Научная статья на тему 'Генезис организации социальной защиты в современной России'

Генезис организации социальной защиты в современной России Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
230
77
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГЕНЕЗИС СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ / ОРГАНЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Наумов А. В., Варфоломеева Н. Б.

В статье приведен генезис организации социальной защиты в современной России а также управление системой социальной защиты населения в современных условиях осуществляемое органами государственной власти всех ветвей и уровней.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Генезис организации социальной защиты в современной России»

Предпосылки модернизации экономических основ социальной защиты населения в сфере здравоохранения

Preconditions of modernization of economic bases of social protection of the population in the health care sphere

Оздоев Аюп Джабраилович аспирант Кисловодского института экономики и права

Тел.: (928) 244-25-91 Ozdoyev Ayup Dzhabrailovich

The post-graduate student of Kislovodsky institute of economy and the low

Tel.: (928) 244-25-91

Аннотация

В статье раскрываются проблемы возможного сокращения объема государственных расходов в системе общественного здравоохранения. Показана тенденция опережающего роста цен на платные медицинские услуги, усугубляющаяся высоким уровнем социально-экономического расслоения общества. Обоснована необходимость проведения модернизации экономических основ социальной защиты населения в сфере здравоохранения.

Abstract

In article problems of possible reduction of volume of the public expenditures in system of public health care reveal. The tendency of an advancing rise in prices for the paid medical services, being aggravated with high level of social and economic stratification of society is shown. Need of carrying out modernization of economic bases of social protection of the population for the health care sphere is proved.

Ключевые слова: общественная система здравоохранения,

государственное финансирование здравоохранения, платные медицинские

услуги, социальная справедливость, социально-экономическая дифференциация населения.

Keywords: public health system, public financing of health care, paid medical services, social justice, social and economic differentiation of the population.

Введение

Основной целью присутствия государства в социально-значимых отраслях экономики является снижение социальной напряженности посредством реализации прав малоимущих слоев населения на получение жизненно необходимых благ, что соответствует принципу «общественного гуманизма». Не является исключением из данного положения и сфера здравоохранения, что объясняет значительные объемы государственных расходов по данному направлению. К примеру, расходы консолидированного бюджета РФ на здравоохранение в 2011 году достигли 3,5% ВВП[2]. Между тем, замедление отечественной экономики, происходящее в 2013 году, ставит под угрозу исполнение бюджетных доходов в полном объеме. В конце июня Министерством финансов РФ для достижения допустимых параметров дефицита было предложено уменьшение общего объема бюджетных расходов за три года на 2,9 трлн. руб. Одним из пунктов реализации данного предложения может стать сокращение в 2014 году расходов на здравоохранение на 25%[1].

Платные медицинские услуги в структуре расходов населения

В условиях сокращения «централизованных» расходов на здравоохранение, сомнение вызывает возможность продолжения государством политики повышения доступности медицинской помощи и эффективности медицинских услуг. Очевидно, что сокращение бюджетных расходов на здравоохранение приведет к уменьшению объемов услуг, предоставляемых бесплатно в рамках реализации

Программы государственных гарантий и, соответственно, к увеличению объемов услуг, предоставляемых населению на платной основе. Однако характер данных изменений до сих пор не ясен, что в свете высокой социально-экономической дифференциации населения вызывает определенные опасения.

Годы

Рисунок 1. Изменение размеров доли платных медицинских услуг в общей структуре использования денежных доходов населения в период с 2000 по 2011 годы, в % (график рассчитан и построен автором на основе данных: Здравоохранение в России. 2005: Статистический сборник. - М.: Росстат, 2005. - С.366; Здравоохранение в России. 2007: Статистический сборник. -М.: Росстат, 2007. - С.342; Здравоохранение в России. 2009: Статистический сборник. - М.: Росстат, 2009. - С.347; Здравоохранение в России. 2011: Статистический сборник. - М.: Росстат, 2011. - С.310; Российский статистический ежегодник. 2007: Статистический сборник. -М.: Росстат, 2007. - С.204; Российский статистический ежегодник. 2012: Статистический сборник. - М.: Росстат, 2012. - С.195, 546)

На рисунке 1 представлен график, отражающий изменение размеров доли, которую занимают платные медицинские услуги в общей структуре использования денежных доходов населением, в период с 2000 по 2011 годы. Здесь следует отметить, что медицинские услуги обладают специфическим характером, отличающим их от остальных типов

экономических благ. В частности, потребность в них, зачастую, возникает неожиданно для конечного потребителя. А отказ от их потребления может спровоцировать серьезные последствия для здоровья и жизни потребителя. В связи с этим, в условиях ограниченности свободных денежных средств, потребитель стремится воспользоваться медицинской помощью на безвозмездной основе, если она обладает достаточным уровнем качества. Если услуга не обладает достаточным качеством, либо она не предоставляется в рамках Программы государственных гарантий населению бесплатной медицинской помощи, у потребителя возникает необходимость в оплате услуги. Это, в условиях неожиданного возникновения потребности в медицинской помощи, приводит к отказу от каких-либо иных расходов/сбережений в пользу оплаты услуг системы здравоохранения[4].

Анализ тенденции, демонстрируемой графиком на рисунке 1, позволяет выделить два отчетливых периода. Первый период - 2000-2002 годы - описывает увеличение доли расходов на платные медицинские услуги в общем объеме расходов с 0,69% до 0,78%. Увеличение доли расходов на оплату медицинской помощи в общем объеме расходов населения может происходить под воздействием различных факторов. К числу основных следует отнести сокращение объемов помощи, получаемой в рамках программы государственных гарантий, и изменение уровня доходов населения. В последнем случае, увеличение доходов приводит к изменению потребительских предпочтений с непосредственной переориентацией на более качественные услуги. В свою очередь, уменьшение общего уровня доходов практически не затрагивает объемы необходимых платежей, к числу которых относятся платные медицинские услуги.

Второй период - 2002-2010 годы - описывает сохранение расходов на платные медицинские услуги в диапазоне от 0,75% до 0,79%, что

позволяет говорить о некой стабилизации ситуации в середине десятилетия. При этом под стабилизацией понимается процесс, когда возникновение непредвиденных потребностей в медицинской помощи не заставляет изыскивать дополнительные средства для приобретения платных услуг. Данная ситуация сохранялась на фоне одновременного увеличения объема доходов населения и объема услуг, предоставляемых за счет государственных средств.

Тем не менее, в 2011 году произошло резкое увеличение доли расходов на оплату медицинских услуг в общей структуре использования денежных доходов населения - с 0,75% до 0,80%. Данное изменение может свидетельствовать о начале нового периода, связанного с увеличением расходов населения на медицинские услуги. В подтверждение этому может выступить общее сокращение уровня доходов населения на фоне замедления темпов экономического роста, а также предполагаемое сокращение объемов государственных расходов в сфере здравоохранения.

Дифференциация населения по доступу к платным услугам здравоохранения

Само по себе предполагаемое сокращение расходов на медицинскую помощь может стать неэффективным. Так, в бюджетной стратегии Министерства финансов РФ указывается целесообразность сокращения объема стационарной медицинской помощи за счет улучшения работы амбулаторно-поликлинического звена. Однако при этом не производится сопоставление расходов и выгод, полученные при реализации данного предложения. В свою очередь, по подсчетам экспертов, реорганизация амбулаторно-поликлинической сети, в условиях необходимости улучшения технической оснащенности, повышения квалификации кадрового состава, корректирования организационно-экономических механизмов отрасли, к 2015 году потребует около 10 млрд. руб. Также необходимо будет произвести реструктуризацию стационарной сети, в

результате чего расходы могут увеличиться еще на 40 млрд. руб. А в итоге, реализация указанных мероприятий должна привести к сокращению потребностей в стационарной помощи на 10% или 64,2 млрд. руб. То есть, выгода на общем фоне является практически незаметной. При этом, общие затраты на оказание медицинской помощи в России в 6 раз меньше, чем в странах Европейского союза и в 3-4 раза меньше, чем в целом в странах Европы, а износ основных фондов с 2000 по 2010 год вырос с 30% до 53%. При этом 17% медучреждений страны продолжают нуждаться в капитальном ремонте, а комплексного переоснащения требует 41%[3].

700

£

§ 600

0 а

1 500

н

§ 400

и

к

§

« 300 200

100 1

0

2000 2001 2002 2003 2004 2005 2006 2007 2008 2009 2010 2011

Годы

О Базисные темпы роста индексов потребительских цен на платные медицинские услуги населению

Базисные темпы роста индексов физического объема платных медицинских услуг населению

Рисунок 2. Сопоставление динамики базисных темпов роста индексов потребительских цен и индексов физического объема платных медицинских услуг предоставленных населению в период с 2000 по 2011 годы, в % к 2000 году (графики рассчитаны и построены автором на основе

данных: Здравоохранение в России. 2005: Статистический сборник. - М.: Росстат, 2005. - С.366; Здравоохранение в России. 2007: Статистический сборник. - М.: Росстат, 2007. - С.342; Здравоохранение в России. 2009: Статистический сборник. - М.: Росстат, 2009. - С.347; Здравоохранение в России. 2011: Статистический сборник. - М.: Росстат, 2011. - С.310; Российский статистический ежегодник. 2012: Статистический сборник. -

М.: Росстат, 2012. - С.544, 546)

В подобных условиях, сокращение расходов чревато усилением общественного недовольства качеством работы системы здравоохранения. На рисунке 2 представлены графики, отражающие динамику базисных темпов роста индексов потребительских цен и индексов физического объема платных медицинских услуг предоставленных населению в период с 2000 по 2011 годы. Так, за рассматриваемый период объем оказанной населению платной медицинской помощи в текущих рыночных ценах увеличился более чем в 10 раз (с 27,5 млрд. руб. до 286,1 млрд. руб.). Сопоставление графиков позволяет сделать вывод о том, что рост объема потребления платных услуг в системе здравоохранения в большей мере происходил за счет увеличения цены, а не физического объема потребляемых услуг. В частности, базисные темпы роста индексов потребительских цен в 2011 году достигли значения в 577,3%. Т.е. цены на платные медицинские услуги за рассматриваемый промежуток времени увеличились в 5,8 раз. В то время как базисные темпы роста индексов физического объема в 2011 году достигли значения в 180,5%. Т.е. реальный объем потребляемых услуг увеличился лишь в 1,8 раз.

Таким образом, можно говорить о том, что в сфере предоставления платных медицинских услуг основную роль играют инфляционные процессы. Это происходит в условиях, когда спрос на платные блага опережает их предложение. Другими словами, уровень развития системы, предоставляющей платные медицинские услуги, отстает от уровня потребностей населения в них (платных медицинских услугах). В такой

ситуации рост спроса компенсируется увеличением цены, а не расширением производственных мощностей, что усиливает ценовую дискриминацию в отношении малоимущих слоев населения, чего не должно происходить в социально-значимых сферах. Основываясь на представленных заключениях можно говорить, что сокращение государственных расходов приведет к увеличению потребностей в платных услугах. Однако в условиях несоответствия производственной базы повышающемуся уровню спроса, все это будет способствовать росту цен, а не увеличению реальных объемов платной помощи.

Таблица 1 - Размеры денежных расходов домашних хозяйств на платные услуги в области здравоохранения в 2010 году, руб. в среднем на одного

члена домашнего хозяйства*

Расходы на оплату услуг

медицинских санаторно- оздоровительных в области физкультуры и спорта

Все домашние хозяйства 1559,9 664,2 371,5

из них:

домашние хозяйства, имеющие детей в возрасте до 16 лет:

1 ребенка 1411,8 698,8 211,4

2 детей 917,1 415,8 253,4

3 и более детей 654,4 82,3 54,5

домашние хозяйства по 10-процентным группам обследуемого населения:

первая (с наименьшими располагаемыми ресурсами) 144,2 11,9 36,4

вторая 256,1 49,3 59,5

третья 409 76,3 68,8

четвертая 634,2 141 90,2

пятая 783,1 164,2 171,3

шестая 1108,9 449 170,2

седьмая 1827,9 1044,7 256,7

восьмая 2627,5 1286,3 763,3

девятая 4210 2020,3 913,7

десятая (с наибольшими располагаемыми ресурсами) 3597,9 1399,6 1184,8

* таблица составлена автором на основе данных: Здравоохранение в России. 2011: Статистический сборник. - М.: Росстат, 2011. - С.312

Между тем следует отметить высокий уровень социальноэкономического расслоения населения в России. В таблице 1 представлены данные о размерах денежных расходов домашних хозяйств на платные услуги в области здравоохранения в 2010 году, позволяющие судить о степени дифференциации населения страны по доступу к платным услугам в области здравоохранения.

Из таблицы видно, что домашние хозяйства, имеющие 1 ребенка в возрасте до 16 лет, тратят на оплату медицинских услуг в среднем практически столько же, сколько составляют средние расходы домашних хозяйств по данному направлению - 1411,8 руб. и 1559,9 руб. на одного члена домохозяйства, соответственно. В то же время на одного члена домохозяйства, имеющего 3 и более детей, на оплату медицинских услуг тратится 654,4 руб., что в 2,2 раза меньше, чем в домохозяйствах с 1 ребенком, и в 2,4 раза меньше в среднем по совокупности домохозяйств. Кроме того уровень дифференциации в разрезе размеров располагаемых ресурсов домашних хозяйств является еще более высоким. Так, первая децильная группа, с наименьшими располагаемыми ресурсами, тратит на оплату медицинских услуг в среднем 144,2 руб. в расчете на одного члена домохозяйства. А десятая группа, с наибольшими располагаемыми ресурсами, - 3597,9 руб., что в 25 раз больше уровня расходов первой группы.

Аналогичным образом ситуация повторяется и по другим типам расходов на оплату услуг в отрасли здравоохранения. Причем, чем в большей степени потребляемым благам присуще свойство добровольности, тем в большей степени наблюдается дифференциация различных групп населения по доступу к ним. К примеру, на услуги санаторно-оздоровительного комплекса, домашние хозяйства, имеющие 1 ребенка, тратят практически столько же, сколько и в среднем по всем домашним хозяйствам, - 698,8 руб. и 664,2 руб. в расчете на одного члена

домохозяйства, соответственно. В то же время на одного члена домохозяйства, имеющего 3 и более детей, на услуги санаторнооздоровительного комплекса было израсходовано всего лишь 82,3 руб., что в 8,1 раз меньше, чем в среднем по всем домохозяйствам, и в 8,5 раз меньше, чем по домохозяйствам, имеющим 1 ребенка. По децильным группам дифференциация еще выше. Так, в расчете на одного члена домашнего хозяйства из первой группы, с наименьшими располагаемыми ресурсами, было израсходовано порядка 11,9 руб., в то время как на одного члена домохозяйства из десятой группы, с наибольшими располагаемыми ресурсами, было израсходовано 1399,6 руб., что больше первого значения в 117,6 раз.

Заключение

Таким образом, наблюдается высокий уровень дифференциации населения по доступу к платным услугам. Что, в условиях сокращения государственного финансирования системы здравоохранения, и последующего опережающего роста цен на платную медицинскую помощь, чревато еще большим снижением доступности «не обязательных» услуг профилактического характера, и ростом доли расходов на «обязательную» помощь в ситуациях, угрожающих здоровью или жизни. Описанные тенденции, в первую очередь, негативным образом отразятся на малообеспеченных слоях населения, что приведет к росту социальной несправедливости и еще большему расслоению общества. Представляется, что для решения указанных проблем, в условиях невозможности увеличения государственных расходов, необходимо обеспечить модернизацию экономических основ социальной защиты населения в сфере здравоохранения. Сделать это можно путем формирования новых подходов к обеспечению солидарной оплаты медицинских услуг, основанных на принципах рыночного регулирования и повышения общей эффективности отрасли.

Библиографический список

1. Высказывания А.Г.Силуанова журналистам о маневрах по

сбалансированию бюджета, недополучении налога на прибыли регионами РФ, оценке доходности размещения средств ФНБ // Пресс-служба Минфина России. - URL:

http://www1.minfin.ru/ru/press/speech/index.php?pg4=2&id4=19512.

2. Российский статистический ежегодник. 2012: Статистический сборник. - М.: Росстат, 2012. - С.584.

3. Шохина Е. Стройки века за счет человека // Expert Online. -

URL: http://expert.ra/2013/07/3/strojki-veka-za-schet-

cheloveka/?partner=23143.

4. Щепин О.П., Дятлов В.Ю. Здравоохранение как социальноэкономическая система // Проблемы социальной гигиены, здравоохранения и истории медицины. - 2012. - №3. - С.3-5.

References

1. A.G.Siluanov's statements to journalists about maneuvers on budget balancing, deficiency of a tax on profits regions of the Russian Federation, an assessment of profitability of placement of means of NWF // the Press service of the Ministry of Finance of the Russian Federation. - URL: http://www1.minfin.ru/ru/press/speech/index.php?pg4=2&id4=19512.

2. Russian statistical year-book. 2012: Statistical collection. - M: Rosstat, 2012. - P.584.

3. Shokhina E. Buildings of a century at the expense of the person //

Expert Online. - URL: http://expert.ru/2013/07/3/strojki-veka-za-schet-

cheloveka/?partner=23143.

4. Shchepin O.P., Dyatlov V.Yu. Health care as social and economic system // Problems of social hygiene, health care and medicine history. - 2012 . - №3. - P.3-5.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.