Научная статья на тему 'Глобальные города - города, меняющие социально-культурное пространство'

Глобальные города - города, меняющие социально-культурное пространство Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
8664
902
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МИРОВЫЕ ГОРОДА / ГЛОБАЛЬНЫЕ ГОРОДА / РЕПЕРНЫЕ ТОЧКИ / СОЦИОКУЛЬТУРНОЕ ПРОСТРАНСТВО / СОЦИАЛЬНЫЙ КОНСТРУКЦИОНИЗМ / УПРАВЛЕНИЕ ГОРОДСКИМ ПРОСТРАНСТВОМ / WORLD CITIES / GLOBAL CITIES / CONTROL POINTS / SOCIAL-CULTURAL SPACE / URBAN PLANNING / CITY MANAGEMENT

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Матвеева Ольга Юрьевна

В статье анализируются различные подходы к понятию глобального города, раскрывается процесс становления этого феномена в социальных науках. Рассматривается специфика таких понятий, как: глобальный город, мировой город, информационный город, медийный город, креативный город. Глобальный город рассматривается как фактор влияния на социально-экономические процессы современного мира, определяющее воздействие которого зависит не только от размера города. Современная цель развития глобальных городов стать заметными на мировой карте, что позволяет городам развиваться, привлекая активных, творческих субъектов в свою среду. В статье на различных примерах рассматриваются способы и механизмы, которые способствуют динамическим изменениям в городском пространстве. В свою очередь, именно неустойчивость, изменчивость городского социокультурного пространства, зависимость от огромного количества факторов, а также побочные эффекты принимаемых функциональных решений являются основными проблемами городского управления. Для глобального города как определяющей и формирующей эти процессы системы автор вводит понятие реперной точки ориентира, задающего направление общего развития, изменяющего динамику социокультурного пространства.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The authors analyze different approaches to the term global city and reveal the process of establishment of this phenomenon in social sciences. The paper considers the specifics of such concepts as a global city, a world city, town information, creative city. Global city is considered as a factor of influence on the socio-economic processes of the modern world, which determinant impact depends not only on the size of the city. The current aim of global city development is to become visible on the world map of politics, economy, allowing the city to develop, involving active and creative actors in their own space. The paper discusses the methods and mechanisms that contribute to changes in the urban space on different examples. The instability, volatility of urban space, dependence on a huge number of factors and side effects of decisions are the main problems of the modern management of urban space. For a world city, as a system that defines and forms these processes, the author introduces the concept of control point, which is a landmark, setting the direction of development and changing dynamics of socio-cultural space.

Текст научной работы на тему «Глобальные города - города, меняющие социально-культурное пространство»

УДК 316.334.56:352.1

ГЛОБАЛЬНЫЕ ГОРОДА - ГОРОДА, МЕНЯЮЩИЕ СОЦИАЛЬНО-КУЛЬТУРНОЕ ПРОСТРАНСТВО

О.Ю. Матвеева

В статье анализируются различные подходы к понятию глобального города, раскрывается процесс становления этого феномена в социальных науках. Рассматривается специфика таких понятий, как: глобальный город, мировой город, информационный город, медийный город, креативный город. Глобальный город рассматривается как фактор влияния на социально-экономические процессы современного мира, определяющее воздействие которого зависит не только от размера города. Современная цель развития глобальных городов - стать заметными на мировой карте, что позволяет городам развиваться, привлекая активных, творческих субъектов в свою среду. В статье на различных примерах рассматриваются способы и механизмы, которые способствуют динамическим изменениям в городском пространстве. В свою очередь, именно неустойчивость, изменчивость городского социокультурного пространства, зависимость от огромного количества факторов, а также побочные эффекты принимаемых функциональных решений являются основными проблемами городского управления. Для глобального города как определяющей и формирующей эти процессы системы автор вводит понятие реперной точки - ориентира, задающего направление общего развития, изменяющего динамику социокультурного пр о-странства.

Ключевые слова: мировые города, глобальные города, реперные точки, социокультурное пространство, социальный конструкционизм, управление городским пространством.

Современный этап развития общества можно по праву назвать временем больших городов: агломерации, мегаполисы, сверхгорода, альфа-города становятся главными игроками на карте большой политики, бизнеса, культуры, науки. Этому способствует целый ряд факторов, имеющих различную природу и причины возникновения: исторические, географические, политические. Актуальность исследования особенностей и проблем больших городов определяется, с одной стороны, все возрастающей ролью собственно городов в мире, а с другой - чрезвычайной сложностью и слабой управляемостью социокультурными процессами, происходящими в данных системах.

Классики социологии, такие как Э. Гидденс, создавали свои теории, следуя от изучения общества к изучению большому городу. Их последователи, представители Чикагской школы, двигались в новом направлении: изучали современное общество непосредственно через город. Основатель социологии города Р. Парк связал общие представления о процессе социального изменения в обществе с развитием города, что, по его мнению, могло способствовать решению проблем, возникающих в современных городах [1].

Разнообразие терминов, описывающих типы крупнейших городов, является индикатором, отражающим неоднозначность и сложность данного явления в социальных науках, а также многообразие подходов в его изучении. С точки зрения социального конструкционизма конструкт, выраженный в конкретных словах, заложенных в то или иное определение, оказывает решающее воздействие на процесс построения социальной реальности, во многом задавая динамику развития, а также пути решения социальных проблем. Однако нам хотелось бы особо выделить два основных, по нашему мнению, понятия, используемых в исследованиях социологии города: «глобальные города» и «мировые города».

Подобное выделение позволяет рассмотреть возможность группировки множества социальных проблем, связанных с феноменом большого города, по двум направлениям: одно определяется ускоренно развивающимися процессами глобализации (в первую очередь экономи-

Матвеева Ольга Юрьевна,

канд. филос. наук, доцент, доцент кафедры социологии, психологии и права Института социально-гуманитарных технологий Томского политехнического университета (Россия, 634050, г. Томск, пр. Ленина, д. 30). E-mail: matveeva@tpu.ru

ческой), а второе - геополитическими процессами, инициированными крупнейшими мировыми державами.

Понятие «глобального города» является одним из наиболее распространенных в социологии с начала 80-х годов ХХ века. Д. Кларк в работе «Мир городов/глобальный город» отмечает, что такие города становятся командными и контрольными пунктами глобальной экономической системы, сосредоточием ключевых индивидуумов, учреждений и организаций, которые управляют, манипулируют, диктуют и определяют формирование и воспроизводство капитализма во всем мире [2].

Автор термина «глобальный город» профессор социологии Чикагского университета Саския Сассен в своей работе «Глобальный город» отмечает, что в ХХ веке среди крупнейших городов стали выделяться особые мегаполисы, наделенные колоссальными финансовыми, управленческими, информационными и политическими функциями. Именно они являются главными центрами активности международного сообщества. Согласно определению С. Сассен, «глобальные города - это постиндустриальные центры, занимающие стратегическое положение в мировой экономике за счет концентрации функций управления и контроля, а также специализирующиеся в области профессиональных бизнес-услуг; максимально интегрированные в мировую экономику и во многом черпающие ресурсы и возможности развития за счет или в результате взаимодействия в глобальных городских сетях» [3]. Подчеркивая отличие глобального города от мирового, Сассен выделяет определяющее многовековое, историческое значение мирового города, тогда как для глобального города большее значение имеет его функционирование в глобальной мировой экономике.

Мануэль Кастельс, один из основателей теории новой социологии города, развивая теорию глобального (информационного) города, в работе «Информационный город» отмечает, что детерминирующей чертой таких городов является концентрация административных, управленческих и производственных функций в глобальном масштабе. Города образуют информационно-властные узлы, в которых принимаются важнейшие решения, транслируемые в глобальные экономические сети.

Вместе с тем глобальные города отчетливо отражают противоречие «глобальное - локальное»: вовлеченные в мировую экономическую систему, они исключают из неё местные популяции, которые становятся функционально излишними. М. Кастельс, утверждает, что маргинализация локальных сообществ - это следствие экономической, политической и культурной экспансии глобальных городов.

Кастельс одним из первых отметил новую особенность глобального города - его информационную составляющую: глобальные города играют важнейшую роль в развитии информационного общества, создавая необходимую сеть вариаций принятия решений на высшем уровне в различных областях, значительно отличаясь от других городов в глобальном масштабе [4].

Логическим продолжением идеи развития информационных глобальных центров в лице глобальных городов стала концепция профессора С. Маккуайера (Мельбурнский университет, Австралия) «Медийный город: медиа, архитектура и городское пространство» [5]. Маккуайер считает, что глобальный город становится медийным городом: цифровые сети информационного пространства начинают формировать социальный профиль жителя глобального города, его образ мыслей и воззрений, а цифровые технологии «форматируют» представление о времени и пространстве, тем самым развивая конкурентные стратегии глобального города среди других городов. Социально-экономический конкурентный разрыв, таким образом, создается внутри глобального города благодаря максимальному использованию медийных технологий информационной среды.

Проблеме информационного пространства в теориях сетевого общества посвящен также сборник статей российских социологов и культурологов «Микроурбанизм. Город в деталях». Культуролог Е. Лапина-Кратасюк вводит понятие «интерактивный город» - город, который выходит за пределы своих физических границ благодаря сетевому качеству, и эта особенность способствует неподконтрольному воплощению в физическом мире [6].

В 2014 году были опубликованы результаты международного исследования, посвященного взаимодействию глобальных городов и национальных государств, проходившего под руководством профессора Г. Кларка (ULI, Лондон). В рамках проекта было выделено 12 глобаль-

ных городов: Гонконг, Лондон, Москва, Мумбаи, Нью-Йорк, Париж, Сан-Паулу, Сингапур, Токио, Торонто, Шанхай и Сеул. Совокупный ВВП этих городов составляет 10 % мирового ВВП. В исследовании был проведен анализ положительных и отрицательных сторон глобальных городов с позиции развития международных экономических связей. К положительным характеристикам глобальных городов были отнесены: концентрация отраслей экономики, расположение штаб-квартир международных компаний, развитый рынок труда, привлекательность для туризма в силу политического и культурного положения.

Вместе с тем в качестве «побочных эффектов становления глобального города», были выявлены и обозначены отрицательные аспекты: зависимость от обеспечения функционирования управленческого аппарата национальных государств и правительств (что не дает возможности развития самостоятельного управления городом), перегруженность транспортных систем, экологические проблемы, социальная разобщенность [8].

Таким образом, глобальные города - это города, притягивающие на себя большинство экономических и политических процессов, происходящих в мире. В качестве примера мы можем привести Москву - город, определявший подавляющее количество процессов, происходивших в России, становится за два десятилетия одним из мировых информационных, политических и экономических центров глобального масштаба. Это, в свою очередь, отразилось на самой Москве, ее социокультурном, информационном пространстве. В то же время пространство за пределами Москвы находится совершенно в другой экономической и политической эпохе. При этом проявляется новая особенность, которая возникает в течение процесса эволюции глобального города. Е. Турбина отмечает в работе «Город в теории: опыт осмысления пространства»: «города, несмотря на разнообразие функций, которые они в принципе способны выполнить, - от религиозных до военных - ... оказались подчиненными одной функции - способствовать централизации капитала» [9].

Стоит отметить одну важную деталь, на которой впервые заострил свой взгляд Н. Слука, представивший в работе «Эволюция концепции «мировых городов» детальный анализ концепций крупнейших городов мира: все рассматриваемые в социологии концепции мировых городов основываются прежде всего на подходах геоэкономики. С позиций географической науки и социологии основной недостаток этих классических работ заключается в том, что главный акцент в них направлен лишь на простое измерение характеристик, при этом игнорируется пространственный (собственно, географический) аспект и такой важный системный (социологический) компонент, как социально-экономические взаимосвязи между отдельными элементами городских районов [10].

Несмотря на близость понятий, мы хотели бы выделить специфику второго направления в социологии города - «мировые города».

В 1915 году шотландский социолог-урбанист П. Геддес в работе «Эволюция городов» определил категорию мировых центров. До этого понятие «мировой город» использовалось как город особого культурно-религиозного типа. Новые мировые города возникли на карте постиндустриального общества в середине ХХ века.

По мнению Геддеса, именно социокультурное пространство является важным фактором развития социальных процессов. Мировыми центрами Геддес признавал Лондон, Париж, Берлин, Вену, Нью-Йорк, Бостон, Чикаго, а также отмечал перспективность формирования аналогичных центров в других регионах мира, например в Азии.

Следует отметить, что П. Геддес был не только теоретиком изучения проблем города, но и практиком: согласно его идее, в 1925 году был построен Тель-Авив — город-сад в пустыне, в котором впервые применился принцип районной застройки.

Для понимания генезиса различия между мировым и глобальным городом важным является наблюдение П. Маркузе и Р. Ван Кемпен, которое они выразили в своей работе «Глобализирующиеся города: новый пространственный порядок?», написанной в 2000 году. С их точки зрения, «мировой город понимается не как нормативная концепция, не как статус, которого можно достичь, но как направление развития, которому следуют многие города всего мира в процессе глобализации» [Цит. по: 10, с. 30].

Наряду с распространенными подходами в изучении особенностей больших городов сегодня особо выделяется концепция «креативных городов» - городов, особо привлекающих

творческих людей, развивающих инновационные, креативные тенденции в социуме на глобальном и региональном уровнях. Сегодня это название становится новым трендом, позволяющим прежде всего мировым городам с богатой историей преодолеть системный кризис. Около 100 городов в мире называют себя креативными, среди них - Нью-Йорк, Амстердам, Берлин. Вовлечение глобальных городов в конкуренцию приводит к появлению «брендинга территорий» [11]. Например, многие города имеют свои девизы, помогающие воздействовать на целевые аудитории. Ключевые ценности позволяют позиционировать город как привлекательный: Нью-Йорк - город предпринимательства, агрессивный, индивидуалистский; Лондон - место, где ощущается аромат британского высшего общества.

Основным фактором трансформации креативного города является развитие искусства и творческой среды. Мировые города оказались более восприимчивыми к творчеству, а следовательно, и более привлекательными для творческих личностей. Проблема глобальных городов заключается прежде всего в отсутствии комфортных условий существования индивидуальности, или, как пишет Ч. Лэндри, автор книги «Креативный город», в отсутствии богатства переживаний. «Богатство переживаниями складывается из зданий, из городской среды, из хорошо спланированных и ухоженных улиц, из контроля автомобилей, а также из возможностей активности горожан, которые позволяют людям чувствовать себя вовлеченными участниками городской жизни» [12]. Примеры, которые приводит Ч. Лэндри, позволяют понять данные процессы.

Например, в Сеуле убрали несколько основных транспортных магистралей города и восстановили русла рек. Необходимо отметить, что в крупных городах все чаще проявляется тенденция постепенного вывода производственных предприятий за пределы городской черты, что позволяет значительно улучшить экологическую обстановку и приводит к позитивным структурным социальным и демографическим изменениям. Безусловно, данный процесс связан с крупными финансовыми затратами, однако в перспективе он позволяет значительно улучшить качество жизни населения.

В столице Малайзии Куала-Лумпур строится практически новый город, мегапроект Banga Malaysia: на территории в сотни гектаров организуется городское пространство, позволяющее получить доступ ко всем необходимым центрам и коммуникациям в пределах семи минут ходьбы. Такое градоустройство получило название «города семи минут».

Другой пример модернизации городского пространства в целях повышения комфортности проживания - Нью-Йорк: городские власти расширяют пешеходные зоны и всемерно сокращают автомобильный траффик в центре. Эти изменения позволяют почувствовать жителям города свое главенствующее положение в городском пространстве.

Одним из результатов трансформационных процессов развития тенденции креативности является тот факт, что управленческие структуры в мировых городах приходят к выводу: увеличение финансовой выгоды от строительства одного здания зачастую сокращает капитальную ценность города в целом. Этот вывод основывается на понимании восприятия мирового города как единого проекта, единой системы - именно тогда город приобретает кумулятивный социальный капитал, позволяющий повышать его ценность в мире, а значит, дает новый импульс к развитию, позволяя использовать все ресурсные возможности.

Таким образом, несмотря на все возрастающую роль глобальных городов в информационном обществе, значение глобального города определяется следующим образом: глобальный город аккумулирует в себя все социокультурные процессы и определяет динамику социокультурного развития, изменения мирового пространства в центростремительном направлении, а также характер этой динамики, усиливающийся от периферии к центру. Такой характер изменений позволяет закрепить за мировыми городами понятие реперов (от фр. repère - точки, на которых основывается шкала измерений). Термин «реперная точка», являясь достаточно распространенным в таких гуманитарных, науках как психология и история, в социологии в настоящее время не применяется. Однако это понятие достаточно емко выражает значение рассматриваемого феномена. На наш взгляд, глобальные города вследствие своей «изолированности» или резкого отличия от остального мира в уровне развития являются «недостижимым объектом». В то же время обществу, у которого есть потребность в изменениях, необходимы твердые и авторитетные ориентиры. Глобальный город становится таким ориентиром. Перспектива

исследования данной темы заключается в выявлении механизмов влияния глобального города

на социокультурное пространство.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Парк Р. Город как социальная лаборатория // Социологическое обозрение. - 2002. - № 3, Т. 2. - С. 110-125.

2. Clark D. Urban World / Global City. - New York, 2003. - P. 156.

3. Сассен С. Глобальные города. URL: http://www.urban-club.ru (дата обращения: 29.07.2014).

4. Castells М. The Informational City: Information Technology, Economic Restructuring, and the Urban Regional Process. - Oxford, UK; Cambridge, MA: Blackwell, 1989.

5. Маккуайр С. Медийный город: медиа, архитектура и городское пространство. - М.: StrelkaPress, 2014. - 300 c.

6. Микроурбанизм. Город в деталях. - М.: Новое литературное обозрение, 2014. - 352 с.

7. Мунен Т., Кларк Г. Глобальные города и национальные государства: новый курс на партнерство в 21 веке. URL: http://mosurbanforum.ru/forum2014/analitika (дата обращения: 29.01.2015)

8. Трубина Е. Город в теории: опыт осмысления пространства. - М.: Новое литературное обозрение, 2011. - 520 с.

9. Слука Н. А. Эволюция концепции «мировых городов» // Региональные исследования. -2005. - № 3. - C. 21-37.

10. Динни К. Брендинг территорий. Лучшие мировые практики. - М.: Манн, Иванов и Фербер, 2013. - 336 с.

11. Лэндри Ч. Современный город: как это работает. URL: http://urbanurban.ru (дата обращения: 10.08.2014)

REFERENCES

1. Park P. Gorod kak sotsialnaya laboratoria [The city as a social laboratory] // Russian Sociological Review, 2002, vol. 2, no. 3, pp. 110-125.

2. Clark D. Urban World/Global City, New York, 2003, p. 156

3. Sassen S. Globalnye goroda [Global Cities]. Available at http://www.urban-club.ru/ (accessed 29 Jule 2014).

4. Castells М. The Informational City: Information Technology, Economic Restructuring, and the Urban Regional Process, Oxford, UK; Cambridge, MA: Blackwell, 1989.

5. Makkuayr S. Mediynyi gorod: media, arkhitektura I gorodskoe prostranstvo [The media city: media, architecture and urban space]. Мoscow, 2014.

6. Mikrourbanizm: gorod v detalyax [Mikrourbanizm. City in the details]. Мoscow, Novoe literaturnoe obozrenie, 2014, 352 p.

7. Munen T. Klark T. Globalnye goroda i natsionalnye gosudarstva: novyi kyrs na partnerstvo v 21 veke [Global cities and nation states: a new course for the partnership in the 21st century]. Available at http:// mosurbanforum.ru/forum2014/analitika/ (accessed 29 January 2015).

8. Trubina E. Gorod v teorii: opyt osmyslenia prostranstva [City in the theory: the experience of comprehension of space], Мoscow, 2011, 520 p.

9. Sluka N. Evolutsia «mirovych gorodov» [The evolution of the concept of "global cities"] Regional research, 2005, no. 3, pp. 21-37.

10. Dinni K. Brending territoriy. Lychshie mirovye praktiki [Branding territories. Global best practices]. Мoscow, 2013.

11. Lendri CH. Sovremennyy gorod: kak eto rabotaet [The modern city: how it works]. Available at UrbanUrban.ru (accessed 10 August 2014).

Поступила 13.03.2015 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.