Научная статья на тему 'Геоинформационное обеспечение управления туристско-рекреационным потенциалом регионов'

Геоинформационное обеспечение управления туристско-рекреационным потенциалом регионов Текст научной статьи по специальности «Прочие социальные науки»

CC BY
805
615
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТУРИЗМ / РЕСУРСЫ / ТУРИСТСКО-РЕКРЕАЦИОННЫЙ ПОТЕНЦИАЛ / ГЕОИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / ГИС / RESOURCES / TOURISM AND RECREATIONAL POTENTIAL / GIS-TECHNOLOGY / GIS

Аннотация научной статьи по прочим социальным наукам, автор научной работы — Ушакова Елена Олеговна

В статье рассмотрена структура туристско-рекреационного потенциала регионов, возможности применения геоинформационных технологий для управления туристско-рекреационным потенциалом регионов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по прочим социальным наукам , автор научной работы — Ушакова Елена Олеговна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

GIS SUPPORT MANAGEMENT TOURIST RECREATIONAL POTENTIAL OF THE REGION

In this article the structure of the tourist and recreational potential of regions, the possibility of using GIS technology to manage tourism and recreational potential of regions.

Текст научной работы на тему «Геоинформационное обеспечение управления туристско-рекреационным потенциалом регионов»

ГЕОИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ УПРАВЛЕНИЯ ТУРИСТСКО-РЕКРЕАЦИОННЫМ ПОТЕНЦИАЛОМ РЕГИОНОВ

Елена Олеговна Ушакова

Сибирская государственная геодезическая академия, 630108, г. Новосибирск, ул. Плахотного, 10 старший преподаватель кафедры экономики и менеджмента, тел. (383)361-01-24, e-mail: yeo_08@mail.ru

В статье рассмотрена структура туристско-рекреационного потенциала регионов, возможности применения геоинформационных технологий для управления туристско-рекреационным потенциалом регионов.

Ключевые слова: туризм, ресурсы, туристско-рекреационный потенциал,

геоинформационные технологии, ГИС.

GIS SUPPORT MANAGEMENT TOURIST RECREATIONAL POTENTIAL OF THE REGION

Elena O. Ushakova

Siberian State Academy of Geodesy, 630108, Novosibirsk, ul. Plakhotnogo 10 Senior Lecturer, Department of Economics and Management, tel. (383) 361-01-24, e-mail: yeo_08@mail.ru

In this article the structure of the tourist and recreational potential of regions, the possibility of using GIS technology to manage tourism and recreational potential of regions.

Key words: resources, tourism and recreational potential, GIS-technology, GIS.

При анализе туристского потенциала территорий и разработки программ развития туризма в различных регионах России, специалистам приходится сталкиваться с большим количеством информации, в том числе и картографической. Незаменимым средством обработки такого рода информации являются географические информационные системы (ГИС).

Каждый регион России имеет определенный потенциал развития туристско-рекреационной деятельности. Под туристским потенциалом территории часто понимается вся совокупность природных, культурноисторических и социально экономических предпосылок для организации туристской деятельности. Туристские, рекреационные ресурсы и условия составляют основу формирования туристского потенциала территории.

Все ресурсы, необходимые для приема и обслуживания туристов в конкретном регионе можно разделить на три группы: природно-климатические, историко-культурные и социально-экономические, включая инфраструктуру туризма, а также управленческие, кадровые, финансовые, научные и информационные ресурсы. При этом, туристские ресурсы должны быть аттрактивными и доступными для туристов.

Наличие и возможность развития вышеперечисленных групп туристских ресурсов позволяют в отдельных регионах развивать определенные виды туристской деятельности. Регионы бывают специализированные (ориентированные на один вид туризма) и многофункциональные (развито несколько видов туризма). В процессе оценки туристо-рекреационного потенциала России, необходимо проводить ранжирование регионов по степени важности (международного, регионального и местного значения).

Для оценки туристско-рекреационного потенциала используются разные методы, в том числе картографический. Картографическая продукция позволяет провести первичную оценку туристских ресурсов в регионе, а также может служить удобным средством для интерпретации результатов оценки и для продвижения туристского региона на местном и международном рынке туристских услуг.

В настоящий момент информационные технологии активно внедряются во все сферы общественной жизни и производства, в том числе и в туристскую деятельность. Поэтому, на смену традиционному картографическому обеспечению развития туризма приходят современные информационные технологии в области картографирования и предоставления пространственных данных.

Геоинформационные технологии - это совокупность программнотехнологических средств получения новых видов информации об окружающем мире. Данная технология объединяет традиционные операции при работе с базами данных, такими, как запрос и статистический анализ, с преимуществами полноценной визуализации и географического (пространственного) анализа, которые предоставляет карта.

Географическая информационная система (geographic information system, GIS), ГИС - информационная система, обеспечивающая сбор, хранение, обработку, доступ, отображение и распространение пространственнокоординированных пространственных данных.

Создание карт и географический анализ не являются чем-то абсолютно новым. Однако технология ГИС предоставляет новый, более соответствующий современности, более эффективный, удобный и быстрый подход к анализу проблем и решению задач, стоящих перед человечеством в целом, и конкретной организацией или группой людей, в частности. Она автоматизирует процедуру анализа и прогноза, что говорит о огромной практической значимости.

Говоря о геоинформационном обеспечении управления развития туризмом в России, мы имеем в виду создание геоинформационной системы (геопортала), включающей интерактивную карту страны и ее туристских регионов, единую базу данных об имеющихся туристских ресурсах регионов, их туристском потенциале. При этом, туристская ГИС России должна иметь открытый доступ и постоянно обновляться. В этом случае она будет являться эффективным средством управления туристскими потоками и развитием туристско-рекреационного потенциала отдельных регионов России. Задача второго уровня создания туристской ГИС - формирование имиджа России на мировом туристском рынке.

Рассмотрим подробнее особенности и структуру геоинформационной системы. ГИС дает возможность оперативного реагирования на любую возникающую ситуацию на какой-либо территории, с получением по ней всей необходимой картографической и тематической информации. Она представляет собой картометрическое исследование с одновременным построением любых карт, планов и схем. На основе ГИС можно моделировать различные процессы, явления и изучать изменение их состояния во времени.

Структура ГИС, как правило, включает четыре обязательные подсистемы:

- Ввода данных, обеспечивающих ввод и/или обработку пространственных данных, полученных с различных источников (карт и др.);

- Хранения и поиска, позволяющих оперативно получать данные для соответствующего анализа, актуализировать и корректировать их;

- Обработки и анализа, которые дают возможность оценивать параметры, решать расчетно-аналитические задачи;

- Представления (выдачи) данных в различном виде (карт, таблиц, блок-диаграмм, цифровых моделей местности и т.д.).

ГИС содержит данные о пространственных объектах в форме их цифровых представлений (векторных, растровых, квадротомических и иных). По территориальному охвату различают глобальные, или планетарные ГИС (global GIS), субконтинентальные ГИС, национальные ГИС, зачастую имеющие статус государственных, региональные ГИС (regional GIS), субрегиональные ГИС и локальные, или местные ГИС (local GIS). ГИС различаются предметной областью информационного моделирования, к примеру, городские ГИС, или муниципальные ГИС, МГИС (urban GIS), природоохранные ГИС (environmental GIS), туристические т.п. Среди них особое наименование, как особо широко распространенные, получили земельные информационные системы.

ГИС определяется решаемыми в ней задачами (научными и прикладными), среди них инвентаризация ресурсов (в том числе кадастр), анализ, оценка, мониторинг, управление и планирование, поддержка принятия решений. Интегрированные ГИС, ИГИС (integrated GIS, IGIS) совмещают функциональные возможности ГИС и систем цифровой обработки изображений (данных дистанционного зондирования) в единой интегрированной среде.

Следует отметить, что визуализация самих карт ГИС может быть легко дополнена отчетными документами, трехмерными изображениями, графиками, таблицами, диаграммами, фотографиями и другими средствами, например, мультимедийными.

Туризм является одной из традиционных областей применения геоинформационных технологий. Правда, в нашей стране ГИС пока в основном используются только для подготовки туристских карт, буклетов и другой печатной продукции, содержащей карты и схемы.

В то же время, для регионов, обладающих уникальным природным потенциалом или имеющих историко-культурное значение, необходимо создание прикладных геоинформационных систем широкого профиля, помогающих решать следующие задачи: учет природных и историко-

культурных памятников территории, учет предприятий туристического обслуживания, учет туристических маршрутов, анализ туристских потоков, планирование развития территории и др.

Круг пользователей туристских ГИС достаточно широк: от отделов региональных администраций по культуре и туризму, планирующих развитие туристических и рекреационных услуг, до рядовых граждан, желающих выбрать подходящие места для отдыха и/или посмотреть туристские маршруты.

Несмотря на преимущества создания и использования туристских ГИС, существуют проблемы их разработки, внедрения и сопровождения. Это в основном технические проблемы и финансовые, но также можно выделить и основную методическую проблему - оценки туристских ресурсов регионов. Сбор сведений о туристских ресурсах является достаточно сложным и трудоемким процессом. При этом в российской практике пока отсутствуют общепринятые методики оценки туристских ресурсов.

Опыт создания отечественных туристских ГИС пока что не велик. На российском рынке заметных успехов достигли только Москва и Санкт-Петербург, где информация представлена пока в одном ракурсе - электронной карте. Но на карте отсутствует привязка к реальному времени. Например, на карте Москвы, найдя Большой театр, невозможно тут же получить список сегодняшних спектаклей, фотографию фасада или ссылку на его официальный сайт. Для сравнения, сайт «Вечерний Лондон» выполненный на основе технологии ГИС производства ведущей в мире компании ESRI предлагает такие возможности, причем информация о мероприятиях актуальна на сегодняшний день.

Особую роль ГИС играют при разработке проектов перспективного планирования развития туризма в регионах. На географических факультетах ряда университетов страны, таких как Московском, Санкт-Петербургском, Саратовском, Нижегородском и др. уже ряд лет ведутся работы по созданию ГИС «Рекреация и туризм» с целью совершенствования управления туристскими процессами в своих регионах. Существуют разработки интегрированных программных систем для создания туристских ГИС, предназначенных для использования в территориальных органах управления. Например, ГИС Чемальского района Республики Алтай (ГИС «Чемал») и ГИС Алтайского района Алтайского края (ГИС «Алтайский район»).

В 2010 году стартовал глобальный информационный проект Российского государственного университета туризма и сервиса ФГОУВПО «РГУТиС» «Живая карта России». Проект направлен на создание глобальной и общедоступной базы данных, открытой для свободного доступа всех граждан к информации о туристских ресурсах РФ.

Достаточно удачным является ГИС особо охраняемых природных территорий (ООПТ) России, построенная на основе интерактивной карты, имеющей соответствующие ссылки на характеристики заповедных зон на территории России. Роскосмос продвигает в сети Интернет свою ГИС «Геопортал Роскосмоса», отличительной особенностью которой является оцифрованная карта, наложенная на снимок территории России из космоса.

Учитывая преимущества и возможности туристских ГИС, можно сделать вывод о том, что они являются необходимым средством информационного обеспечения развития туризма в России. К сожалению, пока что геоинформационые технологии не являются достаточно значимым инструментом в современном туристическом бизнесе России, тогда как за рубежом геоинформационные технологии являются неотъемлемой частью некоторых крупных туристических и социокультурных проектов.

Любая ГИС может являться коммерческим проектом, позволяя вернуть не только вложенный в разработку капитал, но и получать значительный доход от ее использования. Способность ГИС проводить поиск в базах данных и осуществлять пространственные запросы позволила многим зарубежным компаниях заработать миллионы долларов. Кроме того, ГИС помогает сократить время получения ответов на запросы клиентов, выявлять территории подходящие для требуемых мероприятий, взаимосвязи между различными параметрами (например, почвами, климатом и урожайностью сельскохозяйственных культур), реализовывать Интернет-проекты с технологией ГИС в туризме.

Формирование эффективного механизма управления ресурсным потенциалом сферы туристско-рекреационных услуг в России предполагает создание Единой информационно-аналитической системы управления, построенной с применением геоинформационных технологий. Такая модель позволит осуществлять планирование туристских потоков на территории России, а также международные (въездные и выездные) потоки. Она позволит получать полную и достоверную информацию о состоянии и тенденциях изменения ресурсного потенциала сферы туристско-рекреационных услуг любого региона, даст возможность обеспечить эффективную систему подготовки кадров и сформировать на основе паспортизации предприятий сферы туристско-рекреационных услуг и кадастра природных и историкокультурных памятников системную базу, обеспечивающую повышение эффективности управления ресурсным потенциалом регионов.

© Е.О. Ушакова, 2012

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.