Научная статья на тему 'Формирование нравственной культуры государственного (муниципального) служащего'

Формирование нравственной культуры государственного (муниципального) служащего Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
1827
336
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Дорошина И.П., Ходжаева И.Г., Домников Е.А.

В статье раскрыты понятия профессиональной этики и служебного этикета. Определена роль соблюдения этических требований вежливости, тактичности, скромности, точности. Подчёркнута необходимость формирования нравственной культуры государственного служащего.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Формирование нравственной культуры государственного (муниципального) служащего»

МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №5/2015 ISSN 2410-6070

КУЛЬТУРОЛОГИЯ

УДК 174

И.П. Дорошина

Член Научного Студенческого Общества факультета «Государственное и муниципальное управление»

И.Г. Ходжаева Член Научного Студенческого Общества факультета «Государственное и муниципальное управление»

Е.А. Домников

к.э.н., доцент, заместитель декана Факультета открытого образования ФГОБУ ВО «Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации»,

г. Москва, Российская Федерация

ФОРМИРОВАНИЕ НРАВСТВЕННОЙ КУЛЬТУРЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО (МУНИЦИПАЛЬНОГО) СЛУЖАЩЕГО

Аннотация

В статье раскрыты понятия профессиональной этики и служебного этикета. Определена роль соблюдения этических требований вежливости, тактичности, скромности, точности. Подчёркнута необходимость формирования нравственной культуры государственного служащего.

Ключевые слова

Этика государственных (муниципальных) служащих, этические требования, профессиональной этики

государственной службы, служебный этикет.

На сегодняшний день проблема нравственной культуры государственных (муниципальных) служащих в служебных отношениях является актуальным вопросом, поскольку чиновники постоянно коммуницируют со своими коллегами для решения служебных задач и с гражданами для оказания различных видов государственных услуг: консультативных, аналитических, организационных, маркетинговых и других. Профессиональная деятельность чиновников предполагает общение, которое в настоящее время имеет тенденцию к увеличению объёма и «обрастанию» новыми группами собеседников, различающихся по социальному положению и демографическим характеристикам, что обусловливает необходимость соблюдения этических требований.

Публичность деятельности чиновников предполагает то, что их профессиональные и личностные качества находятся под пристальным вниманием со стороны общества [1]. Отсутствие в государственных и муниципальных учреждениях подлинного внимания к посетителю, неуважение его личного достоинства, недостаток чуткости, тактичности, вежливости - основные факторы, которые формируют критическое отношение населения к аппарату управления всех ветвей и уровней власти. Необходимость соблюдения государственными служащими морально-нравственных требований обусловлена их причастностью к принятию государственных решений, наличием у них властных и распорядительных полномочий, принадлежностью к особой профессионально-статусной группе, необходимостью поддерживать имидж властных структур и постоянно содействовать укреплению их авторитета.

Качество деятельности государственного служащего определяется, в первую очередь, положительной оценкой результата его труда населением. Для достижения высоких результатов, признанных обществом, государственный служащий должен грамотно выстраивать коммуникационный канал взаимодействия с членами социума, что может быть достигнуто лишь при соблюдении общепринятых этических требований.

Этические требования являются формой практического применения этических норм, моральных принципов и правил поведения, которые являются составляющими профессиональной этики государственной службы. Под профессиональная этикой понимается система моральных принципов, норм и правил поведения специалиста, которая является основой для эффективного выполнения работниками своих служебных обязанностей в какой-либо профессиональной сфере [2]. Профессиональная этика государственного служащего конкретизирует особенности реализации моральных ценностей в сложных ситуациях, встречающихся в данном виде деятельности.

МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №5/2015 ISSN 2410-6070

Служебный (деловой) этикет представляет собой совокупность правил поведения в трудовых коллективах организаций и учреждений, которые регулируют отношения, возникающие в процессе взаимодействия членов коллектива. Соблюдение правил делового этикета, которые подразумевают следование таким требованиям делового этикета, как вежливость, тактичность, скромность и точность, является лишь внешней формой проявления уважения, не означая то, что человек в действительности обладает высоко развитыми моральными качествами [5]. Без нравственной основы этикет как элемент внешнего поведения человека теряет смысл, превращаясь в простую формальность, способную замаскировать, но отнюдь не скрыть невоспитанность и хамство, неуважение к людям, которые рано или поздно обнаружат себя.

Требуя от человека соблюдения определенных правил и норм приличия, различных форм вежливости, тактичности, деликатности, правила этикета во все времена способствовали установлению благоприятных личных взаимоотношений, являлись обязательным условием культуры общения. Основное назначение этических требований в деятельности государственных и муниципальных служащих - признание значимости человека и утверждение взаимоуважения и поддержки [4].

Как важнейший принцип современного этикета, принцип гуманизма конкретизируется в требованиях вежливости, тактичности, скромности, точности, которые обращены непосредственно к культуре межличностных отношений.

Таким образом, духовная культура государственного служащего проявляется через отношение к людям, которым он служит и с которыми он работает[3]. Соблюдение этических требований необходимо для достойного выполнения служащими своих профессиональных обязанностей, а также играет колоссальную роль в содействии укреплению авторитета государственных служащих, повышению доверия граждан к органам власти, установлению в коллективе деловых взаимоотношений, поддерживать доброжелательные отношения, которые являются мотиватором трудовой деятельности и залогом плодотворного сотрудничества.

Список литературы:

1. Бутова Т.В., Кривцова М.К., Цихоцкий Ф.Н. К вопросу о профессиональной этике государственного служащего. // Проблемы современной экономики (Новосибирск). 2014. № 19.

2. Бутова Т.В., Кривцова М.К., Цихоцкий Ф.Н. Этическое регулирование на государственной службе: основные требования и особенности. // Актуальные вопросы экономических наук. 2014. № 38.

3. Денисов С. Юридическая основа интолерантного отношения государственных служащих к гражданам. [Электронный ресурс]. - 2011. - URL: http://www.tolerance.ru/Jur-osnova-intoler.php?PrPage=Pravo.

4. Ирхин Ю.В. Роль этических кодексов государственной службы в управленческих парадигмах и практиках: сравнительный анализ. [Элгарэнный ресурс] // Проблемный анализ и государственно-управленческое проектирование. № 6. Т.4. 2011. - URL: http://cyberleninka.m/article/n/rol-eticheskih-kodeksov-gosudarstvennoy-sluzhby-v-upravlencheskih-paradigmah-i-praktikah-sravnitelnyy-analiz#ixzz3Xy4YcV6J.

5. Каким должно быть служебное поведение государственного (муниципального) служащего? // Информационно-аналитический Центр (ИАЦ) — Карелия (Аналитика, политика, новости, статистика). №34. 2014. - URL: http://inance.ru/2014/07/kodeks/.

© И.П. Дорошина, И.Г. Ходжаева, Е.А. Домников, 2015

УДК 008.001

М.П. Игнатова, соискатель кафедры истории Отечества и культуры

Социально-гуманитарный факультет Саратовский государственный технический университет имени Гагарина Ю.А.

г. Саратов, Российская Федерация

СИНЕРГЕТИЧЕСКИЙ ПОДХОД КАК ОСНОВА СБЛИЖЕНИЯ «ДВУХ КУЛЬТУР»

Аннотация

Разрыв между наукой и искусством, обозначенный Ч. Сноу как проблема «двух культур», а в

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.