Научная статья на тему 'Г. К. Ульянов: неизвестная страница биографии (к 130-летию со дня рождения)'

Г. К. Ульянов: неизвестная страница биографии (к 130-летию со дня рождения) Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
68
11
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Г. К. Ульянов: неизвестная страница биографии (к 130-летию со дня рождения)»

сельского хозяйства посвящены научные работы Г И. Лесова.

Кандидат исторических наук В. С. Тягушев изучает довоенную историю Мордовии, ее участие в Великой

Отечественной войне.

Члены кафедры принимали активное участие в написании «Истории

Мордовской АССР» (Саранск, 1980), «Очерков истории Мордовской, организации КПСС» (Саранск, 1979), «Истории Мордовской АССР»' (учебное пособие) (Саранск, 1976). Выпущен сборник, статей «Проблемы аграрной истории Поволжья в переходный период» (Саранск, 1988).

Кафедра постоянно расширяет и укрепляет научно-педагогические связи с родственными кафедрами вузов России, стран СНГ, ¡академическими институтами, вузами. Венгрии, Финляндии. С кафедрой активно сотрудничают академики И. И. Минц, М. П. Ким, Ю. С. Кукушкин, члены-корреспонденты РАН С: А. Арутюнов, М. Н. Губогло, профессора Д. С. Бабурин, В. 3. Дробижев, В. И. Козлов, В. Пименов.

Важными формами укрепления на-

учных связей кафедры являются: участие в. международных, всероссийских, р епи:0(на л ьн ы х, межвузовских, научных конференциях, обмен - мето-д и ч е'с кой лодггор а турой, пов ы шение к в а л и ф и к аци и; стажи ров ки, р у швод-ство аспирантами, докторантами, ор-.ганшация защиты калдигдатюшх и докторе ких диссертаций. Оппонентами диссертаций выступили профессор1 В. А. Балашов, додёнты кин, и: А. Ефимов. Кафедра, выдвигалась ведущей организацией по защите. ряда диссертационных работ. Только в последние годы члены кафедры В. А. Балашов, И. А. Ефимовг В. К4. Абрамов участвовали в международных - финно-угорских конференциях (Будапешт, Дебредён — Венгрия, О у лу — Финляндия).

Лицо кафедры определяет квалифицированный состав преподавателей,, имеющих ученые степени и звания. Из? 7 ее -членов один доктор исторических наук, профессор, 6 кандидатов исторических наук, доцентов. Все они имеют. большой стаж ¡работы в вузе и школе. Это позволяет успешно решать задачи,., * стоящие перед кафедрой.

И. Е. АВТАЙКИН, кандидат исторических наук:

s 1 в 11111 s 11 i I к 111111 в 111 а и 1111 f s i 111 f 11 к 111111 (к 11 i 11 i 111 к i 11 § 1111111 к 11 кч I а 1111 г 1! 1111111111 < 1 f 11«к

Г. К. УЛБЯНОВ: НЕИЗВЕСТНАЯ СТРАНИЦА БИОГРАФИИ

(К 130-ЛЕТИЮ СО ДНЯ РОЖДЕНИЯ)

Одной из важных страниц истории м еж дун а родного соци а листш ческого движения является изучение истории консолидации ин т ер над иона листс к и х ■сил в Циммервальдской левой в борьбе против 'социал-'шови'низм'а ;и дент--ркютокой оппозиции в период первой мировой войны. Исследования 'советских (историков (Я. Г Темкин, Н. Е. Королев и др.) говорят о том,

что н>а Кинталь'ской содиалистичес-

► |

кой конференции 1916 г. Циммер-вальдскую левую (В. И. Ленин, И. Арманд, Г. Е. Зиновьев, Ф. Платтен, В. Мюнстерберг и др.) по -отдельным

вопросам поддерживали представители партии . со д и а л.исто в - ре во л ю дионе -

ров, ее интернационалистского крыла.

Их было трое, 'но кроме М. А. Натансона-Боброва фамилии-остальных были неизвестны. Они 'скрывались под. псевдонимами Власов и Савельев. Правда, в некоторых источниках называется имя В. М. Чернова. Нам удалось установить еще одно: - Григорий Карпович Ульянов (1864 — 1943).

Б архиве музея МГПИ им. Евсееве-ва хранятся материалы, связанные с революционной и научно-педагогическон деятельностью Г. К. Ульянова, доку-

Ренты из семейного архива. В их числе доклад Г, К. Ульянова на Кинталь-" ской конференции. Это 26 страниц рукописного текста. На папке вадпись: «Доклад в Comité de secvur Intellec-tueles Russe. Женева, 1916». В докладе подробно излагаются основные дискуссий, дан анализ „ расстановки сил,-принятых документов, однако почти не отражены взгляды представителей ЦиммервальдОкой левой. Не исключено, что такой была задача доклада. Представляет интерес прежде всего то, что большинство суждений Г. К. Улья.нова близко - по своей сути к ленинским оценкам и от-ражает, вероятно, позиции эсеров-интернационалистов.

Кто же такой Григорий Карпович Ульянов? Уроженец мордовского 'села Куляоово (Саратовская губ.), человек интересной и сложной судьбы. Питомец Вольской учительской семинарии, Ульянов был лишен права преподавания в школе за «крамольные». беседы 'С крестьянам-и. Переехав в Саратов; он занимается земской деятельностью, а затем, сблизившись с, находившимся в саратовской 'ссылку М. А. Натансоном, включается в революционную работу. В «Воспом'ина-'ниях о М. А. Натансоне» Ульянов пишет об огромном влиянии, которое оказал на него «детище глухой Мордовской деревни» (Каторга и ссылка. 1932. № 4(89). С. 62 — 76).

После неоднократных арестов за участие в демонстрациях и -организацию крестьянских -восстаний Ульянов в 1906 году был сослан в Сибирь. В Тюменской тюрьма его застала весть об избрании в I Государственную думу от крестьян Саратовской губернии. Это определило его решение. В думе Ульяной вошел в Трудовую группу и стал одним из лидеров ее революционного "крыла. Он участвовал и в разработке многих проектов аграрной реформы. Ему как редактору журнала «Дело народа» за активную вне-думс'кую деятельность были предъявлены обвинения, требовавшие лишения парламентской 'неприкосновенности. В результате -бурных дебатов

I июня 1906 года дума отклонила это требование. После ее -роспуска Ульянов был вынужден, уйти в подполье, а после разгона II Государственной думы в 1908 году — эмигрировать во-Францию, а затем в Швейцарию.^

В годы первой мировой войны Г. К. Ульянрв занял •интер'надаона-листские позиции. Совместно с больше в-'иками он был учредителем Коми-тега интеллектуальной помощи русским военнопленным. Как пи':ал Ульянов в неопубликованной автобиографии, датированной 1926 годом, «в апреле 1916 года в качестве предста-ви-^еля интернационалистского течения П.С.Р. и нашей организации участвовал- совместно с покойным М. А. Натансоном-Бобровым в . Кин-тальской конференции». —Для отчета комитету и был составлен доклад, о котором говорилось выше.

До 1910 года Г. К/Ульянов был членом ЦК па^ти'и ^эсеров, однако вышел из него из-за «оппортунистического характера» деятельности. Много публиковался в России й в зарубежных изданиях (псевдоним №за1н Деревенский). В Париже была издана его брошюра «Письма на родину депутата-трудовика». Он редактировал журнал «На чужбине», выходивший в Женеве до мая 1917 года. Тогда же вернулся на родную Саратовщину,

был избран депутатом Учредительного собрания, однако в его заседаниях не участвовал. После революции Ульянов активно участвовал в создании Советов, входил в их состав. В это г же период вступил в партию левых эсеров, был делегатом, учредительного съездами по его решению.был вызвал в Москву для работы, в газете. «Но в это время, — пишет он' в авто- ~ биографии, — совершилось нелепое убийство германского посла Мирба-ха, и я вышел из партии Л,С.Р.». В одной из анкет 1920 года Ульянов называет себя сочувствующим «революционному коммунизму».

В 1918 году Г. К. Ульянов 'становится сотрудником Наркомпроса и целиком посвящает себя-делу просвещения, и в первую очередь развитию

народного образования и культуры мордовского народа. Он возглавлял Мордовский подотдеЛ Наркомпроеа, Мордовское бюро Совета национальных меньшинств, был «ответственным секретарем еженедельника «Народное просвещение». В последующие го-

ды он активно продолжал научную,' публицистическую деятельность. Умер Г. К. Ульянов в 1943 году в г. Кли-мовске. Таковы- вехи биографии Г К. Ульянова/— одного из р^анее неизвестных участников Кинтальской конференции, представлявших Россию.

♦ к

_ . ____Ж 4 f

М. Т. БИБИН, кандидат филологических наук, Е. Г.- ОСОВСКИЙ, доктор педагогических наук:

НЕТРАДИЦИОННЫЕ ФОРМЫ И МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ И КОНТРО^ ЛЯ КАЧЕСТВА ЗНАНИЙ / РЕДКОЛ ; В А. БАЛАШОВ (ОТВ РЕД.) И ДР. — САРАНСК; ИЗД-ВО МОРДОВ. УН-ТА, 1994 — 220 С.

Авторский коллектив впервые в отечественной высшей школе взялся за весьма, ответственную и 'необычную задачу -— обобщение и анализ материалов, посвященных .нетрадиционным методам обучения и контроля качества знаний при подготовке современного специалиста высшей квалифика-. ции.

В сборнике приведены результаты* исследований, проводимых в -Мордовском, Саратовском, Казанском,. Ярославском," Калининградском университетах .и других »вузах России, посвященных разработке 'И анализу -новых - методических и организационных форм и приемов, соответствующих глубокой реформа высшего образования- в стране.

Существенно важным является то, -что в решение проблемы рациа'нализ-а-ции обучения 'наряду с психологами и педагогами активно включились ма-тем а тик и, и н ж ёнер ы, х«и м и ки, б и о ло -ги и другие специалисты. Их участие не только увеличило число исследова-•ний и обеспечило массовость проводимых экспериментов, но и позволило, взглянуть на эту проблему с разных .научных направлений, что придает решаемой задаче 'статус объективности с точки зрения как ее постановки, так и • предполагаемых путей р-еше-,<ния. Психолог оптимизирует задачу ло минимуму запоминаемой .информации, математик — п.о ее рациональ-

ности, инженер — по структуре пода-чи с точки зрения автоматизации учебного процесса и внедрения современных технологических средств - построения различных моделей процес- , са обучения.

Сегодня в условиях демократизации общества, а следовательно, и: учебного процесса перед вузами * стоит задача выработки .новых подходов; к повышению эффективности обучения на базе создания-и внедрения но-' вых индивидуальных технологий -на каждом направлении, на каждой специальности. Многие концептуальные, составляющие различны в подготовке, не только врачей и общество'ведов,» но даже инженеров одной специальности на разных специализациях, что должно обязательно учитываться при: формировании, системы^ знаний 'сраре-менных специалистов.

Такого рода педагогические проблемы рассматриваются -в каждой работе сборника, начиная с постановочной 'статьи первого проректора Мордовского университета профессора В. А. Балашова «Новации не ради:, новаций» и заканчивая результирующей статьей ученых Пермского университета «Расчет (рейтинга преподавателя на основе рейтинга обучаемых» (А. А. Калмыков-, П. Н. Сапожников, С. В. 'Пьянков).

Необходимо откатить, -что многие статьи сборника непосредственно или

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.