Научная статья на тему 'Города в эпоху неолиберальной глобализации: современные социологические подходы'

Города в эпоху неолиберальной глобализации: современные социологические подходы Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
238
53
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОЦИОЛОГИЯ ГОРОДА / ГОРОД / НЕРАВЕНСТВО / СОЦИАЛЬНАЯ СТРУКТУРА / ГЛОБАЛИЗАЦИЯ / НЕОЛИБЕРАЛИЗМ / ТРУЩОБЫ / URBAN SOCIOLOGY / CITY / INEQUALITY / SOCIAL STRUCTURE / GLOBALIZATION / NEOLIBERALISM / SLUMS

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Вершинина Инна Альфредовна

Восторжествовавшая в последние десятилетия идеология неолиберализма привела к расходованию пространственных, политических, экономических и финансовых ресурсов с целью достижения экономического роста за счет сокращения различных социальных программ. Города и регионы мира меняются вследствие трансформации капиталистической системы, сопровождающейся технологической революцией. В статье анализируется связь между информационными технологиями, экономической реструктуризацией и социальными изменениями, их влияние на развитие городов в современном капиталистическом мире.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Cities during the neoliberal globalization: modern sociological approaches

The past decades of the ideological triumph of neoliberalism has caused the allocation of spatial, political, economic, and financial resources to favour economic growth at the expense of wider social benefits. The cities and the regions of the world are being transformed under the combined impact of a restructuring of the capitalist system and a technological revolution. The interaction between information technology, economic restructuring and socio-spatial change through the observation of contemporary urban processes in the capitalist world is analyzed in the article.

Текст научной работы на тему «Города в эпоху неолиберальной глобализации: современные социологические подходы»

ВЕСТН. МОСК. УН-ТА. СЕР. 18. СОЦИОЛОГИЯ И ПОЛИТОЛОГИЯ. 2012. № 2

И.А. Вершинина, канд. социол. наук, доц. кафедры истории и теории социологии социологического факультета МГУ имени М.В. Ломоносова*

ГОРОДА В ЭПОХУ НЕОЛИБЕРАЛЬНОЙ ГЛОБАЛИЗАЦИИ: СОВРЕМЕННЫЕ СОЦИОЛОГИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ

Восторжествовавшая в последние десятилетия идеология неолиберализма привела к расходованию пространственных, политических, экономических и финансовых ресурсов с целью достижения экономического роста за счет сокращения различных социальных программ. Города и регионы мира меняются вследствие трансформации капиталистической системы, сопровождающейся технологической революцией. В статье анализируется связь между информационными технологиями, экономической реструктуризацией и социальными изменениями, их влияние на развитие городов в современном капиталистическом мире.

Ключевые слова: социология города, город, неравенство, социальная структура, глобализация, неолиберализм, трущобы.

The past decades of the ideological triumph of neoliberalism has caused the allocation of spatial, political, economic, and financial resources to favour economic growth at the expense of wider social benefits. The cities and the regions of the world are being transformed under the combined impact of a restructuring of the capitalist system and a technological revolution. The interaction between information technology, economic restructuring and socio-spatial change through the observation of contemporary urban processes in the capitalist world is analyzed in the article.

Key words: urban sociology, city, inequality, social structure, globalization, neoliberalism, slums.

Активный рост городов начался на рубеже XVIII—XIX вв. в Европе и Северной Америке. Одной из главных причин была индустриальная революция: "Переживавшие индустриализацию города оказались в вихре бесконечных изменений: старые и знакомые кварталы исчезали и заменялись новыми, которые выглядели слишком странно и были слишком недолговечными, чтобы смешаться с привычным городским ландшафтом"1. С тех пор роль городов в политической, экономической, социальной и духовной сферах только возрастала. В городах находятся центры принятия политических решений, располагаются штаб-квартиры транснациональных корпораций, формируются новые модели социальных взаимодействий и т.д.

В этом нет ничего удивительного, так как "на всем протяжении своей истории города были площадками непрерывных и стреми-

* Вершинина Инна Альфредовна, e-mail: inna_ver@rambler.ru

1 Бауман З. Город страхов, город надежд // Логос. 2008. № 3. С. 29.

тельных изменений; и поскольку именно в городах зарождались изменения, способные перевернуть все остальное общество, эти изменения возникали неожиданно и заставали людей врасплох"2. Американский ученый Э. Сойя, которого З. Бауман называет одним из наиболее проницательных и оригинальных аналитиков городской сцены3, говорит о том, что мы переживаем очередную урбанистическую революцию.

Э. Сойя считает, что на сегодняшний день мы имеем дело с "пост-метрополисами", которые кардинально отличаются от тех городов, которые существовали несколько столетий назад. Объектом его пристального внимания являются экономические аспекты жизнедеятельности города: "Крупные регионы, насчитывающие более миллиона жителей, стали сегодня главной движущей силой мировой экономики. Они не только стали центрами инноваций для капитала, они также становятся синойкистской средой для развития инновационных практик взаимодействия рабочей силы"4. Это вполне типично для современных городских исследований. С. Сассен, вводя понятие "глобальный город", также рассуждает об экономических функциях и разделении труда, которое произошло между Лондоном, Нью-Йорком, Токио и другими мегаполисами5. С. Сас-сен считает, что перемены, вызванные глобализацией, приводят к теоретическим и методологическим инновациям, требуют отказа от прежних аналитических категорий и прежних иерархий. Она говорит о формировании совершенно новой исследовательской программы, касающейся проблем городов и целого комплекса разнообразных самостоятельных проблем, с ними связанных.

Выход на первый план экономических аспектов городской жизни, возможно, связан с последствиями неолиберальной глобализации. Серьезную обеспокоенность вызывает, в частности, усиление социального неравенства: "Глобальное неравенство к концу столетия, по оценкам экономистов Всемирного банка, достигло невероятного для коэффициента Джини уровня 0,67. В математическом отношении это эквивалентно ситуации, когда две трети беднейшего населения мира не имеют ничего, а богатейшая треть — все"6. Разница в доходах сейчас существует и продолжает расти на нескольких уровнях.

Поляризация углубляется как на глобальном уровне, между странами, так и на национальном — в пределах различных об-

2 Там же. С. 24.

3 Там же. С. 43.

4 Сойя Э. Как писать о городе с точки зрения пространства? // Логос. 2008. № 3. С. 140.

5 См.: Сассен С. Глобальные города: постиндустриальные производственные площадки // Прогнозис. 2005. № 1 (2). С. 268.

6 Дэвис М. Планета трущоб // Логос. 2008. № 3. С. 118.

ществ. Города не стали исключением и прекрасно отражают эту тенденцию: "Крупные игроки мировой экономики, расположенные в городе, не участвуют в жизни общественных организаций — больниц, библиотек, университетов и школ; немногие члены советов директоров глобальных фирм, имеющих офисы в Нью-Йорке, например, входят в состав советов попечителей его образовательных институтов, а в попечительских советах больниц их нет вообще. Лондон перестал служить центром мировой буржуазии, хотя Сити по-прежнему остается финансовой столицей Европы"7. Нерегулируемый капитализм, усиливая социальное неравенство, раскалывает города на две части: ухоженные благополучные кварталы и районы трущоб.

Активный процесс геттоизации свидетельствует о желании обеспеченных социальных групп сформировать огороженные кварталы с собственной инфраструктурой, чтобы минимизировать свое соприкосновение с бедными слоями населения.

М. Кастельс говорит еще об одном измерении городского неравенства, которое связано с разрывом коммуникации между жизненными мирами двух категорий городских жителей: "Пространство высшего слоя обычно связано с глобальной коммуникацией и обширной сетью обмена, открытой к посланиям и событиям, которые охватывают весь мир. На другом конце спектра сегментированные локальные сети, зачастую имеющие этническую основу и считающие своим главным ресурсом идентичность, отстаивают свои интересы и в конечном счете саму свою суть"8. Дуальность современных городов, на которую указывает М. Кастельс, стала результатом нескольких причин: роста информационного сектора и падения роли индустриального, повышения значимости одних видов и понижения значимости других видов труда, различий между формальной и неформальной сферами и поляризации профессиональной структуры. Все вышеперечисленное способствовало формированию сильно дифференцированной рабочей силы, которая кристаллизуется во вполне определенных стилях жизни, различающихся способами ведения домашнего хозяйства, внутрисемейными отношениями и использованием городского пространства.

Таким образом, можно говорить о том, что в современных городах формируются параллельные пространства, жители каждого из которых характеризуются своим собственным жизненным миром. Структурные позиции в системе производства и потребления, связанные с определенным образом жизни, предполагают кардиналь-

7 Сеннет Р. Капитализм в большом городе: глобализация, гибкость и безразличие // Логос. 2008. № 3. С. 104.

8 Castells M. The informational city: economic restructuring and urban development. Oxford; Cambridge, 1994. P. 228.

ные отличия в финансовых средствах и социокультурных навыках. Это ведет к формированию дуального города, в котором начинается процесс пространственной сегментации.

Причины для пространственной сегментации возникли в экономической сфере, однако последствия этого явления касаются всех сфер общественной жизни. Экономическое неравенство продуцирует неравенство и в других областях: "Сегрегация пространства в одном случае (для большой группы элиты) не ведет к изоляции, исключение касается только коммуникаций с другими компонентами общего социального пространства; одновременно сегрегация и сегментация для этнических меньшинств, рабочих и иммигрантов усиливает тенденцию к уменьшению мира до своей специфической культуры и локального опыта, в который проникают только стандартизированные телевизионные образы"9. В дуальном городе друг другу противостоят космополитизм информационного сектора и локальность сегментированных секторов реструктурированного труда.

Об этой тенденции говорит не только М. Кастельс, но и З. Бауман: «Из этого описания возникает картина двух отдельных и обособленных жизненных миров. Только второй из них территориально ограничен и может быть пойман в сети ортодоксальных, географических, мирских и "земных" представлений. Жители первого мира могут, как и все остальные, находиться "на месте", но они не принадлежат ему — разумеется, духовно, но нередко, когда у них возникает такое желание, и телесно»10. Те, кто принадлежит к высшему слою, обладают широкими возможностями и правом выбора. Их свобода самостоятельно решать свою судьбу, в частности выбирать место проживания, ослабляет связи с городом, лишает их привязанности к нему. Как констатирует З. Бауман, «люди "высшего слоя" явно не принадлежат месту, в котором они проживают. Мысленно они находятся (или, скорее, плавают) в другом месте. Можно предположить, что, помимо того, что их никто не трогает, что они вольны сами распоряжаться своим временем и что они гарантированно получают услуги, необходимые для (все же определенного) жизненного комфорта, у них нет никаких иных интересов в городе, где находится их место жительства. Городское население не является для них своеобразным "пастбищем", источником богатства или объектом опеки, заботы и ответственности, каким оно было для владельцев фабрик и торговцев товарами и идеями прошлого. Поэтому их, вообще говоря, не беспокоят дела "их" города — это просто одно место из множества других, а все они несущественны

9 Castells M. Op. cit. P. 227.

10 Бауман З. Указ. соч. С. 34.

с точки зрения киберпространства, их подлинного, хотя и виртуального, дома»11. Таким образом, высшие слои общества постепенно "отрываются" от городов, в которых они живут для того, чтобы стать частью глобального пространства. Возможно, что их дом пока еще не стал окончательно виртуальным, но очевидно, что имеющиеся возможности для пространственных перемещений способствуют утрате чувства принадлежности определенному городу и способствуют развитию космополитизма.

Ситуация, характерная для низших слоев общества, кардинально отличается от той, что была описана выше. Жизненный мир данной категории городских жителей «определяется прежде всего оторванностью от международной сети коммуникации, с которой связан "высший слой" и на который ориентирована вся его жизнь. Они "обречены оставаться локальными", поэтому можно и нужно ожидать, что их внимание, полное неудовлетворенности, грез и надежд, будет приковано к "локальным вопросам". Для них борьба за выживание и достойное место в мире начинается, ведется, проигрывается или выигрывается в городе, в котором они живут»12. Городские низы лишены возможности выхода на глобальный уровень. Их потребности и интересы, как правило, не требуют выхода за пределы городских границ. Если они все же уезжают в поисках лучшей жизни в другие города, регионы или страны, то это решение обычно является вынужденным и связано с невозможностью обеспечить своей семье достойный уровень жизни. Однако большинство продолжает бороться за выживание в своем городе, который хорошо знаком, и не рискует его покидать.

Часть города, занимаемая низшими слоями общества, зачастую характеризуется как трущобы. Согласно статистике, между уровнем жизни и уровнем детности существует обратная связь, поэтому рост численности мирового населения происходит преимущественно за счет увеличения количества жителей трущоб. М. Дэвис говорит о том, что трущоба остается единственным решением проблемы "сваливания" избыточного населения в XXI в.13 Он называет миллиард людей, проживающих в трущобах, "неформальным пролетариатом". Неолиберальный капитализм привел к стремительному росту трущоб: жители трущоб составляют примерно 78,2% городского населения наименее развитых стран мира и целую треть всего городского населения в мире14. В ближайшее время мы получим еще более удручающие цифры. По прогнозам Организации Объеди-

11 Там же.

12 Там же. С. 35.

13 Дэвис М. Указ. соч. С. 124.

14 Там же. С. 109.

ненных Наций, численность обитателей трущоб утроится и достигнет к 2050 г. 3 млрд человек15.

Данное социальное явление становится нормой для современных городов. М. Дэвис считает, что "трущобы показывают неспособность социальной теории осмыслить новизну этой по-настоящему глобальной свалки людей, которые не обладают стратегическим экономическим влиянием социализированного труда и проживают в наспех сколоченных хибарах, окружающих укрепленные анклавы городских богачей"16.

Один из критиков неолиберальной глобализации Д. Харви говорит о том, что каждый должен иметь "право на город". И по его мнению, это право должно быть всем предоставлено городскими властями: "Право на город опосредовано пространственной организацией политической власти. Формы городского управления, обеспечения правопорядка и регулирования укоренены в системе правления, которая позволяет преследовать множество самых различных интересов в запутанных коридорах городской политики и лабиринтообразных каналах городской бюрократии и администра-ции"17. Именно городские власти должны обеспечить "право на город" всем его жителям. Было время, когда сокращение неравенства действительно было одной из главных задач, которые ставили перед собой городские власти, по крайней мере в экономически благополучных странах. Однако в последние десятилетия и они столкнулись с серьезными проблемами в данной области.

До середины 1970-х гг. Нью-Йорк был одним из американских городов, администрация которого стремилась к тому, чтобы сгладить последствия экономического неравенства своих жителей. Во многом это объясняется сильными позициями профсоюзов, которые активно участвовали в управлении городом. В Нью-Йорке существовала нехарактерная для США программа бесплатных университетов, обширная сеть публичных больниц предоставляла возможности для заботы о своем здоровье, эффективно работали различные программы, реализуемые социальными службами, сотни семей со средними или умеренными доходами получили преимущество в жилищной программе Митчелла-Ламы18. Однако финансовый кризис 1970-х гг. все изменил. Он был спровоцирован, с одной стороны, оттоком платящего налоги среднего класса в пригороды, а с другой стороны, чрезмерным расширением социальных

15 ООН—Хабитат — за лучшее будущее городов. 2009 // Сайт "ООН—Хабитат" Организации Объединенных Наций. URL:http://www.unhabitat.org/pmss/getElectronic Version.asp?nr=2648&alt=1 (дата обращения 28.09.2011). С. 5.

16 Дэвис М. Указ. соч. С. 123.

17 Харви Д. Право на город // Логос. 2008. № 3. С. 87.

18 Fainstein S. The just city. Ithaka; L., 2010. P. 111.

программ. Необходимость сбалансированного бюджета и ограниченность возможности финансовой помощи из федерального бюджета неизбежно привели к пересмотру социальной политики.

Руководство, сделав финансовую устойчивость бюджета своей главной целью, урезало программы, которые позволяли перераспределять доходы населения и сохранять относительное равенство. Продолжающееся переселение среднего класса в пригороды и пополнение населения города за счет менее обеспеченных слоев населения способствовали росту многообразия и углублению социального неравенства. Несбалансированная внутренняя миграция привела к тому, что администрация мэра Нью-Йорка Р. Джулиани была откровенно враждебно настроена по отношению к афроаме-риканцам19. Политика нынешнего мэра Нью-Йорка М. Блумбер-га, сменившего на этом посту Р. Джулиани, позволила уменьшить социальное напряжение, но не смогла вернуть городу равенство, характерное для него раньше.

Растущая поляризация — тенденция, характерная для многих городов мира на сегодняшний день, и Нью-Йорк не является исключением: "Следствием приобретения статуса глобального города как для Лондона, так и для Нью-Йорка стало углубление неравенства доходов в первую очередь за счет роста верхушки. Хотя у людей, занимающих позиции внизу общества, произошел незначительный прирост, основной причиной усиления неравенства стало не только увеличение числа людей, получающих высокую заработную плату, но и ненормально высокий рост доходов элиты профессионалов"20. Статус глобального города очень важен для властей, как Нью-Йорка, так и Лондона. Они не только не собираются от него отказываться, но, наоборот, делают все возможное для того, чтобы и дальше выполнять функции глобального города, создают инфраструктуру и проводят соответствующую политику. С. Файнштейн считает, что Олимпийские игры, которые пройдут в Лондоне летом 2012 г. — яркий пример демонстрации статуса глобального города21. Это мероприятие, которое продлится всего две недели, обойдется в несколько миллиардов фунтов стерлингов, часть из которых составят налоги, уплаченные жителями города.

Некоторые исследователи считают, что современный Амстердам, в отличие от бывшего Нового Амстердама22, является олицетворением равенства, многообразия и демократии: "Амстердам демонстрирует, что капиталистический город может удовлетворять важнейшие нужды своих жителей, такие, как потребности в здо-

19 Ibid.

20 Ibid. P. 138.

21 Ibid.

22 Новый Амстердам — название Нью-Йорка с 1626 по 1664 г.

ровье, жилье, безопасности, индивидуальной свободе, устойчивом развитии (sustainable living) и транспортной инфраструктуре"23. Этот город считают идеалом равенства, открытости и космополи-тичности. Столицу Нидерландов часто называют городом контрастов, в котором тесные добрососедские отношения сочетаются с вовлеченностью в глобальные процессы: "Власти города стараются, чтобы Амстердам был одновременно многими городами и одним городом с чувством собственного я... Это город очень маленьких общин и одновременно экономических и культурных элементов, которые интегрированы в глобальные сети"24. Однако на сегодняшний день эта европейская столица постепенно начинает развеивать миф о возможности равенства в капиталистическом городе.

С. Файнштейн, которая в своих более ранних работах также называла столицу Нидерландов примером реализации утопии, сейчас пересмотрела свою точку зрения: "По сравнению с Нью-Йорком и Лондоном Амстердам остается значительно более равным городом; его культура продолжает определяться в терминах толерантности; он предлагает существенные коммунальные удобства, превосходный, дешевый городской транспорт, обширные социальные услуги. Он экономически процветал в последнее десятилетие двадцатого века и в начале нового тысячелетия. Как Нью-Йорк и Лондон, город оправился от убыли населения и предоставил жилище большому количеству иммигрантов, хотя, в отличие от них, затем резко сократил поток мигрантов. Однако по сравнению со своим прошлым Амстердам стал гораздо менее справедливым"25. Это стало результатом глобализации, возросшей конкуренции и изменившейся демографической ситуации.

Д. Харви сомневается в том, что возможно искоренить социальную несправедливость, свидетельством которой служит страшная бедность, распространенная в мире вообще, но прежде всего сконцентрированная в городах26. Хотя Всемирный банк и Международный валютный фонд считают, что это вполне реальная цель, которой можно добиться при помощи надлежащего применения определенной разновидности свободного рыночного капитализма.

М. Кастельс разделяет мнение о том, что в ближайшее время улучшений ждать не стоит, наоборот, нас ждет обострение социальных проблем. По его мнению, сейчас идет переход от государства всеобщего благосостояния (welfare state) к государству всеобщей борьбы (warfare state)27.

23 Gilderbloom J. Invisible city: poverty, housing, and new urbanism. Austin, 2008. Р. 18.

24 Healey P. Urban complexity and spatial strategies: towards a relational planning for our times. L.; N.Y., 2007. Р. 37.

25Fainstein S. Op. cit. P. 139—140.

26 См.: Харви Д. Указ. соч. С. 84.

27 Castells M. Op. cit. P. 229.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Бауман З. Город страхов, город надежд // Логос. 2008. № 3.

Дэвис М. Планета трущоб // Логос. 2008. № 3.

ООН—Хабитат — за лучшее будущее городов. 2009 // Сайт "ООН— Хабитат" Организации Объединенных Наций. URL:http://www.unhabitat. org/pmss/getElectronic\ersion.asp?nr=2648&alt=1 (дата обращения 28.09.2011).

Сассен С. Глобальные города: постиндустриальные производственные площадки // Прогнозис. 2005. № 1 (2).

Сеннет Р. Капитализм в большом городе: глобализация, гибкость и безразличие // Логос. 2008. № 3.

Сойя Э. Как писать о городе с точки зрения пространства? // Логос. 2008. № 3.

Харви Д. Право на город // Логос. 2008. № 3.

Castells M. The informational city: economic restructuring and urban development. Oxford; Cambridge, 1994.

Fainstein S. The just city. Ithaka; L., 2010.

Gilderbloom J. Invisible city: poverty, housing, and new urbanism. Austin, 2008.

Healey P. Urban complexity and spatial strategies: towards a relational planning for our times. L.; N.Y., 2007.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.