Научная статья на тему 'Геополитика и национальные интересы России'

Геополитика и национальные интересы России Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
2482
316
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Позубенков П.С.

Ключевым в определении приоритетов во внутренней и внешней геополитике России является выяснение ее национально-государственных интересов. В статье рассматриваются основные геополитические стратегии России и их влияние на национальные интересы государства

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Геополитика и национальные интересы России»

МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №5/2015 ISSN 2410-6070

ПОЛИТИЧЕСКИЕ НАУКИ

УДК 327.8

П. С. Позубенков

к. и. н., доцент, Экономический факультет ФГБОУ ВПО «Пензенская ГСХА», г. Пенза, Российская Федерация

ГЕОПОЛИТИКА И НАЦИОНАЛЬНЫЕ ИНТЕРЕСЫ РОССИИ

Аннотация

Ключевым в определении приоритетов во внутренней и внешней геополитике России является выяснение ее национально-государственных интересов. В статье рассматриваются основные геополитические стратегии России и их влияние на национальные интересы государства.

Ключевые слова Геополитика, стратегия, концепции, национальные интересы.

Один из основных вопросов, определяющих экономическую безопасность, - это оценка России как государства, ее геополитического положения и национальных интересов. Без этого представляется затруднительным создать эффективную рыночную экономику, определить национальные интересы страны и ее внешнюю политику.

В настоящее время сформировались, по крайней мере, две геополитические стратегии. Одна -представление России как европейской страны, соответствующей современным экономическим стандартам, соответствующим образцам социального поведения людей. «Правые» силы в России ставят задачу повернуть на дорогу, по которой идет западная цивилизация, а в качестве глобальной миссии России провозглашается завершение формирования Северного Кольца (Европа - Россия - Япония - Северная Америка). Представленная позиция соответствует геополитической стратегии З. Бжезинского, который считает, что наилучший выбор для России - это усиление связей с трансатлантической Европой. «Для Америки Россия слишком слаба, чтобы быть ее партнером, но, как и прежде, слишком сильна, чтобы просто быть ее пациентом» [1]. По существу, данная позиция означает призывать замкнуть ослабленную Россию в Европе, оторвав от нее как можно дальше Украину и интегрировав ее в НАТО и Европейский Союз. Главное - не дать России утвердиться как европейской державе, освободив соответствующее политическое и экономическое пространство для лидирующего положения США.

Другая геополитическая стратегия для России предлагается сторонниками евразийства. Согласно их взглядам, Россия является евроазиатской страной: «Россия и Запад - разные цивилизации, они реализуют разные цивилизационные модели, у них разные системы ценностей»[2]. Этим двум стратегиям соответствуют разные модели развития экономики. Правый либерализм на первый план выдвигает задачу «защиты завоеваний молодого российского капитализма», интеграцию в мировую экономику «через создание транснационального экономического уклада». Неоевразийцы в лице А. Дугина придерживаются третьего пути между классическим либерализмом и марксизмом, который они называют неортодоксальным социализмом». Можно согласиться с оценкой З. Бжезинского, что «прозападники просто хотели очень много, сделать могли мало»4 Они не учитывают особенности России, менталитет народа, видят в государстве только негативные характеристики. По мнению идеологов правого движения, носителем национальных интересов может стать только «класс активных самостоятельных людей, приверженных демократическим ценностям и включенных в свободную рыночную экономику» и не могут являться ни государственные учреждения, ни корпорации. Если степень активности будет определяться только по уровню благосостояния 10% богатых граждан, то подавляющее большинство населения перестанет являться носителями национальных интересов, само их существование будет противоречить национальным интересам.

Носителем национальных интересов может быть только народ, и защита его существования и повышения благосостояния - одна из главных задач стратегии национальной безопасности. В подходе евразийцев провозглашен тезис об особом пути развития статуса России как евразийской державы. Подобная

МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №5/2015 ISSN 2410-6070

возможность должна исходить из ее способности конкурировать со странами с развитой рыночной экономикой. Сегодня такой образец в известной мере реализуется в Китае, где наряду со стратегическим планированием активно используются инструменты рыночной экономики. Китай, сохраняя свою культурную самобытность, не отрицает рыночных отношений; он их использует, но в адаптированном варианте и с учетом специфики своей страны.

Несмотря на переживаемый системный кризис Россия с позиции геополитики сохранила ряд черт великой державы:

1. размер территории - более 17 млн. кв. м. (для сравнения Канада - около 10 млн. кв. м., Китай - 9,6 млн. кв. м.)

2. исторический опыт, способность отражать внешнюю агрессию (1812 г. и 1941 - 1945 гг.)

3. природно-ресурсный потенциал, составляющий 21% мировых запасов ресурсов; объем прогнозных запасов оценивается в 140 трлн. долларов

4. производственный потенциал базовых отраслей (Россия - одна из ведущих в мире производителей топливно-энергетических ресурсов)

5. Россия сохранила от СССР около 60% военного потенциала и имеет ядерный паритет с США. При сохранении мощного природно-ресурсного потенциала нашей страны необходим переход на

путь устойчивого развития. К сожалению, государство не достаточно эффективно использует накопленный ресурсный потенциал. Для обеспечения необходимого прорыва нужен качественно новый уровень стратегического управления и планирования; а также политическая воля руководства страны. Список использованной литературы:

1. Бжезинский З. Великая шахматная доска. М.: Международные отношения. 1999. С. 143.

2. Дугин А. Евразийство: от философии к политике. // Независимая газета. 2001. 30 мая. С. 8.

©П.С. Позубенков, 2015

МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №5/2015 ISSN 2410-6070

КУЛЬТУРОЛОГИЯ

УДК 174

И.П. Дорошина

Член Научного Студенческого Общества факультета «Государственное и муниципальное управление»

И.Г. Ходжаева Член Научного Студенческого Общества факультета «Государственное и муниципальное управление»

Е.А. Домников

к.э.н., доцент, заместитель декана Факультета открытого образования ФГОБУ ВО «Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации»,

г. Москва, Российская Федерация

ФОРМИРОВАНИЕ НРАВСТВЕННОЙ КУЛЬТУРЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО (МУНИЦИПАЛЬНОГО) СЛУЖАЩЕГО

Аннотация

В статье раскрыты понятия профессиональной этики и служебного этикета. Определена роль соблюдения этических требований вежливости, тактичности, скромности, точности. Подчёркнута необходимость формирования нравственной культуры государственного служащего.

Ключевые слова

Этика государственных (муниципальных) служащих, этические требования, профессиональной этики

государственной службы, служебный этикет.

На сегодняшний день проблема нравственной культуры государственных (муниципальных) служащих в служебных отношениях является актуальным вопросом, поскольку чиновники постоянно коммуницируют со своими коллегами для решения служебных задач и с гражданами для оказания различных видов государственных услуг: консультативных, аналитических, организационных, маркетинговых и других. Профессиональная деятельность чиновников предполагает общение, которое в настоящее время имеет тенденцию к увеличению объёма и «обрастанию» новыми группами собеседников, различающихся по социальному положению и демографическим характеристикам, что обусловливает необходимость соблюдения этических требований.

Публичность деятельности чиновников предполагает то, что их профессиональные и личностные качества находятся под пристальным вниманием со стороны общества [1]. Отсутствие в государственных и муниципальных учреждениях подлинного внимания к посетителю, неуважение его личного достоинства, недостаток чуткости, тактичности, вежливости - основные факторы, которые формируют критическое отношение населения к аппарату управления всех ветвей и уровней власти. Необходимость соблюдения государственными служащими морально-нравственных требований обусловлена их причастностью к принятию государственных решений, наличием у них властных и распорядительных полномочий, принадлежностью к особой профессионально-статусной группе, необходимостью поддерживать имидж властных структур и постоянно содействовать укреплению их авторитета.

Качество деятельности государственного служащего определяется, в первую очередь, положительной оценкой результата его труда населением. Для достижения высоких результатов, признанных обществом, государственный служащий должен грамотно выстраивать коммуникационный канал взаимодействия с членами социума, что может быть достигнуто лишь при соблюдении общепринятых этических требований.

Этические требования являются формой практического применения этических норм, моральных принципов и правил поведения, которые являются составляющими профессиональной этики государственной службы. Под профессиональная этикой понимается система моральных принципов, норм и правил поведения специалиста, которая является основой для эффективного выполнения работниками своих служебных обязанностей в какой-либо профессиональной сфере [2]. Профессиональная этика государственного служащего конкретизирует особенности реализации моральных ценностей в сложных ситуациях, встречающихся в данном виде деятельности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.