Am 7universum.com
UNIVERSUM:
ЭКОНОМИКА И ЮРИСПРУДЕНЦИЯ
ГОРИЗОНТАЛЬНЫЙ МОНИТОРИНГ КРУПНЕЙШЕГО НАЛОГОПЛАТЕЛЬЩИКА: ПРОБЛЕМЫ ВНЕДРЕНИЯ
Новикова Екатерина Анатольевна
магистрант 2-го курса, факультет «Налоги и налогообложение», направление «Налоговый менеджмент в компании», Федеральное государственное образовательное бюджетное учреждение высшего профессионального образования «Финансовыйуниверситет
при правительстве Российской Федерации»,
РФ, г. Москва E-mail: [email protected]
Тютюрюков Николай Николаевич
д-р экон. наук, профессор кафедры «Налоги и налогообложение», Федеральное государственное образовательное бюджетное учреждение высшего профессионального образования «Финансовыйуниверситет при правительстве Российской Федерации»,
РФ, г. Москва
HORIZONTAL MONITORING OF THE LARGEST TAXPAYER: PROBLEMS OF IMPLEMENTATION
Novikova Ekaterina
Master’s degree student, second year of study, Faculty «Taxes and taxation», Course «Tax management in a company», Federal State-Funded Educational Institution of Higher Professional Education «Financial University under the Government of the Russian Federation»,
Russia, Moscow
Tyutyuryukov Nikolay
Doctor of Economics, Professor of the Department «Taxes and taxation» Federal State-Funded Educational Institution of Higher Professional Education «Financial University under the Government of the Russian Federation»,
Russia, Moscow
Новикова Е.А., Тютюрюков Н.Н. Горизонтальный мониторинг крупнейшего налогоплательщика: проблемы внедрения //
Universum: Экономика и юриспруденция : электрон. научн. журн. 2014. № 6 (7) . URL: http://7universum.com/ru/economy/archive/item/1330
АННОТАЦИЯ
Статья посвящена исследованию применения нового метода налогового администрирования крупнейших налогоплательщиков в России —
горизонтального мониторинга. Выявлены проблемы внедрения проекта.
ABSTRACT
The article is devoted to research the applying of the new tax administration method of the largest taxpayers in Russia- horizontal monitoring. The problems of project implementation are identified.
Ключевые слова: горизонтальный мониторинг, соглашение
о расширенном информационном взаимодействии, крупнейший налогоплательщик, налоговый орган.
Keywords: horizontal monitoring, extended information exchange agreements, largest taxpayer, tax authority.
У большинства представителей бизнеса давно сложилось и укоренилось свое представление о взаимодействии с налоговыми органами, основанное на предвзятом отношении. Налогоплательщик уверен: действия налоговой службы по отношению к бизнесу могут содержать только ограничительный характер. Поэтому предприниматель всячески избегает конфронтации с налоговыми органами и остерегается налоговой проверки. Разногласия, недопонимание, иски о взыскании недоимок и пеней по налогам и сборам, судебные разбирательства и сопряженные с ними расходы и штрафы — те возможные неприятные последствия, с которыми ни один налогоплательщик не хочет сталкиваться. Рассмотрим, возможно ли на практике взаимодействие между бизнесом и государственными органами на основе партнерских отношений с помощью внедрения нового метода налогового администрирования.
Одной из последних и ярких новостей является создание «системы горизонтального мониторинга». Речь идет о качественно новом уровне
отношений — «расширенном информационном взаимодействии» между крупнейшим налогоплательщиком и налоговым органом. По словам представителей Федеральной налоговой службы, новый формат работы между сторонами определяется соглашением «о расширенном информационном взаимодействии». Внедрение пилотного проекта основано на принципах взаимного доверия, открытости, прозрачности и взаимопонимания. Особенность проекта состоит в том, что на основании соглашения между сторонами налоговые органы имеют право проводить мониторинг финансовохозяйственных операций компании в режиме реального времени с помощью доступа к финансово-хозяйственным операциям и сделкам, регистрам бухгалтерского и налогового учета, доступа к системе внутреннего контроля по соблюдению законодательства о налогах и сборах. В то же время организация может обратиться в федеральную налоговую службу для решения спорного, неясного и сомнительного для нее вопроса в режиме «онлайн». Таким образом, предприниматель должен быть полностью прозрачным, так как соглашение предусматривает полное раскрытие информации. Заместитель руководителя Федеральной налоговой службы Сергей Аракелов [16] называет соглашение о «расширенном взаимодействии» важным подходом налогового контроля добросовестных налогоплательщиков и подчеркивает, что соглашение «позволяет организации фактически еще до совершения сделки определить свои налоговые обязательства и тем самым не только повысить уровень правовой определенности, но и исключить возникновение конфликтов с налоговыми органами в дальнейшем». «Уверен, что горизонтальный мониторинг может стать эффективным инструментом не только для снижения споров, но и для дальнейшего совершенствования налогового законодательства».
Возникает вопрос, насколько представляется возможным внедрение горизонтального мониторинга в России. Практика применения в зарубежных странах весьма положительна и имеет возрастающий эффект. В ряде европейских стран уже давно применяются соглашения о расширенном
информационном взаимодействии. Первые двадцать договоров были подписаны в Нидерландах в 2005 году, а к концу 2012 года число договоров увеличилось до девяти тысяч. Метод администрирования получил широкое распространение, как рискоориентированный подход.
В России же, по мнению автора, новый метод администрирования сталкивается с рядом проблем, которые значительно тормозят не только развитие данного метода, но и само внедрение проекта.
Во-первых, с декабря 2012 года на сегодняшний день подписано всего пять таких соглашений: с ОАО «Русгидро», ОАО «Мобильные ТелеСистемы», ОАО «ИНТЕР РАО ЕЭС», «ОАО Северсталь» и компанией «Эрнст энд Янг», что не говорит о высокой практике заключения соглашений.
Во-вторых, автор обращает внимание на значительное отличие российского законодательства от западного, а возможность заключения подобных соглашений не предусмотрена нормами российского
законодательства о налогах и сборах несмотря на то, что Федеральная налоговая служба в целях более широкого использования нового метода администрирования планирует в ближайшее время рассмотреть вопрос о внесении поправок в налоговое законодательство [15]. Даже если в соглашении о «расширенном взаимодействии» отображаются права и обязанности каждой из сторон, что своего рода должно было бы снижать риски ненаступления обязательств о взаимной помощи в соответствии с договором, нельзя считать стороны равносильными. Налоговая инспекция в первую очередь остается контролирующим органом с соответствующими правами, описанными в Налоговом кодексе Российской Федерации, распространяющимися на налогоплательщика. Поэтому автор считает, что на сегодняшний день из-за неоднозначности толкования законодательства, которое можно использовать в свою пользу, по своей инициативе большинство российских компаний не готово полностью использовать «горизонтальный мониторинг». Тем более соглашение не отменяет право на проведение
налоговых проверок, хотя органы обещают снижение их количества. Предмет опоры в неоднозначной ситуации — законодательство о Налогах и сборах.
В-третьих, если говорить о цели взаимодействия, как основанной на партнерски отношениях, у крупнейших налогоплательщиков уже есть особый формат работы с налоговыми службами. Таким образом, компании не хотят идти на риск и менять уже сложившиеся отношения. Зачем открываться налоговой службе, если при необходимости и так есть возможность взаимопомощи. Помощь налоговых органов налогоплательщику возникает по причине зависимости государства от крупнейших компаний, так как в основном они обеспечивают наполняемость российского бюджета. Во время переговоров о налогообложении, в условиях современной экономики, учитываются интересы не только государства, но и интересы самого бизнеса. Это говорит о том, что между компанией и органами государственной власти практикуется рабочее взаимодействие, которое предполагает выборочное раскрытие информации. В организациях существуют отделы, занимающиеся подбором и анализом информации для государственных органов. При запросе от налоговых органов специалисты в компании готовят информацию по прогнозу налоговых платежей в случае возможного изменения законодательства. Предоставляют информацию об изменении уплаченных налогов в текущем периоде по сравнению с прошлым, которая может быть связана изменением ставки налога, объемов продаж, принимаемого к вычету НДС, используемых налоговых льгот, диверсификация мест добычи и других. Информация передается за определенные периоды (месяц, квартал, полгода, год) с прогнозами уплаты налогов в бюджеты разных уровней. Стороны могут уделять внимание сложным и неоднозначным вопросам. Бизнес имеет возможность предварительно обсудить вопросы и исключить возможность наступления конфликтов в определенных ситуациях, оперативно решить фискальные проблемы путем решения вопросов взаимовыгодным путем, вынести на рассмотрение свои взгляды относительно вопросов о налогообложении, в том числе инициировать предложения об изменении
налогового законодательства, а органы власти, в свою очередь, озвучить свою просьбу, к примеру, заранее уплатить налог.
В-четвертых, необходимые отношения для налогоплательщика с налоговым органом уже закреплены в налоговом законодательстве. Например, в документе «Положение о Межрегиональной инспекции Федеральной налоговой службы по крупнейшим налогоплательщикам» [9] перечислены полномочия Межрегиональной инспекции по отношению к налогоплательщику. В соответствии с подпунктом 4 пункта 6 названного положения, налоговый орган осуществляет «мониторинг начислений и прогнозирование поступлений налоговых платежей от крупнейших налогоплательщиков», производит «анализ информации, поступающей от налогоплательщиков», «бесплатно информирует крупнейших налогоплательщиков о действующих налогах и сборах». В соответствии с пунктом 6, территориальный налоговый орган имеет право «запрашивать и получать сведения и материалы», «давать разъяснения по вопросам» о налоговом законодательстве. То есть само положение предполагает наличие взаимодействия между инспекцией и организацией. Диалог между бизнесом и государственными органами давно практикуется, а каналы связи для обмена информацией устоялись и развиваются. Данный процесс не говорит о коррупционной составляющей или о наличии инсайдерской информации. Это нормальные отношения, при которых снимаются спорные вопросы, а в результате компромисса принимаются решения.
В-пятых, значительную роль играет такой фактор, как различие интересов. В то время как государство заинтересовано в росте наполняемости бюджета, бизнес ставит перед собой цель роста прибыли и увеличения благосостояния собственника. При наличии спорной ситуации в условиях изменчивого, противоречивого законодательства ее можно трактовать различными способами. Для целей ведения бизнеса трактовка закона может выглядеть одним образом, а для государства — совершенно другим. Так, различное видение проблемы может привести к высокому риску наступления конфликта.
За счет своей бюджетоориентированности налоговая служба не может постоянно уступать налоговому плательщику, особенно при открытом доступе к его финансовым операциям.
Как бы ни звучали цели и задачи создания «горизонтального мониторинга»: экономия времени и средств, способ предотвращения налоговых споров, снижение частоты и объема налоговых проверок, повышение привлекательности страны как объекта инвестиций, благоприятный бизнес -климат и др., ключевую идею можно понять из определения самого слова «мониторинг» и целей ФНС России, перечисленных в Положении о Федеральной налоговой службе [10]. Слово «мониторинг» произошло от латинского слова «monitor», переводится как «надзирающий» и имеет определение: «наблюдение, оценка и прогноз состояния какого-либо явления или процесса» [17]. В вышеназванном Положении сказано, что ФНС России, являясь федеральным органом исполнительной власти, осуществляет функции по контролю и надзору за соблюдением законодательства о налогах и сборах, правильностью и своевременностью их уплаты. Также автор хочет обратить внимание на то, что основными задачами, которые ставят перед собой представители ФНС России, все же являются: «Помощь компании наладить такой уровень внутреннего контроля, который позволял бы соблюдать законодательство о налогах и сборах», «повышение предсказуемости налогового регулирования» [5, с. 10]. На основании данной информации можно сделать вывод, что налоговая служба будет действовать исходя из своих интересов.
Таким образом, автор не согласен с позицией представителей ФНС, которая была раскрыта на Ежегодном семинаре «Налоги и ТЭК-2014», о том, что соглашения о «расширенном информационном взаимодействии» в России вскоре смогут помочь преодолеть психологические барьеры между налоговыми органами и налогоплательщиками» [7]. Представитель компании «Эрнст энд Янг», заключившей соглашение о «горизонтальном мониторинге», так же комментирует: «Налогоплательщики могут столкнуться
с определенными трудностями при переходе на новый режим взаимодействия. В первую очередь российским компаниям необходимо преодолеть психологический барьер, связанный с необходимостью открытия всей информации налоговым органам». [5, с. 11].
Так, позиция автора заключается в том, что распространение такого метода администрирования как «горизонтальный мониторинг» не может получить должное распространение в России, как в странах Европы. Это связано с тем, что между крупнейшими налогоплательщиками и налоговым органом уже существует практика применения взаимоотношений, удовлетворяющая обе стороны. Из-за неоднозначного и противоречащего налогового законодательства компании не могут себе позволить полностью открыться перед налоговым органом, так как при наличии спорной ситуации из-за своей бюджетоориентированности налоговые органы будут трактовать ситуацию в свою пользу, а не в пользу налогоплательщика.
Список литературы:
1. Березина Е. Бизнес и налоговые органы выходят на новый уровень
взаимодействия/ [Электронный ресурс]. — Режим доступа: URL:
http://www.rg.ru/2013/01/15/format.html (дата обращения: 28.03.2014).
2. Брызгалин А.В. О налогах и о жизни. Раздел II/ [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://cnfp.ru/publish/joumal/2013/2013-02-blog.pdf (дата обращения: 28.03.2014).
3. Впервые в российской практике подписаны соглашения о расширенном
информационном взаимодействии с крупнейшими
налогоплательщиками/ [Электронный ресурс]. — Режим доступа: URL: http://www. ey. com/RU/ru/Newsroom/News-releases/Press-Release—2012-12-25 (дата обращения: 27.03.2014).
4. Гончаренко Л.И. Налоговое администрирование: Учебное пособие // Финансовая академия при правительстве РФ.— М.: КНОРУС, 2009.
5. Казанский Д.М. Горизонтальный мониторинг: новый подход к налоговому администрированию// Налоговед/ [Электронный ресурс]. — Режим доступа: URL: e.nalogoved.ru/toword.ashx?id=306042 (дата обращения:
28.03.2014) .
6. Мишустин М. Прозрачный бизнес нуждается в поощрении// RBK
daily/ [Электронный ресурс]. — Режим доступа: URL:
http://rbcdaily.ru/economy/562949985534642 (дата обращения: 16.04.2014).
7. Налоги и ТЭК — 2014// Группа «ПравоТЭК»/ [Электронный ресурс]. — Режим доступа: URL: http://conference.lawtek.ru/event/45 (дата обращения:
16.04.2014) .
8. Новиков Е. Крупный бизнес раскрывается перед налоговой
службой/ [Электронный ресурс]. — Режим доступа: URL:
http://rbcdaily.ru/economy/562949988009831 (дата обращения: 27.03.2014).
9. Положение о Межрегиональной инспекции Федеральной налоговой службы по крупнейшим налогоплательщикам (в ред. Приказа Минфина России от 17.11.2010 № 151н) Приложение № 2 к Приказу Минфина России от 9 августа 2005 г. № 101н / [Электронный ресурс]. — Режим доступа: URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_128684/?frame=2 (дата обращения: 27.03.2014).
10. Положение о федеральной налоговой службе (в ред. Постановлений Правительства РФ от 02.11.2013 № 988) / [Электронный ресурс]. — Режим доступа: URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_154218/ (дата обращения: 27.03.2014).
11. Постановление Правительства РФ от 30.09.2004 N 506 (ред. от 02.11.2013)
«Об утверждении Положения о Федеральной налоговой службе»/ [Электронный ресурс]. — Режим доступа: URL:
http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_154218/ (дата
обращения: 27.03.2014).
12. Практика применения горизонтального мониторинга// Налоговый
вестник/ [Электронный ресурс]. — Режим доступа: URL:
http://www.nalvest.com/nv-articles/detail.php?ID=43798 (дата обращения:
16.04.2014) .
13. Представители ФНС России приняли участие в выездной конференции Петербургского Международного Юридического форума в Париже. 18.11.2013// ФНС России/ [Электронный ресурс]. — Режим доступа: URL: http://www.nalog.ru/rn77/news/international_activities/4341230/ (дата обращения: 27.03.2014).
14. Тютюрюков В.Н. Практика предварительного налогового контроля
трансфертного ценообразования // Налоги и налогообложение. — 2009. — №2/ [Электронный ресурс]. — Режим доступа: URL:
http://www.lawmix.ru/bux/32262/ (дата обращения: 28.03.2014).
15. Федеральная налоговая служба готовится к подведению первых итогов реализации проекта о внедрении «горизонтального мониторинга» в России// ФНС России / [Электронный ресурс]. — Режим доступа: URL: http://www.nalog.ru/rn77/apply_fts/pretrial/4218398/ (дата обращения:
27.03.2014) .
16. Фемида подождет// ФНС России / [Электронный ресурс]. — Режим
доступа: URL: http://www.nalog.ru/rn77/news/smi/4199976/ (дата
обращения: 27.03.2014).
17. Юридический словарь/ [Электронный ресурс]. — Режим доступа: URL: http://www.slovarus.ru/?di=6537 (дата обращения: 16.04.2014).