Научная статья на тему 'Гипотеза линейного закона распределения опорных реакций колес многоосных колесных машин при действии активных сил'

Гипотеза линейного закона распределения опорных реакций колес многоосных колесных машин при действии активных сил Текст научной статьи по специальности «Механика и машиностроение»

CC BY
88
21
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по механике и машиностроению, автор научной работы — Дубовик Д. А.

В статье излагается гипотеза линейного закона распределения опорных реакций колес многоосной колесной машины в случае приложения к ней активных сил.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The hypothesis of the linear law of distribution of support reactions of wheels of multi-axle wheeled motor vehicles under the action of active forces

The paper presents the hypothesis of the linear law of distribution of support reactions of wheels of a multi-axle wheeled motor vehicle when active forces are applied to it.

Текст научной работы на тему «Гипотеза линейного закона распределения опорных реакций колес многоосных колесных машин при действии активных сил»

ТРАНСПОРТ

УДК 629.015

Д. А. Дубовик, канд. техн. наук

ГИПОТЕЗА ЛИНЕЙНОГО ЗАКОНА РАСПРЕДЕЛЕНИЯ ОПОРНЫХ РЕАКЦИЙ КОЛЕС МНОГООСНЫХ КОЛЕСНЫХ МАШИН ПРИ ДЕЙСТВИИ АКТИВНЫХ СИЛ

В статье излагается гипотеза линейного закона распределения опорных реакций колес многоосной колесной машины в случае приложения к ней активных сил.

В ранее опубликованных статьях настоящего сборника была изложена гипотеза о линейном законе распределения опорных реакций колес многоосных колесных машин под действием силы тяжести, позволяющая раскрывать статическую неопределенность опорных реакций колес. В реальных условиях движения на многоосную колесную машину действуют различные силы: сила сопротивления воздуха, инерционные силы, силы сопротивления качению колес и реакции опор колес, подлежащие определению.

В настоящей работе приводится метод раскрытия статической неопределенности опорных реакций колес многоосных колесных машин, находящихся под действием силы тяжести и активных сил.

Рассмотрим колесную машину, находящуюся под действием силы тяжести и активных сил (рис. 1). На рис. 1 представлены: - верти-

кальные реакции; Х1,Х2Х3,Х4 - поперечные реакции; У1,У2,У3,У4 - продольные реакции колес.

Возможны следующие случаи статической неопределенности опорных реакций колес машины.

1. Машина находится под действием силы тяжести и активной силы, направленной параллельно опорной

плоскости. При условии, что векторы опорных реакций колес машины симметричны относительно вектора силы тяжести колесной машины, продольные реакции колес линейно-зависимы и равны между собой, т. е.

У1 = У2 = Уз = ¥4.

В направлении движения имеем лишь одно уравнение статического равновесия, а другие дополнительные уравнения, необходимые для определения продольных реакций, получим из гипотезы о линейном законе их распределения.

2. Машина находится под действием продольной и поперечной сил.

Полагая, что нормальные реакции (см. рис. 1) не зависят от углов поворота управляемых колес, можно составить известные условия статического равновесия:

| I тл,х = 0;

II тл4х = 0

или

Оа — Z 2 £ х — Z3( I х +12) —

-%4(^ 1 + ^ 2 + ^3) — Р2^1 + Рук = 0;

ОЬ — %31 3 — %2 (^ 2 + ^ 3) —

—%1(^ 1 + ^ 2 + ^ 3) — Р2^2 + Рук = 0.

Рис. 1. Схема распределения опорных реакций колес при действии силы, приложенной под углом к корпусу колесной машины: 1 - корпус автомобиля; 2 - условные опоры колес; 3 - опорная поверхность (дорога)

Из гипотезы о линейном законе распределения опорных реакций колес многоосной машины имеем дополнительные уравнения:

72 71

А

=

73 - 72 ——2 = ї§і2;

і.

или

7 - 7

и

72 71 = 73 72

73 71 _ 74 73

Замкнутую систему уравнений статического равновесия представим в виде

02х + £ х2г + 1 + ^ 2)24 +

+ (£ 1 + £2 + £3)24 = Оа - РгЦ + РуИ;

(£ 1 + £ 2 + £ 3) 21 + (^ 2 + ^ 3) 2 2 +

+ £ 323 + 024 = ОЬ - РгЬ2 + РуИ;

-£ 221 + (£ 1 +/2)22 - £ 123 + 024 = 0;

021 + £322 + (£ 1 + £3) - £224 = 0,

(1)

имея в виду, что

Ь7 = агСу

Ґ7 - 7 ^ 2 ^1

і

(2)

1 У

Матрица коэффициентов уравнений (1) может быть представлена в виде

(

А7 =

0

-£'

£

£1 + £2 + £3 £ 2 + ^3

- Л

£ 2 + 13

(3)

2

3

1

0

3

0

Матрица правых частей системы уравнений (1) имеет вид:

В7 =

Ґ Оа - Р7Ц + РуЬ ^ ОЬ - Р7Ь2 + РуЬ 0 0

(4)

Предположим, что все управляемые колеса колесной машины поверну-

ты на углы а1, а 2 и а 3 (рис. 2).

Пусть на колесную машину кроме силы тяжести действует некоторая наклонная сила

Р = Рх + Ру + Р7

где Рх, Ру, Р2 - составляющие вектора Р вдоль ортогональных координат.

Рис. 2. Схема направлений векторов опорных реакций колес многоосной колесной машины, активной силы и поворотов управляемых колес: 1 - кузов; 2 - колеса; 3 - дорога

Полагаем, реакции ¿1, ¿2, ¿3, ¿4

не зависят от углов поворота управляемых колес. Тогда данные реакции можно определить из условия (1).

Кроме активной силы, на рис. 2

представлены: Б1, Р2, Б3, Б4 - окружные силы колес, зависящие от условий их сцепления с дорогой; 81,82,83,Б4 -

боковые реакции колес, перпендикулярные продольным плоскостям колес.

Поперечные реакции Х1, Х2, Х3, Х4

подчинены гипотезе о линейном законе распределения опорных реакций колес и дают два уравнения равновесия. Продольные реакции У1, У2, У3, У4 также

подчинены гипотезе и дают еще одно уравнение равновесия.

Уравнения связи между векторами сил можно представить в виде

|Я = X + У; [ Я = Б + §;

F! +St = X ! + % F2 + S2 = X 2 + Y2; F3+S з = x з+Y3; F4+S 4 = x 4 + Y4,

Распишем систему уравнений (7) в

(5)

где X - поперечная реакция; У - продольная реакция; Б - касательная реакция; Б - боковая реакция.

Спроектируя векторы сил системы

уравнений (5) на направления Б и Б (см. рис. 2), получим

F1 = -X1 sin a1 + Y1 cos Œj;

51 = X1 cos a1 + Y1 sin a1 ;

F2 = -X2 sin a2 + Y2 cos a2;

52 = X2 cos a2 + Y2 sin a2; F3 = -X3 sin a3 + Y3 cos a3;

53 = X3 cos a3 + Y3 sin a3;

F = Y •

x4 _ 4 ’

54 = X4.

(6)

Из данной системы уравнений можно определить касательные и боковые опорные реакции колес.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Уравнения равновесия поперечных и продольных сил (см. рис. 2) имеют вид:

I мА1 = 0;

1®А4 =0;

IY = 0;

X2 - X1 = X3 - X2

X3 - X2

X4 - X3

(7)

виде

X2^ 1 + X3(^ 1 + ^ 2) +

+X4(^ 1 + £ 2 + £ 3) - РхЬз = 0;

X1(£ 1 +£ 2 + £ 3 + £ 4 ) + X2(^ 2 + £ 3) +

+X3^ 3 - PxL2 + PyL3 = 0;

Y1 + Y2 + Y3 + Y4 + Py = 0;

£2X2 -£2X1 = £ 1X3 - £ 1X2;

£3X3 - £3X2 = £2X4 - £2X3;

Y = Y = Y = Y

-M 2 A3 4 '

Условия равновесия машины представляются в виде

0X1 + £ 1X2 +( £ 1 + £ 2 ) X3 +

+( 1 + £ 2 + £ 3 )Х4 = PxL1 + PyL3;

(£ 1 + £ 2 + £ 3 )Х1 + ( 2 + £ 3 )Х2 +

+£3X3 + 0X4 = PxL2 - PyL3; (8)

-£ 2X1 + (£ 1 + £2 ) X2 - £ 1X3 + 0X4 = 0;

0X1 + ( 1 + £2 )X2 - £ 1X3 + 0X4 = 0;

0X1 - £ 3X2 +( 2 + £ 3 )X3 - £ 2X4 = 0;

Y =___P ;

Y 4Py;

Y =___P ;

Y 4Py;

Y =___P ;

Y 4Py;

Y =__P

Y 4Py.

(9)

Представим систему уравнений (8) в форме матрицы:

Y = Y = Y = Y

, 1 2 А3 4'

Ax =

0

-1,

£,

£ 1 + £ 2

£1 + £ 2 £1 + £ 2 + £3 Л

£1 + £2 + £3 £2 + £3 £-.

- А £ 2 + А

- £,

(10)

0

0

0

Матрицу правых частей системы уравнений (8) представим в виде

Вх =

РхЧ + РУЬ, ^

Рх^ + Ру^3 0

0

(11)

Следует заметить, что для рассматриваемого случая матрица коэффициентов правых частей уравнений равновесия остается неизменной при любых вариантах приложения активной силы.

Как известно, модули и направления опорных реакций колес во многом зависят от характеристик их опорных поверхностей, которые определяют характер кинематических связей колес машины.

Обобщим классификационные признаки связей колес колесных машин по следующим характеристикам:

- опорная поверхность деформируема, тогда между реакциями и деформацией опор существуют математи-

ческая, экспериментальная, линейная (нелинейная) зависимости;

- опорная поверхность пластична, и функциональная зависимость между опорными реакциями колес машины отсутствует;

- опорная поверхность обладает реологическим свойством, и функциональная зависимость между опорными реакциями колес машины и реологическими характеристиками отсутствует.

Для колесных машин с одинаковыми характеристиками подвесок и размерами колес возможны следующие варианты раскрытия статических неопределенностей.

1. Колеса многоосной колесной машины подрессорены и оснащены шинами, совершают качение по недеформи-руемой опорной поверхности (рис. 3). В этом случае задача определения опорных реакций решается с помощью уравнений линейных деформаций упругих элементов при условии линейного характера их изменений.

є . Г2 а ,

1 ‘Аз 7 /і 1 N2' ~РУ 1 ^2. — _А^__ Рі А1 ^

! Рз А3 !% а2 \ /

/ / / 1 ■ / У / / / л ■ / / / / / / Ь . У // /////-”

■ ■

Рис. 3. Опоры корпуса колесной машины на поверхности с недеформируемой опорной поверхностью

2. Поверхность качения колес деформируема, колеса в поперечном и продольном направлениях не деформируемы (рис. 4).

В этом случае задача определения реакций требует использования гипотезы о линейном законе распределения.

3. Колеса в продольном направлении не деформируемы, а поверхность качения деформируема, тогда движение колесной машины характеризуется эффектом «плавучести» (рис. 5). Для рас-

крытия статической неопределенности, в первом приближении, возникает необходимость использования гипотезы о линейном законе распределения опорных реакций.

Рис. 4. Балка на упругих (линейных или нелинейных) опорах (недеформируемая опорная поверхность)

Рис. 5. Опоры упругой балки на поверхности с реологическим эффектом (вязкий торфяник)

Рассмотрим способы раскрытия статической неопределенности опорных реакций для перечисленных условий качения колес машины.

Для первого варианта качения ко-

лес условие статического равновесия и гипотеза о линейном законе распределения опорных реакций колес дают следующие уравнения статического равновесия:

SmA1x = 0;

Xm а3х =0; (12)

SmA1z =0; (13)

SmA3z =0; (14)

X y = 0; (15)

S3 - S2 S2 - Si. 12 A ; (16)

N3 - N2 N2 - N1 (17)

£ 2 1Х

Дополнительные уравнения, полученные из гипотезы о линейном законе распределения опорных реакций, можно представить в виде

Рэ = р2; (18)

?2 = Р1. (19)

При линейных характеристиках упругих шин зависимость между их вертикальными и поперечными деформациями можно представить в виде

к—2=к—1

^ 2 А ’ £ 2 А .

Тогда (см. рис. 4)

Зэ - З2 = З2 - З1 £ 2 ^1

Из проведенных рассуждений следует, что Е = Б2; Е = Б1.

Совокупность полученных уравнений раскрывает статическую неопределенность опорных реакций колес многоосных колесных машин в различных условиях их эксплуатации.

Выводы

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

1. Гипотеза о линейном законе распределения опорных реакций колес многоосных колесных машин позволяет определять опорные реакции колес при наличии активных сил, действующих на машину, и может быть использована для колесных машин с любым числом осей.

2. Раскрытие статической неопределенности опорных реакций полноприводной многоосной колесной машины, находящейся под действием активных сил, представляет собой основу исследований возникновения циркуляции мощности в трансмиссии.

3. При использовании в многоосных колесных машинах подвесок и шин с разными характеристиками гипотеза линейного распределения опорных реакций колес дает несколько ломанных прямых линий распределения реакций. Построение этих линий требует дополнительного использования метода виртуальных перемещений, изложенного в [1].

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Феодосьев, В. И. Сопротивление материалов / В. И. Феодосьев. - М. : Изд-во физ.-мат. лит-ры, 1963. - 297 с.

Объединенный институт машиностроения НАН Беларуси

Материал поступил 20.04.2010

D. A. Doubovik

The hypothesis of the linear law of distribution of support reactions of wheels of multi-axle wheeled motor vehicles under the action of active forces

The paper presents the hypothesis of the linear law of distribution of support reactions of wheels of a multi-axle wheeled motor vehicle when active forces are applied to it.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.