Научная статья на тему 'Гендерный подход в вузовском курсе истории образования и педагогической мысли'

Гендерный подход в вузовском курсе истории образования и педагогической мысли Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
213
56
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГЕНДЕРНОЕ ИЗМЕРЕНИЕ / ГЕНДЕРНЫЙ АНАЛИЗ / ИСТОРИЯ ОБРАЗОВАНИЯ И ПЕДАГОГИКИ / GENDER DIMENSION / GENDER ANALYSIS / HISTORY OF EDUCATION AND PEDAGOGY

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Штылева Любовь Васильевна

Раскрываются возможности и стратегии формирования гендерной компетенции будущих педагогов в процессе изучения курса истории педагогики и образования. Формирование гендерной компетентности неотъемлемый компонент базовой профессиональной подготовки современного учителя, родовой признак гуманистической направленности его профессионального мировоззрения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE GENDER APPROACH IN THE COURSE OF EDUCATION AND PEDAGOGYHISTORY

Possibilities of gender competence formation of future teachers in the course of Education and Pedagogy History are revealed. Formation of gender competence is a compulsory component of the basic professional education of a contemporary teacher, an integral indication of humanistic character of his / her professional world-outlook.

Текст научной работы на тему «Гендерный подход в вузовском курсе истории образования и педагогической мысли»

УДК 372.83 7 ББК Ч48-951.6

Л. В. Штылева

Мурманск

ГЕНДЕРНЫЙ ПОДХОД В ВУЗОВСКОМ КУРСЕ ИСТОРИИ ОБРАЗОВАНИЯ И ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ МЫСЛИ

ГСНТИ 14.35.07 Код ВАК 13.00.01 КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: гендерное измерение; гендерный анализ; история образования и педагогики.

АННОТАЦИЯ. Раскрываются возможности и стратегии формирования гендерной компетенции будущих педагогов в процессе изучения курса истории педагогики и образования. Формирование гендерной компетентности — неотъемлемый компонент базовой профессиональной подготовки современного учителя, родовой признак гуманистической направленности его профессионального мировоззрения.

L. V. Shtyleva

Murmansk

THE GENDER APPROACH IN THE COURSE OF EDUCATION AND PEDAGOGYHISTORY

KEY WORDS: Gender dimension; gender analysis; History of Education and Pedagogy.

ABSTRACT. Possibilities of gender competence formation of future teachers in the course of Education and Pedagogy History are revealed. Formation of gender competence is a compulsory component of the basic professional education of a contemporary teacher, an integral indication of humanistic character of his / her professional world-outlook.

Ежегодно, начиная курс лекций по истории образования и педагогической мысли, мы говорим студентам, что стратегическими вопросами педагогической теории и практики во все времена оставались вопросы «Кого учить?», «Чему учить?», «Как учить?». Среди факторов, от которых на протяжении веков зависели ответы на эти вопросы, в учебниках характеризуются возраст, социальное происхождение и имущественный статус учащихся, диалектические противоречия общественно-экономических формаций. Но один из ключевых факторов, который

© Штылева Л. В., 2011

также лежит в основе конструирования системы образования любой страны, умалчивается, или, по меньшей мере, не акцентируется в современных учебных пособиях [7]. Речь идет о всепроникающем гендере, о факторе пола в образовании. Под фактором пола в данном контексте подразумеваются легитимные гендерные представления, функционирующие в каждом обществе и государстве, которыми обосновывается нормирование доступности, содержания, «идеалосообразности», уровня и результатов образования для мальчиков и девочек.

Реальность современной школы свидетельствует, что «недополученное» в процессе вузовской подготовки гендерное измерение образования отрицательно сказывается на педагогической практике. Переход в конце 1990-х гг. отдельных школ и целых районов страны к раздельному обучению мальчиков и девочек вызвал широкий общественно-научный резонанс, противоречивые оценки и рекомендации ученых.

Анализ педагогической периодики рубежа ХХ—ХХ1 вв. показал, что для большинства современных учителей неочевидна взаимосвязь между различными подходами к пониманию биоисторического (по определению С. Бем) [2] феномена «пол» и способностью осуществлять индивидуальноличностный подход в образовании; между педагогической парадигмой гендерной социализации учащихся в процессе образования и выбором выпускниками жизненных стратегий самореализации. Наконец, педагогам в целом неясны причины и тенденции трансформаций подходов к «вопросу пола» в отечественном образовании.

В связи с этим представляется своевременным и необходимым включение в содержание историко-педагогической подготовки будущих учителей гендерного измерения, предполагающего, в первую очередь, понимание социокультурных детерминант и направлений трансформации «вопроса пола» в образовании и педагогике, обусловленности этих изменений трансформациями гендерной идеологии общества и гендерной политики государства в особенности.

Как свидетельствует наш преподавательский опыт, включение гендерного измерения в содержание курса истории педагогики и образования не связано с увеличением количества часов или другими организационно-нормативными изменениями. Но оно подразумевает методологическую готовность преподавателя переосмыслить ранее разработанный курс с точки зрения гендерного анализа, расставить необходимые акценты в лекциях и на семинарах, привлечь внимание сту-

дентов к «фактору пола» как важному условию конструирования и существенной характеристики образовательных систем.

Ключевыми направлениями гендерного анализа образования с точки зрения современной науки являются: равенство доступа, обращения и результатов образования [4]. История отечественного образования ХУШ—ХХ вв., на протяжении которых «вопрос пола» неоднократно оказывался в центре внимания педагогов и общественности, представляют вузовскому преподавателю богатый материал и возможности для гендерного анализа [8].

Но не менее важным является формирование у студентов понимания фундаментальных предпосылок и стратегий гендерного неравенства в образовании, которые формировались в западноевропейской культуре с древнейших времен. Именно ключевые положения в оценках пола во времена античности, европейского Средневековья и Нового времени (андроцентризм, гендерная поляризация и биологический эссенциа-лизм) обусловили формирование гендерных стратегий западноевропейского и впоследствии российского образования, предопределили формирование его системной асимметрии как социального института, ориентированного, в первую очередь, на обучение и воспитание мужчин.

Рассматривая историю образования и педагогической мысли в античном мире, мы обращаем внимание студентов на следующие тенденции:

- уже в героический период истории Греции образование мальчиков и девочек имело различия, связанные не только с идеалами воспитания гражданина в разных государствах (Спарта, Афины и др.), но и с представлениями о «предназначении полов и различиях между ними» [5];

- несмотря на то что некоторые философы (Платон, Аристотель) указывали на необходимость образования для детей обоего пола, общественное образование в Греции

формировалось как «образование для юношей», о чем свидетельствуют описания школы Пифагора (род. в 570 г.) в Кротоне, организованной как «братство посвященных», описания педагогической практики Сократа (459 г.), который учил и бедных, и богатых, но среди учеников которого не упоминались лица женского пола, и др.;

- обучение девочек и мальчиков в тех государствах, где оно было организовано, различалось по целям, формам и содержанию. Платон, например, считал, что с шестилетнего возраста мальчики и девочки должны обучаться раздельно. Каждому полу предписывались «определенные для него» предметы, причем канон женского образования отличался от канона мужского образования сильными ограничениями [5. С. 84].

- образование ориентировало мальчиков и девочек не только на разные, но и на противопоставленные и неравноценные в глазах общества сферы жизни, разные жизненные стратегии. Юношей ориентировали на высоко почитаемое гражданское и военное служение государству (Аристотель, 385 г.), самопознание и самореализацию (Афины). Содержание и организация образования для девочек и девушек в Греции классического периода ориентировало их на выполнение «природного предназначения», помощь государству (Спарта) в мобилизации мужчин и услужение мужчине как «господину»;

- несмотря на то что в эллинский и римский периоды античности отношение к вопросам положения женщин в обществе и образования женщин несколько изменилось в лучшую сторону, доступ к образованию был приоткрыт в основном для девочек и женщин из имущих слоев населения. Аристотель оправдывал необходимость различий в женском и мужском воспитании «различиями в природном разви-

тии по полам», в частности более слабой нравственностью женщин.

Таким образом, студенты подводятся к выводу, что хотя педагогическая теория в эпоху Античности как специальная область знания еще не сформировалась, но вопросы различий в подходах к обучению и воспитанию юношей и девушек уже возникали и разрешались на основе андроцентричных и гендерно поляризованных установок «естественного предназначения полов».

Идеи философов древности о неполноценности женского пола и фундаментальных различиях в предназначении полов преломлялись в педагогической практике и пропедагогических идеях, устанавливали и оправдывали существенные различия в целях и каноне, степени доступности образования для мальчиков и девочек.

Развивая представления студентов о динамике и направленности развития воспитания, школы и педагогической мысли (под гендерным углом зрения) в эпоху Средневековья и Возрождения, мы обращаем их внимание на то, что начиная с XI в., когда ситуация с центрами образования в Западной Европе благодаря развитию городов кардинальным образом изменилась, разрыв между женским и мужским образованием еще больше увеличился в пользу мужчин. Отличия заключались уже не только в целях и программах обучения, но в перспективе высшего образования и доступе к нему.

Из лекций и дополнительной литературы студенты узнают, что в позднем Средневековье, при относительном единодушии в отношении образования для мальчиков, проявились три различных подхода к женскому образованию [6].

Многочисленные сторонники первого подхода отвергали идею обучения женщин в принципе. Об этом свидетельствует большинство педагогических сочинений указанного периода, в которых все рассуждения относительно целей и содержания, методов обучения относятся к обучению мальчиков.

В ряде работ встречаются вполне определенные высказывания о вреде обучения для девочек. Например, Филипп Новарский (XII в.) в трактате «Четыре возраста человека» настаивал на том, что в целях воспитания у девочек добродетели и целомудрия их нельзя учить грамоте, поскольку «...из-за умения читать с женщинами приключаются всякие неприятности» [6].

Второй подход заключался в признании возможности и даже необходимости ограниченного образования для девочек (имея в виду представительниц знатных родов), которое подразумевало обучение грамоте для чтения религиозной литературы. Главной целью образования девочек, по мнению его сторонников (Винцент из Бове, XIII в., Эгидий Римский и др.), являлась возможность чтением Библии и постоянным трудом избежать влечения к плотскому наслаждению, пустословию и безделью.

Третья точка зрения, согласно которой предусматривалась более широкая программа обучения женщин, была самой неавторитетной. Ее сторонник Пьер Дюбуа в трактате «Об отвоевании Святой Земли» (1306—1307) [1] аргументировал необходимость реформы образования растущими потребностями государства в разного рода ученых специалистах и растущими потребностями церкви в миссионерах, распространяющих христианство в новых землях на Востоке.

Таким образом, последовательно обосновывается и подтверждается мысль, что в эпоху Средневековья, на этапе формирования западноевропейской культуры и становления основных социальных институтов, укоренились и получили дальнейшее развитие традиции существенных различий и неравенства между женщинами и мужчинами в образовании:

1. Образование женщин на протяжении всего периода ограничивалось низшей ступенью элементарной грамотности, тогда как образование мужчин в Европе уже в XI — XII вв. приобрело свою высшую форму в виде первых средневековых уни-

верситетов. Несмотря на то что среди женщин, судя по источникам, встречались примеры выдающейся образованности, основная масса западноевропейских женщин из всех слоев населения оставалась необразованной.

2. Традиция гендерной поляризации в философии и богословии отразилась в постановке целей женского и мужского образования. В Средние века, так же как и в эпоху Античности, образование мальчиков и девочек имело диаметрально противоположные цели. Мальчиков готовили к активной жизни в обществе, государственной и/или церковной службе, к профессиональной деятельности (врачами, юристами, адвокатами, священниками, уче-ными-богословами и др.), к активному освоению окружающего мира и природы, в том числе и к их покорению. Образование девочек ориентировалось на изоляцию женщин от общественной жизни и гражданского участия, было направлено на подготовку послушных, богобоязненных, стыдливых, лишенных собственных желаний, трудолюбивых и чадолюбивых жен (альтернатива — подготовка к служению не мужу, но Господу, т. е. к монашеству).

3. Религиозно-богословские догматы

о несовершенстве, греховности и моральной ущербности женской природы повлияли на преувеличенное внимание к подавлению и контролю женской сексуальности. Большое значение в женском образовании придавалось заучиванию богословских текстов нравоучительного характера, из программ исключались естественные науки. В качестве методических условий, «гарантирующих» воспитание

нравственности, рекомендовался жесткий контроль, ограничение свободы общения, аскетизм в еде и развлечениях.

4. Философский постулат о «слабости женского разума» приводил не

только к обеднению школьных программ, но и к избыточному упрощению предлагаемых знаний. Реальное содержание женского образования повсеместно ограничивалось элементарными навыками чтения и письма.

5. Представления об «основном предназначении женского пола» как помощницы мужчины в продолжении рода вели либо к небрежению женским образованием, развитием интеллектуальных способностей и индивидуальных задатков женщин в принципе, либо ориентировали образование девочек и девушек лишь на обучение рукоделию и навыкам ведения домашнего хозяйства.

Вместе с тем внимание студентов обращается на тот факт, что именно в период позднего Средневековья основателями гуманистического подхода в педагогике (Э. Роттердамский, П. Дюбуа, Гуарино де Верона и др.) впервые сформулирован тезис о равном доступе и одинаковых программах обучения мальчиков и девочек на основе представлений о равноценной способности полов к интеллектуальному и духовному развитию.

Раздел истории западноевропейской педагогики и образования Нового времени предоставляет еще более широкие возможности для формирования гендерной компетентности будущих учителей в связи с тем, что Новое время ознаменовалось возрастающим интересом мыслителей к вопросам личности, индивидуальности, специфики пола. К концу периода количество работ, в которых рассматривается специфика женского пола, его физические, психические, душевные и социальные характеристики, уже не поддается учету.

К наиболее известным западноевропейским трудам Нового времени, в которых освещаются непосредственно вопросы воспитания полов и идеалы женского образования и на которые ссылаются последующие поколения педагогов не только в Европе, но и в России и Америке, относятся трактат Ф. де Фенелона «О вос-

питании девиц» (1681), философско-педагогический роман Ж.-Ж. Руссо «Эмиль, или О воспитании» (1762), книга И. Г. Кампе «Отеческие советы моей дочери» (1803).

Исследуя на занятиях и в рамках целевых заданий гендерный план западноевропейской педагогики Нового времени, студенты приходят к заключению, что сторонники как рационалистического, так и гуманистического подхода, обращаясь к вопросу пола, опирались на биодетерминированную концепцию непреодолимых половых различий, противопоставление женского мужскому как природного рациональному. Философские идеи о неполноценности женского и превосходстве мужского пола, фундаментальном неравенстве полов преломлялись в педагогической практике и в теориях полоролевого воспитания, укоренили и легитимировали гендерные различия в целях, каноне и доступности образования для мальчиков и девочек.

Наиболее ценным первоисточником для гендерного анализа в образовательных целях является педагогический трактат французского философа Ж.-Ж. Руссо «Эмиль, или О воспитании», в пятой части которого представлена первая в истории западноевропейской педагогики наиболее завершенная концепция воспитания полов в обществе.

В отличие от более ранних педагогических трактатов о «воспитания джентльмена» (Д. Локк) и «О воспитании женщин» (Ф. де Фенелон), к которым он неоднократно отсылается в своем сочинении, Руссо изложил систему идей воспитания обоих полов во взаимосвязи и взаимодействии, теоретически обосновал «природосообразность» и специфику воспитания мальчика и девочки философско-педагогическими и этическими рассуждениями.

Исключительная важность обращения к этому источнику определяется тем, что «концепция воспитания полов Ж.-Ж. Руссо, хотя и была представлена через взаимодействие идеальных образов в идеальных обстоятельствах, была

адресована третьему сословию и совсем не учитывала специфику жизни других слоев населения, тем не менее, сыграла уникальную роль, на столетия определила многие аспекты идеологии образования и воспитания полов в большинстве европейских стран, и в том числе — в России» (курсив наш. — Л. Ш.) [3].

С точки зрения педагогического анализа труд Руссо содержит прямые ответы на ряд сущностных для теории и практики образования вопросов:

- в чем заключается цель воспитания мальчика и девочки в современном обществе? (нормативная модель мужественности и женственности);

- чему следует обучать мальчика и чему следует обучать девочку? (содержание образования);

- каким образом воспитатель добивается желаемых результатов (формы и методы, специфические условия воспитания);

- на каких идеях основан подход к воспитанию полов в обществе? (теоретико-методологическое обоснование педагогической теории и практики воспитания).

На основе анализа педагогической концепции воспитания Эмиля и Софи студенты получают убедительные доказательства связи между гендерной идеологией общества и гендерным измерением образования. Они приходят к заключению, что система «естественного воспитания» полов Ж.-Ж. Руссо отражает исходные положения западноевропейской философии в оценке полов и обосновывает ключевые стратегии отражения философии пола в европейском образовании:

- формирование институционально неравных условий для мальчиков и девочек в образовании, ограничение образования для девочек и женщин;

- усиление через образование различий между полами в интеллектуальной и духовно-ценностной сфере: «совершенный мужчина и со-

вершенная женщина должны так же мало быть сходными духом, как они мало схожи своим обликом»;

- противопоставление сфер жизни (самореализации) и интересов: «чем больше разделены жизни женщины и мужчины, тем лучше для них обоих».

- усиление социально-психологических различий между женщинами и мужчинами, стереотипизация полоролевого поведения: формирование взаимоисключающего набора психологических и моральных характеристик женственности и мужественности, при которых то, что для женщины является добродетелью, для мужчины — недостатком, и наоборот.

Резюмируя, еще раз подчеркнем:

- гендерная компетентность — неотъемлемый компонент базовой профессиональной компетентности современного учителя, родовой признак гуманистической направленности его профессионального мировоззрения;

- вузовский курс истории образования и педагогической мысли предоставляет большие возможности для формирования у студентов навыков гендерного анализа теории и практики образования, формирования представлений о предпосылках, тенденциях и направлениях трансформаций «вопроса пола» в образовании;

- включение «гендерного измерения» в содержание курса истории образования и педагогической мысли подразумевает переосмысление самим преподавателем ранее разработанного курса с точки зрения гендерного анализа, расстановку необходимых акцентов в лекциях и на семинарах, привлечение внимания студентов к «фактору пола» как важному социокультурному условию конструирования и специфическому индикатору гендерного равенства образовательных систем.

ЛИТЕРАТУРА

1. АНТОЛОГИЯ педагогической мысли христианского средневековья : в 2 т. М. : 1994- Т. 2.

2. БЕМ С. Линзы гендера : трансформация взглядов на проблему неравенства полов. М. :

РОССПЭН, 2004.

3. ВЕРЕНА Эрих-Хефели. К вопросу о становлении концепции женственности в буржуазном обществе 18 века // Пол. Гендер. Культура : немецкие и русские исследования : в 3 т. : пер. с нем. / РГГУ. М.:, 1999. Т. 1.

ВОРОНИНА О. А. Феминизм и гендерное равенство : моногр. М. : Едиторал УРСС, 2004. МОДЗАЛЕВСКИЙ Л. Н. Очерк истории воспитания и обучения с древнейших до наших времен : в 2 т. СПб. : Алетейя, 2000. Т. 1.

6. РЯБОВА Т. Б. Гендерная экспертиза вузовских учебников по педагогике // Женщина в

российском обществе. 2005. №3—5.

7. РЯБОВА Т. Б. Женщина в истории западноевропейского средневековья. Иваново : ИЦ Юнона, 1999.

8. ШТЫЛЕВА Л. В. «Вопрос пола» в педагогической теории и практике образования : Россия, XVIII—XX века. LAP LAMBERT Academic Publishing GmbH & Co. KG, 2011.

Статью рекомендует д-р филос. наук, проф. В. В. Байлук

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.