Научная статья на тему 'Государственная грантовая поддержка научных исследований в Российской Федерации. Становление, правовой режим, тенденции развития'

Государственная грантовая поддержка научных исследований в Российской Федерации. Становление, правовой режим, тенденции развития Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
3129
485
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Закон и право
Область наук
Ключевые слова
Российская Федерация / наука / научная деятельность / финансирование научной деятельности / грант. / Russian Federation / science / scientific work / financing of scientific work / grant

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Марина Михайловна Филь

В статье рассматриваются вопросы становления грантовой поддержки научной деятельности в Российской Федерации, виды государственных грантов для поддержки научной деятельности, особенности их правового режима, перспективы развития грантовой поддержки научной деятельности в России.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

State grant support of scientific research in Russian Federation: establishment, legal regime, development trends

The article addresses the issues of establishment of grant support of scientific work in Russian Federation, types of state grants for support of scientific work, specifics of their legal regime, trens of development of grant support of scientific work in Russia.

Текст научной работы на тему «Государственная грантовая поддержка научных исследований в Российской Федерации. Становление, правовой режим, тенденции развития»

УДК 34 ББК 67

DOI 10.24411/2073-3313-2019-10233

ГОСУДАРСТВЕННАЯ ГРАНТОВАЯ ПОДДЕРЖКА НАУЧНЫХ ИССЛЕДОВАНИЙ

V V _ _

В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Становление, правовой режим, тенденции развития

Марина Михайловна ФИЛЬ, кандидат юридических наук E-mail: mmfil@mail.ru

Научная специальность: 12.00.14 — административное право; административный процесс

Статья подготовлена в рамках поддержанного Российским фондом фундаментальных исследований научного проекта № 18-29-15035-мк «Сравнительно-правовое исследование механизма назначения, выдачи и использования грантов в целях финансирования научно-исследовательских, опытно-конструкторских и технологических работ»

Аннотация. В статье рассматриваются вопросы становления грантовой поддержки научной деятельности в Российской Федерации, виды государственных грантов для поддержки научной деятельности, особенности их правового режима, перспективы развития грантовой поддержки научной деятельности в России.

Ключевые слова. Российская Федерация, наука, научная деятельность, финансирование научной деятельности, грант.

Annotation. The article addresses the issues of establishment of grant support of scientific work in Russian Federation, types of state grants for support of scientific work, specifics of their legal regime, trens of development of grant support of scientific work in Russia.

Keywords: Russian Federation, science, scientific work, financing of scientific work, grant.

Уже более четверти века прошло с тех пор, как российская практика финансирования научных исследований восприняла зарубежный опыт их грантовой поддержки. После того, как в конце 1980-х — начале 1990-х годов в нашей стране оказалась успешной и весьма востребованной деятельность международных и зарубежных благотворительных фондов, выделявших гранты отечественным исследователям и научным организациям, наше государство обратилось к созданию собственной, российской системы грантовой поддержки научных исследований. Так как в те времена частных отечественных благотворителей, заинтересованных в поддержке науки, в стране не наблю-

далось, было решено организовать грантовую поддержку научной деятельности за счет средств государственного бюджета.

Начало формированию отечественной системы государственной грантовой поддержки научных исследований положил Указ Президента Российской Федерации от 27 апреля 1992 г. № 426 «О неотложных мерах по сохранению научно-технического потенциала Российской Федерации» (далее — Указ Президента РФ № 426), согласно которому была создана специальная организация, названная по зарубежному образцу фондом — Российский фонд фундаментальных исследований (РФФИ). Основной целью деятельности РФФИ, согласно Ука-

ЗАКОН И ПРАВО • 06-2019

зу № 426, стала поддержка инициативных научных проектов.

Указ Президента РФ № 426 стал импульсом, давшим начало построению отечественной государственной системы грантовой поддержки научных исследований, которая выстраивалась постепенно и к настоящему моменту представляет собой совокупность нескольких подсистем грантовой поддержки, предоставляемой разными государственными органами и организациями из средств государственного бюджета на различные цели в сфере научной деятельности.

Первая подсистема государственной грантовой поддержки научных исследований — это гранты, предоставляемые государственными фондами поддержки научной, научно-технической и инновационной деятельности. Исторически первым из них возник, как отмечалось, Российский фонд фундаментальных исследований. Вскоре после его создания особенности научных исследований по гуманитарным и общественным наукам послужили причиной создания самостоятельного фонда их финансовой поддержки — Российского гуманитарного научного фонда, который успешно функционировал с 1994 по 2016 г., когда он был присоединен к РФФИ.

В соответствии с Уставом РФФИ 2016 г. (утв. постановлением Правительства РФ от 09.08.2016 г. № 767) фонд действует в организационно-правовой форме федерального государственного бюджетного учреждения и включен в число главных распорядителей средств федерального бюджета. Целью и предметом деятельности Фонда являются финансовая, в том числе в форме грантов, и организационная поддержка фундаментальных научных исследований. Круг научных проектов, поддерживаемых Фондом, достаточно широк и определен п. 21 Устава РФФИ: В настоящее время РФФИ является организацией, которая предоставляет гранты за счет средств бюджета на реализацию научных программ и проектов в наиболее массовом порядке.

Еще один фонд, оказывающий грантовую поддержку проведению научных исследований, — Российский научный фонд (РНФ), созданный Федеральным законом «О Российском научном фонде и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» от 2 ноября 2013 г. № 291-ФЗ (далее — Закон № 291-ФЗ), определившим основы правового статуса РНФ. Цель его деятельности — финансовая и организационная поддержка фундаментальных научных исследований и поисковых научных

исследований, подготовки научных кадров, развития научных коллективов, занимающих лидирующие позиции в определенной области науки (ст. 3 Закона № 291-ФЗ).

РНФ создан в организационно-правовой форме фонда. Так как имущество Фонда формируется за счет в том числе ежегодных бюджетных ассигнований (статьи 6, 7 Закона № 291-ФЗ), можно сказать, что этот Фонд тоже принимает участие в государственной грантовой поддержке научной деятельности. За РНФ закреплен весьма широкий круг функций, среди которых конкурсный отбор и последующее финансирование отобранных на конкурсе научных, научно-технических программ и проектов, предусматривающих проведение фундаментальных научных исследований и поисковых научных исследований по инициативе научных коллективов, отдельных научных и научно-педагогических работников, в том числе молодых ученых, а также научных организаций и образовательных организаций высшего образования (ст. 3 Закона № 291-ФЗ).

Второй подсистемой государственной гран-товой поддержки отечественной науки является возникшая в середине 1990-х годов система грантов Президента Российской Федерации для поддержки российских ученых и проводимых ими научных исследований. Начало формированию этой подсистемы положил Указ Президента РФ от 27 марта 1996 г. № 424 «О некоторых мерах по усилению государственной поддержки науки и высших учебных заведений Российской Федерации», которым были учреждены гранты для молодых российских ученых — докторов наук.

Тогда же в соответствии с постановлением Правительства РФ от 26 сентября 1995 г. № 957 «О государственной поддержке ведущих научных школ Российской Федерации» начала реализо-вываться программа целевой поддержки ведущих научных школ Российской Федерации, которая предусматривала выдачу ученым безвозмездных целевых субсидий (грантов).

В настоящее время предоставление названных грантов регулируется постановлением Правительства РФ от 27 апреля 2005 г № 260 «О мерах по государственной поддержке молодых российских ученых — кандидатов науки и докторов наук и ведущих научных школ Российской Федерации», в соответствии с которым конкурс на получение грантов молодыми учеными проводится ежегодно, а конкурс на получение средств для государственной поддержки ведущих научных школ — раз в два года. Гранты выделяются

ЗАКОН И ПРАВО • 06-2019

для поддержки научных исследований, проводимых молодыми (до 35 лет) кандидатами наук, молодыми (до 40 лет) докторами наук, а также для финансирования расходов на научные исследования по приоритетным направлениям развития науки, технологий и техники, проводимых ведущими научными школами РФ.

К этой же подсистеме государственной грантовой поддержки науки относятся гранты Президента РФ для поддержки творческих проектов общенационального значения в области культуры и искусства, учрежденные Указом Президента РФ от 1 июля 1996 г. № 1010 «О мерах по усилению государственной поддержки культуры и искусства в Российской Федерации».

В соответствии с Положением о присуждении грантов Президента Российской Федерации для поддержки творческих проектов общенационального значения в области культуры и искусства (утв. постановлением Правительства РФ от 09.09.1996 г. № 1061 «О грантах Президента Российской Федерации для поддержки творческих проектов общенационального значения в области культуры и искусства») эти гранты предназначены для поддержки в том числе научных исследований, проводимых физическими и юридическими лицами в целях сохранения, создания, распространения и освоения культурных ценностей. Гранты присуждаются ежегодно по результатам конкурсов, проводимых Министерством культуры РФ.

В 2010 г. возникла третья подсистема государственной грантовой поддержки научной деятельности, которая в кругу научной общественности получила название «мегагранты» — гранты Правительства РФ для государственной поддержки научных исследований, проводимых под руководством ведущих российских и зарубежных ученых. Первоначально реализация этой гран-товой подсистемы предполагалась в рамках высшей школы, но с 2012 г. ее действие распространено на исследования, проводимые научными организациями любой ведомственной принадлежности и государственными научными центрами.

Правовые основы этой грантовой подсистемы в настоящее время регулируются постановлением Правительства РФ от 9 апреля 2010 г. № 220 «О мерах по привлечению ведущих ученых в российские образовательные организации высшего образования, научные учреждения и государственные научные центры Российской Федерации в рамках подпрограммы «Институциональное развитие научно-исследовательского

сектора» Государственной программы Российской Федерации «Развитие науки и технологий» на 2013 — 2010 годы». Гранты выделяются на конкурсной основе на проведение научных исследований в течение трех лет с возможным продлением проведения научных исследований еще на два года.

В настоящее время складывается еще одна подсистема распределения государственных грантов для поддержки научной деятельности: поддержка грантами научных исследований, выполняемых в рамках реализуемых государством научных и научно-технологических проектов и программ.

В частности, Федеральная целевая программа (далее — ФЦП) «Исследования и разработки по приоритетным направлениям развития научно-технологического комплекса России на 2014 — 2020 годы» (утв. постановлением Правительства РФ от 21.05.2013 г. № 426) предусматривает применение различных инструментов реализации научно-технических проектов, в том числе заключение соглашений о предоставлении грантов (раздел II ФЦП).

Согласно постановлению Правительства РФ от 18 апреля 2016 г. № 317 «О реализации Национальной технологической инициативы» поддержка реализации ее проектов осуществляется в форме предоставления грантов физическим и (или) юридическим лицам, являющимся участниками проекта Национальной технологической инициативы, на проведение научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ. Такие гранты на основе конкурсного отбора предоставляются на государственную поддержку центров Национальной технологической инициативы на базе образовательных организаций высшего образования и научных организаций (Правила предоставления субсидий из федерального бюджета на оказание государственной поддержки центров национальной технологической инициативы на базе образовательных организаций высшего образования и научных организаций утверждены постановлением Правительства РФ от 16.10.2017 г. № 1251).

Мероприятия, проводимые в рамках Федеральной научно-технической программы развития сельского хозяйства на 2017 — 2025 годы, также предполагается финансировать в том числе за счет грантов (постановление Правительства РФ от 25.08.2017 г. № 996 «Об утверждении Федеральной научно-технической программы развития сельского хозяйства на 2017 — 2025 годы»), которые выделяются для реализации комплекс-

ЗАКОН И ПРАВО • 06-2019

ных научно-технических проектов в агропромышленном комплексе.

Таким образом, к настоящему времени в России система государственной грантовой поддержки научных исследований включает несколько подсистем: гранты, выделяемые фондами поддержки научных исследований; гранты Президента РФ; гранты Правительства РФ; гранты, выделяемые федеральными органами исполнительной власти для реализации научных и научно-технологических программ и проектов. Все перечисленные грантовые подсистемы с точки зрения их правового режима могут быть охарактеризованы по ряду показателей.

Для получения гранта необходима инициатива потенциального получателя гранта — юридического или физического лица, которые должны обратиться к грантодателю с соответствующим заявлением об участии в конкурсе. При этом в некоторых случаях первоначально инициатива может исходить от грантодателя.

Например, в отношении грантов Президента РФ для молодых российских ученых действует правило, установленное абз. 1 п. 2 постановления Правительства РФ от 24 июля 2002 г. № 554 «О грантах Президента Российской Федерации для поддержки молодых российских ученых — кандидатов наук и их научных руководителей» (действующее). Правило состоит в том, что ВАК на основе анализа кандидатских диссертаций, защищенных молодыми учеными, рекомендует для представления на конкурс на получение грантов не более 600 работ, список которых с указанием их авторов публикуется в печати. Законодательство не раскрывает, вправе ли автор рекомендованной ВАК на предоставление гранта диссертации игнорировать факт рекомендации или обязан как-то на него отреагировать. Авторам диссертаций, не попавших в число рекомендованных, также не возбраняется участвовать в конкурсе.

Все государственные гранты выделяются по итогам конкурса и проводимой экспертизы заявок. Конкурс на предоставление государственного гранта носит открытый характер. Экспертиза заявок может проходить в один или несколько этапов. Количество этапов экспертизы не всегда четко устанавливается конкурсной документацией.

Так, из конкурсной документации РФФИ следует, что экспертиза заявок проводится в один этап, но при необходимости может быть назначена дополнительная экспертиза (Положение об экспертизе научных проектов, представ-

ляемых на конкурсы федерального государственного бюджетного учреждения «Российский фонд фундаментальных исследований», и отчетов о результатах работы по проектам», утв. бюро Совета Фонда 25.09.2014 г.: https://www.rfbr.ru/rfii/ ru/regulatory_documents).

Аналогичное положение создается и в отношении «мегагрантам» Правительства РФ. В то же время РНФ однозначно устанавливает проведение двухэтапной экспертизы конкурсных заявок (Программа деятельности Российского научного фонда на 2019 — 2021 годы. Приложение 1 к протоколу заседания попечительского совета РНФ от 19.12.2018 г. № 22: http://rscf.ru/ru/ documents/).

Для соискателей грантов определенный интерес представляет организация грантодателем экспертизы конкурсных заявок, в том числе механизм отбора экспертов. К сожалению, лишь в отношении некоторых грантов федеральное законодательство вносит в этот вопрос относительную ясность, преимущественно оставляя регулирование этого вопроса на усмотрение гранто-дателя, который редко знакомит интересующихся с механизмами подбора экспертов.

В частности, согласно Уставу РФФИ экспертиза заявок осуществляется экспертами, не являющимися работниками Фонда и привлекаемыми к экспертизе на основании гражданско-правовых соглашений.

Эксперты РНФ также выполняют экспертизу на общественных началах, не являясь работниками Фонда (Положение об экспертных советах РНФ утверждено попечительским советом РФН 04.10.2017 г.: https://www.rfbr.ru/rffi/ru/ regulatory_documents).

В отношении экспертизы заявок на «мегаг-ранты» Правительства РФ постановление Правительства РФ от 9 апреля 2010 г. № 220 и приказ Минобрнауки от 26 мая 2010 г. № 568 «О порядке проведения экспертизы заявок, представляемых на конкурс на получение грантов Правительства Российской Федерации для государственной поддержки научных исследований, проводимых под руководством ведущих ученых в российских образовательных учреждениях высшего профессионального образования» ограничились лишь указанием на то, что для проведения экспертизы заявок на «мегагранты» конкурсная комиссия создает экспертные советы (экспертные группы) в составе не менее трех человек, которые лично осуществляют экспертизу заявок.

ЗАКОН И ПРАВО • 06-2019

На каких основаниях эксперты в данном случае привлекаются к работе и каковы критерии их отбора, не ясно. В отношении грантов Президента РФ для поддержки молодых ученых можно только предположить, что к проведению экспертизы конкурсных заявок Совет по грантам Президента РФ, наделенный соответствующими полномочиями, привлекает оценивающих заявки экспертов на общественных началах (постановление Правительства РФ от 27.04.2005 г. № 260).

Соискателями грантов, участниками конкурсов на выделение грантов могут быть как юридические, так и физические лица. При этом вид участников конкурсов зависит от вида государственного гранта.

Так, Устав РФФИ 2016 г. в числе получателей грантов указывает не только научных и научно-педагогических работников, научные и образовательные организации высшего образования, но и других физических и юридических лиц.

Российский научный фонд ограничил круг заявителей на участие в конкурсе на предоставление гранта только субъектами, осуществляющими научную и образовательную деятельность; в их число включены научные коллективы, отдельные научные и научно-педагогические работники, в том числе молодые ученые, а также научные организации и образовательные организации высшего образования (ст. 3 Федерального закона от 02.11.2013 г. № 291-ФЗ).

В конкурсе на выделение грантов Президента РФ для молодых ученых вправе участвовать юридические лица — российские научные или образовательные организации, имеющие трудовые отношения с молодыми учеными и членами коллективов ведущих научных школ Российской Федерации, работы которых представляются на конкурс.

В конкурсе на предоставление грантов Правительства РФ («мегагрантов») в соответствии с «Положением о выделении грантов Правительства РФ...» (постановление Правительства РФ № 220) и «Конкурсной документацией (6-я очередь) по проведению открытого конкурса на получение грантов Правительства Российской Федерации для государственной поддержки научных исследований, проводимых под руководством ведущих ученых в российских образовательных организациях высшего образования, научных учреждениях, подведомственных Федеральному агентству научных организаций, и государственных научных центрах Российской

Федерации» (размещена на офиц. сайте «мегаг-рантов»: http://www.p220.ru) участвуют физические лица (ведущие ученые, занимающие лидирующие позиции), а также юридические лица (научные, образовательные высшего образования организации, государственные научные центры), с которыми ведущие ученые сотрудничают.

В конкурсе на выделение грантов в рамках ФЦП «Исследования и разработки...» могут участвовать любые юридические лица за исключением казенных учреждений. Участвовать в конкурсе на выделение грантов в рамках Федеральной научно-технической программы развития сельского хозяйства на 2017 — 2025 годы вправе только специальный субъект — организация, признанная сельскохозяйственным товаропроизводителем в соответствии со ст. 3 Федерального закона «О развитии сельского хозяйства».

Одной из характеристик государственной грантовой подсистемы поддержки научной деятельности являются те виды научной деятельности (фундаментальные научные исследования, поисковые научные исследования, прикладные исследования и разработки), те области науки (математика, физика, биология и т.д.), в рамках которых претендент на грант планирует осуществить свое научное исследование или научный проект на средства гранта.

В период становления системы государственной грантовой поддержки науки соответствия заявок соискателей грантов этим видам деятельности и областям науки было достаточно для участия в конкурсах. Такие требования до сих пор традиционно указываются в конкурсной документации многих грантодателей (РФФИ, «мегагранты» Правительства РФ). В то же время грантодатели оставляют за собой право уточнять, конкретизировать требования, которым должны соответствовать предъявляемые на конкурс проекты научных исследований. Это позволяет «специализировать» подсистемы государственной грантовой поддержки на определенных видах научной деятельности.

Например, РНФ при объявлении конкурсов на получение грантов Фонда для проведения фундаментальных научных исследований и поисковых научных исследований может устанавливать научные приоритеты, под которыми понимается некоторое небольшое количество тематических направлений исследований, на которых необходимо сосредоточить внимание и усилия государства, бизнеса и общества, в том числе концентрировать часть средств и ресурсов

ЗАКОН И ПРАВО • 06-2019

Фонда (см. Принципы и критерии формирования приоритетных тематических направлений исследований, представляемых на утверждение попечительскому совету РНФ для объявления конкурсов на получение грантов Российского научного фонда»; размещены на сайте РНФ: http://rscf.ru/ru/documents).

Научные исследования, поддерживаемые «мегагрантами» Правительства РФ, должны быть направлены на решение конкретных задач в рамках направлений, определенных в Стратегии научно-технологического развития Российской Федерации и перечисленных в упомянутой выше «Конкурсной документации...».

К основным задачам ФЦП «Исследования и разработки по приоритетным направлениям.» отнесена только поддержка прикладных научных исследований и экспериментальных разработок, в том числе межотраслевого характера, направленных на создание продукции и технологий для модернизации отраслей экономики, т.е. в рамках этой ФЦП не предполагается поддерживать грантами фундаментальные научные исследования.

Программа деятельности РФФИ на 2014 — 2020 годы (утв. Советом РФФИ 03.12.2013 г., размещена по адресу: https://www.rfbr.ru/rffi/ru/ documents) установила, что ее реализация нацелена на конкурсный отбор проектов, соответствующих приоритетным направлениям развития науки, технологий и техники в Российской Федерации (утв. Указом Президента РФ от 07.07. 2011 г. №-899), перечню технологий, имеющих важное социально-экономическое значение (критических технологий) (утв. распоряжением Правительства РФ от 14.07.2012 г. № 1273-р); перечню технологических платформ (утв. решениями Правительственной комиссии по высоким технологиям и инновациям от 01.04.2011 г.).

В перечисленных стратегических документах в качестве государственных приоритетных направлений развития науки отсутствуют исследования в области общественных и гуманитарных наук. Это значит, что ориентир РФФИ на эти стратегические документы поставит соискателей грантов на проведение исследований в названных областях науки в заведомо проигрышное положение, хотя специально созданный для целей поддержки исследований в указанных областях науки РГНФ ликвидирован как самостоятельная организация. В то же время соответствие результатов деятельности ФГБУ «Российский фонд фундаментальных исследований» названным выше документам будет положительно оцениваться учредителем.

Предоставление гранта всегда оформляется договором (соглашением) между грантодателем и грантополучателем — юридическим лицом. Если грантополучателем выступает физическое лицо, то обязательной стороной соглашения также является организация-посредник, предоставляющая свой счет для перечисления субсидии в форме гранта для последующей его передачи физическому лицу — исполнителю работ по гранту.

Все грантодатели контролируют расходование средств гранта грантополучателем. В целях такого контроля грантополучатель обязан предоставлять грантодателю отчеты об использовании средств гранта. Причем в одних случаях от грантополучателя требуется только представление финансового отчета о расходовании гранто-вых средств на выполнение научного проекта без оценки грантодателем достигнутых научных результатов (РФФИ). В других случаях грантода-тель ведет мониторинг выполнения грантополу-чателем научного проекта на предмет достижения установленных научным проектом целей.

Например, Правилами предоставления грантов в форме субсидий в целях реализации федеральной целевой программы «Исследования и разработки по приоритетным направлениям развития научно-технологического комплекса России на 2014 — 2020 годы» (утв. постановлением Правительства РФ от 03.10.2015 № 1060) установлено, что победитель конкурса представляет грантодателю не только отчет о расходах, источником финансового обеспечения которых является субсидия, но также отчет о достижении значений показателей результативности использования субсидии в форме гранта, которые фиксируются в соглашении о предоставлении субсидии, заключаемом между Министерством науки и высшего образования Российской Федерации и победителем конкурса.

Во всех случаях предоставления государственного гранта на поддержку научных исследований грантодатель вправе потребовать у грантополучателя возврата грантовых средств. Причиной предъявления требования о возврате гранта в одних случаях может стать только нецелевое расходование гранта (например, РФФИ), в других случаях — недостижение гран-тополучателем показателей результативности использования субсидии в форме гранта (гранты в рамках ФЦП «Исследования и разработки...», гранты на реализацию комплексных научно-технических проектов в агропромышленном комплексе).

ЗАКОН И ПРАВО • 06-2019

Средства для выплаты грантов ежегодно предусматриваются в федеральном бюджете и поступают в распоряжение главных распорядителей средств федерального бюджета — грантодателей. К ним относятся РФФИ, Министерство науки и высшего образования РФ, Министерство культуры РФ. Далее при помощи механизма бюджетных субсидий главные распорядители средств федерального бюджета передают бюджетные ассигнования на выплату грантов юридическим лицам, которые являются непосредственными исполнителями работ, предусмотренных грантом, или организациям-посредникам, предоставляющим свой счет для выплаты гранта (грантов) физическим лицам — исполнителям работ.

Правовую основу государственной грантовой поддержки научной деятельности составляют не только нормативные правовые акты, регулирующие реализацию грантов в рамках конкретных грантовых подсистем, но также и базовые нормы федерального законодательства: Федерального закона «О науке и государственной научно-технической политике» от 23 августа 1996 г. № 127-ФЗ (статьи 15, 15.1), Бюджетного кодекса РФ (статьи 69.2, 78, 78.1 и др.), Налогового кодекса РФ (статьи 217, 251 и др.) и принятые в их развитие нормативные правовые акты.

Как показывает анализ федерального законодательства и ведомственных нормативных актов, регулирующих процедуры предоставления и контроля использования грантов, наблюдаются определенные различия в правовом режиме различных государственных грантов для поддержки деятельности в сфере науки. Общим для всех видов грантов является конкурсный порядок предоставления гранта и целевое назначение расходования гранта. Помимо этого, к таким общим характеристикам относят безвозмездность и безвозвратность государственной поддержки, которые сложно назвать безусловными.

Во-первых, в обмен на получение средств поддержки научной деятельности грантополу-чатель обязуется обнародовать результаты своей работы.

Во-вторых, как уже отмечалось, грантода-тель вправе требовать возврата грантовых средств при нарушении целевого характера их использования.

Кроме государства гранты для поддержки научной деятельности в нашей стране предоставляются также частными благотворительными фондами. Но по масштабам предоставляемых на эти цели средств доминирующей безусловно является государственная грантовая под-

держка. В силу этого доминирования государство устанавливает и изменяет свои правила предоставления и использования грантов в соответствии с основными принципами проводимой государственной научно-технической политики, ведущим из которых является принцип концентрации ресурсов на направлениях развития науки и технологий, приоритетных для государства.

Реализация этого принципа в системе государственной грантовой поддержки научной деятельности ведет к тому, что возникает практика предоставления грантов по конкретным, сформулированным грантодателем темам, направлениям научных исследований. При этом те направления, в которых государство не заинтересовано в настоящий момент (например, исследования в области социальных и гуманитарных наук), получают значительно меньшую гранто-вую поддержку, чем исследования в приоритетных направлениях.

Современная государственная научно-техническая политика ориентирована на расширение грантовой поддержки научной деятельности.

Стратегия инновационного развития Российской Федерации на период до 2020 года (утв. распоряжением Правительства РФ от 08.12.2011 г. № 2227-р с изм. от 18.10.2018 г.) назвала расширение и развитие грантовой формы финансирования исследований с одновременным поэтапным сокращением доли финансирования в форме государственных контрактов на проведение научно-исследовательских работ в сфере фундаментальной науки одним из механизмов повышения эффективности отечественной науки.

Государственная научная политика исходит из того, что деятельность научных организаций должна финансироваться не только за счет предоставляемого базового бюджетного финансирования, расходуемого на выполнение государственного задания, но в не меньшей степени за счет иных средств, в том числе средств, выигрываемых на конкурсах грантов для поддержки научной деятельности, предоставляемых из бюджетов всех уровней.

Для решения этой задачи государство вводит меры, направленные на активизацию научных организаций и научных работников в получении научных грантов. В частности, одним из показателей оценки финансовой результативности деятельности научных организаций установлен объем работ, выполняемых научной организацией за счет средств государственных фондов поддержки научной деятельности (приложение № 3

ЗАКОН И ПРАВО • 06-2019

«Состав сведений о результатах деятельности научных организаций, выполняющих научно-исследовательские, опытно-конструкторские и технологические работы гражданского назначения, представляемых в целях мониторинга и оценки» к приказу Минобрнауки от 05.03.2014 г. № 162).

Примерный перечень количественных показателей результативности труда научных работников (приложение к «Порядку проведения аттестации работников, занимающих должности научных работников», утв. приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 27.05.2015 г. N 538) также содержит такой показатель, как объем средств, полученных научной организацией при участии научного работника на конкурсной основе как из бюджетных, так и из внебюджетных источников.

Параллельно с «понуждением» субъектов научной деятельности к более активному использованию грантовой формы ее финансирования государство распространяет эту форму финансовой поддержки на те виды научной деятельности, которые ранее финансировались за счет средств на выполнение государственного задания. Это, например, относится к грантовой поддержке исследований, проводимых в рамках научных и научно-технологических программ и проектов. Такое распространение сопровождается некоторым ужесточением условий предоставления научных грантов. Это проявляется в возложении на грантополучателей обязанности достижения определенных значений показателей результативности использования субсидии в форме гранта.

Расширение государством практики ограничения тематики научных исследований, проводимых на средства государственного гранта, только приоритетными для государства (генерального грантодателя) видами научной деятельности и направлениями научных исследований, расширение практики установления целевых показателей использования средств гранта и возложения на грантополучателя обязанности их достижения стирает различия между грантовой и контрактной формой поддержки научной деятельности и на практике ведет к ограничению действия в государственной грантовой системе поддержки научной деятельности гарантированных государством (ст. 3 Федерального закона «О науке и государственной научно-технической политике») базовых принципов ее осуществления: свободы научного творчества и права на обоснованный риск, под которым подразумева-

ется риск недостижения предполагаемых (планируемых) результатов, целей, несоблюдения сроков научных исследований.

Библиографический список

1. Стратегия инновационного развития Российской Федерации на период до 2020 года (утв. распоряжением Правительства РФ от 08.12. 2011 г. № 2227-р с изм. от 18.10.2018 г.) // СПС «Консультант Плюс»

2. Указ Президента РФ от 27.04.1992 г. № 426 «О неотложных мерах по сохранению научно-технического потенциала Российской Федерации» // СПС «Консультант Плюс»

3. Указ Президента РФ от 27.03.1996 г. № 424 «О некоторых мерах по усилению государственной поддержки науки и высших учебных заведений Российской Федерации» // СПС «Консультант Плюс»

4. Указ Президента РФ от 01.07.1996 г. № 1010 «О мерах по усилению государственной поддержки культуры и искусства в Российской Федерации» // СПС «Консультант Плюс»

5. Федеральный закон «О науке и государственной научно-технической политике» 23.08.1996 г. № 127-ФЗ (послед. ред.) // СПС «Консультант Плюс»

6. Федеральный закон «О Российском научном фонде и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» от 02.11.2013 г. № 291-ФЗ // СПС «Консультант Плюс»

7. Федеральный закон «О развитии сельского хозяйства» от 29.12.2006 г. № 264-ФЗ (послед. ред.) // СПС «Консультант Плюс»

8. Постановление Правительства РФ от 26.09.1995 г. № 957 «О государственной поддержке ведущих научных школ Российской Федерации» // СПС «Консультант Плюс»

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

9. Постановление Правительства РФ от 27.04.2005 г № 260 «О мерах по государственной поддержке молодых российских ученых — кандидатов науки и докторов наук и ведущих научных школ Российской Федерации» // СПС «Консультант Плюс»

10. Постановление Правительства РФ от 09.04.2010 г. № 220 «О мерах по привлечению ведущих ученых в российские образовательные организации высшего образования, научные учреждения и государственные научные центры Российской Федерации в рамках подпрограммы «Институциональное развитие научно-исследовательского сектора» Государственной программы Российской Федерации «Развитие науки и

ЗАКОН И ПРАВО • 06-2019

технологий» на 2013 — 2010 годы» // СПС «Консультант Плюс»

11. Постановление Правительства РФ от

18.04.2016 г. № 317 «О реализации Национальной технологической инициативы» // СПС «Консультант Плюс»

12. Постановление Правительства РФ от

25.08.2017 г. № 996 «Об утверждении Федеральной научно-технической программы развития сельского хозяйства на 2017 — 2025 годы» // СПС «Консультант Плюс»

13. Положение о присуждении грантов Президента РФ для поддержки творческих проектов общенационального значения в области культуры и искусства (утв. постановлением Правительства РФ от 09.09.1996 г. № 1061 «О грантах Президента Российской Федерации для поддержки

творческих проектов общенационального значения в области культуры и искусства») // СПС «Консультант Плюс»

14. Приказ Минобрнауки от 26.05.2010 г. № 568 «О порядке проведения экспертизы заявок, представляемых на конкурс на получение грантов Правительства Российской Федерации для государственной поддержки научных исследований, проводимых под руководством ведущих ученых в российских образовательных учреждениях высшего профессионального образования» // СПС «Консультант Плюс»

15. Устав Российского фонда фундаментальных исследований (РФФИ) 2016 г. (утв. постановлением Правительства РФ от 09.08.2016 г. № 767) // https://www.rfbr.ru/rffi/ru/n_695

ИЗДАТЕЛЬСТВО «ЮНИТИ-ДАНА» ПРЕДСТАВЛЯЕТ

Административная деятельность полиции.

2-е изд., перераб. и доп. Учебник. 2019 г. Гриф МУМЦ «Профессиональный учебник». Гриф НИИ образования и науки. Зиборов О.В. и др.

978-5-238-03173-6

Учебник подготовлен с учетом фундаментальных положений теории административного права на основе действующего законодательства.

Раскрываются понятие, содержание, принципы, формы и методы административной деятельности полиции по реализации целей и задач, возлагаемых на нее Федеральным законом «О полиции». Особое внимание уделяется вопросам контрольно-надзорной и административно -юрисдикционной деятельности полиции. Рассматриваются основные аспекты деятельности служб и подразделений полиции по защите жизни, здоровья, прав и свобод человека, охране общественного порядка и общественной безопасности.

Для студентов, аспирантов (адъюнктов), курсантов и слушателей образовательных учреждений системы МВД России юридического профиля, преподавателей юридических вузов и факультетов, юристов-практиков.

ЗАКОН И ПРАВО • 06-2019

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.