКАТЕЛЬНОСТЬ / ИНВЕСТИЦИОННЫЙ КЛИМАТ / МЕРЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОДДЕРЖКИ / РЕЙТИНГОВЫЕ ОЦЕНКИ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Антонова Н.Е., Леонов С.Н.

В статье исследуется сущность понятия «инвестиционная привлекательность региона». Выполнен анализ динамики инвестиционной привлекательности дальневосточных субъектов Федерации в зависимости от изменения внешних и внутренних условий хозяйствования. На примере Хабаровского края исследованы меры государственной поддержки инвесторов в регионе, проанализирована эффективность этих мер с точки зрения бюджета и инвесторов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Государственная поддержка инвесторов как фактор инвестиционной привлекательности субъекта Федерации»

ИННОВАЦИИ И ИНВЕСТИЦИИ

УДК 35(571.62)

ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОДДЕРЖКА ИНВЕСТОРОВ

КАК ФАКТОР ИНВЕСТИЦИОННОЙ ПРИВЛЕКАТЕЛЬНОСТИ СУБЪЕКТА ФЕДЕРАЦИИ*

Н. Е. АНТОНОВА, доктор экономических наук, заведующая сектором экономики биологических ресурсов и продовольственной безопасности E-mail: antonova@ecrin.ru

С. Н. ЛЕОНОВ, доктор экономических наук, главный научный сотрудник сектора экономической и научно-технической политики E-mail: leonov@ecrm.ru Институт экономических исследований Дальневосточного отделения РАН

В статье исследуется сущность понятия «инвестиционная привлекательность региона». Выполнен анализ динамики инвестиционной привлекательности дальневосточных субъектов Федерации в зависимости от изменения внешних и внутренних условий хозяйствования. На примере Хабаровского края исследованы меры государственной поддержки инвесторов в регионе, проанализирована эффективность этих мер с точки зрения бюджета и инвесторов.

Ключевые слова: субъект Федерации, инвестиционная привлекательность, инвестиционный климат, меры государственной поддержки, рейтинговые оценки.

В условиях России региональная составляющая инвестиционных процессов приобретает все более важное значение, поскольку именно на этом

* Статья подготовлена при поддержке гранта РгнФ № 1312-27001; проекта П31-8.2.

уровне формируется значительная часть потенциала инвестиционных ресурсов, вызывающая мультипликативные эффекты в структурах, хозяйствующих на территории. кроме того, на этом уровне создается и институционально закрепляется органами региональной власти определенная система инвестиционных приоритетов, сформулированная в виде различных видов и форм льгот, субсидий и других действий, стимулирующих деятельность инвесторов. В результате в каждом регионе складывается собственная конфигурация инвестиционной привлекательности, эффективность которой выясняется в процессе конкурентной борьбы субъектов Федерации за инвестиционные ресурсы. Своего рода «искажения» на ее результаты накладывают инвестиционные вливания федерального центра в те или иные региональные экономики, исходящие из национальных целей макроэкономического регулирования территорий.

многообразие форм и методов борьбы в регионах за привлечение инвестиций, пространственные

различия в ее результатах предполагают ответы на несколько важных вопросов:

- что представляет собой инвестиционная привлекательность региона и каковы факторы, ее определяющие;

- какова динамика инвестиционной привлекательности субъекта Федерации в зависимости от изменения внешних и внутренних условий хозяйствования;

- какие меры государственной поддержки инвесторов может предложить регион и какова эффективность этих мер с точки зрения повышения его инвестиционной деятельности. Объектом исследования является деятельность

властей по привлечению инвестиционных ресурсов в субъекте Федерации, в качестве которого выбран Хабаровский край. Другие дальневосточные субъекты Федерации служат «фоном» для оценки результативности инвестиционной активности в целевом регионе.

Информационной базой исследования послужили нормативно-правовые документы Хабаровского края, регулирующие вопросы реализации инвестиционной политики в регионе, данные исследований рейтингового агентства «Эксперт РА», данные госстатистики и информация, опубликованная на официальных сайтах правительства Хабаровского края.

Инвестиционная привлекательность региона и определяющие ее факторы

В теории инвестиций для обозначения условий, имеющих высокую значимость для привлечения инвестиционных ресурсов, используют категорию инвестиционного потенциала, который на уровне региона складывается из ряда факторов:

- ресурсно-сырьевой;

- трудовой;

- производственный;

- потребительский;

- финансовый;

- инфраструктурный;

- институциональный;

- инновационный [3].

использование инвестиционного потенциала региона сопряжено с определенными возможностями недостижения поставленных инвестиционных целей, которые принято обозначать как инвестиционные риски. инвестиционный потенциал

и инвестиционный риск в совокупности формируют инвестиционный климат региона, который предопределяет инвестирование в региональную хозяйственную систему и отражает степень благоприятности ситуации, складывающейся в регионе. Степень изменения инвестиционного климата в более благоприятную сторону определяется эффективностью инвестиционной политики региона, под которой понимается совокупность мер организационного и экономического воздействия органов управления, направленных на создание оптимальных условий для вложения инвестиций.

инвестиционную привлекательность определяют как взаимосвязь инвестиционного потенциала и инвестиционных рисков. При этом те же самые характеристики применяются при оценке качества инвестиционного климата региона и активно используются в процессе экспертной оценки, проводимой агентством «эксперт РА».

Главный вопрос в том, следует ли отождествлять категории инвестиционного климата и инвестиционной привлекательности? По мнению авторов, оба эти понятия объективно тождественны, но с точки зрения субъектов инвестиционной деятельности их следует различать.

инвестиционную привлекательность можно трактовать как результат воздействия инвестиционной политики на инвестиционный климат региона. То есть понятие инвестиционной привлекательности в данном случае будет шире (см. рисунок).

Другими словами, благоприятный инвестиционный климат, который является результатом оптимального воздействия инвестиционной политики на инвестиционный потенциал и риски, формирует в глазах инвесторов инвестиционную привлекательность региона.

Факторы, составляющие инвестиционный потенциал/риск (в зависимости от возможности реализации или угрозы нереализации инвестиционного проекта), можно разделить на «жесткие» и «мягкие».

К «жестким» факторам относятся факторы первого порядка:

- географическое положение;

- наличие природных ресурсов;

- рабочая сила;

- научно-техническая база и инфраструктура;

- размер доступного рынка товаров.

То есть «жесткие» факторы не могут быть изменены в краткосрочной и среднесрочной перспективе, повлиять на них очень сложно.

ИНВЕСТИЦИОННАЯ ПРИВЛЕКАТЕЛЬНОСТЬ

Инвестиционная политика

Инвестиционный климат

Инвестиционный потенциал Инвестиционный риск

Инвестиционная привлекательность региона

К «мягким» факторам относятся факторы второго порядка:

- заинтересованность властей региона в привлечении инвестиций;

- управление ожиданиями инвесторов;

- успешный опыт реализации инвестиционных проектов;

- административный процесс;

- правовая среда;

- финансовое и налоговое стимулирование. Другими словами, институциональные условия привлечения инвестиций в регион. Инвесторы и эксперты считают, что «мягкие»

факторы являются сегодня более сильным стимулом при принятии инвестиционного решения, поскольку негативные «мягкие» факторы могут отпугнуть инвесторов от региона с привлекательными «жесткими» факторами [9].

То есть инвестиционная привлекательность региона в России сильно связана не только с его инвестиционным потенциалом, но и с отсутствием препятствий для его реализации. Во многом это определяет инвестиционный рейтинг региона.

Оценки инвестиционных рейтингов российских регионов представляют интерес как для российских, так и для зарубежных инвесторов. они проводятся разными рейтинговыми агентствами по различным критериям (Moody's Investors Service для России и СНГ, Fitch Ratings в России и СНГ, Standart&Poors,

рейтинговое агентство «Эксперт РА»). В основном оценивается кредитоспособность регионов.

Оценку инвестиционной привлекательности регионов в настоящее время проводит только рейтинговое агентство «Эксперт РА». Его исследования направлены на сравнение преимуществ и недостатков инвестиционного климата субъектов Федерации. как упоминалось, инвестиционную привлекательность агентство оценивает по инвестиционному потенциалу и инвестиционному риску. Потенциал показывает, какую долю регион занимает в общероссийском рынке, риск - какими могут оказаться для инвестора масштабы тех или иных проблем в регионе [7]. Вклад каждого частного риска или потенциала в итоговый индикатор оценивается на основе анкетирования представителей экспертного, инвестиционного и банковского сообщества. Рейтинговая шкала состоит из 13 показателей, которые распределяются от наилучшего соотношения потенциала и риска (максимальный потенциал - минимальный риск) до наихудшего (низкий потенциал - экстремальный риск).

Динамика инвестиционной привлекательности субъекта Федерации

Хабаровский край по размерам является четвертым в России и вторым на Дальнем Востоке субъектом РФ с площадью территории 787,6 тыс. км2 (4,6 % территории России и 12,7 % территории Дальнего Востока). По численности населения (1 343,3 тыс. человек на 01.01.2011 г.) край занимает 2-е место в Дальневосточном федеральном округе (ДФО) (21,4 %) и 35-е место в Российской Федерации (0,94 %). Исторически экономика Хабаровского края сформировалась как экономика индустриального типа с высокой долей оборонно-промышленного комплекса [8]. Хабаровский край никогда не отличался стабильным (имеющим наибольшую долю в совокупном инвестиционном потенциале) и качественным (риск ниже среднероссийского уровня) инвестиционным климатом. Поэтому стратегические проблемы повышения инвестиционной привлекательности для его экономики крайне важны. Те же проблемы существуют и в Приморском крае, Амурской и Сахалинской областях, а также в Республике Саха (Якутия). Поэтому срав-

нение инвестиционного климата Хабаровского края проведено с этими регионами, конкурирующими за инвестиции на Дальнем Востоке.

Согласно рейтинговым исследованиям регионов, проводимым «Эксперт РА», по инвестиционному климату Хабаровский край в 2007-2012 гг. относился к группе 3В1 (пониженный потенциал - умеренный риск), лишь в 2010 г. «скатившись» в группу 3С1 (пониженный потенциал - высокий риск).

Место Хабаровского края среди основных дальневосточных субъектов Федерации иллюстрирует табл. 1.

В 2007 г. Хабаровский край среди субъектов ДФО по минимальному интегральному инвестиционному риску занимал первое место, на втором месте был Приморский край, на третьем - Республика Саха (Якутия). С 2008 по 2010 г. происходил откат Хабаровского края с набранных позиций: по инвестиционному риску край опустился за эти годы на 32 позиции, по инвестиционному потенциалу -на 5 позиций.

По инвестиционному потенциалу Приморский край и Республика Саха (Якутия) выглядят лучше, чем Хабаровский край: Якутия «берет» природ-но-ресурсным потенциалом, занимая 2-е место в рейтинге регионов России по этому показателю, а Приморский край - мощными государственными и частными вливаниями в рамках строительства объектов саммита Азиатско-Тихоокеанского экономического сотрудничества (АТЭС).

На ухудшение позиций в инвестиционном потенциале Хабаровского края оказало влияние падение позиций в институциональной, инновационной и инфраструктурной составляющих. На ранг интег-

рационного риска повлиял рост экономического риска за этот период (с 28-го до 78-го места), который дополнился в 2009 г. усилением социального риска (вырос с 52-го до 67-го места). Возможно, падение рейтинга края объясняется сменой краевой власти и приходом новой команды, поскольку особенностью ведения бизнеса в России является ориентация инвесторов на главу региона - насколько он близок к центральной власти, насколько у него высокий уровень доверия [15]. Появление в регионе нового первого лица к переменам ведет неизбежно.

Как уже было указано, в 2010 г. на фоне мирового кризиса и привязки региона к внешнему рынку произошел переход Хабаровского края в зону 3С1 (пониженный потенциал - высокий риск), вероятнее всего в то время как его ближайший сосед и конкурент Приморский край даже повысил свой статус до 2В (средний потенциал - умеренный риск). Такой взлет Приморского края объясняется солидным вливанием в экономику государственных инвестиций, а также еще большим вливанием частных инвестиций в объекты саммита АТЭС - другими словами, мощным государственным заказом.

Для Хабаровского края 2011 г. стал переломным. он вошел в пятерку регионов страны по динамике снижения инвестиционного риска, переместившись с 68-го сразу на 44-е место [13]. Это позволило вернуться краю в зону 3В1. В 2012 г. положительная динамика снижения инвестиционного риска продолжилась - край переместился еще на 9 пунктов. Это наилучшая динамика инвестиционного риска за 2010-2012 гг. среди регионов, где губернаторы пришли к власти в период кризиса или в самом начале посткризисного восстановления (табл. 2),

Таблица 1

Динамика распределения дальневосточных регионов по рангам рисков и потенциалов в инвестиционном рейтинге субъектов РФ в 2007-2012 гг.

Год Показатель Хабаровский край Приморский край Амурская область Республика Саха (Якутия) Сахалинская область

2007 Риск 35 52 57 54 70

Потенциал 25 22 48 18 64

2008 Риск 51 64 61 57 69

Потенциал 28 21 56 19 53

2009 Риск 61 56 40 54 72

Потенциал 30 21 58 22 55

2010 Риск 67 62 47 48 70

Потенциал 30 18 55 24 53

2011 Риск 44 50 53 54 13

Потенциал 32 22 67 20 56

2012 Риск 35 30 44 48 22

Потенциал 34 20 65 19 51

Таблица 2

Субъекты Федерации с новыми лидерами, существенно снизившие инвестиционные риски [14]

Положение региона в рейтинге

Регион по уровню инвестиционного риска

Место Место Динамика

в 2010 г. в 2012 г. мест

Хабаровский 68-е 35-е 33

край

Орловская 60-е 49-е 11

область

Воронежская область 19-е 9-е 10

Челябинская 35-е 28-е 7

область

Ростовская 18-е 12-е 6

область

Кировская 62-е 58-е 4

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

область

что можно интерпретировать высокой активностью нового лидера в создании благоприятного предпринимательского климата в рамках проведения административной реформы [1].

Ситуация в Хабаровском крае стала отражением общей ситуации для России: преодоление кризиса улучшило условия для инвестиций. В 3/4 регионов произошло снижение показателей самых значимых рисков: финансового и социального. Это стало следствием уменьшения уровня неплатежей между компаниями, улучшения сбалансированности региональных бюджетов, падения безработицы и размера невыплат по зарплате.

В подавляющем большинстве регионов ДФО риски инвестирования за 2010-2011 гг. по сравнению с 2009-2010 гг. снизились. Это объясняется тем, что масштабные вложения в Дальний Восток через госпрограммы начали давать эффект [13]. Серьезно улучшил свои позиции по риску Приморский край, «скакнув» с 62-го на 50-е место за счет падения экологического риска, тем не менее он опять опустился в зону 3В1 за счет снижения инвестиционного потенциала. В Хабаровском крае в это время вырос показатель управленческого риска. Это означает, что низкое качество работы администрации региона для инвестора в России гораздо страшнее, чем все прочие неблагоприятные факторы. Но Хабаровский край здесь не одинок. В целом по стране управленческий риск снизился. Увеличение рисков, связанных с управлением, затронуло также целый ряд ключевых центров инвестиционной активности,

среди которых Москва и Санкт-Петербург, Татария, Башкирия, Свердловская область, а также соседний Приморский край. В 2012 г. в Приморском крае произошла смена власти, что сразу же сказалось на снижении управленческого и криминального рисков и привело к падению интегрального риска еще на 20 позиций, но из зоны 3В1 ему выйти не удалось.

Инвестиционный потенциал Хабаровского края продолжал снижать позиции, снизив свою долю в общероссийском потенциале с 0,989 % в 2010 г. до 0,945 % в 2012 г. За три года он спустился вниз на 4 позиции, на что сильное влияние оказало падение финансового потенциала, включающего объем налоговой базы, прибыльность предприятий региона и доходы населения.

Рейтинг, как любая классификация, является достаточно условным и не отражает объективной ситуации. Составители рейтинга отмечают, что с оценкой влияния мегапроектов федеральной власти на Дальний Восток и на инвестиционный климат регионов нужно быть аккуратными. После саммита АТЭС высока вероятность, что Приморье больше не увидит таких огромных инвестиций. инфраструктурная отсталость сгладится, но несовершенные институты и продолжающийся отток населения сохранятся. Создание инфраструктуры -дело дорогостоящее, но разовое. Формирование имиджа надежного и стабильного партнера для бизнеса требует постоянных усилий [13]. Госпроекты преходящи, а промышленная политика и активность администраций в привлечении частных инве стиций -залог долгосрочного успеха.

При формировании объективного рейтинга инвестиционной привлекательности регионов следует учитывать не только статистические показатели (ВРП на душу населения, среднедушевой доход, долю доходов от предпринимательской деятельности и др.), но и динамические (миграционную подвижность населения, динамику индексов накопленного потенциала, среднедушевой денежный доход) [6]. В настоящее время в Минэкономразвития России разрабатывается концепция формирования рейтинга инфраструктурного обеспечения регионов с учетом динамических показателей.

Особо подчеркнем тот факт, что рейтинги носят сравнительный характер. Поэтому, даже достигнув высоких показателей за отчетный год, региональным властям необходимо стремиться формировать агрессивную перспективную сравнительную динамику показателей, учитываемых при расчете рей-

тингов инвестиционного потенциала. В противном случае даже с положительными приростами показателей (если скорость их приростов будет отставать от скорости прироста у регионов-соседей) можно потерять с таким трудом завоеванный рейтинг инвестиционного потенциала региона.

Меры государственной поддержки инвесторов в Хабаровском крае

Большое влияние на динамику рейтинга оказывает система государственной поддержки инвесторов, которая как «мягкий фактор» формирует институциональные условия привлечения инвестиций в регион.

С начала 2000-х гг. вопросам поддержки инвестиционной активности в Хабаровском крае всегда уделялось значительное внимание. За этот период были созданы базовые условия:

- разработано инвестиционное законодательство;

- создана система льгот и гарантий для субъектов инвестиционной деятельности;

- созданы инвестиционный совет при правительстве края, консультативный совет по иностранным инвестициям при губернаторе края, агентство по привлечению иностранных инвестиций [10].

С 2000 г. правовой основой деятельности органов власти в этой сфере был закон от 31.05.2000 № 219 «Об инвестиционной деятельности в Хабаровском крае», в соответствии с которым определялись меры государственной поддержки. В дальнейшем эти меры были усовершенствованы и регламентированы законом от 10.11.2005 № 308 «О региональных налогах и налоговых льготах в Хабаровском крае».

С 2010 г. работа по привлечению инвестиций активизировалась. Был принят новый закон от 23.11.2011 № 130 «О государственной инвестиционной политике в Хабаровском крае», в котором дано понятие краевой поддержки инвестиционной деятельности. Это совокупность организационных и финансовых мер, установленных нормативными правовыми актами края и направленных на развитие инвестиционной деятельности в крае. В новом законе систематизированы применяемые на территории края формы и механизмы поддержки инвестиционной деятельности, в том числе путем участия края в государственно-частном партнерстве.

К финансовым мерам поддержки инвестиционной деятельности в Хабаровском крае можно отнести следующие.

A. Льготы по налогам и платежам для субъектов инвестиционной деятельности в соответствии с законом Хабаровского края. В частности, предусмотрены льготы по налогам и платежам в части сумм, зачисляемых в краевой бюджет:

- применение пониженной налоговой ставки по налогу на прибыль - 13,5 % (обычная ставка -18 %). Льгота предоставляется на расчетный период окупаемости, но не более 5 лет с момента вложения инвестиций;

- применение пониженной ставки по налогу на имущество - 1,1 % (обычная ставка - 2,2 %) в отношении имущества, созданного в рамках реализации инвестиционных проектов на территории края. Такое право предоставляется на расчетный срок окупаемости инвестиционного проекта, но не более 5 лет с начала ввода в эксплуатацию объекта.

Б. Государственные гарантии края, включающие имущественные и правовые гарантии, которые предоставляются на конкурсной основе. Инвестиционные проекты, претендующие на получение краевой государственной гарантии, рассматривает и отбирает Инвестиционный совет при правительстве Хабаровского края.

B. Льготы, понижающие коэффициенты при уплате арендной платы за земельные участки, если инвестор арендует землю под строительство.

Г. Субсидии на возмещение части затрат субъектов инвестиционной деятельности, связанных с реализацией инвестиционных проектов.

Вся финансовая поддержка осуществляется в рамках механизма приоритетных инвестиционных проектов края. Если инвестиционный проект из любой сферы экономики включен в перечень приоритетных, то инвестор имеет право на получение нескольких видов краевой финансовой поддержки. В 2012 г. постановлением правительства Хабаровского края от 22.03.2012 № 69-пр был принят порядок признания проектов приоритетными.

Кроме финансовой поддержки также оказывается организационная поддержка в различных формах.

А. Сопровождение крупных инвестиционных проектов. Для этого внедрен институт кураторства [11]. Назначаемый инвестиционным советом куратор сопровождает проект, решая ряд важных задач:

- оказывает организационно-методическую, информационно-консультационную поддержку инвесторам;

- способствует разрешению вопросов, возникающих при реализации инвестиционных проектов.

Примерами являются сопровождение проекта строительства Дальневосточного стеклотарного завода и проработка проекта центра амбулаторного диализа в г. Хабаровске с участием иностранных компаний [4]. Кроме того, такие кураторы работают с приоритетными проектами в лесопромышленной отрасли края, инициируя решение сложных задач межуровневого взаимодействия в ходе создания деревоперерабатывающих производств. То есть этот вид поддержки рассчитан на привлечение крупных инвесторов в регион.

Б. Отбор инвестиционных проектов, реализуемых на условиях государственно-частного партнерства, за счет бюджетных ассигнований Инвестиционного фонда Российской Федерации. В 2011 г. проработаны условия и порядок создания регионального инвестиционного фонда Хабаровского края.

В. Создание института инвестиционного уполномоченного, основной задачей которого определено оказание содействия инвесторам в реализации проектов, прежде всего по взаимодействию с государственными органами федерального, регионального и местного уровней, а также на уровне ДФО.

Для создания механизмов, обеспечивающих повышение инвестиционной привлекательности края, и создания благоприятных условий с целью привлечения отечественных и иностранных инвестиций приняты краевые целевые программы:

«Повышение инвестиционной привлекательности и улучшение инвестиционного климата Хабаровского края на период 2012-2015 гг.» (постановление правительства Хабаровского края от 30.06.2011 № 197-пр);

«Содействие экономическому развитию, конкуренции, инвестиционной и внешнеэкономической деятельности в Хабаровском крае» (постановление правительства Хабаровского края от 02.05.2012 № 137-пр).

можно сказать, что первая из данных программ является инструментом реализации более комплексной второй программы.

В основе программы повышения инвестиционной привлекательности несколько ключевых направлений:

- определение инвестиционного потенциала региона;

- формирование и развитие «точек экономического роста» (комплексных проектов, кластеров, технопарков);

- совершенствование регионального законодательства, регулирующего инвестиционную деятельность в крае;

- формирование свободных производственных площадей - земельных участков для размещения производств с транспортной и инженерной инфраструктурой;

- создание благоприятной административной среды для инвесторов и другие.

Эти мероприятия в течение четырех лет будут профинансированы из краевого бюджета на сумму свыше 130 млн руб. [16].

В рамках улучшения инвестиционного климата в крае губернатор подписал в июле 2012 г. соглашение о сотрудничестве с Агентством стратегических инициатив по продвижению новых проектов (АСИ). Соглашение предусматривает внедрение в регионе под контролем группы экспертов из местного предпринимательского сообщества Стандарта деятельности краевых властей по обеспечению благоприятного инвестиционного климата. Стандарт - это минимальный набор требований, задающий параметры своеобразного инвестиционного интерфейса, с которым сталкивается любой предприниматель, начинающий активную экономическую деятельность. По соглашению региональные органы власти берут на себя выполнение того или иного пункта Стандарта, а бизнес оценивает, действительно ли в крае действует специализированная организация для работы с инвесторами, действительно ли все инвестиционные проекты сопровождаются по принципу «одного окна». Для выполнения стандарта необходима разработка краевыми властями инвестиционной стратегии края и ежегодное послание главы края инвесторам [12].

Если суммировать выше, сказанное, то можно выделить целую систему мер поддержки инвестиционной деятельности, сложившуюся в крае (табл. 3).

Таким образом, можно сказать, что за последние три года в крае создано правовое поле для привлечения инвестиций, что способствует улучшению инвестиционного климата. При этом говорить о скорой отдаче инвестиционных вложений не приходится. Как правило, отдача от институциональных нововведений наступает в средне- и долгосрочном периодах.

Таблица 3 Меры государственной поддержки инвестиционной деятельности в Хабаровском крае

Вид Мера

Финансовая поддержка Применение пониженной ставки по налогу: - на прибыль; - на имущество. Предоставление государственных гарантий края. Льготы, понижающие коэффициенты при уплате арендной платы за земельные участки. Субсидии на возмещение части затрат субъектов инвестиционной деятельности, связанных с реализацией инвестиционных проектов

Организационная поддержка Внедрение института кураторства для сопровождения крупных инвестиционных проектов. Отбор инвестиционных проектов, реализуемых на условиях государственно-частного партнерства (ГЧП), для получения средств Инвестиционного фонда РФ. Создание института инвестиционного уполномоченного. Формирование свободных производственных площадок для инвесторов

Таблица 4

Структура льгот по налогам, предоставляемым в Хабаровском крае, %

Показатель 2009 г. 2010 г. 2011 г.

Налог на прибыль организации 40,7 25,4 23,3

Налог на имущество организации 46,9 67,0 69,4

Транспортный налог 1,15 0,9 0,6

Единый налог по упрощенной системе налогообложения 1,2 1,2 0,9

Земельный налог 10,0 5,4 5, 9

Льготы по краю, всего... 100 100 100

Вопросы оценки эффективности мер государственной поддержки

Несмотря на наличие инструментария государственной поддержки, вопросом остается оценка эффективности его применения. ясно лишь то, что данная оценка должна проводиться по двум направлениям: эффективность для региона (затратность бюджета на ее осуществление) и для инвесторов (снижение издержек у инвесторов).

По эффективности отдельных видов государственной поддержки для бюджетов можно сделать определенные выводы. Как уже было отмечено, наиболее широко применяемыми инструментами привлечения инвестиций являются налоги на прибыль организации и налоги на имущество. Анализ данных по налоговым льготам для субъектов инвестиционной деятельности в Хабаровском крае за 2009-2011 гг. показал, что доля этих льгот в общем объеме предоставляемых в Хабаровском крае всех видов налоговых льгот наибольшая. Но все же максимальный процент в структуре льгот по налогам занимает льгота по налогу на имущество организаций, ее доля существенно увеличилась за 2010-2011 гг. (табл. 4).

Источник: рассчитано по данным Министерства экономического развития и внешних связей Хабаровского края.

Основными получателями льгот по налогу на прибыль в 2009-2011 гг. были предприятия топливно-энергетического комплекса, входящие в крупнейшие национальные компании России (НК «Роснефть», НК «Альянс»).

Получателей льгот по налогу на имущество больше, чем по налогу на прибыль. Это предприятия топливно-энергетического и лесного комплекса, реализующие на территории края инвестиционные проекты, что ведет к росту имущества. Льготу в виде пониженной ставки налога на имущество (0,2 %) получили в основном организации по вновь введенным объектам коммунальной инфраструктуры (с бюджетным финансированием), что составило 10 % от общей суммы льгот по налогу на имущество организации.

Интерес представляет сравнение темпов прироста доходов бюджета Хабаровского края и темпов роста предоставляемых налоговых льгот (табл. 5). Анализ показывает, что в целом налоговые льготы в крае по сравнению с ростом бюджета увеличиваются медленнее, при этом объем льгот по налогу на прибыль сокращается. Это связано с выбытием из числа претендентов на льготы одного из крупнейших получателей - ОАО «НК «Роснефть». То есть суммы инвестиционных льгот зависят от увеличения/сокращения количества реализуемых проектов. Лидером является льгота по налогу на имущество организации. По всей видимости, это самый действенный инструмент налоговой политики в крае.

«Стоимость» налоговых льгот для края можно оценить долей этих льгот в доходах бюджета края с выделением доли главных инвестиционных льгот (по налогам на имущество и на прибыль).

Анализ данных табл. 5 показывает, что доля льгот в бюджете Хабаровского края невелика: не дотягивает до 1 %, а в 2011 г. даже снизилась. Поэтому

Таблица 5

Динамика доходов бюджета и налоговых льгот в Хабаровском крае

Показатель 2009 г. 2010 г. 2011 г. 2011 к 2009 г., %

Доходы бюджета Хабаровского края, млн руб. 44862,1 54991,4 60620,1 135,1

Льготы по краю, всего, млн руб. 408,7 440,2 511,4 125,1

В том числе: - налог на прибыль организации, млн руб. 166,5 112,0 119,3 71,6

- налог на имущество организации, млн руб. 191,8 294,9 355,0 185,1

Доля льгот в доходах бюджета края, % 0,911 0,801 0,844 92,59

В том числе доля льгот по налогам на прибыль и на имущество в доходах бюджета края, % 0,799 0,740 0,782 97,96

сокращение доходов краевого бюджета, которое возникает в связи с предоставлением льгот, по мнению авторов, не является критичным для бюджета. Для повышения инвестиционной привлекательности льготы можно и увеличить.

Эффективность действующих льгот для инвесторов, реализующих инвестиционные проекты, должна быть рассчитана не только на снижение текущих издержек, но и на капитальные затраты. На практике предоставляемые льготы воздействуют только на текущие издержки. Однако и здесь их эффективность невысока, поскольку при запуске проекта первые годы прибыли практически нет, а значит, и льгота по прибыли не работает. Авторы проанализировали действенность льготы по налогу на прибыль для лесопромышленных предприятий Хабаровского края, создающих крупные инвестиционные проекты. Выяснилось, что практически все они являются убыточными, что объясняется неблагоприятной конъюнктурой на восточноазиатских лесных рынках, высокими тарифами на грузовые перевозки, а также значительными затратами в создание деревоперерабатывающих мощностей. Сальдированный финансовый результат по лесозаготовке и обработке древесины был отрицательный (-334 млн руб. в 2011 г.). Соответственно доля налога на прибыль организаций в выручке от реализации ЛПк Хабаровского края составила всего 0,8 %. Причем среди тех, кто уплатил этот налог, не было предприятий, создающих производственные мощности, т. е. имеющих право на льготу.

Таким образом, налицо формальная поддержка государства, которая в инвестиционной практике не только не срабатывает, но и вызывает раздражение инвесторов. Дополнительным раздражением является то, что налоговые льготы для субъектов инвестиционной деятельности предоставляются при условии, если 15 % от суммы средств, высвобожденных от уплаты налога, направлены на оказание

безвозмездной помощи учреждениям в социальной сфере, сфере здравоохранения, физической культуры и спорта, образования, культуры и т. д. То есть фактически средства от льгот уменьшаются для инвестора на 15 %. По сути дела, край за счет инвесторов экономит собственный бюджет, снижая свои расходы.

льготы на капитальные затраты отсутствуют. Например, очень большую долю в капитальных затратах инвестиционных проектов занимают вложения в инфраструктуру (транспортную, инженерную, энергетическую). Проблемой Хабаровского края является неразвитость такой инфраструктуры, которая относится к «жестким» факторам инвестиционной привлекательности. В частности, длительность сроков и сложность процедур присоединения к энергосетям, а также несоразмерно большие капитальные затраты для инвесторов на строительство объектов электросетевого хозяйства (если нет свободных энергомощностей) повышают риски для инвестиционных проектов. Например, для одного из крупнейших деревоперерабатывающих предприятий края, построенного малазийской компанией «Римбунан Хид-жау мДФ», стоимость подключения к энергосетям обошлась в 10 млн долл. США, или 10 % от общего объема инвестиций в проект [2].

Чтобы привлечь инвесторов, надо создавать инвестиционные площадки, т. е. подготовленные к размещению инвестиций промышленные площадки с обеспечением транспортной, инженерной, энергетической инфраструктурой. Но пока что предложение таких площадок в крае низкое. Отсутствует организационный механизм формирования инвестиционных площадок. Большинство предлагаемых для инвесторов площадок являются заброшенными промышленными объектами с проблемами по правам собственности, инфраструктурному оснащению.

Важным для оценки рисков инвестирования является легкость и скорость получения земельных участков под строительство. Одной из про-

блем является получение земельных участков для строительства промышленных объектов, особенно если земля находится в нераспределенной государственной собственности (земли законодательно не распределены между федеральным центром, субъектами Федерации и муниципалитетами). Это актуально для Хабаровского края, где в нераспределенной собственности находится множество земельных участков, и создает сложности с их выделением под строительство. Чтобы в крае получить землю в собственность и разрешение на строительство, инвестору надо пройти 14 этапов, затратив от двух месяцев до четырех лет [5]. Необходимы государственные меры по сокращению сроков формирования и предоставления земельных участков для целей, связанных со строительством.

Кроме того, недостаточен уровень развития механизмов привлечения частных инвестиций для строительства энергетической, транспортной, коммунальной и инженерной инфраструктуры. Пока еще низок уровень сопровождения инвестиционных проектов, ориентированных на нужды и потребности инвесторов, что обусловлено недостаточной квалификацией специалистов в этой области.

Резюмируя, можно сделать следующие выводы. В регионах сложилась система государственной поддержки инвесторов, хотя эффективность разная в зависимости от региона. Как показано на примере Хабаровского края, общим является направленность мер поддержки на экономию текущих издержек. Снижение капитальных затрат при этом не компенсируется.

Список литературы

1. Антонова Н. Е., Леонов С. Н. Административная реформа в Хабаровском крае: результаты и проблемы // Региональная экономика: теория и практика. 2012. № 21 (252). С. 2-10.

2. Антонова Н. Е., Юн С. Е. Эффекты от реализации инвестиционных проектов: региональные и корпоративные ожидания (на примере ЛПК Хабаровского края) // Вестник ТОГУ. 2012. № 3 (26). С. 173-182.

3. Бакланов П. Я. Территориальные структуры хозяйства в региональном управлении. М.: Наука, 2007. С. 663.

4. Доклад о результатах и основных направлениях деятельности министерства экономического развития и внешних связей Хабаровского края. URL: http://gov. khabkrai. ru/invest2.nsf/General_

ru/974E1F78E725EFE4CA2579F4002820ED/$file/ DROND_Min_Econom. doc.

5. Если так много делается, почему ничего не меняется / Газета «Тихоокеанская звезда», 28.06.2011.

6. Заседание Комитета ТПП РФ по инвестиционной политике. Новости ТПП РФ от 18.09.2012. URL: http://www. tpprf. ru/ru/news/about/index. php?id_12=39250.

7. Концепция проекта «Рейтинг инвестиционной привлекательности регионов России». URL: http://raexpert. ru/ratings/regions/concept/.

8. Леонов С. Н. Особенности стратегии развития Хабаровского края // Известия Иркутской государственной экономической академии. 2012. № 3. С. 43-47.

9. «Мягкий» сильнее «жесткого» // Регионы. Инвестиционные проекты. Выпуск Российской газеты от 17.02.2011 № 33 (5409) URL: http://www. rg. ru/files/special_editions/data/278.pdf.

10. об утверждении краевой целевой программы «Повышение инвестиционной привлекательности и улучшение инвестиционного климата Хабаровского края на период 2012-2015 гг.»: постановление правительства Хабаровского края от 30.06.2011 № 197-пр.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

11. Об утверждении Положения о сопровождении крупных инвестиционных проектов, реализуемых и планируемых к реализации на территории Хабаровского края: постановление правительства Хабаровского края от 06.12.2011 № 408-пр.

12. Параметры инвестиционного интерфейса / Газета «Тихоокеанская звезда» от 09.08.2012.

13. Рейтинг инвестиционной привлекательности регионов России 2010-2011 гг. Бюллетень рейтингового агентства «Эксперт РА» 16.12.2011. URL: http://www. raexpert. ru/researches/rating_ privlekatelnosti_regionov. pdf.

14. Рейтинг инвестиционной привлекательности регионов России 2012: Грядет третья волна. Исследование «Эксперт РА». URL: http://raexpert. ru/editions/bulletin/10_01_13/regkongress_2012.pdf.

15. Стенограмма круглого стола Комитета Государственной Думы по региональной политике и проблемам Севера и Дальнего Востока на тему «О принимаемых мерах по повышению инвестиционной привлекательности российских регионов». 25.06.2012. URL: http://www. komitet2-1.km. duma. gov. ru/site. xp/051053053.html.

16. URL: http://khabarovskonline. com/ law/utverzhdena_programma_po_povysheniyu_ investicionnoy_privlekatelnosti_regiona_/.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.