Научная статья на тему 'Сравнительная характеристика этнодвигательной подготовленности мальчиков и девочек старшего дошкольного возраста'

Сравнительная характеристика этнодвигательной подготовленности мальчиков и девочек старшего дошкольного возраста Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
118
13
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭТНОДВИГАТЕЛЬНАЯ ПОДГОТОВКА / ПОЛОВЫЕ РАЗЛИЧИЯ / ЛИЧНОСТНАЯ ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА / ФИЗИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ КУБАНСКОГО КАЗАЧЕСТВА / ДЕТИ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА / ETHNOMOTIVE TRAINING / SEXUAL DISTINCTIONS / PERSONAL PHYSICAL CULTURE / PHYSICAL TRAINING OF THE KUBAN COSSACKS / CHILDREN OF THE ADVANCED PRESCHOOL AGE

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Кузнецова Зинаида Васильевна, Клименко Андрей Александрович, Соленова Регина Ильинична, Баландин Валерий Александрович

Приводятся данные об особенностях уровня сформированности навыков традиционной физкультурной деятельности кубанского казачества (этнодвигательная подготовленность) мальчиков и девочек 6 лет. Обосновывается необходимость проведения специальных исследований на предмет изучения полового диморфизма в процессе реализации методики формирования личностной физической культуры детей старшего дошкольного возраста, основывающейся на использовании ценностного потенциала традиций физического воспитания кубанского казачества. Анализ результатов исследования проведен путем сравнения полученных данных у мальчиков с результатами аналогичных исследований у девочек. В результате исследования выявлена более высокая восприимчивость этнодвигательного материала девочками в отличие от мальчиков.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Кузнецова Зинаида Васильевна, Клименко Андрей Александрович, Соленова Регина Ильинична, Баландин Валерий Александрович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

COMPARATIVE CHARACTERISTIC OF ETHNOMOTIVE READINESS OF BOYS AND GIRLS OF THE ADVANCED PRESCHOOL AGE

This article provides data on features of motive readiness of 6 years-old boys and girls to traditional sports activity of the Kuban Cossacks (ethnomotive readiness). Need of carrying out special researches on sexual dimorphism by using a technique of formation of the personal physical culture in children of the advanced preschool age, which is based on use of value potential of traditions of the Kuban Cossacks physical training, is proved. The analysis of results of this research is made by comparing the obtained data at boys with the results of similar researches at girls. The result of this research is the revealed higher susceptibility of ethnomotive material by girls in comparison to boys.

Текст научной работы на тему «Сравнительная характеристика этнодвигательной подготовленности мальчиков и девочек старшего дошкольного возраста»

УДК [796.011.1:373.21(470.6) ББК 75.1 С 75

З.В. Кузнецова

Преподаватель кафедры физического воспитания Кубанского государственного аграрного университета им. И.Т. Трубилина; E-mail: zinaidakyznecova@ mail.ru

A.А. Клименко

Кандидат педагогических наук, и.о. заведующего кафедрой физического воспитания Кубанского государственного аграрного университета им. И.Т. Трубилина; E-mail: klimenkoa71@mail.ru

Р.И. Соленова

Кандидат педагогических наук, доцент кафедры дошкольной педагогики и психологии Кубанского государственного университета; E-mail: zinaida-kyznecova@mail.ru

B.А. Баландин

Доктор педагогических наук, профессор кафедры психологии Кубанского государственного университета физической культуры, спорта и туризма; E-mail: zinaidakyznecova@mail.ru

СРАВНИТЕЛЬНАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ЭТНОДВИГАТЕЛЬНОЙ ПОДГОТОВЛЕННОСТИ МАЛЬЧИКОВ И ДЕВОЧЕК СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

(Рецензирована)

Аннотация. Приводятся данные об особенностях уровня сформированности навыков традиционной физкультурной деятельности кубанского казачества (эт-нодвигательная подготовленность) мальчиков и девочек 6 лет. Обосновывается необходимость проведения специальных исследований на предмет изучения полового диморфизма в процессе реализации методики формирования личностной физической культуры детей старшего дошкольного возраста, основывающейся на использовании ценностного потенциала традиций физического воспитания кубанского казачества. Анализ результатов исследования проведен путем сравнения полученных данных у мальчиков с результатами аналогичных исследований у девочек. В результате исследования выявлена более высокая восприимчивость этнодвигательного материала девочками в отличие от мальчиков.

Ключевые слова: этнодвигательная подготовка, половые различия, личностная физическая культура, физическое воспитание кубанского казачества, дети старшего дошкольного возраста.

Z.V. Kuznetsova

Teacher of Department of Physical Training, I.T. Trubilin Kuban State Agricultural University; E-mail: zinaidakyznecova@mail.ru

A.A. Klimenko

Candidate of Pedagogical Sciences, Acting Head of Department of Physical Training, I.T. Trubilin Kuban State Agricultural University; E-mail: klimenkoa71@mail.ru

R.I. Solenova

Candidate of Pedagogical Sciences, Associate Professor of Department of PreSchool Pedagogy and Psychology, Kuban State University; E-mail: zinaidakyzne-cova@mail.ru

V.A. Balandin

Doctor of Pedagogical Sciences, Professor of Department of Psychology, Kuban State University of Physical Culture, Sport and Tourism; E-mail: zinaidakyzne-cova@mail.ru

COMPARATIVE CHARACTERISTIC OF ETHNOMOTIVE READINESS OF BOYS AND GIRLS OF THE ADVANCED PRESCHOOL AGE

Abstract. This article provides data on features of motive readiness of 6 years-old boys and girls to traditional sports activity of the Kuban Cossacks (ethnomotive readiness). Need of carrying out special researches on sexual dimorphism by using a technique of formation of the personal physical culture in children of the advanced preschool age, which is based on use of value potential of traditions of the Kuban Cossacks physical training, is proved. The analysis of results of this research is made by comparing the obtained data at boys with the results of similar researches at girls. The result of this research is the revealed higher susceptibility of ethnomotive material by girls in comparison to boys.

Keywords: ethnomotive training, sexual distinctions, personal physical culture, physical training of the Kuban Cossacks, children of the advanced preschool age.

Старший дошкольный возраст является наиболее значимым этапом в развитии этнодеятельности, в частности, в становлении личности дошкольника в целом [1, 2, 3]. Именно в данный возрастной период создаются предпосылки для целенаправленного совершенствования этодви-гательных способностей [1, 2, 4].

Исследования возрастных особенностей развития физических качеств детей дошкольного возраста доказывают, что в этот возрастной период увеличивается количество показателей, имеющих различия в зависимости от пола ребенка [5, 6, 7, 8, 9]. На основе вышеизложенного представляется интересным проведение специальных исследований с целью выявления полового диморфизма в процессе формирования этнических двигательных функций у детей 6 лет.

Методы и организация исследования. При решении поставленных задач использовались следующие методы: анализ научно-методической литературы, педагогическое тестирование, педагогический эксперимент,

методы математической статистики. При этом использовалось педагогическое тестирование мальчиков и девочек по определению уровня сформированности навыков традиционной физкультурной деятельности кубанского казачества (этнодви-гательная подготовленность) [10]. В батарею тестов входили: шермиции, рубка шашкой, борьба, конные ристания, стрельба (из лука, детского пистолета, рогатки). Учебное снаряжение имело имитирующее назначение, определяющее соответствие возрасту детей и условиям их безопасности.

В ходе исследования определялась эффективность экспериментальной методики с целью использования ее в процессе воспитания детей в дошкольных организациях, выявлялась индивидуальная по половому признаку восприимчивость этнодигательного учебного материала. В экспериментальной методике участвовали воспитанники подготовительных к школе групп дошкольных образовательных организаций: № 50 станицы Новомышастовской,

№53 станицы Ивановской Краснодарского края в количестве 126 человек. В начале педагогического эксперимента проводили обследование старших дошкольников и деление их на экспериментальную и контрольную группы.

В дальнейшем дети экспериментальной группы (33 девочки, 31 мальчик) занимались по разработанной методике, основанной на реализации ценностного потенциала традиций физического воспитания кубанского казачества. В контрольной группе (32 девочки, 30 мальчиков) занятия проводили по учебному плану, утвержденному Министерством образования Российской Федерации.

мальчиков. Сложности в проявлении навыков этнодвигатель-ной подготовленности девочки испытывают по показателям: рубка, борьба и стрельба; мальчики - борьба. В результате целенаправленной этнодвигательной подготовленности достоверность различий между мальчиками и

Результаты исследования и их обсуждение. Основной задачей исследования было изучение влияния физической культуры казаков на уровень этнодвигательной подготовленности детей 6 лет в зависимости от их половой принадлежности. При первичном обследовании у детей 6 лет были зафиксированы статистически значимые различия между мальчиками и девочками по всем показателям (Р<0,001) как в экспериментальной, так и в контрольной группах. Исключение составили параметры стрельбы (Р>0,05) (таблица 1).

В ходе исследования установлено достоверное преимущество

девочками приобретает более выраженный характер. В конце эксперимента практически по всем тестам выявлено преимущество девочек из экспериментальной группы (таблица 2).

Заключение. Полученные данные об особенностях динамики показателей этноподготовленности детей

Таблица 1

Достоверность различий показателей уровня этнодвигательной подготовленности детей 6 лет экспериментальной и контрольной групп между мальчиками (пэ = 31; пк = 30) и девочками (пэ = 33; пк = 32)

в начале эксперимента

Названия тестов (балл) Пол Экспериментальная группа Контрольная группа Экспериментальная группа Контрольная группа

М±т М±т М-Д

Р Р

Шермиции М 3,9±0,07 4,1±0,10 <0,001 <0,001

Д 3,0±0,07 2,9±0,07

Рубка М 7,8±0,08 7,6±0,12 <0,001 <0,001

Д 6,5±0,37 5,9±0,13

Борьба М 1,9±0,07 2,0±0,07 <0,001 <0,001

Д 1,3±0,07 1,3±0,07

Конные ристания М 8,6±0,10 8,4±0,10 <0,001 <0,001

Д 7,4±0,07 7,3±0,10

Стрельба М 6,7±0,71 5,8±0,17 >0,05 >0,05

Д 5,7±0,13 5,4±0,10

Таблица 2

Достоверность различий показателей уровня этнодвигательной подготовленности детей 6 лет экспериментальной и контрольной групп между мальчиками (n = 31; n = 30) и девочками (n = 33; n = 32)

эк эк

в конце эксперимента

Названия тестов (балл) Пол Экспериментальная группа Контрольная группа Экспериментальная группа Контрольная группа

М±m М±m М-Д

Р Р

Шермиции М 9,8±0,22 4,4±0,13 <0,001* <0,001

Д 11,0±0,07 3,8±0,07

Рубка М 16,9±0,01 8,1±0,23 <0,001* <0,001

Д 18,3±0,13 5,7±0,10

Борьба М 5,9±0,07 2,3±0,10 <0,001* <0,01

Д 9,1±0,07 1,9±0,10

Конные ристания М 14,8±0,10 8,9±0,30 <0,001* >0,05

Д 16,4±0,10 8,7±0,07

Стрельба М 14,1±0,10 8,2±0,17 <0,001* <0,001

Д 16,5±0,10 7,0±0,12

Примечание - * более высокие интегральные показатели этнодвигательной подготовленности у девочек.

6 лет позволили сформулировать следующие частные заключения:

- особенности условий и содержания воспитательно-образовательной деятельности в дошкольной организации разнонаправленно влияют на динамику показателей этнодвигательной подготовленности старших дошкольников. При этом общей закономерностью в группах как мальчиков, так и девочек является низкий уровень этнодви-гательной подготовленности, что говорит о недостаточной эффективности систематически проводимых организационно-содержательных мероприятий по физической подготовке в дошкольных образовательных организациях;

- выявленные особенности динамики показателей этнодвига-тельной подготовленности в экспериментальных группах детей 6 лет обоего пола указывают на тенденции в изменении этнодви-гательной подготовленности с преимуществом мальчиков на начало эксперимента, в то время как результаты внедрения экспериментальной методики дают обратный эффект - преимущества в показателях девочек;

- результаты обследования по итогам эксперимента позволяют констатировать более высокую восприимчивость этнодвигательного учебного материала девочками в отличие от мальчиков.

Примечания:

1. Абдульманова Л.В. Развитие физической культуры детей 4-7 лет в культу-росообразном пространстве дошкольного образовательного учреждения: дис. ... д-ра пед. наук. Ростов н/Д, 2007. 447 с.

2. Аслаханов С-А. М. Педагогические принципы, методы и средства реализации воспитательного потенциала этнологической физической культуры // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. 2015. № 9 (127). С. 43-44.

3. Бабунова Е.А. Педагогическая стратегия становления этнокультурной образованности детей дошкольного возраста: автореф. дис. ... д-ра пед. наук. Челябинск, 2009. 46 с.

4. Демидова Е.В. Педагогическая система направленного становления личности детей 3-10 лет средствами физической культуры в условиях прогимназии: дис. ... д-ра пед. наук. Краснодар, 2004. 391 с.

5. Ивасева О.В. Дифференцированная физическая подготовка детей 4-6 лет: автореф. дис. ... канд. пед. наук. Краснодар, 2006. 24 с.

6. Кузнецова З.В., Баландин В.А. Структура программы физического воспитания детей старшего дошкольного возраста на основе традиционных кубанских казачьих средств в условиях дошкольной образовательной организаци // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. 2016. № 3 (133). С. 131-136.

7. Махалова И.В. Народные традиции как условие физического воспитания детей 6-7 лет (в полиэтническом пространстве Среднего Поволжья): автореф. дис. ... канд. пед наук. Екатеринбург, 2015. 24 с.

8. Расстанова Е.А. Гендерные особенности развития физических качеств старших дошкольников (ловкости, быстроты, гибкости) // Проблемы педагогики. 2016. № 9 (20). С. 43-45.

9. Чернышенко Ю.К., Баландин В.А., Шестаков М.М. Критерии оценки методологической эффективности педагогических методик // Физическая культура, спорт - наука и практика. 2012. № 4. С. 70-73.

10. Яровой А.В. Шермиции: история, методика обучения, правила соревнований: учеб.-метод. пособие. Ростов н/Д: Логос, 2011. 128 с.

References:

1. Abdulmanova L.V. Development of physical culture of 4-7-year-old children in cultural space of preschool educational institution: Diss. for the Dr. of Pedagogy degree: Rostov-on-Don, 2007. 447 pp.

2. Aslakhanov S-А. M. Pedagogical principles, methods and implementation means of educational potential of ethnological physical culture // Scientific notes of the University of P.F. Lesgaft. No. 9 (127). 2015. P. 43-44.

3. Babunova E.A. Pedagogical strategy of formation of ethnocultural education of children of preschool age: Diss. abstract for the Dr. of Pedagogy degree: ^elyabinsk, 2009. 46 pp.

4. Demidova E.V. Pedagogical system of the directed formation of the identity of children of 3-10 years by means of physical culture in the conditions of a pro-gymnasium: Diss. for the Dr. of Pedagogy degree. Krasnodar, 2004. 391 pp.

5. Ivaseva O.V. The differentiated physical training of children of 4-6 years: Diss. abstract for the Cand. of Pedagogy degree. 2006. 24 pp.

6. Kuznetsova Z.B., Balandin V.A. Structure of the physical education program for senior preschool age children based on traditional Kuban Cossack means in the conditions of preschool educational organization // Scientific notes of the University of P.F. Lesgaft. 2016. No. 3 (133). P. 131-136.

7. Makhalova I.V. National traditions as a condition of physical training of children of 6-7 years (in multiethnic space of Central Volga area): Diss. abstract for the Cand. of Pedagogy degree. Ekaterinburg, 2015. 24 pp.

8. Rasstanova E.A. Gender features of development of physical qualities of the senior preschool children (dexterity, speed, flexibility) // Problems of Pedagogy. 2016. No. 9 (20). P. 43-45.

9. Chernyshenko Yu.K. Balandin V.A., Shestakov M.M. Criteria for the assessment of methodological efficiency of pedagogical techniques // Physical culture, sport: science and practice. 2012. No. 4. P. 70-73.

10. Yarovoy A.V. Shermition (Cossack games): history, technique of training, rules of competitions: a manual. Rostov-on-Don: Logos, 2011. 128 pp.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.