Научная статья на тему 'Гендерные стереотипы в профессиональной деятельности'

Гендерные стереотипы в профессиональной деятельности Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
2178
210
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МАСКУЛИННАЯ КУЛЬТУРА / ФЕМИННАЯ КУЛЬТУРА / ЖЕНСКАЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ГЕНДЕРНЫЕ СТЕРЕОТИПЫ / ЖЕНСКАЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ МЕНТАЛЬНОСТЬ / MASCULINE CULTURE / FEMININE CULTURE / WOMEN'S PROFESSIONAL ACTIVITY / GENDER STEREOTYPES / WOMEN'S PROFESSIONAL MENTALITY

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Штрикова Д.Б.

В статье обобщён новый материал по исследуемой автором теме формирования женской профессиональной ментальности. В работе излагается позиция ряда ученых на принадлежность России к феминному или маскулинному типу культуры. На основании проведённого анализа устанавливается одно из ключевых различий между западными и российскими представлениями о женском равноправии. Рассматриваются различия в самооценке и мотивации достижения у мужчин и женщин в детском возрасте и причины их трансформации во взрослом возрасте. Автор стремится установить взаимосвязь между типом российской культуры и уровнем принятия женщинами гендерных стереотипов по отношению к профессиональной деятельности. В статье приведены результаты исследования, в ходе которого выявляется наличие и влияние гендерных стереотипов по отношению к профессиональной деятельности женщин и уровень согласия или несогласия с ними.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

GENDER STEREOTYPES IN PROFESSIONAL ACTIVITY

The author analyzes the new aspects of the formation of women's professional mentality. The article defines what kind of culture exists in Russia (masculine or feminine culture). According to the analysis, author has identified one of the key differences between the Western and Russian ideas about women's equality. Distinctions between boys and girls in a self-assessment and motivation of achievement and the reason of their transformation at adult age are considered. The author defines interrelation between type of the Russian culture and level of acceptance by women of gender stereotypes about women's professional activity. Results of research about existence and influence of gender stereotypes about professional activity of women and the level of consent or disagreement with them are given in the article.

Текст научной работы на тему «Гендерные стереотипы в профессиональной деятельности»

по компонентам «эмоциональный дискомфорт» и «фобический компонент» в структуре ситуативной тревожности ниже, чем у других типов, что свидетельствует о большей эмоциональной стабильности данных личностей в период адаптации к вузу.

В заключении статьи хотелось бы обобщить полученные данные: анализ психоэмоционального состояния студентов показал, что в период адаптации к вузу у студентов с шизоидной, гипотимической и эксплозивной акцентуацией преобладают депрессивные ситуативные реакции, тогда как у студентов с психастенической и гипертимной акцентуациями преобладает

Библиографический список

ситуативная тревожность. У личностей с истерической и паранойяльной акцентуациями имеет место тревожно-депрессивный тип реагирования. На основании данных комплексного исследования студентов выявлено, что именно студенты с тревожно-депрессивным типом эмоционального реагирования более всего подвержены риску дезадаптации, а наличие личностной тревожности является одним из факторов нарушения адаптации. Полученные данные могут использоваться в психологической помощи студентам первого курса, а также для организации профилактических мероприятий для студентов группы риска.

1. Диагностика здоровья. Под редакцией профессора Г.С. Никифорова. Санкт-Петербург: Речь, 2007.

2. Моросанова В.И. Акцентуации характера и стиль саморегуляции у студентов. Вопросы психологии. 1997; 6: 30 - 38.

3. Рабинович П.Д., Нуждина М. П. Зависимость успеваемости студентов от их характерологических особенностей. Вопросы психологии. 1987; 6.

4. Березин Ф.Б. Психическая и психофизиологическая адаптация человека. Ленинград, 1988.

5. Вассерман Л. И., Беребин М. А., Косенков Н. И. О системном подходе в оценке психической адаптации. Обозрение психиатрии и медицинской психологии им. В.М. Бехтерева. 1994; 3: 16 - 25.

6. Эллис А., Макларен К. Рационально-эмоциональная поведенческая терапия: руководство для психотерапевтов. Перевод с английского Е.А. Ромек. Ростов-на-Дону: Феникс, 2008.

7. Овчинников Б.В., Дьяконов И.Ф. Психологические аспекты психического здоровья. Под редакцией профессора В.К. Шамрея. Санкт-Петербург: Военно-Медицинская Академия, 2009.

8. Личко А.Е. Психопатии и акцентуации характера у подростков. Издание 2-е, доп. и перераб. Ленинград: Медицина, 1983.

9. Реан А.А. Психология изучения личности. Санкт-Петербург: Издательство В.А. Михайлова, 1999.

10. Жихарева Е.В. Влияние типа акцентуации характера на проявление любознательности личности. Диссертация ... кандидата психологических наук. Барнаул, 2006.

11. Агличева И.В. Комплексное исследование особенностей личностной адаптации студентов вуза. Диссертация ... кандидата психологических наук. Ставрополь, 2006.

12. Степанова О.П. Психическая адаптация и психологическое сопровождение студентов-первокурсников на начальных этапах обучения. Диссертация ... кандидата психологических наук. Санкт-Петербург, 2002.

References

1. Diagnostika zdorov'ya. Pod redakciej professora G.S. Nikiforova. Sankt-Peterburg: Rech', 2007.

2. Morosanova V.I. Akcentuacii haraktera i stil' samoregulyacii u studentov. Voprosy psihologii. 1997; 6: 30 - 38.

3. Rabinovich P.D., Nuzhdina M. P. Zavisimost' uspevaemosti studentov ot ih harakterologicheskih osobennostej". Voprosy psihologii. 1987; 6.

4. Berezin F.B. Psihicheskaya ipsihofiziologicheskaya adaptaciya cheloveka. Leningrad, 1988.

5. Vasserman L. I., Berebin M. A., Kosenkov N. I. O sistemnom podhode v ocenke psihicheskoj adaptacii. Obozrenie psihiatrii i medicinskoj psihologii im. V.M. Behtereva. 1994; 3: 16 - 25.

6. 'Ellis A., Maklaren K. Racional'no-'emocional'naya povedencheskaya terapiya: rukovodstvo dlya psihoterapevtov. Perevod s anglijskogo E.A. Romek. Rostov-na-Donu: Feniks, 2008.

7. Ovchinnikov B.V., D'yakonov I.F. Psihologicheskie aspekty psihicheskogo zdorov'ya. Pod redakciej professora V.K. Shamreya. Sankt-Peterburg: Voenno-Medicinskaya Akademiya, 2009.

8. Lichko A.E. Psihopatii i akcentuacii haraktera u podrostkov. Izdanie 2-e, dop. i pererab. Leningrad: Medicina, 1983.

9. Rean A.A. Psihologiya izucheniya lichnosti. Sankt-Peterburg: Izdatel'stvo V.A. Mihajlova, 1999.

10. Zhihareva E.V. Vliyanie tipa akcentuacii haraktera na proyavlenie lyuboznatel'nosti lichnosti. Dissertaciya ... kandidata psihologicheskih nauk. Barnaul, 2006.

11. Aglicheva I.V. Kompleksnoe issledovanie osobennostej lichnostnoj adaptacii studentov vuza. Dissertaciya ... kandidata psihologicheskih nauk. Stavropol', 2006.

12. Stepanova O.P. Psihicheskaya adaptaciya ipsihologicheskoe soprovozhdenie studentov-pervokursnikovna nachal'nyh 'etapah obucheniya. Dissertaciya ... kandidata psihologicheskih nauk. Sankt-Peterburg, 2002.

Статья поступила в редакцию 14.01.16

УДК 159

Shtrikova D.B., Cand. of Sciences (Economics), senior lecturer, Samara State Technical University, Head of Center of Practical

Psychology and Business Consulting "ECO-training" (Samara, Russia), E-mail: shtrikovadb@yandex.ru

GENDER STEREOTYPES IN PROFESSIONAL ACTIVITY. The author analyzes the new aspects of the formation of women's professional mentality. The article defines what kind of culture exists in Russia (masculine or feminine culture). According to the analysis, author has identified one of the key differences between the Western and Russian ideas about women's equality. Distinctions between boys and girls in a self-assessment and motivation of achievement and the reason of their transformation at adult age are considered. The author defines interrelation between type of the Russian culture and level of acceptance by women of gender stereotypes about women's professional activity. Results of research about existence and influence of gender stereotypes about professional activity of women and the level of consent or disagreement with them are given in the article.

Key words: masculine culture, feminine culture, women's professional activity, gender stereotypes, women's professional mentality.

Д.Б. Штрикова, канд. экон. наук, доц. Самарского государственного технического университета, руководитель

Студии практической психологии и бизнес-консалтинга «ЭКО-тренинг», г. Самара, E-mail: shtrikovadb@yandex.ru

W

ГЕНДЕРНЫЕ СТЕРЕОТИПЫ В ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ*

* Исследование выполнено при финансовой поддержке РГНФ в рамках проекта проведения научных исследований («Эмпирическое исследование женской профессиональной ментальности»), проект № 15-16-63001.

В статье обобщён новый материал по исследуемой автором теме формирования женской профессиональной ментальности. В работе излагается позиция ряда ученых на принадлежность России к феминному или маскулинному типу культуры. На основании проведённого анализа устанавливается одно из ключевых различий между западными и российскими пред-

ставлениями о женском равноправии. Рассматриваются различия в самооценке и мотивации достижения у мужчин и женщин в детском возрасте и причины их трансформации во взрослом возрасте. Автор стремится установить взаимосвязь между типом российской культуры и уровнем принятия женщинами тендерных стереотипов по отношению к профессиональной деятельности. В статье приведены результаты исследования, в ходе которого выявляется наличие и влияние тендерных стереотипов по отношению к профессиональной деятельности женщин и уровень согласия или несогласия с ними.

Key words: маскулинная культура, феминная культура, женская профессиональная деятельность, гендерные стереотипы, женская профессиональная ментальность.

Предметом научных исследований автора является механизм формирования женской профессиональной ментальности. На формирование женской профессиональной ментальности оказывают влияние гендерные стереотипы, сформированные в рамках существующей культуры. В данной работе мы рассмотрим особенности этого влияния.

Цель работы - установить взаимосвязь между типом российской культуры (феминной / маскулинной) и уровнем принятия женщинами гендерных стереотипов по отношению к профессиональной деятельности.

Задачи - на основе анализа научных работ определить принадлежность российской культуры по типу феминная / маскулинная; рассмотреть различия в самооценке и мотивации достижения у мужчин и женщин в детском возрасте, проведённых современными учеными; по результатам исследования, проведенным автором, определить влияние гендерных стереотипов по отношению к профессиональной деятельности женщин и уровень согласия/несогласия с ними.

В 1990-х гг. В-РЛ. Крищюнас выделил культурно-цивили-зационные регионы, отличающиеся друг от друга, но имеющие сходство в рамках группы в традициях, этико-эстетических нормах, мировоззрении и религии [1]. Это регионы Южной Азии, Индокитай и островная Азия, Восточная Азия, Центральная Азия, Средний Восток и Кавказ, Ближний Восток и Северная Африка, Передняя Азия и Балканы, Восточная Европа, Западная Европа, Дальний Восток Евразии, Латинская Америка, Англо-саксонская Америка, Африка к югу от Сахары. Как видим, Россия входит сразу в несколько регионов. Учёные испытывают затруднения при определении места России в культурно-цивилизационной классификации. Видимо, это следствие промежуточного географического положения России. Следовательно, существуют затруднения и в определении её принадлежности к маскулинному или феминному типу культуры. Н.М. Лебедева, О.Н. Здравомыслова и ряд зарубежных исследователей относят Россию к фемин-ной культуре [2; 3]. О.Н. Здравомыслова использует метафору «мужественности» Европы, которая представлена как норма и «женственности» России, представленной как особенность. Ведь женственность - это не только лёгкость и пассивность, это понимание, прощение и мощная природная сила, побеждающая «железную» мужественность. В этом автор видит залог величия России. Автор полностью разделяет такое эмоционально сильное видение О.Н. Здравомысловой.

По мнению Т.В. Бендас, в силу промежуточного географического положения России, наша культура содержит черты и маскулинной и феминной культуры с преобладанием феминной [4]. Она отмечает, что одной из отличительных особенностей феминной культуры является сходство в оценке мужчин и женщин, занимающих одно и то же положение в обществе. В этом заключается её отличие от маскулинных культур, для которых характерна более высокая оценка мужчин, чем женщин, занимающих одно и то же положение в обществе. Это может служить объяснением того факта, что глобальные идеи феминизма в российской среде так и не прижились. Возможно, в этом кроется причина ключевого различия между западными и российскими представлениями о женском равноправии, которое заключается в том, что западные женщины стремятся к отделению и разрушению патриархальной системы, в то время как российские женщины не противопоставляют себя мужчинам, они всего лишь претендуют на участие в социальных институтах, созданных мужчинами. Вероятно, в том числе сказывается влияние советской идеологии, где подчёркивалось равенство мужчин и женщин, умноженное на современные эгалитарные взгляды, пришедшие из западной культуры. Сходство в оценке мужчин и женщин, занимающих одно и то же положение в обществе, по мнению автора, объясняет отсутствие в России феминистических движений того же уровня, как в США, Канаде, ряде стран Западной Европы, которые относятся к маскулинным культурам. В маскулинной культуре женщины бесконечно борются за свои права, обвиняют общество в сексизме, и, как мы можем наблюдать, в таких странах

феминизм периодически приобретает радикальные черты. Этот факт вполне объясним - конечно же, человек начинает роптать в большей степени там, где его лишают даже гипотетической возможности быть лидером.

Рассмотрим любопытное гендерное кросс-культурное исследование Н.М. Лебедевой, где изучались представления о ролях, правах и обязанностях мужчин и женщин в четырнадцати культурах [2]. В целом, результаты не удивляют и соответствуют распространенным стереотипам. В странах с развитой экономикой, к которым относится и Россия, популярна идея равенства полов (эгалитарности). В странах с низким уровнем развития экономики существуют различия между мужчинами и женщинами в правах и обязанностях в политической, экономической и социальной сферах. Исследование взаимосвязей половых ролей с типом культуры показали, что в феминных культурах власть в семье распределяется равномерно и все члены семьи участвуют в принятии решений, а в маскулинных культурах семья представляет собой иерархию, где муж (как правило) авторитарно принимает решения. По результатам исследования Н.М. Лебедева делает вывод о принадлежности России к феминной культуре. Таким образом, женская профессиональная ментальность россиянок формируется в рамках феминной культуры, основные признаки которой мы рассмотрели.

Рассматривая современные тренды в формировании и трансформации гендерных стереотипов, И.С. Кон отмечает, что в настоящее время ломается традиционная половая стратификация [5]. Вследствие совместного обучения и профессиональной деятельности стираются половые различия в поведении, меняются культурные стереотипы маскулинности-феминности. В контексте нашего исследования отметим, что стереотипы (или социально-психологические установки) подвержены изменениям, но они меняются очень инертно, что отражается и на процессе формирования и трансформации женской профессиональной ментальности. Стереотип о том, что женщина должна быть ласковой, привлекательной, нежной и одновременно пассивной и зависимой и сейчас остается весьма популярным у представителей сильного пола. Современные же женщины считают, что им надо обладать мужскими качествами - быть активными, инициативными и предприимчивыми [4]. Представления о маскулинности тоже меняются. Физическая сила уступила место интеллекту, проявление нежности считается допустимым, приветствуется сдержанность в проявлении гнева. Хотя отметим, что у людей с низким уровнем образования представления о маскулинности остаются более традиционными.

Существуют ли различия в самооценке и мотивации достижения у мужчин и женщин в детском возрасте?

А. Фейнгольд провел основательный анализ исследований, посвященный самооценке [6]. Метаанализ включает 130 исследований, которые были проведены с 1940 по 1992 год в девяти странах мира, в том числе и в России. Выяснилось, что фактор возраста очень значим, так как в подростковом возрасте, девочки имеют более высокую самооценку, чем мальчики. В юности и во взрослом возрасте ситуация меняется - более высокая самооценка наблюдается у мужчин. В среднем мужчины показали незначительное преимущества по самооценке, причем такая картина характерна для всех стран, охваченных исследованием. Т.В. Бендас, проведя обзор научных трудов, посвящённых ген-дерным различиям в личностных характеристиках, обобщила результаты [4]. Стереотипы, которыми мы щедро наделяем мужчин и женщин (например, стремление к лидерству, уровень притязаний, мотивация к учебе), практически не подтверждаются в детстве. Это означает, что представители обоего пола одинаково стремятся к успеху. Но по сравнению с детством в период взрослости меняется соотношение мотивации достижения у разных полов: либо она возрастает у мужчин (по сравнению с мальчиками), либо снижается у женщин (по сравнению с девочками). По мнению автора, имеют место оба процесса. Именно во взрослом возрасте проявляется соответствие этим стереотипам. Возможно, это происходит под влиянием общества, когда социально

одобряемым считается поведение, соответствующее гендерно-му стереотипу, в то время как отступление от стереотипа может быть осуждаемым. Предположительно, женщины, в силу своего стремления к социальному одобрению, сильнее мужчин реагируют на давление со стороны общества. Присущая женщинам ориентация на одобрение окружающих способствует тому, что многие женщины в период взрослости меняют свою мотивацию. Возможно, общество способствует тому, чтобы мотивация либо снижалась, либо приобретала другую форму - меняла направление с профессиональной на личную. Так складывается стереотип о том, что в профессиональной деятельности мужчины более успешны, чем женщины.

Для того чтобы определить наличие гендерных стереотипов у самих женщин, было проведено эмпирическое исследование с участием 241 женщин в возрасте от 18 - 54 лет, проживающих в г. Самара и городах Самарской области. Способ формирования выборочной совокупности - систематическая вероятностная выборка.

Опишем выборку. Образование: высшее образование имеют 50,1% опрошенных; незаконченное высшее - 21,1%; среднее специальное - 20,9%; ученую степень - 4,9%; среднее общее - 3%. Профессиональная деятельность: 34% опрошенных являются госслужащими; 25,7% - сотрудниками коммерческих предприятий; 17,2% - студентами; 9,1% - домохозяйками; 8,2% - предпринимателями; 3,4% - безработными; 2,4% - пенсионерами. Семейное положение: не замужем - 37,2%; состоят в браке - 37,1%; состоят в «гражданском» браке - 12,2%; в разводе - 10,3%; вдовствуют - 3,2%.

Результаты исследования показали, что женщины разделяют точку зрения о «сомнительной пользе» карьерного роста для женщины. Причём именно этот фактор, а не личностные качества и умения, играют первостепенную роль. Распространённым является стереотип, что если женщина занимает высокий пост, значит она жена, любовница или близкая родственница кого-то из руководства. Отметим, что данное предубеждение касается женщин, имеющих полные семьи и выглядящих при этом женственно. Кстати, отечественная киноиндустрия 1970-80 гг. в массовом сознании зачастую противопоставляла роли успешной жены и матери и успешного руководителя, например в таких фильмах, как «Москва слезам не верит», «Служебный роман», «Простая история». Возьмём на себя смелость предположить,

Библиографический список

что такое отражение восприятия работы в жизни женщины в отечественном кино, было следствием традиционных представлений о распределении социальных ролей между мужчинами и женщинами.

Далее респонденткам предлагалось ответить на вопрос, в каких отраслях промышленности женщины могут добиться профессионального успеха и карьерного роста. Порог в 80% преодолели ответы: торговля, сфера общественного питания, здравоохранение, образование, культура. Результаты коррелируются с данными о трудовой занятости женщин в отраслях экономики (табл. 1) [7; 8]. Респондентки отметили, что работа в данных отраслях соответствует традиционным занятиям женщин на протяжении столетий - накормить, одеть, обучить, воспитать. Практически во всех рассмотренных отраслях работу женщин можно охарактеризовать как «служение людям», «предоставление помощи», воспитание.

Таблица 1

Доля женщин, занятых в ряде отраслей промышленности

Отрасли промышленности 1995, % 2011,%

Торговля 82 75,3

Сфера общественного питания 82

Здравоохранение 83 85,6

Образование 79 82,3

Культура 75,7

На серию вопросов об отношении к существующей системе распределения профессиональных ролей между мужчинами и женщинами большинство (79,6%) респонденток отметили своё принятие, согласие и благосклонное отношение к ней.

Таким образом, гендерные стереотипы по отношению к профессиональной деятельности занимают прочное положение в умах самих женщин, большинство из которых придерживается традиционных представлений о распределении профессиональных ролей между мужчинами и женщинами. Особо отметим, что в рамках российской феминной культуры это принимается и не вызывает протеста.

1. Крищюнас В.-Р.Л. Геоисторическая парадигма и районирование мира. Вопросы экономической и политической географии зарубежных стран. 1993; Вып. 13: 95 - 113.

2. Лебедева Н.М. Ценностно-мотивационная структура личности в русской культуре. Психологический журнал. 2001, Т. 22, № 3: 27 - 31.

3. Здравомыслова О.М. «Русская идея»: антиномия женственности и мужественности в национальном образе России. Общественные науки и современность. 2000; 4: 109 - 115.

4. Бендас Т.В. Гендерная психология. Санкт-Петербург: Питер, 2006.

5. Кон И.С. Особенности социализации мальчиков и девочек. Вопросы воспитания. 2010; 1 (2): 54 - 58.

6. Feingold A. Gender differences in personality: a meta-analysis. Psychological bulletin. 1994; Vol. 116; № 3: 429 - 456.

7. Калабихина И.Е. Социальный пол и проблемы населения. Москва: Менеджер, 1995.

8. Ахлакова И.Р. Трудовые ресурсы как фактор экономического роста. Диссертация ... кандидата экономических наук. Чебоксары, 2012.

References

1. Krischyunas V.-R.L. Geoistoricheskaya paradigma i rajonirovanie mira. Voprosy 'ekonomicheskojipoliticheskojgeografiizarubezhnyh stran. 1993; Vyp. 13: 95 - 113.

2. Lebedeva N.M. Cennostno-motivacionnaya struktura lichnosti v russkoj kul'ture. Psihologicheskijzhurnal. 2001, T. 22, № 3: 27 - 31.

3. Zdravomyslova O.M. «Russkaya ideya»: antinomiya zhenstvennosti i muzhestvennosti v nacional'nom obraze Rossii. Obschestvennye nauki i sovremennost'. 2000; 4: 109 - 115.

4. Bendas T.V. Gendernaya psihologiya. Sankt-Peterburg: Piter, 2006.

5. Kon I.S. Osobennosti socializacii mal'chikov i devochek. Voprosy vospitaniya. 2010; 1 (2): 54 - 58.

6. Feingold A. Gender differences in personality: a meta-analysis. Psychological bulletin. 1994; Vol. 116; № 3: 429 - 456.

7. Kalabihina I.E. Social'nyjpoliproblemy naseleniya. Moskva: Menedzher, 1995.

8. Ahlakova I.R. Trudovye resursy kak faktor 'ekonomicheskogo rosta. Dissertaciya ... kandidata 'ekonomicheskih nauk. Cheboksary, 2012.

Статья поступила в редакцию 17.12.15

УДК 154.4

Alam M.Sh., postgraduate, Ecology Faculty, The People's Friendship University of Russia (Moscow, Russia), E-mail: shamsher367@gmail.cоm

Rodionova O.M., Cand. of Science (Medicine), senior lecturer, The People's Friendship University of Russia (Moscow, Russia), E-mail: prоktor6@mail.ru

INFLUENCE OF NATURAL DISASTERS ON DIFFERENT SEGMENTS OF THE POPULATION OF THE BANGLADESH REPUBLIC. One of the most serious problems for the Republic of Bangladesh is natural disasters (floods, cyclones, a tornado, tidal waves, etc.), which the country faces annually. The geographical features of the setting of the country are the main reasons of the

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.