Научная статья на тему 'Гендерный подход в курсе истории педагогики'

Гендерный подход в курсе истории педагогики Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1091
272
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГЕНДЕРНОЕ ИЗМЕРЕНИЕ / ГЕНДЕРНЫЙ АНАЛИЗ / ИСТОРИЯ ОБРАЗОВАНИЯ И ПЕДАГОГИКИ / GENDER DIMENSION / GENDER ANALYSIS / HISTORY OF EDUCATION AND PEDAGOGY

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Штылева Любовь Васильевна

Формирование гендерной компетентности неотъемлемый компонент базовой профессиональной подготовки современного учителя, родовой признак гуманистической направленности его профессионального мировоззрения. В статье раскрываются возможности и стратегии формирования гендерной компетенции будущих педагогов в процессе изучения курса истории педагогики и образования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The gender approach in the course "the history of pedagogy"

Formation of gender competence is a compulsory component of the basic professional training of a contemporary teacher, an integral indication of humanistic character of his/her professional world-outlook. The article reveals the possibilities and strategies of forming future educators' gender competence in the process of studying the course of "The History of Pedagogy an Education".

Текст научной работы на тему «Гендерный подход в курсе истории педагогики»

СТРАНИЦЫ ИСТОРИИ

Л.В. ШТЫЛЕВА, доцент Гендерный ПОДХОД

Мурманский государственный в курсе истории

гуманитарный университет па.п-лгг\пл\лл

ПеДаГ ОГ ИКИ

Формирование гендерной компетентности - неотъемлемый компонент базовой профессиональной подготовки современного учителя, родовой признак гуманистической направленности его профессионального мировоззрения. В статье раскрываются возможности и стратегии формирования гендерной компетенции будущих педагогов в процессе изучения курса истории педагогики и образования.

Ключевые слова: гендерное измерение, гендерный анализ, история образования и педагогики.

Ежегодно, начиная курс лекций по истории педагогики и образования, я говорю студентам, что стратегическими вопросами педагогической мысли и практики во все времена оставались: «Кого учить?», «Чему учить? », «Как учить? » Среди факторов, от которых на протяжении веков зависели ответы на эти вопросы, в учебниках упоминаются классические социологические переменные: возраст, социальное происхождение и имущественный статус учащихся, диалектические противоречия общественно-экономического строя. Вместе с тем один из ключевых факторов, который также лежит в основе конструирования системы образования любой страны, в современных учебных пособиях, какправило, умалчивается или, по крайней мере, не акцентируется [1] . Речь идет о факторе пола в образовании, под которым в данном контексте мы подразумеваем легитимные гендерные представления, определяющие нормирование доступности, содержания, уровня и результатов, так сказать, «идеалосообразность» образования для мальчиков и девочек в данном обществе и государстве.

Реальность современной школы свидетельствует о том,что «недополученное» в процессе вузовской подготовки гендерное измерение образования в дальнейшем отрицательно сказывается на практической деятельности преподавателей. Анализ пе-

дагогической периодики рубежа XX-XXI вв. показал, что для большинства современных учителей взаимосвязь между различными подходами к пониманию био-исторического (по определению С. Бем) [2] феномена «пол» и способностью осуществлять индивидуально-личностный подход в образовании неочевидна; педагогами не осознано влияние гендерной социализации учащихся в процессе образования на выбор выпускниками жизненных стратегий самореализации, наконец, в целом им неясны причины и тенденции трансформации подходов к «вопросу пола» в отечественном образовании.

Ввиду вышеизложенного представляется своевременным и необходимым включение в содержание историко-педагогической подготовки будущих учителей гендерной парадигмы, предполагающей в первую очередь понимание социокультурных детерминант и направлений трансформации «вопроса пола » в образовании и педагогике, обусловленности этих изменений трансформациями гендерной политики государства [3].

Как свидетельствует наш преподавательский опыт, включение гендерного измерения в курс истории педагогики и образования не связано с увеличением количества часов или другими организационнонормативными изменениями. Оно предпо-

лагает лишь методологическую готовность преподавателя переосмыслить ранее разработанный курс с точки зрения гендерного анализа, расстановку необходимых акцентов в лекциях и семинарах, привлечение внимания студентов к «факторупола» как важному условию конструирования и существенной характеристики образовательных систем.

История отечественного образования XVIII-XX вв., на протяжении которых «вопрос пола» неоднократно оказывался в центре внимания педагогов и общественности, предоставляет вузовскому преподавателю богатый материал для гендерного анализа [4] . Важным является формирование у студентов понимания фундаментальных предпосылоки стратегий гендерного неравенства в образовании, которые формировались в западноевропейской культуре с древнейших времен. Можно показать, что именно ключевые положения в оценках пола во времена античности, европейского Средневековья и Нового времени (андро-центризм, гендерная поляризация и биологический эссенциализм)обусловили формирование гендерных стратегий западноевропейского и впоследствии российского образования, то есть предопределили формирование его качеств как социального института, ориентированного в первую очередь на обучение и воспитание мужчин.

Рассматривая историю воспитания и педагогической мысли в античном мире, мы обращаем внимание студентов на следующие тенденции:

■ уже в героический период истории Греции образование мальчиков и девочек имело различия, связанные не только с идеалами воспитания гражданина в разных государствах (Спарта, Афины и др.), но также с представлениями о «предназначении полов и различиях между ними » [5];

■ несмотря на то, что некоторые философы (Платон, Аристотель) указывали на необходимость образования для детей обоего пола, общественное образование в

Греции формировалось как «образование для юношей», о чем свидетельствуют описания школы Пифагора, организованной как «братство посвященных», описания педагогической практики Сократа, среди учеников которого не упоминались лица женского пола, и др.;

■ обучение девочек и мальчиков в тех государствах, где оно было организовано, различалось по целям, формам и содержанию; каждому полу предписывались «определенные для него» предметы, причем канон женского образования отличался от канона мужского образования сильными ограничениями;

■ образование ориентировало мальчиков и девочек на неравноценные в глазах общества сферы жизни, на разные жизненные стратегии. Юношей нацеливали на высоко почитаемое гражданское и военное служение государству, самопознание и самореализацию (Афины). Содержание и организация образования для девочек и девушек в Греции классического периода ориентировали их на выполнение «природного предназначения », помощь государству в мобилизации мужчин и услужение мужчине как «господину». Аристотель оправдывал необходимость различий в женском и мужском воспитании «различиями в природном развитии по полам», в частности, более слабой нравственностью женщин.

Студенты подводятся к выводу, что хотя педагогическая теория в эпоху античности как специальная область знания еще не сформировалась, а общественное образование как институт социализации молодежи находился в зачаточном состоянии, вопросы различий в подходах к обучению и воспитанию юношей и девушек уже возникали и разрешались на основе андроцен-тричных установок «естественного предназначения полов».

Развивая представления студентов о динамике и направленности развития воспитания, школы и педагогической мысли под гендерным углом зрения в эпоху Сред-

Страницы истории

143

невековья и Возрождения, мы обращаем их внимание на то, что начиная с XI в., когда ситуация с центрами образования в Западной Европе, благодаря развитию городов, кардинальным образом изменилась, разрыв между женским и мужским образованием еще больше увеличился в пользу образования для мужчин. Отличия заключались уже не только в целях и программах обучения, но и в перспективе высшего образования и доступе к нему [6].

Из лекций студенты узнают, что в позднем Средневековье, при относительном единодушии в отношении образования для мальчиков, проявились три различных подхода к женскому образованию.

Многочисленные сторонники первого подхода отвергали идею обучения женщин в принципе. Об этом свидетельствует большинство педагогических сочинений указанного периода, в которых все рассуждения относительно целей и содержания, методов обучения относятся к обучению мальчиков. В ряде работ встречаются вполне определенные высказывания о вреде обучения для девочек. Например, Филипп Новарский (XII в.) в трактате «Четыре возраста человека » настаивал на том, что в целях воспитания у девочек добродетели и целомудрия их нельзя учить грамоте, поскольку «...из-за умения читать с женщинами приключаются всякие неприятности».

Второй подход заключался в признании необходимости ограниченного образования для девочек, которое подразумевало обучение грамоте для чтения религиозной литературы. Главной целью образования девочек, по мнению его сторонников (Винцент из Бове, Эгидий Римский и др.), являлась возможность - благодаря чтению Библии и постоянному труду - избежать влечения к плотскому наслаждению, пустословию, безделью.

Третья точка зрения, предусматривающая программу обучения женщин, была самой неавторитетной. Ее сторонник Пьер Дюбуа в трактате «Об отвоевании Святой

Земли» (1306-1307) аргументировал необходимость реформы образования растущими потребностями государства в разного рода ученых специалистах и потребностями церкви в миссионерах, распространяющих христианство в новых землях на Востоке [7].

Таким образом, последовательно обосновывается и подтверждается мысль, что на этапе формирования западноевропейской культуры и становления основных социальных институтов укоренились и получили дальнейшее развитие традиции существенных различий и неравенства в образовании между женщинами и мужчинами. Отметим следующие.

• Образование женщин на протяжении всего периода ограничивалось низшей ступенью элементарной грамотности, тогда как образование мужчин уже в XI-XII вв. приобрело свою высшую форму в виде первых средневековых университетов. Несмотря на то, что среди женщин, судя по источникам, встречались примеры выдающейся образованности, основная масса западноевропейских женщин из всех слоев населения оставалась необразованной.

• Традиция гендерной поляризации в философии и богословии отразилась на постановке целей женского и мужского образования. В Средние века, так же как и в эпоху античности, образование мальчиков и девочек имело диаметрально противоположные цели. Мальчиков готовили к активной жизни в обществе, государственной и/или церковной службе, к профессиональной деятельности (врачами, юристами, адвокатами, священниками, учеными-богословами и др.), к активному освоению окружающего мира и природы. Образование девочек было направлено на подготовку послушных, богобоязненных, стыдливых, лишенных собственных желаний, трудолюбивых и чадолюбивых жен, изолированных от общественной жизни и гражданского участия.

• Религиозно-богословские догматы о

несовершенстве, греховности и моральной ущербности женской природы повлияли на преувеличенное внимание общества к подавлению и контролю женской сексуальности. Большое значение в женском образовании придавалось заучиванию богословских текстов нравоучительного характера. В качестве методических условий, «гарантирующих» воспитание нравственности, рекомендовался жесткий контроль, ограничение свободы общения, аскетизм в еде и развлечениях.

• Философский постулат о «слабости женского разума» приводил не только к обеднению школьных программ, но и к избыточному упрощению предлагаемых знаний. Реальное содержание женского образования повсеместно ограничивалось элементарными навыками чтения и письма.

• Представления об «основном предназначении женского пола» как помощницы мужчины в продолжении рода вели либо к небрежению женским образованием, либо ориентировали образование девочек и девушек лишь на обучение рукоделию и навыкам ведения домашнего хозяйства.

Вместе с тем внимание студентов следует обращать на тот факт, что именно в период позднего Средневековья провозвестниками гуманистического подхода в педагогике (Э. Роттердамский, П. Дюбуа, Гуа-рино де Верона) впервые сформулирован тезис о равном доступе и одинаковых программах обучения мальчиков и девочек на основе представлений о равноценной способности полов к интеллектуальномуи духовному развитию.

Раздел истории западноевропейской педагогики и образования предоставляет широкие возможности для формирования гендерной компетентности будущих учителей, ибо Новое время ознаменовалось возрастающим интересом мыслителей к проблемам личности, индивидуальности,специфики пола. К концу периода количество работ, в которых рассматривается специфика женского пола (его физические, пси-

хические, душевные и социальные характеристики), уже не поддается учету. К наиболее известным западноевропейским трудам Нового времени, в которых рассматриваются вопросы воспитания полов и идеалы женского образования и на которые ссылаются последующие поколения педагогов не только в Европе, но и в России и Америке, относятся: трактат Ф. Фенелона «О воспитании девиц» (1681); философско-педагогический роман Ж.-Ж. Руссо «Эмиль, или О воспитании» (1762), книга И.Г. Кампе «Отеческие советы моей дочери» (1803).

Философские идеи о неполноценности женского и превосходстве мужского пола, фундаментальном неравенстве полов преломлялись в педагогической практике и теориях полоролевого воспитания, укоренили и легитимировали гендерные различия в целях и каноне, доступности образования для мальчиков и девочек.

Наиболее ценным первоисточником для гендерного анализа в образовательных целях является педагогический трактат французского философа Ж.-Ж. Руссо «Эмиль, или О воспитании», в пятой части которого представлена первая в истории западноевропейской педагогики наиболее завершенная концепция воспитания полов в обществе. В отличие от более ранних педагогических трактатов - «Мысли о воспитании» и «Что изучать джентльмену» Дж. Локка и «О воспитании женщин» Ф. Фенелона, Руссо изложил систему воспитания обоих полов во взаимосвязи и взаимодействии, теоретически обосновал «природосообраз-ность » и специфику воспитания мальчика и девочки.

С точки зрения педагогического анализа его труд содержит прямые ответы на ряд сущностных для теории и практики образования вопросов:

V В чем заключается цель воспитания мальчика и девочки в современном обществе? (нормативная модель мужественности и женственности);

Страницы истории

145

V Чему следует обучать мальчика и чему следует обучать девочку? (содержание образования);

V Каким образом воспитатель добивается желаемых результатов (формы и методы, специфические условия воспитания);

V На каких идеях основан подход к воспитанию полов в обществе? (теоретико-методологическое обоснование педагогической теории и практики воспитания).

На основе анализа педагогической концепции воспитания Эмиля и Софи студенты получают убедительные доказательства связи между гендерной идеологией общества и гендерным аспектом теории и практики образования. Они приходят к заключению, что система «естественного воспитания » полов Ж.-Ж. Руссо отражает исходные положения западноевропейской философии в оценке полов и обосновывает ключевые стратегии отражения философии пола в европейском образовании. А именно:

■ формирование институционально неравных условий для мальчиков и девочек в образовании, ограничение образования для девочек и женщин;

■ усиление различий между полами в интеллектуальной и духовно-ценностной сфере («совершенный мужчина и совершенная женщина должны так же мало быть сходными духом, как они мало схожи своим обликом»);

■ противопоставление сфер жизни (самореализации) и интересов («чем больше разделены жизни женщины и мужчины, тем лучше для них обоих»);

■ усиление социально-психологических различий между женщинами и мужчинами, стереотипизация полоролевого поведения (формирование взаимоисключающего набора психологических и моральных характеристик женственности и мужественности, при которых то, что для женщины

является добродетелью, для мужчины -недостатком, и наоборот).

Резюмируя, еще раз подчеркнем основные тезисы статьи.

Г ендерная компетентность - неотъемлемый компонент базовой профессиональной компетентности современного учителя, родовой признак гуманистической направленности профессионального мировоззрения учителя. Вузовский курс истории педагогики и образования предоставляет большие возможности для формирования у студентов навыков гендерного анализа теории и практики образования, формирования представлений о предпосылках, тенденциях и направлениях трансформаций «вопроса пола» в образовании.

Литература

1. Рябова Т.Б. Гендерная экспертиза вузов-

ских учебников по педагогике // Женщина в Российском обществе. 2005. №3-5. С. 7-18; Вдовюк В., Рыков С. Гендерные исследования в педагогике // Высшее образование в России. 2001. № 4. С. 10-117.

2. Бем С. Линзы гендера: Трансформация

взглядов на проблему неравенства полов. М.: РОССПЭН, 2004. 336 с.

3. ШтылеваЛ. Институционализация гендер-

ного подхода // Высшее образование в России. 2004. № 10. С. 142-146.

4. Штылева Л.В. «Вопрос пола» в педагоги-

ческой теории и практике образования: Россия, XVIII-XX вв. LAP LAMBERT Academic Publishing GmbH & Co. KG, 2011. 472 с.

5. Модзалевский Л.Н. Очерк истории воспи-

тания и обучения с древнейших до наших времен: В 2 т. СПб.: Алетейя, 2000. Т. 1. С. 73-75.

6. Рябова Т.Б. Женщина в истории западно-

европейского средневековья. Иваново: Юнона, 1999. С. 135-157.

7. Антология педагогической мысли христи-

анского Средневековья. В 2 т. М., 1994. Т. 2. С. 202.

SHTYLEVA L. THE GENDER APPROACH IN THE COURSE “THE HISTORY OF PEDAGOGY”

Formation of gender competence is a compulsory component of the basic professional training of a contemporary teacher, an integral indication of humanistic character of his/her professional world-outlook. The article reveals the possibilities and strategies of forming future educators’ gender competence in the process of studying the course of “The History of Pedagogy an Education”.

Keywords: gender dimension, gender analysis, history of education and pedagogy.

м.п. кузыбаева, научный Медицинские музеи

сотрудник Л/-Л/-1

НИИ истории медицины РАМН вузов в наЧале Х.Х.1 века

Статья посвящена деятельности медицинских музеев в высшей школе России. Автор анализирует общее и особенное в их работе, обосновывает необходимость консолидации музеев, подчеркивает их важную роль в совершенствовании медицинского образования и сохранении историко-медицинского наследия России.

Ключевые слова: высшая медицинская школа, консолидация медицинских музеев, научная и практическая деятельность музеев, историко-медицинское наследие.

Важную роль в сохранении историкомедицинского наследия России и, соответственно, преемственности в образовательном процессе играют музеи высших медицинских учебных заведений, в которых сосредоточены редчайшие свидетельства достижений отечественной медицины и медицинского образования в различные периоды их истории.

В трех залах главного здания Российской военно-медицинской академии (РВМА) разместился музей истории академии. Он был открыт 4 ноября 1967 г. Большую роль в его создании сыграл начальник академии, генерал-полковник медицинской службы Н.Г. Иванов. Экспозиция построена по хронологическому принципу и охватывает период от зарождения медицины и военно-медицинской службы в России до настоящего времени. Общая численность собранных в музее экспонатов превышает 30000 единиц хранения, что составляет значительный научный фонд. Собранные материалы и документы требуют расширения выставочной площади и побуждают провести реэкспозицию залов. Филиалами музея

истории РВМА являются кафедральные музеи, расположенные на кафедрах нормальной анатомии, оперативной хирургии и топографической анатомии, психиатрии и отоларингологии, гинекологии и военнополевой хирургии.

Учебный музей на кафедре нормальной анатомии РВМА (проф. И.В. Г айворонский) занимает особое место в педагогическом процессе. Он располагается в секционных залахи доступен для курсантов и слушателей академии. Коллектив научных сотрудников кафедры совместно с курсантами провели реорганизацию и реконструкцию этого важного функционального подразделения. Были созданы тематические экспозиции по разделам анатомии, выполнены новые аннотации к экспонатам. Наряду с анатомическими препаратами, отражающими макроскопическую картину органа, достаточно полно представлены данные гистологических ультраструктурных исследований. Широкое распространение в клинической практике последнего времени получили такие методы морфологического исследования, как рентгеноанатомия, ком-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.