ТЕОРИЯ И МЕТОДИКА ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ, СПОРТИВНОЙ ТРЕНИРОВКИ,
ОЗДОРОВИТЕЛЬНОЙ И АДАПТИВНОЙ _ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ_
Гендерные особенности развития физических качеств старших дошкольников (ловкости, быстроты, гибкости) Расстанова Е. А.
Расстанова Евгения Александровна /Rasstanova Evgeniya Aleksandrovna - магистрант, кафедра теории и технологии дошкольного образования, факультет педагогики и психологии, Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования Орловский государственный университет имени И. С. Тургенева, г. Орел
Аннотация: в статье анализируются вопросы гендерных особенностей развития физических качеств старших дошкольников (ловкости, быстроты и гибкости). Предложены различные методики оценки уровня развития физических качеств с учетом гендерных особенностей.
Abstract: the article analyzes questions of gender features of development of physical qualities of the senior preschool children are analyzed (dexterity, speed and flexibility). Various techniques of assessment of the level of development of physical qualities taking into account gender features are offered.
Ключевые слова: гендер, особенности, физические качества, ловкость, быстрота, гибкость, старшие дошкольники.
Keywords: gender, features, physical qualities, dexterity, speed, flexibility, senior preschool children.
Изучение проблемы воспитания и обучения детей с учётом половых различий является актуальной задачей дошкольной педагогики и детской психологии. Социальные изменения, происходящие в современном обществе, привели к разрушению традиционных стереотипов мужского и женского поведения. На фоне этих изменений меняются и внутренние психологические позиции детей, их сознание: девочки становятся агрессивными и грубыми, а мальчики принимают женский тип поведения.
Большинство дошкольных учреждений физическое воспитание детей, как и все дошкольное воспитание, ориентирует на «условного» ребенка, а не на мальчика или девочку: те же упражнения, та же нагрузка, та же методика обучения. На протяжении последних нескольких лет педагоги дошкольных учреждений ищут пути осуществления дифференцированного подхода. Это и послужило основанием учитывать в процессе занятий физической культурой половые особенности детей и осуществлять формирование полоролевого поведения у мальчиков и девочек.
Гендерная принадлежность ребенка дошкольного возраста не ограничивает его половые принадлежности. Социальная природа самого термина объясняет несовпадение поведенческих характеристик человека того или иного пола с ожиданиями общества. С одной стороны, ребенок несет в себе полоролевые стереотипные черты: мальчик - сильный, храбрый, выносливый, агрессивный; девочка - ласковая, ведомая, ожидаемая, нежная, а с другой - гендерная типология проявляется в ситуативном доминировании маскулинности (фемининности) и степень проявлений не регламентируется половой принадлежностью. Мальчик в некоторых
ситуациях может вести себя по женскому типу, проявлять мягкость и сговорчивость, а девочка бывает агрессивной и показывает свое лидерство.
Различия в быстроте развития мужского и женского организмов видны уже на стадии эмбриона. У девочек развитие скелета идет быстрее. После рождения они на 1-2 недели опережают мальчиков в формировании костей. В то же время по длине и весу мальчики при рождении больше девочек на 2-3%. Мальчики немного превосходят девочек в длине тела - до 10 лет, а в массе - примерно до 8,5 лет.
По данным Петуховой Т. В., начиная уже с 3-4 лет эффективность выполнения легкоатлетических упражнений у мальчиков выше, чем у девочек [2].
Исследователи в области физического воспитания большой интерес проявляют к проблеме дифференцированного подхода в процессе физического воспитания мальчиков и девочек. Однако, вопрос о дифференцированном подходе к мальчикам и девочкам в процессе занятий физическими упражнениями, поставленный еще в 60-е годы XX в., и сегодня не имеет однозначного решения. Большинство исследователей считают, что подход к физическому воспитанию мальчиков и девочек не должен быть одинаковым. Об этом свидетельствуют работы О. Недригайлова, Ц. Какабадзе, В. Урицкой, Н. Шишниашвили, И. Попова - 60-70-е гг. XX века; Г. Шалыгиной, Э. Вильчковского, М. Руновой, М. Королевой, В. Мануйловой, В. Зуева, Н. Ефименко, Н. Бочаровой и др. - 80-90-е гг. XX века; В. Баландина, Т. Банниковой, Б. Курдюкова, Т. Петухова, Ю. Чернышенко, В. Яцык и др.- XXI век.
У мальчиков по сравнению с девочками установлены: большая скорость бега, выносливость к динамическим и статическим усилиям, сила кистей руки, становая сила.
Э. С. Вильчковский приходит к выводу о том, что различия в становлении физических качеств у мальчиков и девочек до 7 лет не столь существенны, чтобы учитывать это обстоятельство при выборе средств для их развития [3].
Но в чем должны проявляться отличия: в средствах, нагрузке, требованиях, распределении ролей, организации занятий и т.п., - до конца не определено.
По данным физиологов, различия в физиологических функциях между мальчиками и девочками отчетливо проявляются с началом полового созревания (к 11—12 годам). В настоящее время уже уверенно можно говорить о том, что различия в подготовленности и темпе развития мальчиков и девочек к этому возрасту определяются в основном их половыми особенностями. В отношении периода дошкольного детства однозначного ответа на этот вопрос пока нет, вместе с тем половые различия в динамике формирования основных движений, физических качеств и двигательной активности у детей до семи лет есть, но весь вопрос в их величине [1].
Дошкольный возраст является периодом интенсивного формирования всех органов и систем организма и сензитивным периодом психического развития. Именно в дошкольном детстве развиваются те физические качества, двигательные навыки и умения ребенка, которые служат основой его нормального физического и психического развития.
Становится очевидным, что в основе тактики дифференцированного подхода лежит изучение особенностей физического развития детей. Ловкость, быстрота и гибкость представляют собой психофизические качества, основа развития которых закладывается именно в дошкольном возрасте (Е. Н. Вавилова, М. Ю. Кистяковская, Э. С. Вильчковский и др.).
Развитие физических качеств является неотъемлемой стороной физического воспитания дошкольников, что в дальнейшем будет непосредственно связано с обучением в школе. Следует создавать условия для параллельного развития и совершенствования двигательных умений и физических качеств.
В работе «Диагностика физической подготовленности детей 4-7 лет: проблемы и пути их решения» Березина Н. О и Лашнева И. П. (2003) указывают, что тестирование физической подготовленности позволяет определять уровень развития физических качеств ребёнка на каждом этапе возрастного развития. Очень важно, чтобы тесты,
44
используемые в дошкольных образовательных учреждениях (ДОУ), соответствовали состоянию здоровья и функциональным возможностям детей.
В настоящее время широко распространяются различные авторские педагогические методики тестирования физической подготовленности детей, которые не прошли гигиенической экспертизы. Практика работы в ДОУ различного вида показала, что для диагностики физической подготовленности дошкольников необходима система тестирования с учетом не только возрастно-половых особенностей, но и состояния здоровья и развития детей.
Литература
1. Бочарова Н. Некоторые вопросы дифференцированного подхода в физическом воспитании мальчиков и девочек // Дошкольное воспитание, 1997. № 12. С. 72-75.
2. Микушева Т. В. Раздельное воспитание: за и против / Т. В. Микушева // Обруч, 1998. № 6. С. 6-8.
3. Вильчковский Э. С. Развитие двигательной функции у детей. Киев, 1983.