Н. С. Павлова
ГОСУДАРСТВЕННАЯ МОЛОДЕЖНАЯ ПОЛИТИКА КАК МЕХАНИЗМ УПРАВЛЕНИЯ СОЦИАЛЬНОЙ БЕЗОПАСНОСТЬЮ МОЛОДЕЖИ
Работа представлена кафедрой социологии и социальной работы Забайкальского государственного гуманитарно-педагогического университета
им. Н. Г.Чернышевского.
Научный руководитель — доктор социологических наук, профессор М. Б. Лига
Социальная безопасность молодежи в XXI в. может стать для России важнейшим фактором и базовым условием успешного экономического и политического реформирования российского общества.
Одним из основных механизмов управления социальной безопасностью молодежи является государственная молодежная политика (ГМП). Трудности реализации ГМП на современном этапе обосновывают необходимость разработки новой модели управления молодежной политикой.
Ключевые слова: социальная безопасность молодежи, государственная молодежная политика, управление, модель.
N. Pavlova STATE YOUTH POLICY AS A MECHANISM OF MANAGING SOCIAL SAFETY OF THE YOUTH
Social safety of young people in the 21st century can become the most important factor for Russia and a basic conditionfor successful economic and political reforming of Russian society. One ofthe main mechanisms of managing social safety ofthe youth is state youth policy. The difficulties ofthe state youth policy realisation at the modern stage motivate the need for development ofa new model of youth policy management.
Key words: social safety of young people, state youth policy, management, model.
В результате социальных трансформаций, мыми, социальная безопасность молодежи
когда благополучие, свободы, право и даже Российской Федерации приобретает при-
жизнь человека становятся все более уязви- оритетное значение. При этом в современ-
ных условиях необходимо определить механизмы управления социальной безопасностью молодежи.
Помочь молодежи обрести будущее может, во-первых, она сама, активнодействующая, во-вторых, государство. В связи с этим государственная молодежная политика (ГМП) является одним из управленческих механизмов обеспечения социальной безопасности молодежи.
Обращаясь к истории становления ГМП в Российской Федерации, можно выделить ряд этапов.
Первый этап — зарождение государственной молодежной политики в новых российских условиях (1991—1993 гг). В начале 1990-х гг. реализация ГМП была сопряжена с объективными трудностями: во-первых, после распада Комсомола были приватизированы многие объекты молодежной инфраструктуры, была утрачена значительная часть финансирования из госбюджета и внебюджетных источников, что неминуемо сказалось на организации работы по месту жительства, в учебных заведениях, в трудовых и производственных коллективах; во-вторых, молодежная политика финансировалась по остаточному принципу, так как недооценивалась роль молодого поколения в реформировании России; в-третьих, наблюдалась тенденция сокращения молодежных центров, оздоровительных лагерей, домов творчества, клубов, физкультурно-оздоровительных сооружений; в-четвертых, средства массовой информации делали акцент на негативных сторонах положения молодежи, оставляя без внимания положительный опыт реализации государственной молодежной политики по отдельным направлениям [2, с. 83].
В этот период подписывается Указ Президента Российского Федерации № 1075 от 16 сентября 1992 г. «О первоочередных мерах в области государственной молодежной политики». В то же время в этот период цели, задачи и содержание деятельности государства в отношении молодежи оставались неопределенными и большинство практических мер, реализуемых в рамках ГМП, сводились к оказанию молодым людям социальной помощи и поддержке.
Второй этап — становление государственной молодежной политики (1994—2000гг.). На данном этапе формируется всероссийский подход к молодежной политике, учитывающий возможности, особенности, специфику федерального, регионального и муниципального уровней.
В мае 1995 г. в Государственной Думе Российской Федерации прошли парламентские слушания «О реализации государственной молодежной политики в Российской Федерации». В это же время были приняты законы, касающиеся молодежи, в ряде субъектов нашей страны (Республике Алтай, Бурятии, Коми, Мордовии; Московской, Волгоградской, Оренбургской, Кировской, Нижегородской, Орловской, Тульской областях и др.).
В целях улучшения положения молодежи в 1994 г. была утверждена первая Федеральная целевая программа «Молодежь России» (утверждена Указом президента от 15.09.1994 г., № 1922). Данная программа является одной из социальных программ федерального уровня, реализуемых органами государственной власти. Этот документ определяет содержание основных мероприятий по реализации ГМП, создающий правовые и организационные условия для координации усилий органов исполнительной власти Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, а также оказывающий влияние на управленческие действия местного самоуправления. В 1997 г. Указом Президента РФ № 890 от 15.08.1997 г. данная программа получила статус Президентской.
Но из-за отсутствия системы управленческих органов по делам молодежи в субъектах Российской Федерации общая стратегия этой программы была нарушена.
В 1998 г. принимается новая Федеральная целевая программа «Молодежь России (1998— 2000 гг.)». Основной целью этой Программы являлось формирование и укрепление правовых, экономических и организационных условий для гражданского становления и социальной самореализации молодежи.
Таким образом, к концу 1990-х гг. был накоплен значительный опыт реализации ГМП в условиях рыночной экономики, были сфор-
мированы три уровня ее реализации: федеральный, региональный, муниципальный. В то же время на данном этапе осуществления ГМП существовал ряд кризисных явлений: дефицит финансового, кадрового, научно-методического обеспечения ГМП, отсутствие эффективной, сбалансированной нормативно-правовой базы ГМП, низкий статус на федеральном уровне органа, осуществляющего координацию деятельности государства и общественных институтов в этой сфере.
Третий этап — стабилизация развития государственной молодежной политики (2000 г. — настоящее время). На современном этапе основной орган, координирующий управление молодежной политикой, — это Министерство по физической культуре, туризму и молодежной политике. Здесь принимаются решения о приоритетах ГМП, реализации программ и проектов, проведении различных мероприятий всероссийского уровня.
Следует отметить, что в связи с принятием Федерального закона от 22 августа 2004 г. № 122— ФЗ о разграничении полномочий между федеральными органами государственной власти и органами государственной власти субъектов Российской Федерации вся ответственность, в основном за проведение конкретных мер, перекладывается на плечи субъектов Российской Федерации и на местные власти. А с 2006 г. финансирование ГМП осуществляется только через федеральную целевую программу.
Таким образом, можно утверждать, что управление молодежной политикой сталкивается с массой препятствий на всех уровнях социальной организации российского общества, в итоге концептуальные установки, даже самые передовые, остаются намерениями, а на практике осуществление мер в области молодежной политики оказывается малоэффективным. В этом смысле найти наиболее эффективные и адекватные способы управления молодежной политикой — актуальная задача для современного российского общества. Одновременно это и актуальная научная задача, которую ставит практика перед социологией управления.
Кроме того, ГМП не может быть успешно реализована без взаимодействия и сотрудни-
чества самих молодежных организаций. Такое объединение на федеральном уровне должно быть нацелено, с одной стороны, на защиту своих прав в области труда и образования, в социальной сфере, исходя из того, что задачи государства в отношении молодежи не всегда совпадают с объективными интересами самой молодежи [1, с. 34—37]. С другой — для достижения общих целей российского народа, общества, для обеспечения социальной безопасности.
Таким образом, на современном этапе реализации ГМП наблюдается высокая активность субъектов Российской Федерации, активное участие молодежи в общественной жизни, что является важнейшим условием ее социального развития.
В то же время имеется рад проблемных моментов, среди которых большое количество несогласованности в работе региональных органов по делам молодежи, отсутствие Федерального закона «Об основах государственной молодежной политики в Российской Федерации». На данном этапе необходима четкая система отношений между государством, обществом, социальными и возрастными группами молодежи. Недостатком также является отсутствие скоординированных действий различных отраслей и ведомств по делам молодежи.
В соответствии с этим для обеспечения социальной безопасности молодежи в современных условиях необходимы:
• во-первых, оценка форм и различных технологий, реализуемых в рамках ГМП для решения проблем данной возрастной группы;
• во-вторых, на государственном уровне создавать условия для самореализации молодежи и стимулы для включения молодых в общественные процессы;
• в-третьих, комплексные исследования, направленные на мониторинг поддержки молодежи, проживающей в различных регионах.
Все это обосновывает необходимость поиска новой модели управления ГМП на уровне конкретного региона с целью обеспечения социальной безопасности молодежи, что в свою очередь обеспечит социальное, культурное и экономическое воспроизводство и развитие страны не только сегодня, но и в будущем.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Алещенок С. В. К проблеме новой концептуализации молодежи // Методологические проблемы исследования молодежи. М., 1998.
2. Слуцкий Б. Г., Оганян К. М., Шестаков В. П. Проблемы социальной работы с молодежью. Опыт комплексного междисциплинарного исследования: Учеб. пособие. СПб.: Изд-во СПбГИСЭ, 2002.
3. Чупров В. И., Зубок Ю. А. Тенденции социального развития молодежи в современном российском обществе // Аналитический вестник информационно-аналитического управлении Аппарата Совета Федерации. 2003. № 31 (251).