Научная статья на тему 'Геоинформационая система «Водные лесотранспортные пути Архангельской области»'

Геоинформационая система «Водные лесотранспортные пути Архангельской области» Текст научной статьи по специальности «Науки о Земле и смежные экологические науки»

CC BY
117
31
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РЕКА / ЛЕСОСПЛАВ / ГИС / БАЗА ДАННЫХ / БУФЕРНАЯ ЗОНА / ЗАПРОС / ОВЕРЛЕЙ / RIVER / GIS / DATA BASE / BUFFER ZONE / QUERY / OVERLAY / TIMBER RAFTING

Аннотация научной статьи по наукам о Земле и смежным экологическим наукам, автор научной работы — Посыпанов С.В., Яковлев В.Н.

Приведено описание геоинформационной системы водных лесотранспортных путей Архангельской области.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

GEOGRAPHIC INFORMATION SYSTEM «FOREST WATER TRANSPORT ROUTES OF ARCHANGELSK REGION»

The description of the geographic information system of forest water transport routes Arkhangelsk region.

Текст научной работы на тему «Геоинформационая система «Водные лесотранспортные пути Архангельской области»»

УДК 630*3

ГЕОИНФОРМАЦИОНАЯ СИСТЕМА «ВОДНЫЕ ЛЕСОТРАНСПОРТНЫЕ ПУТИ АРХАНГЕЛЬСКОЙ ОБЛАСТИ»

GEOGRAPHIC INFORMATION SYSTEM «FOREST WATER TRANSPORT ROUTES OF ARCHANGELSK REGION»

Посыпанов С.В., Яковлев В.Н. (САФУ, г. Архангельск, РФ) Posypanov S.V., Yakovlev V.N. (Northern (Arctic) Federal University, Arkhangelsk, Russia)

Приведено описание геоинформационной системы водных лесотранспортных путей Архангельской области.

The description of the geographic information system of forest water transport routes Arkhangelsk region.

Ключевые слова: река, лесосплав, ГИС, база данных, буферная зона, запрос, оверлей

Key words: river, timber rafting, GIS, data base, buffer zone, query, overlay

Информацию о водных путях удобно представить в виде геоинформационной системы (ГИС). С ее помощью можно решать ряд технологических задач лесосплава, гидрологического обоснования лесосплавных мероприятий и оперативного руководства, получить представление о развитости речной сети и примыкании к ней лесных массивов, заниматься планированием и прогнозированием лесозаготовок, транспорта леса и т.д.

Особенно это актуально для Архангельской области с ее развитой речной системой, предприятиями, традиционно использующими технологии лесосплава. В бассейне реки Северной Двины, протекающей в основном в Архангельской области, насчитывается 62 тысячи притоков с общей протяженностью более 200 тысяч километров. Из них 362 реки имеет длину более 50 км. Общая протяженность этих рек около 40 тысяч километров. Водосборная площадь бассейна Северной Двины более чем на 90% покрыта лесами. Ликвидный запас древесины, примыкающий к рекам бассейна Северной Двины, по данным Гипролестранса составляет не менее 190 млн.

-5

м . Спелые и перестойные насаждения составляют более 90% от ликвидного запаса [1].

Получить доступ к удаленному лесосечному фонду с гораздо меньшими экономическими и экологическими издержками может позволить использование этой речной сети, а помочь в этом могут сведения, заложенные в геоинформационную систему.

Для создания ГИС применена полнофункциональная профессиональная система MapInfo Professional. В качестве основы при разработке системы использовались сканированные изображения топографических карт масштабов 1 : 1 000 000 и 1 : 100 000, материалы картографических интернет-ресурсов.

Часть информации по водомерным постам, лесозаготовительным предприятиям, лесосечному фонду хранится в таблицах Microsoft Excel и

базы данных Microsoft Access. Для совместного использования этих данных с электронной картой выполняется объектное геокодирование таблиц Microsoft Excel и Microsoft Access с таблицами MapInfo Professional. С помощью MapInfo Professional можно также открывать эти таблицы для просмотра и работы с ними.

Создана основа в виде набора слоев таких как реки, объекты водного лесотранспорта, водомерные посты, водоохранные зоны, лесозаготовительные предприятия, автомобильные дороги, железные дороги. Объекты водного транспорта подразделяются на плотбища, пункты погрузки судов, пункты навигационной сплотки, рейды приплава у потребителей. Указанные объекты разделены на действующие и ранее существовавшие. Данные по второй группе могут быть интересны, например, при поиске сведений о залегании затонувшей древесины. Отдельный слой предусмотрен для размещения информации о возможных местах устройства новых плотбищ. На электронной карте могут быть отражены водные пути, по которым осуществляется лесотранспорт с подразделением по его видам. Графическая информация по перечисленным объектам увязана с атрибутивными сведениями по ним.

В отдельный слой также выделены реки, ранее использовавшиеся для молевого лесосплава. По ним может быть организован разрешенный, экологически щадящий водный лесотранспорт.

Как было отмечено, создан слой, в котором в виде полигонов содержится информация по водоохранным зонам рек, ручьев и озер. При их разработке использован инструмент Буферные зоны. Ширина водоохранных зон принята согласно требованиям Водного кодекса с учетом нерестовых участков.

Водоохранные зоны используются при решении ряда задач. Применяя пространственные запросы, например, можно найти все лесные кварталы, полностью или частично попадающие в водоохранные зоны [2]. С помощью запросов можно определить площадь всех или нескольких водоохранных зон на карте.

Оцифровка рек производилась в направлении «от истока к устью». Использованный при этом инструмент - Полилиния, для крупных рек и озер -Полигон.

Для просмотра изображений объектов к знакам, их отображающим на карте, с помощью инструмента Геолинк прикреплены их фотографии. С помощью инструмента Геолинк можно связать объекты с любыми другими файлами и адресами в Интернете.

Определение местоположения и оптимального размещения объектов -одна из наиболее распространенных задач ГИС-анализа при выполнении территориальных исследований, проектировании с учетом анализа географических факторов. При помощи наложения слоев с разной тематической информацией (оверлея) можно при решении задач лесосплава учесть ограничивающие факторы: места нерестилищ, зимовальные ямы. Необходимым является учет такой информации как мосты на реках, в том числе на малых, излучены рек. Важна информация по увязке водных путей с

дорожной сетью, с лесфондом, по расположению лесозаготовительных предприятий, населенных пунктов и т.д.

Применение ГИС-технологий позволит более эффективно использовать существующие и проектировать новые пути лесотранспорта, повысить экономическую привлекательность удаленного лесосечного фонда, что в свою очередь будет способствовать более равномерному и рациональному использованию лесных ресурсов.

Предполагается дальнейшее совершенствование рассмотренной ГИС, пополнение ее информацией.

Список использованных источников

1. Посыпанов, С.В. Экологические и экономические аспекты транспорта древесины из удаленных лесных массивов / С.В. Посыпанов // Эколого-ресурсосберегающие технологии и системы в лесном и сельском хозяйстве: сб. научн. тр. по материал. международ. заоч. науч.-практ. конф. / ВГЛТА. - Воронеж, 2014. - Вып. № 3 ч. 4 (8-4). - С. 135-139.

2. Яковлев, В.Н. Использование функций пространственного анализа в лесных геоинформационных системах / В.Н. Яковлев, Н.А. Яковлева // Актуальные проблемы развития лесного комплекса: Материалы международной научно-техн. конф. 7-9 декабря 2010 г. - Вологда: ВоГТУ, 2010. - С. 9-10.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.