Научная статья на тему 'Государственная молодежная политика Российской Федерации: проблемы и перспективы'

Государственная молодежная политика Российской Федерации: проблемы и перспективы Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
7808
843
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГОСУДАРСТВО / МОЛОДЁЖЬ / ГОСУДАРСТВЕННАЯ МОЛОДЕЖНАЯ ПОЛИТИКА / ОБЪЕКТЫ И СУБЪЕКТЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ МОЛОДЕЖНОЙ ПОЛИТИКИ / ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ГОСУДАРСТВЕННОЙ МОЛОДЕЖНОЙ ПОЛИТИКИ / ОБЩЕСТВЕННАЯ МОЛОДЕЖНАЯ ПОЛИТИКА / СОЦИАЛЬНОЕ ПОЛОЖЕНИЕ МОЛОДЁЖИ / STATE / YOUTH / STATE YOUTH POLICY / OBJECTS AND SUBJECTS OF THE STATE YOUTH POLICY / GOALS AND OBJECTIVES OF STATE YOUTH POLICY / PUBLIC YOUTH POLICY / SOCIAL SITUATION OF YOUTH

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Елисеев Анатолий Леонидович, Кретов Андрей Юрьевич

В статье рассмотрены основные проблемы реализации государственной молодежной политики. Анализируются основные направления в развитии государственной молодежной политики в современной Российской Федерации. Определяются субъекты и объекты государственной молодежной политики. Выделяются цели и задачи государственной молодежной политики. Рассматриваются проблемы, возникающие при реализации государственной молодежной политики, и анализируется ее влияние на социальное положение молодёжи.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по политологическим наукам , автор научной работы — Елисеев Анатолий Леонидович, Кретов Андрей Юрьевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article is devoted to the disclosure of the main problems facing the Russian state in relation to youth. The main directions in the development of state youth policy in the modern Russian Federation are analyzed. The subjects and objects of the state youth policy are determined. The goals and objectives of state youth policy are singled out. The problems arising in the implementation of state youth policy for youth are considered. The influence of the state youth policy on the social status of youth is analyzed.

Текст научной работы на тему «Государственная молодежная политика Российской Федерации: проблемы и перспективы»

УДК 323-053.6(470) DOI: 10.12737/article_5901db43effdb7.63302327

Елисеев Анатолий Леонидович, зав. кафедрой трудового права и социального обеспечения, Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации, Среднерусский институт управления - филиал (Российская Федерация, г. Орёл), е-mail: eliseev@orel.ranepa.ru Кретов Андрей Юрьевич, аспирант кафедры политологии и государственной политики, Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации, Среднерусский институт управления-филиал (Российская Федерация, г. Орёл), е-mail: politgmu@mail.ru

ГОСУДАРСТВЕННАЯ МОЛОДЕЖНАЯ ПОЛИТИКА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ: ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ

В статье рассмотрены основные проблемы реализации государственной молодежной политики. Анализируются основные направления в развитии государственной молодежной политики в современной Российской Федерации. Определяются субъекты и объекты государственной молодежной политики. Выделяются цели и задачи государственной молодежной политики. Рассматриваются проблемы, возникающие при реализации государственной молодежной политики, и анализируется ее влияние на социальное положение молодёжи.

Ключевые слова: государство, молодёжь, государственная молодежная политика, объекты и субъекты государственной молодежной политики, цели и задачи государственной молодежной политики, общественная молодежная политика, социальное положение молодёжи.

Eliseev A. L., Candidate of Historical Sciences, Docent, Head of the Department of Labor Law and Social Security, Central Russian Institute of Management of the Russian Presidential Academy of National Economy and Public Administration (Russian Federation, Orel), e-mail: eliseev.anatoly@gmail.com

Kretov A.Y., Postgraduate student of the Department of Political Science and Public Policy, Central Russian Institute of Management of the Russian Presidential Academy of National Economy and Public Administration (Russian Federation, Orel), e-mail: politgmu@mail.ru

STATE YOUTH POLICY OF THE RUSSIAN FEDERATION: PROBLEMS AND PROSPECTS

The article is devoted to the disclosure of the main problems facing the Russian state in relation to youth. The main directions in the development of state youth policy in the modern Russian Federation are analyzed. The subjects and objects of the state youth policy are determined. The goals and objectives of state youth policy are singled out. The problems arising in the implementation of state youth policy for youth are considered. The influence of the state youth policy on the social status of youth is analyzed.

Keywords: state, youth, state youth policy, objects and subjects of the state youth policy, goals and objectives of state youth policy, public youth policy, social situation of youth.

Молодёжь на каждом историческом этапе общественного развития выступает системообразующим звеном связей между различными поколениями. Она является главной движущей силой развития общества (прогрессивного или регрессивного). Ценности, взгляды, благосостояние и нравственный облик молодёжи определяют настоящее и будущее общества. Государственная молодёжная политика играет огромную роль в прогрессивном развитии общества, в реализации задач, стоящих перед обществом. Она создает условия по реализации жизненных устремлений и планов молодёжи. От того, насколько эффективна будет эта государственная молодёжная политика на федеральном, региональном и муниципальном уровнях, будут зависеть социальное и профессиональное развитие самой молодёжи, а также стратегическое развитие государства и его стабильное будущее.

В нашей стране объектом государственной молодёжной политики выступают молодые люди в возрастном диапазоне от 14 до 30 лет, молодые семьи и молодёжные объединения. Субъектами молодёжной политики выступают государственные органы, их должностные лица, молодёжные объединения и их ассоциации; молодые граждане.1

Результаты социологического мониторинга молодёжной среды свидетельствуют о противоречивости влияния государственной молодёжной политики и её достижениях за исследовательский период 1997 - 2016 гг. Они позволяют характеризовать социальный потенциал молодёжи как проблемный и парадоксальный. А потому главным условием для реализации потенциала молодёжи является её информирование о перспективах и возможностях развития, вовлечение в социально-экономическую, общественно-политическую и культурную жизнь нашего общества.

1 Постановление Верховного Совета Российской Федерации от 3 июня 1993 г. №» 5090-1 «Об Основных направлениях государственной молодежной политики в Российской Федерации» // Ведомости Съезда народных депутатов РФ и Верховного Совета РФ. - 1993. - №25. -Ст. 903.

Правительство РФ своим распоряжением2 определило приоритеты государственной молодёжной политики до 2025 года. Документ был разработан Минобрнауки России с учетом положений Стратегии государственной национальной политики РФ на период до 2025 года3 в вопросах гражданского, патриотического и духовно-нравственного воспитания детей и молодёжи.

Исходя из этого, ключевые цели государственной молодёжной политики определены следующим образом: совершенствование правовых, социально-экономических и организационных условий для успешной самореализации молодёжи, направленной на раскрытие её потенциала для дальнейшего развития РФ, а также содействие успешной интеграции молодёжи в общество и повышение ее роли в жизни страны.

Для достижения этих целей планируется реализация следующих шести групп задач:

- формирование системы ценностей с учетом многонациональности государства;

- просветительская работа с молодёжью, применение инновационных образовательных и воспитательных технологий, самообразование молодёжи путем создания необходимых для этого условий;

- формирование ценностей здорового образа жизни, экологической культуры, физическое развитие молодёжи, создание условий, связанных с повышением уровня безопасности жизнедеятельности молодёжи;

- создание условий для реализации потенциала молодёжи в социально-экономической сфере, внедрение технологии «социального лифта» как способа изменения социального статуса;

2 Распоряжение Правительства Российской Федерации от 29 ноября 2014 г. № 2403-р. «Основы государственной молодежной политики Российской Федерации на период до 2025 года» // СЗ РФ. - 2014. - № 50. Ст. 7185.

3 Указ Президента Российской Федерации от 19 декабря 2012 г. № 1666 «О Стратегии государственной национальной политики Российской Федерации на период до 2025 года» // СЗ РФ. - 2012. - № 52. Ст. 7477._

- формирование благоприятных условий для молодых семей с целью повышения рождаемости, культивирование ценностей семейной культуры и образа успешной молодой семьи, оказание всесторонней поддержки молодым семьям;

- выстраивание информационного поля, благоприятного для развития молодёжи.

Данные цели национальной молодежной политики являются первостепенными для реализации и в субъектах Российской Федерации.

«Основы государственной молодёжной политики Российской Федерации на период до 2025 года», утверждённые Правительством Российской Федерации, предусматривают формирование концептуальных подходов к долгосрочному развитию государственной молодёжной политики в Российской Федерации и выдвигают следующие стратегические направления:

Разработка и принятие федерального закона «Об основах государственной молодёжной политики в Российской Федерации».

Разработка и принятие данного Закона обеспечат:

- системную институционализацию государственных приоритетов и мер, направленных на создание условий и возможностей для успешной социализации, и эффективной самореализации молодёжи, для развития её потенциала и, следовательно, на социально-экономическое и культурное развитие, обеспечение конкурентоспособности молодёжи и укрепление национальной безопасности;

- конституционно-правовое признание государственной молодёжной политики в России, в том числе системное отражении вопросов, касающихся молодёжи и осуществления государственной молодёжной политики, в федеральном законодательстве;

- чётко разграничить, определить и расширить полномочия органов власти всех уровней в данной сфере и в первую очередь создать продуктивный формат взаимодействия государства с молодёжными общественными объединениями.

Создание Института Уполномоченного по правам молодёжи при Президенте Российской Федерации в субъектах РФ.

Институт Уполномоченного по правам молодёжи субъекта Российской Федерации обеспечивает подготовку ежегодного доклада о положении молодёжи в Российской Федерации Президенту Российской Федерации, Правительству Российской Федерации, Федеральному Собранию Российской Федерации по следующим аспектам:

- количественные показатели о молодёжи в абсолютных и относительных цифрах, включающие в себя половозрастные показатели, этно-национальные показатели, дифференциацию по местам проживания молодёжи и миграционные показатели;

- занятость молодёжи с учетом основных сфер занятости;

- деловая и предпринимательская активность молодёжи с учетом не только её непосредственно предпринимательской деятельности, но и участия в создании инновационных и бизнес-проектов;

- образовательный уровень молодёжи с учетом относительных показателей разницы в образовательном уровне, соответствия этих данных потребностям трудового рынка в регионе;

- социально-политическая активность молодёжи с учётом её электоральной активности и участия в деятельности различных политических партий, а также в деятельности общественных организаций и объединений;

- информация о молодёжи, проходящей службу в Вооружённых Силах Российской Федерации, включая работу по подготовке к службе (допризывная пропагандистская работа) и патриотическому воспитанию;

- данные о молодёжи, находящейся в трудной жизненной ситуации, включая показатели по совершившим правонарушения, находящимся в местах лишения свободы и исправительных учреждениях;

- данные о физическом и психическом здоровье молодёжи, градированной по типам заболеваний, смертности и инвалидности;

- данные о творческой, научной и культурной активности молодёжи, включающей в себя показатели по участию в олимпиадах, научно-технических форумах или творческих конкурсах.

Проведение всероссийских социологических исследований и мониторинга о положении молодёжи в обществе.

Для наличия четкого понимания о промежуточных результатах реализации Основ государственной молодёжной политики до 2025 года, определения нужд и потребностей молодёжи и молодёжных организаций, разработки и продвижения рекомендаций и предложений по осуществляемой государственной молодёжной политике целесообразно усилить следующие направления:

- активизации участия лидеров молодёжных общественных организаций и объединений в мониторинге и анализе положения молодёжи в обществе;

- регулярное проведение социологических исследований молодёжной когорты в регионах, публикация ежегодных докладов и составление на их основе экспертных заключений для выявления динамики и корректировки стратегических направлений государственной молодёжной политики.

Создание Института исследований государственной молодёжной политики.

Учреждение Института исследований государственной молодёжной политики наиболее оптимально в ВУЗах, обеспечивающих реализацию образовательной программы по направлению подготовки «Организация работы с молодёжью». Данный Институт позволит выполнить следующие перспективные направления:

- проведение научных и аналитических работ по вопросам государственной молодёжной политики в сфере трудоустройства и управления карьерой, образования, семейной политики, жилищной политики, необходимых для принятия эффективных решений высшими органами власти;

- участие в разработке и проведении экспертизы проектов нормативных правовых актов

в сфере ГМП федерального и регионального значения;

- изучение зарубежного опыта в области государственной службы по делам молодёжи и развитие международного молодёжного сотрудничества с аналогичными зарубежными государственными организациями, учреждениями, учебными заведениями и научными организациями, привлечение зарубежных учёных, преподавателей и специалистов-практиков, в целях подготовки высококвалифицированных административных кадров в сфере ГМП;

- ежегодная оценка потребностей государственных органов по делам молодёжи в обучении специалистов в сфере ГМП;

- разработка социально-экономических критериев (проблема безработицы, проблема устройства молодых специалистов, проблема строительства жилья) для оценки состояния молодёжной среды и эффективности проводимой молодёжной политики на региональном и муниципальном уровнях;

- подготовка проектов и реализация программ мониторинга системы качества реализации молодёжной политики в регионе. Тиражирование материалов исследований и мониторинга по вопросам государственной молодёжной политики для оперативной корректировки учебных планов и образовательных программ, обеспечивающих подготовку специалистов органов по делам молодёжи;

- разработка рекомендаций, методик и требований для разработки целевых молодёжных программ, проведения аттестации кадров, определения форм учета и отчетности, а также создание регионального информационного банка данных о реализации молодёжной политики в регионе.

Формирование молодёжных советов в муниципальных образованиях.

Создание молодежных советов в муниципальных образованиях направлено на оптимизацию и усиление работы с населением по месту жительства, а также расширение участия молодых граждан в городских и областных мероприятиях.

Развитие системы молодёжного представительства в органах государственной и муниципальной власти.

Создание в субъектах РФ органов молодёжного представительства (молодёжные парламенты, молодёжные правительства, молодёжные общественные палаты, молодёжные думы и иные консультативно-совещательные структуры, созданные при органах законодательной и исполнительной власти разного уровня, органах местного самоуправления) обеспечит оптимальное сочетание государственных, общественных и в первую очередь собственно молодёжных интересов. Расширение сферы молодёжного влияния в органах государственного и муниципального управления возможно через такие направления, как:

- реализация проекта «Российская Школа Политики» во всех субъектах РФ для конструктивного диалога молодых граждан с представителями органов государственного и муниципального управления;

- включение молодёжных лидеров в практическую деятельность органов законодательной и исполнительной власти как на региональном, так и на федеральном уровнях, деятельность политических партий, общественных организаций и объединений.

Развитие органов молодёжного представительства обеспечит:

- эффективный контроль со стороны институтов государства, чтобы энергия молодёжных активистов имела социально направленный вектор развития;

- обеспечение реализации интересов собственно молодёжной когорты, используя технологии участия в легальных институтах власти, полноценное использование её активистских возможностей на благо общества и государства;

- формирование и развитие личностных качеств молодого поколения, позволяющих осознанно включаться в политический процесс, ориентироваться в современной социально-политической ситуации, грамотно осуществлять политический выбор, опираясь как на рацио-

нальные соображения, так и на систему устойчивых политических ценностей;

- снижение уровня политического абсентеизма в молодёжной среде.

Конструктивное взаимодействие органов государственной власти, институтов гражданского общества и молодёжных СМИ.

Данная модель взаимодействия направлена на обеспечение позитивной интеграции молодёжи в социально-политическую сферу общества, а именно:

- пропаганда мировых достижений в экономике, науке, культуре, бизнесе, социуме, спорте. Приобщение молодёжи к ценностям общечеловеческой культуры, ускорение процессов ее интеграции в мировое сообщество;

- противодействие распространению идей экстремизма, социальной, национальной и религиозной нетерпимости;

- производство программ телевидения и радиовещания, кинофильмов для молодёжи, музейных экспозиций и специализированных выставок с организацией бесплатного посещения их детьми и молодёжью;

- создание общенационального молодёжного медиахолдинга, включающего в себя редакции общероссийских газет и журналов для детей, молодёжи, семьи, национального Интернет-портала для молодёжи, редакции детских и молодёжных программ, федеральных теле- и радиоканалов.

Физкультурно-оздоровительное воспитание молодёжи.

Ценности здоровья и здорового образа жизни являются ведущими в структуре личности и самым точным индикатором состояния здоровья населения в целом. В то же время результаты исследований свидетельствуют о наличии в молодежном сознании существенного противоречия: молодёжь отдает приоритет здоровью (большинство опрошенных (58%) ставят ценность «здоровье» на первое место в шкале ценностей, предложенных социологами), а в поведении его игнорирует. Последствия этих вредных зависимостей проявляются в высоких показателях смертности от отравле-

ний, дорожно-транспортных происшествий и других факторов.

Важно отметить, что здоровье во многом связано с образом жизни. В это понятие входят соблюдение физиологически оптимального режима труда и отдыха, рациональное питание, достаточный уровень физической активности, выполнение правил личной и общественной гигиены, полезные формы досуга. Очевидно, что нарушение хотя бы одного из них негативно отражается на состоянии здоровья человека и может свести на нет все усилия по его сохранению и укреплению. Социальная значимость здоровья молодёжи обусловлена тем, что она представляет собой ближайший репродуктивный, интеллектуальный, экономический, политический и культурный резерв общества.

Духовно-нравственное воспитание молодёжи.

Способность молодёжи разделять общепринятые нормы, ценности, правила, законы определяется многими факторами и условиями общественного развития. Результаты мониторингового социологического исследования свидетельствуют, что с 90-х гг. ХХ в. соблюдение норм и правил молодёжью изменилось несколько в лучшую сторону, но по-прежнему остается проблемным. Так, около половины (44%) молодых людей считают допустимым для себя в той или иной степени «вступить в брак по расчету» (в 1997 г. - 66%); 25% «вступить в физическую близость за плату» (в 1997 г. - 39%).

В то же время результаты исследований свидетельствуют, что ценности счастливой семьи занимают прочные лидирующие позиции у молодёжи. Ценность «счастливая семейная жизнь» занимает вторую по значимости позицию после «здоровья» и значима для практически половины опрошенной молодёжи.

Содействие интеллектуально-творческому развитию молодёжи.

Одной из наиболее значимых и важных для молодёжи сфер её жизнедеятельности является сфера досуга и отдыха. Молодёжь как наиболее динамично реагирующая группа на всё то, что не принято считать традиционным, обнаруживает наибольшую активность в освоении новых воз-

можностей и форм проведения свободного времени. Результаты социологических исследований свидетельствуют о преобладании у современной молодёжи пассивных и индивидуальных форм отдыха: выезжаю на природу (32,8%), смотрю телепередачи, фильмы (30,5%), провожу время за компьютером (30,0%), слушаю музыку (24,5%), читаю книги, газеты, журналы (23,2%).

Как показывают результаты мониторингового социологического исследования, у молодёжи снизился интерес к занятиям любимым делом, хобби, что свидетельствует о снижении её твор-ческо-познавательной активности.

Вследствие всего вышесказанного представляется целесообразным:

- совершенствование программ духовно-нравственного воспитания молодёжи через систему культурно-досуговых мероприятий;

- формирование единой системы поддержки инициативной и талантливой молодёжи;

- поддержка талантливой молодёжи;

- проведение областных, межрегиональных, всероссийских и международных конкурсов молодёжных проектов;

- проведение Форумов молодёжи.

Развитие системы профессиональной

ориентации, трудоустройства и занятости молодёжи.

Современная молодёжь, в отличие от молодёжи 90-х гг. XX века, в большей степени стремится активно включаться в трудовую жизнь. Основные мотивы выбора места работы для молодёжи связаны с большой заработной платой (57%), интересной работой (48%), условиями труда (43%). Примерно каждый третий работающий молодой человек имеет приработки; порядка 40% студентов, обучающихся на очной форме обучения, еще и подрабатывают в процессе учёбы. С одной стороны, это позитивная тенденция, но, с другой стороны, вынужденная мера повысить свой уровень жизни. Как следствие, нередко такая занятость приводит и к серьёзным умственным, физическим и психическим нагрузкам на молодой организм, к проблемам в состоянии здоровья.

Одно из главных социальных противоречий молодежного сознания заключается между жела-

нием иметь материально обеспеченную жизнь и возможностями по реализации этого желания.

Развитие малого и среднего бизнеса является одним из важных показателей степени успешности социально-экономического развития региона. В целом во всех возрастных группах поддержку молодёжного предпринимательства, как наиболее актуального, значимого направления государственной молодёжной политики, выражает пятая часть опрошенных.

Характерными чертами молодежного рынка труда являются: масса невостребованных кадров, получивших профессию, ненужную в конкретном регионе, отсутствие необходимого профессионального опыта, недостаточный уровень образования, что приводит к низкой конкурентоспособности по сравнению с другими возрастными группами на рынке труда. В данной связи возрастает необходимость формирования оптимальной системы государственных мер, направленных на поддержку молодёжи на рынке труда.

Формирование толерантности и веротерпимости в молодёжной среде.

Одним из ключевых направлений молодёжной политики в современной России должна стать целенаправленная деятельность органов государственного и муниципального управления, направленная на формирование толерантности в молодёжной среде. Разрешение проблем межнациональных отношений, межэтнической толерантности и ксенофобии в молодёжной среде предполагает проведение таких мероприятий, как:

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

- формирование системы ценностей с учетом многонациональной основы Российской Федерации, предусматривающей создание условий для воспитания и развития молодёжи, знающей и ответственно реализующей свои конституционные права и обязанности, обладающей гуманистическим мировоззрением, устойчивой системой нравственных и гражданских ценностей, проявляющей знание своего культурного, исторического, национального наследия и уважение к его многообразию;

- развитие в молодёжной среде культуры созидательных межэтнических отношений с привлечением к данной работе лидеров молодёжных организаций и объединений, политических деятелей, СМИ;

- включение в образовательные программы системы общего, среднего профессионального и высшего образования учебных курсов «Основы мировых религий»;

- проведение семинаров, вебинаров и мастер-классов (упражнения, тренинги, лекции, дискуссии, игры) по формированию установок толерантного сознания у студентов, а также для преодоления индифферентного отношения к позициям и нравам, далёким от толерантности.

Библиография:

1. Елисеев А.Л. Опыт нормативно-правового регулирования государственной молодежной политики в современной России // Среднерусский вестник общественных наук. - 2015. - № 2. -С. 125 - 128.

2. Елисеев А.Л., Малик Е.Н., Мельников А.В. Специфика социально-политического самоопределения современной российской молодёжи // Знание. Понимание. Умение. - 2015. - №3. -С. 83 -93

3. Кретов А.Ю. Молодежная политика современной России: определение актуальных проблем и приоритетов // Вестник государственного и муниципального управления. - 2016. -Т. 5. - № 4. - С. 15 - 20.

4. Меркулов П.А. Государственная молодежная политика как инструмент в борьбе с экстремизмом// Среднерусский вестник общественных наук. - 2015. - Т. 10. - №4. - С.83 - 90.

References:

1. Eliseev A.L. Opyt normativno-pravovogo reguli-rovaniia gosudarstvennoi molodezhnoi politiki v sov-remennoi Rossii // Srednerusskii vestnik ob-shchestvennykh nauk. - 2015. -№2. - S.125 - 128.

2. Eliseev A.L., Malik E.N., Mel'nikov A.V. Spetsifi-ka sotsial'no-politicheskogo samo-opredeleniia sov-remennoi rossiiskoi molodezhi // Znanie. Ponimanie. Umenie. -2015. -№3.-S.83 - 93.

3. Kretov A.Iu. Molodezhnaia politika sovremennoi Rossii: opredelenie aktual'nykh problem i prioritetov // Vestnik gosudar-stvennogo i munitsipal'nogo uprav-leniia.- 2016.- T.5.- № 4.-S.15 - 20.

4. Merkulov P.A. Gosudarstvennaia molo-dezhnaia politika kak instrument v bor'be s ekstremizmom// Srednerusskii vestnik obshchest-vennykh nauk. -2015. - T.10. - №4. - S.83 - 90.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.