Научная статья на тему 'Музейная сеть Томской области: начальный этап формирования (конец XIX В. - 1944 г. )'

Музейная сеть Томской области: начальный этап формирования (конец XIX В. - 1944 г. ) Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
240
54
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МУЗЕЙНАЯ СЕТЬ / МУЗЕЙНОЕ ДЕЛО / ТОМСКАЯ ОБЛАСТЬ / ИСТОРИЯ / MUSEUM NETWORK / MUSEOLOGY / HISTORY / TOMSK REGION

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Сизова Ирина Алексеевна

В статьей представлен результат изучения начального этапа формирования музейной сети Томского региона; выявлены тенденции и особенности формирования музеев на начальном этапе их бытования. Отмечаются изменения в государственном управлении сферой культуры на рубеже веков и в начале ХХ в. Статья состоит из двух частей, каждая из которых посвящена своему этапу: 1) конец XIX в. 1919 г.; 2) 1920 1944 гг. В рамках каждого этапа рассмотрена история формирования музеев с учетом государственной политики и местных условий, выявлены общие и особенные черты.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Museum network of the Tomsk region: The first stage of formation (the end of the XIX century - 1944)

This paper presents the result of a study of the initial stage of formation of the museum network in Tomsk region; identify trends and specific features of the museums at the initial stage of their formation. Marked changes in the government sphere of culture at the turn of the century and in the early twentieth century. The paper consists of two parts, each of which is dedicated to its stage: 1) the end of the XIXth century 1919; 2) 1920-1944. Within each stage deals with the history of formation of museums based on public policy and the local conditions, identify general and specific features.

Текст научной работы на тему «Музейная сеть Томской области: начальный этап формирования (конец XIX В. - 1944 г. )»

УДК 069

Сизова И. А.

МУЗЕЙНАЯ СЕТЬ ТОМСКОЙ ОБЛАСТИ:

НАЧАЛЬНЫЙ ЭТАП ФОРМИРОВАНИЯ (КОНЕЦ XIX В. - 1944 Г.)

Музейная сеть как совокупность музеев, действующих на определенной территории, отражает историю социально-экономического и социокультурного освоения и развития этой территории. В то же время она документирует деятельность самих музеев, их роль (степень влияния и участия в жизни общества) и место в культурном пространстве страны.

Изучение музейной сети российских регионов создает возможность для выработки комплекса мер поддержки и совершенствования научно-культурной сферы, организации оптимального режима функционирования музейного мира, принятия научно обоснованных управленческих решений. При этом особое значение приобретает изучение процессов возникновения и развития региональных музейных сетей как составной части музейной сети России, в частности Томской области, активно развивающей инновационные технологии и имеющей такие крупные научные и культурные комплексы, как Томский государственный университет, Томский политехнический университет, научные центры Сибирского отделения РАН и РАМН.

Согласно словарю актуальных музейных терминов, изданному в 2009 г., под музейной сетью понимается целенаправленно формируемая совокупность музеев, либо совокупность конкретных групп музеев (определенного профиля, типа), действующих на определенной территории. Первые попытки определить научные основы формирования и развития музейной сети в России начали предприниматься еще в 1970-1980-е гг.1 Продолжаются они и до сих пор, о чем свидетельствуют работы, посвященные изучению музейных сетей Новосибирской, Самарской и Нижегородской областей, Приморского и Хабаровского краев, республик Хакасия и Алтай. Это явление активно обсуждается и на музееведческих конференциях. Так, в 2010 г. в Казани состоялась Международная научно-практическая конференция «Музей и общество: современные модели интеграции», в резолюции которой была зафиксирована необходимость координации развития музейной сети регионов и изучение ее развития. Таким образом, вопрос о всестороннем научном изучении формирования и развития музейной сети отдельного региона в течение ряда последних лет стал действительно актуальным. Однако тема до сих пор является мало изученной. Активизация изучения музейной сети и музейного дела наблюдается в последнее время и в Томской области.

В данной статье представлен начальный этап формирования музейной сети на территории Томской области в период со второй половины XIX в. до 1944 г. Нижняя хронологическая граница обусловлена активизацией культурной жизни в Томске в связи с основанием и открытием Императорского университета - первого университета за Уралом. Данный факт определил культурное развитие региона на несколько лет вперед. Верхняя же граница обусловлена изданием в 1944 г. указа Президиума Верховного Совета СССР

1 Словарь актуальных музейных терминов // Музей. 2009. № 5. С. 56.

о создании самостоятельной Томской области2. Таким образом, обозначенные хронологические рамки включают два периода:

1) 1880-е - 1919 гг. от основания Университета в Томске до установления Советской власти в Сибири;

2) 1920-е - 1944 г. - начальный этап существования Советского государства.

По последним данным, музейная сеть Томской области включает более 200 музеев и насчитывает более 130-летнюю историю. По мнению Д. А. Равикович, музейное строительство в Сибири начало складываться в 1870-1890-е гг., когда оживилась экономическая и культурная жизнь региона3. На рубеже Х1Х-ХХ вв. в Томской губернии, на территории современной Томской области, стали создаваться первые сибирские высшие учебные заведения - Томский императорский университет и Томский технологический институт, -которые стали центрами не только научно-образовательной, но и культурной жизни региона. Данные условия и сформировали статус большинства первых томских музеев, которые носили научно-исследовательский характер и были тесно связаны с образованием. Первым же музеем на территории Томской области был Педагогический музей, созданный в 1880 г. по инициативе П. И. Макушина - главы исполнительной училищной комиссии в городской думе Томска4. Начало музею было положено проведением литературных вечеров по естествознанию, общественной и частной гигиене, изящной словесности (еженедельно по вторникам), истории, географии и педагогике (по пятницам), для которых были приобретены учебные пособия5. Просуществовал Педагогический музей до 1924 г., его экспонаты были переданы в Томский краевой музей6.

Появление целой группы новых музеев связано с основанием и открытием Томского Императорского университета. Как известно, от основания до открытия университета в 1888 г. прошло 10 лет. В этот период шло собирание коллекций для университетских музеев. Так, в 1882 г. было положено начало Археологическому музею университета (современное название - Музей археологии и этнографии Сибири им. В. М. Флоринского), хотя коллекции для университетского музея стали поступать еще до названной даты. В 1885 г. в университете ученым садовником П. Н. Крыловым был основан ботанический музей (современный Гербарий ТГУ), в основу которого легли уральские и казанские коллекции, привезенные самим Крыловым7. В период с 1887 по 1889 гг. были основаны зоологический и минералогический музеи университета, существующие до сих пор. Точная дата их основания в источниках не упоминается, однако именно в этот период начали поступать первые зоологические и минералогические коллекции.

2 Дмитриенко Н. М. Административно-территориальное устройство // Энциклопедия Томской области: В 2 т. Томск, 2008. Т. 1: А-М. С. 13.

3 Равикович Д. А. Из истории организации сибирских музеев в XIX в. // История музейного дела в СССР. М., 1957. С. 190.

4 Дмитриенко Н. М. Первый опыт музейного проектирования в Томске // Вестник Томского государственного университета. 2013. № 372. С. 98.

5 Жеравина А. Н. Томск второй половины XIX - начала ХХ в. (по материалам дореволюционной печати). Томск, 2010. С. 241.

6 Дмитриенко Н. М. У истоков музейного дела в Томске // Труды Томского областного краеведческого музея: Сб. статей / Отв. ред. Я. А. Яковлев. Томск, 2002. Т. XI. С. 178.

7 Некрылов С. А. Начало формирования музейных и ботанических коллекций первого в азиатской России Сибирского (Томского) университета (конец 1870-х - 1888 г.) // Томские музеи: Сб. документов и статей / под ред. С. Ф. Фоминых, Э. И. Черняка. Томск, 2010. С. 24.

В 1888 г. в Императорском университете был основан один из лучших Анатомических музеев в дореволюционной России. Значительный вклад в создание Анатомического музея внес Н. М. Малиев. За время работы в Томске он собрал ценную коллекцию анатомических препаратов. По словам профессора А. И. Судакова, «музей этот долго будет служить памятником научной и педагогической деятельности первого профессора по кафедре анатомии». Работу пополнения содержания музея продолжил Г. М. Иосифов. Студенты под его руководством готовили препараты, которые составляют гордость Анатомического музея до сих пор8.

В начале 1890-х гг. в Томск из Санкт-Петербурга приезжает К. Н. Виноградов и привозит с собой 1 500 микроскопических препаратов, более 200 - макроскопических, предназначенных для музея и микроскопических исследований. Именно при нем были сделаны первые шаги по созданию музея и коллекции по патологоанатомии9. В это же время при кафедре судебной медицины стараниями профессора М. Ф. Попова была основана судебно-медицинская лаборатория, оснащенная необходимым оборудованием, литературой, создан музей10.

Помимо сотрудников Университета работу по музейному строительству вели и общественные организации. Например, в 1887 г. на заседании Общества попечения о начальном образовании была высказана идея об открытии своего музея. В результате был выработан проект Музея прикладных знаний, который и был открыт в августе 1892 г. В разработке программы музея участвовали видные исследователи, преподаватели Императорского университета - Е. С. Образцов, В. В. Сапожников, П. Н. Крылов. Музей был сориентирован на показ экспонатов, отражающих развитие сельского хозяйства, лесоводства и промыслов Томской губернии. Формирование фондов этого музея происходило за счет дарений и пожертвований, и участвовали в этом профессора и сотрудники университета, предприниматели, представители общественности. Музей был общественным учреждением и носил культурно-просветительский характер. Однако финансирование его было непостоянным, и несколько раз за время своего существования музей находился на грани закрытия: в 1903 г. - по причине ухода консерватора музея А. А. Скороходова, в 1906 г. - в связи с закрытием Общества попечения о начальном образовании. В 1919 г. Музей прикладных знаний прекратил свое существование11.

В 1900 г. открылся Томский технологический институт (ТТИ), сотрудники которого также внесли свою лепту в музейное строительство на территории Томской области. Так, в 1901 г. были основаны минералогический (профессор В. А. Обручев) и палеонтологический (М. Э. Янишеский) музеи, последний считался кабинетом и имел богатейшие коллекции. Более того, М. Э. Янишевским были закуплены монографические коллекции всех стран мира, поставляемых германской фирмой Ф. Кранца. Основной фонд этого кабинета в настоящее время насчитывают около 3 000 единиц.

Помимо этого на очередном заседании Совета ТТИ в 1901 г. была высказана мысль о создании механических и математического учебных кабинетов, «обратив их в род музея

8ЖеравинаА. Н. Томск второй половины XIX - начала ХХ в. ... С. 372.

9 Там же. С. 373.

10 Там же. С. 374.

11 Дмитриенко Н. М. Музей прикладных знаний // Энциклопедия Томской области: В 2 т. Томск, 2008. Т. 1. С. 452.

с отдельными помещениями по специальностям»12. На том же заседании было решено, что музей будет возглавлять комиссия из 5 человек, один из которых будет выбираться заведующим музеем. Сам же музей должен быть открыт для доступа всем «лицам преподавательского персонала» и студентам Института, с некоторым ограничением для последних13. Для упорядоченной работы будущего музея необходимо было составить Положение музея, что и было поручено сделать И. И. Бобарыкову. Положение о музее после некоторых прений было принято уже в январе 1902 г. Так, музей должен был носить название математико-механического. Его коллекции должны были включать собрание моделей, приборов и чертежей по математике, теоретической и прикладной механике. Было предложено разделить музей на ряд кабинетов:

1) математический кабинет;

2) кабинет теоретической механики;

3) кабинет по предмету теории механизмов;

4) кабинет деталей машин;

5) кабинет прикладной механики;

6) кабинет измерительных инструментов.

Кроме этого музей должен был располагать рабочими комнатами для преподавателей и проведения занятий, механической мастерской14. Содержать музей предполагалось на средства, отпускаемые на учебные пособия, размер которых определялся Советом Института15.

Однако, судя по дальнейшим архивным изысканиям, подобной музейной структуры в ТТИ так и не было создано.

Стоит отдельно сказать о кабинете рисования инженерно-строительного факультета ТТИ, заведующим которым в 1906 г. стал классный художник III ст. З. А. Рокачевский, известный как создатель целой галереи портретов томских ученых. Источником вдохновения Рокачевского-пейзажиста, пожалуй, единственного томского художника, не писавшего виды Алтая, были окрестности Томска16. Захарий Алексеевич приложил немало усилий для оборудования кабинета необходимыми скульптурными моделями и картинами, что дало возможность именовать кабинет рисовальным музеем. Просуществовал музей до 1923 г., когда З. А. Рокачевский по семейным обстоятельствам начал готовится к переезду в Петроград17.

Не оставляло попыток создать публичный музей в Томске и городское управление. В 1911 г. Томская городская дума приняла решение об учреждении Сибирского научно-художественного музея и ассигновала на его создание 50 000 рублей18. Разработкой плана музея занимались известные общественные и культурные деятели Томска, такие как Г. Н. Потанин, А. В. Адрианов, П. И. Макушин, В. Ф. Оржешко и др. Возглавлял эту

12 Государственный архив Томской области (Далее - ГАТО). Ф. Ф-194. Оп. 1. Д. 1. Л. 94.

13 Там же. Л. 94 об. - 95.

14 Там же. Л. 95.

15 Там же. Л. 96 об.

16 Головина М. А. Томское общество любителей художеств // XIII Всероссийская конференция студентов, аспирантов и молодых ученых «Наука и образование» (20-24 апреля 2009 г.). Томск, 2009. Т. V. Философия. Социальные науки. Культурология. С. 299.

17 Рокачевский Захарий Алексеевич // Профессора Томского политехнического университета: Биографический справочник. Томск, 2001. С. 135.

18 Дмитриенко Н. М. У истоков музейного дела в Томске. С. 181.

«команду» профессор П. Н. Крылов. Музей в первую очередь задумывался как просветительское учреждение для низших слоев населения. Вместе с тем, музей планировался и как научное учреждение, что соответствовало духу всех музеев, созданных в Томске в связи с появлением высших учебных заведений19. Начавшаяся работа по собиранию экспонатов для будущего музея велась довольно успешно, но до постройки здания дело не дошло: в 1919 г. все собранное для Сибирского научно-художественного музея было передано в Институт исследования Сибири20.

Таким образом, на рубеже XIX-XX вв. до установления Советской власти в Сибири, на территории Томской области было создано 12 музеев, и еще 1 музей находился в процессе создания. Большинство этих музеев были созданы при высших учебных заведениях и стали не только базой для проведения научных исследований и учебных занятий, но вели и просветительскую работу среди населения Томска (были открыты по выходным дням для посещений). Движущей силой создания музеев на территории Томской области стали научная интеллигенция и видные общественные деятели, а сами музеи стали комплексными носителями научных знаний о природе, культуре и истории не только Томского края, но и Сибири в целом.

Революционные события 1917 г. и последовавшая за ними Гражданская война внесли свои коррективы в поступательное развитие музейного дела и на территории Томской области. Однако деятельность по музейному строительству продолжалась и в период Гражданской войны на территории Сибири. Так, в 1919 г. заведующий складом механизмов и преподаватель Томского технологического института А. П. Малышев, известный ученый в области теории машин и механизмов, ходатайствовал перед Ученым советом ТТИ о создании музея прикладной механики. Он обратился к Совету Института со следующими словами: «Чувствуя недостаток в Томском Технологическом Институте музея прикладной механики и зная, что многие весьма интересные модели механизмов и машин находятся в частных руках <.. .> я пришел к мысли о возможности создания в институте такого музея . ,.»21. Таким образом, идея создания музея, содержащая предметы по теоретической и прикладной механике, вызревшая еще в начале ХХ в., была воплощена в жизнь только в 1919 г. В 1920 г. в состав его коллекций «во имя спасения остатков имущества» вошли предметы-модели музея строительного искусства ТТИ22 (дата создания этого музея неизвестна). Министерство народного просвещения Российского правительства, действовавшего при Верховном правителе А. В. Колчаке, на просьбу института откликнулось и, несмотря на финансовые трудности, выделило деньги (750 руб.23). В итоге музей был создан.

Просуществовал музей прикладной механики до отъезда заведующего музея А. П. Малышева на работу в Московский текстильный институт в 1923 г.24 В дальнейшем предметы созданного им музея стали частью имущества учебных кабинетов механико-машиностроительного и других факультетов.

19 Более подробно см.: ДмитриенкоН.М. Первый опыт музейного проектирования в Томске. С. 98-100.

20 Там же. С. 182.

21 ГАТО. Ф. Р-816. Оп. 1. Д. 2. Л. 4.

22 Там же. Л. 13-14.

23 ГАТО. Ф. Р-816. Оп. 1. Д. 62. Л. 10-11.

24 Малышев Александр Петрович // Профессора Томского политехнического университета: Биографический справочник. Томск, 2001. Т. 2. С. 112-113.

После окончательного установления советской власти в Сибири (1920 г.) система управления музейным делом в основном сложилась: центральное руководство было сосредоточено в Наркомпросе. Все музеи, подчинявшиеся Наркомпросу, были переданы в Академический центр, в составе которого был создан Главный комитет по делам музеев и охраны памятников искусства, старины и природы (Главмузей). В 1922 г. структура управления еще более усложнилась: параллельно с Академическим центром было организовано Главное управление научными, музейными и научно-художественными учреждениями (Главнаука). В этом управлении наряду с научным и художественным отделами был создан музейный отдел, а в нем подотделы учета и охраны, музейный, реставрационный и охраны памятников природы25. Музейный отдел Главнауки стал единственным органом, курирующим все музеи, подведомственные Наркомпросу.

На местах стали формироваться органы, отвечающие за сохранение предметов старины, так называемые Губмузей (Губернское Управление по делам музеев и охране памятников искусства, старины, народного быта и природы)26. Главными задачами губму-зея были определены следующие: 1) охрана и изучение историко-культурных памятников; 2) музейное строительство - комплектование фондов, экспозиционная деятельность, проведение кураторской работы в отношении музеев Томской губернии27. Таким образом, при сохранении уже имевшихся музеев на территории Томской области появились все законодательные условия для появления новых. И уже в 1920 г. основывается, а в 1922 г. открывается Томский краевой музей (современный Томский областной краеведческий музей), который также стал центром краеведческой работы в регионе, главную роль в создании которого также сыграли представители творческой и научной интеллигенции и общественные деятели. Так, первым руководителем открывшегося в марте 1922 г. музея был художник А. Н. Тихомиров, который также заведовал в то время и губмузеем28. Также, одним из создателей и руководителей Томского краевого музея был М. Б. Шатилов - активный общественный деятель, областник, министр туземных дел Временного Сибирского правительства (1918 г.)29. О тесных контактах музея с университетом и его сотрудниками свидетельствуют совместные археологические экспедиции, проводимые на протяжении 1920-30-х гг.

В этот же период продолжилась работа многих университетских музеев, хоть и с некоторыми проблемами, и даже открывались новые. Например, в 1920-е гг. профессором А. В. Квасниковым был создан музей авиационных двигателей и авиакружок, игравшие значительную роль в научно-образовательном процессе студентов по авиационной специальности. В 1931 г. авиационный музей под названием «музей легких двигателей» входил в состав лаборатории двигателей внутреннего сгорания механико-машиностроительного факультета30. В том же году А. В. Квасников с группой своих учеников перевелся в только

25 Кузина Г. А. Государственная политика в области музейного дела в 1917-1941 гг. // Музей и власть. М., 1991. Ч. 1: Государственная политика в области музейного дела (XVШ-XX вв.). С. 123-124.

26 Государственный архив Российской Федерации (Далее - ГАРФ). Ф. А-2307. Оп. 3. Д. 141. Л. 59-60.

27 ГАТО. Ф. Р-28. Оп. 1. Д. 555. Л. 1-4.

28 Шатилов М. Б. Исторический очерк и обзор Томского краевого музея // Труды Томского краевого музея / Под ред. М. А. Слободского и М. Б. Шатилова. Томск, 1927. Т. 1. С. 14.

29 Ханевич В. А. Политические репрессии в судьбах сотрудников Томского краеведческого музея // Труды Томского областного краеведческого музея: Сб. статей / Отв. ред. Я. А. Яковлев. Томск, 2002. Т. XI. С. 210.

30 ГАТО. Ф. Р-816. Оп. 1. Д. 62. Л. 4.

что созданный Московский авиационный институт31. После его отъезда деятельность музея прекратилась, а его коллекции вошли в состав учебных кабинетов механико-машиностроительного факультета. В 1926 г. в Томском государственном университете открылся Палеонтологический музей, в собрание которого вошли все поступившие ранее в университет палеонтологические коллекции.

В последующий период уже сложившаяся сеть музеев на территории Томской области несколько сократилась, но в целом продолжала функционировать. Появление новых музеев приостановилось и возобновилось лишь в 1930-е гг., что было тесно связано с проведением в жизнь решений I Всероссийского музейного съезда. С 1930-х гг. музеи становятся идеолого-пропагандистскими центрами: научно-исследовательская деятельность музеев уходит на второй план и они становятся просветительскими учреждениями

В 1930 г. Парабельским райисполкомом было утверждено открытие музея краеведческой направленности. Данный музей был создан по инициативе ссыльного экономиста Б. А. Дмитриева. Идея создания музея была поддержана местной интеллигенцией - по преимуществу ссыльной либо направленной в Сибирь партийно-государственными органами. Значительную роль в развитии этого музея сыграли профессор Л. Н. Никонов (специалист в области методики естествознания), почвовед Р. С. Ильин, агроном Н. В. Биллевич, археолог П. И. Кутафьев. В 1935 г. музей, переросший местное значение, получил статус Нарымского окружного музея краеведения, а в октябре следующего года был переведен из отдаленной Парабели в центр Нарымского округа - с. Колпа-шево - и размещен в бывшем административном здании, построенном в 1932 г. Так в 1936 г. открывается Колпашевский краеведческий музей32.

Возобновилось открытие новых музеев и в Томске. Так, в 1938 г. появился музей С. М. Кирова. В музее были представлены материалы местного архива, ярко показывающие революционную деятельность С. М. Кирова в Томске (1904-1908 гг.)33. В 1939 г. музей был закрыт и возобновил свою работу в 1940 г. в Томском краевом музее в качестве отдельной выставки.

В 1938 же году в поселении Максимкин Яр Колпашевского района (Нарым), где во время царской ссылки жил Я. М. Свердлов (сохранился небольшой домик), Окружным комитетом партии и окрисполкомом Нарыма был утвержден проект реставрации домика и постройки музея34. В этом же году по решению Новосибирского обкома ВКП(б) был основан Нарымский мемориальный дом-музей И. В. Сталина (ныне - Нарымский музей политической ссылки), открывшийся спустя 10 лет - в 1948 г. Работы начались с реставрации домика, в котором проживал И. В. Сталин во время своей ссылки в Нарымский край в 1912 г., и сбора экспонатов (личных вещей Сталина, бытовых предметов)35.

Музеи, открывшиеся в 1920-30-х гг., были краеведческого и историко-революционного профилей и носили просветительский характер, хотя некоторые из них продолжали вести и научную работу, тем более что средства на нее государством выделялись. Научной работой продолжали заниматься Томский краевой и Колпашевский краеведческий музеи.

31 Квасников Александр Васильевич // Профессора Томского политехнического университета: Биографический справочник. Томск, 2001. С. 66-67.

32 Рассамахин Ю. К. Колпашевский краеведческий музей // Энциклопедия Томской области: В 2 т. Томск, 2008. Т. 1: А-М. С. 312.

33 ГАРФ. Ф. 10010. Оп.1. Д. 43. Т. 2. Л. 34.

34 ГАРФ. Ф. 10010. Оп.1. Д. 42. Т. 1. Л. 88.

35 Центр документации новейшей истории Томской области. Ф. 697. Оп. 1. Д. 1196. Л. 87.

Так, в 1939 г. расходы Томского музея на научную деятельность составили 3 903 руб. (3,3 % всех расходов), Колпашевского - 5 960 руб. (9,5 %)36.

Таким образом, к моменту образования самостоятельной Томской области в 1944 г. на ее территории уже начала формироваться сеть музеев. Ядром музейной сети стал Томский Императорский университет и его музеи, в организации которых принимали участие профессора университета, а также общественные деятели местного края.

Влияние научной и творческой интеллигенции (в том числе и среди ссыльных) продолжилось и после окончательного установления Советской власти в Сибири. В результате, изначально все музеи, сформировавшиеся к 1930-м гг. на территории Томской области, носили научно-исследовательский характер и играли значительную роль в образовании. К 1944 г. центром музейной жизни в Томской области стал Томский музей, сохранивший это положение до следующих переломных времен - 1980-х гг., а музейная сеть насчитывала 4 музея государственного подчинения и 10 вузовских (Томского государственного и Томского медицинского университетов и Томского политехнического института).

Информация о статье

Автор: Сизова Ирина Алексеевна - канд. ист. наук, доцент, Россия, Национальный исследовательский Томский государственный университет, Томск, Россия, sizova_i@mail.ru. Заглавие: Музейная сеть Томской области: начальный этап формирования (конец XIX в. - 1944 г.). Абстракт: В статьей представлен результат изучения начального этапа формирования музейной сети Томского региона; выявлены тенденции и особенности формирования музеев на начальном этапе их бытования. Отмечаются изменения в государственном управлении сферой культуры на рубеже веков и в начале ХХ в. Статья состоит из двух частей, каждая из которых посвящена своему этапу: 1) конец XIX в. - 1919 г.; 2) 1920 - 1944 гг. В рамках каждого этапа рассмотрена история формирования музеев с учетом государственной политики и местных условий, выявлены общие и особенные черты.

Ключевые слова: музейная сеть, музейное дело, Томская область, история.

Information on article

Author: Sizova Irina Alexeevna - Candidate of Science in History, Associate Professor, Russia, National Research Tomsk State University, sizova_i@mail.ru.

Title: Museum network of the Tomsk region: The first stage of formation (the end of the XIX century -1944).

Abstract: This paper presents the result of a study of the initial stage of formation of the museum network in Tomsk region; identify trends and specific features of the museums at the initial stage of their formation. Marked changes in the government sphere of culture at the turn of the century and in the early twentieth century. The paper consists of two parts, each of which is dedicated to its stage: 1) the end of the XIXth century - 1919; 2) 1920-1944. Within each stage deals with the history of formation of museums based on public policy and the local conditions, identify general and specific features. Key words: museum network, museology, history, Tomsk region

36 ГАРФ. Ф. 10010. Оп. 1. Д. 92. Л. 7-8.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.