Научная статья на тему 'Гендерные особенности Нижегородского протестантского евангелизма'

Гендерные особенности Нижегородского протестантского евангелизма Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
142
15
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЕВАНГЕЛИЧЕСКИЙ ПРОТЕСТАНТИЗМ / НИЖЕГОРОДСКОЕ ПЯТИДЕСЯТНИЧЕСТ-ВО / ГЕНДЕРНЫЕ ОСОБЕННОСТИ / СОЦИАЛЬНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ / ЦЕННОСТНЫЕ ПРЕДПОЧТЕНИЯ

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Аникина Анна Валентиновна

Анализируются гендерные особенности прихожан одной из нижегородских евангельских церквей. Рассматриваются религиозное поведение, установки, ценностные предпочтения, политические пристрастия женщин. Делается вывод об особенностях женской евангельской религиозности в контексте общероссийской действительности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Gender features of evangelical protestantism in nizhny Novgorod

The article analyzes gender features of the parishioners of Evangelical churches in Nizhny Novgorod ("Bible Center "Jesus Embassy", N=213 people, there is 43.2% of men and 56.8% of women), considers religious behavior, attitudes, value preferences and political preferences of women. In the socio-demographic portrait of a believer were identified following features: she is Russian married woman, from thirty to thirty-four years old with higher or secondary school education, has one child who joined the organization ten or more years ago, does not complain about health and in spite of this survives in the modern Russian socio-economic conditions. Evangelical Protestantism is an attractive alternative for young, educated Russian women. It suits the liberal ideology of the market, which has been propagandized in Russian society in last decades and affords a choice to improve life and realize their own opportunities. The predominance of women among the parishioners and presence of them among the many adherents shows that belonging to the movement does not encroach upon interests of women, and provides a high range of activities and changes their marital status. In the Russian socio-economic environment personal, family and community discipline of the Pentecostals allows women to survive and solve their personal problems. Promotion of stable relationships, desire to overcome family crises with the vigorous religious activity and mutual support in home groups attracts women and improve their self-esteem. Respondents build a social circle with specific outlook and reproduce a stereotypical behavior, which is common for the most women in society. Their context-independent strategy allows to find like-minded people in their religious environment and public continuum. This factor is decisive in the matter of indoctrination. The problematic and responsibility as essential characteristics of women of the Evangelical faith, shows that Pentecostalism is spreading around in their own ways. In modern Russian conditions it is possible strategy to increase the number of adepts.

Текст научной работы на тему «Гендерные особенности Нижегородского протестантского евангелизма»

Вестник Томского государственного университета Философия. Социология. Политология. 2017. № 37

СОЦИОЛОГИЯ СОЦИАЛЬНОЙ СФЕРЫ

УДК 316.74:2

DOI: 10.17223/1998863Х/37/12

A.B. Аникина

ТЕНДЕРНЫЕ ОСОБЕННОСТИ НИЖЕГОРОДСКОГО ПРОТЕСТАНТСКОГО ЕВАНГЕЛИЗМА

Анализируются гендерные особенности прихожан одной из нижегородских евангельских церквей. Рассматриваются религиозное поведение, установки, ценностные предпочтения, политические пристрастия женщин. Делается вывод об особенностях женской евангельской религиозности в контексте общероссийской действительности.

Ключевые слова: евангелический протестантизм, нижегородское пятидесятничест-во, гендерные особенности, социальные характеристики, ценностные предпочтения.

Тема женщины в религии была и остается актуальной в научных исследованиях. В современном мире женские жизненные сценарии, если и имеют однозначную социальную обусловленность, то обладают широкой вариативностью в практической реализации. Они, с одной стороны, «включают в себя ожидание более активного участия женщины в религиозной жизни по сравнению с мужчинами». С другой - тенденции развития равенства полов и проблемы мужских и женских ролей могут «привести к уменьшению различий в религиозности» [1. C. 48]. Поэтому исследования связи социальной роли и религии как никогда злободневны.

Современное конфессиональное разнообразие в российском обществе обеспечивается протестантскими объединениями, среди которых наибольшие темпы роста демонстрируют пятидесятнические общины. По данным Министерства юстиции 2015 года, в стране зарегистрировано более тысячи пятиде-сятнических организаций, занимающих третье место по численности среди религиозных организаций в РФ и уступающих только православным и мусульманским организациям [2].

Пятидесятничество охватывает религиозные группы, весьма различные по вероучительным принципам, культовым особенностям, истории возникновения [3. C. 291]. Оно стало заметным фактором эволюции современного христианства. Именно пятидесятнические общины дают нам образцы интенсивной религиозной жизни. По мнению исследователей, для пятидесятников религия обладает абсолютной значимостью в 88% случаев [4. C. 155-156], 92% из их числа постоянно помнят о Боге, 76% регулярно молятся. Почти 100% верующих пятидесятников полагают, что человек открыт для контакта с Всевышним. Наличие этой мистической составляющей подтверждается и спецификой культовой практики неопятидесятнических общин, содержащей в себе моменты глоссолалии, экстаза и транса.

Несомненно, пятидесятники уловили веяния времени, нашли свои ответы на социально-экономические и культурные проблемы, приумножили число своих последователей. Какова в этом роль женщин?

Ответ на вопрос о тендерных особенностях протестантского евангелизма мы попытались получить в рамках исследования «Религиозность и мир», проведенного среди прихожан нижегородского объединения церквей христианской веры евангельской «Библейский Центр "Посольство Иисуса"» (п=213 человек, из них 43,2% мужчин и 56,8% женщин). Новизна исследования состояла в том, что анализировалась роль женщин среди прихожан «БЦ "Посольство Иисуса"», их социально-демографические характеристики и ценностные предпочтения.

Согласно полученным данным, половина опрошенных (47,9%) «приняла Иисуса Христа как своего Господа и Спасителя» более пяти лет назад, почти треть респондентов (28,1%) являются новообращенными (24,9% - «один-два года назад»; 3,2% - «совсем недавно»), а каждый пятый (18,8%) стал членом Церкви «три-четыре года назад».

Отметим, что среди неофитов преобладают мужчины, а среди многолетних адептов - женщины. Это согласуется с выводами отечественных исследователей о том, что «и в варианте традиционной, и в случае с новой религиозностью... хочется говорить о доминировании женского начала» [4. С. 7]. Заметим, что каждый четвертый опрошенный (25,4%) «принял Иисуса» «десять и более лет назад». Причем к этой группе принадлежат организаторы и практики пятидесятничества в Нижнем Новгороде. Среди них также больше женщин, чем мужчин (59,3% против 40,7%). Тендерный дисбаланс в общине сообразуется с тенденциями не только в протестантской среде, но и во всем религиозном пространстве России, подчеркивая актуальность направления исследования.

По социально-демографическим характеристикам проекта АРЕНА (Атлас религий и национальностей), протестант - это сравнительно молодой со средневысоким достатком (стремящийся к понятию «средний класс») активный гражданин, с многодетной семьей, житель мегаполиса или райцентра, патриотически настроенный и обладающий потенциалом добровольца [5. С. 140]. В нашем исследовании более половины описываемой группы (59,3 %) - это лица 30-44 лет со средним специальным (24,1%) и высшим (48,2%) образованием, состоящие в браке (77,8%) и имеющие детей (81,5%).

В России, согласно переписи населения, среди лиц с высшим образованием 58 % женщин и 42 % мужчин. Тот же тренд наблюдается и среди получивших среднее профессиональное образование (56% женщин и 44% мужчин) [6. С. 60]. Подобная тенденция выявилась и в нашем исследовании: женщины в общине образованнее мужчин, 69,4% из них имеют среднее специальное и высшее образование (незаконченное, бакалавриат или специали-тет), а 26,4% - незаконченное среднее и профессиональное (среди лиц мужского пола 59,7% и 37% соответственно).

Как показывают данные ВЦИОМ, большинство россиян считают разводы в принципе допустимыми. Для каждого четвертого (27%) расторжение брака является возможным при «фактическом распадении семьи». Каждый второй (50%) говорит, что все зависит от конкретного случая, 8%

уверены: ничто не должно и не может препятствовать желанию людей разорвать супружеские узы. За сохранение брака любой ценой выступают около 10% опрошенных [7].

В исследовании нижегородских пятидесятников женщин в два раза больше среди разведенных (67,9% и 32,1% соответственно) и в семь раз больше, чем вдовствующих лиц мужского пола (87,5% и 12,5% соответственно). Холостыми себя определили 49,3% мужчин и 50,7% женщин [8. С. 243]. Кроме того, женщины чаще, чем мужчины, оценивают свое здоровье как «хорошее и отличное» (89,5% и 84,9% соответственно), хотя больше половины из них (53,7%) фактически выживает. В то же самое время каждая шестая (14,9%) заявляет, что ни в чем не нуждается.

Таким образом, в социально-демографическом портрете верующей «Библейского Центра "Посольство Иисуса"» проступают следующие черты: это русская, замужняя женщина 30-34 лет, с высшим или средним профессиональным образованием, имеющая одного ребенка, «принявшая Иисуса Христа десять и более лет назад», не жалующаяся на здоровье и при этом выживающая в современных российских социально-экономических условиях.

Согласимся с выводами И.Г. Каргиной: «Для протестантских верующих является нормой еженедельное посещение церкви и включенность во внут-рицерковную деятельность». Кроме того, на протестантских «богослужениях практически невозможно встретить случайного человека, зашедшего посмотреть или просто послушать...» [9. С. 50]. Поэтому культовая деятельность верующих пятидесятников должна изучаться иными инструментами и существенно разниться с методиками всероссийских опросов.

Итак, анализ данных показал, что женщинам в церкви важнее глубокое понимание Святого Писания (62,2%) и общение с единомышленниками (59,1%). По мнению мужчин, церковь дает возможность «устоять от искушений мира» (50,0%) и «обрести благодать» (43,9%). Вероятно, контекстно-зависимая стратегия поведения, предпочитаемая мужчинами, отражает стремление сильного пола выработать специфический опыт решения своих проблем в конкретной жизненной ситуации. Женская же позиция (контекстно-независимая) предполагает большую способность действовать независимо от изменения обстоятельств. Поэтому слабый пол демонстрирует больший авторитет Святого Писания и, одновременно, большее стремление к поиску единомышленников. Заметим, что о возможности получить наставление слова Божьего в церкви заявили 57,2% женщин и 40,4% мужчин, о служении Богу - 55,1% и 42,4% соответственно.

Как известно, главной формой духовного общения человека с Богом яв -ляется молитва. В исследовании выявлено, что прихожане «Библейского Центра "Посольство Иисуса"» часто молятся. Продолжительность молитвы гендерно окрашена: если каждый четвертый мужчина (23,9%) молится от 3 до 5 минут, то каждая пятая женщина - час и более (17,4%). О такой длительной молитве заявил только каждый десятый мужчина (10,9%).

Молитва необходима для того, чтобы постоянно оживлять религиозные чувства и настроения верующего, оберегать его от всех мирских искушений. То, что 66% слабого и 59,8% сильного пола молятся от 10 минут до получаса,

подтверждает высокую интенсивность молитвенной жизни пятидесятников, направленную на укрепление в душах религиозной веры.

Современные тренды в религиозной сфере показывают, что «наиболее динамично развивающимися сегодня являются те традиционные религии, где идеи персональной харизмы и духовной силы заложены в их «Символе веры» - это современные пятидесятники, неопятидесятники, харизматы - протестантские деноминации. Вера в трансцендентного Бога и авторитет Библии успешно комбинируется здесь с акцентом на значимость и силу Святого Духа, который способен изменить человека и его жизнь, нужно только захотеть» [10. C. 95-96].

Не случайно в связи с этим мнение женщин о том, что членов общины в большей мере отличает более глубокая вера в Бога (52,8%), наличие даров Святого Духа (52,0%) и взаимопомощь (50,4%). Мужчины расставляют признаки несколько иначе: «взаимопомощь» (48,9%), «наличие даров Святого Духа» (46,7%) и «более глубокая вера в Бога» (45,6%). Четвертые и пятые строчки списка заполняют «сильная молитвенная жизнь» (42,1% и 38,0%) и «терпимость к другим верующим» (39,6% и 38,0% соответственно). В обоих случаях опрос подтверждает не только значимость и силу Святого Духа в жизни верующих, но и характер восприятия членов своей религиозной общины. Он основан на тесном взаимодействии верующих в работе домашних групп, харизматических феноменах «общения с Богом», распространяемой «теологии процветания» и т.д.

Отметим, что к «врожденным преимуществам женщин можно отнести их обостренную интуицию, чувствительность к гармонии, способность одновременно воспринимать и целостно оценивать несколько объектов...». Кроме того, «женщины обнаруживают большую, чем у мужчин, требовательность к определенности и однозначности ситуации в связи с повышенным чувством ответственности. В обстановке неопределенности у них повышается уровень тревожности и обостряется предчувствие неудач» [11. C. 446]. Видимо, поэтому анализ данных позволяет говорить о том, что повседневное восприятие Бога более мистифицировано у женщин, а ситуативное ощущение божественного сильнее выражается у мужчин (табл. 1).

Таблица 1

Распределение ощущения Бога у верующих (%) Distribution of the sense of God the believers (%)

Варианты ответа Мужчины Женщины Всего

Бог всегда со мной 63,0 75,2 70,0

В трудное время Бог всегда рядом 12,0 8,3 9,9

Иногда чувствую Его присутствие 18,5 9,9 13,6

Редко ощущаю Божье прикосновение 3,3 2,5 2,8

Встреча с Богом еще впереди 1,1 0,8 0,9

Другое 2,1 3,3 2,8

Итого 100 100 100

До прихода в Евангельскую Церковь 54,5% женщин называли себя православными, каждая пятая (21,5%) затруднилась определиться в этой связи, а каждая восьмая (13,2%) была неверующей. Эти данные косвенно подтверждают картину общероссийской религиозности: слабое влияние православ-

ного духовенства на прихожан и некоторую динамику воцерковленности среди верующих. Дополняет картину и тот факт, что каждый четвертый респондент (25,3%) (в равной мере как мужчины, так и женщины) имеет православные иконы в своем доме. Притом, что «икона в доме протестанта лишена своего места, блуждает на чужбине», т.е. сопряжена с традициями православия [12].

Отметим, что в христианстве пост есть форма религиозного аскетизма, упражнение духа, души и тела на пути к спасению в рамках религиозного воззрения. Различают телесный пост - как ограничение в пище; душевный -как ограничение внешних впечатлений и удовольствий и духовный - как период особо напряженной молитвы. Христианин должен осознавать, что телесный пост без поста духовного ничего не приносит для спасения души. Даже, наоборот, может быть духовно вредным, если человек, воздерживаясь от пищи, проникается осознанием собственного превосходства и праведности. Поэтому в христианстве пост не цель, а средство сосредоточиться и подумать о душе. Это «духовный путь смирить самого себя перед Богом» [13].

В нашем исследовании каждая десятая представительница женского пола (9,1%) строго соблюдает рождественские предписания (у мужчин только 2,2%). Четверть респондентов (25,8%) постятся однодневным постом 12 раза в неделю, а каждый пятый (20,7%) - несколько раз в месяц. Тендерные особенности, выявленные в исследовании, проявляются в соблюдении трех- и четырехдневного поста. Мужчины (20,7%) несколько больше женщин (14,0%) предпочитают четырехдневный, а женщины (18,2% против 14,1%) трехдневный пост один раз в год. По-видимому, женщинам в некоторой степени больше, чем мужчинам, пост помогает почувствовать Божественное присутствие.

Известно, что пастор в пятидесятнической общине имеет значительное влияние на верующих: это человек, который «помазан Богом и ему дано видение некоего плана, цели, куда двигаться общине» [14]. Члены церкви «должны молиться о пасторах с благодарением и любовью, подчиняться без противления... проявляя послушание Самому Господу». Более того, «быть готовым лично, посильно участвовать во всяком добром деле, в церковной нужде и церковном труде». Поступающий так «обретает благодать у Господа» и Бог «обильно изливает ему Свою любовь и надежно хранит Его Своим миром» [15].

В нашем исследовании подтвердилась гипотеза о том, что для женщин мнение наставника важнее, чем для мужчин, при решении семейных проблем (30,6% и 14,1% соответственно), в то время как для лиц мужского пола -в вопросах морали (26,1% против 20,7%) и при принятии решений на работе (5,4% и 1,7% соответственно).

Отметим, что дело не только в значительно более высокой женской погруженности в проблемы семьи. Анализ данных выявил, что женщины в три раза (22,3% против 7,6%) чаще, нежели мужчины, сообщают о конфликтах в семье по поводу их вероисповедания. При этом, по заявлениям 71,7% сильного пола, члены их семей люди верующие, а у каждой четвертой женщины (25,6%) - неверующие. Несмотря на то, что переход в евангельскую церковь для слабого пола оказался легче (49,6% и 29,3% соответственно)

и, собственно, впервые крестилось их в Евангельской церкви больше (19,8% против 4,3%), именно мужчины отмечают более заметные изменения после прихода в «Библейский Центр "Посольство Иисуса"». Это проявляется в трансформации поведения (90,2% против 81,8%); оценке здоровья (75,0% и 69,4% соответственно); отношении к верующим (62,0% и 45,5%), работе (76,1% и 57,0%), друзьям (41,8% и 35,5%); взаимоотношений с родными (81,5% и 68,6% соответственно).

Нельзя не отметить, что в современной семье, где оба супруга работают, домашние дела распределены неравномерно. Основной груз ложится на плечи женщины. Ей приходится работать и дома, и заниматься своей профессиональной деятельностью. То, что женщина не может уделять достаточно внимание своей семье, может привести к конфликтам.

К тому же большой процент разводов в российских семьях также не освобождает слабый пол от двойной нагрузки: женщина в этом случае и воспитывает детей, и является добытчиком, не рассчитывая на призрачные алименты. В такой ситуации она ищет единомышленников. Если же находит их в лице пятидесятников-харизматов, то не всегда в этом ее могут поддержать близкие родственники, что также может привести к конфликтам. Анализ данных показал, что вера слабого пола, с одной стороны, более проблематична, с другой - более ответственна, чем у мужчин. Женщины демонстрируют большую приспособляемость к меняющимся условиям и требова-ниям времени.

Согласно российским исследованиям, почти у 70% женщин из пятидесят-нических общин мужья верующие, у 85% есть единомышленники и в кругу семьи. Почти 90 % опрошенных указали, что их друзья тоже разделяют их отношение к Богу [4. С. 163]. В нашем исследовании мужчины в большей степени, чем женщины, согласны состоять в браке с лицом другой христианской конфессии (42,4% и 28,1% соответственно), другой евангельской деноминации (57,6% и 47,1% соответственно) иневерующим супругом (15,2% и 7,4% соответственно). Согласимся, что «здесь имеет место выстраивание круга общения с определенными мировоззренческими позициями». И сильнее он проявляется именно у верующих женщин-прихожанок «БЦ "Посольство Иисус"а».

Современная верующая вынуждена не только позиционировать себя в религиозной сфере и социальном плане, но и ориентироваться в идеологических установках, знать общественно-политическую обстановку в стране. Однако в нашем исследовании женщин больше среди лиц, не разбирающихся в политике (28,9 % и 19,6 % соответственно) и затрудняющихся оценить преобразования в стране за последние десять лет (33,9 % и 22,8 % соответственно). Это демонстрирует воспроизведение стереотипного поведения, характерного всей совокупности женщин в обществе.

Отметим, что почти три четверти мужчин (72,8%) положительно оценивают реформы в стране. Они выше, чем женщины, оценивают профессионализм (33,7% и 19,8% соответственно), независимость (16,7% и 11,6%), силу (15,2% и 6,6%) и хорошее образование (20,7% и 15,7%). Лидирующие позиции как у мужчин, так и у женщин заняли любовь (91,3% и 98,3% соответственно), здоровье (84,8% и 90,9%) и семья (84,8% и 86,0%) (табл. 2).

Таблица 2

Распределение ценностных ориентаций верующих, % Distribution of value preferences of believers, %

Мужчины Женщины Мужчины Женщины

1. Любовь 91,3 98,3 13. Родина 28,3 33,1

2. Здоровье 84,8 90,9 14.Внешний вид 27,2 33,9

3. Семья 84,8 86,0 15.Друзья и подруги 27,2 26,4

4. Быть полезным 64,1 81,0 16. 33,7 19,8

людям Профессионализм

5. Религия и вера 66,3 69,4 17.Творчество 27,2 24,0

6. Честность и 57,6 67,8 18.Уважение 21,7 28,0

порядочность окружающих

7. Милосердие 54,3 63,6 19. Спокойная жизнь 23,9 24,0

8. Чистая совесть 48,9 60,3 20.Хорошее образование 20,7 15,7

9. Материальное 42,4 44,6 21. Эрудиция 17,4 12,4

благополучие

10. Интеллект 37,0 33,1 22.Независимость 16,7 11,6

11. Справедли- 34,8 31,4 23.Комфорт 13,0 9,9

вость

12. Интересная 32,6 32,2 24.Сила 15,2 6,6

работа

Таким образом, протестантский евангелизм - привлекательная альтернатива для молодых образованных русских женщин. Он, с одной стороны, соответствует установкам либеральной идеологии рынка, пропагандируемой в последние десятилетия в российском обществе, с другой - предоставляет выбор для реализации своих собственных возможностей и улучшения жизни. Преобладание слабого пола среди последователей «БЦ "Посольство Иисуса"» и нахождение их в числе многолетних адептов свидетельствуют о том, что принадлежность к движению не ущемляет интересы женщин, а «предоставляет обширную, хотя и ограниченную сферу деятельности. и изменяет их семейную ситуацию» [16. С. 269].

Пятидесятники реализуют «важнейшее культурное качество: личную, семейную и общинную дисциплину» [16. С. 271]. В российских социально-экономических условиях это позволяет женщинам выживать и заявлять о том, что они «нуждаются в мужчинах и готовы их принимать». Пропаганда стабильности отношений, стремление преодолеть семейные кризисы вкупе с активной культовой деятельностью и взаимопомощью в домашних группах притягивают слабый пол, поднимая прихожанкам самооценку.

Респондентки «Библейского Центра "Посольство Иисуса"», с одной стороны, выстраивают круг общения с определенными мировоззренческими установками, с другой - воспроизводят стереотипное поведение, характерное всей совокупности женщин в обществе. Их контекстно-независимая стратегия позволяет находить единомышленников как в своей религиозной среде, так и в общественном континууме. Поэтому и переход женщин в Евангельскую церковь оказывается легче, и впервые кре-

стится их в религиозном объединении больше. Этот фактор становится решающим и в вопросе индоктринации.

Проблематичность и ответственность как существенные характеристики женской евангельской веры показывают, что пятидесятничество распространяется «своими силами и своими путями» [16. C. 268]. В современных российских условиях это возможная линия по увеличению числа последователей.

Литература

1. Ворожейкина Л.И. Религиозность: понятие и детерминанты // Философия социальных коммуникаций. 2013. № 1(22). С. 45-52.

2. Федеральная служба государственной статистики. Официальная статистика. Государство, общественные организации. Число религиозных организаций // Электронный ресурс. Режим доступа: URL:http://www.gks.ru/wps/wcm/connect/rosstat_main/rosstat/ru/statistics/state/# (датаобращения: 03.05.2015).

3. Пронина Т. С. Церкви Исход как социальное явление и часть пятидесятнического движения // Вестник ТГУ. 2013. Вып. 8(124). С. 289-299.

4. Рязанова С.В., Михалева А.В. Феномен женской религиозности в постсоветском пространстве (региональный срез). Пермь, 2011. 255 с.

5. Лункин Р.Н. Российский протестантизм: евангельские христиане как новый социальный феномен // Современная Европа. 2014. № 3(59). C. 133-143.

6. Уровень образования мужчин и женщин // Женщины и мужчины России. Статистический сборник. М., Росстат, 2014. 217 с. Режим доступа: URL: http://www. gks.ru/bgd/regl/b14_50/Main.htm (дата обращения: 14.12.2016).

7. О разводах 25 лет назад и сегодня // ВЦИОМ. Пресс-выпуск № 2873 от 07.07.2015 г. // Электронный ресурс. URL: http://wciom.ru/index.php?id=236&uid=115312 (дата обращения: 03.05.2015).

8. Аникина А.В. Семья нижегородских пятидесятников: опыт социологического измерения // Семья: феноменология повседневности / под общ. ред. Е.С. Элбакян, Г.С. Широкаловой. Н. Новгород: НГСХА, 2016. 444 с.

9. Каргина И.Г. Самоидентификация верующих: социальная мотивация // Социс. 2004. № 1. С. 45-53.

10. Каргина И.Г. «Фуззи» религиозность как следствие трансформаций современного христианства в модернизирующемся обществе // Государство, религия, церковь в России и за рубежом. 2009. № 4. C. 89-96.

11. Грановская P.M. Психология веры. СПб.: Речь, 2004. 576 с.

12. Таранов П. Икона глазами протестанта сегодня. 21.10.2009. URL: http://www. protes-tant.ru/read/article/63615 (датаобращения: 14.12.2016 г.).

13. Якобсон Р. Что такое пост? // Газета Протестант. 16.12.2005. URL: http://www. ga-zetaprotestant.ru/2005/12/chto-takoe-post / (дата обращения: 04.12.2016).

14. Зырянов И. Отличие православного священника от протестантского пастора // К истине. Миссионерско-апологетический проект. URL: http://www.k-istine.ru/sects/neo50/ neo50_from_protestans_orthodoxy-2-01.htm (дата обращения: 14.12.2016).

15. Маслянка В. Пастор и отношение к нему // Газета Протестант. 03.03.2009. URL: http://www.gazetaprotestant.ru/2009/03/pastor-i-otnoshenie-k-nemu/ (дата обращения: 16.11.2016).

16. Мартин Д. Пятидесятничество: транснациональный волюнтаризм в глобальном религиозном хозяйстве // Государство, религия, церковь в России и за рубежом. 2012. № 1(30). С. 249-279.

Anikina Anna V. The Nizhny Novgorod State Agricultural Academy (Nizhny Novgorod, Russian Federation).

E-mail: annavalentan@yandex.ru

DOI: 10.17223/1998863X/37/12

GENDER FEATURES OF EVANGELICAL PROTESTANTISM IN NIZHNY NOVGOROD

Ключевые слова: евангелический протестантизм, нижегородское пятидесятниче-

ство, гендерные особенности, социальные характеристики, ценностные предпочтения.

The article analyzes gender features of the parishioners of Evangelical churches in Nizhny Novgorod ("Bible Center "Jesus Embassy", N=213 people, there is 43.2% of men and 56.8% of women), considers religious behavior, attitudes, value preferences and political preferences of women.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

In the socio-demographic portrait of a believer were identified following features: she is Russian married woman, from thirty to thirty-four years old with higher or secondary school education, has one child who joined the organization ten or more years ago, does not complain about health and in spite of this survives in the modern Russian socio-economic conditions.

Evangelical Protestantism is an attractive alternative for young, educated Russian women. It suits the liberal ideology of the market, which has been propagandized in Russian society in last decades and affords a choice to improve life and realize their own opportunities.

The predominance of women among the parishioners and presence of them among the many adherents shows that belonging to the movement does not encroach upon interests of women, and provides a high range of activities and changes their marital status.

In the Russian socio-economic environment personal, family and community discipline of the Pentecostals allows women to survive and solve their personal problems. Promotion of stable relationships, desire to overcome family crises with the vigorous religious activity and mutual support in home groups attracts women and improve their self-esteem.

Respondents build a social circle with specific outlook and reproduce a stereotypical behavior, which is common for the most women in society. Their context-independent strategy allows to find like-minded people in their religious environment and public continuum. This factor is decisive in the matter of indoctrination.

The problematic and responsibility as essential characteristics of women of the Evangelical faith, shows that Pentecostalism is spreading around in their own ways. In modern Russian conditions it is possible strategy to increase the number of adepts.

References

1. Vorozheykina, L.I. (2013) Religioznost': ponyatie i determinanty [Religiosity: Concept and determinants]. Filosofya sotsial'nykh kommunikatsiy. 1(22). pp. 45-52.

2. The Federal Service of State Statistics. (n.d.) Ofitsial'naya statistika. Gosudarstvo, obshchest-vennye organizatsii. Chislo religioznykh organizatsiy [Official statistics. The state, public organizations. The number of religious organizations]. [Online] Available from: Available from:http://www.gks.ru/wps/wcm/connect/rosstat_main/rosstat/ru/statistics/state/#. (Accessed: 3rd May 2015).

3. Pronina, T.S. (2013) Church of God Exodus as a social phenomenon and part of the Pentecostal Movement. Vestnik Tambovskogo universiteta. Seriya: Gumanitarnye nauki - Tambov University Reports. Humanities. 8(124). pp. 289-299. (In Russian).

4. Ryazanova, S.V. & Mikhaleva, A.V. (2011) Fenomen zhenskoy religioznosti v postsovetskom prostranstve (regional'nyy srez) [The phenomenon of female religiosity in the post-Soviet space (regional prespective)]. Perm: Perm State University.

5. Lunkin, R.N. (2014) Russian Protestantism: Evangelical Christians as a New Social Phenomenon. Sovremennaya Evropa - Contemporary Europe. 3(59). pp. 133-143. (In Russian).

6. The Federal Service of State Statistics. (2014) Zhenshchiny i muzhchiny Rossii. Statisticheskiy sbornik [Women and men of Russia. Statistical collection]. Moscow: Rosstat. [Online] Available from: http://www. gks.ru/bgd/regl/b14_50/Main.htm. (Accessed: 14th December 2016).

7. Russian Public Opinion Research Centre. (2015) O razvodakh 25 let nazad i segodnya [About divorces 25 years ago and today]. WCIOM. Press-vypusk. 2873. [Online] Available from: http://wciom.ru/index.php?id=236&uid=115312. (Accessed: 3rd May 2015).

8. Anikina, A.V. (2016) Sem'ya nizhegorodskikh pyatidesyatnikov: opyt sotsiologicheskogo iz-mereniya [A family of Nizhny Novgorod Pentecostals: The experience of sociological measurement]. In: Elbakyan, E.S. & Shirokalova, G.S. (eds) Sem'ya: fenomenologiya povsednevnosti [Family: The phenomenology of everyday life]. N. Novgorod: NGSKhA.

9. Kargina, I.G. (2002) Samoidentifikatsiya veruyushchikh: sotsial'naya motivatsiya [Self-identification of believers: Social motivation]. Sotsis - Sociological Studies. 1. pp. 45-53.

10. Kargina, I.G. (2009) "Fuzzi" religioznost' kak sledstvie transformatsiy sovremennogo khris-tianstva v moderniziruyushchemsya obshchestve ["Fuzzy" religiousness as a consequence of the transformations of modern Christianity in a modernizing society]. Gosudarstvo, religiya, tserkov' v Rossii i za rubezhom - State, Religion and Church in Russia and Worldwide. 4. pp. 89-96.

11. Granovskaya, R.M. (2004) Psikhologiya very [The psychology of faith]. St. Petersburg: Rech'.

12. Taranov, P. (2009) Ikona glazami protestanta segodnya [Icon with the eyes of the Protestant today]. [Online] Available from: http://www. protestant.ru/read/article/63615 (Accessed: 14th December 2016).

13. Jacobson, R. (2005) Chto takoe post? [What is fasting?]. Gazeta Protestant. 16th December. [Online] Available from: http://www. gazetaprotestant.ru/2005/12/chto-takoe-post /. (Accessed: 4th December 2016).

14. Zyryanov, I. (n.d.) Otlichie pravoslavnogo svyashchennika ot protestantskogo pastora [The difference between an Orthodox priest and a Protestant pastor]. [Online] Available from: http://www.k-istine.ru/sects/neo50/ neo50_from_protestans_orthodoxy-2-01.htm. (Accessed: 14th December 2016).

15. Maslyanka, V. (2009) Pastor i otnoshenie k nemu [Pastor and attitude to him]. Gazeta Protestant. 3rd March. [Online] Available from: http://www.gazetaprotestant.ru/2009/03/pastor-i-otnoshenie-k-nemu/. (Accessed: 16th November 2016).

16. Martin, D. (2012) Pentecostalism: Transnational Voluntarism in the Global Religious Economy. Gosudarstvo, religiya, tserkov' v Rossii i za rubezhom - State, Religion and Church in Russia and Worldwide. 1(30). pp. 249-279. (In Russian).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.