Научная статья на тему 'Народный заступник'

Народный заступник Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
256
56
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
УЛЬЯНОВ ГРИГОРИЙ КАРПОВИЧ

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Мокшин Н. Ф.

В статье анализируется жизнь и деятельность выдающегося мордовского просветителя, общественно-политического деятеля, журналиста и педагога Григория Карповича Ульянова.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

People’s defender

In the article there is analyzed life and activities of the significant Mordovian activist, journalist and teacher Gregory Karpovich Ulianov.

Текст научной работы на тему «Народный заступник»

1. ИСТОРИЯ, ЭТНОГРАФИЯ, ФИННО-УГРОВЕДЕНИЕ

1.1. НАРОДНЫЙ ЗАСТУПНИК

Мокшин Н.Ф., доктор исторических наук, профессор

Аннотация: В статье анализируется жизнь и деятельность выдающегося мордовского просветителя, общественно-политического деятеля, журналиста и педагога Григория Карповича Ульянова.

Ключевые слова: Ульянов Григорий Карпович

PEOPLE’S DEFENDER

Mokshin N.F., doctor of historical sciences, professor

Abstract: In the article there is analyzed life and activities of the significant Mordovian activist, journalist and teacher Gregory

Karpovich Ulianov.

Keywords: teacher Gregory Karpovich Ulianov

24 сентября 2014 года исполняется 150 лет со дня рождения Григория Карповича Ульянова - выдающегося мордовского просветителя, общественнополитического деятеля, журналиста, педагога. Он родился в эрзя-мордовском селе Кулясово Кузнецкого уезда Саратовской губернии, что ныне в Камешкир-ском районе Пензенской области, в крестьянской семье, давшей России двух замечательных людей - Григория и Елену Ульяновых, деятельность которых оказала значительное влияние на просвещение мордовского народа1.

После окончания земской школы Григорий Ульянов поступает в Вольскую учительскую семинарию, завершив обучение в которой в 1885 г., начинает свою педагогическую деятельность в качестве учителя в мокшанско-эрзянском селе Наскафтым Кузнецкого уезда Саратовской губернии (ныне Шемышейского района Пензенской области). Полный просветительских планов и устремлений, молодой педагог быстро сблизился с крестьянами, вел с ними задушевные беседы, которые выходили далеко за рамки школьной программы и тогда назывались «крамольными». В результате распоряжением министра народного просвещения он был лишен в 1889 году права заниматься педагогической деятельностью «по политической неблагонадежности».

Григорий Карпович Ульянов был вынужден покинуть родные края и переехать в губернский город Саратов, где устраивается на работу в отдел земской статистики губернской земской управы, а затем возглавляет отдел народного образования этой же управы. Здесь он сближается с другим не менее замечательным мордвином родом из эрзя-мордовского села Камаевка Петровского уезда Саратовской губернии, общественным деятелем и писателем Степаном Васильевичем Аникиным (годы жизни 1869 - 1919), совместно с которым создает Общество взаимопомощи учеников и учителей народных училищ Саратовской губернии, участвует во Всероссийском съезде этого общества, состоявшемся в 1902 году.

С 1902 года Г. К. Ульянов становится активным деятелем саратовской организации Партии социалистов революционеров (эсеров), содействует созданию Все-

1 Мокшин Н. «Мы обещаем стоять за Вас грудью» // Известия

Мордовии, 2004, 24 сентября. С. 7.

российского крестьянского союза и саратовской организации указанной партии2.

В Саратове Г. К. Ульянов знакомится с лидерами народнического движения, сосланными туда за антиправительственную деятельность, В. Г. Богоразом-Таном, впоследствии известным этногеографом, одним из создателей партии «Земля и воля» М. А. Натансоном (Бобровым). Под их влиянием у него улетучивались надежды на школу и хорошего учителя, как на путь выведения крестьянства, родного народа из бесправия и нищеты, а таковым становится путь революционной борьбы. В начале 1900-х годов наиболее многочисленной и популярной в крестьянской массе была партия социалистов-революционеров или эсеров, представлявшая собой левое крыло мелкобуржуазной демократии. Подвергая критике утопические теории этой партии, применявшуюся ею тактику индивидуального террора, колебания между классами рабочих и крестьян, в то же время партия большевиков во главе с В. И. Ульяновым (Лениным) неоднократно вступала в соглашения с эсерами ради усиления борьбы с царским самодержавием.

За активное участие в демонстрациях, нелегальной политической деятельности и организацию крестьянского движения в губернии Г. К. Ульянов в 1905 году, в разгар Первой русской революции, был арестован и сослан на пять лет в Восточную Сибирь. Но по этапу он дошел лишь до Тюменской тюрьмы, что в Западной Сибири, где весной 1906 года его настигла весть об избрании депутатом 1-ой Государственной Думы от Саратовского «Союза трудящихся». В связи с избранием членом Государственной Думы Г. К. Ульянов был освобожден из Тюменской тюрьмы.

Его избиратели - мордовские и русские крестьяне родной Камешкирской волости Кузнецкого уезда Саратовской губернии наказывали своему избраннику в Государственную Думу бороться за их права. Говоря о страданиях, разорительных налогах, рекрутстве, бесправии, неграмотности и лишениях, они в своем наказе писали: «Дальше мы таких порядков выносить не можем и поручаем Вам, Григорий Карпович, громко заявить Думе и защищать до последней возможно-

2 Исхакова О. А., Протасов Л. Г. Ульянов // Государственная дума Российской империи: 1906-1917: Энциклопедия. - М.: Российская политическая энциклопедия, 2088. С. 636.

сти... наши требования. Мы обещаем стоять за Вас грудью»3.

В Государственной Думе Г. К. Ульянов, как и избранный также заочно его мордовский коллега С. В. Аникин, вошел в «Трудовую группу», объединявшую в основном депутатов из крестьян и народнической интеллигенции. Они были лидерами ее революционного крыла. Обладая природным даром ораторов, Г. К. Ульянов и С. В. Аникин неоднократно вступали в дискуссии с представителями царской власти, лидерами основных политических партий Российской империи -П. А. Столыпиным, П. Н. Милюковым и другими. Они были составителями ряда аграрных проектов, предложенных «трудовиками», а именно «проекта 33-х», требовавшего полной ликвидации частной собственности на землю и уравнительно-трудового землепользования, «проекта 35-ти» - о земельных комитетах и других. Эти выступления и проекты неоднократно анализировал В. И. Ульянов (Ленин). Он и его партия поддерживали социально-экономические требования

«трудовиков», отражавшие интересы и чаяния трудового крестьянства, боровшегося против помещичьего землевладения и пережитков крепостничества. Критикуя неустойчивость и слабость их политических позиций, большевики вместе с тем соглашались с ними по ряду вопросов.

Как писал впоследствии в неопубликованной автобиографии Г. К. Ульянов, он и его сподвижники по «Трудовой группе» ясно понимали, что государственная Дума «бессильна удовлетворить требования трудовых масс, и смысл депутатских полномочий видели лишь в том, чтобы использовать их для углубления и расширения революционного движения»4.

Наряду с официальной депутатской деятельностью Г. К. Ульянов продолжал активную внедумскую работу, будучи ответственным редактором газеты социали-стов-революционеров «Дело народа» и членом Центрального Комитета этой партии с 1906 по 1910 годы. Как редактору указанной газеты ему было предъявлено обвинение в уголовном преступлении, требовавшее лишения его парламентской неприкосновенности. После бурных дебатов июня 1906 года, в которых принял активное участие С. В. Аникин, горячо защищавший друга и коллегу, Государственная Дума отклонила это требование. Но вскоре (10 июля этого же года) она была царским указом распущена, и Г. К. Ульянов, по его словам, оказавшись «свободным кандидатом на скамью подсудимых», был вынужден перейти на нелегальное положение.

В своих выступлениях и публицистических статьях Г. К. Ульянов отмечал беспочвенность надежд на возможность мирной законодательной работы в Государственной Думе, выдвигал в качестве первоочередной задачи борьбу за народовластие, призывал к использованию Гд как одного из инструментов организации народных масс для активного революционного выступления.

Бывшие члены Государственной Думы, не соглашаясь с царским указом о ее роспуске, собравшись вскоре в городе Выборге, приняли обращение к «Народу от народных представителей», получившее в исторической и мемуарной литературе название «Выборгского воззвания», в котором значительное большинство де-

3 Вестник партии народной свободы, 1906, № 10. С. 694.

4 Бибин М. Т., Осовский Г. Е. Григорий Карпович Ульянов // Просветители и педагоги Мордовского края. - Саранск, 1986. С. 98.

путатов посчитали Думу единственным легитимным органом власти и признали ее роспуск нарушением прав народа. В связи с этим они сочли своим долгом выразить протест, сняв с себя ответственность за невыполнение своей программы. По данным следствия, основанным на распространявшемся в С.-Петербурге экземпляре воззвания, его подписали 180 депутатов, в том числе 100 кадетов (конституционных демократов), 56 трудовиков, 15 социал-демократов. В ряде неофициальных источников число подписавших это воззрение колеблется от 213 до 232. Г. К. Ульянов был в числе тех, кто подписал указанное воззвание, за что Петербургской судебной палатой, заседавшей 12-18 декабря 1907, года был приговорен к трем месяцам тюрьмы и лишен избирательных прав5.

Что касается С. В. Аникина, бывшего одним из лидеров Трудовой группы («трудовиков»), то он незадолго до роспуска Государственной Думы был делегирован Трудовой группой в Лондон на социалистическую конференцию Междупарламентского союза и во время роспуска ГД отсутствовал в

С.- Петербурге, поэтому Выборгское воззвание не подписывал6.

Часть «трудовиков» после разгона 1-й Государственной Думы образовала революционный комитет «Трудовой группы», вступивший в блок с социал-демократами для подготовки вооруженного восстания. Среди них был Г. К. Ульянов, как и С. В. Аникин. Находясь на нелегальном положении, он с пропагандистскими целями посетил Нижегородскую, Казанскую, Самарскую, Пензенскую губернии, побывал во многих мордовских селах.

В 1907 году Г. К. Ульянов через Финляндию эмигрирует в Италию, а с ноября 1908 года живет в Париже и Женеве, работает в эмигрантских организациях эсеров, публикуется в их изданиях под псевдонимом Иван Деревенский, призывая в своих статьях к активной революционной борьбе с самодержавием, за созыв Учредительного собрания на основе всеобщего избирательного права, критикует деятельность правительства и 4-й Государственной Думы. Оказавшись почти на десятилетие за пределами России, он продолжал жить с постоянными думами о судьбах своей родины, отчетливо осознавая, что эмиграция эта была для него вынужденной, обусловленной реакцией, последовавшей после поражения Первой русской революции 1905-1907 годов. За границей он занимается самообразованием, дает уроки, исследует историю народного просвещения, пишет и публикует очерки и статьи, продолжает политическую деятельность, издает в Женеве журнал «На чужбине». В связи с начавшейся в 1914 году Первой мировой войной, Г. К. Ульянов последовательно выступает с антивоенных, интернационалистских позиций, ведет борьбу с угаром национализма и шовинизма, участвует в создании в 1915 году Комитета интеллектуальной помощи русским военнопленным.

Интересной страницей биографии Г. К. Ульянова является его участие в Кинтальской конференции, состоявшейся весной 1916 года в швейцарской деревне Кинталь. Эта была международная конференция со-циалистов-интернационалистов, принявшая антивоенный манифест и другие документы, которые, хотя и не

5 Демин В. А. Выборгское воззвание // Государственная дума Российской империи: 906-1917: Энциклопедия. С. 113-114.

6 Исхакова О. А. Аникин // Там же. С. 22.

содержали ленинского лозунга о превращении войны империалистической в войну гражданскую, но включали внесенные по настоянию В. И. Ульянова (Ленина) и Циммервальдской левой (международное объединение революционеров, созданное Лениным на Циммер-вальдской конференции в 1915 г.), призывы ко всеобщей интернациональной борьбе против войны, за социализм. М. А. Натансон (Бобров) и Г. К. Ульянов (под псевдонимом Власов), представляя интернационалистское крыло партии эсеров, совместно с В. И. Ульяновым (Лениным) выступили против центристской оппозиции и социал-шовинизма, подписали несколько важных документов конференции, способствовавших созданию Циммервальдского объединения, особенно его левого крыла.

В 1917 г. В. И. Ленин поставил вопрос о выходе левого крыла из Циммервальдского объединения. Созданный в 1919 г. Коммунистический интернационал на 1-м своем конгрессе принял решение о роспуске Цим-мервальдского объединения - временного блока ре-волюционеров-интернационалистов с центристским и полуцентристским большинством, оформившемся на Циммервальдской конференции.

Почти десятилетняя эмиграция, естественно, не способствовала укреплению связей с Родиной, родным народом. И как только представилась возможность, а ее дала Февральская революция, свергшая царский режим, уже в апреле 1917 года Г. К. Ульянов возвращается в Россию, в родные края, в том же поезде, что и В. И. Ульянов (Ленин), продолжив работу в земских органах Саратовской губернии. Временное правительство, пришедшее к власти в результате Февральской революции, провозгласило необходимость для утверждения нового режима в стране созыва Учредительного собрания в качестве парламентского учреждения. Г. К. Ульянов был выдвинут и избран в это собрание от Партии социалистов-революционеров (по Москве).

Заседание Учредительного собрания проходило 5 (18) января в Таврическом дворце в Петрограде, в то время, когда в стране уже произошла Октябрьская революция. Большинство делегатов Учредительного собрания отказалось принять декреты Советской власти. В пятом часу утра 6 (19) января оно было закрыто. В ночь с 6 (19) на 7 (20) января ВЦИК (Всероссийский Центральный Исполнительный комитет) принял декрет о роспуске Учредительного собрания.

После Октября 1917 г. Г. К. Ульянов вступает в Партию левых социалистов-революционеров (эсеров), сотрудничавших с большевиками, устанавливает советскую власть в Кузнецком уезде, был делегатом Всероссийского съезда Партии социалистов-революционеров, состоявшемся в 1918 году, но в июле этого же года, в связи с убийством германского посла Мирбаха, выходит из рядов этой партии.

Г. К. Ульянов не сожалел об этом, ибо он с радостью и бесповоротно близко к сердцу принял Октябрьскую революцию. «Самое важное сделано. Октябрьская революция разбила вековые цепи, вселила силу и уверенность, расчистила перед мордвой путь, и теперь дело строительства народной жизни является ее собственным делом. Сознательные дети мордвы, Великая Октябрьская революция зовет вас всех к работе на благо своего освобожденного народа», - писал он в

первые годы после революции7.

В анкете делегата 1-го Всероссийского съезда национальностей, состоявшегося в 1920 г., в ответ на вопрос о партийной принадлежности он отметил: «С Октябрьской революции до настоящего времени -беспартийный, сочувствую революционному коммунизму»8.

Конструктивная работа по утверждению Советской власти на местах полностью захватила его. Как человека идейного, проверенного в горниле многих испытаний, опытного руководителя, Г. К. Ульянова избирают членом исполкома, председателем земской управы, комиссаром юстиции в родном Кузнецком уезде Саратовской губернии.

С июня 1918 г. начинается новый этап в жизнедеятельности Г. К. Ульянова. Он становится сотрудником Народного комиссариата по просвещению, назначается ответственным секретарем органа Наркомпроса -еженедельника «Народное просвещение». Просветительская работа под непосредственным руководством таких видных советских общественно-политических деятелей и педагогов, как А. В. Луначарский, Н. К. Крупская, М. Н. Покровский и др., способствовала глубокому осознанию проводимой Коммунистической партией политики в области народного образования.

В 1919 году по поручению редакции еженедельника «Народное просвещение» он совершает поездку в Саратовскую и Пензенскую губернии, описав ее затем в цикле очерков «Письма с дороги». Посещение Рузаевки, Пензы, Кузнецка, ряда русских и мордовских сел дало Г. К. Ульянову обширный материал для анализа состояния культуры и просвещения в Мордовском крае, положения мордовского народа в послереволюционные годы в целом. В ярких путевых заметках, а в последующем и в более обстоятельных научнопопулярных статьях он откровенно характеризует социально-экономические и этнокультурные проблемы, переживаемые краем в годы Гражданской войны, в условиях разрухи и голода. Особенно пристально он изучает ростки нового, а именно становление школы и учителя новой формации, новые отношения между учащимися и учителями, серьезное отношение крестьян к трудовой и профессиональной подготовке, соединение обучения с производительным трудом.

Делом жизни Г. К. Ульянова с приходом его в Нар-компрос становится просвещение нерусских народов Российской Федерации (РСФСР), в том числе и его родного мордовского народа. Он принимает активное участие в формировании центральных органов управления просвещением этих народов. В 1919 году, будучи инструктором Отдела просвещения национальных меньшинств Наркомпроса РСФСР, он выступил с инициативой о создании Мордовского подотдела Нарком-проса и широком развертывании просветительской работы среди мордвы, обусловленной низкой грамотностью народа.

В апреле 1920 года через газету «Жизнь национальностей» Г. К. Ульянов обратился с письмом к работникам просвещения мордовской национальности, в котором акцентировал внимание на организационных и педагогических проблемах просветительской работы в центре и на местах. «На борьбу с невежеством долж-

7 Ульянов Г. К. Октябрьская революция и мордва // Жизнь национальностей, 1920, 23 мая; Он же. Задачи мордовской интеллигенции // Там же, 1921, № 8.

8 Бибин М. Т., Осовский Е. Г. Указ. раб. С. 100.

ны быть призваны все наши сознательные силы», -писал он9.

Григорий Карпович внес предложение об объединении отдельных национальных ячеек (подотделов) в составе Наркомпроса в Совет по просвещению национальностей (Совнацмен). Такой Совет был создан, и Г. К. Ульянов возглавил его Мордовское бюро, которым руководил до апреля 1924 года.

Г. К. Ульянов проявил себя в качестве талантливого организатора просвещения нерусских народов и, прежде всего, мордовского. Он приложил немало усилий по консолидации национальной интеллигенции для просвещения народа, созданию мордовской национальной школы. Важную роль сыграли в этом съезды, конференции, совещания, в организации которых он принимал самое непосредственное и действенное участие. Г. К. Ульянов был одним из инициаторов и участником 1-го Всероссийского совещания по просвещению национальностей (1919 г.), Всероссийского съезда национальностей (1920 г.), организатором многих национальных форумов, в том числе курсов мордовских учителей, сыгравших существенную роль в объединении усилий мордовской интеллигенции, нацеленных на подъем культурного уровня родного народа. Выступления Г. К. Ульянова всегда вызывали интерес глубоким знанием истории, современного состояния просвещения и культуры мордвы, ярким талантом публициста10.

Одна из ярких страниц его жизни - участие в спасении детей голодающего Поволжья. Как представитель Наркомпроса, он выезжал в национальные, в том числе мордовские, районы Поволжья для оказания помощи голодающим, сам вывез более сорока крайне ослабленных голодом ребят, занимался организацией детских домов.

В 1926 году Г. К. Ульянову назначается персональная пенсия. Но он продолжает творческую деятельность, проявляя особый интерес к проблемам народного образования в Мордовском крае, говорит о необходимости создания специальных институтов для исследования истории, этнографии, языка и фольклора мордовского народа, организации научных экспедиций в губернии, заселенные мордвой.

С чувством глубокого удовлетворения встречал Г. К. Ульянов известия о национально-государственном строительстве у мордвы, проходившем поэтапно: в 1928 году - образование Мордовского округа, в 1930 -Мордовской Автономной области, в 1934 - Мордовской Автономной Советской Социалистической республики.

В 1930-1931 годах по приглашению исполкома Мордовской Автономной области и по заданию Института методов школьной работы Г. К. Ульянов приезжает в Мордовию для изучения состояния народного образования и культуры в мордовской деревне, этноязыковой ситуации в условиях русско-мордовского билингвизма, т. е. двуязычия. Он побывал в ряде мордовских сел Атяшевского, Ичалковского, Кочкуровского и Саранского районов, провел интересные собрания родителей по вопросам употребления родного языка в учебном процессе. В создании всеобщей мордовской началь-

9 Ульянов Г. К. Просветительская работа среди мордовской национальности (письмо работникам просвещения) // Жизнь национальностей, 1920, 23 мая; Он же. Задачи мордовской интеллигенции // Там же, 1921, № 8.

10 Бибин М. Т., Осовский Е. Г. Указ. раб. С. 102.

ной школы Г. К. Ульянов видел путь «национальнокультурного обновления» мордовской деревни, о чем свидетельствует его отчет «Мордовская деревня, как она есть», а также ряд его статей, увидевших свет в центральной педагогической печати1 .

Вся творческая деятельность Г. К. Ульянова была тесно связана с журналистикой. В послеоктябрьский период он особенно много внимания уделял педагогической публицистике, опубликовав в журналах «Народное просвещение», «Коммунистическое просвещение», «Просвещение национальностей», «Народный учитель», «Крестьянский журнал», в газетах «Якстере Теште» («Красная звезда»), «Учительская газета» и др. около 60 статей. Вместе с Е. В. Скобелевым и сестрой Еленой Карповной в 1923 году в Москве Г. К. Ульянов опубликовал первый эрзя-мордовский советский букварь «Тундонь чи» («Весенний день»).

Он оказал немалое воздействие на свою сестру, ставшую известным советским педагогом и общественным деятелем, заслуженным учителем школы РСФСР. Закончив Симбирскую женскую учительскую семинарию, Е. К. Ульянова работала учительницей в Балашовском уезде Саратовской губернии, в Саратове и в Петербурге, а последние три десятилетия своей жизни (с 1927 по 1957 годы) учительствовала в мокша-мордовском селе Старая Яксарка Шемышейского района Пензенской области, где и скончалась в 1968 году. Она вела активную работу по организации просвещения мордовского анрода, в 1926-1927 годах преподавала на Центральных московских курсах по переподготовке мордовских учителей, участвовала в работе Всероссийского совещания по просвещению мордвы, состоявшегося в 1919 году в селе Челпаново ныне Атяшевского района Республики Мордовия, всероссийских съездов мордовских учителей (1924, 1925 гг.). Ее именем названа улица в селе Старая Яксярка. Она была награждена двумя орденами Ленина - высшей государственной наградой Советского Союза12.

В начале Великой Отечественной войны Григорий Карпович Ульянов эвакуировался из Москвы в город Климовск, что рядом с городом Подольском Московской области, где и скончался 23 января 1943 года на семьдесят девятом году жизни.

Большой и тернистый путь прошел даровитый сын мордовского народа, вышедший из деревенской глубинки, малограмотной крестьянской среды, ставший в один ряд с крупными революционными деятелями России, испытавший гонения и притеснения царских властей, но до конца своих дней не сломленный, внесший существенный вклад в общественнополитическую жизнь России, в просвещение родного мордовского народа. Родившийся в один год с другим не менее выдающимся просветителем мордвы Макаром Евсевьевичем Евсевьевым, он ничуть не дублировал последнего. Если М. Е. Евсевьев не отличался революционностью своих замыслов и деяний, хотя и был всегда настроен демократически, то Г. К. Ульянов, как и его однофамилец - уроженец соседней с Саратовской Симбирской губернии В. И. Ульянов, придер-

11 Ульянов Г. К. Национально-культурная проблема в мордовской деревне // Коммунистическое просвещение, 1931, № 10; Он же. Колхозы и дошкольные учреждения в МАО // Просвещение национальностей, 1932, № 7.

12 Мокшин Н. Ф. Ульянова Елена Карповна (1878 - 1968) // Женщина в российском обществе. Российский научный журнал, 1996, № 1. С. 31.

живался иных позиций, более радикальных. И хотя в настоящее время эти идеи несколько потускнели, было бы нелепо начисто отвергать их, не видеть в них рациональных положений.

Идеи и опыт Г. К. Ульянова - одного из выдающихся просветителей мордвы, активного участника и историографа национально-культурного возрождения родного народа остаются актуальными, призванными и сегодня служить делу просвещения. Думается, настало время для издания его трудов, представляющих поныне не только историографический, но и немалый этнокультурный интерес.

Список литературы:

1. Мокшин Н. «Мы обещаем стоять за Вас грудью» // Известия Мордовии, 2004, 24 сентября. С. 7.

2. Исхакова О. А., Протасов Л. Г. Ульянов // Государственная дума Российской империи: 1906-1917: Энциклопедия. - М.: Российская политическая энциклопедия, 2088. С. 636.

3. Вестник партии народной свободы, 1906, № 10. С. 694.

4. Бибин М. Т., Осовский Г. Е. Григорий Карпович Ульянов // Просветители и педагоги Мордовского края. - Саранск, 1986. С. 98.

5. Демин В. А. Выборгское воззвание // Государственная дума Российской империи: 906-1917: Энциклопедия. С. 113-114.

6. Исхакова О. А. Аникин // Там же. С. 22.

7. Ульянов Г. К. Октябрьская революция и мордва // Жизнь национальностей, 1920, 23 мая; Он же. Задачи мордовской интеллигенции // Там же, 1921, № 8.

8. Бибин М. Т., Осовский Е. Г. Указ. раб. С. 100.

9. Ульянов Г. К. Просветительская работа среди мордовской национальности (письмо работникам просвещения) // Жизнь национальностей, 1920, 23 мая; Он же. Задачи мордовской интеллигенции // Там же, 1921, № 8.

10. Бибин М. Т., Осовский Е. Г. Указ. раб. С. 102.

11. Ульянов Г. К. Национально-культурная проблема в мордовской деревне // Коммунистическое просвещение, 1931, № 10; Он же. Колхозы и дошкольные учреждения в МАО // Просвещение национальностей, 1932, № 7.

12. Мокшин Н. Ф. Ульянова Елена Карповна (1878 -1968) // Женщина в российском обществе. Российский научный журнал, 1996, № 1. С. 31.

13. Мокшин Н. Ф. Финно-угры в русской и мировой культуре // Социально-политические науки №3, 2012, с. 11-15

Reference list:

1. Mokshin N. "We promise to stand up for you a breast"//News of Mordovia, 2004, on September 24. Page 7.

2. Iskhakov O. A. Protasov L. G. Ulyanov//State Duma of the Russian Empire: 1906-1917: Encyclopedia. - M: Russian political encyclopedia, 2088. Page 636.

3. Messenger of party of national freedom, 1906, No. 10. Page 694.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.