Научная статья на тему 'Государственная и муниципальная части музейной сети Томской области в 1990-2000-е гг'

Государственная и муниципальная части музейной сети Томской области в 1990-2000-е гг Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
200
64
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МУЗЕИ / МУЗЕЙНАЯ СЕТЬ / ГОСУДАРСТВЕННАЯ ЧАСТЬ МУЗЕЙНОЙ СЕТИ / МУНИЦИПАЛЬНЫЕ МУЗЕИ / MUSEUMS / MUSEUM NETWORK / PART OF STATE MUSEUM NETWORK / MUNICIPAL MUSEUMS

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Сизова Ирина Алексеевна

Рассматриваются тенденции изменения музея в новых исторических условиях рубежа XX начала XXI в. Отмечаются изменения в государственном управлении сферой культуры, рост государственной сети музеев Томской области за счет увеличения количества филиалов музеев, появления муниципальных музеев. Делается акцент на увеличении государственной сети региона, для управления которой реформируется и Департамент по культуре Томской области.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The state and municipal parts of the museum network of Tomsk Region in 1990-20001

The paper researches trends in the museum in the new historical conditions of the turn of the 20th 21st centuries. Functioning of the Museum network in the territory of the region at that time was associated with changes in social-economic and political spheres of the society, and, as a consequence, changes in the state system of culture management: the Ministry of Culture of the USSR was abolished, a new office, the Ministry of Culture of the Russian Federation, appeared. The Department of Museum Affairs was a part of it. In the region new management structures were formed, and economic management methods (self-financing, election of the leaders by staff) were used in the activities of institutions of culture. There was an increase in the state network of Tomsk Region. To manage it the Department of Culture of Tomsk Region was reformed. There were changes in the governance of the cultural sphere, the growth of the state museum network by increasing the number of branches of the museums, the emergence of municipal museums. The growth of the number of museums requires to develop special tools for their management and development. Such tools are: creation of the Association of Museums of Tomsk Region (2008) with the aim of uniting the efforts for the successful development of the museum sphere of Tomsk Region; conducting museum forums (2007, 2009, 2011); different conferences and the action "Night in a Museum". In 2009, the law ''On Museums and Museum Business in Tomsk Region'' was adopted, which was provided by the law of 1996 ''On the Museum Fund and Museum of the Russian Federation". The urgent need for this law was dictated by the necessity to integrate into the common cultural space of a significant number of subjects of the museum activities, which exist on the territory of the region. They differ not only in the scale of the collection, profile, directions and principles of activity, but also the departmental affiliation (state, municipal, departmental museums, museums of educational institutions), as well as a significant number of private collectors. The main task was to set the common rules of the game. The concepts of ''registry'', ''directory'', ''establishment of the museum type'' and ''formation of the museum type'' were first introduced into legislative use, which distinguishes Tomsk law from similar laws adopted in other regions.

Текст научной работы на тему «Государственная и муниципальная части музейной сети Томской области в 1990-2000-е гг»

Вестник Томского государственного университета. 2013. № 375. С. 68-72

УДК 069+008

И.А. Сизова

ГОСУДАРСТВЕННАЯ И МУНИЦИПАЛЬНАЯ ЧАСТИ МУЗЕЙНОЙ СЕТИ ТОМСКОЙ ОБЛАСТИ В 1990-2000-е гг.

Рассматриваются тенденции изменения музея в новых исторических условиях рубежа XX - начала XXI в. Отмечаются изменения в государственном управлении сферой культуры, рост государственной сети музеев Томской области за счет увеличения количества филиалов музеев, появления муниципальных музеев. Делается акцент на увеличении государственной сети региона, для управления которой реформируется и Департамент по культуре Томской области.

Ключевые слова: музеи; музейная сеть; государственная часть музейной сети; муниципальные музеи.

Музей как субъект культурной политики играет важную роль в социально-экономической и общественно-политической сфере жизни общества. Феномен музея как социокультурного института можно рассматривать в контексте повышения качества жизни и внешней среды; как важнейший инструмент в работе с культурным наследием и один из субъектов образовательной деятельности, что, в конечном счете, является немаловажным фактором в формировании имиджа территории, а значит, и фактором ее успешного развития.

В этой ситуации весьма актуальным представляется изучение региональной музейной сети в условиях меняющихся социально-политических и экономических реалий.

Музейную сеть Сибири можно рассматривать как исторически сложившуюся совокупность, включающую музейные сети административно-территориальных образований региона, отдельных ведомств, в рамках которых реализуется музейная политика и практика [1. С. 103].

Функционирование музейной сети на территории региона на рубеже XX - начала XXI в. было сопряжено с переменами в социально-экономической и политической сферах общества и, как следствие, изменениями в государственной системе управления культурой: Министерство культуры СССР было упразднено, ему на смену пришло новое ведомство - Министерство культуры Российской Федерации, в составе которого действовало Управление по делам музеев. На местах формируются новые структуры управления, а в деятельность учреждений культуры начали вводиться экономические методы управления - хозрасчет и самофинансирование, а также выборность их руководителей трудовым коллективом.

В Томской области сферой культуры вообще и музейным делом в частности с 1991 по 1994 г. руководило областное управление культуры, находящееся в составе Администрации Томской области.

До 2004 г., когда эта структура приобрела свое современное название - Департамент по культуре Администрации Томской области, управление меняло название 4 раза [2. Л. 37; 3. Л. 59; 4. Л. 1-4].

За изменением организационной структуры сферы культуры началось формирование новой нормативной базы, обеспечивающей деятельность культурных учреждений.

Впервые в отечественном законодательстве появился закон о культуре «Основы законодательства Россий-

ской Федерации о культуре», принятый в октябре 1992 г. и реализуемый в сфере совместного ведения Федерации и ее субъектов. В Законе прописаны руководство культурой между центром, регионами и местным самоуправлением, а также права и полномочия органов местного управления в проведении культурной политики на подведомственной территории [5]. Это определило основной тренд развития культурной политики России до настоящего времени.

В 1996 г. был принят Закон «О музейном фонде Российской Федерации и музеях в Российской Федерации» [6]. В этом документе излагались основные принципы создания и проведения государственного учета музейного фонда страны, учитывавшие положения о музейном фонде 1965 и 1988 гг.

Одновременно ставилась задача выработки новой инструкции по учету музейных предметов, в которой были бы уточнены произошедшие изменения. Не забыли авторы закона и о тенденции последних лет по открытию новых типов музеев, что было закреплено во второй части документа, посвященной музеям: прописано правовое положение музеев, определен порядок открытия и ликвидации музеев в Российской Федерации, упрочено положение российских музеев.

С этого времени государственная сеть Томской области начинает увеличиваться за счет филиализации ряда музеев, открытых на общественных началах: Чаинская картинная галерея [7], Музей деревянного зодчества [8] и Музей искусств народов Севера в Кар-гасокском районе [9] как филиалы Томского областного художественного музея.

Другой крупный музей - Томский областной краеведческий, наоборот, сократил число филиалов: в 1992 г. из состава музея выходит Подгорненский филиал, ставший Чаинским районным краеведческим музеем, а в 1993 г. - Стрежевской, ставший муниципальным Историко-краеведческим музеем Стрежевого.

В 1998 г. краеведческий музей был преобразован в областное государственное учреждение культуры «Томский областной краеведческий музей» (ОГУК ТОКМ).

Однако, судя по отчету Комитета по культуре, кинофикации и туризму Томской области о работе отрасли в 1997 г., музеи переживали не самые лучшие времена. Причинами упадка музейной отрасли, снижения посещаемости музеев были названы не только слабое материально-техническое оснащение музеев (в том

числе неотремонтированные помещения, отсутствие технических мощностей и т.д.), но и снижение активности самих музейных работников. Пути выхода из кризиса были следующие: пересмотреть направления деятельности музеев, особенно Асиновского, и закрыть неперспективные, такие как музей в Максимкином Яру [10. Л. 2].

В 1998 г. музей был закрыт, а его фонды (256 предметов, преимущественно материальной культуры) доставлены в ТОКМ [11]. В 1999 г. в состав филиальной сети ТОКМ возвращается Чаинский краеведческий музей [12. С. 284].

Кроме этого, историко-архитектурный и этнографический музей под открытым небом в селе Коларово, имевший статус филиала ТГОИАМ, в 1996 г. был преобразован в отдел Томского музея [13. Л. 166].

В итоге в начале 2000-х гг. Томский краеведческий музей имел в своем составе 4 филиала и 2 отдела (музей «Следственная тюрьма НКВД» и Планетарий).

С 2001 по 2004 г. произошло изменение наименований организационно-правовых форм ряда учреждений культуры, в том числе и художественного музея: в феврале 2004 г. государственное учреждение «Томский областной художественный музей» стал областным государственным учреждением культуры «Томский областной художественный музей» [14. Л. 2].

В 2005 г. изменилась структура Департамента по культуре Томской области: в январе был ликвидирован отдел по охране культурного наследия [15. Л. 9], что повлекло и изменения в подведомственных учреждениях.

Так, в июле 2005 г. приказом Департамента был ликвидирован филиал художественного музея «Музей деревянного зодчества», в результате чего был организован отдел Томского областного художественного музея «Деревянное зодчество» [16. Л. 1].

Следует отметить, что муниципальные музеи -понятие современное, они начали формироваться на основании закона «О местном самоуправлении» 1991 г. и Постановления Верховного Совета РСФСР «О разграничении государственной собственности в Российской Федерации на федеральную, государственную и муниципальную» декабря 1991 г., в которых содержались положения о поддержке областных и муниципальных музеев, а учреждения культуры, находящиеся на территории городов и иных муниципальных образований, могли включаться в муниципальную собственность, что было особенно актуально в условиях сложной экономической ситуации того периода, когда многие областные и краевые власти не могли изыскать средств на решение более насущных проблем [17, 18].

В 1994 г. Министерство культуры РФ издало примерный устав государственной (муниципальной) организации культуры, тем самым упрочив положение таких структур [19].

Первым муниципальным музеем стал в 1992 г. Чаинский районный краеведческий (ныне Подгорнен-ский филиал ТОКМ) [20. Л. 10], а продолжили данное начинание в 1993 г. Стрежевской музей, бывший до этого филиалом ТГОИАМ, и Музей искусств народов

Севера (с 1996 г. - филиал Томского областного художественного музея) [9. Л. 12].

В 1993 и 1994 гг. также были созданы Тегульдет-ский и Первомайский районные краеведческие музеи, однако статус муниципальных они получили гораздо позже, а в 1995 г. был открыт Бакчарский краеведческий музей [9. Л. 7], фонды которого значительно пополнились за счет передачи экспонатов Музея Бакчарского пункта северного садоводства НИИ им. Лисавенко (БПСС), работавшего на общественных началах. В результате музей стал называться Бакчарским краеведческим музеем северного садоводства. В 2007 г. музей получил статус муниципального [21. Л. 27].

В 1997 г. сеть муниципальных музеев Томской области расширилась. Так, 1 июля 1997 г. были согласованы границы ЗАТО Северск, в которое вошел пос. Самусь. В результате Северский выставочный зал-музей, открытый еще в 1987 г., становится муниципальным учреждением культуры «Музей города Северск», а на базе Самусьского Дома культуры, музея Самусьского судоремонтно-судостроительного завода и библиотеки поселка было создано Муниципальное учреждение «Самусьский Центр культуры», в составе которого сегодня работает Музей краеведения: основу его собрания составляют фонды музея судоремонтно-судостроительного завода, чьей истории отведено значительное место в постоянной экспозиции [20. Л. 10].

Примерно в конце 1990-х гг. муниципальным становится еще один музей, основанный в 1987 г. как школьный - Парабельский районный краеведческий музей, созданный по инициативе общественности, поддерживаемый на средства нефтяной и газовой промышленности на протяжении ряда лет [22. С. 294].

В 1997 г. основывается муниципальный музей и в областном центре - Музей истории Томска. Для него были выделены значительные площади на Воскресенской горе - месте основания города. Однако открылся музей только накануне 400-летнего юбилея Томска в 2003 г. [23. С. 29-30].

В 1998 г. основывается и в марте 1999 г. торжественно открывается муниципальный Музей истории и культуры Александровского района [24. Л. 54], а в 2002 г. статус муниципального получает Шегарский краеведческий музей, открытый в 1992 г. как школьный [25. Л. 6].

В конце 2009 г. был открыт очередной муниципальный музей - Зырянский краеведческий музей. Учредителем МУ «Зырянский краеведческий музей» выступила Администрация района.

В задачи учреждения входили создание структурного подразделения, работающего на имидж муниципального образования «Зырянский район», развитие современных форм досуговой деятельности, популяризация истории и культуры родного края [26].

Для управления музейной сферой Департаментом по культуре использовались дополнительные инструменты. Одним из таких являются музейные форумы, проводимые с 2007 г. в формате биеннале. Предтечей музейных форумов были такие мероприя-

тия, как недели музеев, проводимые в Томске в конце 1990-х гг.

Первый Музейный форум Томской области прошел в октябре 2007 г. Организаторами Форума выступили Департамент по культуре Томской области и Томский областной краеведческий музей под патронажем Администрации Томской области. В работе Форума приняли участие около 80 музеев различной профильной организации: общеобразовательных и профессионально-технических учреждений, муниципальные музеи городов и районов области, музеи промышленных предприятий и вузов.

Форум преследовал несколько целей:

1) объединение музейного сообщества;

2) мониторинг музейного ресурса;

3) привлечение внимания широкой общественности и органов власти к проблемам развития музеев, популяризации их деятельности [27];

4) пополнение фондов музеев.

Именно в рамках этого форума на совещании представителей музеев-участников было принято решение о создании Ассоциации музеев Томской области.

Второй Музейный форум Томской области состоялся в 2009 г. Основной базой проведения форума стал Томский областной художественный музей, объединивший под девизом «Художественные сокровища Томской области» более 40 музеев и музейных формирований искусствоведческого профиля не только Томской области, но и Ханты-Мансийского автономного округа, Кемеровской и Новосибирской областей, Алтайского и Красноярского краев [28].

Тема форума была выбрана не случайно. Во-первых, в 2009 г. отмечалось 30-летие Томского областного художественного музея и 100-летие Томского общества любителей художеств.

Во-вторых, данная тематика позволила продемонстрировать многообразие музеев искусствоведческого профиля, работающих в области и соседних регионах.

В-третьих, форум способствовал «оживлению» деятельности ТОХМ и его филиалов.

В 2011 г. был проведен третий Музейный форум в Томской области «Бренды земли Томской». Главной целью форума стала идея позиционирования музеев Томской области в качестве одного из ключевых элементов формирования и продвижения привлекательного образа региона, т.е. как эффективный инструмент актуализации значимых символов Томской земли (персоналий, событий, объектов - музейных предметов, объектов культурного наследия). Впервые работа томского Музейного форума освещалась фактически в режиме online на специализированном сайте, обновлявшемся по итогам каждого дня работы форума.

По итогам работы трех музейных форумов, прошедших в Томске с 2007 г., был проведен своеобразный мониторинг музеев, определены их профильное многообразие и возможности, они способствовали выстраиванию профессиональной коммуникации как между музеями различного профиля и ведомственной принадлежности, так и с органами власти и СМИ.

Безусловно, музеи являются хранителями культурного наследия и вопросы его сохранения также важны для развития региона. Понимая это, Департамент по культуре Томской области, Томский областной краеведческий музей под патронажем Администрации Томской области в августе 2008 г. в Пара-бельском районе провели форум «Культурное наследие Томской области».

В рамках форума было организовано проведение празднования 70-летнего юбилея Нарымского музея политической ссылки [29]. В деловой программе форума было запланировано проведение круглых столов по вопросам сохранения культурного наследия в муниципальных учреждениях культуры районов области с участием представителей музейного сообщества Голландии, Москвы, Санкт-Петербурга, Кемерово, Томска. Специалисты краеведческого музея подготовили круглый стол «Современные подходы к хранению музейных ценностей». Необходимость этой темы была обусловлена тем, что в стране в течение ряда лет проводится проверка состояния и хранения музейных коллекций, вырабатываются новые критерии и подходы к учету и хранению.

После выхода в 1996 г. закона «О музеях и музейном деле в Российской Федерации» активизировалась работа по созданию музейных ассоциаций. Но в Томской области, как и в целом по Сибирскому региону, формирование музейных ассоциаций шло не слишком активно.

Отметим, что вернувший себе в конце 1990-х гг. звание методического центра музейной работы в области Томский областной краеведческий музей не стал инициатором создания областной музейной ассоциации, хотя инициативы коллег поддерживал.

Ассоциация музеев Томской области была создана лишь в 2008 г. (решение об открытии такой Ассоциации было принято на первом Музейном форуме Томской области) с целью объединения усилий для успешного развития музейной сферы Томской области.

Активизации музейной деятельности способствовали и конференции различного уровня, проводимые на базе самих музеев, общеевропейские и всероссийские акции «Ночь в музее».

В 2009 г. был принят закон «О музеях и музейном деле в Томской области», наличие которого было предусмотрено законом 1996 г. «О музейном фонде и музея РФ».

Потребность в этом законе была продиктована необходимостью интегрировать в единое культурное пространство значительное количество субъектов музейной деятельности, которые существуют на территории области. Они различаются не только масштабом фондового собрания, профилем, направлениями и принципами деятельности, но и ведомственной принадлежностью (государственные, муниципальные, ведомственные музеи, музеи образовательных учреждений), а также значительным количеством частных коллекционеров. Поэтому главная задача закона заключалась в выработке общих «правил игры».

В итоге законопроектом закреплены полномочия органов государственной власти Томской области в

сфере музеев и музейного дела, обозначены полномочия по принятию решений о создании, реорганизации и ликвидации областных государственных музеев, предоставлению гарантий сохранности музейных предметов и музейных коллекций, включенных в каталог, в порядке, установленном действующим законодательством. Также утверждены полномочия органов государственной власти Томской области по установлению порядка предоставления льгот отдельным категориям граждан при посещении ими областных государственных музеев.

Отличие томского закона от аналогичных, принятых в других регионах, в том, что впервые вводятся в законодательный оборот понятия «реестра», «каталога», «учреждения музейного типа» и «образования музейного типа». В законопроекте подробно регламентируются вопросы создания и ведения реестра музеев и учреждений музейного типа Томской области, регистрации музейных предметов и музейных коллекций, культурных ценностей, создания и ведения каталога музейных предметов, музейных коллекций, культурных ценностей [30].

Прежде всего, томский закон о музеях отличается тем, что благодаря ему было создано правовое поле для «учреждений музейного типа» и «образований музейного типа» без организации юридического лица, что создало правовые возможности для расширения региональной музейной сети [31].

Также большим подспорьем для развития музейной сети мог бы стать региональный музейный портал «Музеи Томской области», созданный в 2003-2004 гг. в рамках реализации областной целевой программы «Государственные автоматизированные информационные ресурсы Томской области» (2001-2004 гг.) [32, 33]. В данном портале представлена краткая информация о 55 музеях государственной и негосударственной частей музейной сети Томской области.

Этот ресурс задумывался как информационный центр музейной жизни области, для содействия развитию межмузейных связей и туризма с использованием культурного потенциала территории, а также организации корпоративных музейных проектов.

Однако с 2005 г. информация на сайте ни разу не обновлялась! Хотя именно критерий обновляемости информации в рамках интернет-ресурса является одним из главных показателей эффективной работы структуры, отвечающей за интернет-проект. Но подобная структура при запуске портала не была сформирована. Данная ситуация описывалась и анализировалась в ряде статей [34, 35].

В обозначенном хронологическом периоде государственная и муниципальная части музейной сети Томской области с начала 1990-х гг. прошли в своем развитии несколько периодов:

1) 1991-1998 гг. - рост государственной музейной сети за счет формирования муниципальных музеев, закрытие ряда филиалов ТОКМ, формирование отделов, появление новых филиалов ТОХМ;

2) 1999-2011 гг. - постепенный выход из кризиса и стабилизация положения, формирование местных нормативных условий для существования и деятельности государственной музейной сети Томской области.

На 2012 г. государственная и муниципальная части музейной сети Томской области включают 21 музей: 2 областных музея с 6 филиалами и 3 отделами (4 + 2 -ТОКМ, 2 + 1 - ТОХМ) и 10 муниципальных, охватывающих практически все районы области. Из 16 районов области только в 5 нет музеев областного или муниципального подчинения: Верхнекетском, Кожевни-ковском, Кривошеинском, Молчановском, Томском. Наиболее обеспеченные музейными учреждениями государственного и муниципального подчинения, кроме Томска, являются Парабельский, Александровский (включая Стрежевой) и Чаинский районы - по 2 музея.

ЛИТЕРАТУРА

1. Шелегина О.Н. Музейная сеть Сибирского региона: процессы формирования и адаптации // Вестник Томского государственного универси-

тета. Томск : Изд-во ТГУ, 2011. № 344. С. 103-111.

2. Государственный архив Томской области (ГАТО). Ф. Р-1653. Он. 1. Д. 761.

3. ГАТО. Ф. Р-1653. Он. 1. Д. 976.

4. ГАТО. Ф. Р-1653. Он. 1. Д. 1037.

5. Закон Российской Федерации от 9 октября 1992 г. «Основы законодательства Российской Федерации о культуре» (с изменениями от 23 июня

1999 г., 27 декабря 2000 г., 30 декабря 2001 г., 24 декабря 2002 г., 23 декабря 2003 г., 22 августа 2004 г.) // Министерство культуры и массовых коммуникаций РФ. Базовое законодательство. URL: http://www.mkmk.ru/info/basovdocs (дата обращения: 25.07.2013).

6. Федеральный закон «О музейном фонде Российской Федерации и музеях в Российской Федерации» // Российская культура в законодатель-

ных и нормативных актах. Музейное дело и охрана памятников. 1991-1996 гг. М., 1998. С. 189-203.

7. Чаинская Картинная галерея. URL: http://www.artmuseum.tomsk.ru/index.php/branches/podgornoe (дата обращения: 17.07.2013).

8. Музей деревянного зодчества. URL: http://www.artmuseum.tomsk.ru/index.php/branches/mdz (дата обращения: 17.07.2013).

9. Текущий архив (ТА) Департамента по культуре Томской области. Оп. 1. Д. 1015.

10. ТА Департамента по культуре Томской области. Оп. 1. Д. 876.

11. Привалихина С. Закрыт дом-музей Свердлова // Томский вестник. Томск. 1998. 8 июля.

12. Решетникова З.С. Краеведы Земли Чаинской // Земля Чаинская: Сборник научно-популярных очерков к 100-летию с. Подгорного. Томск :

Изд-во Том. ун-та, 2001. 525 c.

13. Григорьева С.Е. История Томского областного краеведческого музея: 1920-2000-е гг. : дис. ... канд. ист. наук. Томск, 2010. 253 л.

14. ГАТО. Ф. Р-1653. Он. 1. Д. 1068.

15. ГАТО. Ф. Р-1653. Он. 1. Д. 1115.

16. ТА Департамента но культе Томской области. Он. 1. Д. 1142.

17. Закон РФ от 06 июля 1991 г. № 1550-1 «О местном самоуправлении в Российской Федерации». URL: http://www.bestpravo.ru/federalnoje/dg-ravila/g3a.htm (дата обращения: 25.07.2013).

18. Постановление ВС РФ от 27.12.91 г. № 3020-1 «О разграничении государственной собственности в Российской Федерации на федеральную

собственность, государственную собственность республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, авто-

номных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга и муниципальную собственность». URL: http:// www.russia.bestpravo.ru/ fed1991/data01/tex10141.htm (дата обращения: 25.07.2013).

19. Российская культура в законодательных и нормативных актах: 1996-2000. М., 2001. С. 389-397.

20. ГАТО. Ф. Р-1653. Оп. 1. Д. 755.

21. ТА Департамента по культуре Томской области. Оп. 1. Д. 1244.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

22. Кобелев НВ. Парабельский район на исходе ХХ века // Земля Парабельская : сб. науч.-популяр. очерков к 400-летию Нарыма. Томск : Изд-во Том. ун-та, 1996. 335 с.

23. Астраханцева СП. Музей истории г. Томска // Музеи города Томска: дайджест краеведческой информации. Томск, 2011.

24. ТА Департамента по культуре Томской области. Оп. 1. Д. 1211.

25. ТА Департамента по культуре Томской области. Оп. 1. Д. 1077.

26. Зырянский краеведческий музей. URL: http://zir.tomsknet.ru/muzei.html (дата обращения: 17.07.2013).

27. Музеи о своей жизни // Красное знамя. Томск. 2007. 30 окт.

28. Веснина Т. Доступ к сокровищам открыт // Томский вестник. Томск, 2009. 29 окт.

29. Информация о форуме «Культурное наследие Томской области» в Парабельском районе 6-7 августа 2008 г. URL: http://tomskmuseum.ru/win/news/forum_narim.html (дата обращения: 18.11.2011).

30. Веснина Т. Музеи пойдут по статье // Томский вестник. Томск. 2009, 2 июля.

31. Ширко КН., Малышев ЯВ. Нормативно-правовое регулирование музейного дела. Опыт Томской области // Справочник руководителя учреждения культуры. 2009. № 11. С. 35-42.

32. Портал «Музеи Томской области». URL: http:// www.museums.tomsk.ru (дата обращения: 01.07.2013).

33. Закон Томской области № 13-ОЗ от 11.03.2002 г. «Об утверждении областной комплексной целевой программы формирования Единого информационного пространства Томской области на 2001-2004 годы» // Областной центр автоматизированных информационных ресурсов Томской области. URL: http://rcair.tomsk.ru/?node=1,16,75,82 (дата обращения: 01.07.2013).

34. Жуковский ОИ, Загоскин ДВ, Кижнер Е.Д. Томский областной краеведческий музей. Производственные процессы в музее. Некоторые итоги реализации проекта ГАИР ТО // Сборник материалов VIII Международной научно-практической конференции «АДИТ-2004». Самара, 2004. С. 30-33.

35. Загоскин ДВ. Перспективы музейного ресурса // Справочник руководителя учреждения культуры. 2004. № 11. С. 89-97.

Статья представлена научной редакцией «Культурология» 2 сентября 2013 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.