Научная статья на тему 'Газиз Губайдуллин: малоизвестные эпизоды политической жизни 1917 года'

Газиз Губайдуллин: малоизвестные эпизоды политической жизни 1917 года Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
89
23
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
Г. ГУБАЙДУЛЛИН / РУССКАЯ РЕВОЛЮЦИЯ / ТАТАРЫ / МУСУЛЬМАНЕ / КАЗАНСКАЯ ГУБЕРНИЯ / САМООПРЕДЕЛЕНИЕ / ВСЕРОССИЙСКОЕ УЧРЕДИТЕЛЬНОЕ СОБРАНИЕ / G. GUBAIDULLIN / RUSSIAN REVOLUTION / TATARS / MUSLIMS / KAZAN PROVINCE / SELF-DETERMINATION / ALL-RUSSIAN CONSTITUENT ASSEMBLY

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Исхаков С.М.

Статья посвящена малоизвестным фактам политической биографии Г. Губайдуллина в условиях русской революции 1917 г., которые свидетельствуют о том, что он тогда активно участвовал в общественной жиз ни татарского народа, в решении важных социально-политических проблем Казанской губернии.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

GAZIZ GUBAIDULLIN: LITTLE-KNOWN EPISODES OF POLITICAL LIFE IN 1917

The article is devoted to little-known facts of Gubaidullin’s political biography in the conditions of the Russian revolution of 1917, which show that he was actively involved in the social life of the Tatar people, in solving important social and political problems of the Kazan province.

Текст научной работы на тему «Газиз Губайдуллин: малоизвестные эпизоды политической жизни 1917 года»

УДК 94(470)

ГАЗИЗ ГУБАЙДУЛЛИН: МАЛОИЗВЕСТНЫЕ ЭПИЗОДЫ ПОЛИТИЧЕСКОЙ ЖИЗНИ 1917 ГОДА

С.М. Исхаков

Институт российской истории г. Москва, Российская Федерация rusrevref@mail.ru

Резюме. Статья посвящена малоизвестным фактам политической биографии Г. Губайдуллина в условиях русской революции 1917 г., которые свидетельствуют о том, что он тогда активно участвовал в общественной жизни татарского народа, в решении важных социально-политических проблем Казанской губернии.

Ключевые слова: Г. Губайдуллин, русская революция, татары, мусульмане, Казанская губерния, самоопределение, Всероссийское Учредительное собрание.

Для цитирования: Исхаков С.М. Газиз Губайдуллин: малоизвестные эпизоды политической жизни 1917 года. Тюркологические исследования. 2019; 2(3): 51-56.

Биография и творчество Г. Губайдуллина, как и других выдающихся представителей татарской интеллектуальной элиты начала ХХ века, вызывают неослабевающий общественный и научный интерес не только в Татарстане. Благодаря усилиям прежде всего татарских ученых, раскрываются все новые грани жизни и деятельности этого незаурядного человека, талантливого историка, писателя, публициста и государственного деятеля. Научный поиск, естественно, продолжается, при этом обнаруживаются новые факты, в том числе из его политической биографии, что позволяет расширить представления об этой личности, уточнить имеющиеся сведения, что необходимо для дальнейшей реконструкции биографии Г. Губайдуллина и ее анализа.

Его становление как интеллектуала происходило тогда, когда идея освобождения угнетаемых в царской России нерусских народов приобрела многочисленных сторонников, в том числе среди татарских политиков. После падения самодержавия в 1917 г. борьба за права нерусских народов принесла большие результаты. Политики использовали при этом историческое, культурное и религиозно-духовное наследие татарского народа, а также принципы западноевропейской демократии и парламентаризма, а не русской государственности, которая, как они убедились, на деле игнорировала и подавляла гражданские права татар.

После Февральской революции 1917 года, которая стала, в сущности, проявлением глубочайшего кризиса русской государственности, охватившего все регионы, в том числе Поволжье, Г. Губайдуллин активно включился в политическую жизнь. Он принял участие в работе Всероссийского мусульманского съезда в Москве (1-11 мая 1917 г.) [1, s. 482]. В публикациях, посвященных

его деятельности, этот эпизод его политической жизни, по моим наблюдениям, не упоминается. В своей незавершенной статье, опубликованной Д.М. Гали-уллиной, он вспомнил об этом событии, отметив, что мусульманский съезд отражал облик, по его выражению, «российского мусульманства» [См.: 2, с. 102-109]. Что имелось в виду?

В этом поистине грандиозном и важном политическом форуме участвовало 900 делегатов, представителей всех мусульманских народов Российской империи, среди которых были все известные общественные, политические и религиозные деятели. Работа съезда привлекла большое общественное внимание, делегатов поздравляли видные деятели других народов, представители различных национальных, культурных и общественных организаций. На съезде присутствовали корреспонденты ведущих газет Москвы и Петрограда, а также английские и американские журналисты, информация о съезде публиковалась в зарубежной прессе. Среди делегатов, которые представляли различные организации и политические партии от консервативных до радикальных, за исключением примкнувших к большевикам, были почти все депутаты четырех Государственных дум, много было офицеров и солдат, около 300 мулл, также группа мусульманок со всех концов страны (около 100, почти 3/4 из них студентки и выпускницы высших учебных заведениях), которые впервые на съезде мусульман явились равноправными участниками.

На следующий день после окончания съезда 12 мая 1917 г. состоялись выборы членов исполкома Всероссийского мусульманского совета. 13 мая состоялось второе заседание этого Совета, где по вопросу издания протоколов съезда было решено их издать на русском и татарском языках и избрать для этой цели редакционную комиссию. В нее вошел и Г. Губайдуллин [3, 5 июля]. Вопреки распространенному ныне мнению, он не был членом данного исполкома, как утверждает, к примеру, Д.М. Галиуллина в статье в «Татарской энциклопедии» [см.: 4, с. 205].

Через несколько месяцев «Протоколы Всероссийского мусульманского съезда, состоявшегося в Москве 1-11 мая 1917 г.» были изданы на татарском языке в Петрограде. Губайдуллин в упомянутом выше его тексте позже использовал фрагменты из этих протоколов. Тираж этой книги (5 тыс. экземпляров) осенью 1918 г. в Петрограде по указанию Центрального мусульманского комиссариата был конфискован и затем уничтожен.

По возвращении из Москвы Г. Губайдуллин продолжал активно участвовать в общественно-политической жизни татарского населения Казанской губ., был избран членом Казанского губернского мусульманского совета, который был создан по решению 1-го мусульманского крестьянского съезда Казанской губ. (июнь 1917 г.). Он стал делегатом 2-го Всероссийского мусульманского съезда, который состоялся в Казани в конце июля - начале августа 1917 г. для детальной разработки вопросов как об общем государственном устройстве, так и о задачах мусульманского населения. Он, будучи председателем Центрального бюро мусульманских учителей, был избран в состав президиума съезда. Главное внимание делегаты съезда уделили вопросу о подготовке к выборам во Всероссийское Учредительное собрание, обсуждению предвыборной тактики избирателей-мусульман. В связи с подготовкой к выборам в Учредительное собрание съезд принял общемусульманскую платформу демократического и социалистического блока, включающую требования: широкой национально-

культурной автономии для мусульман Европейской России и Сибири; права населения Кавказа, Крыма и Туркестана самому решать вопрос о форме национально-государственного устройства; перехода удельных, кабинетских, монастырских, церковных, частновладельческих земель в руки трудового народа без выкупа; введения 8-часового рабочего дня, обязательного страхование рабочих за счет государства, реализации программы-минимум социалистических партий по рабочему вопросу. Избранные по данной платформе члены Учредительного собрания были обязаны вступить в его мусульманскую фракцию. По вопросу о тактике в предвыборной кампании съездом было решено следующее: мусульмане, принимающие данную платформу при выборах, составляют один список; допускается в случае необходимости составление блока мусульман с другими социалистическими партиями; составление списков кандидатов предоставляется губернским национальным Советам или заменяющим их другим национальным организациям; порядок кандидатов в списках устанавливается путем голосования; при выборах в Учредительное собрание мусульманки должны действовать совместно с мужчинами-мусульманами, во всех предвыборных организациях для мусульманок должны быть предоставлены места [5, с. 1-2].

В составе Казанского милли шуро Губайдуллин занимался культурно-просветительными и общественно-политическими проблемами татар Казанской губернии. При царизме русские монархисты и националисты, всячески препятствуя на любом уровне их требованию изучать в начальной школе родной язык, пугали общественность заявлениями о том, что за этим скрыто стремление к панисламизму, к проведению протурецкой пропаганды. После падения самодержавия это отношение к требованиям татарского народа, несмотря на происходившие демократические преобразования в русском обществе, оставалось живучим, что иллюстрирует следующий факт. После Февральской революции мусульманское население Казани потребовало назначения из мусульман инспектора знаменитой Казанской татарской учительской школы, готовившей учителей из татар для нерусских начальных школ Поволжья, Приуралья и Средней Азии. 2 октября 1917 г. председатель Казанского губернского мусульманского совета Ф. Туктаров и пять членов правления, в том числе Губайдуллин, были вынуждены отправить телеграмму министру народного просвещения Временного правительства С.С. Салазкину. В ней было сказано, что с самых первых дней этой революции мусульманское население требовало такого назначения, но «местное учебное начальство» игнорировало их мнение, что сильно волновало мусульман города. Мусульманский совет считал, что необходимо вмешательство министра [6, л. 139]. Членом исполкома (правления) этого Милли шуро, а не центрального и был Губайдуллин.

О том, каким было вообще состояние образования у татарского народа к тому времени, свидетельствует, в частности, доклад Царевококшайской уездной земской управы осенью 1917 г., где было отмечено, что в этом уезде «общеобразовательных школ в строгом смысле этого слова совершенно не существовало, если не считать четырех начальных для татар училищ, которые благодаря совершенно неправильной системе обучения (преподавание велось почти исключительно на русском языке) внести какой-либо свет в мусульманскую среду не могли. Существовавшие в мусульманских селениях до сего времени мектебы, в большинстве старого типа, с преобладающим значением

арабского языка, также не могли вести татар по пути развития. Лишь новая татарская общеобразовательная школа с родным языком может, по общему признанию всего мусульманского учительства, двинуть просвещение в среде их сородичей-татар» [7, л. 2]. Вопросы образования, обучения на родном языке были тогда одними из приоритетных у татарской общественности, с чем не хотели считаться в Казанской губернии различного рода русские чиновники от образования и при Временном правительстве, тем самым продолжая дискриминацию по национальному признаку.

Представители же татарской общественности, проявляя солидарность с другими нерусскими народами, пошли навстречу им в ходе избирательной кампании во Всероссийское Учредительное собрание, на которое возлагали большие надежды в плане решения своих проблем. Они в ряде городов страны заключили предвыборный блок с украинцами, белорусами, литовцами, эстонцами и др., и согласно чему в Тамбове, Нижнем Новгороде, Пензе, Саратове те должны были голосовать за список мусульман, а в Киеве и Полтаве мусульмане - за их список. В Москве список из 13 кандидатов был составлен из украинцев, белорусов, литовцев, эстонцев и трех мусульман [8, 20 октября].

О том, что происходило при этом в самой Казани, сообщалось в петроградской газете «Известия Всероссийского мусульманского совета» 6 октября 1917 г.: Казанский губернский мусульманский совет постановил войти в предвыборный блок с чувашами и марийцами, но это решение вызвало протест у 16 членов Совета (среди них был и Г. Губайдуллин), которые считали, что принятое решение 32 членов Совета не соответствует интересам мусульман и что было вынесено под давлением и при участии в голосовании посторонних лиц, приглашенных председателем Совета Ф.Туктаровым. 16 членов этого Совета считали необходимым, согласно резолюции 2-го Всероссийского мусульманского съезда, выпустить самостоятельный мусульманский список для мусульман Казанского избирательного округа. Этот список, по их мнению, должен был состоять из кандидатов, которые разделяли резолюцию данного съезда об общемусульманской платформе демократического и социалистического блока. Эта группа включила в список 5 кандидатов (Садри Максудова, Наджиба Халфина, Карима Сагидова, Хасан-Гату Габаши, Хади Атласова) и вручила его комиссии по выборам во Всероссийское Учредительное собрание. Таким образом, отношения между самими членами этого Совета (одна треть была за один список, две трети - за другой) как показывает эта ситуация, оказались противоположными, отражая существующие настроения в татарском обществе, борьбу среди его различных групп.

Когда Казанское губернского мусульманское шуро обнародовало список (под номером 4) кандидатов мусульман в Учредительное собрание, то в него были включены: Махмуд-Фуад Туктаров, Самигулла Салехов, Ильяс Алкин, Наджиб Халфин, Мухитдин Курбангалиев, Валидхан Таначев, Хадича Тана-чева, Абдулбари Баттал, Абубакр Терегулов. На выборах в Учредительное собрание, состоявшихся 12 ноября 1917 г., в Казанской губернии в большинстве волостей, населенных татарами, за большевиков и левых эсеров голосовали буквально единицы. Подавляющее большинство голосов было отдано за список № 4 и список № 10 (Мусульманский социалистический блок). В итоге депутатами Учредительного собрания были избраны: от списка Мусульманского совета Салехов, Таначев, Туктаров, Халфин, от списка Мусульманского

социалистического блока - Алкин. Максудов прошел в парламент от мусульманских организаций Самаркандской области [9, с. 18, 231, 232, 380, 427, 447, 479]. Очевидно, что между Губайдуллиным и Туктаровым имелись глубокие расхождения по политическим вопросам, в том числе относительно будущей татарской государственности.

С разгоном в январе 1918 г. большевиками Всероссийского Учредительного собрания началась масштабная гражданская война, которая стала отражением полного банкротства русской государственной мысли вообще, показала неспособность русских политических деятелей, каких бы взглядов они ни придерживались, по-настоящему воспринимать интересы нерусских, в том числе татарского, народов, считаться с их самоопределением.

Г. Губайдуллин в условиях русской революции 1917 года, когда быстро распались православно-великодержавные скрепы имперского общества и одновременно происходила выработка новых общественно-политических ориентиров, в том числе для татарского народа, принял самое активное участие в политической борьбе за права татарского народа, за его подлинное самоопределение.

Список литературы

1. Ilgar I. Rusya'da Birin?i Musluman Kongresi Tutanaklan. Ankara, 1990.

2. «Бакинское» наследие Г. Губайдуллина // Эхо веков - Гасырлар авазы. 2002. № 3-4.

3. Каспий (Баку). 1917.

4. Татарская энциклопедия. Т. 2. Казань, 2005.

5. Общемусульманская платформа демократического и социалистического блока. Казань, 1917.

6. Государственный архив Российской Федерации. Ф. Р-3923. Оп. 1. Д. 1.

7. Государственный архив Российской Федерации. Ф. А-296. Оп. 2. Д. 1.

8. Известия Всероссийского мусульманского совета (Петроград). 1917.

9. Всероссийское Учредительное собрание. Энциклопедия. М., 2014.

Сведения об авторе: Исхаков Салават Мидхатович, доктор исторических наук, ведущий научный сотрудник Института российской истории (Москва), е-mail: rusrevref@mail.ru

Дата поступления материала 15.04.2019.

Принят к публикации 13.05.2019.

GAZIZ GUBAIDULLIN: LITTLE-KNOWN EPISODES OF POLITICAL LIFE IN 1917

Salavat Iskhakov

Institute of Russian history Moscow, Russian Federation rusrevref@mail.ru

Abstract. The article is devoted to little-known facts of Gubaidullin's political biography in the conditions of the Russian revolution of 1917, which show that he

was actively involved in the social life of the Tatar people, in solving important social and political problems of the Kazan province.

Keywords: G. Gubaidullin, Russian revolution, Tatars, Muslims, Kazan province, self-determination, all-Russian Constituent Assembly

For citation: Iskhakov S.M. G. Gaziz Gubaidullin: little-known episodes of political life in 1917. Tyurkologicheskie issledovaniya = Turkological Studies. 2019; 2(3): 51-56. (In Russ.)

References

1. Ilgar I. Rusya'da Birinçi Musluman Kongresi Tutanaklari. Ankara, 1990. (In Turkish)

2. «Bakinskoe» nasledie G. Gubajdullina // Ekho vekov - Gasyrlar avazy. 2002. № 3-4. (In Russian)

3. Kaspij (Baku). 1917. (In Russian)

4. Tatarskaya enciklopediya. T. 2. Kazan', 2005. (In Russian)

5. Obshchemusul'manskaya platforma demokraticheskogo i socialisticheskogo bloka. Kazan', 1917. (In Russian)

6. Gosudarstvennyj arhiv Rossijskoj Federacii. F. R-3923. Op. 1. D. 1. (In Russian)

7. Gosudarstvennyj arhiv Rossijskoj Federacii. F. A-296. Op. 2. D. 1. (In Russian)

8. Izvestiya Vserossijskogo musul'manskogo soveta (Petrograd). 1917. (In Russian)

9. Vserossijskoe Uchreditel'noe sobranie. Enciklopediya. M., 2014. (In Russian)

About the author: Salavat Iskhakov, Doctor Sci. (History), leading researcher of Institute of Russian history (Moscow), e-mail: rusrevref@mail.ru

Received April 15, 2019.

Accepted for publication May 13, 2019.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.