Научная статья на тему 'Финансовая поддержка Российской науки'

Финансовая поддержка Российской науки Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
652
235
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Шмидт Лилия Федоровна

Рассматривая недостатки грантовой поддержки науки на основе фондов, а также перспективы грантового финансирования российской науки. Для целевого использования различных видов грантов рассмотрены основные разновидности их содержания. Показан опыт развитых стран при использовании различных видов грантов для создания благоприятных условий научно-технического развития. Отмечено рациональное поведение на рынке научных ресурсов России с развитием фандрайзинга.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Financing support of Russian science

Merits and demerits of grant support of science on the base of funds, as well as perspectives grant financing of Russian science are described in the paper. Main variants of grants' content are considered for purpose use of different types of grants. Experience of developed countries in use of different types of grants in order to create favourable conditions for scientific-technical development is shown. Rational behaviour on the market of scientific resources of Russia with development of «fund rising» is underlined. It is offered to submit competitive applications by all means.

Текст научной работы на тему «Финансовая поддержка Российской науки»

Л. Ф. Шмидт

ФИНАНСОВАЯ ПОДДЕРЖКА РОССИЙСКОЙ НАУКИ

Рассматривая недостатки грантовой поддержки науки на основе фондов, а также перспективы грантового финансирования российской науки. Для целевого использования различных видов грантов рассмотрены основные разновидности их содержания. Показан опыт развитых стран при использовании различных видов грантов для создания благоприятных условий научнотехнического развития. Отмечено рациональное поведение на рынке научных ресурсов России с развитием фандрайзинга.

Финансирование научной и научно-технической деятельности осуществляется за счет средств федерального бюджета, бюджетов субъектов РФ, внебюджетных источников, иных источников в соответствии с законодательством РФ. Основным источником финансирования науки является федеральный бюджет.

Цель настоящей работы - обсудить дополнительные источники финансирования науки и научной деятельности через систему грантов.

Постепенно уходят прежние механизмы финансирования научной деятельности, и научный сотрудник встает перед необходимостью находить дополнительные источники финансирования, а не жить наукой. К этому надо привыкнуть. Что же такое грант?

В России понятие «грант» стало широко известно благодаря деятельности отделения фонда Сороса (позднее институт «Открытое общество»). В 1996 г. это понятие попало в налоговое законодательство, когда нужно было задним числом освободить от налогообла-жения средства, уже предоставленные российским ученым, т.е. гранты, уже выданные фондом Сороса [1]. Этот факт был одним из немногих примеров согласованной и осмысленной совместной работы парламента и Правительства Российской Федерации и первым упоминанием понятия «грант» в федеральном законе в области науки.

В 1996 г. был принят Федеральный закон «О науке и научно-технической политике» [2], где определено понятие научного гранта и законодательно уделено внимание вопросам правового регулирования государственных грантов. Во второй статье Федерального закона «О науке и государственной научно-технической политике» приведено следующее определение понятия «грант»: «Гранты - денежные и иные средства, передаваемые безвозмездно и безвозвратно гражданами и юридическими лицами, в том числе иностранными гражданами и иностранными юридическими лицами, а также международными организациями, получившими право на предоставление грантов на территории Российской Федерации в установленном Правительством Российской Федерации порядке на проведение конкретных научных исследований на условиях, предусмотренных грантодателями». Далее в тексте закона указано, что гранты передаются научным работникам, научным организациям, образовательным учреждениям высшего профессионального образования, другим юридическим лицам и гражданам для определенной цели, как правило, представляющей научную или общественную ценность. Получатели грантов распоряжаются ими в соответствии с законодательством, но на тех условиях, которые диктует фонд. Законодатель выдвинул важное ограничение понятия «грант». Условия, выдвигаемые грантодателями, не должны нарушать

принцип безвозмездности и безвозвратности. Например, иногда инструкции фондов содержат требование, чтобы грантополучатели упоминали названия их фондов в своих публикациях. Исполнение такого требования может быть квалифицировано как рекламная деятельность по отношению к этим фондам. Но тогда условия получения гранта уже не безвозмездны. Соответственно, могут быть изменены условия налогообложения грантов. Грант, в отличие от кредита, возвращать не нужно.

В России действует не менее 150 фондов, финансирующих научные исследования. В статье речь идет преимущественно о российских фондах, занимающих лидирующее место на открытом «рынке грантов», вместе с зарубежными фондами они образуют универсальное мировое «грантовое пространство». В их числе фонд Сороса, Восточно-Европейский университет, Российский гуманитарный научный фонд (РГНФ), Российский фонд фундаментальных исследований (РФФИ), гранты Министерства образования и науки РФ, Российский фонд технологического развития (РФТР), фонд МакАртуров, фонд Карнеги, фонд Форда, фонд Евразия, образовательная программа Европейского сообщества «Темпус/Тасис», Национальный фонд подготовки кадров (организация, распределяющая инвестиции Международного банка реконструкции и развития в российскую систему образования).

Доля этих фондов на рынке грантов в России относительно общих объемов затрат на науку и образование невелика, однако известность и авторитет позволяют считать их наиболее влиятельными инвесторами в интеллектуальные инновации. По естественным и техническим наукам бесспорным лидером является Российский фонд фундаментальных исследований. В социальных науках очевиден приоритет Российского гуманитарного научного фонда, созданный для поддержки гуманитарных научных исследований и распространения гуманитарных научных знаний [3]. Для поддержки научных исследований молодых российских ученых-докторов наук и государственной поддержки ведущих научных школ Российской Федерации [4] предусмотрен порядок предоставления грантов Президента. Средства фондов формируются за счет государственных ассигнований (в размере 6% средств для РФФИ и 1% для РГНФ), предусматриваемых в федеральном бюджете на финансирование науки, а также за счет добровольных взносов российских и иностранных юридических и физических лиц и других источников. Вместе с тем РФФИ и РГНФ, создававшиеся в 19921994 гг. как фонды, осуществляющие грантовую поддержку науки, после изменения их уставов в 2001 г. перестали быть фондами, теперь их организационно -правовая форма - это государственные учреждения.

Поскольку из их уставов устранено понятие «грант», то и финансирование проектов является просто бюджетным финансированием на конкурсной основе. Слова «фонды» и «гранты» превратились в красивые метафоры. Российская действительность вновь удаляется от мировой практики.

Фондами предусмотрен порядок предоставления грантов, круг возможных соискателей, порядок создания и деятельности конкурсных советов и т. д. Существуют различные точки зрения о справедливости отбора проектов на финансирование. Справедливости в научных фондах не больше, чем в других регионах «жизненного мира», но дело не в этом. Можно сказать, что грантовая форма распределения плохая, но у нее есть одно положительное качество: все остальные формы распределения хуже. Грантовая система поддержки научных проектов на конкурсной основе государственными фондами (РФФИ, РГНФ) по замыслу ее организаторов должна стать своего рода альтернативной ведомственному распределению ресурсов, как идеология справедливости и свободы «индивидуального» ученого, когда о результатах его труда судят коллеги [5]. По замечанию одного из экспертов, «грантосоиска-тельство» представляет собой своеобразный вид спорта, в котором побеждает необязательно лучший (умнейший), но приспособленный [6]. Е.В. Семенов [7] считает, что конкурс проектов на вневедомственной основе максимально объективен, поскольку в нем минимизирован конфликт интересов. Он ориентирован на поощрение, в нем не заложена опасность ликвидации, закрытия, упразднения каких-либо научных структур или научных направлений.

В статуте любого фонда декларировано намерение поддерживать наиболее квалифицированных исследователей. Это намерение вполне понятно. Можно считать, что гранты получают преимущественно лучшие. А. Н. Малинкин считает, что «суд равных» и присуждение грантов лучшим - не более чем декларация [8]. Поэтому некоторые очень сильные специалисты не могут заставить себя подать заявку на грант или не проходят отбор. Одна из причин - отсутствие установки на риск. Надо сказать, что научный сотрудник, ориентированный на гранты, должен быть в некоторой степени финансистом. Это препятствие нередко оказывается непреодолимым. Соответственно, грант чаще воспринимается как заслуженная награда за личные успехи, а не как инвестиция. Этой позицией можно объяснить и значительное количество «обиженных»: те, кому было однажды отказано в финансировании, нередко рассматривают это как личное оскорбление и игнорируют фонд, а кому еще не было отказано, обижаются заранее и тоже игнорируют фонд. Другое препятствие - написание заявки на грант, особенно в гуманитарных науках, где задачи исследования формулируются, как правило, риторически. Это новый для российского научного сообщества литературный жанр, предполагающий умение убедить экспертов в актуальности и оригинальности проекта. Здесь требуется соединить стилистику бюрократического документа (цели, задачи, ресурсы, ожидаемые результаты, новизна, соответствие мировому уровню и т.п.) с изяществом изложения идеи. В технических науках этой проблемы,

как правило, не знают, а в гуманитарных науках, где маршрут движения в теме заранее не определен и известно только, о чем мы будем писать, составление заявки на проект - занятие мучительное.

Гранты (коллективные или индивидуальные проекты) в государственных фондах «небольшие» и выдаются временно на срок от одного года до трех лет. По всей вероятности, гранты РФФИ не представляют более или менее значительного интереса с точки зрения индивидуальной финансовой поддержки. Закупки оборудования, компенсация издательских расходов, оплата научных поездок, поддержка проведения конференций и др. - перечень материальной заинтересованности. Другое дело - престиж, скажем, моральная заинтересованность, которая в науке не менее важна, чем заинтересованность материальная. Поэтому влиятельные персоны часто оказываются в числе грантополучателей; при среднем конкурсе 4:1 [7] победить нетрудно, и в списках грантополучателей постоянно (или почти постоянно) присутствуют заведующие отделами и руководители институтов. Ничего несправедливого здесь нет, сохраняются все формы независимой экспертизы.

Гранты не решают многих из числа значимых проблем развития науки. С помощью грантов невозможно возродить научное приборостроение в стране, не может быть осуществлено техническое переоснащение организаций и в целом не может системно поддерживаться научная инфраструктура, предполагающая базовое финансирование науки. С помощью грантов не может быть решена проблема массового притока молодежи в науку, поскольку для этого необходимо изменение социального статуса науки, решение жилищных проблем, высокая заработная плата и др. На основе грантов не может устойчиво развиваться информарий науки (научные библиотеки, архивы и т. д.). Развитие предполагает системность, долговременность и стабильность.

Все сказанное относится к оценке современного состояния грантовой поддержки науки, включая проблемы. Ряд принципиальных достоинств грантовой системы выделяет Е.В. Семенов [9], основываясь на опыте РГНФ:

1. Грантовая поддержка науки фондами - это эффективный механизм адресной поддержки науки, в том числе гуманитарной, эффективный способ доведения финансирования до конкретных научных работ. Финансируются проекты, а не должности, степени, звания, штат сотрудников организации; проекты отбираются строго на конкурсной основе, по их качеству, т.е. объективно; экспертиза и отбор осуществляется независимыми экспертами (наиболее квалифицированными и авторитетными учеными, а не администрацией); строгой является отчетность за выполнение профинансированной работы.

2. Гранты фондов - это финансирование наиболее значимых и приоритетных работ. Отбор работ осуществляется профессионально, штучно анализируется содержание проектов и отбираются наиболее значимые с учетом их научной и практической значимости.

3. Экспертная система фондов выявляет наиболее ценные научные работы, выполняемые не только в крупных организациях, но и в мелких, где их трудно выявить, оценить и поддержать. 20-30% научных проектов РГНФ выполняется отдельными учеными или

небольшими группами, работающими в музеях, архивах, библиотеках, научных обществах и т. д.

4. Для фондов не существует ведомственных барьеров. Исследовательские коллективы по проектам нередко формируются из нескольких организаций разной ведомственной принадлежности или разных регионов.

5. Гранты фондов дают резкий толчок междисциплинарной научной интеграции.

Утвердившись в России, грантовая форма распределения ресурсов расколола научный мир на две части и провела незримую границу между академическим сотрудником и университетским преподавателем. За рубежом история использования грантов насчитывает десятилетия. Даже навыки и умение получать гранты стало почти профессией. Важное направление деятельности некоммерческих организаций состоит в поиске и привлечении средств на реализацию неприбыльных проектов, имеющих социальную значимость [10]. Для такой деятельности введено особое понятие - «фандрайзинг». Сейчас в России появились специалисты в области подготовки грантов. Дело это перспективное. В учебных учреждениях стали создаваться отделы фандрайзинга, скорее всего, это норма, своего рода идеальный тип рационального поведения на рынке научных ресурсов. Анализ деятельности различных грантодающих организаций позволяет составить список возможных направлений использования средств, привлеченных в процессе фандрайзинга в области науки: аренда помещения или земли; типографские расходы на издание научных работ; индивидуальные научные исследования или экспериментальные разработки; строительство или иные капитальные вложения; консультационные услуги или иная научно-техническая помощь; оплата труда; периодические научные издания; подготовка рукописей к изданию; подготовка и проведение семинаров, конференций или научных школ; поездки на семинары и конференции; экспедиции или иные научные полевые работы; поощрительные научные премии или иные награждения; приобретение научной литературы; поддержка библиотек, в том числе видео- или аудиоизданий; обеспечение доступа к Интернету; приобретение научного оборудования или снаряжения; совместные проекты; создание программных продуктов; стартовые средства; стипендии аспирантам, докторантам или стажерам; юридическая помощь, в том числе по защите авторских прав. В США очень распространено создание частных фондов на основе завещанных средств. Такие фонды часто вкладывают средства «в рост» и существуют на полученные дивиденды. Обычно имеется точно определенный список приоритетных направлений и отбор заявок осуществляется по строго регламентированным критериям. Примерами могут служить фонд Форда, фонд МакАртуров, фонд Сороса.

Для целевого использования различных видов грантов следует рассмотреть основные разновидности их содержания. Гранты могут быть подразделены по направленности финансирования. Например, общая поддержка предназначена для деятельности организации в целом. Специальное финансирование направлено на поддержку определенных проектов или решение конкретных задач.

Гранты могут быть подразделены по долям финансирования. При полном финансировании поддерживаются все расходы по проекту. При частичном, субсидиарном финансировании - только часть. Обязательным

условием такого финансирования являются дополнительные пожертвования.

Гранты могут быть подразделены по видам финансирования, а именно в денежной или иной форме, например оборудованием, товарами, услугами.

Гранты могут быть подразделены по типу грантополу-чателя. В индивидуальном проекте получателем средств является индивид, в групповом - научный коллектив. Грант может выполняться в рамках деятельности одной организации и сотрудниками этой организации. Грант на совместный проект предполагает участие двух или более организаций в качестве участников, причем часто зарубежный фонд может финансировать только совместные проекты, в которых одной из сторон, принимающих участие, выступает организация из страны, которая учредила фонд. Грант может быть выдан как стартовый вклад. Получателем такого гранта становится некоммерческая организация, делающая первые шаги, которая использует деньги гранта на осуществление единовременных затрат, связанных с закупкой необходимых принадлежностей, оборудования.

По своему содержанию грант можно рассматривать как одну из разновидностей пожертвования, предусмотренного Гражданским кодексом РФ. Различия между грантом и пожертвованием можно усмотреть в том, что жертвователь, его наследники или иные правоприемники имеют право требовать отмены пожертвования, если пожертвованное имущество было использовано не в соответствии с указанным жертвователем назначением. Бюджетное и налоговое законодательство предусматривает возврат использованных не по целевому назначению бюджетных средств и даже штрафные санкции за подобные нарушения.

С момента получения грант, как и любое другое пожертвование, становится собственностью грантополуча-теля. Организация, получившая грант, обязана использовать его по целевому назначению и представить отчет о целевом использовании грантодателю. Иные обязанности не могут быть возложены на грантополучателя.

Опыт развитых стран показывает, что использование различных видов грантов как формы безвозмездной поддержки позволяет создать благоприятные условия для научно-технического развития. В России необходимо совершенствовать финансовую поддержку науки через систему грантов. Необходимо восстановить системы государственных научных фондов и соответственно системы грантовой поддержки проектов ученых. В программных документах Президента России государственные научные фонды оцениваются как перспективная форма государственной поддержки науки. В Послании Президента Федеральному собранию содержится прямое указание на необходимость перехода к новому механизму финансирования науки «в том числе таким образом, как это уже не первый год делают отечественные научные фонды. Они на конкурсной основе финансируют именно исследования, а не исследовательские учреждения». Это программа, предполагающая баланс государственного управления наукой и самоорганизации научного сообщества.

В настоящее время ведется работа по уточнению правового статуса и законодательного понятия «грант».

Важно подчеркнуть, что конкурсные заявки в фонды надо подавать либо за престижем, либо за «малыми» деньгами, если исследование все равно ведется.

ЛИТЕРАТУРА

1. СЗ РФ. 24.06.96. № 26. Ст. 3035; СЗ РФ. № 83. ФЗ «О внесении изменений и дополнений в закон Российской Федерации «О подоходном

налоге с физических лиц».

2. СЗ РФ. 26.08.96. № 35. Ст. 4137.

3. Экономика и жизнь. 2001. № 6.

3. СЗ РФ. 27.05.96. № 22. Ст. 2703.

4. СЗ РФ. 27.05.96. № 22. Ст. 2703.

5. Государственные научные фонды в России: деятельность, проблемы, перспективы: Матер. «круглого стола» // Науковедение. 2000. № 1.

С. 7-35.

6. Батыгин Г.С. Невидимая граница: грантовая поддержка и реструктурирование научного сообщества в России (заметки эксперта) // Науко-

ведение. 2000. № 4. С. 67-79.

7. Семенов Е.В. Гранты в российской науке: достоинства, недостатки, перспективы // Науковедение. 2002. № 4. С. 9-10.

8. МалинкинА.Н. Нормы и ценности науки: патриотизм и универсализм в самосознании интеллектуалов. Рукопись. 2000.

9. Российский гуманитарный научный фонд: противостояние энтропии // Научная книга. 1999. № 3-4. С. 58-64.

10. Источники финансирования для некоммерческих организаций. М.: Эколайн, 2005.

Статья представлена научной редакцией «Экономика» 10 декабря 2007 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.