Научная статья на тему 'Формирование гражданской позиции юриста: историко-педагогические аспекты'

Формирование гражданской позиции юриста: историко-педагогические аспекты Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
694
153
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГРАЖДАНСКАЯ ПОЗИЦИЯ / ГРАЖДАНСКОЕ ВОСПИТАНИЕ / ПРАВОВАЯ КУЛЬТУРА / ПОЗИЦИЯ ЛИЧНОСТИ / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / CITIZENSHIP / CIVIC EDUCATION / LEGAL CULTURE / POSITIONOF THE PERSON / PROFESSIONAL OCCUPATION

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Гладченкова Светлана Викторовна, Гороховцев Олег Викторович

В статье в историко-педагогическом контексте рассматривается генезис понятий «гражданственность», «позиция», «гражданская позиция», элементы структуры гражданской позиции.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE CREATING OF THE CIVIL POSITION OF LAWYERS IN HIGH SCHOOL: HISTORICAL ASPECTS OF TEACHING

In an article in the historical and pedagogical context is considered the genesis of the concepts of «citizenship», «position», «citizenship», the structure members citizenship.

Текст научной работы на тему «Формирование гражданской позиции юриста: историко-педагогические аспекты»

С.В. Гладченкова, О.В. Гороховцев,

кандидат педаг°гических наук, кандидат юридических наук, доцент

Брянский филиал Московского психолого-социального университета

ФОРМИРОВАНИЕ ГРАЖДАНСКОЙ ПОЗИЦИИ ЮРИСТА: ИСТОРИКО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ

THE CREATING OF THE CIVIL POSITION OF LAWYERS IN HIGH SCHOOL: HISTORICAL ASPECTS OF TEACHING

В статье в историко-педагогическом контексте рассматривается генезис понятий «гражданственность», «позиция», «гражданская позиция», элементы структуры гражданской позиции.

In an article in the historical and pedagogical context is considered the genesis of the concepts of «citizenship», «positioo», «citizenship», t«e structure members citizenship.

Атрибутом гражданского общества являет -ся заинтересованность государства в созна-тельном отношении граждан к общественным ценностям, в создании непротиворечивой сис -темы гражданских и патриотических идеалов, в уважении гражданской позиции каждого члена общества, что требует подготовки спе-циалистов, обладающих самостоятельностью, ответственностью, гражданским мужеством, социальной и гражданской активностью.

Выявление социально -педагогической сущности гражданской позиции и поиск путей ее формирования — актуальная проблема педаго-гической науки. Ее решение приводит нас к не -обходимости исследования данного феномена в системе механизмов взаимоотношений человека с обществом, окружающим миром, государством, которые влияют на формирование самосознания, гражданской позиции и становление лич -ности в целом.

Несмотря на достаточное количество ис -следований по вопросам формирования гра -жданской позиции, отметим, что аспект формирования гражданской позиции будущих юристов в образовательном пространст -ве вуза не находит должного освещения в литературе, в связи с этим, перейдем к тео -ретическому анализу понятия «гражданская позиция» личности, которую условно можно разделить на два элемента: «гражданская» и « позиция».

Существенным признаком понятия «гражданская позиция» является категория «граждан -ская», производная от категории «гражданствен -ность». Генезис гражданственности связан с вы-

делением из системы общественных отношений социального отношения «гражданин — государство». Идея воспитания и становления гражда -нина возникла вместе с появлением государства и была обусловлена острой потребностью иметь послушных и преданных первоначально — аппа -рату властей, позже — государственному и общественному интересу страны граждан.

Формирование гражданской позиции человека занимает важное место в трудах древнегреческих ученых Аристотеля, Платона, Ксенофонта, Сократа, Демокрита. Они считали идеальным гражданином государства того, для кого смыслом жизни стало служение государственным ин -тересам, пр еданно сть им и их защита.

Однако широкое обсуждение гражданской позиции личности относится к более позднему времени, когда человек был выделен на личностном уровне. Тема формирования гражданской позиции личности рассматривалась широким кругом мыслителей на разных направлениях. Это Вольтер, П.А. Гольбах, Д. Дидро, Ш. Монтескье, Г. Кер-шенштейнер, И. Кант, Дж. Локк, Морелли, Ж.-Ж. Руссо, русские мыслители В.Г. Белинский, М.В. Ломоносов, Н.М. Карамзин, К. Д. Ушинский и др.

По мнению Д. Дидро, главным качеством, отличающим гражданина, является способность поддерживать существующую власть, а задачей воспитателя должно стать развитие у молодежи качеств, способствующих укреплению общества и государства [10. — С. 269].

Ж.-Ж. Руссо считал, что формирование человека зависит от влияния среды и воспитания: общественная среда формирует гражданскую природу человека. В то же время на формирование граж-

данской позиции личности влияют три фактора: природа, люди и общество [10. — С. 559].

Идеи Ж.-Ж. Руссо получили большую определенность в учении И. Канта, который относил к качествам, формирующим гражданскую позицию, гражданственность и был убежден, что мотивацией человеческой деятельности является долг перед Отчизной и государством [3. — С. 337].

Теория формирования гражданина впервые получила стройную разработку в сочинениях Г. Кершенштейнера «Понятие гражданского воспи -тания» и «Понятие трудовой школы». По его мнению, воспитание гражданина должно вооружить человека такими привычками, которые дали бы ему возможность принимать участие в жизни государства и научили содействовать сво -ей жизнью и деятельностью приближению к идеалу культурно-правового государства.

Философская и педагогическая мысль России всегда была ориентирована на воспитание высоких гражданских качеств. Одним из первых обратил внимание общества на проблему воспитания граждан М.В. Ломоносов.

Привлекаю т внимание идеи гражданского становления человека, представленные в трудах Н.М. Карамзина, который акцентировал внимание на патриотической составляющей граждан -ственности, выделив такие разновидности любви к Отечеству: а) физическая любовь, т.е. привя-занность к месту своего рождения, к малой родине; б) нравственная, т.е. любовь к согражда-нам, с которыми человек воспитывается и растет; в) политическая, т.е. любовь ко благу и славе Отечества и желание способствовать им во всех отношениях [5. — С. 556].

Современные исследователи к элементам гражданственности относят нравственную и правовую культуру, внутреннюю свободу личности, дисциплинированность, уважение и доверие к другим гражданам и государственной власти, способность выполнять свои обязанности, гармоничное сочетание патриотических [12], на -циональных и интернациональных чувств [11].

По мнению современных социологов (А.П. Здравомыслов, М.С. Каган, В.А. Ядов), граждан -ственность выражает связь между конкретным гражданином государства и личностью как субъектом общественных отношений и деятельности. Гражданственность синтезирует утвердившиеся в обществе ценности, позволяет личности осознать свою общественную природу и обеспечивает направленность ее сознания на осуществление общего дела, что вызывает активность личности, ее деятельность.

По мнению А.И. Ореховского, гражданст-венность — высший уровень морально-идейного состояния взаимодействующих личностей и со-

циальных общностей, существенное идейно -политическое качество личности. Подлинная гражданственность невозможна без глубоких знаний, эрудиции, высокой культуры, поскольку предполагает гражданскую деятельность, а творчески действовать могут только образованные, целеустремленные, волевые и энергичные люди [8. — С. 64].

С точки зрения Н.А. Савотиной, понятие «гражданственность» может стать ментальной основой подготовки будущего специалиста любой профессиональной направленности [12. — С. 39].

Итак, гражданственность — это интегратив -ное качество личности, позволяющее человеку проявлять себя юридически, нравственно, поли -тически дееспособным. Представляя собой сложное явление в структурном отношении, гражданственность выражается: 1) в осознании и оценке личностью своего положение в обществе, в государстве, прав и обязанностей гражданина; 2) в совокупности гражданских чувств и качеств, с помощью которых личность закрепляет свое положение гражданина в обществе; 3) в преломлении в социально-значимой деятельности своего осознанного положения гражданина [9; 13].

Второй элемент категории — «позиция» личности является предметом изучения целого ряда наук: философии, социологии, педагогики, психологии.

Современные словари рассматривают понятие «позиция» как точку зрения, принцип, положенные в основу поведения, действий кого-либо [9]. Относительно человека это понятие приобретает многозначность: «выбор места действия», «определение своего положения», «точка отсчета».

Существующую в литературе многоаспект -ность понятия «позиция» (жизненная, общест-венная, социальная, гражданская, нравственная и др.) можно объяснить многообразием человеческой сущности, ее способностью определенным образом оценивать окружающую действитель-ность и возможностью личности сознательно принимать решения и избирать собственную ли -нию поведения.

В философских работах «позиция» трактует -ся как взгляд человека на жизнь и характер его отношений к обществу (К.С. Гаджиев), как цело -стное, системное духовно-практическое образование личности, характеризующее формы и способы ее включения в жизнедеятельность (Л .Б. Волченко). Философы представляют позицию в качестве целостной характеристики конкретного человека как личности и индивида.

Социология использует термин «позиция» как тождественный термину «статус» или как место личности в структуре общественных от -ношений через выполнение социальных ролей

(М.С. Кузьмин). Под статусом в социологии понимается определенный круг прав и обязанностей, привилегий и свобод, которыми располагает личность в конкретной социальной системе.

В социологических исследованиях А.С. Кап -то, В.П. Киселева, И.С. Кона, В.Т. Лисовского, Л.К. Фомичевой осуществляется попытка определения содержания гражданской позиции лич-ности через понятие социальной зрелости, проявляющейся в деятельности.

Таким образом, позиция с точки зрения социологии — понятие, отражающее положение личности в обществе, которое определяется системой ее прав и обязанностей.

Для отечественной психологии характерно рассмотрение понятия «позиция» через систе -му отношений. Позиция, как правило, всегда осознанна, индивидуальна, избирательна и динамична, имеет регулятивный характер (Б.Г. Ананьев, Л .И. Божович), является условием развития личности, поскольку необходимость занять в жизни ту или иную позицию возника -ет у каждого человека (А.Н. Леонтьев, В.Н. Мясищев).

По мнению С.Л. Рубинштейна, позиция личности есть система отношений личности к обществу, людям, труду. Позиция — это образование, объединяющее разные виды ценностных ориентаций [11. — С. 43].

В социальной психологии позиция личности понимается как устойчивая, внутренне осознанная система отношений к обществу, к другим людям, к себе. Это структурно-личностное образование, которое отражает характер взаимоотношений личности и общества, определяет соци -альную активность личности и ее направлен -ность на общественно значимые цели.

Таким образом, позиция с точки зрения психологии — это способ реализации базовых цен -ностей личности в ее взаимоотношениях с другими, единство сознания и деятельности. В пси -хологических исследованиях подчеркиваются такие наиболее важные составляющие позиции личности, как деятельность (активность), мотивы (потребности, ценностные ориентации), знания (взгляды, точки зрения).

К проблеме формирования гражданской позиции личности в педагогике обращались В .Г. Белинский, П.П. Блонский, Н.К. Крупская, А. В. Луначарский, А.С. Макаренко, В.А. Сухомлин -ский, К.Д. Ушинский и др. Размышляя о воспи -тании гражданина, В.Г. Белинский писал: «...На родителях, на одних родителях лежит священ -нейшая обязанность сделать своих детей челове -ками, обязанность же учебных заведений — сде -лать их гражданами, членами государства на всех его ступенях» [1. — С. 136]. К .Д. Ушинский

полагал, что нравственное и гражданское становление личности идет через родное слово, через русский язык [15. — С. 272].

Педагогика России XX века связала идею гражданского воспитания с идеей построения коммунизма. Сущность гражданственности советские педагоги видели в единстве сознания и поведения, патриотизме, преданности Родине, готовности к ее защите, добровольном труде на пользу общества, высоком уровне образованности, нравственности.

А.С. Макаренко выявил важнейшее граждан -ское качество — ответственность — и наметил пути ее формирования через политическое образование, которое предполагает формирование научного мировоззрения, идейную закалку, знание законов и перспектив развития общества. Он отмечал: «Нельзя воспитать мужественного человека, если не поставить его в такие условия, где бы он мог проявить мужество, — все равно в чем, — в сдержанности, в прямом открытом слове, в некотором лишении, в терпеливости, в смелости» [7. — С. 38].

Н.К. Крупская обозначила такие граждан -ские качества, как целеустремленность, подчи-нение личных интересов общественным, которые «могут быть сформированы при условии сочетания получения знаний с активным участием в общественной работе» [6. — С. 96].

В 60-е годы XX в. в отечественной педагоги -ке вопросами изучения формирования гражданственности и гражданской позиции занимались

Н. И. Болдырев, Э.И. Моносзон, Н. И. Муравьев, С.Е. Хозе.

В трудах В .А. Сухомлинского обобщается и систематизируется теоретический и практический опыт гражданского воспитания [14]. Гуманистические идеи В .А. Сухомлинского нашли творческое развитие в педагогической деятель -ности его последователей Ш.Л. Амоношвили, Е.Н. Ильина, В.Ф. Шаталова.

Во второй половине 80-х годов предприни -малась попытка рассматривать гражданскую позицию в контексте общекультурного развития личности. Так, Е.В. Никанорова, Ю.П. Ожегов, Т.Г. Чурилова изучали различные элементы общей культуры личности гражданина: политическую, экологическую культуру.

В конце 80-90-х гг. формирование граждан -ской позиции рассматривалось как социальное явление и как социализаторская функция формирования личности, ориентированная на общечеловеческие ценности (Г .Я. Гревцева, В. Крысяк,

Н. И. Элиасберг).

90-е годы характеризуются обилием педагогических исследований, направленных на формирование гражданственности и гражданской

позиции личности через правовые знания (Ф .Б. Горелик, Г.П. Давыдов, Е.В. Известнова, Л.Л. Хоружая). Гражданская позиция личности рассматривается как сложное социально-педаго -гическое явление, которое выражается в осознании и оценке личностью своего положения в обществе, прав и обязанностей гражданина, в совокупности чувств и качеств личности.

Педагогические исследования Л.А. Байковой, З.Я. Башшаева, А.В. Беляева, А.Ф. Никити -на, Г.Т. Суколеновой, А.М. Фактора, Г.Н. Фило -нова ориентированы на рассмотрение граждан -ской позиции как интегративного качества лич -ности и базовой ценностной ориентации. Л .А. Байкова к «важнейшим компонентам общей культуры» относит гражданственность [2. — С. 52]. З.Я. Капустина среди основных векторов формирования и развития гражданственности называет гражданскую позицию, гражданское патриотическое состояние личности [4. — С. 48].

Таким образом, в педагогике гражданская позиция личности рассматривается как качество личности и как система отношений к окружающей де йствительно с ти.

В социологии, педагогике, психологии термин «позиция личности» понимается в двух зна -чениях: внешняя и внутренняя. Положение чело -века в социальной структуре или системе межличностных отношений, которое регламентирует поведение и действия личности, — это внешняя позиция. Позиция как система взглядов, устано -вок, ценностей, мотивов, через которые выражаются отношения индивида к различным сторонам действительности — внутренняя позиция.

Традиционно в содержание понятия позиция личности включают три компонента:

- личностную направленность, основанную на осознании субъектом собственных жизненных целей, ценностей, стремлении к достижению жизненного успеха, саморазвитию, самореализации, самоутверждению;

- общественную направленность, предполагающую осознанный выбор мировоззрения и нравственной ориентации, развитие чувства от -ветственности, гуманное отношение к окружаю -щим;

- деятельную направленность на социально значимую деятельность, необходимую для достижения как личных, так и общественных, государственных интересов.

Итак, на основании проведенного анализа отметим, что позиция — это сложное качество личности, которое проявляется как отношение человека к себе, своей профессии, окружающим, обществу, государству, самостоятельность лич -ности в выборе пути. Позиция включает линию поведения человека как социального субъекта в

реализации его жизненных ценностей. Сформированная позиция способствует личностному и профессиональному развитию человека.

Соединяя два понятия — «гражданская» и «позиция», отметим, что в современной педаго -гической науке нет единого подхода к определе -нию термина «гражданская позиция».

При всем разнообразии трактовок этого понятия возможно выделить общее, объединяющее авторские подходы к раскрытию его сущности. Гражданская позиция представляет собой совокупность качеств личности по отношению к гражданину, обществу, государству. Поэтому формирование гражданской позиции личности во многом зависит от ее умения самостоятельно принимать решения и быть ответственной за свои действия как в стандартных, так и нестан -дартных ситуациях.

Проанализировав многообразие точек зрения, существующих в философии, социологии, психологии, педагогике в отношении понятия «гражданская позиция» и исходя из представле -ний о ней как об одном из видов целостной позиции личности, мы полагаем, что гражданская позиция юриста представляет собой интегратив -ное качество личности, в котором отражаются ее представления о социальном идеале общества, государстве, праве, являющиеся ориентиром ее гражданского поведения в профессиональной деятельности.

ЛИТЕРАТУРА

1. Белинский В.Г. Избранные педагогические сочинения. — М.: Педагогика, 1982. — 287 с.

2. Бозиев Р.С. Вуз как воспитательное пространство // Педагогика. — 2002. — № 7. — С.

52—77.

3. Кант И. Идея всемирной истории во всемирно-историческом плане: соч. в 6 т. Т. 4. — М., 1966. — 478 с.

4. Капустина З.Я. Воспитание гражданственности в условиях обновляющейся России // Педагогика. — 2003. — № 9. — С. 45—50.

5. Карамзин Н.М. История государства Российского: в 12 т. Т X-XII. — Тула: Приок. кн. изд -во, 1990. — 589 с.

6. Крупская Н.К. Избранные педагогические труды / под ред. А.М. Арсеньева. — М.: Педаго -гика, 1980. — 429 с.

7. Макаренко А.С. Воспитание гражданина.

— М.: Просвещение, 1988. — 304 с.

8. Ореховский О .И. О гражданственности и чести. Новое в жизни, науке и технике. — М.: Знание, 1975. — 58 с.

9. Педагогический энциклопедический словарь / гл. ред. Б .М. Бим-Бад. — М.: Большая Российская Энциклопедия, 2002. — 528 с.

10. Пискунов А. И. Хрестоматия по истории зарубежной педагогики. — М.: Просвещение, 1971. — 560 с.

11. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. — М.: Педагогика, 1980. — 485 с.

12. Савотина Н .А. Гражданское воспитание: традиции и современные требования // Педаго -гика. — 2002. — № 4. — С. 39—44.

13. Сериков В.В. Личностно-ориенти-

рованное образование // Педагогика. — 1994. — № 5. — С. 16—21.

14. Современное гражданское воспитание: от теории к практике / отв. ред. Е .Л. Петренко. — Ульяновск: УИПКПРО, 2004. — 40 с.

15. Ушинский К.Д. Избранные педагогические произведения. — М., 1968. — 272 с.

REFERENCES

14. Sovremennoe grazhdanskoe vospitanie: ot teorii k praktike / otv. red. E.L. Petrenko. — Ulyanovsk: UIPKPRO, 2004. — 40 s.

15. Ushinskiy K.D. Izbrannyie pedagogicheskie proizvedeniya. — M., 1968. — 272 s.

1. Belinskiy V.G. Izbrannyie pedagogicheskie sochineniya. — M.: Pedagogika, 1982. — 287 s.

2. Boziev R.S. Vuz kak vospitatelnoe prostran-stvo // Pedagogika. — 2002. — № 7. — S. 52—77.

3. Kant I. Ideya vsemirnoy istorii vo vsemirno-istoricheskom plane: soch. v 6 t. T. 4. — M., 1966.

— 478 s.

4. Kapustina Z.Ya. Vospitanie grazhdanstven-nosti v usloviyah obnovlyayuscheysya Rossii // Pedagogika. — 2003. — № 9. — S. 45—50.

5. Karamzin N.M. Istoriya gosudarstva Rossiy-skogo: v 12 t. T X-XII. — Tula: Priok. kn. izd-vo, 1990. — 589 s.

6. Krupskaya N.K. Izbrannyie pedagogicheskie trudyi / pod red. A.M. Arseneva. — M.: Pedagogika, 1980. — 429 s.

7. Makarenko A.S. Vospitanie grazhdanina. — M.: Prosveschenie, 1988. — 304 s.

8. Orehovskiy O.I. O grazhdanstvennosti i ches-ti. Novoe v zhizni, nauke i tehnike. — M.: Znanie, 1975. — 58 s.

9. Pedagogicheskiy entsiklopedicheskiy slovar / gl. red. B.M. Bim-Bad. — M.: Bolshaya Rossiy-skaya Entsiklopediya, 2002. — 528 s.

10. Piskunov A.I. Hrestomatiya po istorii za-rubezhnoy pedagogiki. — M.: Prosveschenie, 1971.

— 560 s.

11. Rubinshteyn S.L. Osnovyi obschey psi-hologii. — M.: Pedagogika, 1980. — 485 s.

12. Savotina N.A. Grazhdanskoe vospitanie: traditsii i sovremennyie trebovaniya // Pedagogika.

— 2002. — № 4. — S. 39—44.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

13. Serikov V.V. Lichnostno-orientirovannoe obrazovanie // Pedagogika. — 1994. — № 5. — S. 16—21.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.