Научная статья на тему 'Генезис формирования гражданской ответственности личности в теории и практике педагогической науки'

Генезис формирования гражданской ответственности личности в теории и практике педагогической науки Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
396
64
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГРАЖДАНСКАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ / ГРАЖДАНИН / ГРАЖДАНСТВЕННОСТЬ / ВОСПИТАНИЕ ГРАЖДАНСКОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ / ИСТОРИЯ ПЕДАГОГИКИ / CIVIL RESPONSIBILITY / CITIZEN / CITIZENSHIP / TRAINING CIVIL RESPONSIBILITY / HISTORY OF EDUCATION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Куликова Светлана Ивановна

В статье представлено зарождение и развитие в педагогической практике понятия «гражданская ответственность» через определение соответствующих качеств личности и ценностных ориентаций в различные исторические периоды. Также показано становление процесса гражданского воспитания как специально организованного процесса в педагогической науке.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The genesis of the process of formation of civil responsibility of the individual in the theory and practice of pedagogy

The article provides information on the appearance and development of the concept “civil responsibility” through the depiction of traits of character and value orientation in various periods of time. Special attention is given to the civil education as a specially organized process in pedagogy.

Текст научной работы на тему «Генезис формирования гражданской ответственности личности в теории и практике педагогической науки»

*

С.И. Куликова

Генезис формирования

гражданской ответственности личности

в теории и практике педагогической науки

В статье представлено зарождение и развитие в педагогической практике понятия «гражданская ответственность» через определение соответствующих качеств личности и ценностных ориентаций в различные исторические периоды. Также показано становление процесса гражданского воспитания как специально организованного процесса в педагогической науке. Ключевые слова: гражданская ответственность, гражданин, гражданственность, воспитание гражданской ответственности, история педагогики.

Еще в условиях первобытной общины отмечается появление первичной воспитательной системы. По мнению И.Ф. Яруллина, уже в шуме-ро-аккадской цивилизации закладывались основы гражданского воспитания: в детях воспитывалась любовь к Родине, к семье и матери, к труду, особо поощрялись доброта, честность, уважение к старшему поколению, справедливость, мужественность [20].

В Древней Греции возникла первичная система правового государства. В трудах философов античности: Аристотеля, Демокрита, Платона, Плутарха, Протагор, Сократ и др., - можно увидеть основы системы формирования гражданской ответственности [8; 13; 15; 18]. В соответствии с традициями этики, основанной на культуре поведения и взаимоотношений, решалась проблема воспитания граждански ответственных людей [16].

Аристотель ввел в научный мир понятие «гражданское общество», что обозначало общество свободных и имеющий одинаковые права граждан, объединенных сложившейся формой политического устройства. Он первым предложил создать систему воспитания в государственных школах [2].

Платон и Сократ предлагали использовать литературу, игры, мифы в качестве средств воспитания [12]. Сократ наряду с предложением методов и средств воспитания и образования учащихся уделял большое внимание развитию индивидуальности человека, которая характеризовалась наличием справедливости, доброты, чувства самообладания и мужества. Философ определял практической задачей полученных знаний искусство жить на земле [13].

£ ^ ы

Ы ^ I

|— го

О о ш

га га

Ф Ф с

О т го

ср

сс К О го ^

3" а-

ю Р

О

Приоритет в развитии патриотизма принадлежит философам Древнего Рима, здесь нужен был верноподданный воин и гражданин, обладающий высокими нравственными качествами и преданный Родине, готовый к общественной жизни и самопожертвованию. В Риме появляются новые воспитательные теории, в которых отражалась проблема гражданской ответственности, например, концепция Цицерона о воспитании юных граждан Рима. По мнению Цицерона, гражданин должен ч быть справедливым, знающим истину, совершать благопристойные поступки, оказывать милосердие, особое внимание уделялось вопросам воинского долга и защите Отечества. Основной идеей остается идея преданности государству, готовность к защите и борьбе, в воспитательные программы вводится новая для той эпохи христианская религия [17].

Для большинства античных философов человек оставался объектом воздействия. Каждый человек считался частью целого и должен был заботиться о процветании всего обществ, а государство - о благополучии своих граждан.

В эпоху средневековья (У-ХУ вв.) религия является главной идеологической силой. В трудах отдельных ученых просматриваются идеи формирования гражданской ответственности, хотя практической реализации они не получили. Например, Павел Диакон (Варнефрид) считал важным средством формирования гражданской ответственности изучение истории. Педагог и философ Востока аль-Фараби в своих трактатах «Гражданская политика», «О достижении счастья», «Указание пути к счастью» говорит о гражданском воспитании, предпочитая догматическому богословию изучение традиций страны и чувство преданности ей [4].

В феодальной Руси основой воспитания была патриархальная религиозная семья. В обществе особо почитались качества, связанные с христианством: милосердие, совестливость, а также качества, связанные с патриархальным крестьянским укладом: уважение к старшим, ответственность за свои поступки, бережное отношение к окружающей среде.

Большой вклад в педагогические идеи эпохи Возрождения внесли труды Т. Мора, Т. Кампанеллы, В.Р. да Фельтре, Э. Роттердамского, П.М. Джованни, Н. Кузанского, М. Монтеня, Ф. Рабле, которые подчеркивали единство процессов обучения и воспитания. Появляются новые педагогические принципы: природосообразности, принцип свободы совести и вероисповедания, принцип внимательного отношения к ребенку. Большое внимание уделялось физическому воспитанию и труду, поощрялась творческая активность и самостоятельность в работе. Образовательные программы были направлены на воспитание патриотизма, нравственности, трудолюбия, гуманности, развитие самостоятельности, инициативы и ответственности.

о ^

X О

б ^

С IX

ф

га" § -I

1 ^ х В России эпоха Возрождения совпала со временем правления Петра I

^ 4- го

2 2о (1672-1725). В произведении «Юности честное зерцало, или Показание

ГО го

5 ш ^ к житейскому обхождению» есть высказывание: «Младый отрок должен

к к о быть бодр, трудолюбив, прилежен, благочестен, добродетелен, образо-

Л о ван». При этом образованность занимает ведущее место и заключается

° ^ в знании языков, совершенной конной езде, танцах, «шпажной битве», он должен быть «красноглаголив и в книгах научен» [19]. В результате педагогических реформ во времена Петра I была принята европейская модель образования. Наблюдается переход от воспитания, направленного на внутренний мир ребенка, к образованию, направленного на получение функциональных знаний. Реформы Петра I стали причиной изменения ценностей и содержания образовательной деятельности. В это время появляются идеи использования форм, методов, средств воспитания патриота и гражданина.

Следующая эпоха развития Европы - эпоха Просвещения. Новые теории, содержащие представления о человеке и процессе формирования его личностных качеств, принадлежат Д. Локку, Я.А. Коменскому, Вольтеру, И.Г. Песталоцци, Ж.-Ж. Руссо, А.В. Дистервергу, Д. Дидро и другим мыслителям, опирающимся в своих исследованиях на опыт исторического развития философии и педагогики.

На первый план выходит развитие познающего мир разума [16]. Т. Гоббс в своем трактате «О гражданине» говорит, что гражданское общество формируется как союз индивидуальностей [3]. Я.А. Комен-ский в труде «Материнская школа» писал, что целью воспитания является формирование гражданина как патриота своей страны.

Понятия «гражданин» и «гражданская ответственность» были возрождены во времена Французской буржуазной революции в конце XVIII в. Передовыми мыслителями и просветителями того времени: А. Смитом, Ш. Монтескье, К.А. Гельвецием, Д. Дидро, Ж.Ж. Руссо и др., - были затронуты вопросы государственности и права, гражданского воспитания, возрождения национально-патриотических чувств и традиций через систему общественного воспитания.

Немецкие философы И. Кант, Г. Гегель, В. Гумбольдт и др. уделяли большое внимание проблеме формирования гражданской ответственности в системе общественного воспитания.

Выдающийся швейцарский педагог И.Г. Песталоцци занимался вопросами подготовки человека к жизни в обществе, профессиональной деятельности, семейной жизни как составными частями гражданского воспитания и образования. Им были описаны личностные качества гражданина, рассмотрен вопрос о средствах воспитания гражданина. В этом И.Г. Песталоцци предлагал использовать опыт народной педагогики.

В середине XIX в. К. Марксом и Ф. Энгельсом была сформулирована пролетарская мораль, которая, по замыслу авторов, должна была в будущем превратиться в гражданственность. Гражданственность, по определению К. Маркса, является общественно-политическим статусом личности. Он считал первичным общественное бытие, определяющее частный

Вторая половина XIX в. ознаменовалась другими социальными течениями, основанными Г. Бабефом, Э. Кабе, Ш. Фурье, К. Сен-Симоном. В их воззрениях можно проследить связь гражданского воспитания с нравственным и политическим воспитанием, а также с выполнением гражданами своих обязанностей перед обществом.

В гражданском воспитании конца XIX - начала XX вв. наблюдались свои особенности. Наибольший вклад в разработку данной проблемы внес Г. Кершенштейнер, в трудах которого впервые стал использоваться термин «гражданская ответственность». Г. Кершенштейнер считал, что труд и нравственность являются главными средствами воспитания, а качества пунктуальности, добросовестности, тщательности, выдержки, регулярности и самообладания являются лучшими нравственными качествами. Он указывал, что школа должна стать фундаментом для гражданского воспитания. Причем решение задач воспитания граждан возможно в случае, если в школе будут воссозданы приближенные к реальным условиям социальной жизни. Этическое обучение считалось частью гражданского воспитания, которое идет через изучение прав и обязанностей граждан [5].

В основе воспитания в России, в отличие от Запада, была не гражданская, а национальная идея. С древних времен России доминировала народная педагогика, фундаментом которой являлись любовь к Родине, труду, матери. Понимание сущности гражданской ответственности основывалось на опыте западноевропейской философии и педагогики. И.И. Бецкой, получив образование за границей и находясь под влиянием идей Д. Дидро, Ж.-Ж. Руссо, Дж. Локка и др., указывал на необходимость связи воспитания и гражданственности, призывал возбуждать охоту к трудолюбию, обучать поведению, учтивости, благопристойности, соболезнованию и опрятности [1].

В российскую педагогику большой вклад внес великий русский ученый М.В. Ломоносов, который считал основой воспитания родной язык, природные свойства которого способствовали формированию патриотизма, уважению к национальной культуре, распространению грамотности и науки [7].

В конце XVШ - первой половине XIX в. гражданское воспитание связано с патриотическим воспитанием.

о ^

X О

б ^

С IX

го го

Е °

интерес гражданина, для реализации которого он должен выполнять о й свои гражданские функции [10].

о

ra s к

ü ü Русские мыслители Н.И. Новиков. А.Н. Радищев, В.Г. Белинский,

^ 4- го

2 2g А.И. Герцен, Н.Г. Чернышевский, Н.А. Добролюбов выдвигают гумани-

го га ^

ш си g, стические теории воспитания истинных патриотов и граждан, полезных

к g о Отечеству. В процессе обучения детей предлагалось обращаться к при-

Л о мерам из биографий великих людей, к родной природе, считая их луч° ^ шими средствами гражданского воспитания [11].

В конце XIX - начале XX вв. в условиях развития общественно-капиталистических отношений, реформ 1860-х гг. разрабатывалась проблема формирования гражданской ответственности. Педагоги того времени огромное внимание уделяли родному языку, устному народному творчеству и труду во имя народа.

XX в. определяется как наиболее противоречивое время. В первые годы советской власти понятие «гражданин» не пользовалось популярностью. В новой России были более популярны наименования в связи с социальной принадлежностью: рабочий, бедняк, крестьянин. В первые послереволюционные годы советская педагогика была нацелена на формирование человека активного, творческого, трудолюбивого и ответственного, руководствующегося больше интересами общества, чем личными мотивами. Широко издавались и работы западных ученых, в том числе и основоположника гражданского воспитания Г. Кершен-штейнера. Задачи формирования гражданской ответственности решались исходя из экономического и социально-политического положения в стране. В.И. Ленин считал решение задач воспитания гражданской ответственности населения одним из главных условий формирования нового строя [6].

Об общественной направленности личности как результате воспитательной работы говорят в своих трудах Н.К. Крупская, А.С. Макаренко, В.А. Сухомлинский. Они уделяли большое внимание воспитанию чувства долга, ответственности за общее дело, осознанию гордости за Родину как основы морального воспитания подростков [9, с. 137; 14].

Исследования идеи формирования гражданской ответственности позднее встречаются в работах Е.В. Известновой, Г.Т. Суколено-вой, О.И. Волжиной, В.Н. Власовой, А.С. Гаязова, Л.К. Гребенкиной, И.П. Гукаева, С.Н. Иконниковой. Л.И. Мищенко. Во всех работах прослеживается идея формирования личности, ответственной за судьбу своей страны и ее граждан, способной к самостоятельным суждениям и принятию решений.

Таким образом, в разные исторические периоды при формировании гражданской ответственности решались определенные цели, применялись соответствующие времени средства и методы ее воспитания, обусловленные политическими, экономическими, культурными

и социальными условиями общества. В последние годы вопросы форми- Е рования гражданской ответственности подрастающего поколения начи- § нают выходить в воспитательном процессе на первый план.

VO

и

с к

Библиографический список s

£2

1. Антология педагогической мысли России XVIII в. / Сост. И.А. Соловков. д М., 1995. с

2. Аристотель. Политика: Соч. в 4-х т. Т. 4. М., 1999.

3. Гоббс Т. Соч. в 2-х т. / Сост. и ред. В.В. Соколов. Т. 1. М., 1998.

4. Жолмухамедова Н.Х. В поисках прекрасного: аль-Фараби и Ибн Сина: Монография. Алматы, 2014.

5. Кершенштейнер Г. Трудовая школа / Пер с нем. М.И. Дрея. М., 1988.

6. Ленин В.И. Философские тетради // В.И. Ленин. Полн. собр. соч. Т. 29. С. 3-620.

7. Ломоносов М.В. О воспитании и образовании. М., 1991.

8. Лосев А.Ф. История античной философии в конспективном изложении. М., 1989.

9. Макаренко А.С. Соч. в 7 т. М., 1957-1958.Т. 3. С. 137.

10. Маркс К. Немецкая идеология // Маркс К., Энгельс Ф. Соч. Т. 3. С. 7-544.

11. Педагогическое наследие / В.Г. Белинский, А.И. Герцен, Н.Г. Чернышевский, Н.А. Добролюбов. М., 2003.

12. Платон. Государство // Платон. Соч. Т. 3. Ч. 1. М., 1975.

13. Платон. Филеб, Государство, Тимей, Критий / Пер. с древне-греч.; Общ. ред. А.Ф. Лосева, В.Ф. Асмуса, А.А. Тахо-Годи. М., 1999.

14. Сухомлинский В.А. Как воспитать настоящего человека. М., 1990.

15. Таранов П.С. Философия сорока пяти поколений. М., 1999.

16. Философия культуры. Становление и развитие / Под ред. М.С. Кагана и др. СПб., 1998.

17. Цицерон М.Т. О старости - о дружбе - об обязанностях / Под ред. В.О. Горинштейна. М., 1999.

18. Цицерон М.Т. Философские трактаты. М., 1985.

19. Юности честное зерцало, или Показание к житейскому обхождению: собрание от разных авторов / Ред.-сост. Тетенькина Т.Г. М., 2001.

20. Яруллин И.Ф. Формирование гражданской ответственности студентов педагогических вузов. Казань, 2011.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.